МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х
В такой форме взаимодействия отрабатываются следующие способности: способность отбирать нужную для передачи информацию, воспринимать ее, выделять главное и необходимое, владеть способами совместной деятельности в группе. Идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Такая схема общения способствуют вовлечению каждого ученика в активный процесс получения и переработки знаний, способствует формированию универсальных учебных действий.
3. Перевод информации из одной формы представления в другую (например, из словесной в графическую, табличную и т.д.)
4. Решение текстовых и прикладных задач
В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики, вообще математических теорий. При решении математических задач ученик обучается применять математические знания в смежных дисциплинах, в практической деятельности.
5. Включение исторического материала и т.д.
Существуют и другие формы, методы, средства обучения, позволяющие работать над образовательной категорией «понимание». Самое главное, чтобы процесс обучения становился небольшой «творческой лабораторией» по приобретению знаний и применения их на практике.
Список использованной литературы: 1.Епишева, О.Б. Понимание как составляющая учебно-познавательной компетенции выпускника образовательного учреждения.//Актуальные проблемы математического образования: материалы всеросс. научно-практич. конф. - Тобольск: Изд-во ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2010. - С. 17-19.
© Макарова, Т.В.2016
УДК 376.64
Макеева Ирина Александровна
канд. пед. наук, доцент ВоГУ, г.Вологда, РФ Е-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Аннотация
В статье анализируется влияние специфических условий институциональной среды на формирование гражданственности детей-сирот. Представлена характеристика организационно-регламентационных, коммуникативных, социокультурных аспектов институциональной среды. Показано негативное влияние данных условий на формирование гражданственности детей-сирот и освещены возможные пути преодоления депривационных ограничений институциональной среды.
Ключевые слова
Гражданственность, гражданское воспитание, институциональная среда, депривация, дети-сироты.
Гражданское воспитание детей-сирот представлено в образовательной системе интернатного учреждения как непрерывный целостный процесс, претерпевающий изменения под влиянием целенаправленных педагогических воздействий, среди которых специально создаваемые условия и неконтролируемые факторы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Гражданское воспитание детей-сирот осуществляется в специфической институциональной среде под влиянием неблагоприятных факторов социальной ситуации развития ребенка, которых, особенно много в условиях интернатного учреждения. В педагогическом аспекте среда это совокупность условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Основными компонентами воспитывающей среды являются: аксиологический (ценностно-ориентационное единство, субъектное богатство, событийная и предметная насыщенность); базовый (самоуправление, общность, совместная деятельность); предметно-практический (содержательно-методический, организационно-управленческий, пространственно-предметный, коммуникативно-информационный).
Институциональная среда (среда интернатного учреждения) характеризуется особым типом регламентации отношений, четким распределением функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Механизм регуляции имеет более четкий, нередко более рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер. Обязывающая сила институциональной среды органично связана с наличием четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения, норм; социального контроля, санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих нежелательному поведению. В результате поведение личности в рамках институциональной среды обладает высокой степенью предсказуемости.
Институциональной среде присущи определенная обезличенность, деперсонифицированность, устойчивость, организованность, упорядоченность жизни коллектива и отдельной личности. Все вышесказанное позволяет рассматривать институциональную среду как депривационную, создающую специфические условия для осуществления процесса гражданского воспитания и формирования гражданственности детей-сирот.
Выделяют следующие аспекты проявления депривации в условиях интернатного учреждения: когнитивная депривация (отсутствие познавательной мотивации, слабо выраженные коммуникативные навыки, затрудняющие процессы обучения), сенсорная депривация (бедность конкретно-чувственного опыта детей, снижение яркости и разнообразия впечатлений, обусловленных чрезмерной суженностью, бедностью, однообразием развивающей среды в интернатном учреждении), психическая депривация (невозможность удовлетворения ребенком основных психических потребностей в течение длительного времени); личностная депривация (отсутствие навыков продуктивного общения; искажение представления ребенка о себе, осознания себя как личности, образование интернатского «мы» в ущерб «я и мир»; формирование иждивенческой позиции); эмоциональная депривация (однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; эмоциональная поверхность; неадекватная форма эмоционального реагирования; слабая выраженность эмоциональности в общении при взаимоотношениях с персоналом и т.д.); социальная депривация (невозможность осуществлять общественную самореализацию посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям).
