Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ, СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ СРОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ'

МОТИВАЦИЯ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ, СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ СРОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СРЕДСТВА СРОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ / СПОРТИВНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / КУРСАНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокшаров Евгений Владимирович, Гареев Дмитрий Ринатович, Могилевская Татьяна Евгеньевна, Башмаков Эдуард Юрьевич

Современные электронные спортивные устройства стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Интеграция спортивных приложений в повседневной жизнедеятельности происходит постепенно, и на сегодняшний день большая часть людей, активно занимающихся физической культурой и спортом, заинтересована в освоении данного направления, что заметно способствует повышению уровня мотивации к двигательной активности, так как устройства позволяют отслеживать динамику простых биологических показателей организма и быстро корректировать их. Материал. В данной статье раскрываются аспекты влияния средств срочной информации и спортивных приложений на мотивацию к регулярным занятиям физической культурой и спортом у курсантов Уральского института ГПС МЧС России. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, методы математической статистики. Для выявления целевого интереса и мотивации в совершенствовании и дальнейшем продвижении подобных средств на занятиях физической культурой и спортом в образовательных организациях высшего образования. Результат. Результаты исследования позволили установить, что использование курсантами электронных спортивных устройств и приложений во время физической активности в институте развито, однако недостаточно широко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокшаров Евгений Владимирович, Гареев Дмитрий Ринатович, Могилевская Татьяна Евгеньевна, Башмаков Эдуард Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR REGULAR PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS THROUGH SPORTS APPLICATIONS, MODERN ELECTRONIC MEANS OF URGENT INFORMATION

Materials. This article reveals aspects of the influence of urgent information media and sports applications on the motivation for regular physical education and sports among cadets of the Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Research methods. Analysis and generalization of scientific and methodological literature. In order to identify the target interest and motivation in improving and further promoting such means in physical education and sports classes in educational institutions of higher education, surveys of students were conducted. Results. The results of the study allowed us to establish that the use of electronic sports devices and applications by cadets during physical activity at the Institute is developed, but not widely enough.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ, СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ СРОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-187-192

Мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством спортивных приложений, современных электронных

средств срочной информации

Кокшаров Е.В.1*, Гареев Д.Р.1'2' Могилевская Т.Е.1'2, Башмаков Э.Ю.2

'Уральский институт ГПС МЧС России г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0009-0006-9333-9725, sheff.patriot@yandex.ru* ORCID: 0000-0001-7809-5650, dimagario@yandex.ru ORCID: 0009-0009-3453-9366, tanya-land@list.ru 2Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург

г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0000-0002-1293-3604, mcfkis@mail.ru

Аннотация: Современные электронные спортивные устройства стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Интеграция спортивных приложений в повседневной жизнедеятельности происходит постепенно, и на сегодняшний день большая часть людей, активно занимающихся физической культурой и спортом, заинтересована в освоении данного направления, что заметно способствует повышению уровня мотивации к двигательной активности, так как устройства позволяют отслеживать динамику простых биологических показателей организма и быстро корректировать их. Материал. В данной статье раскрываются аспекты влияния средств срочной информации и спортивных приложений на мотивацию к регулярным занятиям физической культурой и спортом у курсантов Уральского института ГПС МЧС России. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, методы математической статистики. Для выявления целевого интереса и мотивации в совершенствовании и дальнейшем продвижении подобных средств на занятиях физической культурой и спортом в образовательных организациях высшего образования. Результат. Результаты исследования позволили установить, что использование курсантами электронных спортивных устройств и приложений во время физической активности в институте развито, однако недостаточно широко.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, средства срочной информации, спортивные приложения, курсанты, мотивация, эффективность, физическая активность.

Для цитирования: Кокшаров Е.В.*, Гареев Д.Р., Могилевская Т.Е., Башмаков Э.Ю. Мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством спортивных приложений, современных электронных средств срочной информации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(2): 187-192. DOI: 10.14526/20704798-2023-18-2-187-192

Motivation for regular physical education and sports through sports applications, modern electronic means of urgent information

Evgeniy V. Koksharov1*, Dmitriy R. Gareev1'2, Tatyana E. Mogilevskaya1'2, Eduard Yu.

Bash.ma.kov2

'Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Yekaterinburg, Russia ORCID: 0009-0006-9333-9725, sheff.patriot@yandex.ru* ORCID: 0000-0001-7809-5650, dimagario@yandex.ru ORCID: 0009-0009-3453-9366, tanya-land@list.ru 2 Ural State Agrarian University Yekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0002-1293-3604, mcfkis@mail.ru

Abstract: Materials. This article reveals aspects of the influence of urgent information media and sports applications on the motivation for regular physical education and sports among cadets of the Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Research methods. Analysis and generalization of scientific and methodological literature. In order to identify the target interest and motivation in improving and further promoting such means in physical education and sports classes in educational institutions of higher education, surveys of students were conducted. Results. The results of the study allowed us to establish that the use of electronic sports devices and applications by cadets during physical activity at the Institute is developed, but not widely enough.

