Научная статья на тему 'Становление эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов'

Становление эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЭМПАТИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONALITY TRAITS / EMPATHY / SELF-DETERMINATION / BECOMING A PROFESSIONAL / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егоренко Татьяна Анатольевна

В статье приводятся данные эмпирического исследования становления эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов. Во введении автор определяет понятие профессионально-важные качества, дает характеристику эмоционального компонента профессионально-важных качеств психолога. В эмпирическом исследовании. В эмпирическом исследовании приняло участие 817 студентов 1-4 курсов психологического и психолого-педагогического направлений, обучающихся в ведущих российских вузах. Для исследования были применены методики: «Шкала измерения эмпатических тенденций» А. Мехрабиан в модификации Н. Эпштейна, «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко). На основании полученных результатов делается вывод о том, что динамика эмоционального компонента профессионально-важных качеств личности студентов-психологов в процессе профессионального становления носит неравномерный, нелинейный характер. Способность выстраивать и поддерживать положительные отношения с другими людьми максимально выражена на первом курсе и снижается к третьему, на четвертом курсе вновь начинает возрастать. готовность и способность справляться с жизненными обстоятельствами и реализовывать социальные функции, в т. ч. профессиональные не ярко выражена у студентов первого и второго курса, но, постепенно повышается к третьему-четвертому курсу. Эмпатические способности наиболее развиты у студентов 2 курса. Студентам, выбравшим обучение по направлению подготовки «Психология», в значительной мере свойственно неосознаваемое стремление улучшить свое психологическое самочувствие, в т. ч. посредством обретения контролирующих возможностей Высказывается предположение, что второй, и в особенности третий курс обучения для студентов-психологов являются наиболее сензитивным периодом для профессионализации эмоционального компонента профессионально-важных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the emotional component of professionally important qualities of psychology students

The article presents the data of empirical research of the formation of the emotional component of professionally important qualities of students-psychologists. In the introduction, the author defines the concept of professionally important qualities, characterizes the emotional component of professionally important qualities of a psychologist. In an empirical study. The empirical study involved 817 students of 1-4 courses of psychological and psychological-pedagogical directions, studying in leading Russian universities. For research methods were applied: "scale of measurement of empathic tendencies" A. Mehrabian in the modification of N. Epstein, "the Scale of psychological well-being", K. Riff (adaptation Etc. Shevelenkov, p. P. Fesenko). On the basis of the results it is concluded that the dynamics of the emotional component of professionally important qualities of the personality of psychology students in the process of professional development is uneven, nonlinear. The ability to build and maintain positive relationships with other people is maximally expressed in the first year and decreases to the third, in the fourth year again begins to increase. readiness and ability to cope with life circumstances and implement social functions, including professional is not pronounced in students of the first and second year, but gradually increases to the third-fourth year. Empathic abilities are most developed in 2nd year students. Students who choose to study in the field of training "Psychology", largely characterized by unconscious desire to improve their psychological well-being, including through the acquisition of controlling opportunities, it is suggested that the second and especially the third course of study for psychology students is the most sensitive period for the professionalization of the emotional component of professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «Становление эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/66PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Егоренко Т.А. Становление эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/66PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Egorenko T.A. (2019). Formation of the emotional component of professionally important qualities of psychology students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/66PSMN419.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.29

Егоренко Татьяна Анатольевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия Доцент кафедры «Педагогической психологии» факультета «Психология образования»

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]

Становление эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов

Аннотация. В статье приводятся данные эмпирического исследования становления эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов. Во введении автор определяет понятие профессионально-важные качества, дает характеристику эмоционального компонента профессионально-важных качеств психолога. В эмпирическом исследовании. В эмпирическом исследовании приняло участие 817 студентов 1-4 курсов психологического и психолого-педагогического направлений, обучающихся в ведущих российских вузах. Для исследования были применены методики: «Шкала измерения эмпатических тенденций» А. Мехрабиан в модификации Н. Эпштейна, «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко). На основании полученных результатов делается вывод о том, что динамика эмоционального компонента профессионально-важных качеств личности студентов-психологов в процессе профессионального становления носит неравномерный, нелинейный характер. Способность выстраивать и поддерживать положительные отношения с другими людьми максимально выражена на первом курсе и снижается к третьему, на четвертом курсе вновь начинает возрастать. готовность и способность справляться с жизненными обстоятельствами и реализовывать социальные функции, в т. ч. профессиональные не ярко выражена у студентов первого и второго курса, но, постепенно повышается к третьему-четвертому курсу. Эмпатические способности наиболее развиты у студентов 2 курса. Студентам, выбравшим обучение по направлению подготовки «Психология», в значительной мере свойственно неосознаваемое стремление улучшить свое психологическое самочувствие, в т. ч. посредством обретения контролирующих возможностей Высказывается предположение, что второй, и в особенности третий курс обучения для студентов-психологов являются наиболее сензитивным периодом для профессионализации эмоционального компонента профессионально-важных качеств.

