СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
г
)
Е.С. ПОПОВА, мл. науч. сотрудник, Мотивация И выб°р в
Master of Arts in Sociology образовательных
Институт социологии ран стратегиях молодёжи 1
Статистические данные подтверждают, что в области общего и профессионального образования происходят как количественные, так и качественные изменения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на ситуацию выбора молодёжью дальнейшего пути. Что планируют старшеклассники сегодня? Если они собираются продолжить обучение, то где и почему? Что они считают в жизни важным и чего хотят добиваться? В статье использованы материалы исследования «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи »1 2 (2013 г.), которое является продолжением изучения динамики образовательных траекторий молодёжи на основе сопоставимых данных исследований 1960-2010-х гг., проводившихся среди выпускников средних школ Новосибирской области. Статья носит дескриптивный характер.
Ключевые слова: выпускники одиннадцатых классов, образовательные стратегии, мотивация, выбор пути, «ближние» и «дальние» планы
Сегодняшний дискурс об образовании, выпускниках школы и дальнейшем выборе ими профессиональной траектории перенасыщен самыми различными настроениями и оценками. Статистические данные подтверждают, что в области общего и профессионального образования происходят как количественные, так и качественные изменения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на саму ситуацию выбора молодёжью дальнейшего пути.
Среди выпускников 9-х классов большую популярность начинают приобретать программы среднего профессионального образования. За последнее десятилетие
доля поступивших на обучение по этим программам увеличилась с 29,7% в 2000 г. до 49% в 2010 г. от общей численности обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании в отчетном году [1, с. 280]. Соответственно, прием обучающихся в 10-е классы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений сократился с 67,1% в 2000/2001 учеб. году до 59,8% в 2010/2011 гг.
Первый и основной отбор происходит на рубеже 9- 10-го классов. Вопрос о том, повлияли ли на выбор выпускников школы ГИА и ЕГЭ или же в основе изменений лежат какие-то другие факторы, остается за
1 Исследование «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи» выполнено под руководством Д.Л. Константиновского при финансовой поддержке РГНФ, грант № 13-03-00028а.
2 Представляемый исследовательский проект является продолжением изучения жизненных планов молодежи и их реализации в сфере образования, начатого В.Н. Шубкиным в Сибири в 1962 г. Исследование традиционно осуществляется в два этапа: в конце учебного года выпускники 11-го класса отвечают на вопросы анкеты, рассказывают о своих дальнейших планах и устремлениях. Осенью того же календарного года исследовательский коллектив собирает сведения о том, как реально сложились образовательные траектории респондентов. Как и в предшествующих исследованиях, в проекте 2013 г. использовалась комбинированная многоступенчатая выборка. Исследование проведено в г. Новосибирске и в Новосибирской области. Сегодня в распоряжении автора имеется информационная база первого этапа исследования, сведения по второму этапу находятся в стадии обработки.
Социология образования
33
рамками данной статьи, хотя, бесспорно, требует детального изучения. Десятиклассниками становятся преимущественно те, кто уже наметил последующее поступление в вуз. Что планируют делать сегодняшние выпускники 11-х классов? Что движет современными школьниками, получающими образование? Мотивированы стремлением к знаниям или же приобретение «корочки об образовании» становится для них достаточным? Это лишь некоторые вопросы, которые мы поставили перед собой в исследовании «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи ».
Формирование образовательных траекторий молодёжи начинается с мотивации, на основе которой в дальнейшем складываются ее профессиональные предпочтения и осуществляется реальный выбор [2, с. 70]. Образовательную стратегию, в свою очередь, мы понимаем как долгосрочный план, позволяющий из текущего состояния перейти в целевое. В подобном определении имплицитно содержатся два компонента: «что я хочу получить » и «как я могу этого достичь». С одной стороны, нас интересуют «новые смыслы» (в образовании, профессиональной деятельности, ценностях, мотивации и основаниях выбора дальнейшей траектории). С другой стороны, мы изучаем особенности прохождения образовательного пути: подготовка кэкзаменам, влияние социокультурного, территориального, экономического, институционального и других барьеров [3, с. 287-302]. Мотивация к получению образования специфична. Наши действия зависят не только от того, насколько сильна мотивация, но и от ее направленности - основных взглядов и целей, которые и приводят нас к осуществлению действия.
