УДК 740
Жук Екатерина Дмитриевна, Пилишвили Татьяна Сергеевна
магистр 1-го курса кафедры психологии и педагогики, st year master's student of psychology, Zhuk Ekaterina Dmitrievna, Pilishvili Tatyana Sergeevna
кандидат психологических наук, доцент candidate of psychological Sciences, professor Российский Университет Дружбы Народов
RUDN University
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОЙ СБОРНОЙ РУДН ПО ВОЛЕЙБОЛУ
SPECIFICATIONS OF STRESS TOLERANCE OF THE PERSONALITY ON THE EXAMPLE OF THE WOMEN'S VOLLEYBALL TEAM OF RUDN
UNIVERSITY
Аннотация: в статье рассмотрены понятия стресса, стрессоустойчивости и копинг -стратегий в отечественной и зарубежной литературе. Представлены основные психологические особенности спортивной сферы, волейбола, как вида спорта, в частности. Также, описаны результаты, полученные в ходе исследования специфических характеристик стрессоустойчивости женской сборной РУДН по волейболу, последующий анализ которых позволяет сделать вывод о наличии отличительных особенностей в восприятии различных стрессогенных факторов спортсменками. По итогу, разработаны практические рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости для спортсменок с низкими показателями.
Abstract: the article deals with the concepts of stress, stress tolerance and coping strategies in Russian and foreign literature. The main psychological features of the sports sphere and volleyball in particular are presented. Also, the results of the study of specific characteristics of stress resistance of the women's volleyball team of RUDN University are described, the subsequent analysis of which allows us to conclude that there are distinctive features in the perception of various stressful factors by athletes. As a result, practical recommendations were developed to improve the level of stress tolerance for athletes with low indicators.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, вегетативные функции, копинг-стратегии, мотивация, спорт, волейбол, саморегуляция, самообладание.
Keywords: stress, stress tolerance, vegetative function, coping strategies, motivation, sport, volleyball, self-regulation, self-control.
В условиях современных реалий, спортивная сфера призвана не только окультуривать и поддерживать состояние здоровья молодёжи и студентов -спортсменов, но и обеспечивать завоевание престижа ВУЗом в научном сообществе среди прочих учебных заведений.
На данном постулате основывается тот факт, что к спортсменам -студентам предъявляются требования высокого уровня, которые направлены на достижение серьёзных целей. Нельзя не отметить, что данные факторы существенно влияют на психологическое состояние спортсмена, в особенности на уровень его стресс - резистентности.
Подобные стресс - факторы негативно влияют и на женскую сборную РУДН по волейболу, которая не первый год является ведущей командой как на российском, так и на международном уровнях студенческого спорта.
Начнём наше исследование с представления полученных данных в ходе осуществления анализа понятийного аппарата понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в отечественной и зарубежной литературе.
Обратившись к первоисточникам возникновения термина «стресс», мы установили, что он происходит от латинского слова «strictus», который обозначает «тесный», «плотный». Далее, данное понятие появилось уже в английской речи в виде слова «stress», которое начало использоваться для отражения «напряжённого состояния» и «нагрузки» [1].
Проанализировав множество толкований термина «стресс» в отечественной литературе, был сделан вывод о том, что данное понятие является ничем иным, как отражение состояния организма человека, которое негативным образом воспринимает влияние со стороны и, на основании этого, активизирует функционирование нервных процессов, приводящих в действие всю иммунную систему организма [2, с.7].
Сопоставление полученных данных показало, что зарубежная литература отдаёт предпочтение положению о том, что стресс позволяет организму приспособиться к той или иной ситуации и представляет собой нестандартную реакцию организма в ответ на негативное влияние [3, с. 6]. Представленный выше анализ толкований термина «стресс» позволил сделать вывод о том, что стрессоустойчивостью называют умение организма человека противостоять физическим и психологическим нагрузкам высокого уровня, в обычном и спокойном состоянии представлять ответную реакцию негативному воздействию, которое возникло в силу опасных ситуаций [4, с. 177].
Иным образом, стрессоустойчивостью можно назвать определённый уровень саморегуляции, отражающийся в постоянном соотнесении степени восприятия ситуации с поведением индивида для контролирования и регулирования его психического состояния и окружающей его обстановки [5, с. 48].
