Научная статья на тему 'СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ'

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
750
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕНЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белозерова Л. А., Брагина Е. А., Семикашева И. А., Силакова М. М.

Цель исследования - выявление значимых параметров саморегуляции и их взаимосвязь со стрессоустойчивостью как важнейшим фактором в ресурсном обеспечении личностного потенциала студентов-спортсменов, способствующим их успешной деятельности. Методика и организация исследования. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли студенты-юноши (23 человека) и девушки (18 человек), систематически занимающиеся спортом (кандидаты в мастера спорта и лица, имеющие взрослые спортивные разряды). Контрольную группу (КГ) составили студенты педагогического вуза, не занимающиеся регулярно спортом, по 20 девушек и юношей. Средний возраст студентов - 19 лет. Для исследования стрессоустойчивости использовался опросник Ю.В. Щербатых. Общий уровень саморегуляции (ОУС) как степень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности изучался с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения - 98» В.И. Моросановой. Результаты исследования и выводы. Показано, что систематические занятия спортом существенно повышают способность к саморегуляции и стрессоустойчивости спортсменов, по сравнению с КГ у них существенно ниже все показатели стрессочувствительности, а общий уровень саморегуляции, напротив, значимо выше. Установлены отрицательные связи общего уровня осознанной саморегуляции, адекватности оценки результатов собственной деятельности и самостоятельности со всеми показателями стрессочувствительности, обратными по отношению к стрессоустойчивости. Можно утверждать, что высокий уровень сформированности осознанной саморегуляции произвольной активности является одним их важнейших ресурсов личности, обеспечивающих как эффективность ее деятельности, так и ее устойчивость к стрессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белозерова Л. А., Брагина Е. А., Семикашева И. А., Силакова М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS TOLERANCE AND FEATURES OF CONSCIOUS SELF-REGULATION OF STUDENT-ATHLETES

Objective of the study was to identify significant parameters of self-regulation and their interaction with stress tolerance as the most important factor in providing conditions for the realization of the personal adaptive potential of student-athletes that contribute to their successful activity. Methods and structure of the study. The Experimental Group was made up of the male (n=23) and female students (n=18) who were regularly involved in sports activities (CMS and senior categories). The Control Group included the non-sporting pedagogical university students, 20 young males and 20 females. The mean age of the students was 19 years. The subjects’ stress tolerance was assessed in Y.V. Shcherbatykh’s stress tolerance test. The general self-regulation level as an indicator of the degree of formation of the individual system of conscious self-regulation of arbitrary activity was studied using the methodology "Style of behavior self-regulation - 98" (V. Morosanov). Results and conclusions. It is shown that regular sports activities significantly improve the athletes’ ability to self-regulate and tolerate high stresses. As opposed to the Control Group subjects, the athletes were found to have a significantly lower level of stress sensitivity, while the general self-regulation level was significantly higher. There was a negative correlation of the general conscious self-regulation level, adequacy of self-assessment of own activity and independence with all the stress sensitivity indicators, reciprocal to stress tolerance. It can be argued that the high level of development of conscious self-regulation of arbitrary activity is one of the most important resources of a personality, ensuring both its efficiency and tolerance to high stresses.

Текст научной работы на тему «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ»

стрЕссоустоичивость и особенности осознанной саморегуляции студентов-спортсменов

УДК/UDC 159. 92

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 08.12.2020 г.

Кандидат биологических наук, доцент Л.А. Белозерова1

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Брагина1

Кандидат психологических наук, доцент И.А. Семикашева1

Кандидат психологических наук, доцент М.М. Силакова1

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

STRESS TOLERANCE AND FEATURES OF CONSCIOUS SELF-REGULATION OF STUDENT-ATHLETES

PhD, Associate Professor L.A. Belozerova1 PhD, Associate Professor E.A. Bragina1 PhD, Associate Professor I.A. Semikasheva1 PhD, Associate Professor M.M. Silakova1

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Аннотация

Цель исследования - выявление значимых параметров саморегуляции и их взаимосвязь со стрессоустойчивостью как важнейшим фактором в ресурсном обеспечении личностного потенциала студентов-спортсменов, способствующим их успешной деятельности.

Методика и организация исследования. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли студенты-юноши (23 человека) и девушки (18 человек), систематически занимающиеся спортом (кандидаты в мастера спорта и лица, имеющие взрослые спортивные разряды). Контрольную группу (КГ) составили студенты педагогического вуза, не занимающиеся регулярно спортом, по 20 девушек и юношей. Средний возраст студентов - 19 лет. Для исследования стрессоустойчивости использовался опросник Ю.В. Щербатых. Общий уровень саморегуляции (ОУС) как степень сформирован-ности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности изучался с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения - 98» В.И. Моросановой.

