Научная статья на тему 'САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА БЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА БЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волосникова Л.М., Кухтерина Г.В., Брук Ж.Ю.

Динамичный и непредсказуемый XXI в. предъявляет высокие требования к психическому здоровью человека. Способность сохранять благополучие, быть удовлетворенным собственной жизнью - важнейшая мотивационная потребность настоящего времени. Одним из факторов эффективного образовательного процесса является благополучие педагогов; оно определяет общую эмоциональную атмосферу и создает продуктивный настрой в классе, является примером для учеников. Поэтому сегодня при подготовке педагогов кроме формирования профессиональных компетенций важно обратить внимание на развитие надпрофессиональных навыков, в том числе - поддержание оптимального уровня благополучия и самоорганизации. Современная система образования в последние годы трансформируется, используя различные форматы обучения: очный, заочный, гибридный. Все более популярным становится дистанционное обучение. В статье авторы обращаются к исследованию особенностей психологического и субъективного благополучия у студентов - будущих педагогов очной формы обучения в учреждениях высшего образования в зависимости от уровня самоорганизации деятельности в условиях дистанционного обучения. Выборку составили 104 студента первого курса по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат) Тюменского государственного университета. Исследование осуществлялось при помощи психодиагностических методик Е. Ю. Мандриковой, К. Рифф и М. В. Соколовой. Сравнительный анализ психологического и субъективного благополучия показал статистически значимые различия у студентов-педагогов с разным уровнем самоорганизации. Полученные данные позволяют утверждать, что самоорганизация деятельности студентов-педагогов в условиях дистанционного обучения выступает как детерминанта психологического и субъективного благополучия. Результаты исследования легли в основу разработанного авторами электива «Ресурсы благополучия личности» для студентов педагогического направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волосникова Л.М., Кухтерина Г.В., Брук Ж.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS-TEACHERS AS A DETERMINANT OF WELL-BEING IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The dynamic and unpredictable XXI century places high demands on human mental health. The ability to maintain well-being, to be satisfied with one's own life is the most important motivational need of the present time. One of the factors of an effective educational process is the well-being of teachers; it determines the overall emotional atmosphere and creates a productive mood in the classroom, is an example for students. Therefore, today, when training teachers, in addition to the formation of professional competencies, it is important to pay attention to the development of supra-professional skills, including maintaining an optimal level of well-being and self-organization. The modern education system has been transformed in recent years, using various learning formats: full-time, part-time, hybrid. Distance learning is becoming increasingly popular. In the article, the authors turn to the study of the features of psychological and subjective well -being of students - future full-time teachers in institutions of higher education, depending on the level of self-organization of activities in the conditions of distance learning. The sample consisted of 104 first-year students in the direction of "Pedagogical education" (bachelor's degree) Tyumen State University. The study was carried out using psychodiagnostic techniques by E. Y. Mandrikova, K. Riff and M. V. Sokolova. A comparative analysis of psychological and subjective well-being showed statistically significant differences among students-teachers with different levels of self-organization. The data obtained allow us to assert that the self-organization of the activity of students-teachers in the conditions of distance learning acts as a determinant of psychological and subjective well-being. The results of the study formed the basis of the elective "Resources of personal well-being" developed by the authors for students of the pedagogical direction of training.

Текст научной работы на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА БЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 159.9.075 DOI: 10.25730/VSU.7606.22.046

Самоорганизация студентов-педагогов как детерминанта благополучия в условиях дистанционного обучения*

Л. М. Волосникова1, Г. В. Кухтерина2, Ж. Ю. Брук3

кандидат исторических наук, доцент, Тюменский государственный университет.

Россия, г. Тюмень. ORCID: 0000-0002-4774-3720. E-mail: l.m.volosnikova@utmn.ru 2кандидат психологических наук, доцент, Тюменский государственный университет.

Россия, г. Тюмень. ORCID: 0000-0003-3919-5469. E-mail: g.v.kuchterina@utmn.ru 3кандидат педагогических наук, Тюменский государственный университет.

Россия, г. Тюмень. ORCID: 0000-0003-2806-2513. E-mail: z.y.bruk@utmn.ru

Аннотация. Динамичный и непредсказуемый XXI в. предъявляет высокие требования к психическому здоровью человека. Способность сохранять благополучие, быть удовлетворенным собственной жизнью - важнейшая мотивационная потребность настоящего времени. Одним из факторов эффективного образовательного процесса является благополучие педагогов; оно определяет общую эмоциональную атмосферу и создает продуктивный настрой в классе, является примером для учеников. Поэтому сегодня при подготовке педагогов кроме формирования профессиональных компетенций важно обратить внимание на развитие надпрофессиональных навыков, в том числе - поддержание оптимального уровня благополучия и самоорганизации. Современная система образования в последние годы трансформируется, используя различные форматы обучения: очный, заочный, гибридный. Все более популярным становится дистанционное обучение. В статье авторы обращаются к исследованию особенностей психологического и субъективного благополучия у студентов - будущих педагогов очной формы обучения в учреждениях высшего образования в зависимости от уровня самоорганизации деятельности в условиях дистанционного обучения. Выборку составили 104 студента первого курса по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат) Тюменского государственного университета. Исследование осуществлялось при помощи психодиагностических методик Е. Ю. Мандриковой, К. Рифф и М. В. Соколовой. Сравнительный анализ психологического и субъективного благополучия показал статистически значимые различия у студентов-педагогов с разным уровнем самоорганизации. Полученные данные позволяют утверждать, что самоорганизация деятельности студентов-педагогов в условиях дистанционного обучения выступает как детерминанта психологического и субъективного благополучия. Результаты исследования легли в основу разработанного авторами электива «Ресурсы благополучия личности» для студентов педагогического направления подготовки.

Ключевые слова: самоорганизация деятельности, психологическое и субъективное благополучие, дистанционное обучение, студенты-педагоги.

Введение. Благополучие педагогов является необходимым условием эффективного образовательного процесса. Исследование австралийских ученых показало, что положительные изменения в благополучии педагогов школы затронули множество аспектов благополучия их учащихся, а снижение уровня стресса и выгорания учителей было связано с улучшением восприятия учащимися поддержки учителей в классе [14]. Результаты исследования 5367 учащихся и 1045 учителей в 46 школах Стокгольма показали отрицательную связь между стрессом, усталостью и депрессивным настроением учителя и удовлетворенностью учащихся школой и воспринимаемой заботой учителя [20].

Вместе с тем изучаются факторы, обуславливающие благополучие педагога. Результаты одного из предыдущих исследований авторов доказывают, что уровень психологического благополучия выше у тех учителей, которые на момент исследования продолжают свое обучение, независимо от уровня (бакалавриат, магистратура и тому подобное). Существенные различия наблюдаются на уровне магистратуры [15]. На благополучие учителя влияют способность поддерживать позитивные межличностные отношения с учениками [16; 17; 18], наличие практического профессионального опыта [3], а также его самоэффективность в управлении классом [17; 19].

© Волосникова Л. М., Кухтерина Г. В., Брук Ж. Ю., 2022

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта № 20-413-720012 «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях гетерогенности».

В. А. Крутецкий выделил девять групп педагогических способностей, в том числе организаторские способности. «Педагог с высокими организаторскими способностями может сплотить ученический коллектив, мотивировать его на решение важных задач, а также правильно организовать собственную работу. Одним из проявлений этих способностей является выработка у опытных учителей своеобразного чувства времени - умения правильно распределить работу во времени, уложиться в намеченные сроки» [5, с. 54].

Формирование навыка самоорганизации будущих педагогов становится все более актуальным в настоящее время в связи с постоянными динамичными изменениями в жизни общества в целом и образования в частности. С целью оптимизации образовательного процесса учителю необходимо уметь структурировать задачи, планировать и определять приоритеты [1;10; 11].

Согласно исследованиям О. С. Нестеровой, у студентов педагогических факультетов недостаточно сформированы качества, необходимые для эффективной организаторской деятельности: самостоятельность, находчивость, умение находить выход из сложных ситуаций [9]. Наряду с этим «ключевым фактором формирования конструктивного и организаторского компонентов готовности студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности», по мнению О. С. Богинской, являются умения самоорганизации [2, с. 9]. В то же время студенты с развитыми организаторскими способностями активно вовлечены во внеучебную деятельность, что не всегда позитивно влияет на их успеваемость [7].

