Научная статья на тему 'Мотивация к занятиям физической культурой у юношей старших классов общеобразовательной школы'

Мотивация к занятиям физической культурой у юношей старших классов общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / PHYSICAL EDUCATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лимаренко О.В., Колесникова Н.Н.

В статье представлены результаты исследования, направленного на определение наиболее приоритетных видов деятельности юношей-старшеклассников, а также на изучение мотивов, побуждающих их к занятиям физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motivation for physical training at the high school boys of secondary school

The paper presents the results of a study aimed at identifying high-priority activities, high school boys, as well as to study the motives prompting them to physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Мотивация к занятиям физической культурой у юношей старших классов общеобразовательной школы»

УДК 338.48-52

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ЮНОШЕЙ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О.В. ЛИМАРЕНКО, Н.Н. КОЛЕСНИКОВА

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. Физическое воспитание, являясь составной частью общества, его подсистемой, находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами. Взаимосвязи физического воспитания с общекультурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества весьма сложны и не одинаковы в различных формациях. Общие закономерности функционирования физического воспитания, отражающие характер взаимодействия его со средой, можно сформулировать следующим образом: физическое воспитание, являясь подсистемой общества, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материальных и социальных условий жизни общества и обусловленных ими потребностей, а в процессе функционирования оказывает воздействие на социально-демографические группы [2,

1, 4].

Для понимания сущности физического воспитания важно понять, что побуждает человека к двигательной активности, так как этот вид деятельности не связан напрямую с добыванием материальных благ, необходимых для жизни. Важным является и определение соотношений в этом явлений личностного, биологического и социального [4].

Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет разработан алгоритм привлечения учащихся, студентов, населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом в настоящих социально-экономических условиях. Важно определить, что необходимо сделать, чтобы выработать на различных этапах становления личности потребность заниматься физическими упражнениями и спортом всю жизнь[8].

Естественно, что мотивация приобщения индивида к занятиям физическими упражнениями и спортом играет первостепенную роль [3].

Результаты исследований по данной проблеме показывают, что занятия физической культурой будут наиболее эффективны только тогда, когда участие в них вызвано внутренними побуждениями школьника, интересом к занятиям. В этом случае они будут способствовать развитию творческой активности, откроют пути для самосовершенствования личности [7].

Существенным аспектом этого процесса с позиции социальной детерминации личности является связь мотива с потребностями, а последних - с объективными социальными условиями жизни

[5].

Если же связь «мотив - потребность» продолжить до «мотив - потребность - цель» и изучить ее, то можно говорить о вполне четком направлении, в котором необходимо организовать деятельность в области физического воспитания.

Объект исследования: мотивы к занятиям физической культурой и спортом.

Предмет исследования: формирование мотивации к физической активности у юношей 9 - 11-х классов.

Цель исследования: определение мотивации и интересов юношей-старшеклассников к занятиям физической культурой и спортом.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи: 1. Определить отношение юношей-старшеклассников к физической культуре и спорту; 2. Установить, являются ли занятия спортом приоритетным видом деятельности школьников 15-18 лет, а также виды спорта, предпочитаемые ими; 3. Выявить основные мотивы, побуждающие учащихся девятых, десятых и одиннадцатых классов к систематическим занятиям физическими упражнениями и мешающие этому; 4. Определить вид деятельности, являющийся для старшеклассников основным в свободное от учебы время.

При решении данных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; опрос (анкетирование, интервьюирование); методы математической статистики.

Результаты и их обсуждение. Определяя отношение юношей-старшеклассников к физической

культуре и спорту, мы установили, что все (100 %) респонденты понимают значимость физкуль-турно-спортивной деятельности и относятся к ней положительно.

В то же время результаты исследований показывают, что во всех классах более 50 % школьников не занимаются спортом или физкультурно-оздоровительными занятиями во внеурочное время, в частности 71,79 % - девятиклассников, 62,07 % - десятиклассников и 59, 81 % - одиннадцатиклассников (рис. 1).