Что же планируют современные выпускники делать сразу после окончания школы? 95,5% наших респондентов собираются продолжить обучение; из них 59,7% намерены только учиться, 35,8% предпочли совмещать учебу с работой, 2,9% моло-
дых людей ждут призыва в армию, 1,1% решили посвятить себя работе, 0,2% - семейной жизни. Не собираются учиться после окончания школы 4,5% от общего числа опрошенных.
Выпускники, которые после окончания школы планируют учиться дальше или совмещать учебу с работой, ориентированы на учебу преимущественно в государственных вузах (76,8%), из них на дневном отделении - 92,9%. Учебу по заочной форме выбрали 4,2%, на вечернем отделении -2,2%. Предпочтительна бюджетная форма обучения (35,6%), готовы платить 18,1%. С утверждением: «Если не поступлю на бесплатное, пойду на платное » - согласились 46,3%. Планируют поступать в вузы г. Новосибирска 87,3% выпускников. Только 2,7% собираются продолжить обучение в других городах Новосибирской области; 6,3% рассматривают возможность поступления в вузы в других областях России. Лишь 1,5% собираются учиться в Москве и Санкт-Петербурге, и еще 1,5% планируют уехать учиться за рубеж.
Решение о профиле подготовки и месте дальнейшей учебы 20,2% респондентов приняли в основной школе (14,6% из них -в 9-м классе). Для 58,6% время выбора дальнейшего пути наступает в старших классах полной средней школы: 17,8% из них определяются в 10-м классе, 40,8% принимают решение в 11-м классе. Подобная пролонгация выбора может быть детерминирована как объективными, так и субъективными факторами. Реформы вступительных экзаменов в вузы, введение ЕГЭ, возможность подавать документы одновременно в несколько вузов также повлияли на ситуацию поступления. 12,4% затруднились с ответом.
К группе наиболее привлекательных профилей обучения относятся специальности из экономического блока (экономика, финансы и кредит, банковское дело -11,7%). Технические специальности и профили подготовки в области промышленно-
34
Высшее образование в России • № 1, 2014
го производства набрали 10,7% ответов, что во многом может быть обусловлено спецификой региона. Результаты нашего исследования могут продемонстрировать некоторую локализацию образовательных стратегий молодежи Новосибирска и Новосибирской области. 9% респондентов указали в качестве предпочтительного направления подготовки менеджмент, управление персоналом, логистику, маркетинг и промоушен.
Медицинским специальностям (врач, фармацевт, фельдшер) собираются посвятить себя 8,2% выпускников. 7,1% заинтересованы в юриспруденции и политических науках, включая международное право и международные отношения. Следующая по частоте упоминания группа специальностей состоит из представителей военных структур и охраны порядка (армия, полиция, таможня и др. - 4,5%). Профессионалами в области программирования и IT-технологий хотят быть 4,3% опрошенных. Еще 4,2% планируют пройти обучение в области образования и педагогики. 0,3% получили специалисты по операциям с недвижимостью, 1,6% - судоводители и машинисты, 2,6% - реклама, маркетинг, связи с общественностью. Из тех респондентов, кто решил после окончания школы продолжать обучение или совмещать учебу с работой, 16,6% так и не определились с профилем подготовки.
Основным мотивом выбора учебного заведения является желание получить хорошее образование: 97,1% отметили этот вариант ответа (27,8% - как «важный» и 69,3% - как «очень важный »). Некоторая полярность в суждениях проявляется в таких вариантах ответов, как «доступная для семьи стоимость обучения» (54,4% - «не важно», 44,1% - «важно, очень важно»), «удобное расположение учебного заведения» (54,2% - «не важно», 44,1% - «важно, очень важно »). В большей степени негативную, нежели позитивную оценку получили варианты «этого хотят родители» и
«легкость поступления»: «не важны» для 63,9% и 68% соответственно. Отношение к последнему варианту ответа может быть обусловлено тем, что 67,9% респондентов (от общего числа планирующих продолжить обучение в вузах) не имеют никаких преимуществ при поступлении.
Определяющим фактором для успешного поступления в вуз респонденты считают наличие высокого балла по ЕГЭ -93,4% (69,2% - «очень важно» и 24,2% -«важно»). Далее следуют «призвание, способности » и «интерес к получению знаний » - 91,7% и 89,4% соответственно. Мы понимаем, что высокий балл по ЕГЭ скорее связан с наличием способностей и заинтересованности, равно как и с дополнительной самоподготовкой (включая занятия с репетиторами и учебу на подготовительных курсах), которая говорит о большой вовлеченности в процесс получения знаний и наличии мотивации продолжать обучение. Но есть и другая группа факторов: «возможность заплатить за учебу», «низкий конкурс в вузе», «связи и знакомства», -которые вне зависимости от желания или заинтересованности выпускников вынуждают их корректировать выбор дальнейшей образовательной траектории.
