ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Уровни развития трудовой активности учащейся молодежи
в сельском социуме Тулобердиев К. К.
Тулобердиев Калыбек Кемелович / Tuloberdiev Kalybek Kemelovich - доцент-соискатель, кафедра социально-культурной деятельности Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются признаки, характеризующие уровни развития трудовой активности сельских школьников в сельском сообществе. Рассмотрена роль человеческого фактора в формировании трудовой активности и факторы, определяющие уровень трудовой активности сельских школьников. Отрицательные психологические явления, которые способствуют развитию трудовой активности сельских школьников, повышению ее эффективности. Автором сделана попытка обозначить структуру трудовой активности. Abstract: the article considers the features characterizing the level of development of labor activity of rural students in rural community. It was examined the role of human factor in the formation of labor activity and factors determining the level of labor activity among rural students. Negative psychological phenomena that contribute to the development of labor activity of rural students, to increase its effectiveness. The author made an attempt to identify the structure of labor activity.
Ключевые слова: уровень трудовой активности, человеческий фактор, критерии показателей, структура трудовой активности.
Keywords: the level of labor activity, human factor performance criteria, structure of labor activity.
Достаточно сложные условия жизни в сельской местности обуславливают необходимость высокого уровня трудовой активности. И чем меньше труд привлекает работающего человека своим содержанием, тем больше волевых усилий от него требуется для успешного осуществления трудовой деятельности. При этом возможности реализации творческого характера труда ограничены. Задача, по нашему мнению, состоит в том, чтобы привести в соответствие технические и социально-экономические условия труда. Чем в большей степени труд в сельской местности сочетает в себе физическую и умственную деятельность, тем более он осмыслен, механизирован и разнообразен в проявлении человеческих способностей, чем сильнее человек внутренне заинтересован в нем, тем большую ценность представляет этот труд для личности, тем в большей степени труд является способом самореализации и, следовательно, все предметы становятся для него опредмечиванием самого себя, утверждением и осуществлением его индивидуальности. Данные позиции касаются и труда сельских школьников.
Говоря о связи трудовой активности сельских школьников со спецификой жизни на селе, следует, на наш взгляд, обратить внимание на трудовую активность школьников в кыргызском сельском сообществе. Наши наблюдения показывают, что обозначенная активность формируется в основном в семье.
Воспитание в семье, передача подрастающему поколению идей трудового воспитания и формирование на этой основе трудовой активности сельских школьников становится в том случае эффективным, если семья обладает
определенными личностными ресурсами. Кыргызская сельская семья обладает такими ресурсами в значительной мере, что доказывается наличием не только родителей, но и братьев и сестер, а также многочисленных родственников, передающих подрастающему поколению идеи трудового воспитания и формирующие их трудовую активность. Источником формирования трудовой активности сельских кыргызских школьников могут стать, к примеру, традиции родственной взаимопомощи при строительстве (ашар), изготовление убранства для юрты, войлоков, ковров, традиционной национальной одежды, домашней утвари, конской упряжи и т. д. [2].
Природная эмоциональность детей, их стремление подражать взрослым - все это действует на их сознание, создавая базу для формирования трудовой активности.
В то же время кыргызское село переживает в настоящее время определенные трансформации, связанные с уменьшением количества молодежи на селе, с миграционными потоками в сторону столицы, с определенной утерей исконно национальных традиций трудовой деятельности, что в некоторой степени формирует у молодежи трудовую пассивность, нежелание трудиться, особенно в сельскохозяйственном производстве, и потребительское отношение к жизни.
Названные обстоятельства повышают роль сельской школы и внешкольных сельских учреждений (в частности клуба) в формировании трудовой активности кыргызской сельской молодежи.