Теоретический анализ источников показал, что недостаточно и фрагментарно исследовано влияние личностных характеристик, а именно самоорганизации деятельности студентов, на их субъективное и психологическое благополучие [6].

В ходе исследования мы предположили, что в условиях дистанционного обучения в вузе студенты-педагоги с высоким и низким уровнем самоорганизации значимо различаются по общему показателю и компонентам психологического и субъективного благополучия.

Целью нашего исследования стало выявление различий в выраженности показателей психологического и субъективного благополучия у студентов-педагогов с высоким и низким уровнем самоорганизации деятельности в условиях дистанционного обучения.

Методы. Фактологической базой исследования стал Тюменский государственный университет. В эксперименте приняли участие 104 студента первого курса очной формы обучения по направлению «Педагогическое образование», в возрасте 18 лет.

Для определения уровня самоорганизации студентов-педагогов применялась методика «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД), предложенная Н. Фишером и М. Бондом, в адаптации Е. Ю. Мандриковой (2007) [8]. Опросник позволяет исследовать уровень / индекс самоорганизации деятельности и такие параметры, как планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация и ориентация на настоящее.

Специфика благополучия будущих педагогов выявлялась посредством методик «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Т. Д. Шевеленковой и В. В. Фесенко [13], и «Шкала субъективного благополучия» Г. Перуэ-Баду, в адаптации М. В. Соколовой [12]. Методика «Шкала психологического благополучия» позволяет получить представление об общих показателях психологического благополучия и его шкалах: позитивное отношение к себе, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие. Шкала субъективного благополучия исследует общий уровень и компоненты субъективного благополучия: изменение настроения, удовлетворенность повседневной жизнью, значимость социального окружения, признаки психоэмоциональной симптоматики, самооценка здоровья, напряженность и чувствительность.

Для доказательства статистически значимых выявленных различий в проявлениях психологического и субъективного благополучия у студентов двух групп с разным уровнем самоорганизации использовался метод математической статистики, рассчитывался и-крите-рий Манна - Уитни.

Результаты. Для достижения поставленной цели по результатам определения уровня самоорганизации деятельности студентов-педагогов по методике «Опросник самоорганизации деятельности» Н. Фишер и М. Бонд, в адаптации Е. Ю. Мандриковой (2007), были сформированы две выборки студентов: с высоким (38 человек) и низким (28 человек) уровнем самоорганизации деятельности.

Результаты исследования показателей психологического благополучия по методике «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Т. Д. Шевеленковой и В. В. Фе-

сенко будущих педагогов двух выборок представлены в таблице 1. Критическими значениями ^критерия Манна - Уитни являются и0,01=366, ^,05 = 42 0.

Таблица 1

Средние значения показателей психологического благополучия по методике «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Т. Д. Шевеленковой и В. В. Фесенко у студентов-педагогов двух выборок, среднее

Шкалы психологического благополучия С высоким уровнем самоорганизации, баллы С низким уровнем самоорганизации, баллы U-критерий Манна - Уитни

Позитивные отношения 59,3 51,7 314*

Автономия 61,9 52,3 286*

Управление средой 64,8 49,9 87,5*

Личностный рост 69,6 61,3 263*

Цели в жизни 70,2 55,9 113*

Самопринятие 66,2 45,2 86,5*

Общая оценка психологического благополучия 385,2 316 137,5*

* - статистическая значимость на p = 0,01

Сравнительный анализ средних показателей психологического благополучия будущих педагогов позволяет судить о том, что у студентов с высоким уровнем самоорганизации результаты по всем шкалам и общей оценки психологического благополучия выше, чем у однокурсников из другой выборки. Статистическая значимость полученных различий была подтверждена с помощью расчета и-критерия Манна - Уитни. Особенно значимые различия выявлены в выраженности таких шкал психологического благополучия, как управление средой, цели в жизни, самопринятие и общая оценка. Следует отметить, что у студентов с высоким уровнем самоорганизации по всем показателям средние значения соответствуют нормативу, а по шкалам - управление средой, личностный рост и цели в жизни - выше нормативного уровня. Студенты с низким уровнем самоорганизации показали средние значения ниже норматива, кроме шкалы личностный рост.