По мнению З.Г. Даниловой, эти особые (депривационные) условия ведут к особенному (деформированному, эмоционально дефицитарному) личностному развитию, способствуют формированию негативных личностных качеств и образований [1].
Депривационность институциональной среды обусловлена закрытостью, ограниченностью социального пространства; скованностью социальных связей, что приводит к ограниченности личностного опыта, неразвитому социальному интеллекту, как следствие непониманию и неприятию своих гражданских прав и обязанностей, неспособности нести гражданскую ответственность.
Находясь длительное время в условиях интернатного учреждения, ребенок теряет способность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе и блокирует проявление потенциальных возможностей реализации индивидуальной траектории гражданского поведения.
Каждому ребенку, находящемуся в ограниченных пределах интернатного учреждения, необходимо расширение связей с внешним миром, наличие друзей за пределами учреждения. И этому должно способствовать обеспечение открытости воспитательного пространства, которое способствует расширению вариантов взаимодействия интернатного учреждения с окружающей его средой, а, значит, и углублению
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
возможностей формирования гражданственности каждого ребенка. Данное положение подводит нас к пониманию того, что любая воспитательная система предполагает открытость, поскольку в ней феномен среды является не просто фактором воспитания, но компонентом самой системы.
Социальная ситуация институционального воспитания характеризуется жесткой регламентацией всех аспектов жизнедеятельности, социальным контролем, гиперопекой в деятельности (пошаговое планирование и санкционирование поведения детей взрослыми), введением дисциплинарных правил, ограничением социально-полезных связей, информационным контролем ближайшего социального окружения, что также определяет специфику изучаемого процесса и существенно затрудняет осуществление гражданского воспитания.
По мнению Г.В. Семьи, для детей-сирот характерна позиция «психологического капсулирования», которая проявляется в отчужденном отношении к себе, другим, предметному миру, чувствам и которая укрепляется за счет постоянного формирования все новых иллюзий, возникающих при столкновении ребенка с проблемами реальной жизни [2]. Можно дополнить, что для детей-сирот также характерна позиция социального капсулирования, гражданского капсулирования, которая приводит к формированию особых механизмов адаптации и гражданской социализации, при которых ребенок развивается как социальная единица, ориентированная на реализацию простейших социальных ожиданий, выполнение заданных стандартных гражданских ролей в ограниченном диапазоне.
Специалистам интернатного учреждения, осуществляющим педагогическую деятельность, необходимо учитывать, что длительное существование индивида в условиях жесткого контроля и регламентации, ограничения личностного выбора, подавления самостоятельности и инициативы, постоянного нахождения в поле зрения сотрудников при авторитарно-гиперсоциализирующем типе взаимодействия может привести к развитию безынициативности, иждивенчества, сдерживанию естественной активности ребенка, затруднению процесса саморегуляции, соотносимого с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль; к неумению самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и, напротив, формированию привычки к «пошаговому» выполнению чужих указаний; укреплению социальной отчужденности, невозможности самоутверждения социально приемлемыми способами, усвоения ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений, что, безусловно, отразится и на гражданском поведении. Формирование гражданской активности детей-сирот будет более успешно при сочетании свободы и ответственности в деятельности.
По мнению Ю.М.Мерзлякова, в основу организации воспитательной деятельности в интернатном учреждении должен быть положен принцип «социального закаливания», который предусматривает создание условий для самостоятельного поиска детьми путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды и формирования у них готовности к преодолению жизненных трудностей
[3].
На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в коллективе интернатного учреждения и его успешным гражданским становлением. Замкнутое социальное пространство вынуждает воспитанников соответствовать групповым нормам и стандартам, что приводит к нивелировке индивидуальности личности, порождает чувство неуверенности в себе и своих силах. Необходимость «быть как все», «не выделяться из коллектива» порой приобретает утрированные черты, реализация социального мотива «быть самим собой» существенно затрудняется и приводит к возникновению конфликтов и трудностей на пути формирования собственной индивидуальности.
Существенным образом влияет на процесс гражданского воспитания организация и содержание общения в интернатном учреждении, так как оно является важнейшим аспектом, необходимым условием, средством формирования гражданского опыта. В условиях институциональной среды наблюдается ограничение сферы общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего у детей-сирот отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний (в том числе и гражданских), не усваивается многообразие межличностных отношений.