Трудовая активность является важнейшим моментом, характеризующим отношение сельских школьников к труду как реализации его способностей в достижении определенных результатов. Школьник может выполнять и перевыполнять плановые задания на требуемом качественном уровне, не проявляя при этом творческого отношения к труду. Творческая активность предполагает внесение новых творческих моментов в процесс труда, способствующих его улучшению, в различных формах. Наиболее высокий уровень трудовой активности, характеризующийся творческим отношением человека к трудовой деятельности, связан с такой трудовой деятельностью, в которой человек непосредственно во всевозрастающей степени сосредотачивает свое внимание в той сфере труда, где он действительно незаменим, - на функции творца. Определяется тесная взаимосвязь трудовой и творческой активности. Творческое отношение школьника к своему труду оптимизирует соотношение его физических и интеллектуальных сил. Если в процессе интенсификации физических усилий в труде имеет свои естественные и социальные границы, то смекалка, инициатива, творческое отношение к работе таких границ практически не имеют.
Высокий уровень трудовой активности - творческая активность не только вносит творческие моменты в процессе труда, но и является важнейшим моментом формирования личности сельского школьника, которая в этом процессе не только самореализуется, но и самовоспитывается. Трудовая активность и творчество находятся в неразрывной связи.
Становление активно-творческой личности обусловлено потребностями развития современного общества, в котором развитие производительных сил испытывает все большее влияние не только от изменений вещественных компонентов, но и от наиболее полной реализации тружеником своих способностей. Подлинным процессом реализации способностей выступает лишь творческая деятельность. Именно поэтому, рассматривая систему уровней трудовой активности, за высший её уровень мы принимаем творческую активность. При этом творческое отношение личности к своему труду выступает необходимым признаком высокого уровня трудовой активности личности.
На трудовую активность в современных условиях влияет не только рост их общеобразовательного и профессионального уровня, но и возможность реализации приобретенных в процессе политехнического, профессионального и экономического
6
образования знаний, умений, навыков, каждый новый этап развития общества требует перестройки сознания, которая возможна с помощью различных систем образования, воспитания и только при условии превращения знаний в твердые идейные убеждения.
Единство образования и воспитания обеспечивает соблюдение основного принципа формирования и повышения трудовой активности - хочу и могу.
А. С. Макаренко писал: «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата. Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы» [1, с. 116].
Трудовая активность выражает действенность человеческого фактора, который представляя собой интегральную способность к труду, имеет сложную структуру. В нем можно выделить пригодность к труду (трудоспособность, а также работоспособность), которая определяется состоянием физического и психического здоровья детей; подготовленность к труду, детерминируемую уровнем профессионализма (степень развития навыков и умений в результате трудовой подготовки, а также накопленный опыт в процессе трудовой деятельности); готовность к труду, которая определяется нравственным обликом людей как субъектов труда.
Роль и реализация человеческого фактора в трудовой деятельности выражается, в конечном счете, в трудовой активности как отдельных людей, так и коллектива, в котором они находятся. Поэтому повышение трудовой активности предполагает, во -первых, последовательное формирование способности к труду и, во-вторых, оптимальную реализацию этой способности в условиях конкретной трудовой деятельности. Следовательно, можно выделить две стороны проблемы человеческого фактора, которые значительным образом взаимосвязаны и в значительной мере взаимообусловлены. Интегральная способность к труду формируется под воздействием семьи, школы, общественных организаций, культурно-досуговых учреждений, образа жизни, условий труда и нравственно-психологического климата коллектива, различных форм повышения квалификации и др.
В процессе трудовой деятельности, реализации интегральной способности к труду школьник выступает также и как субъект формирования личности, развития всех своих способностей и дарований: он может самостоятельно выбирать те или иные ценности и установки, индивидуальный образ жизни. Трудовая деятельность воздействует не только на сферу жизни человека, но и на его собственное развитие.
Трудовая активность как уровень действенности человеческого фактора реализуется в процессе трудовой деятельности, наиболее социально значимой из всех видов человеческой деятельности, выражает полноту применения способностей, умений и навыков человека, а также его нравственную позицию, характеризующуюся сформированностью потребности в труде, осознанием социальной значимости труда.
Следовательно, трудовая активность, прежде всего, обуславливается личностными свойствами школьника, развитием его нравственного сознания.
