Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная самоорганизация / учитель / подход / мотивация / мотивационный компонент / средства / историко-педагогическое наследие / professional self-organization / teacher / approach / motivation / motivational component / means / historical and pedagogical heritage

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Евгений Анатольевич

Статья посвящена проблеме становления культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя, а именно раскрытию сущности мотивационного компонента и способов его обогащения. Мотивационный компонент профессиональной самоорганизации будущего учителя — это система побуждающих импульсов, которые управляют поведением обучающегося и определяют его направленность, организованность, активность и устойчивость в будущей трудовой деятельности. Данный компонент проявляется в наличии желания и интереса использовать педагогические инновации в образовательном процессе; активно участвовать в работе творческих групп; стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию, устойчивой потребности в достижении высоких результатов в педагогической деятельности. Эффективным инструментом обогащения мотивационного компонента профессиональной самоорганизации будущего учителя является погружение студента в историко-педагогического наследие. В статье дается описание опыта применения данного средства на примере проведения научного мероприятия «Неделя погружения в историко-педагогическое наследие родного края», в рамках которого организуется круглый стол «Воронежская педагогическая школа как ресурс самоорганизации будущего педагога», проведение мастер-классов по рецепции педагогического наследия воронежских дидактов (А.А. Хованского, Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, К. Вентцеля, Н.В. Чехова, С.В. Иванова, П.Л Загородского, И. Гошук), презентация проекта «Педагоги Воронежа в фотографиях: связь поколений». Работа показала, что обращение к педагогическому потенциалу образовательных теорий прошлого с позиций повышения культуры профессиональной самоорганизации обогащает мотивационную сферу личности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL COMPONENT OF FUTURE TEACHER’S PROFESSIONAL SELF-ORGANIZATION

The article deals with the problem of developing the culture of professional self-organization of a future teacher, and namely with the disclosure of the essence of the motivational component and ways of its enrichment. The motivational component of professional self-organization of a future teacher is a system of stimulating impulses that control the student’s behavior and determine his/her focus, organization, commitment and stability in future work activity. This component is manifested in the presence of desire and interest to use pedagogical innovations in the educational process; to actively participate in the work of creative groups; to strive for self-improvement, self-development, sustainable need to achieve high results in pedagogical activity. An effective tool for enriching the motivational component of the future teacher’s professional self-organisztion is the student’s immersion in the historical and pedagogical heritage. The article describes the experience of applying this tool on the example of the scientific event “Week of immersion in the historical and pedagogical heritage of the native land”, which includes a round table “Voronezh pedagogical school as a resource for self-organization of the future teacher”, master classes on the acceptance of the pedagogical heritage of Voronezh didactors (A.A. Khovansky, N.F. Bunakov, P.F. Kapterev, K. Wentzel, N.V. Chekhov, P.L. Ivanov, S.V. Ivanov. A. Khovansky, N.F. Bunakov, P.F. Kapterev, K. Wentzel, N.V. Chekhov, S.V. Ivanov, P.L. Zagorodsky, I. Goshuk), presentation of the project “Teachers of Voronezh in photographs: the link between generations”. The work showed that the appeal to the pedagogical potential of educational theories of the past from the position of increasing the culture of professional self-organization enriches the motivational sphere of the future teacher’s personality.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

УДК 378 ББК Ч448.02

DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-34-41

МОТИВАЦИОННЫИ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

34

Е.А. Исаев

Аннотация. Статья посвящена проблеме становления культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя, а именно раскрытию сущности мотивационного компонента и способов его обогащения. Мотивационный компонент профессиональной самоорганизации будущего учителя — это система побуждающих импульсов, которые управляют поведением обучающегося и определяют его направленность, организованность, активность и устойчивость в будущей трудовой деятельности. Данный компонент проявляется в наличии желания и интереса использовать педагогические инновации в образовательном процессе; активно участвовать в работе творческих групп; стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию, устойчивой потребности в достижении высоких результатов в педагогической деятельности. Эффективным инструментом обогащения мотивационного компонента профессиональной самоорганизации будущего учителя является погружение студента в историко-педагогического наследие. В статье дается описание опыта применения данного средства на примере проведения научного мероприятия «Неделя погружения в историко-педагогическое наследие родного края», в рамках которого организуется круглый стол «Воронежская педагогическая школа как ресурс самоорганизации будущего педагога», проведение мастер-классов по рецепции педагогического наследия воронежских дидактов (А.А. Хованского, Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, К. Вентцеля, Н.В. Чехова, С.В. Иванова, П.Л Загородского, И. Гошук), презентация проекта «Педагоги Воронежа в фотографиях: связь поколений». Работа показала, что обращение к педагогическому потенциалу образовательных теорий прошлого с позиций повышения культуры профессиональной самоорганизации обогащает мотивационную сферу личности будущего учителя.

