Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА МВД РОССИИ РАЗНЫХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА МВД РОССИИ РАЗНЫХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАТЕЛИ ВУЗОВ МВД РОССИИ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лигута Владимир, Лигута Анна

В настоящее время результаты ряда научных исследований свидетельствуют о недостаточном уровне физической подготовленности слушателей-выпускников вузов МВД России. Данная проблема в первую очередь связана с их двигательной активностью, мотивацией к физкультурно-спортивной деятельности. Профессия сотрудника полиции предусматривает использование физической силы и боевых приемов борьбы при решении оперативно служебных задач.У выпускников вузов МВД России, освоивших программу обучения, должны быть сформированы общекультурные компетенции, связанные с умением использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, а также организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни.Особая роль при формировании данных компетенций возлагается на профессорско-преподавательский коллектив кафедр физической подготовки, который на протяжении всего периода обучения учащихся должен обеспечить развитие у них необходимых профессионально важных физических качеств, приобретение двигательных умений и навыков боевых приемов борьбы, мотивации к двигательной активности, поведение, соответствующие требованиям здоровья.Для решения данных задач в контексте улучшения учебно-тренировочных занятий должно быть организовано не только тестирование уровня развития физических качеств и двигательных навыков, но и получение информации об отношении и мотивации курсантов и слушателей к ценностям физической культуры, деятельности, направленной на укрепление здоровья.Одним из методов отслеживания за ходом учебно-воспитательного процесса является социально-педагогический мониторинг с использованием социологического опроса (анкетирования).Целью исследования было проведение сравнительного анализа отношения слушателей - выпускников Дальневосточного юридического института (ДВЮИ) МВД России разных лет обучения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни в аспекте совершенствования процесса физической подготовки.В социологическом опросе приняли участие выпускники ДВЮИ МВД России 2010 г. (70 чел.) и 2020 г. (70 чел.), у которых выявлено устойчивое положительное понимание значимости занятий физической культурой и спортом для профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Количество занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью не соответствует планируемым показателям Российской Федерации среди студенческой молодежи. Мотив развития специальных двигательных способностей и приобретения профессиональных двигательных навыков не является приоритетным в рейтинговой системе, что свидетельствует о недостаточном уровне знаний у слушателей в области теории и методики физической подготовки. Независимо от года обучения отмечаются примерно одинаковые положительные результаты удовлетворенности слушателей процессом физической подготовкив вузе. Выявлено снижение числа респондентов, приверженных вредным привычкам. Определено мнение респондентов о качестве проведения процесса физической подготовки и факторах его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лигута Владимир, Лигута Анна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES AND HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS OF THE LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIA DIFFERENT YEARS OF STUD

Currently, the results of a number of scientific studies indicate an insufficient level of physical fitness of graduates of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. This problem is primarily associated with their motor activity, motivation for physical culture and sports activities. The profession of a police officer involves the use of physical force and combat fighting techniques in solving operational and service tasks.Graduates of the law institutes of the Ministry of Internal Affairs of Russia, who have mastered the training program, should have general cultural competencies associated with the ability to use the means and methods of physical culture to ensure a full social and professional activity, as well as to organize their lives in accordance with the ideas about a healthy lifestyle.A special role in the formation of these competences is assigned to the teaching staff of physical training departments, which throughout the entire period of training students should ensure that they develop the necessary professionally important physical qualities, acquire motor skills and combat fighting techniques, motivation for motor activity, awareness and behavior consistent with health requirements.To solve these problems in the context of improving training sessions, not only testing the level of development of physical qualities and motor skills must be organized, but also obtaining information about the attitude and motivation of cadets and trainees to the values of physical culture and activities aimed at health promotion.One of the methods of tracking the progress of the educational process is socio-pedagogical monitoring using sociological survey (questioning).The aim of the study was to conduct a comparative analysis of the attitude of the graduates of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia of different years of study to physical culture, sports and healthy lifestyle in the aspect of improving the process of physical training.A sociological survey was attended by graduates of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2010 year (70 persons) and 2020 year (70 persons) who showed a steady positive understanding of the importance of physical education and sports for the professional activities of internal affairs officers. The number of persons engaged in physical and sports activities does not correspond to the planned indicators of the Russian Federation among student youth.The motive for developing special motor abilities and acquiring professional motor skills is not a priority in the rating system, which indicates an insufficient level of knowledge among students in the field of theory and methodology of physical training. Regardless of the year of study, approximately the same positive results of satisfaction of students with the process of physical training at the university are noted. A decrease in the number of respondents committed to bad habits was revealed. The respondents’ opinion on the quality of the physical training process and the factor was determined.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА МВД РОССИИ РАЗНЫХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ»

