ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Татьяна Витальевна ХРИСТИДИС,
доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогики и психологии
Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
Елена Владимировна МАРТИНОВИЧ,
аспирантка кафедры педагогики и психологии
Московского государственного института культуры, Москва, Россия e-mail: [email protected]
В статье раскрывается ценностный компонент экологической культуры специалиста социально-культурной деятельности. Обосновывается место экологической культуры специалиста в структуре общей культуры. Экологическая культура специалиста социально-культурной деятельности рассматривается как составная часть его общей и профессиональной культуры; выделяются наиболее важные аспекты ценностного компонента экологической культуры специалиста социально-культурной деятельности: социальные, обусловливающие понимание высокой социальной значимости охраны окружающей среды, активная жизненная позиция; психологические, характеризующие личностное отношение к окружающей среде, развитие чувства единения человека с природой; технологические, предполагающие освоение новых методов и технологий сохранения природных богатств страны; приводятся результаты анкетирования студентов факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, выявляющие уровень сформированно-сти ценностного компонента экологической культуры будущих специалистов. Ключевые слова: ценности, экологическая культура, общая и профессиональная культура, экологическое сознание, экологическая деятельность, социально-культурная деятельность.
THE FORMATION OF VALUE COMPONENT OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE SPECIALIST OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY
T. V. Khristidis, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
E. V. Martinovich, doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The article reveals the value component of ecological culture of the specialist of social and cultural activity. The place of ecological culture of the expert in structure of the General culture is proved. The ecological culture of the specialist of social and cultural activity is considered as an integral part of his General and professional culture; the most important aspects of the value component of the environmental culture of a specialist are highlighted: social, determining the understanding of social significance of environmental protection, active life position; psychological, characterizing personal attitude to the environment development of a sense of unity with nature; technological, involving the development of new methods and technologies for conservation of natural wealth of the country: the results of the survey of students of the faculty of social and cultural activity of Moscow State Institute of Culture are presented, identifying the level of formation of the value component of the ecological culture of future professionals. Key words: values, ecological culture, General and professional culture, environmental awareness, environmental activity, social and cultural activity.
В наше время интерес учёных, и теоретиков, и практиков, к проблеме формирования экологической культуры личности постоянно растёт, что объясняется тем значением, которое имеет для человечества сохранение природной среды планеты.
Современные исследователи считают, что эффективными будут те меры, которые предполагают не только повышение контроля над неправомерным использованием ресурсов, правильную утилизацию отходов производства и т.д., но и формирование экологической культуры личности, предполагающей ценностное отношение к природе и месту человека в ней, что, в свою очередь, поможет избежать экологической катастрофы.
В отечественной педагогике проведён ряд исследований, посвящённых специфике формирования экологической культуры у специалистов различных профессий, развитию экологического сознания обучающихся на всех уровнях образования [5; 7; 8].
Мы исходим из того, что экологическая культура специалиста социально-культурной деятельности является составной частью его общей и профессиональной культуры. Её основными компонентами могут выступать: система экологических знаний; осознанное ценностное отношение к людям и природе; активная экологическая деятельность.
Прежде чем рассмотреть ценностный компонент экологической культуры специалиста социально-культурной деятельности, обратимся к пониманию содержания понятия «экологическая культура личности» в педагогической литературе. Так, С точки зрения Б. Т. Лихачева, экологическая культура личности представляет собой комплекс, включающий: экологическое сознание личности, эмоциональное состояние личности, утилитарно-практическую деятельность [6].
С. Н. Глазачев рассматривает экологическую культуру личности в качестве способа осуществления стержневых намерений человека, «зеркала, в котором отражается степень развития его экологического мышления и экологического сознания», и считает, что именно видоизменения имеющегося набора знаний и представлений об отношениях человека и природы даёт позволит создать более правильную систему отношений людей к окружающему миру, перейти к такой активности, которая предполагает постоянный учёт экологичности осуществляемой деятельности [2].
С точки зрения О. М. Дорошко, экологическая культура личности может быть рассмотрена как система, включающая в себя три неразрывных компонента. Первый - это всё, что связано с культурой отношения человека к природе, отражающей те экологические знания и традиции, которые были накоплены человечеством. Второй включает в себя культуру отношений человека к другим людям и к обществу. Третий включает культуру отношений к самому себе, отражает в том числе и специфику личностной позиции человека, его ценностные установки относительно окружающей среды. Именно сочетание всех трёх компонентов и создаёт экологическую культуру, позволяя ей выступать регулятором взаимодействия человека с окружающей средой [3].
Как мы видим, во всех позициях прослеживается ценностный компонент экологической культуры личности как стержневой.
Мы считаем, что формирование экологической культуры личности начинается в раннем детском возрасте, продолжается на всех этапах образовательно-воспитательного процесса, в том числе и в профессиональном образовании.