Ключевые слова: профессиональная самоорганизация, учитель, подход, мотивация, мотивационный компонент, средства, историко-педагогическое наследие.

Для цитирования: Исаев Е.А Мотивационный компонент профессиональной самоорганизации будущего учителя // Преподаватель XXI век. 2023. № 3. Часть 1. С. 34-41. Б01: 10.31862/2073-9613-2023-3-34-41

© Исаев Е.А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

MOTIVATIONAL COMPONENT OF FUTURE TEACHER'S PROFESSIONAL SELF-ORGANIZATION

■ E.A. Isaev

Abstract. The article deals with the problem of developing the culture of professional self-organization of a future teacher, and namely with the disclosure of the essence of the motivational component and ways of its enrichment. The motivational component of professional self-organization of a future teacher is a system of stimulating impulses that control the student's behavior and determine his/her focus, organization, commitment and stability in future work activity. This component is manifested in the presence of desire and interest to use pedagogical innovations in the educational process; to actively participate in the work of creative groups; to strive for self-improvement, self-development, sustainable need to achieve high results in pedagogical activity. An effective tool for enriching the motivational component of the future teacher's professional self-organisztion is the student's immersion in the historical and pedagogical heritage. The article describes the experience of applying this tool on the example of the scientific event "Week of immersion in the historical and pedagogical heritage of the native land", which includes a round table "Voronezh pedagogical school as a resource for self-organization of the future teacher", master classes on the acceptance of the pedagogical heritage of Voronezh didactors (A.A. Khovansky, N.F. Bunakov, P.F. Kapterev, K. Wentzel, N.V. Chekhov, P.L. Ivanov, S.V. Ivanov. A. Khovansky, N.F. Bunakov, P.F. Kapterev, K. Wentzel, N.V. Chekhov, S.V. Ivanov, P.L. Zagorodsky, I. Goshuk), presentation of the project "Teachers of Voronezh in photographs: the link between generations". The work showed that the appeal to the pedagogical potential of educational theories of the past from the position of increasing the culture of professional self-organization enriches the motivational sphere of the future teacher's personality.

Keywords: professional self-organization, teacher, approach, motivation, motivational component, means, historical and pedagogical heritage.

Cite as: Isaev E.A. Motivational Component of Future Teacher's Professional Self-Organization. J5 Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 3, part 1, pp. 34-41. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-34-41

Сегодня исследователи отмечают важность такого качества личности, как самоорганизация, которое, по их мысли, «будет одним из наиболее востребованных в ближайшем будущем» (А.С. Шемереко). В связи с этим вопрос становления профессиональной самоорганизации будущего учителя также актуален, ибо современное образование активно модернизируется вслед за развитием общества, предъявляя высокие требования к педагогам.

Для изучения сущности профессиональной самоорганизации будущего учи-

теля интересны труды зарубежных исследователей (J. Collier [1], S. Fradrich, M. Kim [2], D. Sankey [3], M. Ylvisaker [4], D. Pincus [5], G. Rzevski [6] и др.), раскрывающие специфику образования и развития самопроцессов (самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля).

