Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / физическая культура и спорт / физическая подготовленность / умственная и физическая работоспособность / физическое воспитание / motivation / physical culture and sports / physical fitness / mental and physical performance / physical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Сбитнева

В статье рассматриваются проблемы формирования интереса, мотивации к занятиям физической культуры. Раскрывается значимость физической культуры и спорта. В ходе исследования был использован метод опроса, анкетирования. Выявлены мотивы к занятиям физической культуры. Определены факторы, повышающие интерес к занятиям физической культуры. Выявлены самые интересные, популярные виды спорта. Проанализирована роль мотивации студентов во время обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES AS A NECESSARY COMPONENT IN THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS

The article discusses the problems of interest formation, motivation for physical education classes. The importance of physical culture and sports is revealed. In the course of the study, the survey method was used. The motives for physical education are revealed. The factors that increase interest in physical education classes have been identified. The most interesting and popular sports have been revealed. The role of students' motivation during university studies is analyzed.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-263-265

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования интереса, мотивации к занятиям физической культуры. Раскрывается значимость физической культуры и спорта. В ходе исследования был использован метод опроса, анкетирования. Выявлены мотивы к занятиям физической культуры. Определены факторы, повышающие интерес к занятиям физической культуры. Выявлены самые интересные, популярные виды спорта. Проанализирована роль мотивации студентов во время обучения в вузе.

Ключевые слова: мотивация, физическая культура и спорт, физическая подготовленность, умственная и физическая работоспособность, физическое воспитание.

В настоящее время учебно-воспитательный процесс вуза ориентирован на комплексный и системный характер образования, воспитания и подготовки будущих специалистов. Возрастают требования к качеству подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Современный уровень жизни, технический прогресс, требуют от молодых людей соответствующей профессиональной квалификации, высокого образовательного культурного уровня, здоровья, физической подготовки, развития моральных и волевых качеств, так как от этих факторов в значительной степени зависит уровень работоспособности человека в его профессиональной деятельности [1].

Физическая культура и спорт являются основным фактором в сфере оздоровления, достижения оптимального уровня физической подготовленности, совершенствования индивидуальных качеств, умственных и физических способностей. Формирование мотивации, интерес и потребность студентов к занятиям физической культуры ориентировано на приобретение и сохранение оптимального уровня физической подготовленности, умственной и физической работоспособности. Одной из основных задач физического воспитания в вузах является не только формирование и упрочение мотивации к занятиям, но и включение их в

повседневный быт студента, в систему личностных ценностей [2].

Мотивация представляет собой систему целей, потребностей, которые побуждают занимающегося физической культурой овладеть знаниями, умениями, навыками, сознательно совершать конкретные действия путем стимулирования определенных мотивов.

С целью изучения мотивации студентов к занятиям физической культуры использовался метод опроса, анкетирования. В исследовании приняли участие студенты Пермского аграрно-технологического университета имени Д.Н. Прянишникова. В опросе приняли участие 35 человек в возрасте 20-23 года.

В ходе исследования было установлено, что практические занятия по ЭДФКиС в вузе нравятся 71.4%, 28.6% респондентов не проявляют интерес. Прослеживается снижение интереса к теоретическим занятиям. В 1 семестре посещали 65.7% студентов, во 2 семестре 51.4%.

По результатам исследования выявлено, что доминирующими мотивами к занятиям физической культуры у студентов являются:

1. Познавательно-развивающие мотивы - 74.2%, с помощью средств физической культуры студенты могут изучить свой организм, развить способности, повысить уровень физической подготовленности.

2. Мотивы достижения - 71.4%, характеризуется стремлением достичь высокие результаты, достичь намеченной цели.

3. Оздоровительные мотивы - 65.7%, существует возможность сохранить и укрепить свое здоровье.

4. Коммуникативные мотивы - 60%, работа в команде, общение.

5. Эстетические мотивы - 51.5%, совершенствование внешнего вида, спортивной формы.

6. Воспитательные мотивы - 42.5%, развитие навыков самоконтроля, самоподготовки.

7. Административные мотивы - 25.7%, считают, что физическая культура необходима в рамках обязательной программы в вузе для получения зачета по данной дисциплине.

В результате опроса были выявлены факторы, повышающие интерес к занятиям физической культуры. Для студентов важно наличие спортивной базы, спортивного инвентаря - 82.8%, содержание занятий, интересная программа - 65.7%, развитие физических качеств, совершенствование физической подготовленности - 54.2%, возможность участия в соревнованиях за факультет, вуз - 42.8%, профессионализм тренера, преподавателя - 40.0%.

При анализе полученных данных было выявлено, что самыми интересными, популярными видами двигательной активности у студентов являются спортивные игры -80.0%, фитнес - 65.7%, гимнастика, йога -42.8%, легкая атлетика - 31.4%, лыжные гонки - 25.7%, плавание - 20.0%, туристические походы - 17.1%.

Кроме того, в ходе исследования выявлено, что студентам нравится участвовать в физкультурно-спортивных мероприятиях в роли участника - 48.5%, болельщика -37.1%, волонтера - 31.4%, тренера - 28.5%, судьи - 25.7%, организатора - 17.1%.

В результате проведенного исследования было установлено, что большинство студентов проявили мотивационно-цен-ностное отношение, интерес к занятиям физической культуры и спорта. Студенты осознают значимость физической культуры и спорта для оздоровления, формирования необходимых умений и навыков, направленных на познавательную и практическую деятельность, физической подготовленности, умственной и физической работоспособности. Создание мотивационных ориентиров способствует образованности, воспитанности, интеллектуальному, нравственному, физическому развитию, повышению профессионализма.

Проведенное исследование показывает, что познавательно-развивающие мотивы, мотивы достижения, оздоровительные мотивы наиболее значимы для успешной учебной деятельности студентов, профессиональной ориентации будущих специалистов. Осознанное отношение к занятиям физической культуры, закаливанию, потребности в регулярном использовании средств физической культуры является стимулирующим фактором к физическому самосовершенствованию и самовоспитанию, физическому развитию, функциональному состоянию. Правильно организованная двигательная активность является основой рациональной организации двигательного режима студентов, способствует совершенствованию физической подготовленности, коррекции психического состояния [3].

Формирование физической культуры личности должно происходить с помощью реализации здоровье формирующих компетенций. Сохранение и укрепление здоровья студентов определяет профессиональное становление и развитие. Интерес, мотивация студентов к занятиям физической культуры становится важнейшей частью интереса к общечеловеческой культуре в общем.

Библиографический список

1. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.

2. Селецкая Т.Г. Исследование мотивов, побуждающих студенток заниматься физической культурой и спортом// Современные проблемы физической культуры и спорта: Мат. VIII науч. конф. молодых ученых Дальнего востока. - Хабаровск: ДВГАФКС, 2005. -С. 158-159.

3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - СПб., 2002.

MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES AS A NECESSARY COMPONENT IN THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS

O.A. Sbitneva, Senior Lecturer

Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryan-

ishnikov

(Russia, Perm)

Abstract. The article discusses the problems of interest formation, motivation for physical education classes. The importance of physical culture and sports is revealed. In the course of the study, the survey method was used. The motives for physical education are revealed. The factors that increase interest in physical education classes have been identified. The most interesting and popular sports have been revealed. The role of students' motivation during university studies is analyzed.

Keywords: motivation, physical culture and sports, physical fitness, mental and physical performance, physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.