Результаты исследования показателей субъективного благополучия у студентов-педагогов двух выборок по методике «Шкала субъективного благополучия» М. В. Соколовой представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения показателей субъективного благополучия по методике «Шкала субъективного благополучия» М. В. Соколовой _у студентов-педагогов двух выборок, среднее_

Шкалы субъективного благополучия С высоким уровнем самоорганизации, баллы С низким уровнем самоорганизации, баллы U-критерий Манна - Уитни

Изменения настроения 3,8 6,9 165*

Удовлетворенность повседневной деятельностью 7,2 13 64*

Значимость социального окружения 6,3 8,8 316*

Признаки психоэмоциональной симптоматики 12,1 14,8 253,5*

Самооценка здоровья 4,6 8,2 160*

Напряженность и чувствительность 10,5 13,7 257*

Общая оценка субъективного благополучия 46,6 69,1 101,5*

* - статистическая значимость на p = 0,01

Сравнительный анализ средних значений по шкалам субъективного благополучия у студентов двух выборок показал, что у будущих педагогов с высоким уровнем самоорганизации выраженность всех показателей ниже, чем у представителей альтернативной выборки. Статистическая значимость полученных различий в проявлениях субъективного благополучия у студентов двух выборок была подтверждена расчетом и-критерия Манна - Уитни. Уста-

новлены наибольшие статистически значимые различия в выраженности таких показателей, как удовлетворенность повседневной деятельностью, самооценка здоровья и общий показатель субъективного благополучия.

Обсуждение. Сравнительный анализ полученных данных позволяет констатировать, что у студентов-педагогов с высоким уровнем самоорганизации в период дистанционного обучения отмечается более высокий уровень как психологического, так и субъективного благополучия.

Высокий уровень самоорганизации деятельности студентов в условиях дистанционного обучения, когда приходится работать дома, позволяет характеризовать их как способных к планированию своей деятельности, постановке конкретных целей, преодолению возникающих трудностей «здесь и теперь», эффективной организации себя, своей жизни и учебной деятельности в вузе в условиях помех со стороны близких людей, проявлению волевых усилий по завершении начатого дела, не отвлекаясь на второстепенное. Именно такие личностные особенности студентов-педагогов способствуют тому, что у них отмечаются более высокие показатели психологического и субъективного благополучия. Они, в отличие от однокурсников с низким уровнем самоорганизации, компетентны в том, как эффективно управлять окружением и организовать свою внешнюю деятельность так, чтобы использовать все возникающие возможности и удовлетворять свои потребности, достигая поставленных далеко идущих намерений и целей; при этом понимают и принимают свои положительные и отрицательные стороны личности, готовы к личностному развитию и наиболее полной реализации своего потенциала. Эти студенты адекватно оценивают состояние своего здоровья, находят положительные моменты в повседневной жизни, несмотря на изоляцию, с оптимизмом смотрят в будущее.

Заключение. Обобщая результаты исследования, необходимо отметить, что уровень субъективного и психологического благополучия в условиях дистанционного обучения у будущих педагогов существенно различается в зависимости от того, насколько выражена такая личностная особенность, как самоорганизация деятельности. Следовательно, процесс профессиональной подготовки будущих педагогов должен включать в себя мероприятия по формированию профессиональной самоорганизации деятельности [4] как необходимой детерминанты психологического и субъективного благополучия личности и профессиональной успешности учителя. В то же время «высокая степень развития самоорганизации учебной деятельности не обеспечивает столь же хороших показателей в самоорганизации профессиональной деятельности» [9, с. 90]. В этой связи нам представляется целесообразным продолжить исследование благополучия студентов в период дальнейшего обучения в различных форматах и во время прохождения практики в школе.

