Научная статья на тему 'Мотивационный аспект системогенеза профессионального становления психолога как субъекта труда на этапе допрофессионального развития'

Мотивационный аспект системогенеза профессионального становления психолога как субъекта труда на этапе допрофессионального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление / мотивация / допрофессиональное развитие / профессиональная подготовка психолога / professional formation / motivation / pre-professional development / professional training of a psychologist

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егоренко Татьяна Анатольевна

Цель. Описать изменения мотивационного компонента системогенеза профессионального становления субъекта труда на этапе допрофессионального развития в зависимости от выраженности личностных качеств. Процедура и методы. В исследовании приняли участие 817 студентов-психологов 1–4 курсов, обучающихся в ведущих российских вузах. Интерпретация результатов исследования подтверждена методами математико-статистической обработки данных. Результаты. По мере профессионального становления на стадии профессиональной подготовки психолога, как субъекта труда, диспозиция ведущих мотивов значимо не изменяется, при этом мотивация, оцениваемая в контексте профессионально-важных личностных качеств, проявляет специфику, обусловленную этапом профессиональной подготовки (курсом обучения). Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы мотивационного компонента система генеза профессионального становления психолога как субъекта труда.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Егоренко Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVA TIONAL ASPECT OF THE SYSTEMOGENESIS OF THE PROFESSIONAL FORMATION OF A PSYCHOLOGIST AS A SUBJECT OF LABOR AT THE STAGE OF PRE-PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Aim. To describe the changes in the motivational component of the systemogenesis of the professional formation of a labor subject at the stage of pre-professional development, depending on the severity of personal qualities. Methodology. The study involved 817 psychology students of the 1st – 4th courses studying at leading Russian universities. The interpretation of the research results is confirmed by the methods of mathematical and statistical data processing. Results. As the professional formation at the stage of professional training of a psychologist, as a subject of labor, the disposition of the leading motives does not change significantly, while motivation, evaluated in the context of professionally important personal qualities, shows the specifics due to the stage of professional training (course of study). Research implications. The results of the study contribute to the study of the problem of the motivational component of the system of genesis of the professional formation of a psychologist as a subject of labor.

Текст научной работы на тему «Мотивационный аспект системогенеза профессионального становления психолога как субъекта труда на этапе допрофессионального развития»

психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

УДК (159.99)

Б01: 10.18384/2949-5105-2023-4-108-119

мотивационный аспект системогенеза профессионального становления психолога как субъекта труда на этапе допрофессионального развития

Егоренко Т. А.

Московский государственный психолого-педагогический университет 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Описать изменения мотивационного компонента системогенеза профессионального становления субъекта труда на этапе допрофессионального развития в зависимости от выраженности личностных качеств.

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 817 студентов-психологов 1-4 курсов, обучающихся в ведущих российских вузах. Интерпретация результатов исследования подтверждена методами математико-статистической обработки данных. Результаты. По мере профессионального становления на стадии профессиональной подготовки психолога, как субъекта труда, диспозиция ведущих мотивов значимо не изменяется, при этом мотивация, оцениваемая в контексте профессионально-важных личностных качеств, проявляет специфику, обусловленную этапом профессиональной подготовки (курсом обучения).

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы мотивационного компонента система генеза профессионального становления психолога как субъекта труда.

Ключевые слова: профессиональное становление, мотивация, допрофессиональное развитие, профессиональная подготовка психолога

© СС БУ Егоренко Т. А . , 2023.

motivational aspect of the systemogenesis of the professional formation of a psychologist as a subject of labor at the stage of pre-professional development

T. Egorenko

Moscow State University of Psychology & Education ul. Sretenka, 29, Moscow, 127051, Russian Federation

Abstract

Aim. To describe the changes in the motivational component of the systemogenesis of the professional formation of a labor subject at the stage of pre-professional development, depending on the severity of personal qualities.

Methodology. The study involved 817 psychology students of the 1st - 4th courses studying at leading Russian universities. The interpretation of the research results is confirmed by the methods of mathematical and statistical data processing.

