Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / иностранный язык / дошкольный возраст / методика / дидактические материалы / целеполагание / motivation / foreign language / preschool age / methodology / didactic materials / goal setting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильванов Расул Ринатович, Мелехина Анастасия Анатольевна

Одна из значимых и лидирующих ниш современной системы образования – обучение иностранным языкам, в частности английскому языку. Владение данными знаниями является обязательной составляющей становления образованной, а также эрудированной личности. Знание иностранного языка котируется во всех сферах жизни общества, таким образом, растет и количество людей, заинтересованных в приобретении данного навыка. В свою очередь, это вызывает необходимость обучения детей дошкольного возраста. Многие российские и зарубежные педагоги и психологи спорят об оптимальном возрасте для изучения иностранного языка, однако большинство из них приходят к единому мнению о том, что качество усвоения материала и скорость его реализации значительно выше среди детей, чем среди взрослых. В статье представлены предмет мотивации и различные приемы обучения детей от 5 до 6 лет, так как считаем этот возраст наиболее благоприятным для изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE TO STUDY FOREIGN LANGUAGE

One of the most significant and leading spheres is teaching foreign languages, in particular English. Possession of this knowledge is a mandatory component of the formation of an educated and erudite personality. Knowledge of a foreign language is quoted in all spheres of society, thus, the number of people interested in acquiring this skill is also growing. In its turn, this raises the need for education of preschool children. Many Russian and foreign teachers and psychologists argue about the optimal age for learning a foreign language, but most of them agree that the quality of assimilation of the material and the speed of its implementation are much higher among children than among adults. The article presents the subject of motivation and various teaching methods for children from 5 to 6 years old, since we consider this age to be the most favorable for learning foreign language. The article presents the results of our own practical experience of working with preschoolers. It analyzes the main algorithms for the successful assimilation of the material and the formation of cognitive interest.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Ранее выявленные результаты исследования подтверждают, что проблема развития педагогической компетентности родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения существует и требует решения. Изучение научной литературы о методах и формах взаимодействия с родителями по формированию педагогической компетентности родителей направила нас на поиск таких форм взаимодействия с родителями, которые максимально способствовали бы развитию педагогической компетентности родителей в целом и каждого из ее компонентов в частности.

Формы и методы взаимодействия родителей с воспитателями дошкольного образовательного учреждения предполагают в качестве основы доверительные отношениях между ними. Этому во многом может способствовать такая форма работы, как «Семейный клуб», где взаимодействие может осуществляться не только между родителями и воспитателем, но и между родителями. Это может создать благоприятные условия для обмена опытом между ними в воспитании детей. Следующим этапом нашей работы является разработка и апробация программы работы «Семейного клуба», которая предполагает учет полученных в исследовании результатов выраженности компонентов педагогической компетентности родителей и направлена на их развитие.

Список литературы

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001. 264 с.

2. Данг Лан Фыонг. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. № 20. C. 92-96.

3. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика-синтез, 2007. 144 с.

4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.

5. Лебедева К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников : структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 84.

6. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 20.11.2022).

7. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 11. С. 57-60.

УДК 372.881.1

МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Гильванов Р. Р.

кандидат педагогических наук, доцент Мелехина А. А. студент бакалавриата

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. Одной из значимых и лидирующих ниш современной системы образования -обучение иностранным языкам, в частности английскому языку. Владение данными

знаниями является обязательной составляющей становления образованной, а также эрудированной личности. Знание иностранного языка котируется во всех сферах жизни общества, таким образом, растет и количество людей, заинтересованных в приобретении данного навыка. В свою очередь, это вызывает необходимость обучения детей дошкольного возраста. Многие российские и зарубежные педагоги и психологи спорят об оптимальном возрасте для изучения иностранного языка, однако большинство из них приходят к единому мнению о том, что качество усвоения материала и скорость его реализации значительно выше среди детей, чем среди взрослых. В статье представлены предмет мотивации и различные приемы обучения детей от 5 до 6 лет, так как считаем этот возраст наиболее благоприятным для изучения иностранного языка. Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, дошкольный возраст, методика, дидактические материалы, целеполагание.

MOTIVATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE TO STUDY FOREIGN LANGUAGE

Gilvanov R. R.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Melekhina A. A. Undergraduate Student

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch Sterlitamak, Russia

Abstract. One of the most significant and leading spheres is teaching foreign languages, in particular English. Possession of this knowledge is a mandatory component of the formation of an educated and erudite personality. Knowledge of a foreign language is quoted in all spheres of society, thus, the number of people interested in acquiring this skill is also growing. In its turn, this raises the need for education of preschool children. Many Russian and foreign teachers and psychologists argue about the optimal age for learning a foreign language, but most of them agree that the quality of assimilation of the material and the speed of its implementation are much higher among children than among adults. The article presents the subject of motivation and various teaching methods for children from 5 to 6 years old, since we consider this age to be the most favorable for learning foreign language. The article presents the results of our own practical experience of working with preschoolers. It analyzes the main algorithms for the successful assimilation of the material and the formation of cognitive interest.

Keywords: motivation, foreign language, preschool age, methodology, didactic materials, goal setting.

Тенденция к обучению детей иностранному языку заметно меняется с каждым годом. Английский язык входил в школьную программу с пятого класса, затем со второго класса, а на данный момент он включен в образовательную программу дошкольных учреждений. Таким образом, на этапе активного развития информационного типа общества, английский язык не теряет своей актуальности, а наоборот, становится более востребованным, что приводит к необходимости вовлечения большей массы детей младшего возраста в образовательный процесс.

В дошкольном возрасте ребёнок постоянно вступает в новые системы отношений, открывает для себя новые виды деятельности, следовательно, появляются и новые мотивы. Соподчинение мотивов - это самый важный личностный механизм, который формируется у детей дошкольного возраста. С этими преобразованиями в мотивационной сфере ребенка непосредственно связывают начало формирования его личности.

Впервые термин «мотивация» был использован немецким философом

A. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» [3, с. 65], после чего данный термин прочно закрепился в психологии и стал использоваться для объяснения поведения людей и животных. В настоящий момент проблеме мотивации и мотивам посвящено большое количество монографических исследований как зарубежных (Х. Хекхаузен, А. Маслоу, Дж. Аткинсон), так и отечественных ученых (А. Н. Леонтьев,

B. С. Мерлин, В. Г. Асеев, Д. А. Леонтьев, Т. О. Гордеева и др.). Проанализировав содержание понятия «мотивация» с позиции отечественных исследователей, можно сказать, что мотивация - это процесс, задающий направленность и организацию деятельности ребенка; его способность деятельно удовлетворять свои потребности.

При формулировании понятия «мотив» многие исследователи дали множество различных определений. Под ним понимаются различные феномены: так, по А. Маслоу, -это установки, по Х. Хекхаузену, - побуждения, склонности, потребности и влечения, а по П. А. Рудику, - желания, хотения, привычки и чувство долга [3; 7].

Известно, что изучение иностранного языка детьми с 5-6 лет особенно продуктивно, так как в этом возрасте знакомство с чем-нибудь новым, неизведанным вызывает у детей всплеск эмоций и впечатлений, которые способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а затем и последующих иностранных языков. Однако в последнее время психологи все чаще выявляют ряд проблем, связанных с мотивацией детей дошкольного возраста, что в свою очередь ведет к таким последствиям, как отсутствие или потеря интереса к обучению, школьная дезадаптация, негативные межличностные отношения. Исходя из этого, можно обозначить основные задачи нашей работы по исследованию предмета мотивации в среде детей дошкольного возраста, а именно: создание условий для умственного развития, способствующего формированию личности; создание комфортной для развития и саморазвития среды; создание условий для всех видов творческой, игровой и самостоятельной деятельности.

По мнению большинства методистов [6], раннее знакомство с образовательной деятельностью, а именно с изучением английского языка, имеет благоприятную тенденцию в развитии ребёнка. Данное мнение широко распространено по ряду причин:

1. Отсутствие языкового барьера. Изучение иностранного языка способствует раннему приобщению детей к новому для них языковому пространству, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.