Результаты исследования легли в основу электива «Ресурсы благополучия личности», утвержденного и включенного в образовательное пространство университета, для студентов педагогического направления подготовки. Целью курса является разработка индивидуального маршрута саморазвития студентов к поддержанию и оптимизации благополучия личности посредством мобилизации таких составляющих самоорганизации, как планомерность, целеустремленность, настойчивость, ориентация на настоящее. Содержание курса включает в себя три основных модуля: Самопринятие (развитие позитивного самовосприятия, физического и психического здоровья, личностный рост); Цели в жизни (развитие автономности, осмысленности, ответственности, целеполагания); Управление средой (развитие организационных, конфликтологических, коммуникативных навыков, навыков управления временем).

Список литературы

1. Богинская О. С. Диагностика уровня развития самоорганизации студентов : мат-лы 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». Екатеринбург, 2015. С. 39-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 26353817.

2. Богинская О. С. Педагогические предикторы становления готовности студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2017. 207 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32684458.

3. Брук Ж. Ю., Кухтерина Г. В., Патрушева И. В., Федина Л. В. Благополучие педагогов в условиях инклюзивной трансформации школы // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 533-542. DOI: 10.15350/2409-7616. 2021.2.49

4. Глуханюк Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации : дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13. Психология развития, акмеология. Екатеринбург, 2001. 313 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15985648.

5. Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М. : Прометей, 1991. 109 с.

6. Кухтерина Г. В., Семеновских Т. В., Соловьева Е. А., Федина Л. В. Преадаптивность личности студента в «эпоху неопределенности»: поиск индикаторов // ЦИТИСЭ. 2021. № 1 (27). С. 381-392. DOI: 10/15350/2409-7616.2021.1.34.

7. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Индивидуально-психологические особенности и успешность учебной деятельности студентов с организаторскими способностями // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 1 (135). DOI: 10.25730/VSU.7606.20.015.

8. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87-111.

9. Нестерова О. С. Самоорганизация как ведущее профессионально важное качество личности педагога // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячки-на». 2013. № 4 (60). С. 88-91. URL: ttps://elibrary.ru/item.asp?id=22767828.

10. Орлова Д. В. Сущность понятия самоорганизация в психолого-педагогических исследованиях // Евразийский союз ученых. 2016. № 4-3 (25). С. 57-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27440055.

11. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов : монография / С. С. Ко-това. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 208 с.

12. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия (ШСБ) : руководство. Изд. 2-е. Ярославль : Психодиагностика, 1996. 42 с.

13. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-130.

14. Carroll A., York A., Fynes-Clinton S., Sanders-O'Connor E., Flynn L., Bower J. M., Forrest K., Ziaei M. The Downstream Effects of Teacher Well-Being Programs: Improvements in Teachers' Stress, Cognition and Well-Being Benefit Their Students // Frontiers in Psychology. 2021. № 21. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.689628.

15. Ignatjeva S., Bruk Zh. The Research of psychological well-being predictors: comparative study of teachers in Latvia and Russia : 12th International Conference on Education and New Learning Technologies. 67 July 2020. Pp. 7302-7311. DOI: 10.21125/edulearn.2020.1871.

16. Graham A., Powell M. A., Truscott J. Facilitating student well-being: relationships do matter // Educational Research. 2016. Vol. 58. Is. 4. Pp. 366-383. DOI: 10.1080/00131881.2016.1228841.

17. Hagenauer G., Hacher T., Volet S. E. Teacher emotions in the classroom: associations with students' engagement, classroom discipline and the interpersonal teacher-student relationship // European Journal of Psychology of Education. 2015. № 30 (4). Pp. 385-403.

18. Paterson A., Grantham R. How to make teachers happy: An exploration of teacher wellbeing in the primary school context // Educational and Child Psychology. 2016. № 33 (2). Pp. 90-104.

19. Pliskova B. The Teacher's Wellbeing in Teacher-Student Interaction // Lifelong Education: The XXI century. 2021. № 1 (33). Pp. 103-115. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6691.

20. Ramberg J., Laftman S. B., Akerstedt T., Modin B. Teacher Stress and Students' School Well-being: the Case of Upper Secondary Schools in Stockholm // Scandinavian Journal of Educational Research. 2020. Vol. 64. Is. 6. Pp. 816-830. DOI: 10.1080/00313831.2019.1623308.