%

80 70 60 50 40 30 20 10 0

379^0,19

-2821

а) да

71,79

6235981

□ IX класс

□ X класс

□ XI класс

У

б) нет

Рисунок 1 - Занимаетесь ли Вы каким-либо видом спорта?

Подавляющее большинство опрошенных из числа тех, кто не занимается спортом во внеурочное время, хотели бы им заниматься (9 классы - 58,97 %, 10 классы - 44,83 % и 11 классы - 46,73 %).

В то же время спектр видов спорта, которым хотели бы заниматься школьники, достаточно широк (рис. 2).

а) лыжный б) тяжелая в) г) д)

спорт атлетика спортивные единоборства атлетическая

игры гимнастика

Рисунок 2 - Каким видом спорта Вы хотели бы заниматься?

Можно отметить устойчивую тенденцию в желании заниматься лыжным спортом и атлетической гимнастикой учеников всех исследуемых классов (9 классы - 33,33 % и 43,59 %, 10 классы -25,86 % и 50 %, 11 классы - 17,76 % и 40,19 % соответственно).

Различного вида единоборствами хотели бы заниматься 7,69 % юношей девятого, 5,17 % юношей десятого и 4,67 % юношей одиннадцатого классов. Незначительное число старшеклассников (2,56 % юношей девятого, 3,45 % юношей десятого и 1,87 % юношей одиннадцатого классов) изъявили желание заниматься тяжелой атлетикой.

Единицы опрошенных отдали приоритет в выборе биатлону, конькобежному спорту, гимнастике и занятиям туризмом.

Побуждают заниматься спортом юношей старших классов совершенно разные причины (рис.

Показательно то, что подавляющее большинство школьников основными целями в занятиях физическими упражнениями видят совершенствование форм тела (43,59 % юношей девятого, 67,24 % юношей десятого и 36,45 % юношей одиннадцатого классов) и улучшение состояния здоровья (33,33 % юношей девятого, 18,97 % юношей десятого и 36,45 % юношей одиннадцатого классов).

70 60 50 40 30 20 10 0

-%-

67,24

43,59

33,33

36,45

10,28 10,26

5,135,17 ^ 87

8,9

4 9,5 53

□ IX класс

□ X класс

□ XI класс

7,69

а) общение с друзьями

б)тдостижение высокого спортивного результаты

в) улучшение г)

состояния здоровья совершенствование форм тела

д)другое

1

Рисунок 3 - С какой целью Вы хотели бы заниматься спортом?

Также достаточно важными побуждающими мотивами в этом возрасте являются общение с друзьями (так ответили 5,13 % учащихся девятого, 5,17 % учащихся десятого и 10,28 % учащихся одиннадцатого классов), достижение высокого спортивного результата (так ответили 10,26 % учащихся девятого, 3,45 % учащихся десятого и 1,87 % учащихся одиннадцатого классов).

Результаты анализа причин, которые мешают заниматься спортом, представлены на рис. 4.

80 70 60 50 40 30 20 10

72,472,9

58,97

17

□ IX класс □X класс □XI класс

12,82

5,133 ^Ы 5,13 4,67

ИГЛ ^^ ГЪ^ГЛ

,41

а) не хватает времени б) не имею желания

в) отсутствие спортивной экипировки и инвентаря

г) не имею возможности оплачивать занятия

д) другое (укажите)

Рисунок 4 - Укажите причины, которые мешают Вам заниматься спортом

Среди причин, мешающих заниматься спортом или физической культурой, юноши называют главной - недостаток времени (9 классы - 58,97 %, 10 классы - 72,41 % и 11 классы - 72,9 %). При этом не имеют желания заниматься 12,82 % юношей девятого, 1,72 % юношей десятого и 8,41 % юношей одиннадцатого классов.

