Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ'

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белозерова Л.А., Брагина Е.А., Николаева И.А.

Цель исследования - оценить взаимосвязь мотивации достижения с личностными факторами, определяющими преодоление стресса, у студентов, имеющих массовые спортивные разряды. Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 25 девушек и 32 юноши, студенты 1-го курса факультета физической культуры и спорта педагогического университета, имеющие массовые спортивные разряды. Мотивация достижения оценивалась с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана, регуляторно-личностные свойства определялись по опроснику стрессоустойчивости Ю.В. Щербатых и методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) Хобфолла С. Результаты исследования и выводы. В группе спортсменок зафиксированы более высокие показатели стрессочувствительности по сравнению с юношами. Установлено, что у всех испытуемых, характеризующихся высоким уровнем мотивации достижения успеха, наблюдается одновременно и более высокий уровень стрессоустойчивости. В группе юношей выявлена связь мотивации достижения с предпочтением стратегии ассертивных действий. Связь мотивации достижения успеха и предпочтения стратегии осторожных действий и избегания стратегии импульсивных действий у спортсменок рассматриваются нами как проявление их стремления контролировать свои индивидуально-личностные особенности, снижающие стрессоустойчивость. В обеих группах спортсменов отмечено тормозящее влияние мотивации достижения успеха на частоту стратегии импульсивных действий. Помощь в развитии у спортсменов эффективных копинг-стратегий, позволяющих контролировать стрессочувствительность и противостоять стрессу, создает дополнительные возможности для повышения их мотивации и спортивных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION TO ACHIEVEMENT AND OVERCOMING STRESS SITUATIONS BY STUDENT-ATHLETES

Objective of the study was to assess the relationship between achievement motivation and personal factors that determine the overcoming of stress among students with mass sports categories. Methods and structure of the study. The experiment involved 25 girls and 32 boys, 1st year students of the Faculty of Physical Culture and Sports of the Pedagogical University, with mass sports categories. Achievement motivation was assessed using the methodology “Motivation for success and fear of failure” (MSF) by A.A. Rean, regulatory-personal properties were determined according to Yu.V. Shcherbatykh and the technique of "Strategy of coping with stressful situations" (SACS) Hobfall S. Results and conclusions. In the group of athletes, higher rates of stress sensitivity were recorded compared to boys. It has been established that all subjects, characterized by a high level of motivation to achieve success, simultaneously have a higher level of stress resistance. In the group of young men, a connection between achievement motivation and preference for the strategy of assertive actions was revealed. The connection between the motivation to achieve success and the preference for the strategy of cautious actions and the avoidance of the strategy of impulsive actions in sportswomen is considered by us as a manifestation of their desire to control their individual personality traits, which reduce stress resistance. In both groups of athletes, an inhibitory effect of the motivation to achieve success on the frequency of the strategy of impulsive actions was noted. Helping athletes develop effective coping strategies to control stress sensitivity and resist stress creates additional opportunities to increase their motivation and athletic performance.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ»

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ

УДК/UDC 159. 92

Поступила в редакцию 23.01.2023 г.

Кандидат биологических наук, доцент Л.А. Белозерова1 Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Брагина1 Кандидат психологических наук, доцент И.А. Николаева1 1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

MOTIVATION TO ACHIEVEMENT AND OVERCOMING STRESS SITUATIONS BY STUDENT-ATHLETES

PhD, Associate Professor L.A. Belozerova1 PhD, Associate Professor E.A. Bragina1 PhD, Associate Professor I.A. Nikolaeva1 Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: bla-130880@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - оценить взаимосвязь мотивации достижения с личностными факторами, определяющими преодоление стресса, у студентов, имеющих массовые спортивные разряды.

Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 25 девушек и 32 юноши, студенты 1-го курса факультета физической культуры и спорта педагогического университета, имеющие массовые спортивные разряды. Мотивация достижения оценивалась с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана, регуляторно-личностные свойства определялись по опроснику стрессоустойчивости Ю.В. Щербатых и методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) Хобфолла С.

