Научная статья на тему 'Мотивационный компонент экологической компетентности студентов вуза как системообразующий компонент'

Мотивационный компонент экологической компетентности студентов вуза как системообразующий компонент Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
231
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МОТИВЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECOLOGICAL COMPETENCE / ECOLOGICAL VALUES / PUBLIC VALUES / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / PERSONAL QUALITIES / MOTIVES / ECOLOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скалозубова Л. Е., Хорошилова Л. С., Овчарова Л. Г.

В статье приводятся результаты исследования по выявлению сформированности показателей мотивационного компонента экологической компетентности студентов вуза: места экологических ценностей студентов вуза в системе общественных ценностей, мотивы экологического познания студентов, потребности студентов в экологических знаниях, мотивы, побуждающие студентов участвовать в экологической деятельности. Рассматриваются основные пути повышения эффективности экологического образования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL COMPONENT OF ECOLOGICAL COMPETENCE UNIVERSITY STUDENT AS THE IMAGE OF THE COMPONENT SYSTEMS

This article presents the results of research to identify indicators of formation of the motivational component of ecological competence of students of the university: the place of the ecological values of the university students in the system of public values, motives, ecological knowledge of students, the needs of students in ecological knowledge, motivations of students to participate in ecological activities. The basic ways of increasing efficiency ecological education of students.

Текст научной работы на тему «Мотивационный компонент экологической компетентности студентов вуза как системообразующий компонент»

Современные тенденции развития профессионального образования

метить, что полипарадигмальность научного руководства обусловлена как динамическим характером силы и проявлений ценностей субъектов научного руководства, так и непрерывно изменяющимися условиями внешней среды, в которых протекает данный конкретный процесс научного руководства.

1. Котляров И. Д. Проблемы осуществления научного руководства соискателями ученой степени кандидата наук // Университетское управление: практика и анализ. -2010. - № 4. - С. 50-54.

2. Эрштейн Л. Б. Результативность деятельности аспирантуры и необходимость разработки общей теории научного руководства // Педагогическое образование в России - 2011. - № 15. - С. 218-223.

3. Эрштейн Л. Б. Научное руководство: теория, прин-

ципы, практика: монография. - СПб., 2011.- 76 с.

4. Эрштейн Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. - СПб., 2008. - 122 с.

5. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. - 292 с.

6. Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 121 с.

7. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1999. - 242 с.

8. Старикова О. Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 2011. - 48 с.

9. Львов Л. В. Модернизация профессионального образования: аналитическое представление теоретико-методологических возможностей основных парадигм // Труды СГУ. - 2010. - № 1. - С. 62-76.

УДК/UDC 378:574 Л. Е. Скалозубова, Л. С. Хорошилова, Л. Г. Овчарова

L. Skalozubova, L. Khoroshilova, L. Ovcharova

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ

MOTIVATIONAL COMPONENT OF ECOLOGICAL COMPETENCE UNIVERSITY STUDENT AS THE IMAGE OF THE COMPONENT SYSTEMS

В статье приводятся результаты исследования по выявлению сформированности показателей мотивационного компонента экологической компетентности студентов вуза: места экологических ценностей студентов вуза в системе общественных ценностей, мотивы экологического познания студентов, потребности студентов в экологических знаниях, мотивы, побуждающие студентов участвовать в экологической деятельности. Рассматриваются основные пути повышения эффективности экологического образования студентов.

This article presents the results of research to identify indicators of formation of the motivational component of ecological competence of students of the university: the place of the ecological values of the university students in the system of public values, motives, ecological knowledge of students, the needs of students in ecological knowledge, motivations of students to participate in ecological activities. The basic ways of increasing efficiency ecological education of students.

Ключевые слова: экологическая компетентность, экологические ценности, общественные ценности, экологическое образо-

вание, экологическое знание, личностные качества, мотивы, экологическая деятельность.

Keywords: ecological competence, ecological values, public values, ecological education, ecological knowledge, personal qualities, motives, ecological activity.

Экологическая компетентность студента вуза - это сложная и объемная характеристика, представляющая собой определенную структуру, состоящую из набора элементов, которые мы обозначили как компоненты:

• мотивационный;

• когнитивный;

• деятельностный.

Выделенные компоненты в определенном соотношении соответствуют структуре личности, так как выражают единство двух ее важнейших аспектов: побудительного и исполнительного.

Каждому структурному компоненту экологической компетентности студентов вуза мы даем характеристику, исходя из идеи компе-тентностного подхода в усилении личностной направленности образования.

