Научная статья на тему 'Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению студентов-медиков'

Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
349
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / MOTIVATIONAL READINESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS / PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Шабаловская Марина Владимировна, Морева Светлана Александровна

Раскрывается содержание мотивационной готовности к профессиональному становлению студентов в образовательных условиях медицинского вуза. Выявлены закономерности в динамике мотива-ционных объектов и мотивационные риски дезадаптации на разных этапах обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Шабаловская Марина Владимировна, Морева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational readiness for professional personally formation of medical students

In the article the motivational readiness for personal professionally formation of students in educational conditions of medical school reveals is discussed. Research objective was detection of regularities in dynamics of the content of the motivational objects indicating motivational readiness for personal professionally formation of students at different grade levels in higher education institution. Motivational objects were studied by means of a method of motivational induktion of Zh. Nyutten (in D. A. Leontyev's adaptation). For many respondents of all courses the most actual and significant motives are what are directed on realization of the actions promoting full study, preparation for future professional activity, and also on implementation of actually working activity. There are distinctions in the semantic content of motivational objects of realization at respondents of various courses. The most actual for first-year students are motives of adaptation to educational activity, to higher education institution requirements, third-year students have motives of expansion and deepening of professional knowledge, at graduates more significant are the motives connected with future work. The motivational objects connected with process of self-realization are revealed. Motives of self-realization authentically meet at students of the 6th course, in comparison with first-year students more often. This fact, in our opinion, reflects positive dynamics of professional and personal formation of students. Motivational objects of self-realization of first-year students indicate personally significant choice of higher education institution, as that educational environment which becomes a condition of an embodiment of their personal plans connected with professional formation and self-realization. The altruistic orientation of motives of students of a third year can be considered as a new growth in personal and professional formation of students as future medical workers. Оп the basis of the obtained data it is possible to assume that in realization and self-realization processes in personal and professional formation and risks of social and psychological disadaptation fixing of the motivational objects connected with experiences of difficulties of training, fear of assignment can cause difficulties at the first year; difficulties of training and future professional activity, loneliness, negative for health of students mental states on a third year; possible mistakes in professional activity -at respondents of the sixth course. The revealed motivational risks of disadaptation demand deeper studying and understanding of experience of difficulties of training, future professional activity, negative mental states, and also ways and conditions of an effective negotiation of them.

Текст научной работы на тему «Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению студентов-медиков»

УДК 159.923.2

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Т.Г. Бохан, М.В. Шабаловская, С.А. Морева (Томск)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №12-16-70000а/Т).

Аннотация. Раскрывается содержание мотивационной готовности к профессиональному становлению студентов в образовательных условиях медицинского вуза. Выявлены закономерности в динамике мотивационных объектов и мотивационные риски дезадаптации на разных этапах обучения в вузе.

Ключевые слова: мотивация; мотивационная готовность; профессионально-личностное становление; студенты-медики.

Актуальность. Мотивационная сфера традиционно определяется ведущими психологами как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности [7-10 и др.]. Мотивационные объекты, согласно Ж. Нюттену, являются когнитивно переработанными потребностями, которые задают направление деятельности и регулируют ее [10]. Содержание мотивационной направленности отражает уровень развития сознания, особенности становления субъекта в профессиональной деятельности [69, 12, 16]. Нарушения в мотивационной системе, наличие неразрешаемых противоречий между внутренними побуждениями способствуют нарушению нормального протекания жизнедеятельности личности, формированию психологической дезадаптации [1-5, 10]. С проблемами мотивации связывают трудности профессионального становления [6, 11-13]. В связи с этим возникает исследовательский интерес к изучению мотивационной готовности к профессиональному становлению на этапах вузовского образования, которая не только лежит в основе успешной деятельности, но и выступает условием психологического благополучия и психического здоровья человека [13-18].

Мотивационная готовность рассматривается нами как совокупность мотивов, которые определяют позитивное отношение студента к выбранной специальности, направляют его к изучению содержания будущей профессиональной деятельности и побуждают к активности, направленной на саморазвитие в контексте выбранной профессии, т.е. на актуализацию своих потенций и использование потенциала образовательной среды для качества профессионального становления.