Результаты исследования и выводы. В группе спортсменок зафиксированы более высокие показатели стрессочувствительности по сравнению с юношами. Установлено, что у всех испытуемых, характеризующихся высоким уровнем мотивации достижения успеха, наблюдается одновременно и более высокий уровень стрессоустойчивости. В группе юношей выявлена связь мотивации достижения с предпочтением стратегии ассертивных действий. Связь мотивации достижения успеха и предпочтения стратегии осторожных действий и избегания стратегии импульсивных действий у спортсменок рассматриваются нами как проявление их стремления контролировать свои индивидуально-личностные особенности, снижающие стрессоустойчивость. В обеих группах спортсменов отмечено тормозящее влияние мотивации достижения успеха на частоту стратегии импульсивных действий. Помощь в развитии у спортсменов эффективных копинг-стратегий, позволяющих контролировать стрессочувствительность и противостоять стрессу, создает дополнительные возможности для повышения их мотивации и спортивных достижений.

Ключевые слова: мотивация достижения успеха, стрессоустойчивость, стратегии преодоления стрессовых ситуаций, студенты, спортсмены.

Abstract

Objective of the study was to assess the relationship between achievement motivation and personal factors that determine the overcoming of stress among students with mass sports categories.

Methods and structure of the study. The experiment involved 25 girls and 32 boys, 1st year students of the Faculty of Physical Culture and Sports of the Pedagogical University, with mass sports categories. Achievement motivation was assessed using the methodology "Motivation for success and fear of failure" (MSF) by A.A. Rean, regulatory-personal properties were determined according to Yu.V. Shcherbatykh and the technique of "Strategy of coping with stressful situations" (SACS) Hobfall S.

Results and conclusions. In the group of athletes, higher rates of stress sensitivity were recorded compared to boys. It has been established that all subjects, characterized by a high level of motivation to achieve success, simultaneously have a higher level of stress resistance. In the group of young men, a connection between achievement motivation and preference for the strategy of assertive actions was revealed. The connection between the motivation to achieve success and the preference for the strategy of cautious actions and the avoidance of the strategy of impulsive actions in sportswomen is considered by us as a manifestation of their desire to control their individual personality traits, which reduce stress resistance. In both groups of athletes, an inhibitory effect of the motivation to achieve success on the frequency of the strategy of impulsive actions was noted.

Helping athletes develop effective coping strategies to control stress sensitivity and resist stress creates additional opportunities to increase their motivation and athletic performance.

Keywords: success motivation, stress resistance, strategies for overcoming stressful situations, students, athletes.

Введение. Повседневная жизнь студентов-спортсменов насыщена различными стрессогенными ситуациями, связанными как с учебной деятельностью, так и спортом [3]. В различных исследованиях последних лет, в частности в работе О. А. Свили-ной, отмечается, что одним из важных факторов, позволяющих спортсменам справляться со стрессом, является высокий уровень мотивации достижений [5]. С одной стороны, стремление к высоким результатам, достижениям побуждает необходимость систематически преодолевать трудности, готовиться к соревнованиям, что формирует определенные регуляторные личностные качества спортсменов, а с другой - приводит к высокому психо-

эмоциональному и физическому напряжению, что проявляется в снижении результативности в спорте, увеличении профессиональных травм и болезнях [2, 6]. В этих условиях оптимальное соотношение между стремлением к успеху и возможностями противостоять стрессу становится особенно актуальным. В настоящем исследовании мы исходим из предположения, согласно которому высокая мотивированность спортивной деятельности не только способствует развитию конструктивного совладающе-го поведения, но и позволяет выработать такие копинг-стратегии, которые позволяют компенсировать некоторые индивидуально-личностные особенности спортсмена, препятствующие спор-

ш □

4J □

U

га и

I

а

а ■а с га

£ о ш

тивным достижениям. Понимание этих факторов позволит спортсменам повысить эффективность спортивной подготовки и результативность соревновательной деятельности.

