Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саитбаева Эльвира Равильевна, Муратова Анжелика Артуровна

Самообразование личности предопределяет мотивационная сфера, базирующаяся на ценностных установках, направленностях и потребностях человека. В педагогической профессии мотивационная сфера определена стремлениями на непрерывное развитие и обновление знаний. В связи с этим, самообразование выступает стержневой тенденцией профессиональной деятельности педагога.Федеральный проект «Учитель будущего» (от 07.12.2018) нацеливает педагогическое сообщество на непрерывное развитие профессионального мастерства, укрепление профессиональной готовности педагога при решении нестандартных задач в сфере образования, активизацию познавательной деятельности педагога с учетом его образовательных дефицитов. Таким образом, профессиональное самообразование педагога становится вектором его карьерного роста и развития. Успешность реализации данных процессов зависит от условий, созданных в практике образования для педагога.Организация профессионального саморазвития предполагает, во-первых, актуализацию мотивационного потенциала педагога на самообразовательную деятельность за счет активизации стимулов профессионального саморазвития. Во-вторых, осуществление грамотной помощи и поддержки педагогу требует обогащения содержания его профессиональной деятельности ценностными ориентациями и установками на самообразование. В-третьих, профессиональное самообразование педагога может быть организованы в различных формах с учетом возможностей дополнительного (формального и неформального) образования. Однако, наиболее эффективными способами организации профессионального самообразования педагога на сегодняшний день выступают информационные технологии. Современные средства коммуникации, компьютерные технологии, программное обеспечение и различные информационные ресурсы позволяют по-новому работать с информацией, активизируя профессиональные ресурсы педагогов при построении самообразовательной траектории. Потенциал информационных технологий в процессе самообразования обеспечивает вариативность, индивидуализацию, гибкость, непрерывность освоения нового или совершенствования имеющегося знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саитбаева Эльвира Равильевна, Муратова Анжелика Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF A TEACHER

Self-education of a person predetermines the motivational sphere, based on the values, directions and needs of a person. In the teaching profession, the motivational sphere is determined by the aspirations for continuous development and updating of knowledge. In this regard, self-education is the core trend of the teacher’s professional activity.The federal project “Teacher of the Future” (dated December 7, 2018) aims the pedagogical community at the continuous development of professional skills, strengthening the professional readiness of the teacher in solving non-standard tasks in the field of education, and enhancing the cognitive activity of the teacher, taking into account his educational deficits. Thus, professional self-education of a teacher becomes a vector of his career growth and development. The success of the implementation of these processes depends on the conditions created in the practice of education for the teacher.The organization of professional self-development implies, firstly, the actualization of the teacher’s motivational potential for self-educational activity by activating incentives for professional self-development. Secondly, the implementation of competent assistance and support to the teacher requires the enrichment of the content of his professional activity with value orientations and attitudes towards self-education. Thirdly, professional self-education of a teacher can be organized in various forms, taking into account the possibilities of additional (formal and non-formal) education. However, the most effective ways of organizing professional self-education of a teacher today are information technologies. Modern means of communication, computer technologies, software and various information resources make it possible to work with information in a new way, activating the professional resources of teachers in building a self-educational trajectory. The potential of information technologies in the process of self-education provides variability, individualization, flexibility, continuity in mastering new or improving existing knowledge.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА»

DOI: 10.25198/1814-6457-234-51 УДК 378

Саитбаева Э.Р., Муратова А.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: esaitbaeva@mail.ru; lictor-z@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Самообразование личности предопределяет мотивационная сфера, базирующаяся на ценностных установках, направленностях и потребностях человека. В педагогической профессии мотивационная сфера определена стремлениями на непрерывное развитие и обновление знаний. В связи с этим, самообразование выступает стержневой тенденцией профессиональной деятельности педагога.

Федеральный проект «Учитель будущего» (от 07.12.2018) нацеливает педагогическое сообщество на непрерывное развитие профессионального мастерства, укрепление профессиональной готовности педагога при решении нестандартных задач в сфере образования, активизацию познавательной деятельности педагога с учетом его образовательных дефицитов. Таким образом, профессиональное самообразование педагога становится вектором его карьерного роста и развития. Успешность реализации данных процессов зависит от условий, созданных в практике образования для педагога.