Существенным фактором, искажающим гражданское становление личности ребенка-сироты, является дефицит отношений совместности с окружающими его взрослыми. Опыт общения детей-сирот
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
имеет специфический характер - круг общения и его содержание значительно ограниченнее, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях, и преимущественно направлено на решение проблем самого учреждения. Содержание и форма общения со взрослыми в интернатном учреждении определяются режимными моментами и условиями групповой жизни детей, характерно смещения общения из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности (позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить), способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что, в свою очередь, блокирует развитие автономности, инициативности.
Возникает парадоксальная ситуация - с одной стороны, учитывая особенности жизни в интернатном учреждении, где дети находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликта. Однако, с другой стороны такая ситуация «принудительного общения» в достаточно ограниченном жизненном пространстве интернатного учреждения дает обратный эффект - агрессивность, конфликтность, соперничество за внимание воспитателя.
Ограниченность эмоциональной жизни в сфере общения в интернатном учреждении вызывает у ребенка нарушения социальной адаптации: у одних наблюдается тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других проявляется гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе в целях привлечения к себе внимания при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Все это не способствует формированию адекватного гражданского поведения.
Таким образом, ребенок, воспитывающийся в условиях интернатного учреждения, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения, его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение.
Эмоциональная обедненность упрощенность отношений, сложность в установлении доверительных контактов, ограниченность и безусловность общения затрудняют процесс гражданского воспитания детей-сирот в условиях институциональной среды.
Для повышения эффективности гражданского воспитания необходимо создавать условия для расширения круга общения воспитанников (умножение контактов с другими людьми), обогащения его содержания, развитие навыков общения с учетом возрастной специфики. Совместная деятельность (даже кратковременная) воспитанников учреждений закрытого типа со сверстниками из обычных семей облегчает социализацию и является одним из условий успешного включения детей-сирот в жизнедеятельность общества.
Гражданское воспитание детей-сирот в интернатном учреждении осуществляется в условиях особой существующей в нем субкультуры, проявлением которой является неписаный кодекс, определяющий поведение детей и имеющий большую силу. Нормы, предписываемые им, часто противоречат общественно одобряемым. Например, «разрешается красть у взрослых, но запрещается у других детей», «можешь делать все, что угодно, но не попадаться», «разрешаются ругательства, но без упоминания родителей» и т.п. По мнению А.А.Хвостова, этот кодекс в определенной степени отражает нормы, принятые во взрослом делинквентном сообществе и усвоенные в неблагополучной семье [4, с. 168]. Дети, знакомые с традициями и нормами криминального мира лучше вливаются в субкультуру сверстников в закрытом учреждении. Если даже ребенок ранее не был знаком с подобными нормами и правилами, то в группе сверстников он вынужден к ним приобщаться.
Формированию специфической интернатной субкультуры способствует замкнутость социального пространства, которая стимулирует стремление воспитанников соответствовать групповым нормам и стандартам, что приводит к нивелировке индивидуальности личности, порождает чувство неуверенности в себе и своих силах. Кроме того, негативное влияние данной субкультуры заключается в том, что она служит механизмом сплочения девиантных групп воспитанников, затрудняет, искажает или блокирует процесс гражданской социализации личности, а также стимулирует асоциальное поведение.
В этих условиях возникает необходимость борьбы с наиболее негативными проявлениями интернатной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
субкультуры воспитанников, унижающими человеческое достоинство, культивирующими насилие как способ решения проблем. Применяя дисциплинарные меры, запреты, подавление, можно добиться только временных результатов и более законспирированных и изощренных способов маскировки проявления интернатной субкультуры. Поэтому главной задачей воспитательной работы с воспитанниками является переориентирование направленности их деятельности, отношений и общения. В связи с этим особую актуальность приобретают воспитательные программы по работе с детьми-сиротами, направленные на осознание необходимости и формирование индивидуальности, взаимопомощи и взаимной поддержки в коллективе.
Таким образом, характеристика условий институциональной среды позволяет говорить о наличии факторов, препятствующих эффективности процесса гражданского воспитания и необходимости создания условий и возможностей для полноценного гражданского становления детей-сирот.
В качестве необходимых условий эффективного осуществления гражданского воспитания детей-сирот Н.А.Палиева выделяет: организационно-педагогические, психолого-педагогические, материально-технические, социокультурные, научно-методические [5]. Н.М.Шагимуратова отмечает, что процесс формирования личности воспитанника интернатного учреждения в условиях целерационально организованной его социализации должен подчиняться следующим важным правилам: признание самоценности его личности и общественной важности результатов ее профессиональной социализации [6].