88

Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению

Цель исследования - выявление закономерностей в динамике содержания мотивационных объектов, указывающих на мотивационную готовность к личностно-профессиональному становлению студентов в образовательных условиях медицинского вуза. Эмпирическая база исследования - студенты, обучающиеся по специальности «лечебное дело», 1-го, 3-го и 6-го курсов Сибирского государственного медицинского университета (n = 250 чел., из них 84 мужчины, 166 женщин в возрасте от 17 до 30 лет).

Методы исследования. Мотивационные объекты у респондентов были выявлены с помощью метода мотивационных индукций Ж. Нют-тена (в адаптации Д.А. Леонтьева). Определение и анализ мотивационных объектов в высказываниях респондентов осуществлялись посредством отнесения содержания высказывания к соответствующему знаковому коду, указывающему на мотивационную категорию объекта, далее вычислялись среднегрупповое значение и частота встречаемости мотивационных категорий, проводился контент-анализ смыслового содержания мотивационных объектов наиболее встречаемых мотивационных категорий, применялся сравнительный анализ полученных данных между эмпирическими группами респондентов. Первичная статистическая обработка была проведена с помощью Microsoft Excel 2010 (функция СРЗНАЧ), а также SPSS Statistics 17.0 (U-критерий Манна - Уитни).

Результаты. Выявлено, что доминирующими мотивационными категориями у респондентов 1-го курса являются «реализация» и «самореализация», у третьекурсников - «реализация» и «контакты», у представителей 6-го курса - «реализация» и «самореализация» (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Частота встречаемости мотивационных категорий

Курс Мотивационные категории (частота встречаемости, %)

Sr R C S Po Ex Tr Le

1 22,7 41 17,7 7,7 3,8 2,7 2,6 1,8

3 18,7 39,1 20,6 11,1 3,8 3,1 2 1,7

6 25,6 34,5 19 7,6 6,6 3,4 2,5 0,8

Примечание. Sr - самореализация; R - реализация; C - контакты; S - аспекты личности; Po - материальные ценности; Ex - познание; Tr - трансцендентальные объекты; Le - отдых.

Достоверно значимые различия свидетельствуют, что средний показатель мотивационной категории «реализация» (табл. 2) у респондентов 1-го (иэмп = 394,5; p < 0,01) и 3-го (иэмп = 157,5; р < 0,01) курсов выше, чем у 6-го, а средний показатель мотивационной категории «самореализация» выше на 6-м курсе, чем на 3-м (иэмп = 590; р < 0,05).

Для определения смыслового содержания мотивационных объектов наиболее часто встречаемых мотивационных категорий проведен контент-анализ, который позволил выявить группы основных смыслов.

89

№ 51

Сибирский психологический журнал

2014 г.

Т а б л и ц а 2

Мотивационная категория «реализация» (1-й курс)

Группа смыслов Текстовые единицы

Учебная деятельность «Экзамен» 68, «отчисление» 53, «закончить» 51, «ВУЗ» 51, «учеба» 45, «учиться» 37, «университет» 36, «практика» 15

Трудности «Трудности» 38

Работа «Работа» 27, «работать» 8

Получение профессии «Профессия» 26

Смысловые группы «получение образования», «получение профессии врача» можно рассматривать как свидетельство того, что мотивационная категория «реализация», включающая в себя объекты профессионально-личностного становления студентов 1-го курса, связана с актуальной для них ситуацией - адаптацией к новым условиям образования. Это выражается в намерении должным образом относиться к своей учебе: «Наибольшее удовольствие я получу, если буду сдавать все экзамены на отлично»; «Я пытаюсь учиться без долгов»; «Я буду рад, если меня не отчислят»; «Наихудшим наказанием для меня будет отчисление». Респонденты 1-го курса переживают ожидание трудностей, связанных с учебой, приобретением медицинских знаний, будущей профессиональной деятельностью, а также некоторые чувствуют свою уверенность и готовность к их преодолению: «Я больше всего готов к трудностям 3-го курса, трудностям в учебе»; «Я боюсь, что не справлюсь с трудностями»; «Я пытаюсь уладить трудности с учебой».