Рассмотрение факторов, определяющих уровень трудовой активности сельских школьников, позволяет выделить внешние по отношению к субъекту труда элементы производственной среды и трудовой ситуации, которые, отражаясь в сознании людей, воздействуют на мотивацию их трудовой деятельности. С другой стороны, готовность к труду, являясь результатом предшествующего воспитания, жизненного опыта, прочности усвоения социальных норм и нравственных ценностей, способна при различных, в том числе и неблагоприятных, обстоятельствах трудовой деятельности определять достаточный уровень трудовой активности человека. При недостаточной устойчивой готовности к труду возможно «угасание» трудовой активности. Поэтому одно из основных направлений развития активности школьника состоит в формировании готовности к труду посредством оптимизации производственной
7
ситуации и устранения тех явлений и обстоятельств, которые препятствуют повышению действенности человеческого фактора.
Сказанное позволяет нам обозначить следующую структуру трудовой активности (рис. 1).
Рис. 1. Структура трудовой активности
Преодоление отрицательных психологических явлений будет способствовать развитию трудовой активности сельских школьников, повышению его эффективности. Таким образом, сложность и многоаспектность трудовой активности как социального явления вызывают трудности в определении её критериев. Нередко в качестве критериев выдвигаются такие показатели, как «борьба против бесхозяйственности», «участие в соревновании», «уровень квалификации» и т. д., которые обладают недостаточной информированностью и носят весьма неопределенный характер.
Поэтому при определении уровня развития трудовой активности сельских школьников необходимо, на наш взгляд, исходить из понимания того, что критерии трудовой активности должны носить комплексный характер, они должны представлять не механическое соединение отдельных элементов, а систему основных, наиболее существенных, научно -обоснованных показателей, достаточно полно отражающих как объективную, так и субъективную сторону трудовой активности.
Наиболее удачной нам представляется система показателей трудовой активности, разработанная Г. С. Широкаловой. По её мнению, каждый показатель трудовой активности должен включать два компонента: постоянный - ценностное
отношение к деятельности и переменный - любая характеристика процесса деятельности или её результата [3, с. 109-112].
Формирование трудовой активности сельских школьников должно осуществляться как в стенах школы, так и в рамках деятельности клубных учреждений, что подчеркивает значимость внеклассной и внешкольной воспитательной работы в данном процессе.
Литература
1. Макаренко А. С. Собр. Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 116.
2. Осмонова Ч. Т. Взаимосвязь кыргызских народных традиций и современных методов стимулирования в развитии нравственно-трудовой активности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. [Текст] / Ч. Т. Осмонова. Бишкек, 2000. 21 с.
3. Широкалова Г. С. К вопросу о показателях трудовой активности. [Текст] / Г. С. Широкалова // Социологические исследования, 1985. № 1. С. 109-112.
Биометрический документ как объект профессиональной
деятельности выпускника направления подготовки
«Документоведение и архивоведение» 1 2 Фахреева Д. Р. , Фахреев Н. Н.
Фахреева Диляра Рамилевна /Fakhreeva Diliara Ramilevna - документовед,
Управление делами;
2Фахреев Наиль Насихович /Fakhreev Nail Nasikhovich - старший преподаватель, кафедра инженерной экологии и рационального природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: цель данной статьи - рассмотреть биометрический документ как объект профессиональной деятельности выпускника.
Abstract: the purpose of this article to consider biometric document as an object of professional activity of graduates.
Ключевые слова: биометрический документ, биометрическое документирование, профессиональные задачи.
Keywords: biometric documents, biometric documentation, professional tasks.
«Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: бакалавриат. Направление подготовки: 46.03.02 Документоведение и архивоведение», на основе которого происходит процесс формирования документоведческих компетенций, устанавливает, что объектами профессиональной деятельности выпускников является документ, созданный любым способом документирования. Под способом документирования подразумеваются процессы, процедуры, инструменты и материалы, используемые для записи информации. Одним из способов документирования является биометрическое документирование, в процессе которого на материальном носителе фиксируется биометрическая информация, а результатом является биометрический документ. В соответствии с этим биометрический документ является одним из объектов профессиональной деятельности выпускников. Согласно этому выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом профессиональной деятельности должен быть готов решать следующие профессиональные задачи, связанные с биометрическими документами: