Научная статья на тему 'Деятельность учреждений клубного типа в системе формирования трудовой активности сельских школьников'

Деятельность учреждений клубного типа в системе формирования трудовой активности сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / КЛУБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СЕМЬЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулобердиев Калыбек Кемелович

В данной статье рассматривается деятельность клубных учреждений в системе формирования трудовой активности сельских школьников. Выявлены особенности и потенциал внешкольной воспитательной работы сельского клуба и сельской школы в подготовке школьников к сознательной трудовой деятельности, в выборе профессии. Обозначены направления координации школы, клуба, учреждений культуры и искусства семьи, средств массовой информации и других звеньев, способствующих формированию трудовой активности сельских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тулобердиев Калыбек Кемелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность учреждений клубного типа в системе формирования трудовой активности сельских школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КЛУБНОГО ТИПА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Тулобердиев К. К.

Тулобердиев Калыбек Кемелович / Tuloberdiev Ка1уЬекKemelovich — доцент, соискатель, кафедра социально-культурной деятельности, Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается деятельность клубных учреждений в системе формирования трудовой активности сельских школьников. Выявлены особенности и потенциал внешкольной воспитательной работы сельского клуба и сельской школы в подготовке школьников к сознательной трудовой деятельности, в выборе профессии. Обозначены направления координации школы, клуба, учреждений культуры и искусства семьи, средств массовой информации и других звеньев, способствующих формированию трудовой активности сельских школьников.

Ключевые слова: трудовая активность, внеклассная и внешкольная работа, клубное учреждение, сельская школа, семья, средства массовой информации, профессиональная ориентация молодежи.

На современном этапе осуществляется целостный процесс формирования трудовой активности всего населения страны. В нём органически сочетаются широта охвата самых различных групп населения и арсенал средств воспитательного воздействия - от административных, правовых до агитационных, пропагандистских и педагогических. В формировании трудовой активности населения принимают участие государственные, общественные организации и социальные институты. Велика в этом процессе роль семьи, школы, внешкольных учреждений, трудовых коллективов с присущими им особыми звеньями повышения трудовой активности, учреждений культуры и искусства, средств массовой информации, системы общественно-политической и научной пропаганды, физического воспитания, отдыха населения.

Важнейшим звеном здесь является школа. Внеклассная воспитательная работа в сельской школе имеет свои особенности, что может влиять на формирование трудовой активности сельских школьников.

Основной особенностью сельской школы является приближённость её к сельскохозяйственному производству. В сельской школе ученики получают элементарные навыки трудовой деятельности; они знают основные виды сельскохозяйственных работ, которые являются их повседневной жизнью и в которых они могут быть успешными, что повышает их статус, приводит к положительной мотивации и, как следствие, улучшению личностных устремлений. В ходе трудовой деятельности у сельских школьников вырабатывается умение руководствоваться общественными интересами, возникает чувство взаимопомощи, заботы друг о друге и взаимной ответственности, чего, как правило, нет в условиях городских школ.

Отмечая расширенные возможности внеклассной воспитательной работы сельской школы, её связь с окружающей средой, мы утверждаем, что наряду с внеклассной воспитательной работой есть ещё и внешкольная воспитательная работа, которая осуществляется в учреждениях дополнительного образования. В условиях сельской местности таковыми являются в первую очередь клубные учреждения, которые исправляют недоработки семьи и школы [1].

Помимо внеклассной работы в школе и внешкольной работы в учреждениях клубного типа формирование первичных навыков труда организованности и дисциплинированности начинается задолго до прихода человека на производство. Важнейшую роль в этом процессе играют семья, трудовая и педагогическая культура родителей.

Исследования показывают, что семья формирует его поведение в самом начале его роста и развития, закладывает основы, фундамент личности, и сформированные привычки, навыки, установки оказываются стабильными [2].

Однако, как показывает практика и наше исследование, имеются серьёзные недостатки в семейном воспитании. Во-первых, определенная часть родителей не придают должного значения трудовому воспитанию в раннем детстве, способствуют этим порождению у детей равнодушия, негативного отношения к труду. Стремление оградить ребенка от участия в трудовой деятельности в немалой степени способствует воспитанию пассивности, иждивенчества и подавляет в самом начале творческий потенциал ребенка. Во-вторых, ещё низка у части родителей педагогическая культура. Вследствие этого они не умеют правильно подходить к трудовому воспитанию детей, нередко безучастны к семейному трудовому воспитанию. Встречаются случаи, когда родители навязывают детям свою волю, основанную на потребительском, эгоистическом отношении к труду.

Поэтому, проводя соответствующую воспитательную работу среди родителей, клуб может добиваться воспитания тех качеств личности, которые предопределяет её социальную и трудовую активность.

Подготовка школьников к сознательной трудовой деятельности невозможна, без грамотно поставленной профориентационной работы. Наше исследование подтверждает, что наибольший эффект профориентационная работа дает там, где школьные методы разумно сочетаются с внешкольной деятельностью клубных учреждений.

Проведённые опросы среди учащихся Тонского района Иссык-Кульской области и Аламудунского района Чуйской области Кыргызстана (в исследовании принимало участие 517 респондентов) показывают, что одна школа не в состоянии решить задачи трудового воспитания. Помочь им в этом могут сельские клубные учреждения. Клубы, совершенствуя формы и методы работы по формированию трудовой активности, стремятся строить эту работу на основе достижений современной педагогической науки и социально-культурной деятельности [3].

Важным звеном системы формирования трудовой активности молодёжи являются средства массовой информации (печать, радио, телевидение). Значительная часть их материалов посвящена конкретным задачам трудового воспитания населения, а также формирования трудовой сознательности и активности. Материалы о прогрессивных методах труда, публикации об успешных людях, о новом в науке, технике и технологии, о мерах, принимаемых в стране, по повышению трудовой активности способствуют её формированию у молодёжи.