Организация профессионального саморазвития предполагает, во-первых, актуализацию мотивационного потенциала педагога на самообразовательную деятельность за счет активизации стимулов профессионального саморазвития. Во-вторых, осуществление грамотной помощи и поддержки педагогу требует обогащения содержания его профессиональной деятельности ценностными ориентациями и установками на самообразование. В-третьих, профессиональное самообразование педагога может быть организованы в различных формах с учетом возможностей дополнительного (формального и неформального) образования. Однако, наиболее эффективными способами организации профессионального самообразования педагога на сегодняшний день выступают информационные технологии. Современные средства коммуникации, компьютерные технологии, программное обеспечение и различные информационные ресурсы позволяют по-новому работать с информацией, активизируя профессиональные ресурсы педагогов при построении самообразовательной траектории. Потенциал информационных технологий в процессе самообразования обеспечивает вариативность, индивидуализацию, гибкость, непрерывность освоения нового или совершенствования имеющегося знания.

Ключевые слова: самообразование, профессиональное развитие, профессиональное самообразование, развитие педагога, педагогическое мастерство.

Saitbaeva E.R., Muratova A.A.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: esaitbaeva@mail.ru; lictor-z@yandex.ru

ORGANIZATION OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF A TEACHER

Self-education of a person predetermines the motivational sphere, based on the values, directions and needs of a person. In the teaching profession, the motivational sphere is determined by the aspirations for continuous development and updating of knowledge. In this regard, self-education is the core trend of the teacher's professional activity.

The federal project «Teacher of the Future" (dated December 7, 2018) aims the pedagogical community at the continuous development of professional skills, strengthening the professional readiness of the teacher in solving non-standard tasks in the field of education, and enhancing the cognitive activity of the teacher, taking into account his educational deficits. Thus, professional self-education of a teacher becomes a vector of his career growth and development. The success of the implementation of these processes depends on the conditions created in the practice of education for the teacher.

The organization of professional self-development implies, firstly, the actualization of the teacher's motivational potential for self-educational activity by activating incentives for professional self-development. Secondly, the implementation of competent assistance and support to the teacher requires the enrichment of the content of his professional activity with value orientations and attitudes towards self-education. Thirdly, professional self-education of a teacher can be organized in various forms, taking into account the possibilities of additional (formal and non-formal) education. However, the most effective ways of organizing professional self-education of a teacher today are information technologies. Modern means of communication, computer technologies, software and various information resources make it possible to work with information in a new way, activating the professional resources of teachers in building a self-educational trajectory. The potential of information technologies in the process of self-education provides variability, individualization, flexibility, continuity in mastering new or improving existing knowledge.

Key words: self-education, professional development, professional self-education, teacher development, pedagogical skills.

В настоящее время отмечается преобладание ценностно-целевых установок на совершенствование системы современного профессионального образования, что предъявляет новые требования к процессу самообразовательной деятельности современных специалистов. Проблему приоритета профессионального самообразования актуализирует возникновение новых социальных требований к современным специалистам как к личности, гражданину и профессионалу своего дела. Самообразование как педагогический термин представляет собой целенаправленную познавательную деятельность в приобретении систематических знаний в какой-либо области науки, которой личность управляет самостоятельно [12, с. 252].

Содержание профессионального самообразования определяет профессиональная действительность и выдвигаемые ей требования к специалисту: компетенции и компетентность работника, актуализация необходимых знаний, получение нового продукта в виде знания или умения и др. Исходя из этого, для осуществления процесса профессионального самообразования основным необходимым условием выступает готовность к профессиональному самообразованию самого специалиста. При этом сам процесс профессионального самообразования подразумевает включение в процесс различных личностных характеристик, способностей, учета особенностей конкретной профессиональной ниши, нежелание перемен и т. д., а результатом данного процесса является появление объективно или субъективно инновационного продукта [4], [16].