Results. As the professional formation at the stage of professional training of a psychologist, as a subject of labor, the disposition of the leading motives does not change significantly, while motivation, evaluated in the context of professionally important personal qualities, shows the specifics due to the stage of professional training (course of study). Research implications. The results of the study contribute to the study of the problem of the motivational component of the system of genesis of the professional formation of a psychologist as a subject of labor.

Keywords: professional formation, motivation, pre-professional development, professional training of a psychologist

Введение субъекта труда включает в себя две

На стадии профессиональной подго- стадии: стадию подготовки к про-

товки профессиональное становление фессиональному выбору и стадию

психолога как субъекта труда прохо- профессиональной подготовки [4].

дит период, который сопровождается Остановимся более подробно на ста-

существенными изменениями в его по- дии профессиональной подготовки,

требностно-мотивационной сфере [9]. которая является важным этапом в

В этот период мотивы, связанные с формировании психолога как профес-

усвоением профессиональных знаний, сионала В этот период формируется

начинают занимать высшую ступень отношение к выбранной професси-

в иерархии мотивации . Субъект труда ональной деятельности, происходит

приобретает автономность и самостоя- овладение комплексом компетенций,

тельность, расширяет свою профессио- необходимых для выполнения профес-

нальную активность, что в дальнейшем сиональных задач, а также развивают-

способствует формированию его про- ся профессионально-важные качества

фессиональной позиции и профессио- и профессиональная идентичность

нальному росту [2; 11]. психолога как субъекта труда . Стадия

Этап допрофессионального разви- профессиональной подготовки вклю-

тия профессионального становления чает в себя три фазы:

- фаза адаптации (1 курс), на которой происходит овладение профессиональными навыками и установление первых профессиональных связей . Студенты-психологи знакомятся с теоретическими основами и практическими аспектами профессиональной деятельности, а также начинают формировать необходимые профессиональные навыки;

- фаза освоения деятельности (2-3 курс) - это время активного освоения профессиональной деятельности и развития профессиональных навыков и качеств . Будущий психолог начинает понимать свою роль и место в профессиональной среде и определяет свои профессиональные интересы и предпочтения;

- фаза готовности к деятельности (4 курс; 4-5 курс) - на ней студент уже обладает знаниями, навыками и степенью сформированности профессионально-важных качеств, необходимых для выполнения трудовой деятельности . Он готов применять свои знания в практической деятельности и демонстрировать свою профессиональную компетентность [4].

В своём исследовании мы описали изменения мотивационного компонента системогенеза профессионального становления субъекта труда на этапе допрофессионального развития в зависимости от выраженности личностных качеств

Организация исследования

Выборка В исследовании приняли участие 817 студентов-психологов с первого по четвёртый курс ведущих российских университетов

Методики исследования . В качестве психодиагностического инструмента исследования выступили методики:

1. «Структура мотивации» В . Герба-чевского, которая позволяет изучить особенности мотивации достижения, определив выраженность познавательного, состязательного мотивов, мотива достижения успеха, внутреннего мотива, мотива значения результатов и мотива сложности заданий, а также особенности мотивации отношения после оценки выраженности мотивов инициативности, самооценки волевого усилия, самомобилизации, самооценки личностного потенциала, личностного осмысления работы и позитивного личностного ожидания [3].

2 «Семь качеств личности» (Р. Кеттелл, модификация А . Г. Грецова), направленная на определение выраженности таких личностных качеств, как «замкнутость - общительность», «эмоциональная неустойчивость -устойчивость», «склонность к подчинению - доминированию», «сдержанность - экспрессивность», «робость -смелость», «доверчивость - подозрительность», «уверенность в себе - тревожность» [3]

Результаты исследования

Мотивационный аспект профессионального становления представлен диспозицией мотивов деятельности и отношения к ней В соответствии с целями данного исследования испытуемым предлагалось оценивать побудительные основы типичных задач своей деятельности (учебных задач) и отношение к этой деятельности [6].

По мере профессионального становления в процессе профессиональной подготовки в вузе диспозиция мотивов (структура ведущих, преобладающих мотивов) значимо не изменяется, что подтверждается данными дисперси-

^iioy

онного анализа . При этом мотивация, оцениваемая в контексте профессионально-важных личностных качеств, проявляет специфику, обусловленную фазой профессиональной подготовки (курсом обучения) [5].