Вместе с тем, специфика средств массовой информации ограничивается определённой возможностью воспитательного воздействия с целью формирования активности. Аудитория у них весьма разнообразная по составу, и это препятствует воспитательному воздействию с учётом региональных, социально-групповых, индивидуально-психологических особенностей аудитории. К тому же через средства массовой информации происходит косвенное усвоение общественного мнения, что затрудняет определение эффективности воспитательного воздействия. В этом отношении дополнить их могут учреждения культуры, особенно клубы, дома культуры.

Клуб, как социально-культурный институт, формирует общественное мнение, участвует в производственной пропаганде, организует процесс непрерывного образования, изучения сельской молодёжью вопросов социально-экономической политики, права, этики и эстетики, что, несомненно, сказывается на повышении трудовой активности, способствует формированию таких качеств личности, как составляющих содержания трудовой активности. Он положительно влияет на формирование у людей высокого уровня сознательности, способствует их общению, он содействует формированию здорового морального климата в молодёжных коллективах, что сказывается и на состоянии их трудовой активности. Клуб систематически, дифференцированно и последовательно дополняет, обновляет и углубляет знания, умения и навыки, приобретенные молодёжью в учебно-производственных коллективах, осуществляет работу по профессиональной ориентации молодежи. Он осуществляет работу по педагогическому образованию родителей, наставников молодёжи, руководителей производства, хозяйства.

Сегодня остро ставится ещё одна задача - развитие творчества сельских школьников на базе клубных учреждений. Как свидетельствует наш анализ - разнообразные клубные формы - циклы лекций, тематические кинопоказы, вечера и выставки, диспуты, ток -шоу по социально-экономическим проблемам, пропаганда прогрессивных сельскохозяйственных технологий - не могут не оказывать существенного влияния на процесс формирования трудовой активности школьников. Обеспечивая гласность и сравнимость результатов, формируя общественное мнение вокруг успешных в сельском хозяйстве людей, и отрицательное - вокруг негативных явлений в труде и в быту, клуб усиливает влияние информации повышению трудовой активности. С другой стороны, проводя коллективное

обсуждение материалов, поступающих по каналам массовой информации, клуб обеспечивает их дифференцированное воздействие на молодёжь.

Однако, как показывает анализ деятельности ряда клубов Иссык-Кульской и Чуйской областей Кыргызстана, изучение планов их работы деятельность клубов по формированию трудовой активности весьма ограничена. Это, как правило, отдельные разовые мероприятия (оказание помощи пожилым людям, тематические вечера типа «Хлеб всему голова»), а также незначительная хозяйственная деятельность (уборка мусора, разбивка клумб, полив цветов и т. д.). Тем не менее, возможности клуба как внешнего, но главного учреждения на селе гораздо шире.

Что касается школы и семьи, то, как показывает наше исследование, в настоящее время всё ещё продолжает иметь место односторонняя ориентация школы и семьи на дальнейшую учебу большинства выпускников без учета их индивидуальных способностей, необходимости трудовых ресурсов в данном регионе. С другой стороны, многие молодые люди уходят с производства именно в силу равнодушия к своей профессии или негативного отношения к ним. Отсюда увеличение доли внешкольной работы, осуществляемой в клубах. Это особо относится к сельским клубам, специфика работы которых определяется тесной связью с жизнью села и работой школы. Он обогащает досуг, наполняет его различными занятиями и одновременно продолжает воспитательный процесс, начатый в школе [3].

Анализ различных документаций, личные наблюдения, беседы позволяют нам сказать, что большинство клубов, домов культуры стремятся перестроить свою работу с учётом сегодняшних требований. В отдельных клубах республики накоплен положительный опыт по организации различных инициативных объединений, клубов по интересам, пропаганде трудовых традиций, обрядов, праздников. Примечательным сегодня становится развитие широкой сети школ экономической учёбы, стремление координировать работу клуба с другими социальными институтами, общественными организациями, трудовыми коллективами по возрождению в школьниках чувства хозяина земли, воспитанию заинтересованного отношения к труду, пропаганда передового опыта по внедрению аренды, личного крестьянского хозяйства, фермерства, кооперативов и т. д.

Часть культурно-массовых мероприятий клубы переносят в школы. Почти во всех клубных учреждениях практикуется проведение трудовых и профессиональных праздников, праздника Урожая, первой борозды, посвящение в животноводы, доярки и т. д. Например, традиционными стали проведение Дня животноводов в сельском доме культуры с. Тон, сельском доме культуры им. Б. Алагущева с. Ак-Сай, во Дворце культуры и спорта с. Эшперова Тонского района Иссык-Кульской области, дни работников сельского хозяйства в с. Ленинское Аламудунского района.

Организуя работу актива, направленного на повышение трудовой активности школьников, дом культуры с его помощью координирует деятельность в различных подразделениях.

В работе клуба с сельской молодёжью очень важна координированность деятельности клубных учреждений и других звеньев трудового воспитания подрастающего поколения: семьи, школы и сельскохозяйственного предприятия, заинтересованного в закреплении молодёжи на селе [4].

Литература

1. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 336.

2. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. [Текст] / В. А. Сухомлинский М.: Просвещение, 1981. 192 с.

3. Тулобердиев К. К. Внешкольная работа клубных учреждений по формированию трудовой активности сельских школьников // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. Бишкек, 2016. № 9. С. 227-230.

4. Тулобердиев К. К. Уровни развития трудовой активности учащейся молодежи в сельском социуме. // Проблемы педагогики, 2016. № 10 (21). С. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.