С.Д. Шамрай, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой физической культуры ВШНИ (академии), г. Санкт-Петербург, e-mail: sergejshamraj@yandex. ru
И.В. Кивихарью, кандидат педагогических наук, доц., доц. кафедры теории и методики гимнастики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]
S.D. Shamray, candidate of pedagogical sciences, professor, head of the department of physical culture of Higher school of folk arts (academy), St. Petersburg, e-mail: [email protected]
I. V. Kiviharju, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of theory and methods of gymnastics department of NSU.P. F. Lesgafta, St. Petersburg, e-mail: [email protected]
Формирование устойчивой мотивации студентов к занятиям
физической культурой Forming a sustainable motivation to physical education for students
Аннотация. В статье проанализированы результаты проведенных исследований о возможностях воспитания физической культуры личности у студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)» как вуза художественно-творческой направленности с целью выявления особенностей организации физического воспитания обучаемых для формирования устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Авторским коллективом представляется категория «физической культуры личности студента ВШНИ», содержание, структура и компонентный состав которой определили основу при разработке учебной программы, направленной на формирование устойчивой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в период их обучения.
Abstract. This article reveals research papers of individual's physical education opportunities of Higher school of folk arts state institution of higher education as an artistic and creative directed university with the aim of revealing physical education's organization features to form a sustainable motivation to physical education and sport. Concerning this authors present the category "of physical education of the individual of the Higher school of folk arts student", which content, structure and components determined the base while developing training program aimed to form a sustainable motivation to physical education and sport for students during their study.
Ключевые слова: вуз традиционно-прикладной направленности, мотивация, воспитание физической культуры личности, здоровый образ жизни, специальный учебный курс по формированию физической культуры личности студента ВШНИ.
Keywords: high school of traditionally applied orientation, motivation, education of the physical culture of the individual, a healthy lifestyle, a special training course on the formation of physical culture of the student's personality.
Студенческие годы для молодежи являются наиболее уязвимым периодом жизненного пути. Особенно это заметно на начальном этапе обучения, потому что для первокурсников смена обстановки создает ряд трудностей, связанных с различными проблемами в социальном и межличностном отношении, изменениями в учебно-воспитательном процессе высшей школы по сравнению со школой, невысокой физической активностью, малоподвижным образом жизни. Наиболее ярко это проявляется у студентов, обучающихся в вузах художественно-творческой направленности [1-3].
Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом виден в результатах анкетирования студентов Высшей школы народных искусств (академии), когда 23% студентов негативно относятся к занятиям физкультурой. Поэтому необходим поиск средств и методов, побуждающих студентов вуза художественно-творческой направленности к занятиям физической культурой и спортом, что является неотъемлемым компонентом успешной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель исследования - определение основных путей эффективного формирования устойчивой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в период их обучения в вузе художественно-творческой направленности.
С целью определения направленности интересов и отношения к физической культуре и спорту обучающихся Высшей школы народных искусств (академии) авторами статьи проведено анонимное анкетирование студентов 1-3 курсов различных специальностей. В анкетировании приняли участие 128 студентов: 121 девушка и 7 юношей.
Результаты анкетирования дали возможность определить содержание отношения студентов к физической культуре и спорту, как к дисциплине, и дать качественную оценку с точки зрения его соответствия содержанию федерального образовательного стандарта высшего образования [4-6].
Содержание понятия категории «физическая культура личности» явилось основой авторской концепции формирования «физической культуры личности студента ВШНИ», в которой взаимосвязаны три компонента -мотивационно-личностный, интеллектуальный и личностно-деятельностный. (рис. 1).
Содержание, структура, компонентный состав категории «физическая культура личности студента ВШНИ» определили основу при разработке учебной программы, направленной на эффективное воспитание физической культуры личности студента ВШНИ для формирования устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом в период его обучения.
Разработанная программа, положенная в основу содержания документов планирования учебного процесса, обеспечит полноту учебной информации при формировании физической культуры личности студента ВШНИ, повысит мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Результаты исследования.
