Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА'

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бровко Л.О., Демьянова Л.М.

Проведено исследование мотивации к занятиям физической культурой студентов первого курса, сделаны выводы о возможных путях повышения положительной мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бровко Л.О., Демьянова Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRS-YEAR STUDENTS’ MOTIVATION FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

A study on first year students’ motivation for physical culture and sports was conducted, a conclusion on possible ways of increasing the positive motivation of the students was drawn.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА»

нагрудными карманами. Некогда такие куртки носили охотники в графстве Норфолк; в наше время норфолкские куртки создаются из более деликатных и мягких материалов, сохранив при этом элементы изначального фасона.; capri - капри, брюки длиной до середины голени. Название происходит от острова Капри в Тирренском море.); в ономастической модели основания названий проявляются экстралингвистические отношения. В связи с этим появление и формирование имен собственных как социально-исторической и лексической группы сильно объединено с основными этапами общественно-экономической эволюции человеческого общества.

Использованные источники:

1. Арнольд, И. В. Лексикология современного английского языка / И. В. Арнольд. - М. : Высшая школа, 1986.

2. Белозерова , Ф. М. Антропонимы в английской фразеологии // Актуальные проблемы лингвистики. - Курган, 2000.

3. Даниленко, В.П., Ономасиологическое направление в истории грамматики // Вопросы языкознания. - 1988.

4. Мешков, О. Д. Словосложение в современном английском языке / О. Д. Мешков. - М. : Высшая школа, 1985.

5. Men's clothes en-ru - английские слова на тему мужская одежда [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lingvotutor.ru/mens-clothes-en-ru.

УДК 796

Бровко Л. О. студент 1 курса Юридический факультет Демьянова Л.М., к.мед. н.

доцент

кафедра Физической культуры Южный Федеральный Университет Россия, г. Ростов-на-Дону МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И

СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА Аннотация: проведено исследование мотивации к занятиям физической культурой студентов первого курса, сделаны выводы о возможных путях повышения положительной мотивации студентов.

Ключевые слова: мотивация, анкетирование, физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, студенты.

Brovko L. O. student

1 course, Faculty of law SFEDU Russia, Rostov-on-Don

Demyanova L.M., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor Associate Professor at the Department of Physical Culture

SFEDU Russia, Rostov-on-Don FIRS-YEAR STUDENTS' MOTIVATION FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Annotation: A study on first year students' motivation for physical culture and sports was conducted, a conclusion on possible ways of increasing the positive motivation of the students was drawn.

Key words: motivation, questionnaire survey, physical culture, sport, healthy life style, students.

В наше время привлечение молодежи к занятиям спортом и физической культурой остается одной из важнейших социально-педагогических задач. Обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения регулируется Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1].

Однако, к сожалению, современная молодежь нередко ведет нездоровый образ жизни и имеет низкую мотивацию к занятиям спортом, что влечет за собой проблемы со здоровьем и снижение умственной и физической работоспособности. Несмотря на большое количество опубликованных статей по физическому воспитанию молодёжи, проблема формирования у студентов мотивации к занятиям физической культурой остается практически не освещенной.

Известно, что мотивация (от англ. motivation) - 1) совокупное действие многих внутренних и внешних факторов (мотивационных факторов), проявляющееся в виде побуждения к осуществлению поведения с определенной направленностью, интенсивностью, упорством; 2) совокупность мотивационных факторов, в число которых входят, напр., органические потребности (нужды), их субъективное отражение (драйвы), воспринимаемые и представляемые средства удовлетворения потребностей (мотивы, цели, стимулы), эмоции и т. д., которые вместе обеспечивают активацию, направленность и устойчивость поведения и деятельности [2].

Успешная деятельность человека основывается на мотивации. Лишь мотивированный человек может идти к своей цели и, в конечном итоге,

добиться успеха. Необходимо изучить причины, по которым студенты не занимаются спортом. Понимая причины проблемы, можно разработать эффективную методику формирования у студентов мотивации к занятиям физической культурой.

Существует большое количество классификаций мотивов занятий физической культурой и спортом. Так, А.Н. Николаев выделяет следующие шесть категорий. Это мотивы, направленные на:

1) достижение высоких результатов;

2) наслаждение, получаемое от занятий;

3) улучшение физической формы и здоровья, работа над собой;

4) коммуникативный аспект, удовольствие от общения;

5) самолюбие, удовольствие от побед, наград и медалей;

6) долженствование, патриотизм.

Е.П. Ильин в своих работах помимо прочих мотивов выделяет также материальные потребности. И.Г. Келишев подчеркивает важность внутригрупповой симпатии, желание заниматься спортом ради нахождения в компании друзей, единомышленников. Ю.Ю. Палайма выделяет две группы спортсменов: «коллективисты», для которых на первом месте моральный, общественный аспект, и «индивидуалисты», люди занимающиеся спортом для удовлетворения собственных, корыстных потребностей.

