Научная статья на тему 'Проектирование интеграционных процессов во взаимодействии семьи и школы'

Проектирование интеграционных процессов во взаимодействии семьи и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНО-СЕМЕЙНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕТИ / УЧИТЕЛЯ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топилина Наталья Валерьевна

Современная педагогика ищет новые подходы к организации взаимодействия семьи и школы по созданию общего воспитательного пространства, соотносящегося с реалиями развития общества и его цивилизационными перспективам. Совместная деятельность учителей и родителей определяет формирование ценностных ориентаций и качеств личности детей, которые помогут им полноценно развиваться в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование интеграционных процессов во взаимодействии семьи и школы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

красок, неповторимо оригинальных и свежих выразительных средств.

Музыкальный импрессионизм при своем зарождении оказался тесно связан с французским поэтическим символизмом и импрессионизмом в живописи. В творчестве художников и композиторов-импрессионистов обнаруживается родственная тематика: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, исключительное место занимает пейзаж. В наибольшей степени в музыке влияние живописного импрессионизма сказалось в области средств выразительности. Также как и у художников-импрессионистов, поиски К. Дебюсси пошли по пути расширения круга выразительных средств и обогащения красочно-колористической стороны музыки [4]. Они коснулись таких выразительных средств музыки, как лад, гармония, мелодия, метроритм, фактура и инструментовка.

На школьных уроках музыки произведения К. Дебюсси используются для слушанья. Например, используется один из симфонических «Ноктюрнов» К. Дебюсси - «Празднества» (4-й класс, IV четверть). По мысли Д.Б. Кабалевского, музыка «Празднеств» способна вызывать яркие зрительные образы - картины народного гуляния [2, с. 82]. Обращение к музыке композиторов-импрессионистов поведет школьников к восприятию многокрасочных и насыщенных образов в «Празднествах» и других крупных оркестровых произведениях.

Учитывая детский возраст и небольшой опыт слушания музыки, возможнозаменять сложные музыкальные произведения и на более доступные для восприятия школьниками, как например, фортепианная сюита К. Дебюсси «Детский уголок» [3]. В этом произведении воплощен добрый и чудесный мир детства. Его героями являются кукла, игрушечный слон, пастушок. Творческая визуализация таких образов доступна детям и благотворно сказывается на их внутреннем мире и восприятии окружающих их людей и предметов. К. Дебюсси - один из немногих композиторов по-настоящему понимавших детей и умевших писать для них доступным и интересным языком. В этом отношении его можно поставить в один ряд с Р. Шуманом и П.И. Чайковским. Сложный музыкальный язык импрессионистов не является преградой на пути понимания ребятами музыки, а лишь наоборот пробуждает и развивает их творческую фантазию. Список использованной литературы:

1. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. - М., 2008.

2. Кабалевский Д.Б. Программа по предмету «Музыка» для I—VIII классов. - М.: Просвещение, 2006.

3. Копчевский Н. «Детский уголок» К. Дебюсси. - М.: Музыка, 1976.

4. Дебюсси и музыка XX века. Сб. ст. - Л.: Музыка, 1983.

© Топилина И.И., 2016

УДК 37.018.26

Топилина Наталья Валерьевна

к.п.и., доцент кафедры общей педагогики, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»

г. Таганрог, РФ E-mail: nnn79@list.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Аннотация

Современная педагогика ищет новые подходы к организации взаимодействия семьи и школы по созданию общего воспитательного пространства, соотносящегося с реалиями развития общества и его цивилизационными перспективам. Совместная деятельность учителей и родителей определяет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

формирование ценностных ориентаций и качеств личности детей, которые помогут им полноценно развиваться в социуме.

Ключевые слова

Школьно-семейное взаимодействие, дети, учителя, родители.