При различных сочетаниях фаз профессиональной подготовки будущего психолога с уровнем профессионально-важных качеств личности изменяется характер проявления мотивации (выраженность мотивов достижения и мотивов отношения) . Неслучайный характер указанных изменений моти-вационного компонента системогене-за профессионального становления в зависимости от личностных качеств на разных фазах профессиональной подготовки подтверждается данными многофакторного дисперсионного анализа (табл . 1) . Средние показатели выраженности мотивационного компонента профессионального становления по градациям факторов и курсам обучения представлены на рис . 1 и 2 .

Достоверно (р<0,01 и р<0,05) на стадии профессиональной подготовки процесса профессионального становления подтверждена динамика таких мотивационных проявлений у будущих психологов, как состязательный мотив и мотив самооценки личного потенциала при различных уровнях проявления личностных качеств «Робость - смелость» и «Уверенность в себе - тревожность» .

Наибольшие различия по степени выраженности состязательного мотива наблюдаются у испытуемых первого и четвёртого курсов с низким уровнем проявления личностного качества «Робость - смелость» (рис 1) У студентов-психологов четвёртого курса состязательный мотив выра-

жен слабее в сравнении со студентами первого курса Разность групповых средних, оценённая по критерию Шеффе, статистически достоверна (табл 1) Состязательный мотив у будущих психологов, склонных к робости, пассивности, осторожности [3], в фазе адаптации (1 курс) стадии профессиональной подготовки выше, чем на заключительной, фазе готовности к деятельности (4 курс) . Этот результат раскрывает важный, на наш взгляд, аспект вовлечения в профессию и стратегию продвижения себя в ней студентов -перв окурсников, хар акте -ризующихся изначально низкой социальной активностью, неуверенностью в собственных возможностях отстоять свои интересы. В этом случае условием самоутверждения в выбранной профессиональной деятельности становится не характер конкуренции, исключающий прямое соперничество и личностное столкновение с окружением, а поиск безопасности Состязание в деятельности, позволяющее обрести удовлетворяющий статус, опосредствуется внешней оценкой результатов Другими словами, возможность занять достойное место среди окружающих для них определяется успехом в деятельности, подтверждённым извне Для первокурсников, у которых показатель по шкале «Робость - смелость» попадает в диапазон высоких значений и интерпретируется как смелость, состязательный мотив малозначим У них иные, непосредственные стратегии самопродвижения, и для того, чтобы быть довольными собой в деятельности, во внешних оценках правильности и успешности собственных действий они не нуждаются Различия в средних выраженности состязатель-

vrny

Таблица 1 / Table 1

Результаты многофакторного дисперсионного анализа влияния личностных качеств на мотивационный компонент профессионального становления психолога на разных этапах профессиональной подготовки / The results of a multifactorial analysis of the influence of personal qualities on the motivational component of the professional formation of a psychologist at different stages of professional training

Этапы профессионального становления, между которыми наблюдаются наибольшие различия Межгрупповая сумма квадратов уровней, по которым оценивается контраст Количество степеней свободы Значение F-статистики различия маргинальных средних Разность средних по критерию Шеффе Оценка эффекта (частичная эта-квадрат)

Выраженность состязательного мотива при низком уровне проявления качества личности «Робость -смелость» (полюс робости) 1 и 4 курс 68,546 3 3,094* 2,372 * 0,120

Выраженность мотива самооценки личностного потенциала при высоком уровне проявления качества личности «Уверенность в себе-тре-вожность» (полюс тревожности) 1 и 3 курс 67,702 3 4,596" -1,809* 0,98

Выраженность мотива самооценки личностного потенциала при высоком уровне проявления качества личности «Уверенность в себе -тревожность» (полюс тревожности) 2 и 3 курс 67,702 3 4,596" -1,912* 0,98

** уровень значимости р<0,01 уровень значимости р<0,05

Источник: данные автора.

4.00

S з.оо

1,00 ■

.00 '

шкала "Робость-смелость"

й низкий уровень В средний уровень Ивысокий уровень

1 курс

J курс

э курс

4 курс

курс

Рис. 1 / Fig. 1. Выраженность мотива состязательности у испытуемых на разных этапах профессиональной подготовки при высоком, среднем и низком уровне сформирован-ности качества личности «Робость-смелость» / The intensity of the competitive motive in the subjects at different stages of professional training with a high, medium and low level of formation of the personality quality «Timidity-courage»

ного мотива между первокурсниками с полярными результатами по шкале «Робость - смелость» статистически достоверны по ^критерию Стьюдента (1 = 3,836 при 140 степенях свободы, р<0,01) .