Что мотивирует современных школьников получать образование? Предварительный анализ мотивов продолжения учебы после окончания основной школы показывает, что желание «получить хорошо оплачиваемую работу» отмечено 74,7% респондентами. Идут учиться дальше, чтобы «получить работу, соответствующую интересам и склонностям», 72,5% выпускников. 58,6% хотят продолжить обучение, чтобы «быть компетентными работниками». 56,3% планируют использовать накопленный образовательный капитал для поиска работы в нашей стране и 28,3% - за рубежом. 64,7% считают необходимым продолжить обучение, чтобы получить престижную работу. Мотив «завести необходимые знакомства, связи» как «очень важный»
Социология образования
35
отметили 24,2% и как «важный» - еще 42,9%. Такое распределение ответов иллюстрирует инструментальный характер ценности образования. Сегодняшние выпускники - это дети, родившиеся в период экономического кризиса в России, когда профессиональные траектории родителей зачастую складывались не на основе достигнутого уровня образования или его качества, а под влиянием иных факторов. Поэтому мотивы «надо получить “корочки”, без этого сегодня никуда» (26,8%) и «так принято » (20,7%) также присутствуют в ответах, хотя не являются ключевыми. Все это свидетельствует о сохранении высокой ценности профессионального образования.
Сопоставление ответов, с одной стороны, об уровне образования, достаточном для успеха в жизни, с другой - о собственных образовательных стратегиях, приводит к предположению, что и те выпускники, кто намерен получить среднее специальное образование в техникуме, колледже, училище, образовательном комплексе, и те, кто стремится окончить вуз с дипломом бакалавра или специалиста, считают свой выбор успешным. (Данное суждение будет проверяться при помощи дополнительных статистических процедур). При этом 20,1% респондентов считают, что закончить один вуз с дипломом бакалавра сегодня достаточно. 18% выбрали профили подготовки с дипломом специалиста (то есть медицинские или инженерные специальности). Программы бакалавриата и специалитета в наибольшей степени отвечают мотивам и жизненным целям современных выпускников. Они полагают, что обучение в магистратуре (12,9%) или в двух вузах (14,9%) требует больших временных затрат. 5,7% выпускников указали, что среднего специального образования вполне достаточно для успеха в жизни.
Успех связан и с реализацией жизненных целей. При анализе ответов на вопрос: «Что в жизни важно для вас, чего вы буде-
те добиваться? » - может показаться, что экономическая заинтересованность превалирует над аспектами личностной или профессиональной самореализации. Так, структура жизненных целей открывается позицией «получить хорошо оплачиваемую работу» (97,7% будут этого добиваться) и замыкается желанием «стать богатым человеком» (72,9%), «иметь собственный бизнес» (65,6%). Тем не менее между этими позициями мы обнаруживаем «интересную и любимую работу»; наличие хорошего образования как возможный «гарант построения успешной карьеры», «моральные и семейные ценности» для выпускников 11-х классов также важны.
При детальном изучении (диаграмма 1) становится очевидным, что «воспитание хороших детей» и «создание счастливой семьи» имеют для сегодняшней молодежи первостепенное значение (78 и 68,4% соответственно). Для этого и нужна «хорошо оплачиваемая работа», добиваться которой они будут всеми силами. В представлении выпускников работа должна не только приносить хороший доход, но и быть интересной (71,2%), связанной с любимым делом (69,3%). Получение хорошего образования является одной из жизненных целей для 64,1%, стремление сделать карьеру отметили 55,8%. Иметь надежных друзей важно для 62,6%, а всеми силами будут стараться честно прожить свою жизнь 47,7%. Завершают список жизненных целей желания «иметь собственный бизнес» и «стать богатым человеком», которые не получают у нас высокой оценки ни при изучении агрегированной шкалы, ни при более детальном анализе.
Мы предполагаем, что изучение планов молодежи в области образования, связанных с достижением образовательных целей, позволит проанализировать, какие образовательные стратегии являются более благоприятными для современных школьников. Имеют планы на 7-10 лет вперед половина от общего числа респондентов.
