Научная статья на тему 'Мотивация к творческой деятельности младших школьников на уроках музыки: постановка проблемы'

Мотивация к творческой деятельности младших школьников на уроках музыки: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ТВОРЧЕСТВО / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларичева М. В.

Данная статья делает попытку постановки научной проблемы в сфере формирования мотивации младших школьников к творческой деятельности. С учетом эмоциональных особенностей детей в качестве перспективной площадки рассматриваются уроки музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация к творческой деятельности младших школьников на уроках музыки: постановка проблемы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

опыта коллег из других регионов или стран, освоение смежных профессий. Все это необходимо не только для соответствия своей должности, но и для развития профессионала. Кроме этого стоит отметить необходимость для специалиста познавать какую-либо сферу деятельности, пусть даже и на любительском уровне. Это позволяет специалисту повышать собственную самооценку, а также созидать определенную безопасную зону психики. Что касается критериев эффективности когнитивного инструментария, то необходимо отталкиваться не столько от результатов, так как результаты в данном случае носят промежуточный характер, сколько от наличия либо отсутствия процесса познания. Таким образом наличие процесса, то есть участие в мероприятиях, конференциях, курсах повышения квалификации, является первейшим и необходимейшим из факторов эффективности. Так же стоит оценивать степень углубленности в ту или иную узкопрофессиональную сферу, близкую либо смежную с нашей.

Эмпатические данные специалиста по социальной работе с молодежью. Эмпатия , как залог успешной работы в сфере человек-человек, необходима нашему специалисту. При работе на уровне, необходимом для достижения результатов специалист выступает, для клиента, как глубоко понимающий и чувствующий человек. Это позволяет не навредить и не оттолкнуть от себя клиента, при этом дав ему понять, что есть силы могущие помочь. Критериями эффективности в данном случае служат, уровень эмпатии и способность оценивать ее риски и плюсы. При ее низком уровне либо, наоборот повышенном, мы получим неэффективного специалиста.

Презентационный инструмент в работе специалиста по социальной работе с молодежью. Умение провести само презентацию, а также презентацию услуг специалиста и его узкопрофильных коллег, направлений деятельности организации , очень важно в наш информационный век. Используя этот инструмент в работе, специалист использует некую информационную матрицу, осознанно переставляет те ее части, которые подлежат такой перестановке, и оставляет в целостности константные части матрицы. То есть подбирает информацию в интересах клиента, не секрет, что многие клиенты впервые столкнувшись со специалистом и его организацией вообще, не вполне четко понимают ситуацию. При этом задача специалиста конкретно и с учетом возрастных, социальных, экономических особенностей клиента дать ему понять суть происходящего, и осознать уровень необходимость взаимодействия на весь период сопровождения.

Материально технический инструментарий, состоит из совокупности технических средств и материалов, используемых в работе. Сюда относятся: пространственная доступность клиента и специалиста, наличие постоянной связи с клиентом, возможность выхода в сеть, наличие полного доступа к информационным и иным ресурсам.

Таким образом развитие инструментария специалиста по социальной работе позволит добиться высокой эффективности работы и снизит издержки процесса социальной работы.

Список использованной литературы:

1. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева,— М>: Изд-во Моск. ун-та, 1994.— 228 с.

2. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб. , 2013. —100с.

© Канатчиков М.А., 2017

УДК 1

М.В. Ларичева

магистрант Рязанского государственного университета, г. Рязань

e-mail: [email protected]

МОТИВАЦИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

Данная статья делает попытку постановки научной проблемы в сфере формирования мотивации

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

младших школьников к творческой деятельности. С учетом эмоциональных особенностей детей в качестве перспективной площадки рассматриваются уроки музыки.

Ключевые слова Мотивация, школьники, творчество, эмоциональность, музыка

Summary

This article makes an attempt to raise a scientific problem in the sphere of educational motivation of junior schoolchildren. Taking into account the emotional characteristics of children, music lessons are considered as a promising site.

Keywords

Motivation, pupils, creation, emotionality, music

В современной психолого-педагогической науке сравнительно достаточно изучена тема учебной мотивации, разработаны психолого-педагогические методы диагностики мотивации, разработаны рекомендации для учителей начальной школы.