На четвёртом курсе ситуация диаметрально противоположна Студенты-психологи, характеризующиеся робостью, имеют более низкие показатели состязательной мотивации в сравнении со студентами, которым свойственна смелость . Различия показателей не достигают статистической значимости (р<0,1) и могут интерпретироваться как проявление качественной тенденции . К четвёртому курсу существенно меняется характер освоения профес-

Источник: данные автора.

сии от учебно-познавательного на начальной, адаптационной фазе профессиональной подготовки (1 курс) на по большей части практико-деятельност-ный в фазе готовности к деятельности (4 курс) Соответственно, меняется система референции Референтными оценивающими фигурами становятся уже не академические преподаватели -носители теоретического профессионального знания, а руководители практики и практико-ориентированных курсов, обладающие высоким профессиональным статусом в сообществе, который оценивают студенты . Задачи практической деятельности психолога, решаемые обучающимися в рамках практик и практикоориентированных

ЧД13У

курсов, требуют уверенности, определённой доли инициативы, готовности к деятельности в условиях неопределённости Практикующий специалист демонстрирует профессиональные действия при решении задач в области психологической диагностики, консультирования, психологической коррекции и т д , предлагая студентам включиться в решение типовых задач профессиональной деятельности [14]. Таким образом, «состязание» в успешности решения учебной задачи включает теперь не только сравнение с результатами однокурсников, но и с работой «настоящего профессионала» В этих условиях у студентов со склонностью к робости желание демонстрировать свои профессиональные умения и получить их оценку явно снижается. И напротив, у студентов с выраженной смелостью с их стратегиями самоутверждения усиливается мотивация получить высокую оценку своих профессиональных действий от практикующего профессионала [16].

Таким образом, наблюдаются две противоположные тенденции в динамике состязательной мотивации у студентов к завершающему курсу обучения, обусловленные проявлением личностного качества континуума робость - смелость: снижение состязательного мотива на четвёртом курсе в сравнении с первым у студентов, склонных к робости, и наоборот, повышение состязательной мотивации у четверокурсников, которым свойственна смелость (рис 1)

Другой существенный результат, отражающий влияние личностного компонента профессионального становления на мотивационный компонент системогенеза профессионально-

го становления будущих психологов, связан со спецификой проявления мотива самооценки личностного потенциала при различных уровнях проявления личностного качества «Уверенность в себе - тревожность» Выявлено достоверное (р<0,01) изменение в сторону увеличения выраженности мотива самооценки личностного потенциала у студентов с высоким уровнем проявления личностного качества «Уверенность в себе - тревожность» (полюс тревожности - рис 2) Подтверждён простой контраст, а также значимость (р<0,05) разности средних по критерию апостериорных множественных сравнений Шеффе (табл . 1) . Наибольшие в выборке групповые средние по выраженности субъективной оценки личностного ресурса в деятельности, сил, возможностей и позитивной настроенности на неё у высокотревожных студентов третьего курса кажутся неожиданными только на первый взгляд Тревожность в противоположность уверенности в себе проявляется в стремлении избегать ответственности за принятие решений и их последствия, особенно в тех случаях, когда принимаемые решения связаны с благополучием других людей [3] В качестве компенсирующей, ресурсной составляющей, которую личность привносит в деятельность, выступает лояльность к деятельности, исполнительность и работоспособность, причём работоспособность не как психофизиологический ресурс, а как установка на выполнение всех требований и объёмов деятельности Третий курс, который является кризисным в профессиональном становлении [7; 8; 14] на этапе профессиональной подготовки, актуализирует

Vrn;

Рис. 2 / Fig. 2. Средние групповые показатели самооценки личностного потенциала испытуемых на разных этапах профессиональной подготовки при высоком, среднем и низком уровне сформированности качества личности «Уверенность в себе - тревожность» / Group averages of the motive of self-assessment of personal potential of subjects at different stages of professional training with a high, medium and low level of formation of personality quality «Self-confidence - anxiety»

Источник: данные автора .