Мотивационный компонент предполагает

сочетание интересов, потребностей, ценностных ориентаций студента, побуждающих его к осуществлению экологической деятельности, а также наличие экологически значимых качеств личности (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность, инициативность, нетерпимость варварского отношения к природе и др.), определяющих:

• осознание необходимости сохранения природной среды как важнейшей ценности;

• убежденность в собственной причастности к защите окружающей среды;

• понимание общественной значимости экологической деятельности;

• потребность активного участия в эколо-

гической деятельности;

• ответственность за результаты своей экологической деятельности;

• стремление и готовность к постоянному экологическому самообразованию.

Мы полагаем, что мотивационный компонент экологической компетентности студентов вуза выступает как системообразующий компонент.

В ходе исследования мы определили место экологических ценностей в системе общественных ценностей студентов. Для этого респондентам предлагалось ранжировать то, что является для них наиболее значимым в данный период жизни (табл. 1).

Таблица 1

Место различных ценностей в жизни студентов

Ценности Ср. значение для всех студентов Ранг

Религиозно-духовные ценности 7,6 9

Образование 4,15 3

Мир (без войн и национальных конфликтов) 5,45 6

Национальная и планетарная культура 8,1 10

Здоровье 3,0 2

Семья 2,9 1

Личная безопасность 5,6 7

Материальное благополучие 4,85 4

«Здоровая» окружающая среда 7,15 8

Индивидуально-личностное развитие 4,9 5

Полученные данные убедительно показывают, что в настоящее время в иерархии общественных ценностей у студентов доминируют «семья», «здоровье», «образование». На 4-е место студенты поставили «материальное благополучие», а на 5-е место - «индивидуально-личностное развитие». Далее следуют «мир (без войн и национальных конфликтов)» (6-е место) и «личная безопасность» (7-е место). В общем итоге ««здоровая» окружающая среда», без которой невозможна реализация всех других ценностей, занимает лишь 8-е место, опередив только «религиозно-духовные ценности» и «национальную и планетарную культуру».

Однако наше исследование показывает, что нельзя говорить о том, что студенты недооценивают влияние состояния окружающей среды на человека. Ухудшение качества окру-

жающей среды признается студентами как фактор, в первую очередь, влияющий на здоровье человека. Так, отвечая на вопрос анкеты «Какие факторы, в первую очередь, влияют на здоровье человека?», 66,9 % студентов ответили, что это качество окружающей среды. В этом мы увидели некое противоречие: хотя студенты связывают качество окружающей среды с такой ценностью, как здоровье человека, которое всегда занимало высокую позицию в универсальной иерархии ценностей, в любом обществе и в любой период, но они не считают качество окружающей среды наиболее значимым в данный период своей жизни.

Экологическое образование будет эффективным только тогда, когда будет опираться на внутреннюю активность личности студента, на вызванные в ней всем ходом воспитательно-

Современные тенденции развития профессионального образования

образовательного процесса общественно ценные побуждения (мотивы) к самовоспитанию и самообразованию.

При выявлении мотивов экологического познания студентов мы основывались на мето-

дике, предложенной С. Н. Глазачевым, и других методиках, описанных в литературе [1].

В таблице 2 приведены результаты исследования мотивов, побуждающих студентов углублять экологические знания.

Таблица 2

Мотивы, побуждающие студентов углублять экологические знания (в %)

Варианты ответов Ср. значение для всех студентов Ранг

Для общего развития 47,9 2

Экологические знания позволят сохранить здоровье 56,1 1

Для удовлетворения интереса к жизни природы и проблемам окружающей среды 19,7 3

Чтобы с пониманием дела участвовать в экологической деятельности 16,9 4

Они потребуются мне в моей дальнейшей профессиональной деятельности 14,8 5

В ходе своего исследования мы выявили, что студентам необходимы экологические знания в основном потому, что данные знания позволят сохранить здоровье. Такой ответ дали 56,1 % опрошенных студентов. Действительно, из множества связей между человеком и средой его обитания особо выделяют в наши дни систему «воздействие человека на среду -изменение среды - воздействие измененной среды на состояние здоровья человека» [2, с. 72-81]. Неудивительно, что студенты считают, что пополнение и углубление экологических знаний означает осведомленность об определенных рисках для здоровья человека.

Экологические знания необходимы для общего развития. Такой ответ, допускающий весьма широкое понимание общего развития, дали 47,9 % опрошенных студентов.

