Научная статья на тему 'Ретрансляция здоровьесберегающих технологий в формировании самосохранительного поведения школьников'

Ретрансляция здоровьесберегающих технологий в формировании самосохранительного поведения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шклярук Василий Яковлевич

Статья посвящена проблемам формирования самосохранительного поведения школьников. Исследованы результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в повседневную жизнедеятельность старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретрансляция здоровьесберегающих технологий в формировании самосохранительного поведения школьников»

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 4

УДК 316.728:796

РЕТРАНСЛЯЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В.Я. Шклярук

Саратовский государственный социально-экономический университет,

кафедра экономической социологии E-mail: kochetov@ssea.runnet.ru

Статья посвящена проблемам формирования самосохранитель-ного поведения школьников. Исследованы результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в повседневную жизнедеятельность старшеклассников.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, первичная социализация, аксиологические и социальные факторы.

Retranslation of Health Preserving Technologies into the Formation of Self-Preserving Behavior of the Schoolchildren

V.Y. Shklyaruk

The article is devoted to problems of the formation of self-preserving behavior of the schoolchildren. The author considered the results of introducing of the health-preserving technologies to daily activities of the senior schoolchildren.

Key words: health-preserving technologies, initial socialization, axiological and social factors.

Формирование здоровья школьника в определенной степени зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка, его нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. По оценкам Института возрастной физиологии РАО, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой.

Современная школа должна быть не только системой ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия - это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества1.

На сегодняшний день поставлена актуальная задача: объединить усилия учителей, врачей, родителей, учащихся для повышения эффективности здоровьесберегающих технологий, действия оздоровительных программ в школе. Необходимо отметить, что в последние годы общество ждет от школы эффективных поведенческих моделей. На первый план выдвигается умение ученика делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве, осознавать ценность здоровья и быть приобщенным к здоровому образу жизни.

На общем фоне социально-экономических преобразований в стране среди молодежи резко снизилась значимость духовно-нравственных ценностей. Ценностные ориентации во многом определяют мировоззрение личности, ее поведение в обществе. В процессе первичной социализации нынешних школьников изменились ценности жизни. По исследованиям социологов, современная молодежь не всегда имеет возможность собираться в клубах и на стадионах, возникают «позывы» к алкоголю, наркотикам. 90% подростков употребляют спиртные напитки, курят 50% юношей и 35% девушек, наркотические вещества пробовали 8-12% подростков. Все это является результатом серьезных изъянов нравственного воспитания2.

Первичной социализации человек подвергается в детстве. Этот процесс формирует главным образом мотивацию действий. Первичная социализация, по мнению И.В. Солодниковой, заканчивается, когда у ребенка формируется понятие «общественного другого»3.

В дотрудовой первичной социализации действуют институты социализации: семья, детские дошкольные учреждения, школа, учебно-профессиональные учреждения, вуз. На наш взгляд, первичная социализация личности является основной на пути формирования само-сохранительного поведения населения.

Именно создание стойкой мотивации детей, подростков, юношества к самосохранительным установкам, направленным на здоровый образ жизни, - насущная проблема сегодняшнего формирования самосохранительного поведения подрастающего поколения.

Н.П. Смирнова к участникам воспитательного процесса детских душ причисляет медико-педагогические молодежные центры, центры планирования семьи, квалифицированные кадры из среды медицинских работников, психологов, социальных работников4. В течение ряда лет в образовательных учреждениях Саратовской области действует программа «Основы здорового образа жизни» с подпрограммами для школьных учреждений, но она, по мнению Н.П. Смирновой, имеет низкую эффективность профилактической работы вследствие факультативного характера занятий.

С целью изучения состояния здоровья и физического развития школьников группой со-

© В.Я. Шклярук, 2009

В.Я. Шклярук. Ретрансляция здоровьесберегающих технологий

циологов и психологов СГСЭУ в январе-марте 2004 г. была выполнена хоздоговорная исследовательская работа в МОУ СШ Ленинского района г. Саратова. Влияние социальных и аксиологических факторов на здоровье и работоспособность учеников выпускных классов определялось путем анкетирования. Всего исследовано 62 человека.

По результатам исследования весо-ростового индекса был определен уровень 3-балльной оценки; 4,2% старшеклассников нуждались в коррекции веса. Функциональные пробы с дозированной нагрузкой на организм показали, что 12,7% учеников требовали внимания и дополнительного наблюдения специалистов медучреждения.