Ответы школьников на вопрос: «Как вы проводите свое свободное время?», позволяют уточнить, почему подавляющее большинство старшеклассников жалуется на отсутствие свободного времени для занятия спортом (рис. 5).

0

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ IX класс

□ X класс

□ XI класс

7,69

5,61 5,16541 703

2,56

9,35

3,455 ,61

п

а) читаю б) смотрю в) общаюсь с г) занимаюсь д) посещаю е) другое

телевизор друзьями спортом дискотеки

Рисунок 5 - Как Вы обычно проводите свое свободное время?

Анализ результатов позволяет сделать вывод, что общение с друзьями (так ответили 33,35 % учащихся девятого, 46,55 % учащихся десятого и 38,32 % учащихся одиннадцатого классов), просмотр телепередач (так ответили 35,89 % учащихся девятого, 18,97 % учащихся десятого и 18,68 % учащихся одиннадцатого классов) и чтение литературы (так ответили 20,51 % учащихся девятого, 18,97 % учащихся десятого и 21,50 % учащихся одиннадцатого классов) являются более любимым занятием, чем занятия физической культурой и спортом.

Кроме этого 5,17 % учащихся десятого и 6,54 % учащихся одиннадцатого классов предпочитают посещать дискотеки.

Одна из задач физического воспитания в школе является укрепление здоровья школьников, и от того, насколько эффективно оно организовано и проводится, зависит решение этой задачи. Большинство школьников на вопрос: «Нравятся ли Вам занятия по физической культуре?», дали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

положительный ответ (рис. 6).

%

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

82,05

,9768,22

31,0331,78

17,95

а) да

б) нет

2

0

Рисунок 6 - Нравятся ли Вам занятия физической культурой?

Для выявления оценки учениками эффективности уроков физической культуры был задан вопрос: «Что Вас не устраивает на уроках физической культуры?». Обращает внимание то, что большинство старшеклассников указывает, что уроки физической культуры проходят не всегда интересно, они достаточно однообразны и скучны, так как большое количество времени в их структуре занимает монотонное повторение упражнений при обучении технике двигательных действий и развитии физических качеств (9 классы - 33,33 %, 10 классы - 36,21 % и 11 классы - 58,88 %).

Итак, при анализе результатов, полученных в ходе проведенных исследований, обозначились причины низкой эффективности физического воспитания в школах и наметились пути повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом. По нашему мнению, основные из них следующие:

• недостаточность времени, отводимого на уроки физической культуры в процессе занятий; программа по физической культуре для школ не в полной мере отвечает требованиям

настоящего времени;

• низкая мотивация к занятиям.

Данные нашего исследования позволяют говорить о необходимости коррекции не только программы по физической культуре для юношей старших классов, но и коррекции организации и проведения различных форм физического воспитания в школе с целью повышения его эффективности.

Выводы.

1. Определяя отношение юношей-старшеклассников к физической культуре и спорту, мы установили, что все (100 %) респонденты понимают значимость физкультурно-спортивной деятельности и относятся к ней положительно.

2. Результаты исследований показывают, что во всех классах более 50 % школьников не занимаются физической культурой и спортом во внеурочное время, при этом отмечается устойчивая тенденция в желании заниматься лыжным спортом и атлетической гимнастикой у учеников всех исследуемых классов (9 классы - 33,33 % и 43,59 %, 10 классы - 25,86 % и 50 %, 11 классы - 17,76 % и 40,19 % соответственно). Различного вида единоборствами хотели бы заниматься 7,69 % юношей девятого, 5,17 % юношей десятого и 4,67 % юношей одиннадцатого классов. Незначительное число старшеклассников (2,56 % юношей девятого, 3,45 % юношей десятого и 1,87 % юношей одиннадцатого классов) изъявили желание заниматься тяжелой атлетикой. Единицы опрошенных отдали приоритет в выборе биатлону, конькобежному спорту, гимнастике и занятиям туризмом.