Цель исследования - оценка взаимосвязи мотивации достижения с личностными факторами, определяющими преодоление стресса, у спортсменов и спортсменок: стрессоустой-чивостью и копинг-стратегиями.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 25 девушек и 32 юноши, студентов факультета физической культуры и спорта педагогического университета, имеющих массовые разряды. Средний возраст испытуемых составил 18 лет. Мотивация достижения (МД) оценивалась с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А. А. Реана [4]. Опросник стрессо-устойчивости Ю. В. Щербатых применялся для определения повышенной реакции на обстоятельства, на которые человек не может повлиять (РО), склонности все излишне усложнять (СИУ), предрасположенности к психосоматическим заболеваниям (ППСЗ); деструктивных (ДК) и конструктивных (КК) способов преодоления стресса [6]. Базовый показатель стрессоустойчивости рассматривается как обратный общему показателю стрессочувствительности (ОПСч). Показатель динамической стрессочувствительности (ДСч) определяется как сумма показателей по первым четырем шкалам, из которой вычитается значение показателя КК. С помощью методики SACS Хобфолла (русскоязычная версия которой предложена Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой) были изучены стратегии преодоления стрессовых ситуаций: осторожные действия (ОстД), вступление в социальный контакт (ПСК), поиск социальной поддержки (ПСП), асоциальные действия (АсД), агрессивные действия (АгрД), импульсивные действия (ИмпД), манипулятивные действия (МД), ассертивные действия (Ас-сертД) и избегание (Изб) [1]. Оценка значимости различий между исследуемыми группами выполнялась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для определения связей между показателями мотивации и регуляторно-личностными свойствами был применен коэффициент корреляции rs Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты методики МУН показали, что 100% девушек и 96,3% юношей обнаружили отчетливую ориентацию на достижение успеха: среднее значение показателя МД в группе юношей равно 16,34±1,74 и 15,76±0,79 - в группе девушек, без значимых различий между группами (иэмп=327,5).

Результаты диагностики стрессоустойчивости представлены в таблице.

Значения показателей стрессочувствительности в группах спортсменов находятся в нижнем диапазоне средних значений, за исключением низкого значения показателя СИУ в группе юношей. Отметим, что в группе девушек показатели стрессочувствительности существенно выше соответствующих показателей в группе юношей.

Результаты корреляционного анализа показателей мотивации и стрессочувствительности представлены на рисунках 1 и 2.

В обеих группах спортсменов отмечается достоверная отрицательная корреляция показателя МД с ОПСч и, следовательно, существенная связь мотивации на достижение успеха со стрессоустойчивостью. Обратим внимание на достоверные отрицательные связи показателя МД с показателем РО в обеих группах спортсменов. Из всех трех первичных показателей стрессочувствительности интенсивность реакции на фрустрацию

в наибольшей степени обусловлена психофизиологическими характеристиками, в частности, эмоциональной чувствительностью и, соответственно, в существенно меньшей степени поддается самоконтролю. Таким образом, выраженное эмоциональное реагирование на обстоятельства, которые нельзя изменить, вносит наибольший вклад в связь стрессочувствительности и МД, оказывая негативное влияние на уровень последней.

В обеих группах спортсменов зафиксированы значимые связи показателя МД с показателями КК, а в группе юношей - и с показателем ДК. Этот результат свидетельствует о том, что влияние МД проявляется, по-видимому, в способности развивать более адекватные стратегии совладающего поведения, а у юношей - и в способности избегать различных деструктивных способов совладания со стрессом.

Отсутствие значимых различий по показателю МД (иэмп=327,5) в исследуемых группах позволяет предположить, что высокий уровень этой мотивации у спортсменов актуализирует дополнительные механизмы, позволяющие компенсировать стрессочувствительность.

Корреляционный анализ показателей мотивации и копинг-стратегий позволил зафиксировать ряд немногочисленных, однако важных, с точки зрения настоящего исследования, соотношений. Так, в группе девушек установлена значимая положительная корреляционная связь показателя МД и частоты использования ОстД, в группе юношей - значимая положительная корреляция МД и частоты использования стратегии АссертД, и в обеих группах - достоверная отрицательная корреляция показателя МД и частоты использования стратегии ИмпД (рис. 1, 2).