Keywords: physical culture, sports, urgent information media, sports applications, cadets, motivation, efficiency, physical activity.

For citation: Evgeniy V. Koksharov*, Dmitriy R. Gareev, Tatyana E. Mogilevskaya, Eduard Yu. Bashmakov. Motivation for regular physical education and sports through sports applications, modern electronic means of urgent information. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 187-192. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-187-192.

Введение

Мотивация, как правило, считается основной движущей силой успеха любой деятельности. Это заставляет сосредоточиться на намеченной цели, преданно следовать к ней и целенаправленно достигать успеха. Таким образом, можно предположить, что формирование внутренней мотивации у обучающихся является одной из основных задач преподавателя.

Современные электронные спортивные устройства стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Интеграция спортивных приложений в повседневной жизнедеятельности происходит постепенно, и на сегодняшний день большая часть людей, активно занимающихся физической культурой и спортом, заинтересована в освоении данного направления, что заметно способствует повышению уровня мотивации к двигательной активности, так как устройства позволяют отслеживать динамику простых биологических показателей организма и быстро корректировать их.

Физическая активность - это сложный поведенческий комплекс, на который влияет множество факторов, включая рост и развитие организма в биологическом аспекте, состояние здоровья, самостоятельное или групповое развитие физических качеств и способностей, высокие уровни нагрузки для достижения максимального спортивного результата.

Спортивные приложения являются привлекательным способом внедрения не только в образовательный процесс, но и в привычную жизнь каждого человека, так как они общедоступны для скачивания и использования, а также являются универсальным средством, выступающим в качестве поддержки и обоснования инициатив, изменения пищевого поведения и физической активности. Доступность и быстрота снятия элементарных биологических пока-

зателей позволяют оперативно вмешиваться, корректировать, подсказывать и отслеживать выполнение программы поведения. К сожалению, в настоящее время уделяется недостаточное внимание различным аспектам проблемы внедрения средств срочной информации и спортивных приложений в организацию процесса физического воспитания обучающихся образовательных организаций высшего образования, использование которых основывается на их личной заинтересованности и вовлеченности.

Мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом интересует и преподавателей, и тренеров, и инструкторов по физической подготовке. Это точные характеристики, которые позволяют достичь совершенства, высокого уровня физической подготовленности, максимально повысить процесс усвоения знаний. Мотивация достижения - это тенденция стремления к успеху, настойчивость перед лицом неудач и гордость за выполнение поставленной цели.

Целью данного исследования мы видим оценку влияния использования современных средств срочной информации (ССИ) и спортивных приложений на мотивацию к физкультур-но-спортивной деятельности курсантов Уральского института ГПС МЧС России.

Задачи исследования:

- повышение эффективности занятий физической культурой и спортом с помощью средств срочной информации и спортивных приложений;

- увеличение численности обучаемых и результативности процесса физической подготовки с помощью продуманной мотивации через средства срочной информации и спортивные приложения.

База проведения исследования: Уральский институт ГПС МЧС России.

Объект исследования - курсанты 1-го года обучения Уральского института ГПС МЧС России.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 142 курсанта 1-го курса Уральского института ГПС МЧС России. Для выявления проблематики исследования был проведен опрос курсантов в возрасте от 18 до 22 лет, использующих средства срочной информации и спортивных приложений в повседневной деятельности.

Анкетируемым предлагалось ответить на ряд вопросов, в том числе:

Как давно Вы используете спортивные приложения/средства срочной информации в про-

цессе тренировки? (более 3 лет; более года, менее 1 года, не использую) (рис. 1).

Стали ли Вы планировать свой график с учетом времени на физическую подготовку? (да, нет) (рис. 2).

Во время занятий физической культурой и спортом, мотивация обучающихся фокусируется на улучшении личных достижений, в то время как соперничество с однокурсниками влияет на поведение в ситуациях социальной оценки. На основе проведенного мониторинга приложения Strava нами был составлен рейтинг 10 лучших курсантов, активно использующих данное приложение в беговых тренировках в течение 15 дней.

Я ЗМ* - р

гада пода

Рис. 1. Результаты ответов участников опроса

Таблица 1

Рейтинг 10 лучших курсантов, активно использующих приложение Strava

_Ут Ни Расставим с

1 ]1мма Лрллпвш Ы.^км

2 Максим Л.1ЗДССС11 55,:« км

3 Максим Латозв 51,4(1 км

ЛЛСШ ЕкПЯ КРШ 47,5 5 км

ь llil.LV! Ли г- гч-м 40,15 км

ь Ллсксан.л Оигчнш. $4,9® км

7 Л.1скссн К^ипи II 31,1 7 км

к Лрт\ р Д|т.д|ш 20,К1 км

Екаткфнш К'.'|ч:ы1.1 1 км

10 Лшеги К;||:.ик'.|ц 15,77 км

В процессе анализа рейтинга был выявлен целевой интерес в совершенствовании и дальнейшем продвижении подобных средств на занятиях физической культурой и спортом в Уральском институте ГПС МЧС России. Полученные результаты обработаны статистически для выявления массива данных.