Смысловая группа «работа» указывает на появление у респондентов 1-го курса желания работать, иметь работу в будущем: «Я буду очень счастлив работать за границей»; «Я готов работать»; «Я буду вполне доволен, если буду работать в России»; «Я буду очень счастлив работать в МЧС»; «Моя большая надежда - это работать в хорошем современном центре». Смысловая группа «получить профессию врача» отражает «намерение» первокурсников «получить профессию врача», стремление «быть готовым к будущей профессии», что свидетельствует о желании приобрести необходимые для профессии врача знания, умения и навыки. Такие смыслы мотивационных объектов могут указывать на начальный этап, вхождение в процесс личностнопрофессионального становления.

Вторая по частоте встречаемости мотивационная категория у студентов 1-го курса - это «самореализация», которая отражает, что наряду с мотивами, связанными с адаптацией к вузу, появляются мотивы, отражающие процесс самореализации (табл. 3).

Содержание мотивационных объектов смысловой группы «врач» отличается тем, что респондентам не только важно стать врачом; понимая значимость и роль врача в здоровье и жизни человека, они хотели бы стать хорошими врачами, например: «Я надеюсь стать отличным

90

Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению

врачом»; «Я ужасно хочу стать отличным специалистом, добиться успеха в своей специализации»; «Я мечтаю о том, что стану хорошим врачом»; «Я принял решение быть врачом»; «Когда-нибудь я стану грамотным специалистом»; «Я действительно хочу стать врачом, иметь высокий уровень квалификации»; «Я надеюсь стать высококвалифицированным специалистом»; «Когда-нибудь я достигну профессиональных вершин»; «Я стремлюсь к наибольшей профессиональности»; «Я действительно хочу стать высококвалифицированным врачом»; «Наибольшее удовольствие я получу, если стану профессионалом»; «Я мечтаю о том, что стану профессионалом».

Т а б л и ц а 3

Мотивационная категория «самореализация» (1-й курс)

Группа смыслов Текстовые единицы

Врач «Хороший врач» 95, «грамотный специалист» 37

Стремление к достижениям «Цель - стать врачом» 29, «профессиональный успех» 18

Уровень квалификации «Высококвалифицированный» 14, «профессиональный» 24

У некоторых представителей 1-го курса выражены стремления к достижениям, которые они связывают с будущей профессиональной деятельностью медицинского работника, например: «Я стремлюсь к цели стать врачом»; «Я мечтаю о том, что достигну профессионального успеха»; «У меня сильное стремление к цели стать врачом». Таким образом, категория «самореализация» выявляет у первокурсников стремление к профессиональному развитию в медицинской области, желание стать врачом, профессионалом.

Контент-анализ кода содержания выявляет схожесть мотивационных объектов категории «реализация» у студентов 1-го и 3-го курсов. Об этом говорит схожесть смысловых групп «получение образования», «получение профессии», «работа». В то же время можно заметить некоторые новые содержательные изменения в данных смысловых группах (табл. 4). Например, такой мотивационный объект, как избегание возможности отчисления из вуза, не встречается у третьекурсников. Смысловые группы «получение образования» и «получение профессии» показывают личностно значимую мотивированность некоторых респондентов на освоение знаний и навыков, необходимых для профессионально-личностного становления.

У третьекурсников расширяется видение собственных образовательных возможностей: «У меня есть определенное намерение продолжить обучение за рубежом, обучиться многим методам лечения»; «Я буду очень счастлив работать и обучаться у лучших врачей»; «Я пытаюсь прилагать все усилия к учебе»; «Я прилагаю максимум усилий для получения профессии»; «Я желаю как можно скорее получить профессию»; «Любой ценой я хочу освоить свою профессию».

91

№ 51

Сибирский психологический журнал

2014 г.