Как отмечают Ю.Е. Калугин, М.А. Зуйкова для становления у личности готовности к профессиональному самообразованию, еще на ступени профессионального образования должна быть создана специальная система самообразования, интегрированная в учебный процесс, в рамках которой деятельность педагогов и обучающихся направлена на реализацию учебной программы с одновременной реализацией условий для формирования готовности к дальнейшему профессиональному самообразованию [5]. Таким образом, для успешного формирования у личности готовности к профессиональному самообразованию необходимо создавать условия и обстоятельства, оказывающие содействие данному процессу.

В.М. Лизинский в своем исследовании о профессиональной готовности педагогов подчеркивает, что самообразовательная и методическая деятельность педагога оказывает огромное влияние на формирование профессионализма педагога. Рассматривая процесс самообразования педагога автор выделяет несколько следующих направлений данной деятельности:

- систематическое ознакомление с результатами современных исследований ученых в области социальных и педагогических наук;

- изучение передового положительного опыта коллег в области использования различных форм организации педагогической деятельности;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания [8].

Ряд современных исследователей (Ж.Н. Ко-пабаева, Н.Е. Утеева, У.О. Ахметова и др.) отмечают, что на сегодняшний день одной из основных проблем в области профессионального самообразования педагогов является проблема готовности педагогов к самообразованию как к виду деятельности, способному повысить уровень профессионального мастерства и качество образовательного процесса в целом. Авторы отмечают, что современная практика показывает, большое количество современных педагогов не проявляют инициативу в преобразовании и совершенствовании своей деятельности, как того требуют современные реалии образовательного процесса. В связи с этим огромное количество педагогических кадров нуждаются в методической помощи и поддержке, для оказания содействия в расстановке главных акцентов педагогической деятельности в тех или иных условиях и обстоятельствах; в адекватных формулировках целей своего педагогического труда (понимание результатов труда, способов их измерения); в формировании системы идей, позволяющей успешно развивать педагогическое мастерство; в переводе педагогических идей и задач на практический уровень [6]

По результатам анализа публикаций последних лет (Л.В. Алиева, Н.А. Нефедова и др.) можем отметить, что процесс профессионального самообразования позволяет специалистам становиться и оставаться мобильными к инновациям. Л.В. Алиева в своих исследованиях обращается также к проблеме рассмотрения

источников профессионально-педагогического индивидуального самообразования в условиях современных реалий педагогической практики и социальной жизни общества. Исследователи отмечают, что ценность современного профессионального самообразования педагогов определяется также возможностью овладения данными специалистами новыми видами, направлениями, технологиями педагогической деятельности [2], [10], [11], [17].

Алиева Л.В. отмечает в качестве еще одного источника профессионального самообразования педагога его сферу досуга. Так, организация и участие педагога в различных путешествиях, экскурсиях и турпоходах представляют собой эффективные способы повышения культурного и общепрофессионального уровня, выступает средством ознакомления с новыми знаниями, умениями и навыками в различных видах человеческой деятельности (культурной, экологической, технической) [1]. Важнейшую роль в организации и проведении научно-профессионального самообразования современного педагога играет также обеспечение включения педагогов в опытно-экспериментальную работу педагогического характера, ведение ими самостоятельной исследовательской деятельности. Так, можем отметить, что на сегодняшний день источники профессионального педагогического самообразования многообразны и предоставляют современным профессионалам возможность их индивидуального выбора и использования в той или иной педагогической деятельности с учетом индивидуальных свойств, качеств, способностей самого педагога. Использование различных источников профессионального самообразования педагогов зачастую побуждает специалистов данной области к коллективной рефлексии, обмену индивидуальным педагогическим опытом, инновационными идеями в педагогической деятельности; проведению оценки результатов профессиональной деятельности; обеспечению условий для организации дополнительной деятельности, что всецело способствует формированию лич-ностно-профессиональной позиции педагога широкого профиля.

Рассматривая в современной научной и методической литературе проблему стимулирования профессионального самообразования

педагогов, нам удалось отметить, что одним из основных стимулов данной деятельности является распространение практики эффективного использования опыта педагогов в рамках проведения различных мероприятий и форм организации деятельности (тематические курсы, семинары, круглые столы, мастер-классы и др.). Кроме этого, анализируя имеющиеся исследования и опыт в данной области, можем отметить, что в организации стимулирования профессионального самообразования педагога особую роль играет аспект ориентации на индивидуальные запросы педагогов, который включает в свое содержание выявление их индивидуальных потребностей; разработку проектов индивидуальных программ , порядок организации эффективной рефлексии и пр. Учет индивидуальных потребностей и запросов педагогов в действующих реалиях педагогической практики способствует закреплению и развитию инновационного опыта педагога, росту его творческого потенциала в профессиональной деятельности. Таким образом, одной из основных задач в рамках повышения качества педагогической и образовательной деятельности становится создание оптимальных условий для стимулирования профессионального самообразования педагогов, поддержания тенденций инновационного и творческого подхода педагогов к профессиональной деятельности.