Велика роль родителей в развитии ребенка. Отношение родителей к интеллектуальным и творческим способностям ребенка может быть различным: положительным, нейтральным, отрицательным. Если родители не обращают внимания или игнорируют эмоциональность ребенка, относятся к нему не как к личности со своими желаниями, потребностями, интересами, а лишь воплощают с его помощью свои родительские представления об успешности; не разрешают проживать агрессию или обиду, что приводит к блокированию чувств ребенка стыдом. На телесном уровне затрудняется дыхание, парализуется активность, возникает ощущение мышечной "заморозки". Переживая всеохватывающий стыд, ребенок не может почувствовать ничего другого, нет доступа ко всему спектру чувств. Такие методы воспитания могут привести к личностному и социальному неблагополучию в будущем. Познавательное развитие ребенка отступает на второй план, все психические ресурсы ребенка уходят на адаптацию к внутрисемейным отношениям. Такие дети сосредоточены на взаимоотношениях с главными в их жизни людьми, родителями, вследствие чего их познавательная активность и мотивация подавляются. Длительное подавление интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и даже психозам. На этот феномен в своих исследованиях указывает Захаров А.И. Не все родители умеют отслеживать психологические затруднения у детей и по собственной инициативе обращаться за поддержкой к специалистам. Поэтому за помощью идут только те, у чьих детей явно выражены признаки нарушенности. В дальнейшем, эмоциональные проблемы могут стать основной причиной школьной неуспеваемости, агрессивного поведения, серьезных невротических расстройств. Такие дети нуждаются во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния.

Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми. Одной из составных частей области искусства является предмет «Музыка», где происходит развитие способностей учащегося к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Однако в общем образовании существует перекос в сторону интеллектуального развития детей, а на предметы искусства отводится по 1 часу в неделю. Не восполняет недостаток творческого развития и дополнительное художественное образование, которое охватывает, по официальным данным, около 15% детей. Остальные 85% детей оказываются вне поля контакта с искусством. Надо отметить, что в обществе существует тенденция отношения к искусству как к чему-то второстепенному, неважному с точки зрения образования детей. На этот аспект обращает внимание А.А. Мелик-Пашаев, который говорит, что «художественная культура обретает в общественном сознании наших дней статус некоего «десерта», необязательного украшения реальной жизни, выступает как частность, не имеющая серьезной жизненной значимости. Либо, что еще хуже, воспринимается как сфера

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

обслуживания, как своего рода парк культуры и отдыха, предоставляющий «пакеты услуг» ищущему развлечений, эстетически неразвитому клиенту, который «заказывает музыку» и потому «всегда прав»». Малик-Пашаев А.А. также отмечает, что «детские сады, ввиду их отсутствия или нехватки, посещают в среднем по России около 50% детей. Для остальных систематическое художественное образование начинается и (как и почти для всех людей) заканчивается в общеобразовательной школе, с чем и связана ее особая роль и ответственность».

Считается, что детям от природы присуща талантливость, изобретательность, эмоциональная отзывчивость, природная активность, вера в свои творческие возможности. Кулагина И.Ю. отмечает, что на эмоциональное благополучие ребенка в начальной школе влияет школьная успеваемость, так как за хорошие отметки родители и учителя хвалят, что повышает самооценку ребенка и способствует развитию мотивации к учению.

Тема формирования мотивации к творческой деятельности на уроках музыки младших школьников в общеобразовательной школе к настоящему времени, к сожалению, недостаточно разработана. Не всегда и не все дети могут полноценно проявлять себя в творческой деятельности. По данным Безруких М.М. ведущей эмоцией, которую дети умеют идентифицировать у себя и взрослых - страх. Это связано с предшествующей жизнью детей, где могли иметь место приемы воспитания в семье, запрещавшие проявлять свои чувства (например, запрет на агрессию) или наличие ранней психологической травмы, приведшие к блокировке эмоциональной сферы. В таких случаях ребенку трудно быть открытым, непосредственным, свободным в проявлении своего природного потенциала. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в выполнении творческих заданий и, как следствие, у них не формируется мотивация к творческой деятельности.