Удк 796.011.3

DOI 10.14258/zosh(2022)1.07

физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни слушателей юридического вуза мвд россии разных лет обучения

Яигута владимир филиппович

кандидат педагогических наук, профессор кафедры физической подготовки, дальневосточный юридический институт Мвд россии, Хабаровск, россия. E-mail: liguta01@mail.ru; ORCID 0000-0003-3191-5556

Яигута Анна владимировна

кандидат педагогических наук, заместитель начальника учебного отдела, дальневосточный юридический институт Мвд россии, Хабаровск, россия. E-mail: lav_29@mail.ru; ORCID 0000-0002-1025-1781

PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES AND HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS OF THE LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIA DIFFERENT YEARS OF STUDY

Liguta Vladimir Philippovich

Candidate of pedagogical sciences, professor of the department of physical training Far Eastern Law

Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Khabarovsk, Russia.

E-mail: liguta01@mail.ru

ORCID 0000-0003-3191-5556

Liguta Anna Vladimirovna

Candidate of pedagogical sciences, deputy head of the educational department Far Eastern

Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Khabarovsk, Russia.

E-mail: lav_29@mail.ru

ORCID 0000-0002-1025-1781

следует цитировать / Citation:

Лигута В. Ф., Лигута А. В. Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни слушателей юридического вуза МВД России разных лет обучения // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. № 1 (25). С. 54-63. URL: http:// journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)1.07

Liguta V. Ph., Liguta А. V Physical and sports activities and healthy lifestyle of students of the law Institute of the ministry of internal affairs of the Russia different years of study. Health, Physical Culture and Sports, 2022, №1 (25), р. 54-63 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)1.07.

Поступило в редакцию / Submitted 29.12.2021

Принято к публикации / Accepted 23.01.2022

Аннотация. В настоящее время результаты ряда научных исследований свидетельствуют о недостаточном уровне физической подготовленности слушателей-выпускников вузов МВД России. Данная проблема в первую очередь связана с их двигательной активностью, мотивацией к физкультурно-спортивной деятельности. Профессия сотрудника полиции предусматривает использование физической силы и боевых приемов борьбы при решении оперативно-служебных задач.

У выпускников вузов МВД России, освоивших программу обучения, должны быть сформированы общекультурные компетенции, связанные с умением использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, а также организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни.

Особая роль при формировании данных компетенций возлагается на профессорско-преподавательский коллектив кафедр физической подготовки, который на протяжении всего периода обучения учащихся должен обеспечить развитие у них необходимых профессионально важных физических качеств, приобретение двигательных умений и навыков боевых приемов борьбы, мотивации к двигательной активности, поведение, соответствующие требованиям здоровья.

Для решения данных задач в контексте улучшения учебно-тренировочных занятий должно быть организовано не только тестирование уровня развития физических качеств и двигательных навыков, но и получение информации об отношении и мотивации курсантов и слушателей к ценностям физической культуры, деятельности, направленной на укрепление здоровья.

Одним из методов отслеживания за ходом учебно-воспитательного процесса является социально-педагогический мониторинг с использованием социологического опроса (анкетирования).