Формирование личности, становление образовательного потенциала, процессы социализации, происходящие на протяжении всей жизни, складываются под влиянием многих факторов. Особое значение принадлежит семье и школе, как социальным институтам личностного самоопределения, в которых на протяжении многих веков обеспечивается формирование самосознания ребенка, его социализация. Сегодня школа и семья стали оказывать обособленное воспитательное влияние на подрастающее поколение, оставаясь по прежнему основными социальными институтами, обеспечивающими всецелое воспитание личности. Такие тенденции предопределены рядом объективных факторов: научность воспитательных концепций в школе и бытовое воспитание в семье; формальное воспитание в семье и технологизация воспитательного процесса в школе; не желание родителей взаимодействовать со школой, ни в каких вопросах, отдавая последней все приоритеты воспитания и обучения детей. Школьно-семейное взаимодействие в вопросах воспитания сталкивается с рядом трудностей в совместной реализации данного процесса:

• современные тенденции трансформации сущностных характеристик социума, оказывающие влияние на традиционные вопросы воспитания детей;

• укоренившаяся традиционность сложившихся ранее стереотипов взаимодействия семьи и школы в решении проблем воспитания молодого поколения;

• недостаточная профессиональная педагогическая готовность к проектированию педагогического воспитательного обеспечения, как формы воспитательного сопровождения семьи;

• увеличение требований со стороны родителей к сфере воспитания;

• снижение уровня родительской ответственности, недостаточная педагогическая компетентность родителей.

Современная педагогика акцентирует внимание на поиске нового подхода к организации взаимодействия семьи и школы, который будет обусловлен, с одной стороны, необходимостью создания общего воспитательного пространства «учителя - родители - дети», а с другой -обязательным соответствием реалиям современного этапа развития общества, его цивилизационным перспективам.

Воспитательное пространство как элемент многоуровневой социальной системы, должно обладать интегративными свойствами, реализация которых может применяться в деятельности семьи и школы, что потребует проектирование специального сопровождения, каким может выступать, например, педагогическое воспитательное обеспечение. Современный педагогический процесс строится в особом личностно-деятельностном пространстве взаимодействия учителей, родителей и учеников. Педагогическое воспитательное обеспечение позволит выстроить конструктивные субъект-субъектные взаимоотношения между всеми участниками воспитательного процесса.

В истории педагогики не раз возникали теории интеграции семьи и школы в вопросах воспитательного взаимодействия. Обычно семья и школа как социальные институты рассматривались в последовательном и парном взаимодействии процессов обеспечивающих возможность «человеку толпы» превратиться в личность (Д.И. Фельдштейн). Для семьи и школы характерно общее пространство педагогической деятельности и общие результативно-целевые установки:

1) результат деятельности заключается в формировании всесторонне развитой, целостной личности ребенка;

2) формирование общечеловеческих ценностей;

3) раскрытие индивидуальности, талантов и способностей в каждом ребенке.

Процесс воспитания в семье и школе всегда обладает особой спецификой методов и атмосферой, в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

которой он происходит. Семья осуществляет первичную социализацию и инкультурацию детей в особой воспитательной среде, основанной на родительской любви, что позволяет ребенку осваивать различные виды жизнедеятельности. Семья закладывает основы личности, формирует такие качества, как любовь и социальная направленность на другого человека (А.В. Мудрик). Результативно -целевая установка семейного воспитания заключается в формировании навыков взаимоотношений с другими людьми, обществом, самим собой. Семейное воспитание является основой в формировании личности каждого человека.

Школа обладает несколько иной воспитательной миссией, направленной в будущее - в профессиональную жизнь и становление взрослого человека, гражданина. Она является основным образовательным ресурсом молодого поколения, который позволяет освоить основы культуры. Итогом воспитательной деятельности школы выступает всестороннее развитие ребенка и приобщение его к высшим ценностям, которые позволяют успешно выстраивать свою личную и профессиональную жизнь. Современная школа является ведущим образовательным институтом и формирует экономический, нравственный, духовный потенциал общества и цивилизации в целом (Б.С. Гершунский). Школа формирует тот окончательный образ выпускника, знающего теоретические и практические основы научных знаний необходимые для самореализации в будущей профессии, готового к самостоятельному выбору деятельности, способного к адаптации в современном социуме.