Т а б л и ц а 4

Мотивационная категория «реализация» (3-й курс)

Группа смыслов Текстовая единица

Получение образования «Закончить» 132, «учеба» 80, «курс» 72, «ВУЗ» 70, «университет» 58, «учиться» 46, «сессия» 38, «экзамен» 25

Работа «Работа» 79

Получение профессии «Профессия» 29

Трудности «Трудности» 65, «одиночество» 8

Психические состояния «Спать» 21, «есть» 8

Группа «работа» показывает настроенность студентов на осуществление рабочей деятельности, построение планов, связанных не просто с работой, а с работой врача: «Я желаю как можно скорее начать работать врачом, работать в больнице»; «Я ужасно хочу начать работать в качестве врача»; «Я хочу работать по своей специальности»; «Я страстно желаю закончить университет и устроиться на хорошую работу»; «Любой ценой я хочу качественно выполнять свою работу».

Группа «трудности» включает в себя опасения, связанные с ожиданием и переживанием некоторых сложностей, в том числе в учебной и будущей профессиональной деятельности: «Я больше всего готов к трудностям в учебе, в работе, к трудностям в освоении профессии»; «Когда-нибудь я стану врачом и столкнусь со всеми трудностями этой профессии»; «Я готов к трудностям в жизни и в работе», «Я боюсь, что не справлюсь с трудностями». В высказываниях отдельных респондентов 3-го курса появляется новая, по сравнению с первокурсниками, текстовая единица - «одиночество»: «Наихудшим наказанием для меня будет одиночество»; «Я опасаюсь одиночества, быть одинокой».

В отличие от студентов 1-го и 6-го курсов, у третьекурсников выявляется новая группа мотивационных объектов, указывающая на психические состояния, связанные с чувством голода, сонливостью, усталостью, например: «Любой ценой я хочу покушать»; «Я определенно хочу спать»; «Мое самое большое желание - это выспаться»; «Я хочу больше спать, есть»; «Я желаю как можно скорее поесть», «Я буду вполне доволен, если перестану хотеть спать, есть и тратить время на глупости»; «Я хочу есть».

Следующая мотивационная категория, имеющая высокие значения на 3-м курсе - это «контакты» (табл. 5).

Т а б л и ц а 5

Мотивационная категория «контакты» (3-й курс)

Группа смыслов Текстовая единица

Люди «Люди» 60

Пациент «Пациент» 56

Желание здоровья «Здоровье» 33

Семья «Близкие» 34, «семья» 25, «родители» 25, «родные» 23

Помогать «Помогать» 29, «спасать» 9

Внешняя позитивная оценка «Благодарность» 22, «признание» 14

92

Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению

Мотивационные объекты в группе «люди» отражают стремление к более гармоничному и безопасному взаимодействию с окружающими людьми, ожидание и надежду на позитивные изменения в людях («Люди станут добрее и отзывчивей»; «Люди буду более разумными»; «Люди будут добрее друг к другу»; «Будут счастливы все люди на земле»; «Я боюсь, что могут быть люди в жизни, которые могут “подставить” из-за своей выгоды»).

Возникает новая смысловая группа «пациент», которая показывает, что в качестве мотивационных объектов у третьекурсников появляются забота о здоровье и состоянии своих будущих пациентов, ожидание позитивной оценки их профессиональной помощи со стороны пациентов, ответственность за свои профессиональные действия, опасения за жизнь пациентов, опасения недоверия со стороны пациентов: «Лучшей наградой для меня будет выздоровление моих пациентов, благодарность моих пациентов»; «Я хотел бы быть способным убедить пациента лечиться»; «Я буду очень счастлив увидеть, что мой пациент выздоравливает»; «Мне очень понравилось бы общаться с пациентами»; «Я сделаю все возможное, чтобы научиться понимать чувства пациентов»; «Я опасаюсь смерти своих пациентов»; «Наихудшим наказанием для меня будет недоверие пациента».