Self-organization of students-teachers as a determinant of well-being in the conditions of distance learning

L. M. Volosnika1, G. V. Kukhterina2, Zh. Yu. Bruk3

xPhD in Historical Sciences, associate professor, Tyumen State University.

Russia, Tyumen. ORCID: 0000-0002-4774-3720. E-mail: l.m.volosnikova@utmn.ru

2PhD in Psychological Sciences, associate professor, Tyumen State University. Russia, Tyumen. ORCID: 0000-0003-3919-5469. E-mail: g.v.kuchterina@utmn.ru 3PhD in Pedagogical Sciences, Tyumen State University.

Russia, Tyumen. ORCID: 0000-0003-2806-2513. E-mail: z.y.bruk@utmn.ru

Abstract. The dynamic and unpredictable XXI century places high demands on human mental health. The ability to maintain well-being, to be satisfied with one's own life is the most important motivational need of the present time. One of the factors of an effective educational process is the well-being of teachers; it determines the overall emotional atmosphere and creates a productive mood in the classroom, is an example for students. Therefore, today, when training teachers, in addition to the formation of professional competencies, it is

important to pay attention to the development of supra-professional skills, including maintaining an optimal level of well-being and self-organization. The modern education system has been transformed in recent years, using various learning formats: full-time, part-time, hybrid. Distance learning is becoming increasingly popular. In the article, the authors turn to the study of the features of psychological and subjective well -being of students - future full-time teachers in institutions of higher education, depending on the level of self-organization of activities in the conditions of distance learning. The sample consisted of 104 first-year students in the direction of "Pedagogical education" (bachelor's degree) Tyumen State University. The study was carried out using psychodiagnostic techniques by E. Y. Mandrikova, K. Riff and M. V. Sokolova. A comparative analysis of psychological and subjective well-being showed statistically significant differences among students-teachers with different levels of self-organization. The data obtained allow us to assert that the self-organization of the activity of students-teachers in the conditions of distance learning acts as a determinant of psychological and subjective well-being. The results of the study formed the basis of the elective "Resources of personal well-being" developed by the authors for students of the pedagogical direction of training.

Keywords: self-organization of activity, psychological and subjective well-being, distance learning, students-teachers.

References

1. Boginskaya O. S. Diagnostika urovnya razvitiya samoorganizacii studentov : mat-ly 20-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii" [Diagnostics of the level of development of students' self-organization: materials of the 20th All-Russian Scientific and Practical Conference "Innovations in professional and vocational pedagogical education"]. Yekaterinburg, 2015. Pp. 39-42. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26353817.

2. Boginskaya O. S. Pedagogicheskie prediktory stanovleniya gotovnosti studentov vuza k professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Pedagogical predictors of the formation of university students' readiness for professional and pedagogical activity : dis. ... PhD in Pedagogical Sciences: 13.00.08]. M., 2017. 207 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32684458.

3. Bruk Zh. Yu., Kuhterina G. V., Patrusheva I. V., Fedina L. V. Blagopoluchie pedagogov v usloviyah inklyuzivnoj transformacii shkoly [The well-being of teachers in the conditions of inclusive transformation of the school] // CITISE. 2021. No. 2 (28). Pp. 533-542. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.49.

4. Gluhanyuk N. S. Psihologicheskie osnovy razvitiya pedagoga kak sub"ekta professionalizacii: dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.13. Psihologiya razvitiya, akmeologiya [Psychological foundations of teacher development as a subject of professionalization : dis. ... Doctor of Psychological Sciences: 19.00.13. Developmental psychology, Acmeology]. Yekaterinburg. 2001. 313 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15985648.

5. Kruteckij V. A., Balbasova E. G. Pedagogicheskie sposobnosti, ih struktura, diagnostika, usloviya formiro-vaniya i razvitiya [Pedagogical abilities, their structure, diagnostics, conditions of formation and development]. M. Prometheus. 1991. 109 p.

6. Kuhterina G. V., Semenovskih T. V., Solov'eva E. A., Fedina L. V. Preadaptivnost' lichnosti studenta v "epo-hu neopredelennosti": poisk indikatorov [Preadaptivity of a student's personality in the "era of uncertainty": search for indicators] // CITISE. 2021. No. 1 (27). Pp. 381-392. DOI: 10/15350/2409-7616.2021.1.34.