Целью исследования было проведение сравнительного анализа отношения слушателей -выпускников Дальневосточного юридического института (ДВЮИ) МВД России разных лет обучения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни в аспекте совершенствования процесса физической подготовки.

В социологическом опросе приняли участие выпускники ДВЮИ МВД России 2010 г. (70 чел.) и 2020 г. (70 чел.), у которых выявлено устойчивое положительное понимание значимости занятий физической культурой и спортом для профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Количество занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью не соответствует планируемым показателям Российской Федерации среди студенческой молодежи. Мотив развития специальных двигательных способностей и приобретения профессиональных двигательных навыков не является приоритетным в рейтинговой системе, что свидетельствует о недостаточном уровне знаний у слушателей в области теории и методики физической подготовки. Независимо от года обучения отмечаются примерно одинаковые положительные результаты удовлетворенности слушателей процессом физической подготовки в вузе. Выявлено снижение числа респондентов, приверженных вредным привычкам. Определено мнение респондентов о качестве проведения процесса физической подготовки и факторах его совершенствования.

ключевые слова: слушатели вузов МВД России, анкетный опрос физкультурно-спортив-ная деятельность, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мотивы.

Abstract. Currently, the results of a number of scientific studies indicate an insufficient level of physical fitness of graduates of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. This problem is primarily associated with their motor activity, motivation for physical culture and sports activities. The profession of a police officer involves the use of physical force and combat fighting techniques in solving operational and service tasks.

Graduates of the law institutes of the Ministry of Internal Affairs of Russia, who have mastered the training program, should have general cultural competencies associated with the ability to use the means and methods of physical culture to ensure a full social and professional activity, as well as to organize their lives in accordance with the ideas about a healthy lifestyle.

A special role in the formation of these competences is assigned to the teaching staff of physical training departments, which throughout the entire period of training students should ensure that they develop the necessary professionally important physical qualities, acquire motor skills and combat fighting techniques, motivation for motor activity, awareness and behavior consistent with health requirements.

To solve these problems in the context of improving training sessions, not only testing the level of development of physical qualities and motor skills must be organized, but also obtaining information about the attitude and motivation of cadets and trainees to the values of physical culture and activities aimed at health promotion.

One of the methods of tracking the progress of the educational process is socio-pedagogical monitoring using sociological survey (questioning).

The aim of the study was to conduct a comparative analysis of the attitude of the graduates of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia of different years of study to physical culture, sports and healthy lifestyle in the aspect of improving the process of physical training.

A sociological survey was attended by graduates of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2010 year (70 persons) and 2020 year (70 persons) who showed a steady positive understanding of the importance of physical education and sports for the professional activities of internal affairs officers. The number of persons engaged in physical and sports activities does not correspond to the planned indicators of the Russian Federation among student youth. The motive for developing special motor abilities and acquiring professional motor skills is not a priority in the rating system, which indicates an insufficient level of knowledge among students in the field of theory and methodology of physical training. Regardless of the year of study, approximately the same positive results of satisfaction of students with the process of physical training at the university are noted. A decrease in the number of respondents committed to bad habits was revealed. The respondents' opinion on the quality of the physical training process and the factor was determined.

Keywords: students of the law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, questionnaire survey, physical culture and sports activities, healthy lifestyle, physical training, motives.

Актуальность. Реорганизация системы МВД России, начавшаяся в 2012 г., затронула образовательные организации МВД России, объединяющие 31 учреждение, в которых в настоящее время обучается около 40,5 тысяч курсантов и слушателей, в том чис-

ле около 20 тысяч человек по очной форме обучения, с ежегодным выпуском от 5 до 7 тысяч человек.