В обеих группах, как уже отмечалось, наблюдается положительная связь показателей МД с показателями КК. Панкратова И. А. считает, что именно продуктивные стратегии совладания влияют на мотивацию спортсменов [2]. По нашему мнению, установленные соотношения мотивации и копинг-стратегий имеют неоднозначные причинно-следственные связи. Так, положительная корреляция МД и АссертД в группе юношей может быть понята как проявление в обоих показателя уверенности в себе, высокой самооценки. В свою очередь, положительная корреляция стратегии ОстД с показателем МД в группе девушек, вероятно, объясняется стремлением спортсменок с высоким уровнем мотивации достижения успеха контролировать свою более выраженную, по сравнению

Рис. 1. Корреляционная плеяда анализируемых показателей в группе спортсменок (* - значимость корреляции на уровне 0,05; ** - значимость корреляции на уровне 0,01)

Gel)---...«.

[ ОПСч )'

398*

-----о:4зз*

-О.ЗЭД?'

РО ДК КК ]

Рис. 2. Корреляционная плеяда анализируемых показателей в группе юношей (* - значимость корреляции на уровне 0,05; ** - значимость корреляции на уровне 0,01)

Средние значения показателей методики диагностики стрессоустойчивости в группах спортсменов (значимость и-критерия: * - р<0,05; ** - р<0,01)

Спортсмены РО СИУ ПСПСЗ ДК КК ДСч ОСПч

Юноши 18,1** 11,2** 13,5** 16,6 31,0 28,1** 59,1**

Девушки 22,3 21,3 19,6 16,8 30,8 48,2 79,9

34

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | March

с юношами, стрессочувствительность. Значимые отрицательные корреляции МД и стратегии ИмпД в обеих группах также могут рассматриваться как проявление влияния МД на процессы совладания со стрессом, требующие от спортсмена не импульсивной реакции, а выдержки.

Вывод. Таким образом, если в группе юношей связь МД и стратегии АссертД может быть объяснена одновременным влиянием на эти показатели уверенности в своих силах, то в группе девушек проявляется, по-видимому, влияние высокого уровня МД на предпочтение тех стратегий, которые позволяют контролировать собственные индивидуально-личностные особенности, препятствующие достижению. Этот результат позволяет понять отсутствие значимых различий МД в исследуемых группах спортсменов.

Полагаем, что индивидуально-личностные особенности студентов-спортсменов, определяющие стремление к достижениям и помогающие повышать результативность продуктивной деятельности - спортивной, учебной, профессиональной, несмотря на физическое и психоэмоциональное напряжение, стресс, неудачи, необходимо учитывать тренерам и педагогам в их спортивной и учебно-профессиональной подготовке. Литература

1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

2. Панкратова И.А. Влияние копинг-стратегий на мотивацию у спортсменов-профессионалов / И.А. Панкратова // Мир науки.

Педагогика и психология. - 2021. - № 4 (https://mir-nauki.com/ PDF/25PSMN421.pdf).

3. Повзун В.Д. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов спортивных направлений университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Р. Усаева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 89-91.

4. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2016. - 288 с.

5. Свилина О.А. Оценка влияния структурной организации мотивации достижения спортсменов на результативность их деятельности / О.А. Свилина // Педагогика и просвещение. - 2022. - № 1. - С. 68-76.

6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

References

1. Vodopyanova N.E. Psikhodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of stress]. St. Petersburg: Piter publ., 2009. 336 p.

2. Pankratova I.A. Vliyaniye koping-strategiy na motivatsiyu u sports-menov-professionalov [Influence of coping strategies on the motivation of professional athletes]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2021. No. 4. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN421.pdf.

3. Povzun V.D., Povzun A.A., Apokin V.V., Usaeva N.R. Analiz urovnya stressoustoychivosti studentov sportivnykh napravleniy universiteta [Analysis of the level of stress resistance of university students in sports areas]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 9. pp. 89-91.

