Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал музыкальной и творческой визуальной информации на уроках музыки в школе'

Воспитательный потенциал музыкальной и творческой визуальной информации на уроках музыки в школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
416
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УРОКИ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ / ИМПРЕССИОНИЗМ / ИНФОРМАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Топилина Ирина Ивановна

Развитие информационных технологий и звуковоспроизводящей аппаратуры породили проблему адекватного восприятия школьниками музыкальных произведений. На уроках музыки в школе важно приобщить ребят к высокохудожественным произведениям и ценностно значимому искусству, в котором звуковая и визуальная информация наполнена образами гармонии и красоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал музыкальной и творческой визуальной информации на уроках музыки в школе»

Таблица 2

Результаты динамометрии и выступления в соревнованиях среди участников группы совершенствование спортивного мастерства (ССМ)

№ п-п Ф.И.О Весовая катего рия, кг Собстве нный вес спортсм ена, кг Показ ания динам ометр а в Показ ания динам ометр а в полож ении 10 см до стола, кг Показ ания динам ометр а в полож ении 10 см от стола, кг Кисте вая динам ометр ия (права я рукаХ кг Сумма динам Место спортс мена по резуль Место, занявшее спортсме ном в результа Разн ость ранг Квад рат разн

старто вом полож ении, кг ометр ии, кг татам измер ения силы (dx) те поединко в внутри группы (dy) ов (dx-dy) ости (dx-dy)2

1 З.С. 86,00 55 59 50 60 224 1 5 -4 16

2 Т.И. 90,00 45 47 45 60 197 4 4 0 0

3 Ч.А. 80,00 42 45 40 48 175 9 10 -1 1

4 Б.А. 88,00 48 48 46 57 199 3 1 2 4

5 Ф.С. до 90 90,00 41 40 40 48 169 10 8 2 4

6 К.К. 86,00 55 56 50 56 217 2 6 0 0

7 Н.Е. 90,00 47 45 44 55 191 5 3 2 4

8 С.С. 87,00 48 48 42 48 186 7 7 0 0

9 Я.Н. 86,00 45 48 43 54 190 6 4 0 0

10 С.Т. 90,00 40 47 40 56 183 8 9 -1 1

Среднее арифметическое 46,60 48,30 44,00 54,20 193,1 0 Разностьрангов в квадрате 30,0 0

Среднеквадратическое отклонение 5,23 5,46 3,80 4,69 17,16 Ранговый коэффициент корреляции, р 0,18

Критическое значение

Коэффициент вариации,% 11,23 11,30 8,64 8,65 8,89 коэффициента корреляции рангов Спирмена, р=0,05 0,57

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в отличие от группы начальной подготовки, где уровень силовых показателей оказывает решающее влияние на исход поединка, в группе совершенствования спортивного мастерства силовые показатели не оказывают такого сильного влияния на результат схватки. Список использованной литературы:

1. Дмитрук С.С. Биомеханические критерии рациональных технических действий в армспорте : автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / С.С. Дмитрук; РГАФК. - М, 1999 - 24с. : ил.

2. Живора П.В. Армрестлинг. Техника, тактика, методика обучения. Учебное пособие / П.В. Живора, А.И. Рахманов. - М.: ACADEMIA, 2001.-112с. : ил. - ISBN 5-7695-0671-7.22.68:22.68

3. Терехов, Л.Л. Тренировка в армрестлинге /Л.Л.Терехов, А.С.Пелих, Л.А.Терехова. - М.: Физкультура и спорт, 2005.-248с.

© Терзи К.Г., 2016

УДК 372.878

Топилина Ирина Ивановна

к.п.и., доцент кафедры музыкального и художественного образования, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог, РФ

E-mail: topilina2003@mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

Аннотация

Развитие информационных технологий и звуковоспроизводящей аппаратуры породили проблему

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

адекватного восприятия школьниками музыкальных произведений. На уроках музыки в школе важно приобщить ребят к высокохудожественным произведениям и ценностно значимому искусству, в котором звуковая и визуальная информация наполнена образами гармонии и красоты.

Ключевые слова Уроки музыки в школе, импрессионизм, информация, визуализация.

Активное развитие информационных технологий и огромного количества звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры породили проблему адекватного восприятия детьми и подростками звуковой и в частности музыкальной информации. Педагогические технологии с успехом описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. Вместе с тем в сфере культурной подготовки подрастающего поколения возникают большие проблемы, которые связаны с тем, что на детей и подростков воздействует многократно возросший поток низкопробной музыкальной продукции. Влияют также отрицательные установки, порожденные рекламой и индустрией развлечения, большое количество субкультур, которые имеют свои идеалы, являются носителями специфической звуковой среды, в которой порой преобладают мрачно-пессимистические и откровенно деструктивные элементы содержания и средств музыкальной выразительности. К сожалению многие из них тиражируются аудио- и видеотехникой. Данная ситуация накладывает серьезную ответственность на гуманитарную подготовку подрастающего поколения, на те основы, которые закладываются у детей в школьные годы. Их нарушения подрывают ценностные устои и параметры культурного самосознания молодежи, открывают доступ в приобщении личности к примитиву, который может сказаться на дальнейшем отношении данного человека к жизни.