Неутешителен следующий показатель: только 14,8 % студентов считают, что знания по экологическим вопросам потребуются им в их дальнейшей профессиональной деятельности. Ответы даже студентов биологического факультета показывают, что только 28,05 % студентов биологического факультета очной и заочной форм обучения указывают на то, что экологические знания пригодятся им в их дальнейшей профессии. 19,7 % студентов выделили такой мотив, как удовлетворение интереса к жизни природы и проблемам окружающей среды. 16,9 % студентов выбрали вариант ответа, указывающий на мотив, производный от ярко выраженной практической потребности. Данная часть

студентов считает, что экологические знания нужны им для того, чтобы с пониманием дела участвовать в экологической деятельности.

На наш взгляд, трудно сделать однозначные выводы об эколого-познавательных мотивах студентов. С одной стороны, у большинства студентов отсутствуют мотивы, движущие потребностью практического решения экологических проблем, а также порождаемые профессиональными запросами будущей деятельности. С другой стороны, необходимо всячески способствовать укреплению уже сложившихся у студенчества мотивов эколого-познаватель-ной активности, в том числе связанных с интересом к жизни природы, заботой о здоровье, поскольку эти мотивы во многом определяют нацеленность студентов на овладение знаниями, а в дальнейшем подводят к осознанию необходимости практического участия при решении экологических проблем.

При определении потребности студентов в знаниях по определенной экологической тематике наше исследование показало, что наиболее интересны студентам темы, связанные с безопасным существованием человека в современных условиях: влияние качества окружающей среды на здоровье человека (среднее -4,2 балла по 5-балльной системе), проблемы экологической безопасности России и Кузбасса (среднее - 3,7 балла) и технологии защиты биосферы от загрязнения (среднее - 3,55 балла). Также мы отметили тот факт, что у студентов как естественнонаучных, так и гумани-

тарных факультетов потребность в знаниях о технологиях защиты биосферы от загрязнения выше, чем в знаниях о роли экологического образования в обеспечении экологической безопасности человека (среднее -3,2).

В ходе своего исследования мы посчитали необходимым определить, какие мотивы побуждали студентов участвовать в практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды (табл. 3).

Таблица 3

Причины участия студентов в практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды (в %)

Варианты ответов Ср. значение Ранг

Считаю, что в наше время каждый человек на деле должен проявлять заботу о состоянии окружающей среды З4,65 1

Я участвую в этой деятельности не по собственной инициативе, по принуждению (выполняю требования администрации университета, преподавателей) 16,5 4

Дает возможность больше быть на природе 20,6 З

Для удовлетворения интереса к жизни природы и проблемам окружающей среды 8,9 5

Затрудняюсь ответить г8,8 г

Исследование показало, что 34,65 % опрошенных участвует (участвовало) в практической экологической деятельности потому, что в наше время каждый человек на деле должен проявлять заботу о состоянии окружающей среды, а 20,6 % студентов ответили, что участвуют в экологической деятельности, так как это позволяет им больше быть на природе. По нашему мнению, это мотив, выражающий стремление к духовному общению с природой, стремление увидеть и осознать красоту окружающего мира, здоровому образу жизни. В отношении 16,5 % опрошенных студентов, которые участвуют (участвовали) в экологической деятельности, приходится говорить не столько о внутреннем побуждении, сколько о необходимости подчиняться внешним требованиям. 8,9 % опрошенных студентов утверждают, что участвуют в экологической деятельности для удовлетворения интереса к жизни природы и проблемам окружающей среды.

Результаты проведенного исследования указывают на невысокие позиции экологических ценностей в иерархии общественных ценностей, однако мы предположили, что по мере повышения уровня экологической компетентности студентов экологические ценности будут занимать более высокие позиции.

Для этого нужно активно вовлекать студентов в деятельность познания, сохранения и улучшения окружающей их среды - экологическую деятельность. Это будет способствовать развитию экологически значимых личностных качеств (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность, нетерпимость варварского отношения к природе и т. д.), формированию стремления к непрагматическому взаимодействию с природой.

Данная деятельность будет тем успешнее, чем шире она станет опираться на решение конкретных, актуальных на местном уровне экологических проблем. Вовлечение студентов в непосредственную практическую деятельность по улучшению состояния окружающей среды формирует у них чувство сопричастности: человеку свойственно беречь то, на что была направлена его созидательная активность, во что был вложен его собственный труд.

1. Глазачев С. Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. - М.: Горизонт, 1999.- 173 с.

2. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые проблемы // Экологическое образование: концепции и технологии. - Волгоград: Перемена, 1996. -С. 72-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.