36
Высшее образование в России • № 1, 2014
Структура жизненных целей, %
Диаграмма 1
Вторая половина (49,4%) так далеко не планируют и об этом еще не думали. Из тех, кто имеет представление о себе и своей жизни в будущем, 40,3% не планируют менять специальность, 27,2% хотели бы сменить профессию, получив образование по другой специальности. Значит ли это, что последние осуществляют выбор пути, заведомо зная, что хотят его изменить?
Предварительный анализ результатов показывает, что в большинстве своем выпускники собираются продолжать обучение (либо совмещать учебу с работой) по экономическим или техническим специальностям с последующим получением диплома бакалавра или специалиста. Решение чаще принимается в старших классах. Очевидно, что образование приобретает инструментальный характер: выпускники считают необходимым продолжать обучение для достижения своих целей.
Сопоставительный анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что желание продолжать обучение вполне осознанно: стремление быть компетентным работ-
ником и получить хорошее образование совпадает как в структуре жизненных целей респондентов, так и в мотивах продолжить учебу дальше.
Концептуальная модель исследования мотивации в образовательных стратегиях предполагает изучение формирования дальнейшего выбора под воздействием факторов социальной среды и личных интересов, так называемых «внешних» и «внутренних» факторов [4, с. 159]. Мы полагаем, что «внутренние» факторы влияют на формирование мотивации, они соотносятся с категориями интереса и увлеченности. Если в построении образовательной стратегии преобладают именно они, то выбор осуществляется на основании принципа «чего хочу я », что, скорее всего, приводит к четкому представлению о дальних планах через 7-10 лет. Группа «внешних» факторов связана с нацеленностью на достижение чего-либо и на получение ожидаемого результата в ближайшей перспективе. Здесь основополагающим является принцип «чего хотят от меня », тогда мы говорим о
Социология образования
37
ближних планах, которые могут и совпадать, и отличаться от планов дальних. Данная гипотеза подлежит проверке при сопоставлении результатов первого этапа исследования и эмпирических данных второго этапа - о реальных выборах респондентов.
Литература
1. Образование в Российской Федерации:
2012: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 444 с.
2. Попова Е.С. Исследование социальных ас-
пектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических
подходов к операционализации // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 69-82.
3. Константиновский Д.Л. Неравенство и
образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.
4. Popova E.S. School students and their motivation
in education: moving from theory to research design and operationalization // Polish and Russian Youth: Education and Work in Changing Society / Ed. by Krystyna Szafraniec and David Konstantinovskiy, Moscow: Institute of Sociology of Russian Academy of Sciences, 2013. Р. 164. С. 150-162.
Н.Г. МАЛОШОНОК, аспирант Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах *
В статье описывается попытка изучения особенностей учебного процесса в российских вузах с использованием концепта студенческой вовлеченности и методологии ее измерения. На основании опросных данных, собранных в трех российских вузах, был проведен факторный анализ и выделены составляющие студенческой вовлеченности, которые отвечают за поведение студентов и их отношение к учебе в каждом из изученных учебных заведений. Кроме того, в результате проведенного исследования были обнаружены значимые взаимосвязи студенческой вовлеченности с академической успеваемостью и другими характеристиками студентов.
Ключевые слова: студенческая вовлеченность, учебный процесс, академическая успеваемость, отчуждение студентов от учебы
Учеба в университете по своей сути является физическим и интеллектуальным трудом, поскольку в его рамках имеет место приложение усилий и временных ресурсов. Поэтому, как и в производственной деятельности, учебный труд может быть отчужден. И это является значимой проблемой для современного высшего образования. «Отчуждение учебного труда, - пишет В.Н. Козырев, - это такое отношение студента к учению, при котором продукты его деятельности, он сам, а также преподаватели, ад-
министрация, другие студенты и социальные группы как носители норм, установок и ценностей учебной деятельности выступают для него как нечто чуждое его самости, что выражается в соответствующих переживаниях (чувствах обособленности, одиночества, отвержения) и поведении» [1, с. 138]. Центральная идея К. Маркса относительно отчуждения труда состоит в том, что ценностное отношение человека к труду опосредовано производственными отношениями [2]. Если рассматривать обучение как одну из
" Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 году. Автор выражает благодарность И.Ф. Девятко и И.Д. Фрумину за теоретические консультации и предоставление возможностей для проведения полевого исследования.