В советское время обязательным условием поступления в образовательные учреждения МВД СССР было обязательное прохож-

дение срочной службы в Вооруженных Силах. В настоящее время в вузы МВД России могут поступать выпускники общеобразовательных школ, количество которых составляет около 95% от всего контингента обучающихся, уровень физической подготовленности их желает лучшего. Что характерно, число девушек, обучающихся в вузах МВД России, по некоторым специальностям составляет более 60%. На протяжении всех курсов обучения они осваивают знания, двигательные умения и навыки боевых приемов борьбы, совершенствуют свой уровень двигательной и функциональной подготовленности (Клейменов, Дудин, Чепиков, 2019; Носатый, Васильченко, Долженко, 2021).

Однако, как показывает практика и результаты научных исследований, уровень физической подготовленности курсантов и слушателей не отвечает современным требованиям, предъявляемым к сотрудникам полиции. Особо необходимо отметить снижение двигательной активности слушателей - выпускников вузов МВД России, в частности, в период прохождения ими преддипломной практики в подразделениях ОВД (Лигута, Сторожук, Харитонов, 2017; Струганов, 2017).

В связи с этим особая ответственность за уровень физической подготовленности обучающихся возлагается на преподавательский состав кафедр физической подготовки, которые должны использовать эффективные средства, методы, технологии организации и проведения физической подготовки с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и интересов курсантов и слушателей. Самое главное - сформировать у них потребность и осознанную мотивацию к физкуль-турно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни (Дугнист, Мильхин, Головин, Романова, 2017).

В связи с этим одним из требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - программ специалитета по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» к выпускникам вузов МВД России является сформи-рованность общекультурных компетенций, связанных с умением использовать средства и методы физической культуры для обеспе-

чения полноценной социальной и профессиональной деятельности, а также организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни.

Для того, чтобы управлять процессом освоения данных компетенций, в том числе физической подготовки в вузе, необходимо информационное обслуживание управления. Одним из методов, обеспечивающих получение информации о процессе физического воспитания, является социологический опрос (анкетирование), который позволяет получить данные о состоянии исследуемого объекта и наметить пути его качественного развития (Куванов, Коростылев, 2017; Савко, Хожемпо, 2018; Ульянина, 2019).

Цель исследования - проведение сравнительного анализа отношения слушателей-выпускников Дальневосточного юридического института МВД России разных лет обучения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни в аспекте совершенствования процесса физической подготовки.

Материал и методы. В социологическом опросе приняли участие выпускники ДВЮИ МВД России 2010 г. (70 чел., в том числе 46 юношей и 24 девушки) и 2020 г. (70 чел., в том числе 36 юношей и 34 девушки).

Значимость проблемы исследования двигательной активности, сохранения и укрепления здоровья для молодых специалистов правоохранительных структур обусловлена особой важностью этих факторов в их профессиональной деятельности, связанной с применением физической силы. В связи с этим необходимо проведение мониторинга, на основе которого должна осуществляться коррекция в проведении учебно-тренировочных занятий и физкультурно-спортивной работы вуза, в формировании осознанной мотивации курсантов и слушателей к двигательной активности и здоровому образу жизни (Лигута, Кше-вин, Сторожук, 2020).

Контингент респондентов обусловлен тем, что они уже прошли курс обучения на кафедре физической подготовки на протяжении пяти лет, а также преддипломную практику, и способны, по нашему мнению, более объективно ответить на интересующие исследователей

вопросы. Количество слушателей, принявших участие в анкетировании, от всего числа обучающихся составило 95-98%, что считается репрезентативной выборкой и обеспечивает объективную достоверность полученных результатов.

обсуждение результатов. Большинство участников анкетирования считают занятия физической культурой и спортом основой сохранения и укрепления здоровья человека, в том числе и для эффективного выполнения служебных задач сотрудниками полиции (2010 г. - 95,3%, из них 97,8% юношей и 92,8% девушек; 2020 г. - 97,1%, из них 100% юношей и 94,1% девушек). Не придают значения этому 4,7% респондентов 2010 г. обучения (2,2% юношей и 7,2% девушек) и только 5,9% девушек 2020 г.