В период школьного обучения важно приобщить ребят к образцам высокохудожественного и ценностно значимого искусства, в общении с которым большое значение приобретают формы восприятия визуальной информации, насыщенной образами красоты и гармонического совершенства. Интересно, что в данном случае речь идет не только о восприятии произведений изобразительного искусства. Помощь могут оказать музыкальные произведения таких мастеров, например, как композиторы импрессионисты, и в частности Клод Дебюсси. Его произведения неоправданно мало используются на уроках музыки в школе. Дело может быть не столько в малой осведомленности учителей, сколько в том, что еще недостаточно исследований о широте влияния визуального компонента результативность процесса обучения. Существует проблема целесообразного использования на уроках музыки визуальных, их видов, формы с учетом целей обучения, специфичных характеристик учебного материала и индивидуальных особенностей школьника.

Визуализация - термин, который стал общеизвестным благодаря К. Юнгу, проводившему всесторонние исследования человеческого сознания и психики. Визуализация - важное свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального ряда в своем сознании. Это один из способов, который повышает эффективность обучения школьников и развития их учебных способностей. Дж. Л. Уотсон [1] считает, что наиболее правильно представлять себе процесс визуализации как создание внутреннего образа воспринимаемого ребенком объекта. В этом понимании границы понятия «визуализация» на много шире традиционно понимаемого понятия «наглядность». В создании внутреннего образа объекта может участвовать не только наглядность, но и другие средства, подключающие различные органы чувств и формирующие особый язык познания.

При восприятии музыки происходит формирование так называемого «внутреннего глаза», т.е. видения, которое повышает восприимчивость ребенка, совершенствует его воображение, способность комбинировать мысли и образы. В связи с этим знакомство ребят с музыкой композиторов импрессионистов весьма интересно. Их сочинения имеют яркую, красочную звуковую палитру, поэтому они предстают перед слушателями как живописно-зримые, наполненные запоминающимися образами. Этим объясняется тот факт, что они способны привлекать внимание учащихся к этому интереснейшему течению искусства конца Х1Х-ХХ вв., а также активно стимулировать детскую творческую фантазию. К. Дебюсси утверждал, что именно красота природы способна пробуждатьхудожественную фантазию человека. Потребность передать в звуках состояние природы, ее образы вызвала поиски К. Дебюсси в области новых звуковых колоритов и

красок, неповторимо оригинальных и свежих выразительных средств.

Музыкальный импрессионизм при своем зарождении оказался тесно связан с французским поэтическим символизмом и импрессионизмом в живописи. В творчестве художников и композиторов-импрессионистов обнаруживается родственная тематика: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, исключительное место занимает пейзаж. В наибольшей степени в музыке влияние живописного импрессионизма сказалось в области средств выразительности. Также как и у художников-импрессионистов, поиски К. Дебюсси пошли по пути расширения круга выразительных средств и обогащения красочно-колористической стороны музыки [4]. Они коснулись таких выразительных средств музыки, как лад, гармония, мелодия, метроритм, фактура и инструментовка.

На школьных уроках музыки произведения К. Дебюсси используются для слушанья. Например, используется один из симфонических «Ноктюрнов» К. Дебюсси - «Празднества» (4-й класс, IV четверть). По мысли Д.Б. Кабалевского, музыка «Празднеств» способна вызывать яркие зрительные образы - картины народного гуляния [2, с. 82]. Обращение к музыке композиторов-импрессионистов поведет школьников к восприятию многокрасочных и насыщенных образов в «Празднествах» и других крупных оркестровых произведениях.

Учитывая детский возраст и небольшой опыт слушания музыки, возможнозаменять сложные музыкальные произведения и на более доступные для восприятия школьниками, как например, фортепианная сюита К. Дебюсси «Детский уголок» [3]. В этом произведении воплощен добрый и чудесный мир детства. Его героями являются кукла, игрушечный слон, пастушок. Творческая визуализация таких образов доступна детям и благотворно сказывается на их внутреннем мире и восприятии окружающих их людей и предметов. К. Дебюсси - один из немногих композиторов по-настоящему понимавших детей и умевших писать для них доступным и интересным языком. В этом отношении его можно поставить в один ряд с Р. Шуманом и П.И. Чайковским. Сложный музыкальный язык импрессионистов не является преградой на пути понимания ребятами музыки, а лишь наоборот пробуждает и развивает их творческую фантазию. Список использованной литературы:

1. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. - М., 2008.

2. Кабалевский Д.Б. Программа по предмету «Музыка» для I—VIII классов. - М.: Просвещение, 2006.

3. Копчевский Н. «Детский уголок» К. Дебюсси. - М.: Музыка, 1976.

4. Дебюсси и музыка XX века. Сб. ст. - Л.: Музыка, 1983.

© Топилина И.И., 2016

УДК 37.018.26

Топилина Наталья Валерьевна

к.п.и., доцент кафедры общей педагогики, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»

г. Таганрог, РФ E-mail: nnn79@list.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Аннотация

Современная педагогика ищет новые подходы к организации взаимодействия семьи и школы по созданию общего воспитательного пространства, соотносящегося с реалиями развития общества и его цивилизационными перспективам. Совместная деятельность учителей и родителей определяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.