Научная статья на тему 'Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы по формированию трудовой активности сельских школьников'

Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы по формированию трудовой активности сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулобердиев Калыбек Кемелович, Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович

Рассматриваются особенности воспитательной системы сельской школы, потенциал внеклассной и внешкольной работы в условиях сельской местности. Представлены результаты поэтапного педагогического эксперимента в средних общеобразовательных школах Кыргызстана по формированию трудовой активности сельских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тулобердиев Калыбек Кемелович, Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы по формированию трудовой активности сельских школьников»

2. Мудрик А. В. Социализация человека Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2006.

3. Свиридов А.Н. Зикратов В.В. Сотрудничество: семья и школа // Народное образование. - 2006. - №8. - С. 220-220.

4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. - М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та: МОДЭК, 2005. - 566.

© Топилина Н.В., 2016

УДК: 37.035.3

Тулобердиев Калыбек Кемелович

соискатель Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева, доцент Научный руководитель: Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович д.п.н.,профессор кафедры педагогики и психологии Бишкекский государственныйуниверситет им. К. Карасаева

г. Бишкек, Кыргызская Республика e-mail: 19kaly58@gmail.com

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Рассматриваются особенности воспитательной системы сельской школы, потенциал внеклассной и внешкольной работы в условиях сельской местности. Представлены результаты поэтапного педагогического эксперимента в средних общеобразовательных школах Кыргызстана по формированию трудовой активности сельских школьников.

Ключевые слова

Внеклассная воспитательная работа, внешкольная воспитательная работа, педагогический эксперимент,

проектирование, организация, мотивация, результат.

Формирование трудовой активности сельских школьников становится важной государственной задачей, значительную роль в решении которой призваны сыграть внеклассная и внешкольная работа. Данные позиции являются важной составляющей государственной образовательной политики, нашедшей отражение в Законе "Об образовании" Кыргызской Республики, в "Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 г.г.", а также в других основополагающих документах.

Важную роль в формировании трудовой активности сельских школьников играет внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время объединяется, как правило одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа. Формы организации внеклассной воспитательной работы достаточно многообразны. В.С.Селиванов все многообразие форм воспитательной работы делит на три в зависимости от основной решаемой воспитательной задачи 1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.). 2) познавательные формы ( экскурсии, походы, фестивали, устные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.). 3) развлекательные формы ( утренники и вечера, капустники, "посиделки" и т.д.) [1, с. 307].

В то же время следуеть отметить, что внеклассная воспитательная работа в сельской школе имеет свои, что в конечном итоге влияет на формирование трудовой активности сельских школьников. В сельской местности развитие образовательных организаций идет значительно медленнее, чем в крупных промышленных центрах.Данное обстоятельство связано с рядом причин: нехватка опытных кадров, не совсем благоприятные финансовые и хозяйственные условия, снижение жизненного уровня значительной части населения, сложность установления связей с вузами и научно - исследовательскими центрами и т.д. В то же время ощущается потребность в получении жителями села полноценного общего образования и воспитания, которые обеспечивали бы равные возможности выпускникам сельских школ при поступлении в вузы. Следует отметить, что на селе именно школа остается главным очагом культуры и от ее работы во многом зависит жизнедеятельность каждого сельского школьника. Само село остро нуждается в квалифицированных кадрах педагогов, агрономов, врачей, работников культуры и т.д. Без повышения образовательного уровня сельских жителей, без их трудовой активности невозможно развитие фермерских хозяйств, переход к цивилизованным рыночным отношениям, повышение производительности земледельческого труда. Отсюда и специфика внеклассной воспитательной работы в сельской школе, которая может рассматриваться в двух аспектах:

- во-первых - это взаимосвязанная совокупность внеклассных мероприятий, организующих досуг школьников. Структурными компонентами данной системы являются разнообразные клубы, кружки, объединения по интересам, а также набор коллективных творческих дел. Во-вторых, воспитательная система сельской школы - это понятие более широкое охватывает всю окружающую среду, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Здесь ощущается влияние социальной, природной и культурной среды, что позволяет расширять воспитательное пространство. Воспитательная система сельской школы - не добавка к учебному процессу, а важнейшее условие развития школы и ее учеников, так как последняя является культурным центром в сельской местности. Следует отметить, что проблемы внеклассной воспитательной работы в сельской школе еще не вполне решены, хотя имеются определенные наработки. Это:

- гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, которая имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в школьнике благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

- модель трудового воспитания по образцу коммуны А.С.Макаренко: дети приучаются к труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Основная концептуальная идея здесь -труд - основа формирования личности.

Наиболее ценный вклад в разработку проблем сельской школы и организации в ней внеклассной воспитательной работы внес В.А.Сухомлинский. В его трудах рассмотрен широкий круг проблем, связанных с организацией и содержанием внеклассной воспитательной работы в условиях сельской школы [2].

Опора на данные позиции позволила нам провести педагогический эксперимент. Он проводился в средних общеобразовательных школах Иссык-Кульского и Чуйского областей.

В основе формирования трудовой активности школьников лежали следующие этапы: проектирование; организация; мотивация; результат.

Любая деятельность, в том числе внеклассная и внешкольная воспитательная работа начинается с ее проектирования. Проектирование, согласно большому энциклопедическому словарю, представляет собой «процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния» [БСЭ, т.2, с.47]. Этот творческий процесс осуществляют в своей деятельности представители всех профессий.