По мнению Н.А.Котосоновой, эффективность формирования гражданских качеств у детей-сирот обеспечивается при реализации совокупности психолого-педагогических условий, приоритетными из числа которых являются аксиологическая ориентация воспитательного процесса, акмеологическая направленность процесса подготовки будущего члена общества, гуманизация педагогического процесса [7].
Следовательно, осуществляя процесс гражданского воспитания детей-сирот, необходимо учитывать причинно-следственные деривационные последствия и особенности социальной ситуации развития, которая складывается в интернатном учреждении.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можем констатировать, что для эффективного осуществления процесса гражданского воспитания детей-сирот необходимо формирование позитивного опыта гражданского поведения, навыков общения и взаимодействия; обеспечение приоритетности личностного развития воспитанников, системные изменения в организации воспитательной деятельности интернатного учреждения, способствующие формированию самостоятельности, инициативы, ответственности, гражданской компетентности, активной гражданской позиции.
Критериями преодоления депривационных барьеров институциональной среды в процессе формирования гражданственности детей-сирот могут быть: готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме; владение соответствующим социально-ролевым поведением и умение мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения; автономность - сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей, устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям; способность к гражданскому самоопределению и самореализации, активная гражданская позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к гражданским действиям.
Список использованной литературы:
1.Данилова З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе начального и среднего профобразования: дис. ... док. пед. наук. Москва, 2010. 374 с.
2.Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Добро без границ. Сыктывкар: КРИРОиПК, 2002. 201 с.
3.Мерзляков Ю.М. Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 225 с.
4.Хвостов А.А. Решение проблемы дисциплины в детских домах США // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / сост. В.С. Мухина. М.:Просвещение, 1991. 223 с.
5.Палиева Н. А. Воспитание и личностное развитие детей-сирот в условиях альтернативных форм
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
жизнеустройства: дис. ... док. пед. наук. Махачкала, 2009. 438 с.
6.Шагимуратова Н.М. Социализация воспитанников детского дома // Искусство и образование. 2009. №2. С. 43-46.
7.Котосонова Н. А. Социализация детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе игровой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 184 с
© Макеева И.А., 2016
УДК 004
Макишева Сайран Балгабаевна
магистрант 3 курса ОмГПУ, Омск, РФ
Преподаватель по классу домбры ГУ «Комплекс Музыкальный колледж-музыкальная школа интернат для одаренных детей»
E-mail: [email protected] Бурлак Ольга Анатольевна канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ДОМБРЫ
Аннотация
В статье делается анализ современных условий формирования личности учащихся в детской школе искусств. Отмечается неоднозначность отношения общественности к включению музыкально-компьютерных технологий в современный образовательный процесс. Кроме того, анализируется роль видеофильмов на индивидуальных занятиях по классу домры.
Ключевые слова
Музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование, занятия в классе домбры, видеофильм, музыкально-творческая деятельность, дополнительное музыкальное образование, творческая активность.
Музыка, как одно из наиболее эмоциональных видов искусств, побуждает к размышлениям. Именно поэтому для учителя-музыканта очень важно суметь объяснять ученику природу музыки, то есть эмоциональную сущность музыкального произведения, пояснить, что именно эмоция побуждает к рассуждениям о музыке.
Различают жизненные и художественные эмоции. Именно художественные эмоции мы можем продемонстрировать ученику во время просмотра видеофильмов, видеофрагментов произведений, над которыми в данный момент работает учащийся. Зачастую увиденные, жизненные эмоции, помогают детям, как музыкантам-практикам, лучше понять суть содержания музыки.
Видеофильм, как дополнительный источник информации, позволяет создать в аудитории атмосферу совместной познавательной деятельности, стимулируя психическую деятельность учащихся, прежде всего, внимание и память.
Необходимо обратить внимание на существующие сегодня неоднозначные взгляды на применение музыкально-компьютерных технологий на уроках у педагогов и музыковедов. Первые считают, что музыкально-компьютерные технологии - это важная часть не только музыкального воспитания, но и воспитания в целом, современных разносторонних специалистов. Например, Г. Г. Белов отмечает: «Мультимедийный компьютер, оснащенный программами записи и преобразования звуков в соединении с