В последние годы проблема формирования экологической культуры студентов активно исследуется в педагогике профессионального образования. Изучаются особенности этого процесса у студентов как гуманитарных, так и естественно-научных направлений, предложен ряд моделей формирования экологической культуры с учётом профессиональной направленности обучающихся. Однако социально-культурная деятельность в этом перечне, на наш взгляд, представлена недостаточно. А ведь экологическая культура выступает важным структурным компонентом в профессиональном мастерстве специалиста социально-культурной деятельности, так как специфика его работы предполагает трансляцию норм и ценностей, в том числе и экологических. Следовательно, для эффективной передачи другим людям экологически значимых ценностей профессионал как минимум должен сам разделять их.
Так, А. Д. Жарков считает, что именно с помощью средств социально-культурной деятельности функционируют механизмы, обеспечивающие сохранность и развитие ценностей всего общества и входящих в него
групп, больших и малых, а также и ценностей отдельной личности [4]. Необходимо использовать данный ресурс для повышения уровня экологической культуры населения, и здесь мы вновь подчёркиваем значимость её формирования у будущих специалистов социально-культурной деятельности.
Ценности выступают критерием оценки действительности человеком и источником его деятельности. Основу понятия «ценность» составляют духовность, нравственность, этика, идеалы, устремления и смысл человеческой деятельности.
На протяжении веков понятие «ценности» отождествлялось с истиной (Аристотель, Кант, Гегель), добром (Фома Аквинский), совершенством (Лейбниц). При этом именно культура выступала тем носителем системы социально значимых ценностей, который позволял как сохранять их, так и транслировать каждому следующему поколению. Подавляющее большинство авторов, изучающих данный феномен, отмечают, что ведущим компонентом структуры любой культуры, в том числе и экологической, выступает именно аксиологический компонент.
Последние десятилетия в науке активно изучается становление экологического сознания людей, системы мотивации, обеспечивающей их про-экологическое поведение, а также тех составляющих ценностной сферы психики, которые связаны с оценкой значимости природы, важности её сохранения. Именно переход представлений о необходимости защиты окружающей среды на ценностный уровень позволяет говорить о реальном движении к экологическому мировоззрению, в котором к перечню наиболее значимых личностных ценностей относятся и те, которые обеспечивают готовность активно участвовать в экологически значимой деятельности.
Говоря о специфике данной проблемы в рамках подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности, можно отметить, что, получая возможность в будущем воздействовать на широкую аудиторию, они могут сыграть заметную роль в повышении уровня экологической культуры населения нашей страны. Реализовать такую задачу невозможно без использования аксиологического подхода. Он выступает тем фактором, который обеспечивает закрепление экологических ценностей на высоком месте в иерархии целей и смыслов жизни.
Формирование ценностного компонента экологической культуры специалиста социально-культурной деятельности предполагает, по нашему мнению, три этапа: 1) мотивационный (мотивация понимания места экологической культуры в профессиональной деятельности); 2) деятельностный (решение учебных задач в рамках формирования профессионально значимых качеств специалиста, в ходе которых формируются экологические знания и опыт их применения в практической деятельности); 3) оценочный
(формирование и совершенствование навыков самооценки экологических знаний и практических навыков их применения).
Первый этап определяется иерархией целей и мотивов, побуждающих студента к формированию экологической культуры как важной составляющей профессионального мастерства.
Второй этап соотносится с внешней структурой деятельности (по А. Н. Леонтьеву) и включает решение узкопрофессиональных задач, которые предполагают выполнение определённых действий - целеполагания, планирования, моделирования, преобразования.
Третий этап направлен на развитие самоконтроля и самооценки в процессе формирования экологической культуры.
Мы выделяем как наиболее важные аспекты ценностного компонента экологической культуры специалиста социально-культурной деятельности следующие: социальные, обусловливающие понимание высокой социальной значимости охраны окружающей среды, активную жизненную позицию; психологические, характеризующие личностное отношение к окружающей среде, развитие чувства единения человека с природой; технологические, предполагающие освоение новых методов и технологий сохранения природных богатств страны.
Нами было проведено исследование сформированности ценностного компонента экологической культуры будущих специалистов социально-культурной деятельности - студентов Московского государственного института культуры.
Для получения необходимых эмпирических данных использовалась модифицированная «Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры обучающихся», разработанная С. Н. Глазачевым, С. С. Каш-левым и А. А. Марченко [1].
Результаты данного анкетирования показали, что 55% студентов положительно относятся к участию в различных видах и формах экологической деятельности; негативное отношение показали менее 14% студентов. Мотивы долга, понимания экологической деятельности как гражданской позиции наблюдаются у 70% опрошенных.
Непосредственные мотивы, побуждающие студентов к экологической деятельности, выглядят следующим образом: на первом месте стоит «любовь к природе», на втором - «осознание личной ответственности за свою планету», на третьем - «желание быть полезным людям». Наименее значимыми оказались такие мотивы, как «требования окружающих» и «пример других людей».
Из этого следует, что активная экологическая деятельность опосредована прежде всего внутренними мотивами. Данный результат подтверждает необходимость формирования ценностного компонента экологической культуры специалиста.
Среди препятствий к экологической деятельности студенты отмечали «нехватку времени, нехватку реальных навыков и умений, недостаток единомышленников».