Исследование основного физического качества - гибкости (подвижности в плечевых, тазобедренных, локтевых и др. суставах) - выявило, что данное качество развито у выпускников недостаточно и находится в зоне неудовлетворительного уровня, за исключением лиц, занимающихся в спортивных секциях (17,3%).

Исследование социальных и аксиологических факторов, влияющих на здоровье и работоспособность учеников, показало, что здоровье занимает важное место в системе ценностей, является необходимым условием полноценной жизнедеятельности; но ряд социальных факторов, в том числе отказ от процедур закаливания организма (71,4%), употребление алкоголя (28,7%), увлечение табакокурением (36,9%), говорит о противоречивости взглядов на здоровый образ жизни и реального поведения старшеклассников.

В связи с этим нами был намечен ряд мероприятий, связанных с просветительской работой и пропагандой здорового образа жизни; составлена «Программа пропаганды и внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнедеятельность старшеклассников», в том числе разработан «Кодекс здоровья старшеклассника». С целью исследовательской работы (2005-2008 гг.) нами были привлечены ученики 9-х классов. Согласно плану исследования по разработанной анкете был проведен опрос учеников (анкета носила анонимный характер).

Результаты анкетирования были разделены по двум направлениям: первое - влияние аксиологических факторов на здоровье учащихся 9-х классов, второе - влияние социальных факторов на состояние здоровья учеников.

Ценностные ориентации юношей и девушек в исследуемой группе в отношении к здоровью как главному в жизни совпадают на довольно высоком уровне: у юношей 93%, у девушек - 100%; здоровье считают необходимым условием полноценной жизнедеятельности и те и другие - 100%. Далее мнения учащихся разделяются при ответах на вопрос: «Существуют ли ценности, ради которых можно поступиться здоровьем?». Среди юношей 58% готовы пожертвовать своим здоровьем для

достижения определенных целей. 38% девушек могли бы рискнуть в отношении своего здоровья, чтобы добиться успеха. Данные показатели говорят о неустойчивых здоровьесберегающих установках школьной молодежи, что потребует в дальнейшем пристального внимания к изменению системы знаний, взглядов, установок на формирование самосохранительного поведения.

Предпочитают жить, не думая о здоровье, всего 17,0% юношей, у девушек нет такого желания, что подтверждает их более строгий подход к ценности здоровья. На вопрос «Считается ли культурным человек, не заботящийся о своем здоровье?» 55% юношей и 76% девушек ответили утвердительно, что подчеркивает неустойчивость самосохранительных установок.

Систему взглядов школьников на ценность физической культуры и спорта нами в открытой форме предлагалось определить по значимости. На ведущую позицию 60% юношей и 67% девушек поставили здоровье, затем телесное выражение, далее остальные факторы - достижение спортивных результатов, эстетическое удовольствие, самоутверждение.

Ценностные ориентации учеников 9-х классов в формировании двигательной активности (кроме учебных занятий) выразились в следующих формах: преимущество занятиям в спортивных секциях отдали 58% юношей и 19% девушек; 33 и 38% соответственно занимаются самостоятельно (активный отдых). Всего 9% юношей не ведут активный образ жизни; среди девушек 43% не уделяют внимание двигательной активности, что отражает их негативное отношение к укреплению и сохранению здоровья.

На фоне ценностных ориентаций учащихся 9-х классов проанализируем социальные факторы, воздействующие на состояние их здоровья. 86% юношей и 33% девушек воспитываются в полных семьях. Большой процент учащихся (67%) находится на воспитании у матерей-одиночек. По состоянию здоровья ученики распределены: в основной группе - 93% юношей и 52% девушек, в специальной группе - 7% и 43% соответственно, что говорит о проблемах со здоровьем у девушек. При этом факторам риска для здоровья подвержены: 41% юношей и 71% девушек - курят; употребляют алкогольные напитки 1-2 раза в неделю 21% юношей и 14% девушек, по праздникам - 58% и 62% соответственно, что показывает явно выраженную девиантную форму поведения. Следует здесь же отметить отказ от выполнения зарядки и закаливающих процедур: 41% юношей и 48% девушек и 59%, 81% соответственно. В своем окружении школьники имеют лиц, употребляющих наркотики - 34% юношей и 28% девушек. В такой асоциальной среде 31% юношей и 24% девушек не придают значения своему питанию. Удовлетворительные знания об отрицательном влиянии экологии на здоровье имеют 41% юношей и 29% девушек.