Во всем мире в среднем 74% взрослых сообщают о том, что имеют средства срочной информации и спортивные приложения и владеют ими. В нашем исследовании не все курсанты, имеющие мобильные устройства, пользуются средствами срочной информации и спортивными приложениями.

В целях всестороннего изучения данной темы нами было выявлено количество курсантов, использующих в повседневной жизнедеятельности средства срочной информации и спортивные приложения, а также мы попытались разобраться, каким образом они влияют на мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.

УМНЫЕ СМАРТ-ЧАСЫ "СПОРТИВНЫЕ" ЧАСЫ ФИТНЕС БРАСЛЕТЫ СПОРТИВНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НИЧЕГО

Результаты и обсуждение

По результатам ответов на вопрос определены популярные средства срочной информации и спортивные приложения, используемые в тренировочном процессе, курсантами 1-го курса Уральского института ГПС МЧС России (рисунок 3).

Рис. 3. Используемые ССИ и приложения по результатам опроса

• «Умные» смарт-часы - 38% (54чел.)

• «Спортивные» часы (пульсометры) -22,5% (32чел.)

• Фитнес браслеты - 19,7% (28чел.)

• Спортивные приложения - 13,4% (19 чел.)

• Не пользуются ничем - 6,4% (9 чел.)

Результаты оказались вполне ожидаемыми.

Исследование показало, что 80,6% опрошенных курсантов отмечают эффективность применения средств срочной информации и спортивных приложений по критерию отслеживания своего здоровья и получения определенных данных, что показывает заинтересованность и мотивацию людей в поддержании здорового и сбалансированного уровня жизни. 81,3% учащихся следят за своим здоровьем через спортивные приложения, что позволяет им наблюдать за динамикой изменений, правильно планировать распорядок дня, питание, физическую активность и полный покой во время сна. Следует отметить, что в современном обществе приложения, отслеживающие пульс, шагомеры и прочие уже встроены в телефоны более 90% людей. Подобные нововведения разработчики программ рассматривают как неотъемлемую часть жизни образованного общества. У 83,3% курсантов повысился интерес к физической активности (тренировкам) с использованием средств срочной информации и спортивных приложений, так как они считают, что информация во время физической активности (тренировок), которую предоставляют средства срочной информации и спортивные приложения, является полезной для них в целях усовершенствования своей фи-

зической подготовки.

Только 54,2% курсантов с началом использования средств срочной информации и спортивных приложений стали чаще заниматься физической подготовкой, что дает нам понимать то, что половину учащихся мотивируют спортивные устройства для дальнейшей физической деятельности, а остальная половина от использования электронных спортивных устройств осталась заниматься по своему графику.

У 72,9% отвечающих появился соревновательный азарт с началом использования средств срочной информации и спортивных приложений, значит возникает мотивация для занятий физической культуры и спорта, ведь когда люди воспринимают в игровой форме и коллективно сравнивают свои результаты с результатами своих товарищей, они хотят проявить себя именно в спортивной активности, это мотивирует их на определенные спортивные действия.

91% опрощенных хотели бы использовать более усовершенствованные средства срочной информации и спортивные приложения для физической активности, для того чтобы, более углубленно знать о своем здоровье и функциональном состоянии.

Анализ через приложение Strava.

Такие турнирные и соревновательные таблицы мотивируют на рост и совершенствование физической подготовки, это проявляется у курсантов в желании быть первым в рейтинге. Чем человек ниже в рейтинге, тем больше у него мотивации к физической деятельности, для продвижения вверх по турнирной лестни-

це. Также это возможность научиться правильно распределять свою физическую активность при анализе соревновательных таблиц, принять что-то новое для себя, при сравнивании табличных результатов и проделанной работе. В некоторых спортивных приложениях к вашим результатам можно писать комментарии от других активных людей, тем самым получая похвалу или замечания, которые могут способствовать мотивации к физической культуре и спорту. Приятно отметить, что, не смотря на большой разрыв участников по пройденному километражу, никто из курсантов не подавлен и не расстроен, наоборот еще более боевой настрой и увеличении мотивации к продолжению своего дела.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Результаты исследования выявили очевидный интерес и осведомленность курсантов о возможном положительном влиянии внедрения средств срочной информации и спортивных приложений в занятия физической культурой и спорта в образовательных учреждениях высшего образования и повседневной деятельности.