В России работы С.С. Амировой, Н.В. Бочаровой, Л.С. Клентак, С.С. Куликовой, С.С. Котовой, Т.П. Хлоповой, В.А. Филоненко, Л.Е. Шабунина, А.С. Ше-мереко и др. составляют теоретическую базу для исследования профессиональной

3/2023

самоорганизации будущего учителя, которую следует рассматривать комплексно с точки зрения следующих подходов: личностного как личностное образование обучающегося с комплексом различных свойств; деятельностного как процесс профессионального становления, включающий совокупность операций, функций, умений, навыков; личностно-деятельност-ного, изучающего профессиональную самоорганизацию как психологическое явление; технического, обеспечивающего организацию труда и отдыха в профессиональной деятельности научными средствами, способами, самоменеджментом, тайм-менеждментом; компетентно стного, который позволяет профессиональную самоорганизацию будущего учителя изучать как универсальную компетенцию; акмео-логического, исследующего учителя, его развитие, становление личностных характеристик и факторы, влияющие на плодотворное проявление себя в любой области профессиональной деятельности; средо-вого, обеспечивающего пространственной и/или событийной совокупностью возможностей для профессионального раз-36 вития будущего учителя, возникающих при взаимодействии с социальным и образовательным окружением.

Развитие культуры профессиональной самоорганизации связано не только с выполнением работником социальных ролей и профессионального жизнетворче-ства, но и с обогащением смыслов, определением своего отношения к ценностям для осознанного участия в различных ситуациях. Как отмечает С.Ю. Самохва-лова, в профессиональном становлении педагога «системообразующим качеством выступает способность к самоорганизации, включающая совершенствование личности в ее восходящем развитии, проявление внутренней свободы выбора, ее инициативу относительно самой себя.

Это обретение личностью умения давать собственные импульсы (принимать и ре-ализовывать решения) соответствующим сторонам своей жизни».

Как известно, психолого-педагогические исследования не дают единой трактовки определения и сущности термина «самоорганизация». Ее понимают как: 1) деятельность и способности личности, которые связаны с умением организовывать себя (Л.В. Фалеев, Ю.А. Цага-релли и др.); 2) организацию индивидом собственных трудовых действий и времени в труде и отдыхе (А.К. Громцева, А.А. Кирсанов, П.Е. Рыженков и др.); 3) ресурс повышения эффективности обучающегося (В.Б. Арюткин, О.Н. Пти-цына и др.) и др. Если рассматривать структурную композицию самоорганизации, то, по мысли многих ученых, она состоит из шести компонентов: целепола-гания, анализа ситуации, планирования, самоконтроля, коррекции и личностной составляющей (волевого компонента), который обеспечивает человека особой мобилизацией своих возможностей и концентрацией активности в аспекте достижения поставленных целей [7-9].

В мотивационном аспекте интересна позиция Е.А. Уварова, который профессиональную самоорганизацию связывает с категорией субъекта, которому свойственна его внутренняя и внешняя активность. «Способ самоорганизации, — пишет ученый, — проявляется в формировании субъекта как сложной, открытой, динамичной системы в соответствии не столько с внешним, средо-вым воздействием, сколько со своими собственными параметрами, со своей внутренней природой и логикой развития. Субъекту как самоорганизующейся системе присуща внутренняя активность, что раскрывается в качествах личностной устойчивости относительно внешних воз-

действий, самообновляемости, возможности к самоусложнению, согласованности всех составных частей» [10, с. 8]. На основе этого М.А. Пахмутова важными компонентами самоорганизации личности считает волю, ибо «она — регулирующее начало, призванное создать усилие и удержать его», и мотив — «это то, что принадлежит самому человеку, устойчивое личностное свойство, изнутри побуждающее к выполнению определенных действий» [11]. С.Н. Костро-мина добавляет еще интеллект, трактуя самоорганизацию как «интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивов...» [12, с. 155].

Работы таких ученых, как А.А. Бода-лёва, Е.А. Ашихминой, С.Н. Капустина, Н.С. Копеиной, А.Т. Цветковой, В.А. Яковлева и др., дают основания для выявления взаимосвязи между самоорганизацией и мотивацией учебной деятельности. Это позволяет выделить мотивационный компонент в структуре профессиональной самоорганизации будущего учителя. Так, самоорганизация личности тесно связана именно с мотивационной сферой человека: «Самоорганизация — осознанная совокупность мотивационно-личностных свойств, согласующихся с индивидуальными особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приёмах и результатах деятельности» (Н.С. Копеина); «при сформированной мотивации может происходить самоорганизация учебной деятельности и у обучающихся это может сопровождаться изменениями в области самоорганизации» (Е.А. Ашихмина); «в качестве мотивационной основы личностной самоорганизации лежат потребности в обучении и ценностные ориентации учебной деятельности» (С.Н. Капустин) [цит. по: 13, с. 139-140].

