дологической основой которого наряду с общепринятыми в педагогике подходами должен стать и системно-ролевой подход, ориентирующий все его структурные компоненты процесса воспитания на создание условий, способствующих активному усвоению и реализации нормативно обусловленных социальных ролей зрелого человека.
1. Словарь по социальной педагогике / авт,-сост. J1.B. Мардахаев. М., 2002. С. 279.
2. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников: монография. М., 2003. С. 117.
3. Фриюман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., 2001.
4. Мудрик A.B. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация // Стратегии воспитания в образовательной системе России; под общ. ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 2004. С. 17.
5. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашое Г.Н. и др. Основы социальной педагогики / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. С. 14.
6. Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. 1970. № 12. С. 168-192.
7. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. С. 23.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997. Р. 232.
9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2006. С. 48.
10. Роль: Психологический словарь / под ред.
В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.,1983. С. 330.
11. Шейнис М.Ю. Влияние свойств личности на
профессионально-ролевое поведение: (на
примере деятельности таможни): дис. ... канд. пед. наук. Самара, 1998. С. 52.
12. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. М., 2005. С. 11.
Поступила в редакцию 1.08.2008 г.
Ivanov M.G. System-role approach to social breeding of students. The paper analyzes the essence of social breeding of students considered as rather socially controllable and pedagogically regulated socialization at university. The content of socialization as a process of mastering and responsible performing of the system of normatively caused social roles is revealed. On the basis of the analysis of students’ age peculiarities, specificity of the process of social role mastering by them and formation of their social responsibility it is concluded that the system-role approach to social breeding of student youth at university is very important.
Key words: social breeding, socialization, social role, system-role approach, students.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ
Т.И. Пчельникова
Деятельность социального работника направлена на совершенствование человеческих отношений, и в ней немаловажное место занимают экологические проблемы. Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. В связи с этим особенно важные задачи встают перед системой подготовки специалистов социальной работы, так как именно они должны повышать уровень социальной защиты населения, принимать участие в решении вопросов рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, междисциплинарный подход, профессионально-личностная подготовка социальных работников в вузе.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.
С.Н. Глазачев говорит о происходящем в последние годы переходе различных сфер
культуры в экологическую культуру: «Этот переход, осуществляющийся сегодня в культуре в целом, непосредственно касается каждого носителя культуры, каждого человека. «Экологизацию культурности личности» можно было бы определить как переход человека от сосредоточенности на себе, своих
исключительно индивидуальных, частных проблемах к сосредоточенности на своих связях с миром, определяющих как влияние мира на человека, так и влияние человека на мир» [1].
Научной основой оптимизации взаимоотношений человека с природой, как справедливо считает В.Р. Душенков, может быть только экология, следование ее объективным законам: «Совокупность разнообразных
форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление, мы называем экологической культурой» [2].
Сегодня человека уже нельзя назвать культурным, если он совершает поступки, идущие вразрез с общепринятыми нормами морали по отношению к природе.
«Экологическая культура» - емкое и многоплановое понятие, оно касается не только уровня технического, экономического развития общества, но и всей духовной жизни человека, его интересов, склонностей, способностей, взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей средой.
Каждому человеку необходимо осознать свою социальную и нравственную ответственность за состояние окружающей среды, поэтому в исследованиях все отчетливей прослеживается нравственный аспект понимания экологической культуры как части общей культуры личности.
Формирование экологической культуры преследует цель не только воспитать ответственное и бережное отношение к природе, но и сформировать экологическое сознание. Достижение этой цели определяется при условии систематической работы в процессе воспитания и образования по формированию системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при сформированное™ потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Как было сказано выше, экологическая культура личности формируется в процессе воспитания и образования, прежде всего, в образовательном процессе. «Экологическое образование, по своей сути, - пишет Д.Н. Кавтарадзе, - объединяет народ вокруг общих ценностей. Оно морально, имеет эти-
ческую базу и междисциплинарно. С ним приходит новая картина мира, признание того, что и человек подчиняется законам биосферы и в соответствии со своей национальной культурой и политическим устройством развивается в пределах возможностей региональных экосистем и взаимного обмена между ними» [3].
Незнание, недооценка, игнорирование этих законов во всех формах хозяйственной деятельности привели к многочисленным экологическим проблемам.
В педагогической науке (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина и др.) определены основные принципы экологического образования и формирования экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход к формированию экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
Междисциплинарный подход требует точного определения места и роли каждого учебного предмета в общей системе экологического образования. Такой подход предполагает взаимное согласование содержания, форм и методов экологического образования, единую логику развития ведущих идей и понятий, их последовательное изучение и углубление. Систематичность и непрерывность экологического образования достигается при условии учета ступеней обучения (начального, полного общего, высшего образования), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал нацеливает целостный педагогический процесс на взаимосвязь изучаемых знаний о природных и социальных факторах среды, о чувственном восприятии ее с эстетическими переживаниями.