2. Полученные данные подтверждают формирования и усилении мотивации к ведению здорового образа жизни не только в рамках учебного заведения, но и за его пределами.

3. Приобщения курсантов к систематическим занятиям физической активностью и качественном изменении проведения данных занятий на уровне учебного заведения с помощью средств срочной информации и спортивных приложений.

Список литературы

1. Аушев М.Б., Рогожников М.А. Значимость и ценность физической культуры и спорта для студентов. Colloquium-journal. 2019; 10-4(34): 66-67.

2. Ахтямова А.Ф. Влияние современных гад-жетов на физическую культуру. Аллея науки.

2017; 1(14): 652-654.

3. Вахтомова Е.М. К вопросу о влиянии интернета и гаджетов на качество обучения первокурсников вуза физической культуры. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции «Перспективы развития научных исследований в 21 веке». Махачкала: Апробация. 2016: 140-144.

4. Гареев Д.Р. Использование мобильных приложений в целях повышения мотивации курсантов Уральского института ГПС МЧС России к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Научно-практический журнал Современная наука: актуальные проблемы теории и практик. Серия: Гуманитарные науки. 2022; 12: 38-41.

5. Коломейцева Е.Б. Повышение мотивации студентов к ведению здорового образа жизни на основе применения фитнес-браслетов. ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2019; 2: 3-5.

6. Королева С.А. Применение современных гаджетов при решении рекреационных и образовательных задач в физическом воспитании студентов МТУСИ. Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2020; 9(2): 64-69.

7. Могилевская Т.Е. Опыт применения современных средств срочной информации в физ-культурно-спортивной деятельности на примере Уральского института ГПС МЧС России. Перспективы науки. 2022; 1(148): 79-83.

8. Семенченко П.И. Использование технологии интернета вещей в спорте и физической культуре. Умные гаджеты для спорта. Постулат. 2017; 5-1(19): 63.

9. Сумина А.В. Умные гаджеты для занятий физической культуры. Сборник Международной научно-технической конференции молодых ученых. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017: 7421-7423.

References

1. Aushev M.B., Rogozhnikov M.A. Significance and value of physical culture and sports for students. Colloquium-journal. 2019; 10-4(34): 66-67.

2. Akhtyamova A.F. The influence of modern gadgets on physical culture. Alleya nauki. 2017; 1(14): 652-654 [In Russ.].

3. Vakhtomova E.M. On the influence of the Internet and gadgets on the quality of training of first-year students of the University of physical culture. Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoj nauchno-praktricheskij konferencii "Perspektivy razvitiya nauchnyh issledovanij v 21 veke" [Collection of materials of the XI International Scientific and Practical Conference "Prospects for the development of scientific research in the 21st century"]. Makhachkala: Approbation. 2016: 140144 [In Russ.].

4. Gareev D.R. The use of mobile applications in order to increase the motivation of cadets of the Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia for physical education and healthy lifestyle. Nauchno-prakticheskij zhurnal Sovremennaya nauka: aktual'nye problem neorii I praktik. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022; 12: 38-41 [In Russ.].

5. Kolomeitseva E.B. Increasing students' motivation to lead a healthy lifestyle based on the use of fitness bracelets. OBZH: Osnovy bezopasnosti zhizni. 2019; 2: 3-5 [In Russ.].

6. Koroleva S.A. The use of modern gadgets in solving recreational and educational tasks in the physical education of MTUCI students.

Metodicheskie voprosy prepodavaniya infokommunikacij v vysshej shkole. 2020; 9(2): 6469 [In Russ.].

7. Mogilevskaya T.E. The experience of using modern means of urgent information in physical culture and sports activities on the example of the Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Perspektivy nauki. 2022; 1(148): 79-83 [In Russ.].

8. Semenchenko P.I. The use of Internet of Things technology in sports and physical culture.

Smart gadgets for sports. Postulat. 2017; 5-1(19): 63 [In Russ.].

9. Sumina A.V. Smart gadgets for physical education. Sbornik Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii molodyh uchenyh [Collection of the International Scientific and Technical Conference of Young Scientists]. Belgorod: V.G. Shukhov BSTU. 2017: 7421-7423 [In Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2023

Кокшаров Евгений Владимирович - доцент, Уральский институт ГПС МЧС России, 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 22, e-mail: sheff.patriot@yandex.ru

Гареев Дмитрий Ринатович - кандидат педагогических наук, доцент, Уральский институт ГПС МЧС России, 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 22, e-mail: dimagario@yandex.ru Могилевская Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, Уральский институт ГПС МЧС России, 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 22, e-mail: tanya-land@list.ru

Башмаков Эдуард Юрьевич - старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет, 620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, дом 42, e-mail: mcfkis@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.