1. Для формирования устойчивой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в период их обучения разработана структура физической культуры личности.
2. Определена зависимость физкультурных интересов студентов от степени сформированности у них физкультурных потребностей и физической активности.
Результаты анализа вовлеченности обучаемых в занятия физической культурой и спорта показали, что обучаемые с высокой физкультурной активностью предпочитают: занятия плаванием - 44,2%; занятия волейболом
- 30,3%; занятия футболом - 16,7%; занятия туризмом - 21,8%; баскетболом
- 12,6%; занятия легкой атлетикой - 13,9%; занятия атлетической гимнастикой - 8,2%; занятия в спортивных секциях - 69,7%; занятия в группа общефизической подготовки - 21,3%. Из приведенных данных можно сделать вывод, что наибольший интерес обучаемые с высокой физкультурной активностью проявляли к учебно-тренировочным занятиям в секциях, проявляя интерес к определенному виду спорта.
Обучаемые со средней физкультурной активностью проявляли стремление к занятиям плаванием - 23,2%; занятиям туризмом - 21,7%; занятиям лыжным спортом - 20,1%; занятиям легкой атлетикой - 12,3%; занятиям атлетической гимнастикой - 12,3%. У обучаемых со средней физкультурной активностью предпочтительными занятиями являлись учебно-
тренировочные занятия в секциях и группах общей физической подготовки -37,1%.
Обучаемые с низкой физкультурной активностью предпочитали занятия по общей физической подготовке - 100%; занятия по плаванию - 31,2%; занятия легкой атлетикой - 14,1%. Наиболее предпочитаемыми занятиями у обучаемых с низкой физкультурной активностью были занятия по общей физической подготовке.
Результаты проведенного анализа подтверждают существование у обучаемых определенной зависимости физкультурных интересов от степени сформированности у студентов физкультурных потребностей и физической активности.
3. Подтверждено, что при недостаточном количестве учебных занятий, важной формой поддержания высокого уровня физической подготовленности является спортивная работа, которая проводится с учетом физкультурных интересов занимающихся. На старших курсах спортивная работа служит дополнительным средством сохранения высоких показателей физической подготовленности. При этом основной целью ее становится овладение методикой самостоятельных занятий избранным видом спорта как базой функциональной готовности организма к выполнению профессиональных обязанностей. Участие студентов в спортивной работе будет более эффективным при выработке у них осознанного отношения к организации регулярных тренировок.
4. По итогам исследования в учебный процесс внедрена программа повышения эффективности воспитания физической культуры личности студентов Высшей школы народных искусств (академии), представляющая собой три взаимодействующих и взаимосвязанных компонета: мотивационный, интеллектуальный и деятельностный, характеризующие единство знаний, навыков и умений, формирующих устойчивую мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом в период их обучения.
В результате исследований сформулированы пути решения проблемы по формированию устойчивой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом:
1. Планирующая документация должна основываться на самосовершенствовании и саморазвитии студента.
2. Процесс физического воспитания студентов должен быть основан на учебно-методическом комплексе, направленном на формирование и развитие у обучаемых валеологических знаний, знаний о здоровом образе жизни и физической культуры личности.
3. В учебную программу по дисциплине «Физическая культура и спорт» внедрен спецкурс «Основы воспитания физической культуры личности студентов Высшей школы народных искусств (академии)», направленный на формирование устойчивой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в период их обучения.
4. Обеспечение потребностей обучаемых в занятиях спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы вуза с учетом их мотивации и физкультурных интересов.
Таким образом, предложенные пути эффективного воспитания физической культуры личности студента Высшей школы народных искусств (академии) в период обучения в вузе способствуют формированию устойчивой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Литература
1. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар,1998. - 39 с.
2. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. - Казань: 1999. - 349 с.
3. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): сб. статей под ред. науч. пед. проф. И.А. Зимней. - М., 2000. - 88 с.
4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-Ф3.
5. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 02.03.2000 г. № 686.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата)» от 12.01.2016 г.