На основе проведенного анализа материалов и публикаций по проблеме профессионального самообразования педагогов можем подчеркнуть, что актуальная ситуация и обстоятельства в современной образовательной системе в той или иной степени ориентируют педагогов на процесс непрерывного профессионального самообразования, стимулируя их самостоятельный личностно-профессиональ-ный рост.

Ряд современных исследователей (Л.В. Алиева [1], [2], Э.С. Бабаева [3], М.А. Зуйкова [5], Ю.Е. Калугин [5], Ж.Н. Копабаева [6], А.А. Мергенбаев [9] и др.) выделяют различные показатели профессионального самообразования педагога:

- авторские научно-методические публикации и исследования, отражающие обобщенный и научно осмысленный индивидуальный инновационный опыт в педагогической практике;

- освоение новых педагогических специальностей и направлений педагогической деятельности (методист, педагог-организатор различной направленности, педагог дополнительного образования и пр.);

- активное участие и конкретные результаты участия в международных, российских, региональных конкурсах, смотрах, конференциях педагогического опыта и мастерства;

- сформированность у учащихся образовательного учреждения мотивов реализации потребности в самосовершенствовании, развитии самообразовании, познании, творческого подхода на основе примера, подаваемого педагогом.

Профессиональное самообразование выступает как процесс творческого закрепления и развития профессиональных компетенций и показатель сформированности осознанной «внутренней» потребности самосовершенствования в личностном и профессиональном плане. Таким образом, профессиональное самообразование как психолого-педагогическая проблема выступает на сегодняшний день действенным и эффективным средством формируемой и динамично развиваемой личностно- профессиональной позиции современного педагога.

Результат процесса самообразования подразумевается как формирование у педагога способности адекватно и эффективно соотносить теоретические знания и практические реальные умения и навыки, в том числе умение самостоятельно находить оптимальные решения в различных условиях педагогической деятельности, навык оперативного поиска и анализа необходимой информации в различных источниках.

И.Б. Соколова отмечает, что начало процесса самообразования педагога приходится на время студенчества. Именно в этот период формируется основной фундамент самообразовательных умений и мотивов; приобретаются необходимые для самообразования навыки самоанализа, поиска и обработки информации, адаптации новых методов и технологий к специфике профессиональной деятельности и пр. [13]. Активная работа с многообразными информационными средствами в рамках предстоящей профессиональной педагогической деятельности осуществляется именно в вузе.

Н.Б. Щербакова, изучая проблему самообразования педагога в условиях цифровизации

образования, выделяет следующие основные направления деятельности самообразования данных специалистов:

1) профессиональное направление (подразумевает изучение соответствующих нормативных документов, научно-методической литературы, исследование возможностей организации образовательной деятельности с целью развития навыков критического мышления у обучающихся и формирования у них информационной культуры);

2) психолого-педагогическое направление (изучение и применение знаний из психолого-педагогической литературы по проблеме здо-ровьесбережения обучающихся при работе с ИКТ);

3) направление информационно-коммуникационных технологий (ознакомление с новыми информационными технологиями и программами, Интернет-сервисами, направленными на обеспечение безопасного использования информации обучающимися);

4) методическое направление (изучение современных педагогических технологий (проектная, проблемного обучения, исследовательская и пр.), форм, методов обучения, реализация которых является наиболее эффективной при применении информационных средств обучения [15].

Можно отметить, что в современных условиях необходимо развивать систему профессионального самообразования педагогов, в которой в качестве одного из эффективных средств развития и профессионального роста будут выступать дидактические возможности информационных технологий.