Отмечается незначительное общее увеличение количества слушателей 2020 г. (54,4%, из них 64,7% юношей и 44,1% девушек), занимающихся спортом, по сравнению с курсантами 2010 г. (52,2%, из них 54,4% юношей и 50,0% девушек). При этом характерной особенностью 2020 г. является снижение числа юношей, за-

выполнение утренней зарядки сл

нимающихся спортом, на 11,0% и увеличение их среди девушек на 5,9%.

На 7,6% уменьшилось количество посещающих спортивные секции при вузе по сравнению с 2010 г., что вызывает определенную озабоченность и требует проведения организационных мероприятий по совершенствованию спортивно-массовой работы кафедры. В то же время в 2020 г. число занимающихся в городских секциях увеличилось на 9,5% и уменьшилось на 4,9% в платных группах.

Проведенное исследование позволило установить, что большее число слушателей не выполняют утреннюю зарядку (табл. 1).

При этом наблюдается общая положительная динамика данного показателя у респондентов 2020 г. (13,2%), регулярно ее выполняющих, в отличие от их сверстников 2010 г. (6,1%).

Интересны, на наш взгляд, мнения респондентов об удовлетворенности от проведения преподавателями занятий по физической подготовке в вузе. Получены примерно одинаковые положительные результаты удовлетворенности слушателей разных лет обучения (76,2% - 2010 г., 78,0% - 2020 г.) (табл. 2).

Таблица 1

иателями разных лет обучения,%

Варианты ответов 2010 г. Всего 2020 г. Всего

м ж м ж

Да, регулярно 5,0 7,1 6,1 23,6 2,9 13,2

Да, но не регулярно 39,1 28,6 33,9 17,6 38,2 27,9

Нет 55,9 64,3 60,0 58,8 58,9 58,9

Таблица 2

Распределение ответов удовлетворенности слушателей обучением по дисциплинам (модулям) физической подготовки,%

Варианты ответов 2010 г. Всего 2020 г. Всего

м ж м ж

Да, удовлетворен 80,6 71,7 76,2 82,4 73,6 78,0

Нет, не удовлетворен 4,3 7,1 5,7 - - -

Так себе 10,8 21,2 16,0 17,6 17,6 17,6

Иногда удовлетворен 4,3 - 2,1 - 8,8 4,4

Установлено, что в 2010 г. только 4,3% юношей и 7,1% девушек указали, что не удовлетворены.

Результаты свидетельствуют о том, что на кафедре есть необходимость использования дополнительных резервов для дальней-

шего совершенствования учебного процесса с внедрением новых современных и эффективных технологий проведения занятий с целью удовлетворенности обучающихся.

Сравнение результатов двух опросов показывает, что у слушателей 2010 г. обучения наиболее популярными видами спорта и двигательной активности, которыми они хотели бы заниматься на учебных занятиях, были игровые виды спорта (85,3%); на втором месте спортивные единоборства и боевые приемы борьбы (47, 6%). У слушателей 2020 г. в этом рейтинге на первом месте находятся спортивные единоборства и боевые приемы борьбы (76,4%), что свидетельствует о более осознанном понимании важности данных двигательных умений и навыков в их профессиональной деятельности. На втором месте спортивные игры (63,2%).

Далее для всех опрошенных слушателей разных лет обучения следуют занятия по лег-

кой атлетике, оздоровительной и атлетической гимнастике, теоретическим вопросам, касающимся овладения знаниями в области теории и методики физической подготовки, самостоятельных занятий физическими упражнениями и контроля за состоянием своего физического здоровья.

Согласно теоретическим и методическим принципам физической культуры и спорта во время выполнения тренировочной нагрузки развиваются все системы организма занимающихся, которые должны испытывать «мышечное» удовольствие от двигательной активности и положительные эмоции (Колпаков, 2018).