7. Ledovskaya T. V., Solynin N. E. Individual'no-psihologicheskie osobennosti i uspeshnost' uchebnoj deyatel'nosti studentov s organizatorskimi sposobnostyami [Individual psychological features and success of educational activity of students with organizational abilities] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta -Herald of Vyatka State University. 2020. No. 1 (135). DOI: 10.25730/VSU.7606.20.015.

8. Mandrikova E. Yu. Razrabotka oprosnika samoorganizacii deyatel'nosti (OSD) [Development of the questionnaire of self-organization of activity (OSD)] // Psihologicheskaya diagnostika - Psychological diagnostics. 2010. No. 2. p. 87-111.

9. Nesterova O. S. Samoorganizaciya kak vedushchee professional'no vazhnoe kachestvo lichnosti pedagoga [Self-organization as a leading professionally important quality of a teacher's personality] // Vestnik Feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya "Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V. P. Goryachkina" - Herald of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "V. P. Goryachkin Moscow State Agroengineering University". 2013. No. 4 (60). Pp. 88-91. Available at: ttps://elibrary.ru/item.asp?id=22767828.

10. Orlova D. V. Sushchnost' ponyatiya samoorganizaciya v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah [The essence of the concept of self-organization in psychological and pedagogical research] // Evrazijskij soyuz uchenyh - Eurasian Union of Scientists. 2016. No. 4-3 (25). Pp. 57-59. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27440055.

11. Samoorganizaciya uchebno-professional'noj deyatel'nosti studentov : monografiya - Self-organization of educational and professional activity of students: monograph / S. S. Kotova. Yekaterinburg. Publishing House of the Russian State Prof.-Ped. University. 2012. 208 p.

12. Sokolova M. V. Shkala sub'ektivnogo blagopoluchiya (ShSB) : rukovodstvo [Scale of subjective well-being (SSB) : manual. Ed. 2nd]. Yaroslavl. Psychodiagnostics. 1996. 42 p.

13. Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor osnovnyh koncepcij i metodika issledovaniya) [Psychological well-being of the individual (review of basic concepts and research methodology)] // Psihologicheskaya diagnostika - Psychological diagnostics. 2005. No. 3. Pp. 95-130.

14. Carroll A., York A., Fynes-Clinton S., Sanders-O'Connor E., Flynn L., Bower J. M., Forrest K., Ziaei M. The Downstream Effects of Teacher Well-Being Programs: Improvements in Teachers' Stress, Cognition and Well-Being Benefit Their Students // Frontiers in Psychology. 2021. No. 21. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.689628.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ignatjeva S., Bruk Zh. The Research of psychological well-being predictors: comparative study of teachers in Latvia and Russia : 12 th International Conference on Education and New Learning Technologies. 6-7 July 2020. Pp. 7302-7311. DOI: 10.21125/edulearn.2020.1871.

16. Graham A., Powell M. A., Truscott J. Facilitating student well-being: relationships do matter // Educational Research. 2016. Vol. 58. Is. 4. Pp. 366-383. DOI: 10.1080/00131881.2016.1228841.

17. Hagenauer G., Hacher T., Volet S. E. Teacher emotions in the classroom: associations with students' engagement, classroom discipline and the interpersonal teacher-student relationship // European Journal of Psychology of Education. 2015. No. 30 (4). Pp. 385-403.

18. Paterson A., Grantham R. How to make teachers happy: An exploration of teacher wellbeing in the primary school context // Educational and Child Psychology. 2016. No. 33 (2). Pp. 90-104.

19. Pliskova B. The Teacher's Wellbeing in Teacher-Student Interaction // Lifelong Education: The XXI century. 2021. No. 1 (33). Pp. 103-115. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6691.

20. Ramberg J., Laftman S. B., Akerstedt T., Modin B. Teacher Stress and Students' School Well-being: the Case of Upper Secondary Schools in Stockholm // Scandinavian Journal of Educational Research. 2020. Vol. 64. Is. 6. Pp. 816-830. DOI: 10.1080/00313831.2019.1623308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.