Научная статья на тему 'Место экологических ценностей в системе общественных ценностей студентов вуза'

Место экологических ценностей в системе общественных ценностей студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ЗДОРОВЬЕ / ENVIRONMENTAL VALUES / SOCIAL VALUES / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE / PERSONAL QUALITIES / MOTIVATION / PROBLEMS / HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скалозубова Л. Е., Табакаева Л. М., Немолочная Н. В.

В статье приводятся результаты исследования по выявлению места, которое занимают экологические ценности студентов вуза в системе общественных ценностей. В иерархии общественных ценностей у студентов доминируют «семья», «здоровье», «образование». «Здоровая» окружающая среда», без которой невозможна реализация всех других ценностей, занимает лишь 8-е место. Это указывает на невысокие позиции экологических ценностей в иерархии, однако по мере повышения уровня экологической компетентности студентов экологические ценности поднимаются на более высокие позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ ENVIRONMENTAL VALUES IN THE SYSTEM OF SOCIAL VALUES

The article carries out a research of students’ environmental values in the system of social values. The undertaken study shows that currently in the students’ social values hierarchy there predominate such values as family, health, education. After all, healthy environment, the lack of which makes implementation of all the rest values impossible, ranks the 8 th place leaving behind just religious and spiritual values and national and global culture. The research results indicate the poor position of the environmental values in the social values hierarchy, but as far as the students’ environmental competence is improved their attitude to the environmental values changes as well.

Текст научной работы на тему «Место экологических ценностей в системе общественных ценностей студентов вуза»

УДК 378.03 : 502 : 378.17 Скалозубова Лариса Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной медицины и безопасности жизнедеятельности Кемеровского государственного университета dom-hors@mail.ru

Табакаева Людмила Михайловна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной медицины и безопасности жизнедеятельности Кемеровского государственного университета dom-hors@mail.ru

Немолочная Нина Владимировна

аспирант кафедры социальной медицины и безопасности жизнедеятельности Кемеровского государственного университета dom-hors@mail.ru

МЕСТО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Skalozubova Larisa Evgenyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Social Medicine and Life Safety Department, Kemerovo State University dom-hors@mail.ru

Tabakaeva Ludmila Mikhaylovna

PhD in Medical Science, Assistant Professor of the Social Medicine and Life Safety Department, Kemerovo State University dom-hors@mail.ru

Nemolochnaya Nina Vladimirovna

PhD student of the Social Medicine and Life Safety Department, Kemerovo State University dom-hors@mail.ru

STUDENTS’ ENVIRONMENTAL VALUES IN THE SYSTEM OF SOCIAL VALUES

Аннотация:

В статье приводятся результаты исследования по выявлению места, которое занимают экологические ценности студентов вуза в системе общественных ценностей. В иерархии общественных ценностей у студентов доминируют «семья», «здоровье», «образование». «Здоровая» окружающая среда», без которой невозможна реализация всех других ценностей, занимает лишь 8-е место. Это указывает на невысокие позиции экологических ценностей в иерархии, однако по мере повышения уровня экологической компетентности студентов экологические ценности поднимаются на более высокие позиции.

Ключевые слова:

экологические ценности, общественные ценности, экологическое образование, экологическое знание, личностные качества, мотивация, проблемы, здоровье.

The summary:

The article carries out a research of students’ environmental values in the system of social values. The undertaken study shows that currently in the students’ social values hierarchy there predominate such values as family, health, education. After all, healthy environment, the lack of which makes implementation of all the rest values impossible, ranks the 8th place leaving behind just religious and spiritual values and national and global culture. The research results indicate the poor position of the environmental values in the social values hierarchy, but as far as the students’ environmental competence is improved their attitude to the environmental values changes as well.

Keywords:

environmental values, social values, environmental education, environmental knowledge, personal qualities, motivation, problems, health.

Экологическая компетентность студента вуза - это сложная и объемная характеристика, представляющая собой определенную структуру, состоящую из набора элементов, которые мы обозначили как компоненты:

- мотивационный;

- когнитивный;

- деятельностный.

Выделяя данные компоненты в структуре экологической компетентности студентов вуза, мы исходим из общепсихологического единства сознания и деятельности и опираемся на исследование структуры профессиональной компетентности специалиста, при-

нимаем во внимание структуру социального опыта, предложенную И.Я. Лернером и обоснованную им совместно со М.Н. Скаткиным.

Выделенные компоненты в определенном соотношении соответствуют структуре личности, так как выражают единство двух ее важнейших аспектов: побудительного и исполнительного.

Каждому структурному компоненту экологической компетентности студентов вуза мы даем характеристику, исходя из идеи компетентностного подхода в усилении личностной направленности образования.