Так, Л.И. Грехова утверждает, что экологическая культура личности формируется в процессе экологического и общего образования, и эффективность процесса образования прямопропорциональна его непрерывности. «Только в этом случае можно ожидать по-
ступательного развития экологической культуры: наращивания слоя знаний по экологии, повышения компетентности в общении с природой, развития ответственного гражданского отношения и высоконравственного поведения в природе, особенно в конкретной местности своего проживания и в трудовой деятельности» [4].
Экологическое образование - целенаправленный непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры, взаимодействия в системе «человек - общество - природа» [5].
Главной целью экологического образования должно стать формирование экологического мировоззрения, в основе которого лежат научные знания, экологическая культура и этика.
Формирование экологической культуры общества тесно связано с развитием системы социальной защиты населения и, как следствие, развитием системы социального образования, т. е. профессионального обучения специалистов социальной работы (социальных работников).
Социальная работа представляет собой деятельность, организованную на государственном, общественном, личностном (волонтерском) и коммерческом уровнях, основанную на общечеловеческих ценностях милосердия и благотворительности, направленную на помощь социально уязвимым индивидам и общинам, с целью восстановления их нормальной жизнедеятельности и личной активности [6].
Уже само это определение предполагает осуществление схем «человек - человек», «человек - окружающая среда».
Социальный работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с отдельным человеком, включен во взаимоотношения между личностью и коллективом, между социальными группами и т. д. В строгом смысле слова, вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, и в ней немаловажное место занимают экологические проблемы.
Экологические проблемы, чрезвычайные ситуации в обществе, вызванные природными катастрофами, являются самостоятельным объектом деятельности одной из специализаций в области социальной работы.
В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Через основные направления социальной работы (в сфере занятости, с семьей, молодежью, пожилыми людьми, инвалидами, малообеспеченными и другими группами и слоями населения) решаются различные государственные, социальные, правовые, экономические, а также экологические проблемы общества. Поэтому высокая экологическая культура самого социального работника, на наш взгляд, поможет экологизации общества.
В этой связи особенно важные задачи встают перед системой подготовки специалистов социальной работы, т. к. именно они, в соответствии со своей компетенцией, должны повышать уровень социальной защиты населения, принимать участие в решении вопросов рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды.
Формирование экологической культуры в социальном образовании мы рассматриваем с позиции Н.И. Бабкина. Он предлагает модель социального образования, состоящую из трех уровней. Нижний уровень обусловлен тем, что «все люди нуждаются в начатках социальной подготовки, поскольку жизнедеятельность каждого из нас должна учитывать культуру общения, труда, поведения». Но для создания новых элементов культуры этот уровень недостаточен. Более высоким уровнем социального образования, по мнению ученого, является «подготовка работников массовых профессий, которые используют свою функциональную грамотность для налаживания технологических отношений в целях успешного решения производственных задач» [7].
В широком смысле слова социальное образование понимается как формирование социального мышления, системы социальной культуры, ценностей, образа жизни, а также массовое социальное просвещение населения, формирование у человека умения жить в социуме.
В современных тенденциях социального образования отражается социальный заказ общества и государства, выражающийся в требовании подготовки специалистов широкого профиля, в т. ч. с высоким уровнем экологической культуры.
Обязательный минимум содержания образовательных программ определяет Государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 350500 «Социальная работа». В нем четко отражена квалификационная характеристика будущего специалиста, согласно которой он:
- ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;
- оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;
- организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.;
- проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;
- участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;
- содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
- ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).
Сферами его профессиональной деятельности являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.
Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.
Целью, т. е. планируемым конечным результатом подготовки будущего специалиста, является его готовность к профессиональной деятельности, которая включает теоретический, практико-методический (инструментальный) и морально-психологический аспекты. Если содержанием теоретической подготовки являются знания, практической - умения и навыки их применения, то последний из названных аспектов характеризуется, прежде всего, личностным соответствием выбранной профессии.
В процессе профессионально-личностной подготовки специалистов социальной работы взаимосвязь профессиональных и личностных качеств проявляется особенно отчетливо.
«Специфика функций социального работника, - отмечает В.Г. Бочарова, - предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств», социальные работники - «люди особой, деликатной профессии» и соответственно «особых личностных качеств» [8].
Ряд исследователей (Т.Д. Демина, Е.И. Холостова) выделяют следующие группы качеств социального работника: первая -психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности; вторая - психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специа-листа-профессионала; третья - психологопедагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
Социальному работнику, подчеркивает Т.Д. Демина, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения [9].
Другой исследователь (Б.Ю. Шапиро) к числу профессионально желательных лично-
стных характеристик относит: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект-субъектный
характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость [10].
Н.Б. Шмелева на основе исследований сформировала «банк» наиболее значимых качеств личности социального работника, позволяющих эффективно осуществлять деятельность, необходимых социальному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития с высокой степенью экологической культуры:
- интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность, гибкость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость);
- моральные (гуманность, гражданственность, доброжелательность, тактичность, терпимость, принципиальность, уважение к людям, честность, находчивость, оптимистичность);
- коммуникативные (общительность, адаптивность, контактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, чувство юмора);
- волевые (стрессоустойчивость, настойчивость, выдержка, решительность, организованность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность);
- организаторские (активность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, самостоятельность, предприимчивость) [11].