Результаты исследования и выводы. Показано, что систематические занятия спортом существенно повышают способность к саморегуляции и стрес-соустойчивости спортсменов, по сравнению с КГ у них существенно ниже все показатели стрессочувствительности, а общий уровень саморегуляции, напротив, значимо выше. Установлены отрицательные связи общего уровня осознанной саморегуляции, адекватности оценки результатов собственной деятельности и самостоятельности со всеми показателями стрессочув-ствительности, обратными по отношению к стрессоустойчивости. Можно утверждать, что высокий уровень сформированности осознанной саморегуляции произвольной активности является одним их важнейших ресурсов личности, обеспечивающих как эффективность ее деятельности, так и ее устойчивость к стрессам.

Ключевые слова: стрессочувствительность, стрессоустойчивость, осознанная саморегуляция, спортивная деятельность, спортсмены, студенты.

Annotation

Objective of the study was to identify significant parameters of self-regulation and their interaction with stress tolerance as the most important factor in providing conditions for the realization of the personal adaptive potential of student-athletes that contribute to their successful activity.

Methods and structure of the study. The Experimental Group was made up of the male (n=23) and female students (n=18) who were regularly involved in sports activities (CMS and senior categories). The Control Group included the non-sporting pedagogical university students, 20 young males and 20 females. The mean age of the students was 19 years.

The subjects' stress tolerance was assessed in Y.V. Shcherbatykh's stress tolerance test. The general self-regulation level as an indicator of the degree of formation of the individual system of conscious self-regulation of arbitrary activity was studied using the methodology "Style of behavior self-regulation -98" (V. Morosanov).

Results and conclusions. It is shown that regular sports activities significantly improve the athletes' ability to self-regulate and tolerate high stresses. As opposed to the Control Group subjects, the athletes were found to have a significantly lower level of stress sensitivity, while the general self-regulation level was significantly higher. There was a negative correlation of the general conscious self-regulation level, adequacy of self-assessment of own activity and independence with all the stress sensitivity indicators, reciprocal to stress tolerance. It can be argued that the high level of development of conscious self-regulation of arbitrary activity is one of the most important resources of a personality, ensuring both its efficiency and tolerance to high stresses.

Keywords: stress sensitivity, stress tolerance, conscious self-regulation, sports activities, athletes, students.

Введение. Спортивная деятельность нередко сопровождается экстремальными ситуациями, требующими от спортсменов высокого уровня саморегуляции и стрессоустойчивости. Для студентов-спортсменов эта проблема приобретает особое значение в связи

со спецификой их повседневной учебной деятельности, условия которой предполагают как существенные физические и эмоциональные нагрузки, так и особую временную организацию жизни, что, в свою очередь, порождает насущную необходимость в развитии си-

стемы осознанной саморегуляции и высокой стрес-соустойчивости[3].

Цель исследования - выявление значимых параметров саморегуляции и их взаимосвязь со стрессоустойчивостью как важнейшим фактором в ресурсном обеспечении личностного потенциала студентов-спортсменов, способствующим их успешной деятельности.

Методика и организация исследования. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли студенты-юноши (23 человека) и девушки (18 человек), систематически занимающиеся спортом (кандидаты в мастера спорта и лица, имеющие взрослые спортивные разряды). Контрольную группу (КГ) составили студенты педагогического вуза, не занимающиеся регулярно спортом, по 20 девушек и юношей. Средний возраст студентов - 19 лет.

Для исследования стрессоустойчивости использовался опросник Ю. В. Щербатых, основывающийся на представлении об обратном отношении стрессоустойчивости и чувствительности к стрессу [4]. В опроснике представлено пять шкал: повышенной реакции на обстоятельства, на которые человек не может повлиять (РО); склонности все излишне усложнять (СУ); предрасположенности к психосоматическим заболеваниям (СПСЗ); деструктивных способов преодоления стрессов (ДК); конструктивных способов преодоления стрессов (КК). Базовый показатель стрессоустойчивости рассматривается как обратный общему показателю стрессочувствительности (ОПСч). Динамическая стрессочувствительность (ДСч) определяется как сумма показателей по первым четырем шкалам, из которой вычитается значение показателя КК.