Рассуждая об основных особенностях спортивной сферы с психологической точки зрения, важно подчеркнуть, что, на первом месте всегда стоит факт осознанности индивида не просто в выполняемой им деятельности, а в приложении максимальных усилий для достижения максимального эффекта и высоких результатов, и, более того, в его вере в уникальности данного пути для достижения нового уровня саморазвития. [6, с. 232]. Тем не менее, существуют и многие другие особенности, которые тем или иным образом могут оказывать влияние на психическое состояние спортсмена, а именно: наличие соревновательного момента, ограниченность времени и возможностей изменить свои показатели, выполнение деятельности в обстановки повышенного адреналина и экстрима [7, с. 11]. Произведённый анализ зарубежной литературы продемонстрировал, что спортсмены чаще всего прибегают к одному и тому же копингу - избегают тот объект или ту ситуацию, которые провоцируют у него состояние стресса. Также, спортсмен обычно сосредотачивается на низких
результатах и часто думает о негативных для него последствиях в ходе неуспеха и, в такой ситуации, отказывается бороться до конца [8].
Такой командный вид спорта, как волейбол, характеризуется отдельными специфическими характеристиками и стрессогенными факторами, несвойственными для других видов спорта. Зоран Гайич, известный волейбольный тренер, подчёркивает, что основным стрессогенным фактором в волейболе является обязательное наличие победителя по исходу соревнования, что предполагает отсутствие ничьи. Такой регламент данного вида спорта, помимо прочих общих психологических факторов, особенно воздействует на организм и психологическое состояние спортсменов. Более того, необходимость скоростного переключения с одной деятельности на другую, обязательная высокая скорость реакции также обуславливают повышенную стрессогенность волейбола.
В ходе соревновательного процесса, волейболисты с низкими показателями стресс - резистентности могут демонстрировать определённую реакцию, отличающуюся от спортсменов с высокой стрессоустойчивостью.
Так, первый тип реакции заключается в неумении контролировать себя и своё поведение, отражающееся в повышенном уровне агрессии. Чаще всего, данная реакция перетекает в оскорбления своих сокомандников и тренерского штаба в ходе напряжённой борьбы или же повторяющихся неудач самого игрока.
На втором месте стоит тип реакции, отражающийся в высоком уровне нервности и напряжённости спортсмена. В ситуациях повышенной сложности такие игроки склонны предъявлять обвинения и претензии другим игрокам, перекладывать ответственность и вину на третьих лиц, а именно на тренера, сокомандников, судью, соперников и т.д. [9, с. 12].
Однако данный вид реакции имеет соответствующие негативные для игрока последствия, как правило, таким спортсменам сложно сосредоточится на каждом выполняемом элементе, на исполняемом уровне техники и на ходе соревновательного момента в целом, что способствует проигрышу команды.
Таким образом, из вышеназванных положений следует, что высокая стрессоустойчивость игрока достигается не только благодаря регулярным высоким физическим нагрузкам и тренировкам, но также и с помощью создания нормального командного климата и атмосферы, установления стабильного социологического аспекта, состоящего из доверительных отношений с тренерским штабом, с сокомандниками, из взаимопонимания с каждым из них по отдельности. Стабилизация данного фактора облегчит команде задачу в достижении поставленных высоких целей и результатов [5].
Нельзя не отметить, что ситуация для спортсмена становится стрессогенной только в том случае, если он сам даёт ей такую когнитивную оценку. По типу данной оценки, игроков, а, в частности, волейболистов, можно разделить на 2 типа личности, которые представлены в таблице ниже (табл.1).
Таблица 1. Классификация типа личности в спорте в соответствии с _когнитивной оценкой ситуации_
Интерналы Экстерналы
Активная позиция в реализации спортивной деятельности Стремление побыстрее завершить игру
Позитивное отношение и готовность к тренировкам Пассивная позиция
Желание усовершенствовать свой результат на следующем турнире Неуверенность в собственных силах и сомнения
Отсутствие терпения Высокий уровень выжидания и терпения
«Боевая» готовность к игре Повышенное волнение перед соревнованиями
Кратковременная боевая готовность к участию в соревновании Постоянная неуверенность в себе
Риск перехода психического напряжения в максимальную напряжённость Риск впадения в долгосрочную предсоревновательную или в постсоревновательную депрессию
Так, в нашем исследовании специфических характеристик стрессоустойчивости спортсменов приняли участие 60 спортсменок - игроков женской сборной РУДН по волейболу от 18 до 22 лет. Специфические характеристики стрессоустойчивости были определены нами с помощью следующих методик:
• Диагностика устойчивости спортсменов к соревновательному стрессу по методике Мильмана;
• Соревновательные стресс-ситуации (ССС Р.Фрестера);
Обработка результатов была произведена с помощью ранговой корреляции
Спирмена, после чего был произведён факторный анализ.