На вопрос «Что вы чаще всего испытываете после занятий физической подготовкой?» большинство слушателей отметили: хорошее настроение, удовлетворение от выполненной физической нагрузки (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «что вы чаще всего испытываете после занятий физической подготовкой?», % (при нескольких вариантах ответа)

Варианты ответов 2010 г. всего 2020 г. всего

м ж м ж

Хорошее настроение, радость 52,2 57,1 54,7 76,5 50,0 63,3

Усталость 34,8 21,4 28,1 11,8 32,3 22,1

Ничего особенного 17,4 21,4 19,4 11,8 17,6 14,7

Раздражение, плохое настроение 2,2 7,1 4,7 5,9 - 3,0

Таблица 4

Мотивы занятий физкультурно-спортивной деятельностью, физической подготовкой слушателей, % (при нескольких вариантах ответа)

Мотив 2010 г. Всего 2020 г. Всего

м ж м ж

Развитие физических качеств 65,2 50,0 57,6 52,9 52,9 52,9

Достижение физического совершенства 30,4 21,4 25,9 52,9 41,2 47,1

Укрепление здоровья 34,8 50,0 42,4 17,6 23,5 20,6

Воспитание волевых качеств 26,1 42,8 60,9 11,8 20,6 16,2

Приобретение и развитие профессионально значимых навыков и качеств 21,7 21,4 21,6 11,8 14,3 13,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдых и развлечение 10,8 14,3 12,6 17,6 5,9 11,8

Высокая устойчивость организма к заболеваниям 21,7 50,0 35,9 5,9 11,8 8,9

Достижение спортивных результатов - - - 5,9 - 3,0

Общение с друзьями, товарищами 2,2 - 1,1 - 2,9 1,5

Анализ мотивов занятий физкультур-но-спортивной деятельностью, физической подготовкой выявил, что основными для слушателей, независимо от года обучения, являются: развитие физических качеств, достижение физического совершенствования и укрепление здоровья (см. табл. 4).

Выяснилось, что лишь 21,6% (6-е место в рейтинге) опрошенных 2010 г. и 13,1% (5-е место в рейтинге) - 2020 г. отметили мотив развития профессионально-прикладных навыков, психофизических качеств как важную составляющую высококвалифицированного специалиста ОВД. Анкетирование выявило неоднозначность и противоречие в суждении о значимости профессионально-прикладной физической подготовки для сотрудников правоохранительных органов. С одной стороны, как указывалось ранее, значительная часть опрошенных (76,4%) отдает предпочтение специализированным занятиям, в другом случае лишь 21,6% (2010 г.) и 13,1% (2020 г.) мотивированы на приобретение профессиональных двигательных умений и навыков, развитие физических, психологических и функциональных качеств, что свидетельствует об ограни-

отношение слушателей разных лет

ченности знаний в вопросах теории и методики физической подготовки.

Слушатели разных лет обучения высказывают одинаковое мнение, что повышение эффективности процесса физической подготовки связано с необходимостью увеличения объема часов в неделю на практические занятия, с доступностью спортивных секций при вузе, которая обеспечит удобную возможность курсантам и слушателям посещать спортивные занятия, что экономит время на поездку к месту тренировок и средства на их оплату. На наш взгляд, возможности создания оптимальных условий для занятий спортом в ведомственном вузе имеются.

Одним из факторов, существенно тормозящих эффективную организацию и проведение физкультурно-спортивной деятельности, как считают слушатели, является недостаток спортивного инвентаря и оборудования. Еще одной причиной каждый четвертый из слушателей считает недостаток организационно-методических и теоретический занятий, направленных на приобретение знаний и умений самостоятельного укрепления собственного физического здоровья.

Таблица 5

обучения к вредным привычкам, %

Варианты ответов 2010 г. Всего 2020 г. Всего

м ж м ж

Курите ли Вы?