Общий уровень саморегуляции (ОУС) как степень сфор-мированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности изучался с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения - 98» В. И. Мо-

росановой [2]. Опросник позволяет выявить регуляторный профиль испытуемого, включающий как процессы планирования - ПЛ (целеполагание, реалистичность и устойчивость планов), прогнозирования - ПР (способность продумывать способы деятельности и поведения в процессе реализации планов), моделирования - М (способность учитывать внешние и внутренние условия деятельности и их изменение), оценивания результатов - ОР (умение адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности и поведения), так и две шкалы, позволяющие оценить степень развитости регуляторно-личностных черт: гибкости (Г - умения перестроить саморегуляцию в связи с изменяющимися условиями) и самостоятельности (С - автономии в планировании и контроле деятельности и поведения).

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели, полученные на основе диагностики стрессоустойчивости, и результаты их статистического анализа представлены в табл. 1.

Результаты статистического анализа свидетельствуют о существенно более высокой стрессоустойчивости испытуемых-спортсменов, и юношей, и девушек. В ЭГ достоверно ниже по сравнению с испытуемыми КГ показатели и общей, и динамической стрессочувствительности. Девушки и юноши КГ существенно в большей степени склонны реагировать на обстоятельства, которые они не могут изменить, и все усложнять. Девушки КГ, кроме того, демонстрируют более выраженную предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, склонность к применению деструктивных способов преодоления стрессов, что и обусловливает значимые различия показателей чувствительности к стрессу в сравниваемых группах. Однако по показателю конструктивного копинга испытуемые КГ не уступают испытуемым-спортсменам.

Таблица 1. Средние показатели исследуемых групп в методике диагностики стрессоустойчивости (значимые различия между КГ и ЭГ)

Группы Показатели КГ(Ю) (П=20) ЭГ(Ю) (П=23) КГ(Д) (П=20) ЭГ(Д) (П=18) КГ (П=40) ЭГ (П=41)

РО 22,65 18,4* 30,85 22,83** 26,25 20,4**

СУ 16,65 11,1* 30,6 21,7* 32,2 15,8**

СПСЗ 13,8 13,1 24 19,6** 18,9 16,0*

ДК 16,6 16,3 22,05 16,9** 19,3 16,6**

КК 30,95 30,8 30,3 30,55 30,6 30,7

ДСч 38,75 28,1** 77,2 50,48** 57,05 38,1**

ОПСч 69,7 58,9** 107,5 81,03** 87,65 68,8**

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

* - р<0,05; ** - р<0,01).

Таблица 2. Средние значения показателей саморегуляции в исследуемых группах (значимые различия между КГ и ЭГ)

Группы Показатели КГ(Ю) (П=20) ЭГ(Ю) (П=23) КГ(Д) (П=20) ЭГ(Д) (П=18) КГ (П=40) ЭГ (П=41)

ОУС 28,95 32,4** 25,55 27,4** 27,25 30,22**

ПЛ 6,05 6,35 5,9 6,83 5,975 6,56*

ОР 5,65 6,3* 5,0 6,4* 5,325 6,32*

ПР 4,95 5,5 5,8 6,2 5,375 5,83

М 5,75 6,3 5,6 6,2 5,675 6,23**

Г 6,8 6,4 6,75 7,7 6,75 6,8

С 5,95 6,6* 5,05 5,9** 5,5 6,27**

* - р<0,05;

■ р<0,01

20

http://www.teoriya.ru

№2^ 2021 Февраль | February

Таблица 3. Значения коэффициента корреляции гэ Спирмена для показателей саморегуляции (СР) и стрессочувствительности (СЧ) в группе спортсменов

СЧ СР ^^^^ РО СУ ППСЗ ДК КК ДСч

ОУС -,623** -,427** -,412** -,672** ,617** -,626**

ПЛ -,316* 7 СО -,143 -,342* ,608** -,348*

ОР -,477** -,508** -,583** -,652** ,336* -,629**

ПР -,025 ,063 ,036 -,172 ,350* -,073

М -,200 -,142 -,176 -,215 ,317* -,231

Г -,056 ,123 ,090 -,409** ,017 ,060

С -,717** -,506** -,427** -,506** ,309* -,592**

Примечание. * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.

Отметим, что юноши КГ столь же часто используют деструктивные способы преодоления стресса, как и юноши ЭГ (однако эти показатели не выходят за рамки средних по методике). Отмечаются тендерные особенности деструктивного копинга: девушки чаще в ситуации стресса переедают, а юноши используют агрессию. Что касается конструктивного копинга, то на первое место в КГ выходят общение, а в ЭГ -физическая активность.