Анализ ряда проведенных ранее исследований (В.А. Филоненко [14], В.А. Петьков [14], Н.В. Кузьмина [7], и др.), позволяет нам выделить основное содержание компонентов профессиональной деятельности современного педагога, которые могут по своему содержанию отражать его готовность к профессиональному самообразованию с использованием возможностей современных информационных технологий. Проведенный анализ современных публикаций, научной и методической литературы по проблеме возможностей применения информационных технологий в организации профессионального самообразования педагога

позволил отметить, что именно информатизация общества на сегодняшний день существенно изменила подходы к процессу самообразования. Современные средства коммуникации, компьютерные технологии, программное обеспечение и различные информационные ресурсы позволяют по-новому работать с информацией (предоставляют возможности для более оптимального ее предоставления, оперативной обработки, эффективного более глубокого и комплексного анализа и пр.). Информационные технологии в профессиональном самообразовании предоставляют широкие возможности для саморазвития и самосовершенствования педагогов, создавая вместе с этим новые задачи в образовательной и самообразовательной деятельности, а также обеспечивая условия для создания и реализации новых подходов к их решению. Исходя из этого, использование информационных технологий как средства самообразования современных педагогов, выводит всю систему профессионального педагогического самообразования на новый уровень качества и эффективности. Возможности использования информационных технологий в самообразовании педагогов способствуют наиболее эффективному решению многих профессиональных задач, развивают критическое мышление педагогов, совершенствуют их профессиональные компетенции, обеспечивают условия для профессионального и личностного роста, стимулируют педагогов к созданию различных педагогических инноваций в соответствии с установленными современными

требованиями. В результате использования возможностей информационных технологий, в профессиональном самообразовании находят свое решение различные задачи развития образования и педагогической деятельности в целом, что в результате способствует повышению качества образования.

Таким образом, на основе проведенного анализа научной и методической литературы, нам удалось рассмотреть профессиональное самообразование и отдельные его аспекты как психолого-педагогическую проблему в современных условиях педагогической деятельности. По итогам проведенной работы мы установили, что на сегодняшний день отмечается возрастание роли педагога- профессионала широкого профиля и его значимости в современных российских условиях. К педагогу сегодня предъявляются такие требования как высокий уровень профессионализма, ярко выраженная индивидуальность, способность к освоению и эффективному применению на практике инновационного опыта в педагогической деятельности, влияющего на повышение качества результатов обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с постоянно возрастающими требованиями к личности и профессиональной подготовленности педагогов проблема их непрерывного профессионального самообразования приобретает очень высокую актуальность. Исследователи рассматривают процесс самообразования как вид деятельности, ведущей социальной функцией которого является самореализация личности.

11.02.2022

Список литературы:

1. Алиева Л. В. Опытно-экспериментальная работа - стимул личностного творческого профессионального роста педагога-воспитателя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 2(34). С. 136-146.

2. Алиева Л.В. Профессиональное самообразование - ресурс становления творческой личности педагога-воспитателя / Педагогическое искусство, по. 1, 2019, рр. 72-79.

3. Бабаева Э.С., Булуева Ш.И. Профессиональное самообразование как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования, по. 6 (73), 2018, рр. 254-255.

4. Калугин Ю.Е. Профессиональное самообразование, содействие профес-сиональному самообразованию: монография - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. - 187 с.

5. Калугин Ю.Е., Зуйкова М.А.. Концепции профессионального самообразования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, по. 6-2, 2014, рр. 96-98.

6. Копабаева Ж.Н., УН. Есенбаевна, Ахметова УО., Ахметова Р.Ж. Влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя // Наука, образование и культура, по. 7 (22), 2017, рр. 58-60.

7. Кузьмина Н.В. Акмеологичекая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 144 с.

8. Лизинский В.М. О профессиональной готовности педагогов // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, 2014. № 4. С. 84.

9. Мергенбаев А. А. Самообразование как фактор развития успешной профессиональной личности педагога // Педагогическая наука и практика, по. 2 (16), 2017, рр. 30-32.

10. Нефедова Н. А. Открытое образовательное пространство колледжа - среда творческой самореализации будущего профессионала // Техническое творчество молодежи. 2015. № 5. С. 18-21.