Курю ежедневно 43,5 21,4 32,5 5,9 8,8 7,4

Курю не каждый день 8,7 21,4 15,1 11,8 - 5,9

Раньше курил(а), сейчас нет 13,0 14,3 13,7 5,8 11,8 8,8

Не курю 34,8 42,9 38,9 76,5 79,4 78,0

Употребляете ли Вы алкогольные напитки?

Да 45,6 35,7 40,7 17,6 11,8 14,7

Нет 11,3 7,1 9,2 29,5 44,1 36,8

Употребляю по праздникам 43,1 57,1 60,2 52,9 44,1 48,5

Следующей задачей нашего исследования было выявление у слушателей некоторых аспектов здорового образа жизни, который прежде всего ориентирован на сохранение, укрепление и развитие индивидуального здоровья. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных при-

вычек, в том числе курения и употребления алкогольных напитков.

Анализ полученных результатов свидетельствует, что число слушателей 2020 г., не курящих и не употребляющих алкогольные напитки, намного больше по сравнению с обучающимися 2010 г., что свидетельствует о более

осознанном отношении их к своему здоровью и в определенной степени о деятельности преподавательского коллектива в формировании здорового образа жизни (см. табл. 5).

Таким образом, результаты социологического исследования свидетельствуют об устойчивом положительном коллективном понимании слушателями разных лет обучения значимости занятий физической культурой и спортом для профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Несмотря на увеличение количества занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью данная величина не соответствует целевым показателям Стратегии развития физической культуры в Российской Федерации на период до 2020 г. среди студенческой молодежи.

Основными мотивами занятий физкуль-турно-спортивной деятельностью, независимо от года обучения, для респондентов являются укрепление здоровья и физическое совершенство. Мотив приобретения двигательных навыков и развития физических качеств, необходимых для профессиональной деятельности,

не является приоритетным в рейтинговой системе, что свидетельствует о недостаточном уровне знаний у слушателей в области теории и методики физической подготовки.

Независимо от года обучения отмечаются примерно одинаковые положительные результаты удовлетворенности слушателей процессом физической подготовки в вузе. Для улучшения данного показателя необходимо внедрение новых эффективных средств, методов, технологий проведения занятий.

Выявленные проблемы в образовательном процессе по физической подготовке, связанные с количественным объемом учебных часов, организацией и проведением спортивной работы, обеспечением материально-технической базой учебного процесса и спортивным инвентарем, целенаправленным формированием сознания и поведения слушателей, соответствующих требованиям здоровья, ориентируют преподавателей на поиск решений по их устранению и направленных на более качественную профессиональную подготовку молодых сотрудников полиции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Дугнист П. ., Мильхин В. А., Головин С. М., Романова Е. В. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. №4(7). С. 3-25.

Клейменов Е. А., Дунин В. С., Чепиков Е. В. Профессиональная подготовка сотрудников полиции в коллективных представлениях курсантов и слушателей образовательной организации системы МВД России // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 4 (89). С. 140-149.

Колпакова Е. М. Двигательная активность и ее влияние на здоровье человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №1(8). С. 94-109.

Куванов В. А., Коростылев Е. Н. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа // Теория и практика физической культуры. 2017. №5. С. 21-22.

Лигута В. Ф., Кшевин В. С., Сторожук А. В. Сравнительный анализ ценностных ориентаций слушателей Дальневосточного юридического института МВД России разных лет обучения // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании : материалы Всероссийской научно-практической конференции /отв. ред. Е. В. Панов (16 мая 2020 г.). Красноярск, 2020. С. 71-75.

Лигута В. Ф., Сторожук А. В., Харитонов П. А. Двигательная активность и мотивационно-по-требностная сфера физкультурно-спортивной деятельности курсантов и слушателей: многолетний аспект // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (15-16 октября 2020 г.). Хабаровск, 2020. С. 152-157.

Носатый Р. И., Васильченко Е. И., Долженко И. В. Образовательные учреждения МВД России как основа формирования профессиональной полиции // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. №12 (202). С. 267-272.