вопрос о возможностях «выживания» в выбранной профессии . Зачастую именно на третьем курсе решается судьба дальнейшего последипломного профессионального пути будущего выпускника: останется он в профессии или изберёт другую деятельность . Высокотревожные студенты воспринимают необходимость перемен и любую неопределённость, касающуюся их лично, с беспокойством и напряжением, поэтому потребность закрепиться в профессии у них активизирована в большей степени, чем у их однокурсников, уверенность в себе у которых превалирует над беспокойством о своей состоятельности в деятельно-

сти . Максимально актуализируется основной ресурс социальной адаптации, свойственный высокотревожным студентам - лояльность к группе и деятельности и исполнительность, что и проявилось в результатах диагностики самооценки личностного потенциала в деятельности, выражающегося энтузиазмом, настроенностью на деятельность . Полученные результаты, на наш взгляд, указывают на потенциальную принадлежность будущих профессионалов с подобными мотивационными паттернами к группе риска профессионального выгорания в силу сверхценного отношения к деятельности [1].

Viiy

Обсуждение результатов

Эти результаты подтверждают динамику мотивационного компонента си-стемогенеза профессионального становления на этапе профессиональной подготовки в зависимости от выраженности личностных особенностей

Масштаб описанной динамики мо-тивационного компонента студентов в зависимости от их личностных качеств в процессе профессионального становления в целом невелик: размер эффекта (частичная эта - квадрат) динамики состязательного мотива и мотива самооценки личностного потенциала 0,12 и 0,098 соответственно . Такая величина эффекта интерпретируется как умеренный эффект Это связано с тем, что доля выборки, для которой выявлен эффект - количество студентов первых и четвертых курсов, которые имеют низкие показатели (1-4 балла из 12 возможных) по шкале «Робость - смелость», а также количество студентов первых, вторых и третьих курсов с высокими (9-12) показателями по шкале «Уверенность в себе - тревожность» - составляет в среднем 14% (10,4%, 9,6%, 14,3%, 15,1%, 19,1%) от количества студентов соответствующих курсов, участвовавших в исследовании Выявленная тенденция изменения мотивационного компонента системогенеза профессионального становления не является типичной для выборки в целом В то же время особенности мотивационной стороны профессионального становления представляют интерес независимо от их массовости Профессиональное становление на этапе профессиональной подготовки у этой категории студентов осложнено складывающимся у них взаимодействием с профессией, не-

безопасным для благополучия личности, истощающим её ресурсы [1]. Это определяет необходимость психологического сопровождения профессионального становления студентов, типологически менее приспособленных к условиям и характеру деятельности психолога - реактивных и личностно уязвимых (робких и высокотревожных) Робость может быть в удовлетворительной мере скомпенсирована посредством технологий социального научения (тренинги ассертивности) [12; 15]. Изменение отношения к деятельности, определяющего затратное для личности участие в ней на более экологичное, осуществляется, в частности, посредством формирования рефлексивной позиции [5; 10].

Заключение

Мотивация является одним из центральных компонентов системогене-за профессионального становления субъекта труда на этапе его допро-фессионального развития . Она определяет направленность его деятельности, уровень заинтересованности и энергию, которую он готов вложить в достижение своих целей Учёт моти-вационных составляющих субъекта труда является важным условием его профессионализации на этапе профессиональной подготовки Создание ситуаций, в которых студенты могут оценивать и развивать свои личностные и профессиональные качества, а также использование мотивации как движущей силы в профессиональном развитии и обучении поможет им достичь успеха в выбранной профессиональной деятельности [5; 13].

Статья поступила в редакцию 25.10.2023

V116;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

литература

1. Афоньшина И . В . , Яцунова Е . Б. Изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов на разных ступенях обучения // Психология человека в современном мире . 2009. № 4. С. 99-104.

2. Горбушина А. В . Динамика структуры мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа: автореф . дис . ... канд . психол . наук . Киров, 2019. 26 с.

3. Грецов А. Г. , Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб . : Питер, 2012. 208 с.

4. Егоренко Т. А. Детерминанты профессионального становления субъекта труда -будущего психолога // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019 . № 2 (47). С. 36-42.