Мотивационный компонент предполагает сочетание интересов, потребностей, ценностных ориентаций студента, побуждающих его к осуществлению экологической деятельности, а также наличие экологически значимых качеств личности (гуманность, эмпа-тийность, бережливость, ответственность, инициативность, нетерпимость варварского отношения к природе и др.), определяющих:

- осознание необходимости сохранения природной среды как важнейшей ценности;

- убежденность в собственной причастности к защите окружающей среды;

- понимание общественной значимости экологической деятельности;

- потребность активного участия в экологической деятельности;

- ответственность за результаты своей экологической деятельности;

- стремление и готовность к постоянному экологическому самообразованию.

Мы полагаем, что мотивационный компонент экологической компетентности студентов вуза выступает как системообразующий компонент.

В ходе исследования мы определили место экологических ценностей в системе общественных ценностей студентов. Для этого респондентам предлагалось проранжиро-вать то, что является для них наиболее значимым в данный период жизни (поставив на первое, второе, и так до десятого, место). Результаты ранжирования ценностей по субъективной для студентов значимости приведены в табл. 1.

Таблица 1

Место различных ценностей в жизни студентов

Ценности Ср. значение для всех студентов Ранг

1) религиозно-духовные ценности 7,60 9

2)образование 4,15 3

3) мир (без войн и национальных конфликтов) 5,45 6

4) национальная и планетарная культура 8,10 10

5) здоровье 3,00 2

6)семья 2,90 1

7) личная безопасность 5,60 7

8) материальное благополучие 4,85 4

9) «здоровая» окружающая среда 7,15 8

10) индивидуально-личностное развитие самореализация 4,90 5

Полученные данные убедительно показывают, что в настоящее время в иерархии общественных ценностей у студентов доминируют «семья», «здоровье», «образование». На 4-е место студенты поставили «материальное благополучие», а на 5-е место - «индивидуально-личностное развитие». Далее следует «мир (без войн и национальных конфликтов)» - 6-е место и «личная безопасность» - 7-е место. В общем итоге ««здоровая» окружающая среда», без которой невозможна реализация всех других ценностей, занимает лишь 8-е место, опередив только «религиозно-духовные ценности» и «национальную и планетарную культуру».

Однако наше исследование показывает, что нельзя говорить о том, что студенты недооценивают влияние состояния окружающей среды на человека. Ухудшение качества окружающей среды признается студентами как фактор, в первую очередь влияющий на здоровье человека. Так, отвечая на вопрос анкеты «Какие факторы в первую очередь влияют на здоровье человека?», 66,9 % студентов ответили, что это качество окружающей среды. В этом мы увидели некое противоречие: хотя студенты связывают качество окружающей среды с такой ценностью, как здоровье человека, которое всегда занимало высокую позицию в универсальной иерархии ценностей в любом обществе и в любой период, но они не считают качество окружающей среды наиболее значимым в данный период своей жизни.

Результаты проведенного исследования указывают на невысокие позиции экологических ценностей в иерархии общественных ценностей, однако мы предположили, что по мере повышения уровня экологической компетентности студентов экологические ценности будут занимать более высокие позиции.

Экологическое образование будет эффективным только тогда, когда будет опираться на внутреннюю активность личности студента, на вызванные в ней всем ходом воспитательно-образовательного процесса общественно ценные побуждения (мотивы) к самовоспитанию и самообразованию.

При выявлении мотивов экологического познания студентов мы основывались на методике, предложенной С.Н. Глазачевым, и других методиках, описанных в литературе [1].

В табл. 2 приведены результаты исследования мотивов, побуждающих студентов углублять экологические знания.

Таблица 2

Мотивы, побуждающие студентов углублять экологические знания (в %)

Варианты ответов Ср. значение для всех студентов Ранг

Экологические знания позволят сохранить здоровье 56,1 1

Для общего развития 47,9 2

Для удовлетворения интереса к жизни природы и проблемам окружающей среды 19,7 3

Чтобы с пониманием дела участвовать в экологической деятельности 16,9 4

Экологические знания потребуются мне в моей дальнейшей профессиональной деятельности 14,8 5

В ходе своего исследования мы выявили, что студентам необходимы экологические знания в основном потому, что данные знания позволят сохранить здоровье. Такой ответ дали 56,1 % опрошенных студентов. Действительно, из множества связей между человеком и средой его обитания особо выделяют в наши дни систему: воздействие человека на среду - изменение среды - воздействие измененной среды на состояние здоровья человека [2, с. 72-81]. Неудивительно, что студенты считают, что пополнение и углубление экологических знаний означает осведомленность об определенных рисках для здоровья человека.

Экологические знания необходимы для общего развития. Такой ответ, допускающий весьма широкое понимание общего развития, дали 47,9 % опрошенных студентов.