4. Rean A.A. Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality]. St. Petersburg: Piter publ., 2016. 288 p.

5. Svilina O.A. Otsenka vliyaniya strukturnoy organizatsii motivatsii dostizheniya sportsmenov na rezultativnost ikh deyatelnosti [Evaluation of the influence of the structural organization of motivation for the achievement of athletes on the effectiveness of their activities]. Peda-gogika i prosveshcheniye. 2022. No. 1. pp. 68-76.

6. Shcherbatykh Yu.V. Psikhologiya stressa i metody korrektsii [Psychology of stress and methods of correction]. St. Petersburg: Piter publ., 2006. 256 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОЦЕНКА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА МОЛОДЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ХОККЕИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ АМПЛУА

Е.А. Морозов1

'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

УДМ^С 796.01:612

Ключевые слова: хоккей, молодые квалифицированные спортсмены, игровое амплуа, морфологический статус.

Цель исследования - выявить ведущие морфологические характеристики квалифицированных хоккеистов различных игровых амплуа, определяющие эффективность спортивного отбора и видовой ориентации в профессиональном спорте.

Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился в 20-21-2022 гг. на базе хоккейных клубов Российской Федерации, участвующих в Чемпионате Молодежной хоккейной лиги (МХЛ). В нем приняли участие 128 молодых квалифицированных хоккеистов в возрасте 17-19 лет. Анализ морфологических характеристик молодых квалифицированных игроков 17-19 лет проводился на основании исследования тотальных размеров тела (длины и массы), а также оценки абсолютной и относительной величины жировой массы.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты морфологических измерений показали, что наибольшие тотальные размеры имеют защитники, длина тела которых в среднем составила 190,1 см при массе 93,2 кг. Наименьшие значения длины и массы тела отмечены у нападающих (185,3 см и 84,1 кг, соответственно). Вратари занимали промежуточное положение, их длина тела составляла 186,1 см, масса - 82,2 кг. Содержание жировой массы у хоккеистов различных амплуа было аналогичным: наибольшее значение имели защитники (68,2 мм, 10,1%), наименьшее - нападающие (54,4 мм, 8,8%), у вратарей - 62,4 мм, 9,6% соответственно.

Таким образом, нападающие и защитники имеют наибольшую достоверность различий (р<0,001) по всем морфо-

ASSESSMENT OF THE MORPHOLOGICAL STATUS OF YOUNG QUALIFIED HOCKEY PLAYERS OF VARIOUS PLAYING ROLE

E.A. Morozov1

1Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 06.02.2023 г.

логическим показателям. Hаименьшее количество различий отмечено между нападающими и вратарями, у игроков этих амплуа выявлены достоверные различия только по массе тела (р<0,05). Mежду защитниками и вратарями наблюдались достоверные различия по длине (р<0,05) и массе (р<0,001) тела. Следует отметить, что морфологические показатели молодых квалифицированных хоккеистов 17-19 лет значительно превышают аналогичные характеристики, полученные в ранее проводимых исследованиях.

Выводы. Учитывая большие тренировочные нагрузки, необходимо признать, что тотальные размеры тела хоккеистов могут определяться двумя основными факторами: генетически обусловленной предрасположенностью и стимулирующими их развитие условиями, то есть занятиями спортом. Эти факторы обуславливают окончательную специфику лиц с определенным физическим развитием, оптимальным для каждого вида спорта, содействующим эффективному спортивному отбору и видовой ориентации в профессиональном спорте.

Литература

1. Губа В.П. Спортивная морфология: учебник / В.П. Губа, В.К Чернова. - M.: Советский спорт, 2020. - 352 с.

2. Губа В.П. Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта: монография / В.П. Губа, Л.В. Булыкина, Е.Е. Aчкасов, Э.К Безуглов. - M.: Спорт, 2021. - 176 с.

3. Теория и методика обучения базовым видам спортивных игр в системе физического воспитания / под общ. ред. AB. Родина, В.П. Губы, Л.В. Булыкиной, MB. Зайнетдинова. - M.: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2023. - 288 с.

Информация для связи с автором: e.morozov29@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.