5 . Егоренко Т. А. Методы активизации профессионального самоопределения личности

на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 61-70 . DOI: 10,17759/jmfp.2022110306.

6 . Зеер Э . Ф . , Степанова Л . Н . Акмеологическая технология прогнозирования индиви-

дуальных профессионально-ориентированных траекторий развития личности студентов // Образование и наука. 2023. Т. 25 . № 6 . С. 69-98. DOI: 10.17853/1994-56392023-6-69-99

7. Леньков С. Л. , Рубцова Н . Е . Личностное и профессиональное развитие психологов // Интеграция психологической науки и практики: основные проблемы и новые перспективы развития: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Мытищи, 10 февраля 2022 г. СПб . : НИЦ АРТ, 2022. С. 79-86. DOI: 10,51623/907478565_79 .

8 Манукян В Р Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета Серия 12. 2012. № 3. С. 62-69.

9 . Поваренков Ю . П . Проблемы психологии профессионального становления лично-

сти. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013.322 с.

10 Толочек В А Профессиональная карьера как предмет психологического исследования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 145-154. DOI: 10.20323/1813-145X_2023_2_131_145 .

11. Чермянин С . В . , Загорная Е . В . , Капитанаки В . Е . Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и ее динамика на разных этапах обучения в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им А С Пушкина 2021. № 4. С. 154-167. DOI: 10.35231/18186653_2021_4_154.

12. Andersen S . C. , Hjortskov M. The unnoticed influence of peers on educational preferences // Behavioural Public Policy. 2019 . P. 3-24.

13. Bertrand M. , Mogstad M. , Mountjoy J. Improving educational pathways to social mobility: evidence from Norway's «reform 94» [Электронный ресурс] // Journal of Labor Economics. 2021. Vol. 39 . № 4. URL: https://www. nber. org/papers/w25679 (дата обращения: 30.10.2023). DOI: 10.1086/713009.

14 . Choose your own intervention: Using choice to enhance the effectiveness of a utility-value intervention / E . Q. Rosenzweig, J. M . Harackiewic, S . J. Priniski, C . A . Hecht, E . A . Canning, Y. Tibbetts, J. S . Hyde // Motivation Science. 2019 . № 5 . P. 269-276. DOI: 10.1037/ mot0000113

15 . Golsteyn B . H . , Stenberg A. Earnings over the life course: general versus vocational educa-

tion // Journal of Human Capital. 2017. Vol. 11. № 2. P. 167-212. DOI: 10.1086/691798.

16 . How can a relevance intervention in math support students' career choices? / H . Piesch,

H . Gaspard, C . Parrisius, E . Wille, B . Nagengast // Journal of Applied Developmental Psychology 2020. № 71. P. 101-185 . DOI: 10 ,1016/j . appdev.2020.101185.

references

I. Afon'shina I . V. , Yacunova E . B . [Study of emotional burnout syndrome in students at different levels of education]. In: Psihologiya cheloveka v sovremennom mire [Human psychology in the modern world], 2009, no . 4, pp. 99-104.

2 . Gorbushina A . V. Dinamika struktury motivaciiprofessional'noj deyatel'nosti pedagogov v za-visimosti ot trudovogo stazha: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Dynamics of the structure of motivation for the professional activities of teachers depending on their work experience: abstract of Cand . Sci . thesis in Psychology], Kirov, 2019. 26 p . 3. Grecov A . G . , Azbel A . A . Psihologicheskie testy dlya starsheklassnikov i studentov [Psychological tests for high school students and students], St. Petersburg, Piter Publ. , 2012. 208 p

4 . Egorenko T. A . [Determinants of the professional development of the subject of labor - the

future psychologist]. In: Vestnik Tverskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University Series: Pedagogy and psychology], 2019, no. 2 (47), pp. 36-42.

5 . Egorenko T. A. [Methods for activating professional self-determination of the indi-

vidual at the stage of pre-professional development: experience of foreign countries]. In: Sovremennaya zarubezhnayapsihologiya [Modern foreign psychology], 2022, vol. 11, no. 3, pp. 61-70 . DOI: 10,17759/jmfp.2022110306.