3. Установлено, что основными мотивами, побуждающими учащихся девятых, десятых и одиннадцатых классов систематически заниматься физическими упражнениями, являются совершенствование форм тела (43,59 % юношей девятого, 67,24 % юношей десятого и 36,45 % юношей одиннадцатого классов) и улучшение состояния здоровья (33,33 % юношей девятого, 18,97 % юношей десятого и 36,45 % юношей одиннадцатого классов). Также достаточно важными побуждающими мотивами в этом возрасте являются общение с друзьями (так ответили 5,133 % учащихся девятого, 5,17 % учащихся десятого и 10,28 % учащихся одиннадцатого классов) и достижение высокого спортивного результата (так ответили 10,26 % учащихся девятого, 3,45 % учащихся десятого и 1,87 % учащихся одиннадцатого классов).

Причинами, мешающими заниматься физической культурой и спортом, являются недостаток времени (9 классы - 58,97 %, 10 классы - 72,41 % и 11 классы - 72,9 %) и отсутствие желания заниматься (так ответили 12,82 % юношей девятого, 1,72 % юношей десятого и 8,41 % юношей одиннадцатого классов).

4. В свободное от учебы время старшеклассники отдают предпочтение общению с друзьями (так ответили 33,35 % учащихся девятого, 46,55 % учащихся десятого и 38,32 % учащихся одиннадцатого классов), просмотру телепередач (так ответили 35,89 % учащихся девятого, 18,97 % учащихся десятого и 18,68 % учащихся одиннадцатого классов), чтению литературы (так ответили 20,51 % учащихся девятого, 18,97 % учащихся десятого и 21,50 % учащихся одиннадцатого классов) и посещению дискотек (так ответили 5,17 % учащихся десятого и 6,54 % учащихся одиннадцатого классов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта/ В.К. Бальсевич , Л.И. Лубышева. // Межвуз. сб. научн. тр. «Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи». - Тула. - 1994. - С. 3-10.

2. Берг, А.И. Современные проблемы образования и воспитания/ А.И. Берг. // Вопросы философии. -1973. - № 12. - С. 56.

3. Бородин, Ю.А. Проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у девушек старших классов / Ю.А. Бородин, В.Б. Добровольский // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 7. - С. 79.

4. Зернов, Д.Ю. Оптимизация физического воспитания старшеклассников путем формирования положительной мотивации: автореф. дис....канд. пед. наук./ Д.Ю. Зернов. - Алматы. - 2007. - 18 с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы./ Е.П. Ильин. - СПб : Изд-во «Питер». - 2000. - С. 253-296.

6. Хаустов, С.И. Мотивация учебно-физкультурной деятельности у старшеклассников / С.И.Хаустов, Д.Ю. Зернов. // Теория и методика физической культуры. - 2003. - № 1. - С. 64-67.

7. Хаустов, С.И. Формирование положительной мотивации с целью повышения эффективности педагогического процесса в физическом воспитании старшеклассников/ С.И. Хаустов, Д.Ю. Зернов, Д.С. Волков. // Теория и методика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 99-103.

8. Хаустов, С.И. Формирование учебной мотивации на занятиях физическоу культуры у старшеклассников/ С.И. Хаустов, Д.Ю. Зернов, В.В. Гавриленко. // Тезисы докл. VIII межд. конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». - Т. 1. - Алматы. - 2004. - С. 242-244.

THE MOTIVATION FOR PHYSICAL TRAINING AT THE HIGH SCHOOL BOYS

OF SECONDARY SCHOOL

O. V. LIMARENKO, N.N. KOLESNIKOVA

Summary

The paper presents the results of a study aimed at identifying high-priority activities, high school boys, as well as to study the motives prompting them to physical culture and sports.

Keywords: physical education, motivation.

© Лимаренко О.В., Колесникова Н.Н.

Поступила в редакцию 13 апреля 2012г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.