Социология

19

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 4

Нами проведено подробное описание основных аксиологических и социальных факторов, воздействующих на здоровье школьников 9-х классов (2005 г.), чтобы в дальнейшем, акцентируя повышенное воздействие комплексных мер, в течение 3 лет попытаться повлиять на изменение здоровьесберегающих установок молодежи.

Составленная нами «Программа пропаганды и внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнедеятельность старшеклассников» реа-лизовывалась посредством наглядной агитации и пропаганды здорового образа жизни (спортивные стенды, показательные выступления лучших спортсменов по видам спорта, спортивные праздники к Дню защитника Отечества, Дню Победы и др.); проводились методические семинары с родителями старшеклассников по формированию самосохранительного поведения. Был создан постоянно действующий рабочий совет по организации мониторинга определения состояния физического развития старшеклассников. В учебный процесс были внедрены здоровьес-берегающие технологии самосохранительного поведениея учащихся, применены рекреативные формы физической культуры.

На завершающем этапе исследований нами был проведен анкетный опрос (2008 г.) старшеклассников. По результатам анкетирования была построена динамика аксиологических и социальных факторов, воздействующих на здоровье учащихся выпускных классов. Необходимо отметить, что на общем фоне ценностного отношения выпускников к здоровью в определенной степени произошли позитивные сдвиги в ответах на вопрос, можно ли поступиться здоровьем ради других ценностей: у девушек всего 21% готовы идти на риск, а 79% - против; юноши незначительно изменили свои взгляды, у них риск выше - 53%. Среди ценностей физической культуры и спорта возросла значимость здоровья и телесного выражения: у юношей - 64% и 27%, у девушек - 67% и 17% соответственно. При этом повысилась двигательная активность молодежи, включая вовлечение в занятия в спортивных секциях, и, что особенно важно, - занятия самостоятельно проводимые (по рекомендациям педагогов): у юношей - 63% и 35%, у девушек - 27 и 49% соответственно. Всего 2% юношей и 24% девушек не активизировали двигательную активность, а ограничились уроками физкультуры.

Динамика социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье школьников, за исследуемый 3-годичный период претерпела определенные изменения. На фоне социальных факторов (воспитание в семье, разграничение выпускников по медицинским группам) отмечено снижение показателей девиантного поведения, а именно увеличилась доля некурящих юношей и девушек - 68% и 69% соответственно, отказа-

лись от употребления алкоголя 48% юношей и 60% девушек. Но в окружении школьников отмечено увеличение количества употребляющих наркотики: у юношей 31%, у девушек - 34% (а также пробовали 12 и 26%, соответственно), что является фактом ухудшения социального окружения школьников, провоцирующего девиантное поведение.

Среди факторов, позитивно отражающих повышение активности юношей и девушек к здоровьесберегающим установкам, формирующих самосохранительное поведение, выделяется отношение к закаливающим процедурам, предпочтение которым отдали 72% юношей и 58% девушек. Значение правильному питанию придает большинство старшеклассников - около 80%. Уровень познаний о влиянии экологии на организм человека повысили 87% юношей и 84% девушек.

В процессе наших исследований (20052008 гг.) под воздействием внедрения здоровьес-берегающих технологий в повседневную жизнь школьной молодежи выявлена положительная ретрансляция знаний, мотивов, интересов, потребностей, установок на формирование их самосохранительного поведения. Повысилась результативность учебных занятий в связи с совмещением с дополнительной двигательной активностью оздоровительного, рекреационного и спортивного характера.

Положительные результаты были возможны только при совместном квалифицированном воздействии педагогов, медицинских работников, психологов, социологов и родителей на повседневную жизнедеятельность школьников. Создание стойкой мотивации школьной молодежи к самосохранительным установкам, направленным на здоровый образ жизни, - основная проблема формирования самосохранительного поведения сегодняшнего поколения.

Примечания

1 См.: Черненков Ю.В. и др. Формирование здорового образа жизни в современной школе// Здоровый образ жизни для всех возрастов: Сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 23 ноября 2006 г. Саратов. 2007. С. 191.

2 См.: МаликоваГ.Т.,ВалиуллинаО.В. Социальное значение физической культуры в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи // Здоровый образ жизни для всех возрастов. С. 168.

3 См.: Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социс. 2007. № 2. С. 34-35.

4 См.: Смирнова Н.П. Охрана репродуктивного здоровья - путь улучшения демографической ситуации // Демографическое развитие: проблемы и перспективы: Материалы обл. науч.-практ. конф. Саратов, 22 декабря 2006 г. Саратов, 2007. С. 37.

20 Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.