2. Правильное произношение. Органы речи в процессе формирования очень подвижные, что позволяет овладеть правильным вариантом произношения, максимально приближенного к носителю языка.

3. Развитие фонематического слуха, понятие о звуковом разнообразии мира. Дети, говорящие на двух и более языках, обладают идеальным слухом, что помогает им с легкостью овладевать не только иностранными языками, но и игрой на музыкальных инструментах и вокалом.

4. Развитие коммуникативных навыков и умение чётко излагать свои мысли, за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения [1].

Однако при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Этот период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников - формируется возможность саморегуляции, так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу. Внимание детей становится более

устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослыми. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Не стоит забывать, что для детей 5-6 лет необходима частая смена деятельности. Они обладают достаточно маленьким объемом внимания - от 3-х до 7-ми минут. Следовательно, через этот промежуток времени необходимо менять вид деятельности. Эффективность обучения детей также во многом зависит от типа восприятия информации. Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное), зрительное (визуальное), тактильное (кинестетическое), вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трех будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам [8, с. 120].

Таким образом, методика проведения непосредственной образовательной деятельности должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и быть направлена на их развитие.

Существует мнение, определяющее зону ближайшего развития психологии мотивации, которая представляется в следующих идеях специалиста в областях психологии личности, мотивации и смысла Д. А. Леонтьева:

1. Соотносительность, т.е. соподчинение личных мотивов с внешним миром. При изучении иностранного языка детям дошкольного возраста необходимо иметь привязку к окружающей реальности в целях создания мотивационных условий.

2. Телеологичность - наполнение занятия целью, понятной ребенку возраста 5-6 лет. Для повышения познавательного интереса обучающихся обязательно включение целеполагания в мотивационный этап каждого урока.

3. Социокультурная обусловленность - большая часть мотивационной культуры ребёнка усваивается им из социальной общности. В реализации данной идеи существенную роль играет актуальность изучения иностранного языка среди сверстников и близких взрослых.

4. Личностный характер - мотивация всегда есть мотивация личности, необходимо развивать интерес к обучению дошкольника, основываясь на его личные увлечения и предпочтения [5, с. 9].

Так, на основе принципов вышеизложенных идей рассмотрим условия формирования мотивации обучающихся в возрасте 5-6 лет.

В проводимой нами работе по обучению иностранному языку воспитанников АНДОО «Счастливое детство» города Стерлитамак в рамках соотносительности мы включаем множество игровых приемов, однако преобладающим является привлечение в образовательный процесс аудио и видео материалов. Данный метод способствует приобщению детей к иностранной культуре, погружению их в языковую среду. Посредством просмотра видео и прослушивания аудио материалов ребенок формирует свое представление о том, как иностранный язык используется в окружающей реальности, что в свою очередь вызывает у него познавательный интерес. Для проведения динамических пауз в согласовании с темой урока применяется сборник песен - SimpleSongs. Выявление новой лексики осуществляется разными методами: методом показа рисунка, предмета, действия или же методом прямого перевода на родной язык.

Кроме того, в целях реализации идеи телеологичности, на наш взгляд, следует включать в структуру урока мотивационный этап. С помощью учителя дети возраста 5-6 лет должны настроиться на работу и определить понятные для себя цели предстоящего занятия.

Целеполагание может проходить с использованием наглядности или наводящих вопросов, что поспособствует возникновению внутренней потребности включения в образовательный процесс.

При рассмотрении идеи социокультурной направленности мотивации следует отметить, что дошкольники - особая группа, основной вид деятельности которой - игра. Данная форма организации досуга поддерживается большинством в среде близких взрослых и сверстников. Исходя из этого, крайне важно организовать образовательный процесс в игровой форме. В основу обучения должны быть взяты такие приемы, как арт-технология, введение постоянного героя, построение урока на песнях и рифмах, сказках, обучающих подвижных игр.

Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики, новаторы - А. С. Макаренко, П. Ф. Каптерев, М. Ю. Басов, Е. В. Бондаревская; а также психологи - Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, М. Монтессори и др. По результатам большинства исследований, одним из ведущих способов формирования мотивации являются дидактические игры. Мотивационные функции будут нести проблемные и творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные герои и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка задания должны быть интересны ребёнку, а информация должна помогать ему решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться - это необходимо в них стимулировать.

По-нашему мнению, наилучшим условием развития мотивации дошкольников является применение сквозного игрового метода, в котором переплетаются традиции и инновации современного дошкольного образования. В результате этого совершенствуются лингвистические навыки воспитанников, а также создается положительная установка на дальнейшее стремление к познанию. На занятиях с обучающимися дошкольного возраста нами применяется сквозной игровой метод, который представляет собой алгоритм последовательного перехода от одной игры к другой.

Мы считаем также, что в структуру урока следует включать сказку и метод введения постоянного героя. Учитывая личностный характер мотивации, можно сказать, что в сказке каждый обучающийся способен найти зону ближайших для него интересов. Сказка является мотивационным средством, которое способно побудить на деятельность любого ребенка 5-6 лет. Она активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу деятельности, помогая сделать уроки более интересными и эффективными в изучении той или иной темы. Многие учителя, занимающиеся театрализацией, уверены, что постановки однозначно стимулируют формирование коммуникативной компетенции учащихся, принося им чувство удовлетворения, радости, которые облегчают обучение английскому языку в урочное время, повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

Таким образом, основываясь на исследования ведущих психологов и собственном педагогическом опыте, можно сделать вывод, что процесс образования дошкольников имеет множество особенностей, что связано с физиологическим и психологическим уровнем развития данной группы. Педагог должен учитывать все нюансы и выстраивать свою работу так, чтобы поднять уровень заинтересованности ребенка в изучении иностранного (английского) языка.

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастер психологии». СПб. : Изд-во «Питер», 2011. 400 с.

2. Ахмадуллин Ш. Т., Шарафиева Д. Н. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться. М. : Издательство «Билингва», 2016. 80 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Издательство «Питер», 2006. 512 с.

4. Касен Г. А., Айтбаева А. Б. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании. Алматы : Казахский университет, 2019. 184 с.

5. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. М. : Издательство «Смысл», 2002. 343 с.

6. Ломакина Г. Р., Лаер А. А. Раннее обучение иностранному языку : плюсы и минусы // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 597-599. URL: https://moluch.ru/archive/79/13756/ (дата обращения: 07.12.2022).

7. Матюхина М. В., Иванова Т. Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников. 2019. Рамблер. URL: http: //psychology/net/ru/experiments/motivations.html (дата обращения: 07.12.2022).

8. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие: учебник и практикум для СПО. 6-е изд., пер. и доп. М. : Издательство «Юрайт», 2019. 302 с.

9. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. : Издательство «Питер», 1999. 416 с.

10. Ягодкин Н. А., Згода А. Н. Энциклопедия детской мотивации. М. : Издательство «Бомбора», 2022. 304 с.

УДК 371.313

ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кудакова Н. С.

кандидат педагогических наук, доцент

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал ННГУ Арзамас, Россия

Аннотация. Несмотря на то, что Интернет имеет огромное значение в жизни современного человека и приносит большую пользу, в нем также таится угроза для младших школьников. Интернет-зависимость возникает по многим причинам, может выражаться в разных формах и быть основой отклонений в поведении. Одной из форм девиантного поведения является буллинг. Данная проблема становится актуальной и в начальной школе. Для ребенка-кибербуллера такой вид агрессии - одна из форм защиты. В Интернете он видит свободу и превосходство над другими. В связи с этим необходим целый комплекс мероприятий с учащимися по профилактике кибербуллинга как формы девиантного поведения среди младших школьников. Стремясь к систематизации профилактических мероприятий, мы видим возможность выделения четырех стратегий в профилактике буллинга. В данной статье рассматриваются некоторые причины появления кибербуллинга как одной из форм агрессии и девиантного поведения и возможности его профилактики, описаны стратегии профилактики рассматриваемого явления.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, буллинг, кибербуллинг, девиантное поведение, младший школьник, профилактика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.