https:// mir-nauki. com

Ключевые слова: профессиональное становление; профессионально-важные качества личности; эмпатия; самоопределение; становление профессионала; профессиональное образование; профессионализм

Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки кадров остро ставят задачи целостного становления личности в профессии, определения условий, в которых оно происходит. Без ответов на эти вопросы затруднительно обеспечить качественное обучение и спрогнозировать последующую успешность профессиональной деятельности. Современная социальная ситуация предъявляет повышенные требования к специалистам помогающих профессий, не исключение и профессия психолога.

Реальность такова, что выпускники вуза, зачастую, оказывается не готовым к выполнению своих профессиональных задач. Неготовность может выражаться в слабой предметной компетентности при выполнении той или иной профессиональной задачи, но чаще, неготовность выражается в не сформированности необходимых профессионально-важных качеств выпускника-психолога, и как следствие, его личностной и эмоциональной незрелостью на этапе вхождения в профессиональную деятельность.

Под профессионально важными качествами мы будем понимать индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения, именно они являются наиболее значимыми компонентами формирования профессиональной компетентности выпускника.

Профессионально важные качества выступают в роли призмы, для трансформации внешних требований реальности, в том числе стандартов профессиональной деятельности под свои способности. Таким образом, профессионально важные качества являются не только предпосылкой деятельности, но и сами качественно изменяются под ее влиянием [3].

Исследования на основе системного подхода (Е.А. Климов) представляют профессионально важные качества в виде сложного дифференцированного образования, в рамках которого между отдельными качествами устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и совместного типов [6]. В процессе освоения профессией профессиональные качества обособляются и дифференцируются. Постепенно некоторые из них начинают характеризоваться все большей связью с параметрами выбранной профессиональной деятельностью, начинают играть значимую роль среди других профессиональных качеств, становясь структурообразующим началом [9].

Психолог призван оказывать профессиональную помощь при решении жизненных проблем человека. В первую очередь в профессии психолога предъявляются требования к сформированности эмоционального компонента профессионально-важных качеств [11]. Это такие требования, как эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция, эмпатические способности, умение идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами, доброжелательность, тактичность и дипломатичность [3].

Ю.М. Забродин отмечает, что эмоционально-личностные характеристики психолога имеют принципиальное значение. Инструментальные качества способствуют успеху только при сформированной направленности личности и высокой мотивации [4].

По мнению Л.И. Кунц, профессиональная компетентность психолога определяется, прежде всего, особенностями нервной системы, под которой понимается повышенная работоспособность и эмоциональная устойчивость в процессе общения. Это позволяет выдерживать большие нагрузки в специфических ситуациях при общении с людьми, противостоять симптомам эмоционального выгорания. «Особенности эмоциональной сферы

предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности, как черты личности, способность переносить психологические стрессы» [7].

И.В. Дубровина в статье «Как не упустить главного в подготовке психолога» выражает следующую мысль по этому поводу: «Быть человеком - главная составляющая любой профессии. Компетентности - конечно, дело необходимое, но главное - сам человек, владеющий этими компетентностями. Поэтому так важно понимать, как человек пришел в ту или иную профессию, где и чему учился, что ждет от нее, как относится не только к ней, но и к жизни в целом, в контексте которой он осуществляет, или собирается осуществлять свою профессиональную деятельность» [2].

Программа эмпирического исследования

В своем исследовании мы попытались определить характер становления эмоционального компонента профессионально-важных качеств студентов-психологов.

Эмпирическую базу исследования составила выборка студентов 1 -4 курсов, «психолого-педагогического» и «психологического» направления подготовки в общем количестве 817 человек, обучающихся в ведущих российских вузах.

Методиками исследования выступили: «Шкала измерения эмпатических тенденций» А. Мехрабиан и Н. Эпштейна (в адаптации Ю.М. Орлова, Ю.Н. Емельянова) направленная на определение уровня способности личности к эмпатии [8], «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) [12].