Чтобы устранить указанное противоречие между наработками в психолого-педагогической науке, касающихся мотивации, и современными тенденциями, проявляющимися в недостаточности эмоционального развития детей младшего школьного возраста, и, как следствие, затруднении детей в самовыражении посредством музыки, необходимо разработать такие психолого-педагогические методы и средства, которые позволят получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка, помочь ему свободно проявлять себя в творческой деятельности, особенно при обращении к тем реальным проблемам, которые по каким-либо причинам затруднительно выражать. На уроках музыки необходимо применять психолого-педагогические методы, направленные на формирование мотивации к творческой деятельности, и, посредством творческой деятельности, осуществлять эмоциональное развитие, способствующее раскрытию не только музыкальных, но и общих интеллектуальных способностей.

Список использованной литературы:

1. Безруких М.М. Оценка готовности к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3Ym_mCrExaA (Дата обращения: 30.03.2014)

2. Захаров А.И. Неврозы у детей.- ДЕЛЬТА Санкт-Петербург, 1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libok.net/writer/783/kniga/11398/zaharov_ai/nevrozyi_u_detey/read (дата обращения: 12.03.2011)

3. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. - М.: Эксмо, 2009.

4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 2008.

5. Мелик-Пашаев А.А. О состоянии и возможностях художественного образования. Аналитическая записка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://art-inschool.ru/index.php/stati/56-o-sostoyanii-i-vozmozhnostyakh-khudozhestvennogo-obrazovaniya-analiticheskaya-zapiska (Дата обращения: 15.06.2016)

© Ларичева М.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338

В.В. Белашова, магистрант Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ,

г. Краснодар Научный руководитель: Е.Ф. Базык к.э.н., доцент кафедры «Государственного и корпоративного управления» Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ,

г. Краснодар, Российская Федерация

ЭФФЕКТВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Аннотация

Эффективные управленческие решения - залог повышения эффективности всего общественного производства. От того какие решения принимаются, напрямую зависят полученные результаты. Актуальность данной темы объясняется тем, что от правильно выбранного метода или группы методов принятия решений зависит успех деятельности и эффективность работы компании.

Ключевые слова

Эффект, эффективность, управленческие решения, персонал, эффективность управленческих решений.

Эффект - это итог или последствие каких-либо событий, действий. Эффектом системы управления в целом называется величина годового увеличения материального благополучия организации, которая вытекает из деятельности менеджеров. Управленческие решения являются итогами управленческой работы менеджеров и производят оценку с помощью сложных и простых показателей. Сложные (производительность, эффективность, интенсивность) - создаются для полной оценки, а простые (расход ресурсов, время, результаты) - для более конкретной.

Результатами управленческого решения являются: сопоставление адекватности стратегий к намеченным целям; степень мотивированности персонала; экономичный расход необходимых средств; горизонтальное и вертикальное взаимодействие (по иерархической лестнице) персонала при осуществлении целей; качество целеполагания менеджеров и т.п.

Затратами управленческих решений считают временные, технологические, информационные и трудовые ресурсы.

Эффективность предполагает измерение затрат на достижение целей (ресурсов на результат). Выделяют три основных группы факторов по эффективности решений: 1) применение ресурсов - описывает структуру и качество сырья; его экономию в ходе управления, возможности его увеличения и накопления; 2) целенаправленность управления - описывает значимость цели, возможности ее достижения и выполнения менеджером работы, которая относительно этой цели будет рассматриваться как результат его деятельности; 3) фактор времени - характеризует оперативность и своевременность принятия управленческих решений, применение эффективных технологий и потенциальных возможностей персонала, который профессионально решает возникшие проблемы [2].

Цели и потребности системы управления определяют: возможность неоднократного использования, сконцентрированность решения на пользователя; наглядность выполнения решения для пользователя.

Интенсивность - это измерение потраченного времени и усилий, а производительность - измерение времени и результата.

Эффективность деятельности организации - это ее способность, связанная с возможностью организации в рамках общественных ценностей при нормативной системе создавать и добиваться цели, следуя необходимым потребностям, которые представляются в виде соотношения затрат к результатам, используя соответствующие средства и учитывая необходимые факторы для ее работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.