Группа «желание здоровья» указывает, что здоровье как конечная цель деятельности врача становится у некоторых третьекурсников осознанным объектом мотивации: «Лучшей наградой для меня будет крепкое здоровье моих пациентов»; «Я мечтаю о том, что благодаря моей профессии здоровье близких будет под защитой»; «Мое самое большое желание - это всеобщее здоровье»; «Приносить добро людям, восстанавливать их здоровье»; «Я опасаюсь за здоровье моей семьи».

В группе «помогать» преобладают мотивы помощи другим: людям, пациентам, своей семье или людям, которые входят в близкий круг общения. Помимо этого, появляется потребность во «внешней позитивной оценке»: «Лучшей наградой для меня будут слова благодарности будущих пациентов; признание окружающих; признание коллег и пациентов»; «Мне очень понравилась бы благодарность со стороны коллег, признание меня как личности». Для третьекурсников становится значимым признание со стороны преподавателей, коллег, будущих пациентов. Это говорит о необходимости внешней поддержки в их стремлениях и достижениях, в повышении уровня самооценки, осознании значимости и полезности своей деятельности. Имеются исследования, показывающие, что у медицинских работников существует положительная корреляция между альтруизмом и уровнем тревожности и невротизации, поэтому будущие медики нуждаются в профилактике профессиональной деформации [12. С. 110-111].

Среднегрупповые значения выраженности мотивационных объектов студентов 6-го курса выявляют две доминирующие мотивационные категории: «реализация» и «самореализация» (табл. 6, 7).

93

№ 51

Сибирский психологический журнал

2014 г.

Т а б л и ц а 6

Мотивационная категория «реализация» (6-й курс)

Группа смыслов Текстовые единицы

Работа «Работа» 13, «работать» 52

Окончание образования «Экзамен» 33, «вуз» 27, «закончить, окончание» 38, «университет» 15

Трудности «Трудности» 23

Ошибки «Ошибки» 15

В мотивационной категории «реализация» доминируют по частоте встречаемости мотивационные объекты группы «работа», которые указывают на стремление выпускников работать в определенных медицинских учреждениях, начать работать по специальности, уметь работать хорошо и качественно, иметь любимую и стабильную работу. Они также выражают опасения, что будет тяжело работать с людьми, трудно работать первое время.

Мотивационные объекты смысловой группы «окончание образования» представлены эмоционально выраженным стремлением закончить университет, сдать государственные экзамены, к окончанию вуза быть удовлетворенным выбранной профессией, отмечается сожаление об окончании учебы.

Также можно выделить смысловые группы мотивационных объектов «трудности» и «ошибки», которые свидетельствуют, что выпускники переживают опасения, связанные с ожиданием различных сложностей в профессиональной деятельности, со страхом совершить ошибку, навредить пациенту.

Контент-анализ мотивационной категории «самореализация» выявляет мотивационные объекты профессионально-личностного развития (табл. 7).

Т а б л и ц а 7

Мотивационная категория «самореализация» (6-й курс)

Группа смыслов Текстовые единицы

Состояться как врач «Врач» 91, «специалист» 59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стремление к достижениям «Цели» 44, «достижения» 19, «успех» 14

Личностное развитие «Самосовершенствование» 18, «самореализация» 14,

Мотивационные объекты смысловой группы «состояться как врач» представлены стремлениями «стать одним из лучших врачей», «состояться как врач», «быть практикующим врачом», «быть хорошим врачом», «быть отличным специалистом», «прилагать усилия для становления себя как врача». Выделились мотивационные объекты, которые были отнесены к смысловой группе «стремление к достижениям». Они отражают стремления выпускников к достижению целей, к успеху в своей профессии. Мотивационные объекты группы «личностное раз-

94

Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению

витие» связаны с желанием самосовершенствования и самореализации: «Я сделаю все зависящее от меня, чтобы достичь самореализации», «Я стремлюсь к самореализации»; «У меня сильное стремление к самосовершенствованию».