11. Ниматулаев М.М. Подготовка учителей к использованию web-технологий для самостоятельного повышения квалификации: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2013. 404 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.

13. Соколова, И.Б. Организационно-педагогические условия самообразования будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. Б. Соколова ; Армавирский гос. пед. ин-т. - Брянск, 2000. - 203 с.

14. Филоненко В.А., Петьков В. А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, no. 3 (143), 2014, pp. 93-99.

15. Щербакова Н.Б.. «Самообразование педагога как фактор обеспечения здоровья обучающихся в условиях цифровизации образования» Norwegian Journal of Development of the International Science, no. 38-2, 2020, pp. 38-41.

16. Kopteva G. ABOUT SELF-EDUCATION // The Scientific Heritage. 2020. №53-4.

17. Boranbayeva Aktolkyn, Berkimbayev Kamalbek, Arymbayeva Kulimkhan Methodological approaches to learning self-education // International scientific review. 2016. №2 (12).

References

1. Aliyeva L. V. Experimental work - a stimulus for the personal creative professional growth of a teacher-educator // New in psychological and pedagogical research. 2014. No. 2(34). pp. 136-146.

2. Alieva L.V. Professional self-education - a resource for the formation of the creative personality of the teacher-educator / Pedagogical art, no. 1, 2019, pp. 72-79.

3. Babaeva E.S., Bulueva Sh.I. Professional self-education as a pedagogical problem // World of Science, Culture, Education, no. 6 (73), 2018, pp. 254-255.

4. Kalugin Yu.E. Professional self-education, promotion of professional self-education: monograph - Chelyabinsk: Publishing Center of SUSU, 2009. - 187 p.

5. Kalugin Yu.E., Zuikova M.A. Concepts of professional self-education // Actual problems of the humanities and natural sciences, no. 6-2, 2014, pp. 96-98.

6. Kopabaeva Zh.N., U.N. Esenbaevna, Akhmetova U.O., Akhmetova R.Zh. The influence of self-education on pedagogical skills and professional growth of a teacher // Science, Education and Culture, no. 7 (22), 2017, pp. 58-60.

7. Kuzmina N.V. Acmeological theory of improving the quality of training of education specialists: monograph. - M. : Research Center for Quality Problems in Training Specialists, 2001. - 144 p.

8. Lizinsky V.M. On the professional readiness of teachers // Scientific and methodological journal of the deputy director of the school for educational work, 2014. No. 4. P. 84.

9. Mergenbaev A.A. Self-education as a factor in the development of a successful professional personality of a teacher // Pedagogical science and practice, no. 2 (16), 2017, pp. 30-32.

10. Nefedova N. A. Open educational space ofthe college - the environment for the creative self-realization of the future professional // Technical creativity of youth. 2015. No. 5. S. 18-21.

11. Nimatulaev M.M. Preparation of teachers for the use of web-technologies for self-improvement: diss. ... Dr. ped. Sciences. M., 2013. 404 p.

12. Pedagogical encyclopedic dictionary / ch. ed. B. M. Bim-Bad. - 3rd ed., erased. - Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2009. - 527 p.

13. Sokolova, I.B. Organizational and pedagogical conditions of self-education of future teachers: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / I. B. Sokolova; Armavir state. ped. in-t. - Bryansk, 2000. - 203 p.

14. Filonenko V.A., Petkov V. A. Modeling the process of forming the skills of professional self-organization in future teachers // Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3 (143), 2014, pp. 93-99.

15. Shcherbakova N.B. «Teacher's self-education as a factor in ensuring the health of students in the context of digitalization of education" Norwegian Journal of Development of the International Science, no. 38-2, 2020, pp. 38-41.

16. Kopteva G. ABOUT SELF-EDUCATION // The Scientific Heritage. 2020. №53-4.

17. Boranbayeva Aktolkyn, Berkimbayev Kamalbek, Arymbayeva Kulimkhan Methodological approaches to learning self-education // International scientific review. 2016. №2 (12).

Сведения об авторах:

Саитбаева Эльвира Равильевна, профессор кафедры управления образованием ИНО Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

Муратова Анжелика Артуровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий учебной частью ИНО Оренбургского государственного педагогического университета

460000, Оренбург, ул. Советская, 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.