6 . Zeer E . F. , Stepanova L. N. [Acmeological technology for predicting individual profession-

ally oriented trajectories of personality development of students]. In: Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2023, vol. 25, no. 6, pp. 69-98. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-669-99

7. Len'kov S . L. , Rubcova N. E. [Personal and professional development of psychologists]. In: Integraciya psihologicheskoj nauki i praktiki: osnovnye problemy i novye perspektivy razvitiya: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Mytishchi, 10fevralya 2022 g. [Integration of psychological science and practice: main problems and new prospects for development: collection of proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Mytishchi, February 10, 2022]. St. Petersburg, NIC ART Publ. , 2022, pp. 79-86. DOI: 10. 51623/907478565_79 .

8 . Manukyan V. R. [Specifics of professional development crises at different stages of study

at a university]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 12 [Bulletin of the St. Petersburg State University Series 12], 2012, no. 3, p. 62-69.

9 . Povarenkov Yu. P. Problemy psihologii professional'nogo stanovleniya lichnosti [Problems

of psychology of professional development of personality] Saratov, Saratov State SocioEconomic University Publ. , 2013. 322 p.

10 . Tolochek V. A . [Professional career as a subject of psychological research]. In: Yaroslavskij

pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2023, no. 2 (131), pp. 145-154. DOI: 10. 20323/1813-145X_2023_2_131_145 .

II. Chermyanin S . V. , Zagornaya E . V. , Kapitanaki V. E . [Features of educational and professional motivation of student psychologists and its dynamics at different stages of study at the university]. In: Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina

[Bulletin of the Leningrad State University named after A. S . Pushkin], 2021, no. 4, pp. 154167. DOI: 10.35231/18186653_2021_4_154 .

12. Andersen S . C. , Hjortskov M. The unnoticed influence of peers on educational preferences . In: Behavioural Public Policy, 2019, pp. 3-24.

13. Bertrand M. , Mogstad M. , Mountjoy J. Improving educational pathways to social mobility: evidence from Norway's «reform 94». In: Journal of Labor Economics, 2021, vol. 39, no. 4. Available at: https://www.nber. org/papers/w25679 (accessed: 30.10.2023). DOI: 10.1086/713009.

14. Rosenzweig E . Q. , Harackiewic J. M. , Priniski S . J. , Hecht C. A. , Canning E . A. , Tibbetts Y. , Hyde J. S. Choose your own intervention: Using choice to enhance the effectiveness of a utility-value intervention. In: Motivation Science, 2019, no. 5, pp. 269-276. DOI: 10.1037/ mot0000113

15 . Golsteyn B . H . , Stenberg A . Earnings over the life course: general versus vocational educa-

tion. In: Journal of Human Capital, 2017, vol. 11, no. 2, pp. 167-212. DOI: 10.1086/691798.

16 . Piesch H . , Gaspard H . , Parrisius C . , Wille E . , Nagengast B . How can a relevance intervention

in math support students' career choices? In: Journal of Applied Developmental Psychology, 2020, no. 71, pp. 101-185 . DOI: 10 ,1016/j . appdev. 2020.101185.

информация об авторе

Егоренко Татьяна Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической психологии имени профессора В . А. Гуружапова Московского государственного психолого-педагогического университета; e-mail: egorenkota@mgppu. ru; ORCID: 0000-0002-2934-5657

information about the author

Tatiana A. Egorenko - Cand . Sci . (Psychology), Assoc . Prof. , Head of the Chair of Pedagogical Psychology named after Professor V. A . Guruzhapov of Moscow State University of Psychology & Education;

e-mail: egorenkota@mgppu. ru; ORCID: 0000-0002-2934-5657

правильная ссылка на статью

Егоренко Т. А. Мотивационный аспект системогенеза профессионального становления психолога как субъекта труда на этапе допрофессионального развития // Вестник Государственного университета просвещения . Серия: Психологические науки . 2023. № 4 . С. 108-119.

DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-108-119

for citation

Egorenko T. A. Motivational aspect of the systemogenesis of the professional formation of a psychologist as a subject of labor at the stage of pre-professional development . In: Bulletin of State University of Education. Series: Psychological Sciences, 2023, no . 4, рр . 108-119 . DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-108-119

\XY9J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.