Мотивационный компонент профессиональной самоорганизации будущего учителя — это система побуждающих импульсов, которые управляют поведением обучающегося и определяют его направленность, организованность, активность и устойчивость в будущей трудовой деятельности. Так, мотивационный компонент должен проявляться в наличии желания и интереса использовать педагогические инновации в образовательном процессе; активно участвовать в работе творческих групп; стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию, устойчивой потребности в достижении высоких результатов в педагогической деятельности. Исходя из этого, обогащение мотивационного компонента профессиональной самоорганизации — это процесс непрерывного совершенствования качеств личности будущего учителя посредством творческих способов взаимодействия с собой и окружающим миром, а также личностной активности и разнообразия учебных действий, которые приносят удовлетворение от достигнутых результатов и повышение интереса к будущей профессии. 37

Как говорят психологи, обогащать мотивационную сферу личности обучающегося необходимо с помощью содержания образования и активизации внутренних резервов студента справиться с трудностями, проявить целеустремленность к достижению успеха в какой-либо части деятельности (И.А. Васильев, В.К Вилюнас, Д.А. Леонтьев и др.). Исходя из этого, большую дидактическую роль в повышении интереса к профессии и, соответственно, обогащении мотива-ционного компонента профессиональной самоорганизации будущего учителя играет содержательное знакомство с положительным педагогическим опытом. Данный инструмент действует как на мотив

учения, так и на профессиональный мотив. Отметим, что оба вида мотивов имеют внутреннюю и внешнюю направленность. Как отмечает Е.А. Ашихмина, положительная внутренняя и внешняя мотивация студентов (профессиональная и учебная) «способствует не только их становлению как специалистов, формированию общих и профессиональных компетенций, но и ускорению темпов развития культуры профессиональной самоорганизации» [14, с. 38].

Подтверждение тезиса, что эффективным инструментом повышения культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя является погружение в исто-рико-педагогическое наследие, мы находим в работах многих ученых (Л.А. Кочема-сова, С.В. Сальцева и др.). Б.С. Гершун-ским, А.Н. Джуринским, Г.Б. Корнетовым, Н.Д. Никандровым и другими учеными также делается акцент на необходимости будущим учителям обобщать опыт, накопленный в истории отечественной педагогической мысли. Это помогает самоорганизоваться, расставив приоритеты в профессиональной деятельности, 38 расширив горизонты педагогического мышления, обогатив опыт передачи подрастающему поколению знаниевых конструктов.

Прогрессивность образовательных идей мыслителей-новаторов прошлого связано с изменением позиции современного педагога как самоорганизующейся системы, т. е. педагога, который способен самостоятельно построить эффективную образовательную траекторию обучающегося, заняться отбором форм и методов обучения, соответствующих тенденциям модернизации системы образования; педагога, который может найти способы саморазвития и самосовершенствования, а также социального и профессионального роста [15, с. 70].

Размышляя о средствах приобщения студентов к региональному опыту педагогов, мы открываем потенциал «Недели погружения в историко-педагогическое наследие родного края» как способа поиска и организации исследовательской региональной мысли для будущих учителей. Научное мероприятие содействует формированию эталонного образа учителя родного края, действующего в педагогической повседневности и экстремальных вызовах реальности, самоорганизующего свои профессиональные принципы на уровне внешних и внутренних мотивов.

В рамках первого этапа данного мероприятия проводится круглый стол «Воронежская педагогическая школа как ресурс самоорганизации будущего педагога», имеющий культурно-просветительскую направленность и нацеленный на обсуждение таких тем, как «Самоорганизация современного педагога и историко-пе-дагогическое наследие: синергетика поколений», «Взаимосвязь национальных и региональных научных школ как фактор организации педагогической мысли», «Педагогическое образование в Воронежском крае: от истоков до современности», «Преемственность и синергетически-развивающий потенциал дидактических идей в наследии воронежских ученых», «Личностные школы как основа воронежской педагогики».