Обсуждение результатов. Доминирующие мотивационные категории указывают, что для многих респондентов наиболее значимыми мотивами являются те, которые направлены на реализацию действий, способствующих полноценной учебе, подготовке к будущей профессиональной деятельности, а также на осуществление собственно рабочей деятельности. При этом существуют некоторые различия в смысловом содержании мотивационных объектов категории «реализация». Так, у респондентов 1-го курса мотивы связаны с освоением учебной деятельности, требованиями вуза; у студентов 3-го курса в учебной деятельности появляются новые личностно значимые мотивы - получение профессиональных знаний, расширение возможностей приобретения профессиональных знаний, активизация усилий в процессе образования. У респондентов 6-го курса данная мотивационная категория связана с окончанием обучения; по частоте встречаемости в мотивационной категории «реализация» на первое место выходят мотивационные объекты смысловой группы «работа».

Таким образом, в реализации наиболее актуальными для первокурсников являются мотивы адаптации к учебной деятельности, к требованиям вуза, у третьекурсников - мотивы расширения и углубления профессиональных знаний, у выпускников - мотивы, связанные с будущей работой. Мотивационные объекты реализации в учебной деятельности отражают переживание трудностей и готовность к их преодолению. При этом на 3-м курсе у некоторых респондентов появляется переживание одиночества, на 6-м - страх сделать ошибку, навредить пациенту. На 3-м курсе реализация представлена мотивами преодоления таких психических состояний, как голод, сонливость, астения, усталость. Вероятно, большой объем получаемых знаний и высокая мотивированность в их расширении и углублении требуют временных затрат и высокой концентрации усилий, что нарушает режим жизни (нерегулярность питания и сна).

Анализ содержания мотивационных объектов и их динамики на основных этапах обучения в вузе позволил выявить следующие закономерности. Наряду с мотивами реализации, направленными на адаптацию к новым обстоятельствам жизни, у многих студентов 1-го и 6-го курсов выявлены мотивационные объекты, связанные с процессом самореализации, выражающие активность субъекта, направленную на развитие личности и потенциалов, когда объектом активности становится сама личность; личностное развитие осознается в контексте выбранной профессиональной области, стремления к достижению поставленных целей.

95

№ 51

Сибирский психологический журнал

2014 г.

Мотивы самореализации достоверно чаще встречаются у студентов 6-го курса, чем у первокурсников, что, на наш взгляд, отражает позитивную динамику профессионально-личностного становления студентов.

Представленность вышеописанных мотивационных объектов самореализации у первокурсников может свидетельствовать о личностно значимом выборе вуза как образовательной среды, которая становится условием воплощения личностных замыслов, связанных с профессиональным становлением и самореализацией.

В то же время можно отметить, что на 3-м курсе мотивационная категория «самореализация» уступает место категории «контакты».

Такая направленность значимых мотивационных объектов может указывать на то что, на 3-м курсе студенты начинают не только понимать смысл профессиональной деятельности, но он становится для них личностно значимым.

Альтруистическую направленность мотивов студентов 3-го курса можно рассматривать как новообразование в личностно-профессиональном становлении студентов - будущих медицинских работников.

Выводы:

1. Выявлены закономерности в динамике содержания мотивационных объектов, указывающие на мотивационную готовность к личностно-профессиональному становлению студентов медицинского вуза на различных этапах обучения.

2. На основании полученных данных можно предположить, что затруднения в процессах реализации и самореализации в личностнопрофессиональном становлении и риски социально-психологической дезадаптации могут вызывать фиксация мотивационных объектов, связанных с переживаниями трудностей обучения, страха отчисления -на 1-м курсе; трудностей обучения и будущей профессиональной деятельности, одиночества, негативными для здоровья студентов психическими состояниями - на 3-м курсе; возможных ошибок в профессиональной деятельности - на 6-м курсе.

3. Выявленные мотивационные риски дезадаптации требуют более глубокого изучения и понимания переживания трудностей обучения, будущей профессиональной деятельности, негативных психических состояний, а также способов и условий эффективного совладания с ними.

4. Выявленные закономерности в динамике мотивационных объектов и мотивационные риски дезадаптации студентов необходимо учитывать в организации психолого-образовательных условий для личностно-профессионального становления студентов медицинского вуза.

96

Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. М. : Изд-во ИП РАН, 2006.