Данные, полученные с помощью методики ССП, представлены в табл. 2.

и-критерий Манна-Уитни фиксирует значимые различия показателей общего уровня саморегуляции (ОУС), адекватности критериев оценивания результатов (ОР) и самостоятельности (С) в ЭГ, что свидетельствует о более развитой адекватной оценке себя и результатов своей деятельности и поведения, способности самостоятельно планировать и контролировать деятельность по достижению поставленной цели и более сформированной системе осознанной саморегуляции в целом в группе спортсменов.

Корреляционный анализ показателей осознанной саморегуляции и стрессоустойчивости у спортсменов выявил значимые отрицательные связи показателей ОУ, Г и С со всеми показателями стрессочувствительности (табл. 3). Этот результат позволяет утверждать, что адекватность критериев оценки себя и результатов своих действий наряду с умением самостоятельно ставить цели и контролировать процесс их достижения вносит существенный вклад в повышение стрес-соустойчивости. Развитие этих регуляторных качеств позволяет, по-видимому, более объективно оценивать и контролировать ситуацию, предупреждая склонность излишне ее драматизировать и тем самым избегать чрезмерного напряжения, создающего внутренние условия для психосоматического реагирования. Напомним, что именно по этим показателям саморегуляции студенты-спортсмены превосходят испытуемых группы КГ (см. табл. 3).

Показатель РО, кроме того, значимо отрицательно связан и с показателем планирования (Пл). Таким образом, развитая способность к осознанному целеполаганию, обеспечивая реалистичность планов, создает дополнительную основу не для обостренной реакции на обстоятельства, которые нельзя изменить, а для их более реалистичной и спокойной оценки.

Все компоненты осознанной саморегуляции, кроме показателя гибкости, значимо коррелируют с показателем конструктивного копинга. Учитывая, что в опроснике выявляются не конкретные копинг-стратегии, а преимущественное использование испытуемыми конструктивных или деструктивных способов совладания с напряжением в целом, этот результат не противоречит ранее полученным, в которых

не было выявлено значимых связей большинства конкретных копинг-стратегий и общего уровня саморегуляции [1].

Показатель гибкости саморегуляции обнаруживает достоверную отрицательную связь с показателем деструктивных стратегий совладания (см. табл. 3): регуляторная гибкость, таким образом, выступает важным условием конструктивности поведения, препятствуя «застреванию» на непродуктивных способах совладания. Иными словами, гибкость саморегуляции не определяет конструктивный копинг как таковой, а создает условия для апробирования различных способов снижения напряжения и поиска наиболее подходящих.

Вывод. Установлено, что систематические занятия спортом существенно повышают способность к саморегуляции и стрессоустойчивости спортсменов. У студентов-спортсменов значимо выше сформированность большинства регуляторных процессов и самостоятельности, а все показатели стрессочувствительности, напротив, существенно ниже по сравнению с таковыми в КГ. Показано, что в наибольшей степени стрессоустойчивость связана с такими регуляторны-ми качествами, как адекватность оценивания соответствия результатов деятельности поставленным целям и развитость регуляторной автономии.

Литература

1. Белозерова Л.А. Саморегуляция и стратегии преодоления стрессовых ситуаций у спортсменов / Л.А. Белозерова, Е.А. Брагина, И.А. Семенова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 3. - С. 15-17.

2. Моросанова В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000. -№ 2. - С. 118-127.

3. Повзун В.Д. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов спортивных направлений университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. -№ 9. - С. 89-91.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

References

1. Belozerova L.A., Bragina E.A., Semenova I.A. et al. Samoregulyatsiya i strategii preodoleniya stressovykh situatsiy u sportsmenov [Belozerova L.A. , Bragina E.A., Semenova I.A. et al. Samoregulyatsiya i strategii preodoleniya stressovykh situatsiy u sportsmenov [Self-control and stress-coping strategies in sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018. no 3, pp. 15-17]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 3. pp. 15-17.

2. Morosanova V.I., Konoz E.M. Stilevaya samoregulyatsiya povedeniya cheloveka [Style self-regulation of human behavior]. Voprosy psikhologii, 2000, no. 2, pp. 118-127.

3. Povzun V.D., Povzun A.A., Apokin V.V. et al. Analiz urovnya stressoustoychivosti studentov sportivnykh napravleniy universiteta [University sport department students' stress tolerance analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No.9. pp. 89-91.

4. ScherbatyihYu.V. Psikhologiya stressa i metody korrektsii [Psychology of stress and methods of correction]. St. Petrsburg: Piter publ., 2006. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.