Савко Э. И., Хожемпо С. В. Студенческая молодежь и ее отношение к физической культуре и здоровому образу жизни // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №4 (11). С. 62-76.

Струганов С. М. Повышение эффективности физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы 22-й Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск, 2017. С. 167-171.

Ульянина О. А. Удовлетворенность профессиональной подготовкой выпускников образовательных организаций МВД России // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, №4. С. 133-146.

REFERENCES

Dugnist P. Ya., Mil'hin V. A., Golovin S. M., Romanova E. V. (2017). Zdorovyj obraz zhizni v sisteme cennostnyh orientacij molodezhi [Healthy lifestyle in the system of value orientations of youth ]. Zdorove cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports], 4 (7). P. 3-25 (in Russian).

Klejmenov E. A., Dunin V. S., Chepikov E. V. (2019). Professional'naya podgotovka sotrudnikov policii v kollektivnyh predstavleniyah kursantov i slushatelej obrazovatel'noj organizacii sistemy MVD Rossii [Professional training of police officers in collective representations of cadets and students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and management in the East of Russia], 4 (89). P. 140-149 (in Russian).

Kolpakova E. M. (2018). Dvigatel'naya aktivnost' i eyo vliyanie na zdorove cheloveka [Motor activity and its impact on human health ]. Zdorove cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports], 1(8). P. 94-109 (in Russian).

Kuvanov V. A., Korostylev E. N. (2017). Zdorovyj obraz zhizni studencheskoj molodezhi v aspekte sociologicheskogo analiza [Healthy lifestyle of student youth in the aspect of sociological analysis]. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 5. P. 21-22 (in Russian).

Liguta V. F., Kshevin V. S., Storozhuk A. V. (2020). Sravnitel'nyj analiz cennostnyh orientacij slushatelej Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii raznyh let obucheniya [Comparative analysis of the value orientations of students of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia for different years of study]. Optimization of the educational and training process in educational institutions of higher education. Healthy lifestyle as a factor in the prevention of drug addiction: materials of the All-Russian scientific and practical conference (Krasnoyarsk, May 16, 2020). Krasnoyarsk, 2020. P. 71-75 (in Russian).

Liguta V. F., Storozhuk A. V., Haritonov P. A. (2020). Dvigatel'naya aktivnost' i motivacionno-potrebnostnaya sfera fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti kursantov i slushatelej: mnogoletnij aspekt [ Motor activity and motivation-need sphere of physical education and sports activities of cadets and students: long-term aspect]. Physical culture and sport in professional activities: modern directions and educational technologies [Electronic resource]: materials of the VI All-Russian scientific and practical conference (Khabarovsk, October 15-16, 2020). Khabarovsk, 2020. P. 152-157 (in Russian).

Nosatyj R. I., Vasil'chenko E. I., Dolzhenko I. V. (2021). Obrazovatel'nye uchrezhdeniya MVD Rossii kak osnova formirovaniya professional'noj policii [Educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia as the basis for the formation of professional police]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Lesgaft University], 12 (2021). P. 267-272 (in Russian).

Savko E. I., Hozhempo S. V. (2018). Studencheskaya molodezh' i ee otnoshenie k fizicheskoj kul'ture, i zdorovomu obrazu zhizni [Student youth and their attitude to physical culture, and a healthy lifestyle]. Zdorove cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports], 4 (11). P. 62-76 (in Russian).

Struganov S. M. (2017). Povyshenie effektivnosti fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Improving the effectiveness of physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Training for law enforcement agencies: modern directions and educational technologies. Collection of materials of the twenty-second All-Russian scientific and methodological conference: in 2 volumes. P. 167-171 (in Russian).

Ul'yanina O. A. (2019). Udovletvorennost' professional'noj podgotovkoj vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Satisfaction with the professional training of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological and pedagogical research], vol. 11. 4. P. 133-146 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.