2. Бохан Т.Г. Проблема стресса и стрессоустойчивости современного человека в парадигме постнеклассической психологии // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. № 2. С. 16-21.

3. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки аномального развития личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. 155 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.

5. Клиническая психология : учеб. / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб. : Питер, 2004. 960 с.

6. Кочнева Е.М., Пахомова Л.Ю. Мотивационная готовность студентов к профессиональной деятельности. Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2011. 140 с.

7. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2009. 702 с.

8. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.

9. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека (Лекция курса «Мотивации и эмоции») // HPSY.RU: сайт, посвященный экзистенциальной и гуманистической психологии. URL: http://hpsy.ru/authors/x065.htm (дата обращения: 21.09.2013).

10. Нюттен Ж. Мотивация, деятельность и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2004. 608 с.

11. Ольшевская Э.Н. Проявление негативных эмоциональных состояний у медицинского работника и их взаимосвязь с альтруизмом // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : сб. науч. тр. V Всерос. науч.-практич. конф. / под ред. Ю.П. Поваренкова. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. 292 с.

12. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. URL: http://psyjour-nals.ru/jmfp (дата обращения: 27.09.2013).

13. Харитонова Т.Г. Профилактика рисков профессионального становления студентов // Вестник Государственного университета управления. 2011. № 16. С. 128131.

14. Эммонс Р. Психология высших устремлений : мотивация и духовность личности / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2004. 416 с.

15. Abramson L.Y., Metalsky G.I., Alloy L.B. Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression Text // Psychological Review. 1986. Vol. 96. P. 358-372.

16. Ryan M.R., Deci E.L. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development and Well-Being // American Psychologist. 2000. № 50. P. 68-78.

17. Seligman M.E.P. Helplessness: on depression, development, and death Text. San Francisco : Freeman, 1975.

18. Semke V., Salevsky G., Bochan N. Regionale Aspekte des Schutzes der Psychischen Gesundheit // Fortschritte der Neurologie und Psychiatrie. Sonderheft 2. 60 Jahrgang, Sept. 1992. S. 111-112.

97

№ 51

Сибирский психологический журнал

2014 г.

Bokhan Tatyana G. Tomsk State University (Tomsk, Russia), Shabalovskaya Marina V., Moreva Svetlana A. Siberian State Medical University (Tomsk, Russia). E-mail: btg960@sibmail.com / m_sha79@mail.ru / sa.more@mail.ru

MOTIVATIONAL READINESS FOR PROFESSIONAL PERSONALLY FORMATION OF MEDICAL STUDENTS.

Key words: motivation; motivational readiness; professional and personal formation; medical students.

In the article the motivational readiness for personal professionally formation of students in educational conditions of medical school reveals is discussed. Research objective was detection of regularities in dynamics of the content of the motivational objects indicating motivational readiness for personal professionally formation of students at different grade levels in higher education institution. Motivational objects were studied by means of a method of motivational induktion of Zh. Nyutten (in

D. A. Leontyev's adaptation). For many respondents of all courses the most actual and significant motives are what are directed on realization of the actions promoting full study, preparation for future professional activity, and also on implementation of actually working activity. There are distinctions in the semantic content of motivational objects of realization at respondents of various courses. The most actual for first-year students are motives of adaptation to educational activity, to higher education institution requirements, third-year students have motives of expansion and deepening of professional knowledge, at graduates more significant are the motives connected with future work. The motivational objects connected with process of self-realization are revealed. Motives of selfrealization authentically meet at students of the 6th course, in comparison with first-year students more often. This fact, in our opinion, reflects positive dynamics of professional and personal formation of students. Motivational objects of self-realization of first-year students indicate personally significant choice of higher education institution, as that educational environment which becomes a condition of an embodiment of their personal plans connected with professional formation and selfrealization. The altruistic orientation of motives of students of a third year can be considered as a new growth in personal and professional formation of students as future medical workers. On the basis of the obtained data it is possible to assume that in realization and self-realization processes in personal and professional formation and risks of social and psychological disadaptation fixing of the motivational objects connected with experiences of difficulties of training, fear of assignment can cause difficulties - at the first year; difficulties of training and future professional activity, loneliness, negative for health of students mental states - on a third year; possible mistakes in professional activity -at respondents of the sixth course. The revealed motivational risks of disadaptation demand deeper studying and understanding of experience of difficulties of training, future professional activity, negative mental states, and also ways and conditions of an effective negotiation of them.