Неутешителен следующий показатель: только 14,8 % студентов считают, что знания по экологическим вопросам потребуются им в их дальнейшей профессиональной деятельности. Ответы даже студентов биологического факультета показывают, что только 28,05 % студентов биологического факультета очной и заочной форм обучения экологические знания пригодятся в их дальнейшей профессии. 19,7 % студентов выделили такой мотив, как удовлетворение интереса к жизни природы и проблемам окружающей среды. 16,9 % сту-

дентов выбрали вариант ответа, указывающий на мотив, производный от ярко выраженной практической потребности. Данная часть студентов считает, что экологические знания нужны им для того, чтобы с пониманием дела участвовать в экологической деятельности.

На наш взгляд, трудно сделать однозначные выводы об эколого-познавательных мотивах студентов. С одной стороны, у большинства студентов отсутствуют мотивы, движущие потребностью практического решения экологических проблем, а также порождаемые профессиональными запросами будущей деятельности. С другой стороны, необходимо всячески способствовать укреплению уже сложившихся у студенчества мотивов эколого-познавательной активности, в том числе связанных с интересом к жизни природы, заботой о здоровье, поскольку эти мотивы во многом определяют нацеленность студентов на овладение знаниями, а в дальнейшем подводят к осознанию необходимости практического участия при решении экологических проблем.

При определении потребности студентов в знаниях по определенной экологической тематике наше исследование показало, что наиболее интересны студентам темы, связанные с безопасным существованием человека в современных условиях: влияние качества окружающей среды на здоровье человека (среднее значение - 4,2 балла по 5-балльной системе), проблемы экологической безопасности России и Кузбасса (среднее - 3,7 балла) и технологии защиты биосферы от загрязнения (среднее - 3,55 балла). Также мы отметили тот факт, что у студентов как естественно-научных, так и гуманитарных факультетов потребность в знаниях о технологиях защиты биосферы от загрязнения выше, чем в знаниях о роли экологического образования в обеспечении экологической безопасности человека (среднее - 3,2 балла).

В ходе своего исследования мы посчитали необходимым определить, какие мотивы побуждали студентов участвовать в практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды (табл. 3).

Таблица 3

Причины участия студентов в практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды (в %)

Варианты ответов Ср. значение Ранг

1) считаю, что в наше время каждый человек на деле должен проявлять заботу о состоянии окружающей среды 34,65 1

2) я участвую в этой деятельности не по собственной инициативе, по принуждению (выполняю требования администрации университета, преподавателей) 16,50 4

3) дает возможность больше быть на природе 20,60 3

4) для удовлетворения интереса к жизни природы и проблемам окружающей среды 8,90 5

5) затрудняюсь ответить 28,80 2

Наше исследование показало, что 34,65 % опрошенных участвует (участвовало) в практической экологической деятельности потому, что в наше время каждый человек на деле должен проявлять заботу о состоянии окружающей среды, а 20,6 % студентов ответили, что участвуют в экологической деятельности, так как это позволяет им больше быть на природе, по нашему мнению, это мотив, выражающий стремление к духовному общению с природой, стремление увидеть и осознать красоту окружающего мира, здоровому образу жизни. В отношении 16,5 % опрошенных студентов, которые участвуют (участвовали) в экологической деятельности, приходится говорить не столько о внутреннем побуждении, сколько о необходимости подчиняться внешним требованиям. 8,9 % опрошен-

ных студентов утверждают, что участвуют в экологической деятельности для удовлетворения интереса к жизни природы и проблемам окружающей среды.

Активное вовлечение студентов в деятельность познания, сохранения и улучшения окружающей их среды - экологическую деятельность - будет способствовать развитию экологически значимых личностных качеств (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность, нетерпимость к варварскому отношению к природе и т. д.), формированию стремления к непрагматическому взаимодействию с природой. Данная деятельность будет тем успешнее, чем шире она станет опираться на решение конкретных, актуальных на местном уровне экологических проблем. Вовлечение студентов в непосредственную практическую деятельность по улучшению состояния окружающей среды формирует у них чувство сопричастности: человеку свойственно беречь то, на что была направлена его созидательная активность, во что был вложен его собственный труд.

Ссылки:

1. Глазачев С.Н., Когай Е А..Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М., 1999. 173 с.

2. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые проблемы // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 72-81.

References (transliterated):

1. Glazachev S.N., Kogay E A..Ekologicheskaya kul'tura i obrazovanie: ocherki sotsial'noy ekologii. M., 1999. 173 p.

2. Zverev I.D. Ekologicheskoe obrazovanie i vospitanie: uzlovie problemy // Ekologicheskoe obrazovanie: kontseptsii i tekhnologii. Volgograd, 1996. P. 72-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.