Вторым этапом научного мероприятия выступает проведение следующих мастер-классов по рецепции педагогического наследия воронежских дидактов: «Живое слово А. А. Хованского в российской педагогике», «Н.Ф. Бунаков: подвижник народной школы», «П.Ф. Каптерев: классик российской педагогики», «К. Вентцель: «луч света в темном царстве», «Н.В. Чехов и его вклад в развитие народного образования в Воронежской губернии», «Дидактическое наследие С.В. Иванова»,

«П.Л. Загородский как представитель воронежской педологии», «Инна Гошук: партизан, писатель, педагог».

Заключительный этап — презентация проекта «Педагоги Воронежа в фотографиях: связь поколений». Задача проекта — системно организовать и визуализировать историко-педагогическое наследие Воронежского края. В данном проекте важны также акценты на эстетической составляющей и умении организации и самоорганизации труда.

В итоге отметим, что работа, нацеленная на погружение студента в пространство мысли историко-педагоги-ческого наследия, конструирует схемы поведения и способы самоорганизации будущего педагога, а обращение к педагогическому потенциалу образовательных идей прошлого с позиций повышения культуры профессиональной самоорганизации обогащает мотива-ционную сферу личности будущего учителя.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Collier, J. Self-Organization, Individuation and Identity // Revue Internationale de Philosophie. URL: https://www.researchgate.net/publication/277841983_Self-organization_Individuation_ and_Identity (дата обращения: 01.03.2023).

2. Frädrich, S. Self-Organization: Increase Your Efficiency and Become More Successful. URL: https://greator.com/en/self-organization/ (дата обращения: 02.03.2023).

3. Kim, M., Sankey, D. The Dynamics of Emergent Self-Organisation: Reconceptualising Child Development in Teacher Education // Australian Journal of Teacher Education. 2010. Vol. 35. No. 4. P. 79-98. URL: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2010v35n4.6 (дата обращения: 12.12.2022).

4. Ylvisaker, M. What is Sense of Self? URL: http://www.projectlearnet.org/tutorials/sense_of_self_ personal_identity.html (дата обращения: 10.12.2021).

5. Pincus, D. Self-Organization, Human Resilience and Psychotherapy // Selbstorganisation — ein Paradigma für die Humanwissenschaften. 2020. Vol. 3. P. 133-152.

6. Rzevski, G. Self-Organization in Social Systems // Онтология проектирования. 2014. № 4 (14). С. 8-17.

7. Шемереко, А.С. Развитие самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2020. 26 с.

8. Маханек, М.А., Третьякова, В.С. Управление самоорганизацией педагогов в образовательной организации // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 3 (6). С. 64-79.

9. Шеремеко, А.С., Черник, В.Э. Формирование способности к самоорганизации у старшего дошкольника // Учёные записки ЗабГУ Серия: Педагогические науки. 2019. Т. 14. № 1. С. 88-97.

10. Уваров, Е.А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности: дис. ... д-ра псих. наук. СПб., 2007. 362 с.

11. Пахмутова, М.А. Субъектная сторона процесса самоорганизации личности // Ломоносов: тезисы докладов 18-й Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2011. URL: http:// www.psy.msu.ru/srience/conference/lomonosov/2011 (дата обращения: 01.03.2023).

39

3 / 2023

12. Костромина, С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 4. С. 153-160.

13. Князькова, О.Н. Мотивационно-ценностные аспекты культуры самоорганизации личности студента // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 139-143.

14. Ашихмина, Е.А. Мотивация и самоорганизация как взаимосвязанные интегративные свойства личности студентов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 74-2. С. 37-42.

15. Сальцева, С.В., Кочемасова, Л.А. Историко-педагогическое наследие как конструкт реализации современных образовательных практик // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 5 (223). С. 69-75.

REFERENCES

1. Collier, J. Self-Organization, Individuation and Identity, Revue Internationale de Philosophie. Available at: https://www.researchgate.net/publication/277841983_Self-organization_Individuation_and_Identity (accessed: 01.03.2023).

2. Frädrich, S. Self-Organization: Increase Your Efficiency and Become More Successful. Available at: https://greator.com/en/self-organization/ (accessed: 02.03.2023).

3. Kim, M., Sankey, D. The Dynamics of Emergent Self-Organisation: Reconceptualising Child Development in Teacher Education, Australian Journal of Teacher Education, 2010, vol. 35, No. 4, pp. 79-98. Available at: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2010v35n4.6 (accessed: 12.12.2022).