References

1. Bodrov V.A. Psikhologiya professional'noy deyatel'nosti. M. : Izd-vo IP RAN, 2006.

2. Bokhan T.G. Problema stressa i stressoustoychivosti sovremennogo cheloveka v par-adigme postneklassicheskoy psikhologii // Sibirskiy vestnik psikhiatrii i narkologii. 2006. № 2. S. 16-21.

3. Zeygarnik B.V., Bratus’ B.S. Ocherki anomal'nogo razvitiya lichnosti. M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1980. 155 s.

4. Il’in E.P. Motivatsiya i motivy. SPb. : Piter, 2002. 512 s.

5. Klinicheskaya psikhologiya : ucheb. / pod red. B.D. Karvasarskogo. SPb. : Piter, 2004. 960 s.

6. Kochneva E.M., Pakhomova L.Yu. Motivatsionnaya gotovnost' studentov k professional'noy deyatel'nosti. N. Novgorod : NGPU im. K. Minina, 2011. 140 s.

7. Leont’ev A.N. Potrebnosti, motivy i emotsii // Psikhologiya motivatsii i emo-tsiy / pod red. Yu.B. Gippenreyter, M.V. Falikman. M., 2009. 702 s.

8. Leont’ev D.A., Shelobanova E.V. Professional'noe samoopredelenie kak po-stroenie obrazov vozmozhnogo budushchego // Voprosy psikhologii. 2001. № 1. S. 57-65.

9. Leont’ev D.A. Obshchee predstavlenie o motivatsii cheloveka (Lektsiya kursa «Motivatsii i emotsii») // HPSY.RU: sayt, posvyashchennyy ekzistentsial'noy i gumanisti-

98

Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению

cheskoy psikhologii. URL: http://hpsy.ru/authors/x065.htm (data obrashcheniya:

21.09.2013).

10. Nyutten Zh. Motivatsiya, deyatel'nost' i perspektiva budushchego / pod red.

D.A. Leont'eva. M. : Smysl, 2004. 608 s.

11. Ol'shevskaya E.N. Proyavlenie negativnykh emotsional'nykh sostoyaniy u medi-tsinskogo rabotnika i ikh vzaimosvyaz' s al'truizmom // Sistemogenez uchebnoy i pro-fessional'noy deyatel'nosti : sb. nauch. tr. V Vseros. nauch.-praktich. konf. / pod red. Yu.P. Povarenkova. Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2011. 292 s.

12. Pryazhnikova E.Yu., Egorenko T.A. Problema professional'nogo stanovleniya lich-nosti // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. 2012. № 2. URL: http://psyjour-nals.ru/jmfp (data obrashcheniya: 27.09.2013).

13. Kharitonova T.G. Profilaktika riskov professional'nogo stanovleniya stu-dentov // Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya. 2011. № 16. S. 128-131.

14. Emmons R. Psikhologiya vysshikh ustremleniy : motivatsiya i dukhovnost' lichno-sti / pod red. D.A. Leont'eva. M. : Smysl, 2004. 416 s.

15. Abramson L.Y., Metalsky G.I., Alloy L.B. Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression Text // Psychological Review. 1986. Vol. 96. P. 358-372.

16. Ryan M.R., Deci E.L. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development and Well-Being // American Psychologist. 2000. № 50. P. 68-78.

17. Seligman M.E.P. Helplessness: on depression, development, and death Text. San Francisco : Freeman, 1975.

18. Semke V., Salevsky G., Bochan N. Regionale Aspekte des Schutzes der Psychischen Gesundheit // Fortschritte der Neurologie und Psychiatrie. Sonderheft 2. 60 Jahrgang, Sept. 1992. S. 111-112.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.