Рассматривая проектирование как часть деятельности по организации внеклассной и внешкольной работы на селе с целью формирования трудовой активности, можно говорить о создании определенного прообраза организации воспитания в сельской школе или в условиях сельского клуба (дома культуры). Ю.Г.Татур рассматривает процесс проектирования как состоящий из трех последовательных этапов: предварительного и двух основных. На предварительном этапе уточняется понятийный аппарат применительно к объекту проектирования, формируется необходимая база исходных данных анализируется

правовое и ресурсное обеспечение, наличие временных или иных ограничений. На первом концептуальном этапе, разрабатывается стратегия и устанавливается принципы проектирования, происходит структуризация объекта, уточнение и декомпозиция генеральной цели. Второй этап посвящен разработке организационных механизмов, различных способов и средств, которые позволили бы реализовать концептуальный замысел при имеющихся ограничениях. На этом же этапе проводится апробация в экспериментальных условиях опытного образца созданного конструкта. Ю.Г.Татур называет данный этап технологическим [3, с. 12].

Естественно, что внеклассная и внешкольная воспитательная работа в условиях села по формированию трудовой активности сельских школьников также требует своего планирования. Мы считаем, что оно должно основываться на следующих принципах:

Принцип системности - должен рассматривать внеклассную и внешкольную работу по формированию трудовой активности школьников как единое целое, как совокупность взаимосвязанных элементов;

Принцип саморазвития - связан с особенностями социальных систем. Согласно этому принципу, на наш взгляд, проектирование является непрерывным инновационным процессом, в ходе которого осуществляется постоянная коррекция проводимой внеклассной и внешкольной работы. Причем внутренним двигателем внутреннего развития являются субъекты воспитательного процесса (преподаватели и ученики сельской школы, клубные работники).

Непосредственными субъектами внеклассной и внешкольной воспитательной работы на селе являются ученики, учителя и клубные работники. Причем речь идет о все возрастающей роли ученика в данном процессе. Роль учителя и клубного работника все более смещается в сферу организации условий творческой трудовой деятельности школьников, развития у них трудовой активности в совокупности всех ее компонентов. Таким образом, мы подходим к следующему элементу формирования трудовой активности сельских школьников, к непосредственной организации внеклассной воспитательной работы. Данная организация предполагает, на наш взгляд, применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта в сфере трудовой деятельности сельских школьников; это использование разнообразных форм общения, стимулирование школьников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида, типа трудового задания, формы его выполнения.

Известно, что сельскохозяйственное производство вводит школьников в профессии, связанные с механизацией и автоматизацией сельскохозяйственных процессов, с животноводством, растениеводством.

В рамках эксперимента был организован ряд мероприятий способствующих формированию трудовой активности сельских школьников. Естественно, что вся проводимая работа требовала мотивационного оформления в виде похвалы, поощрений и т.д. Результатом проводимой работы стала повышение уровня трудовой активности сельских школьников в единстве ее структурных компонентов, важнейшим из которых явился мотивационный компонент.

Для его измерения мы применили модель мотивации В.И.Герчикова [4]. В ее основе лежат 28 пар утверждений, характеризующих состояние трудовой мотивации. При этом используется пяти балльная шкала. Были созданы три фокус-группы: учащиеся, учителя, работники клуба. Нулевой и итоговый срезы показали следующие результаты (рис.1).

Рисунок 1 - Трудовая мотивация с позиций учащихся

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Путем применения данной методики было выявлено, что уровень трудовой мотивации до эксперимента составил 2,6 балла, а после эксперимента 4,5 балла, что говорит об определенной положительной динамике.

Список использованной литературы:

1. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов - М.: Издательский центр «Академия» 2002, - 336 с.

2. Рахимова, М.Р. История образования и педагогической мысли/М.Р. Рахимова, Т.В. Панкова, А.Т.Калдыбаева - Бишкек,2002, - 270 с.

3. Татур, Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования/ - Ю.Г. Татур - М.: Университетская книга. Логос. 2006, - 256 с.

4. http://www.pro-personal.ru/journal/218/5565/

© Тулобердиев К.К.,2016

УДК 37.013.46

Уколов Алексей Валерьевич

к.п.н., заместитель начальника кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

г. Железногорск, РоссийскаяФедерация Лагунов Андрей Николаевич к.п.н., начальник кафедры пожарно-технических экспертиз ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

г. Железногорск, РоссийскаяФедерация Жернаков Дмитрий Владимирович к.п.н., начальник кафедры физической подготовки ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

г. Железногорск, РоссийскаяФедерация

О ПРИМЕНЕНИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВ РЕШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Аннотация

В понятии «образовательное пространство» находит отображение образовательная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Анализ этих элементов системы с помощью образовательной модели позволит найти резервы для принятия наиболее правильного решения организации и управления образовательным процессом.

Ключевые слова

Образовательная модель, программированное обучение, образовательное пространство,

адаптивная система обучения.

На сегодняшний день актуальным является изучение и совершенствование системы образования, которая связана с существующимимоделями образования. Процедура моделирования как объективный и универсальный гносеологический процесс широко применяется в педагогике. Значит необходимо сравнить качество применения в педагогике образовательных моделей как средств решения теоретических и практических задач.

Образовательная модель указывает направление в выборе цели и схемы образования, устанавливающую, зачем, что познавать, кто и как будет добивается достижения поставленных задач. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.