По результатам обработки результатов методик с помощью ранговой корреляции Спирмена были обнаружены следующие связи: показатель «Стабильность и помехоустойчивость» отрицательно коррелирует с показателем «Социально - психологическое влияние» (г = - 0, 314 при р < 0,05), что отражается в понижении резистентности к непредвиденным раздражителям из внешней среды при увеличении степени воздействия таких ситуаций, как негативные высказывания и недовольство со стороны тренера и других игроков, завышенные ожидания и непредвиденные результаты соперника. Неожиданно высокие результаты соперника возникают достаточно часто в сфере студенческого спорта, поскольку регламент турнирова позволяет усиливать команду с помощью сторонних игроков - легионеров; высокие требования и
ожидания тренера обуславливаются высоким профессионализмом девушек спортсменок и самого тренера: спортсменки окончили ведущие спортивные школы России, тренер, в свою очередь, обладает первой категорией тренера-преподавателя высшего уровня квалификации.
Кроме того, данные методик позволили вывить и положительную корреляционную связь между показателями «Стрессоры внутренней неопределённости» и «Социально - психологическое влияние» (г = 0,308 при p < 0,05). Эти данные демонстрируют, что отсутствие уверенности игроков в своей готовности к достижению высших результатов и в стабильном функциональном состоянии организма повышаются в соответствии с увеличением степени влияния ситуаций, связанных с социальным аспектом команды. Такие явления также являются частыми в данной волейбольной сборной, так как спортсменки ставят высокие цели в трёх разных спортивных лигах, что понижает уровень уверенности в себе и в стабильном функционировании организма в ходе достижения максимальных результатов.
Результаты факторного анализа с вращением «Varimax» позволили установить наличие одного ключевого фактора, который оказывает скрытое воздействие на уровень стресс - резистентности игроков: «Стрессоры внутренней неопределённости, обусловленные установкой на высокие достижения». Данный фактор включает в себя такие переменные, как низкая стабильность и помехоустойчивость (-0, 632), влияние социально -психологических ситуаций (0, 785) и ситуации успеха и неудач (0,724).
Таким образом, обработанные результаты позволили сделать вывод, что ключевой причиной низких показателей стрессоустойчивости у игроков женской сборной РУДН является низкая стабильность вегетативных функций и ошибки при исполнении технических элементов во время соревновательного процесса. Более того, на стресс - резистентность девушек влияет и низкая оценка собственных возможностей при наличии крупных поставленных целей и, соответственно, завышенных требованиях к спортсменкам.
В качестве рекомендаций по повышению уровня стрессоустойчивости были предложены следующие техники: тренеру необходимо сопоставить реальные возможности игроков с ожидаемыми и пересмотреть требования к спортсменкам; самим спортсменам следует применить технику представления визуально-моторной модели поведения, в ходе которого девушки смогут заранее скорректировать предполагаемые ошибки и избежать их в игре; игрокам будет полезен метод групповой рефлексии и дискуссии по поводу установления целей, а также разделения их на краткосрочные и долгосрочные; наконец, игрокам поможет использование техники «Стрессометр», в результате которого девушки смогут скорректировать уровень текущего стресса до оптимального, низкого уровня.
Библиографический список:
1. Article of Steven Gans, doctor of médical Sciences on online resource of psychology experts. 2020 Inc. (Dotdash). URL: https://www.verywellmind.com/what-is-the-fight-or-flight-response-2795194 (date of request: 12.06.2020)
2. Мельникова, М. Л. Психология стресса: теория и практика: учебнометодическое пособие / М. Л. Мельникова, Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 7 с.
3. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых СПб.: Питер, 2006. 6 с.
4. Данилова Н.Н. Стрессоустойчивость как индивидуальная особенность// Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М.: МГУ, 1998. 177 с.
5. Гринберг Дж. Управление стрессом/ Дж. Гринберг. СПб.: Питер, 2002.
48 с.
6. Сафонов В.К. Психология в спорте. Теория и практика / В.К. Сафонов. -М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. 232 с.
7. Ильин Е.П. Психология спорта / Е. П. Ильин. М.: Питер, 2016. 11 с.
8. Nicholls A., Leigh J. Psychology in Sports Coaching: Theory and Practice / A. Nicholls, London: Routlege, 2013. p. 65
9. Сингина Н.Ф. Психологическая подготовка в волейболе / Н.Ф. Сингина, методическое руководство, М.: Москва. 12 с.
10. Интервью волейбольного тренера Зорана Гайича по поводу психологической подготовки волейболистов / Интернет - портал спортивных новостей Sports.ru. 1998 - 2020, Sports.ru. Режим доступа URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/gaiic/37673.html (дата обращения: 03.06.2020)
11. Пилишвили Т.С., Харитоненко А.А., Кардашова С.З. Мотивация успеха профессиональной деятельности российских и французских студентов/ Т.С. Пилишвили// Гуманизация образования: науч.-практ. журн. 2018. №1. с. 56-61
12. Пилишвили Т.С., Клинков А.С. Мотивация спортивной деятельности у подростков общеобразовательной и специализированной спортивной школы/ Т.С. Пилишвили// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: науч.-метод. журн. 2019. №1. с. 36-38