4. Ylvisaker, M. What is Sense of Self? Available at: http://www.projectlearnet.org/tutorials/sense_ of_self_personal_identity.html (accessed: 10.12.2021).

5. Pincus, D. Self-Organization, Human Resilience and Psychotherapy, Selbstorganisation — ein Paradigma für die Humanwissenschaften, 2020, vol. 3, pp. 133-152.

6. Rzevski, G. Self-Organization in Social Systems, Ontologiya proektirovaniya = Ontology of Design, 2014, No. 4 (14), pp. 8-17. (in Russ.)

40 7. Shemereko, A.S. Razvitie samoorganizacii u detej starshego doshkolnogo vozrasta v processe fizkulturno-ozdorovitelnoj deyatelnosti [The Development of Self-Organization in Older Preschool Children in the Process of Physical Culture and Recreation Activities]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2020, 26 p. (in Russ.)

8. Mahanek, M.A., Tretyakova, V.S. Upravlenie samoorganizaciej pedagogov v obrazovatelnoj organizacii [Management of Teachers' Self-Organization in an Educational Organization], Innovacionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatelskaya traektoriya (INSAJT) = Innovative Scientific Modern Academic Research Trajectory (INSIGHT), 2021, No. 3 (6), pp. 64-79. (in Russ.)

9. Sheremeko, A.S., Chernik, V.E. Formirovanie sposobnosti k samoorganizacii u starshego doshkolnika [Formation of the Ability to Self-Organization in an Older Preschooler], Uchyonye zapiski Zabajkalskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki = Scientific Notes of the Trans-Baikal State University. Series: Pedagogical Sciences, 2019, vol. 14, No. 1, pp. 88-97. (in Russ.)

10. Uvarov, E.A. Psihologiya samoorganizacii lichnosti kak subekta dvigatelnoj deyatelnosti [Psychology of Self-Organization of Personality as a Subject of Motor Activity]: ScD Dissertation (Psychology). St. Petersburg, 2007, 362 p. (in Russ.)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX 3 / 202з

ВЕК

11. Pahmutova, M.A. Subektnaya storona processa samoorganizacii lichnosti [The Subjective Side of the Process of Self-Organization of Personality]. In: Lomonosov: tezisy dokladov 18-j Mezhdunarodnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh [Lomonosov: Abstracts of Reports of the 18th International Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists]. Moscow, 2011. Available at: http:// www.psy.msu.ru/srience/conference/lomonosov/2011 (accessed: 01.03.2023). (in Russ.)

12. Kostromina, S.N. Strukturno-funkcionalnaya model samoorganizacii deyatelnosti [Structural and Functional Model of Self-Organization of Activity], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika = Bulletin of St. Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Pedagogy, 2010, iss. 4, pp. 153-160. (in Russ.)

13. Knyazkova, O.N. Motivacionno-cennostnye aspekty kultury samoorganizacii lichnosti studenta [Motivational and Value Aspects of the Culture of Self-Organization of the Student's Personality], Chelovek i obrazovanie = Man and Education, 2014, No. 3 (40), pp. 139-143. (in Russ.)

14. Ashihmina, E.A. Motivaciya i samoorganizaciya kak vzaimosvyazannye integrativnye svojstva lichnosti studentov [Motivation and Self-Organization as Interrelated Integrative Properties of Students' Personality], Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena = Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, 2008, No. 74-2, pp. 37-42. (in Russ.)

15. Salceva, S.V., Kochemasova, L.A. Istoriko-pedagogicheskoe nasledie kak konstrukt realizacii sovremennyh obrazovatelnyh praktik [Historical and Pedagogical Heritage as a Construct for the Implementation of Modern Educational Practices], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Orenburg State University, 2019, No. 5 (223), pp. 69-75. (in Russ.)

Исаев Евгений Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра французского языка и иностранных языков для неязыковых профилей, Воронежский государственный педагогический университет, evg77237009@yandex.ru

Evgeny A. Isaev, PhD in Education, Associate Professor, French and Foreign Languages for Non-Linguistic Profiles Department, Voronezh State Pedagogical University, evg77237009@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2023. Принята к публикации 28.04.2023 The paper was submitted 12.03.2023. Accepted for publication 28.04.2023

41

3/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.