Школьное образование ориентирует каждого учащегося на интеграцию в культуру своего народа, труда, отношений. Результативно-целевая установка школьного воспитания направлена на создание реальных представлений о подлинных ценностях жизни и деятельности людей в духовной и материальной сферах общества. Школьное образование готовит учащегося к непрерывному образованию в течение всей жизни, как процессу постоянного самосовершенствования, самопознания и творческой самореализации.

Эффективность воспитательных процессов в современном обществе определяется необходимостью интеграции основных институтов социализации растущего человека. Важно отметить, что общее и разное в воспитательной деятельности семьи и школы как основных институтов социализации, является принципиальной предпосылкой к интеграции, которая предполагает объединение в целое ранее разрозненных элементов воспитательного процесса. Процесс педагогического воспитательного обеспечения интеграции семьи и школы должен включать следующие этапы:

1. Мотивационный этап - актуализирует потребность учителей и родителей к интеграции своих педагогических усилий.

2. Коммуникативно-деятельностный этап - координирует педагогические цели и задачи, согласует педагогические позиции субъектов воспитания (учителя и родители).

3. Когнитивный этап - формирует понимание интеграции у всех участников воспитательного процесса, как особого свойства воспитательного взаимодействия семьи и школы.

4. Рефлексивный этап - создает условия для формирования способностей к компетентностчяному осмыслению результатов интеграции семьи и школы и проектированию своего последующего участия в ней.

Процесс интеграции педагогического воспитательного обеспечения трудоемок, требует материальных и эмоциональных затрат. Важными аспектами педагогического воспитательного обеспечения являются: во-первых, создание условий, при которых субъекты образовательного процесса (учителя и родители) выполняют свои педагогические функции на определенном значимом качественном уровне; во-вторых, формирование общего воспитательного пространства «учителя - родители - дети»; в-третьих, обеспечение участникам педагогической деятельности возможности в диалоге и взаимодействии форм совместной воспитательной работы; в-четвертых, необходимо стимулирование всех участников педагогического воспитательного обеспечения к полной реализации своего педагогического потенциала в рамках решаемых воспитательных задач.

Список использованной литературы: 1. Бердичевская Е.А. Семья и школа как партнеры // Классный руководитель. - 2005. - №5. - С. 106-112.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

2. Мудрик А. В. Социализация человека Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2006.

3. Свиридов А.Н. Зикратов В.В. Сотрудничество: семья и школа // Народное образование. - 2006. - №8. - С. 220-220.

4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. - М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та: МОДЭК, 2005. - 566.

© Топилина Н.В., 2016

УДК: 37.035.3

Тулобердиев Калыбек Кемелович

соискатель Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева, доцент Научный руководитель: Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович д.п.н.,профессор кафедры педагогики и психологии Бишкекский государственныйуниверситет им. К. Карасаева

г. Бишкек, Кыргызская Республика e-mail: 19kaly58@gmail.com

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Рассматриваются особенности воспитательной системы сельской школы, потенциал внеклассной и внешкольной работы в условиях сельской местности. Представлены результаты поэтапного педагогического эксперимента в средних общеобразовательных школах Кыргызстана по формированию трудовой активности сельских школьников.

Ключевые слова

Внеклассная воспитательная работа, внешкольная воспитательная работа, педагогический эксперимент,

проектирование, организация, мотивация, результат.

Формирование трудовой активности сельских школьников становится важной государственной задачей, значительную роль в решении которой призваны сыграть внеклассная и внешкольная работа. Данные позиции являются важной составляющей государственной образовательной политики, нашедшей отражение в Законе "Об образовании" Кыргызской Республики, в "Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 г.г.", а также в других основополагающих документах.

Важную роль в формировании трудовой активности сельских школьников играет внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время объединяется, как правило одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа. Формы организации внеклассной воспитательной работы достаточно многообразны. В.С.Селиванов все многообразие форм воспитательной работы делит на три в зависимости от основной решаемой воспитательной задачи 1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.). 2) познавательные формы ( экскурсии, походы, фестивали, устные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.