Многие исследователи спортивной мотивации: Р.А. Пилоян, Б.Д. Кретти, Ю.Ю. Палайма, А.Ц. Пуни и др. пришли к выводу, что мотивация выполняет следующие функции:

1) является стимулом для начала спортивной деятельности;

2) поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

3) регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов [3].

Причины, по которым студенты занимаются физической культурой, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. С целью изучения отношения студентов к дисциплине «Физическая культура», их мотивов к учебным занятиям было проведено выборочное анкетирование. Всего в анкетировании приняли участие 100 студентов первого курса: 50 юношей и 50 девушек, которым были заданы пять вопросов с выборочным вариантом ответа:

1. Как вы оцениваете уровень своей физической подготовки?

2. Насколько вы удовлетворены занятиями физической культурой и спортом в ВУЗе?

3. По каким причинам вы пропускаете занятия по физической культуре?

4. Что вас мотивирует к занятиям физической культурой?

5. Что является отрицательными мотивами?

По результатам анкетирования выявлена структура мотивации

студентов ВУЗа к занятиям физической культурой в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Опрос показал, что лишь 15% полностью удовлетворены занятиями, в то время как 65% дали отрицательный ответ.

Большая часть респондентов также признали, что не удовлетворены своей физической формой и считают низким (32%) или средним (46%) свой уровень физической подготовки.

Чаще всего студенты-первокурсники пропускают занятия по физической культуре из-за отсутствия интереса к занятиям и лени (37%), а также по болезни (41%), в то время как самым актуальным стимулом посещения занятий оказалось получение зачета по предмету, такой вариант ответа выбрали 75% опрошенных.

Интересно, что мотивы посещения занятий у юношей и девушек ВУЗа оказались разные на это следует обратить внимание при разработке занятий и лекций. Так, для девушек главным мотивирующим фактором для занятия физической культурой, кроме получения зачета, оказались коррекция фигуры (47%) и забота о здоровье (34%). Юноши посещают занятия с другими целями: интересные виды двигательной деятельности и удовлетворение потребности в движении (36%), а также повышение уровня физической подготовленности (33%).

Стоит отметить, что отрицательная мотивация схожа у обоих полов: не соответствующая интересам спортивная специализация (43%), низкий уровень физической подготовленности (40%), отсутствие положительного стимула (17%)

Результаты опроса показывают, что проблема мотивации к занятиям физической культурой у студентов действительно существует. Следует обратить внимание на неэффективное исполнение Федерального закона от 04.12.2007 N 329-Ф3, уделить больше внимания пропаганде спорта и здорового образа жизни, что в результате повысит количество людей, ведущих здоровый образ жизни и желающих заниматься спортом.

Стоит разработать систему мер для повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов. Необходимо учитывать пожелания студентов при распределении на группы спортивной специализации, элективные курсы, а также более тщательно подходить к разработке занятий по предмету. Нужно обратить внимание на то, что многие студенты недовольны своей физической формой, их «пугает» невозможность сдачи определенных нормативов. Для решения данной проблемы следует применять дифференцированный подход, уделять больше внимания индивидуальным способностям и потребностям студентов, в том числе проводить целенаправленную работу по пропаганде занятий спортом и физической культурой, а также здорового образа жизни. Необходимо разработать комплекс мер по повышению позитивной мотивации студентов к занятиям физической культурой. Очевидно, что изучение причин, по

которым студенты не хотят заниматься физкультурой, разработка оптимальных форм организации занятий, применение дифференцированного подхода в преподавании повлечет за собой повышение интереса к предмету.

Привлечение молодого поколения к занятиям физической культурой и спортом, воспитание ценностного отношения студентов к своему здоровью, формирование у студентов устойчивой мотивации к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков привлечение внимания молодежи к физической активности, как составной части здорового образа жизни являются первоочередными государственными задачами, ведь здоровое поколение - будущее России.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 17.04.2017) О физической культуре и спорте в Российской Федерации // Официальный портал поиска нормативной информации по законодательной базе РФ [Электронный ресурс]: pravo-gov.ru (дата обращения 04.06.2017).

2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь // СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 868 с.

3. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов // СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

УДК 796/799

Васильев Д. И. студент 3 курса экономический факультет Антоненко М.Н. тренер-преподаватель кафедра Физической культуры и валеологии

Зотин В.В. тренер-преподаватель кафедра Физической культуры и валеологии Сибирский государственный университет науки и технологий

имени М. Ф. Решетнева Россия, г. Красноярск «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ

ЛИЧНОСТИ»

Аннотация: В данной статье рассмотрена роль физического воспитания в становлении личности. Выделены задачи физического воспитания. А также рассмотрены принципы спортивной подготовки, которые направлены на всестороннее развитие личности.

Ключевые слова: Физическое воспитание, роль, личность, спорт, здоровье, физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.