Следует согласиться, в этом плане, с интегративно-модульной технологией профес-сионально-личностного развития будущих социальных работников, разработанной
Н.Б. Шмелевой. В предлагаемой технологии понятие «модуль» включает не только традиционные образовательно-учебные блоки, но и сопутствующие модули развития и саморазвития личности будущего специалиста. Системообразующими модулями подготовки являются:
- профессионально-диагностический модуль (направлен на выявление личностного
потенциала, личностных качеств, знаний, умений);
- профессионально-теоретический (знание основ философии, этики, истории, культурологи, социологии, права, экономики, теории и методики отечественной и зарубежной социальной работы, психологии, педагогики, медицины, экологии и др.);
- профессионально-практический (методы и технологии социальной работы; социально-психологическая, педагогическая технологии; основы социального управления и менеджмента; элективные курсы, тренинги, ролевые, имитационные игры, различные виды практики; функционально-технологический базис профессиональной компетентности);
- профессионально-прогностический (мо-тивационно-ценностная установка на про-фессионально-личностное развитие, саморазвитие, личностная и профессиональная рефлексия, стремление к самоуправлению, самоорганизации, самодвижению к профессионализму, успеху в деятельности; проектирование личностно-профессиональных моделей, планов, программ) [12].
Кроме того, согласно государственному стандарту, каждый вуз может самостоятельно разрабатывать образовательную программу конкретной подготовки специалиста социальной работы и внести ряд дисциплин, которые были ли бы направлены на непосредственное формирование экологической культуры.
Заложенные в этой программе идеи должны внести определенные коррективы в дело экологического образования студентов для совершенствования соответствующих учебных планов некоторых общеобразовательных предметов, предусмотреть введение особых тем, разделов в курсы социальная геронтология, семьеведение, гендерология и феминология, проблемы социальной работы с молодежью и др. специальные дисциплины, т. е. способствовать экологизации естественных и гуманитарных дисциплин.
Хорошие навыки экологической деятельности будущие социальные работники могут получить в процессе прохождения ими всех видов практики (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной).
Понимание содержания экологически направленной практики у студента начинает-
ся на подготовительном этапе, когда в рамках доминантных по блоку профессионализации предметов идет теоретическое освоение сущности, типологии, характера экологических проблем и способов их решения на государственном и личностном уровнях. На заключительном этапе важным моментом является самоанализ содержания и результатов практики.
Итоги практики на предмет оценки приобретения профессиональных знаний, умений, опыта и личностных качеств, сформированное™ экологической культуры составляются на основании выходной самодиагностики компетентности, дневника, отчета, отзыва руководителей практики, творческих исследовательских работ.
Экологическую культуру человека и общества формирует, разумеется, не только вуз. Не может быть экокультурного человека в обществе, где функционируют устаревшие, неэкологичные техника и технология, где социально-экономические условия безразличны к проблемам выживания не только природы, но и самого человека. Формирование экокультурного специалиста предполагает создание соответствующей экокультурной среды. Следовательно, роль экологического образования исключительно велика. Оно должно занимать одно из приоритетных позиций в системе общего и профессионального образования и во всей общественной жизни. В общественном сознании настойчиво должно формироваться мнение, что образованный и культурный человек должен быть образован и культурен и в экологическом отношении.
1. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. М., 1998. С. 20.
2. Экологическая культура и образование: тез. докл. сессии научного совета по проблемам экологического образования РАО. Москва, 18 янв. 1998 г. / под ред. Л.П. Симоновой,
С.Н. Глазачева. М., 1998. С. 16.
3. Кавтарадзе Д.Н. Экологическое образование и безопасность общества. Развитие непре-
рывного экологического образования / под ред. В.В. Лебединского. М., 1995. С. 37.
4. Грехова Л.И. Экологическая подготовка детей в дошк. образоват. учреждениях. Ставрополь, 1998. С. 16.
5. Национальная стратегия экологического образования в РФ (проект) // Вестн. экологического образования в России (прилож). 2000. № 1. С. 19.
6. Куличенко P.M. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 1998. С. 12.
7. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / под ред. М.А. Галагузовой. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 16-17.
8. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. С. 14.
9. Шевеленкова Т.Д. О личностной характеристике социального работника // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.
10. Шапиро Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация // Социальная работа. М., 1992. Вып. № 5.
11. Шмелева И.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2004.
12. Шмелева И.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2005. С. 77.
Поступила в редакцию 20.08.2008 г.
Pchelnikova T.I. Ecological culture as a component of professional-personal training of social workers in an institution of higher education. Ecological culture is considered by scientists to be the culture of unity of a human being and nature, harmonious combination of social needs and demands of people and normal existence and development of nature. Social worker’s activity is oriented to improvement of human relationships, and ecological problems play a significant role in it. In this connection the system of social-work specialists’ training is set an especially important task, as it is them who should raise the level of social defense of population, take part in solving of problems of rational use of nature resources, environment protection.
Key words: ecological culture, ecological education, interdisciplinary approach, professional-personal training of social workers in an institution of higher education.