В процессе ранжирования ценностей, предложенных студентам, лидировали такие, как «здоровье», «любовь», «семья», а «гармоничные отношения между природой и человеком» и «активная гражданская позиция» оказались на последнем месте.
На вопрос, «в чём состоит общечеловеческая ценность природы», мы получили следующие ответы:: «Без природы невозможна сама человеческая жизнь»; «Важность природы в качестве источника вдохновения людей»; «Природа даёт возможность человеку познавать окружающий мир»; «Природа есть источник красоты в нашей жизни»; «Природа выступает как источник материальных благ».
Мы выяснили ценностное отношение к формированию экологической культуры будущих специалистов социально-культурной деятельности.
Более 70% опрошенных отметили ценность экологической культуры для развития и обогащения своего внутреннего мира.
Среди объективных причин, которые могли бы побудить студентов принять участие в волонтёрской природоохранной деятельности, были выделены: защита окружающей среды от антропогенного воздействия (48%); сохранение существующих природных ресурсов (37%).
Результаты исследования позволяют утверждать, что студенты признают необходимость формирования экологической культуры как важной составляющей общей культуры личности. Однако они часто не готовы вести активную и целенаправленную деятельность по улучшению экологической ситуации.
На наш взгляд, способствовать формированию ценностного компонента экологической культуры будущих специалистов социально-культурной деятельности будет:
- включение в образовательные программы активных методов обучения и проектных технологий, направленных на формирование экологических знаний и практических навыков;
- обеспечение целостного междисциплинарного содержания учебных дисциплин, касающихся проблем экологии и экологического воспитания;
- включение студентов в научные дискуссии по проблемам экологии и природоохранной деятельности;
- формирование позитивной мотивации к экологической деятельности во внеучебное время и др.
Нами разработана система занятий, предназначенных для реализации данных положений в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности. Она предусматривает как расширенное знакомство с экологическими знаниями различ-
ной тематики, так и анализ их в ходе интерактивных форм работы. Также обучающимся предлагается самостоятельно анализировать реальные экологические проблемы и предлагать варианты их разрешения и профилактики с учётом возможностей своей будущей профессии.
Образовательный процесс должен включать элективные курсы по экологическому воспитанию студентов, различные формы исследовательской и творческой работы. Желательно увеличить экологически значимое содержание учебных дисциплин, независимо от конкретных направлений подготовки, использовать опору на знания о живой природе, полученные ещё в школе, с тем чтобы обновить и подтвердить экологические знания студентов.
Сформированность ценностного компонента экологической культуры студентов можно оценивать по ряду критериев. Полнота и системность знаний об экологической культуре дают основания для объективного анализа событий и всесторонней оценки их экологической составляющей. Ценностное отношение к природе задаёт соответствующую направленность личности, обеспечивающую как экологически верное собственное поведение, так и готовность противодействовать тем действиям, которые наносят ущерб окружающей среде. Профессиональная готовность к различным видам и формам экологической деятельности связана с пониманием тех возможностей своей будущей специальности, которые могут обеспечить большую эффективность экологической активности. Степень осознанности личностной и общественной значимости экологической деятельности демонстрирует уровень принятия личностью экологически значимых ценностей, их места в общей ценностной иерархии.
Формирование ценностного компонента экологической культуры специалиста социально-культурной деятельности проходит по следующим этапам:
- рефлексивный этап - развитие познавательной рефлексии, осознание важного места экологической культуры в структуре общей культуры и профессионального мастерства специалиста;
- поисково-ориентировочный - активизация поиска и открытия личностного смысла формирования экологической культуры и применения экологических знаний в контексте профессиональной деятельности;
- принятие личностного смысла - анализ достижения жизненных и профессиональных целей в процессе экологической деятельности.
Для формирования ценностного компонента экологической культуры специалиста социально-культурной деятельности необходимо специальным образом организовывать учебно-воспитательный процесс в вузе, прежде всего направленный на профессиональное развитие личности студента, а также формирование устойчивой мотивации к экологической деятельности.
Литература
1. Глазачев С. Н., Кашлев С. С., Марченко А. А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. - Москва : Горизонт, 2004.
2. Глазачев С. Н. Экологическая культура. Исследования и разработки экогума-нитарной парадигмы. - Москва, 1998.
3. Дорошко О. М. Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития. - Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2010.
4. Жарков А. Д. Воспитание мировоззрения личности - актуальная задача социально-культурной деятельности // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. -2015. - № 23. - С. 52 - 59.
5. Купцова С. А. Дидактическая модель развития экологической культуры студентов в процессе гуманитарной подготовки в вузе (на примере изучения курса «Психология») : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Купцова Светлана Анатольевна. - Великий Новгород, 2007.
6. Лихачёв Б. Т. Педагогика : курс лекций. - Москва : Владос, 2010.
7. Таран О. А. Формирование экологической культуры студентов технических профилей в образовательном процессе вуза : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Таран Ольга Алексеевна. - Ставрополь, 2006.
8. Удовыченко О. Д. Методики и технологии формирования экологической культуры в системе педагогических условий профессиональной подготовки студентов географических специальностей : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Удовыченко Оксана Дмитриевна. - Ставрополь, 2005.