Анализ и интерпретация результатов исследования

Нами было выявлено, что развитие эмоционального компонента профессионально-важных качеств личности студентов-психологов в процессе профессионального становления носит неравномерный, нелинейный характер, который подтвержден результатами однофакторного дисперсионного анализа (ЛКОУЛ), а также апостериорного сравнения по критерию Уоллера-Дункана.

Таблица 1

Результаты однофакторного дисперсионного анализа показателей эмоционального компонента профессионально-важных качеств личности студентов-психологов 1-4 курсов

Межгрупповая сумма квадратов Внутригрупповая Количество степеней свободы Значение F-статистики различия групповых Результаты апостериорных межгрупповых

сумма квадратов сравнении по критерию Уоллера-Дункана

средних

Положительные отношения с другими 30,68 2490,93 3 3,333* контраст между 1-м и 3-м курсами

Баланс аффекта 46,35 4286,5 3 2,926* Межгрупповой контраст не подтвержден

Эмпатические способности 171,18 15688,51 3 2,953* контраст между 2-м и остальными курсами

Способность выстраивать и поддерживать положительные отношения с другими людьми является одним из основных профессионально-важных качеств будущего психолога. С содержательной стороны данное качество интерпретируется как социабельность или социальный интерес. Нами была определена выраженность данного качества у студентов 1-4 курсов психологов. Соотношение результатов по курсам обучения отражает нелинейную, и-образную динамику указанного качества: максимальная выраженность фиксируется на первом курсе и снижается к третьему, на четвертом курсе вновь начинает возрастать (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика способности выстраивать и поддерживать положительные отношения с другими студентов психологов 1-4 курсов

Результаты студентов-психологов третьего курса характеризуют кризис формирования способности устанавливать и поддерживать удовлетворяющие отношения с другими людьми. Эта способность претерпевает трансформацию из стихийно сложившейся практики взаимодействия с социальным окружением в профессиональную установку. Пересмотр стихийно найденных либо усвоенных в семье способов ладить с окружением в определенной мере неизбежен в силу возросшей рефлексии и понимания манипулятивных действий и эгоцентричных мотиваций в реакциях окружения. К третьему курсу «разочарование» в своей способности управлять собственными отношениями с окружающими достигает максимальной степени; к моменту завершения обучения студент становится более уверенным субъектом межличностных отношений, предположительно, в связи с появившимся собственным опытом выстраивания профессиональных контактов.

Еще один компонент эмоциональной составляющая системы профессионально-важных качеств психолога - баланс аффекта, качество, которое, согласно данным ряда исследований [12; 14] является основой благополучия личности, ее готовности и способности справляться с жизненными обстоятельствами и реализовывать социальные функции, в т. ч. профессиональные. Данное качество отражает меру спокойствия и стабильности в противовес неуверенности и социальным страхам.

6.7 6,6 6,5 6,4 6,3 6,2 6,1 6,0 5,9

5.8 5,7

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Рисунок 2. Динамика профессионально-важного качества будущих психологов в процессе обучения в вузе: Баланс аффекта

Низкие значения по данному параметру наблюдаются у студентов второго курса, которые постепенно повышаются к третьему-четвертому курсу. Увеличение показателя соответствует сдвигу баланса аффекта в сторону негативных переживаний [12]. Работа со своими переживаниями, самоисследование и погружение в личностную историю, а также первичные пробы собственных сил в профессиональной деятельности, позволяют переосмыслить свои внутренние возможности, что создают мотивацию для личностного роста будущего психолога.

Эмпатические способности - одна из важнейших профессионально-специфичных составляющих модели ПВК будущего психолога [13]. Данное качество проявляет нелинейную динамику с возрастанием ко второму курсу и дальнейшим снижением на третьем и четвертом курсе. Выявленные в исследовании особенности динамики эмпатических способностей студентов могут быть объяснены исходя из качественного своеобразия этапов профессионального становления в процессе вузовского обучения будущих психологов.

23,8 23,6 23,4 23,2 23,0 22,8 22,6 22,4 22,2 22,0 21,8

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Рисунок 3. Динамика профессионально-важного качества личности будущих психологов в процессе обучения в вузе: эмпатические способности (различная штриховка отражает апостериорный межгрупповой контраст)

Второй курс обучения соотносится с этапом овладения деятельностью, переходом от ориентировочного к операциональному уровню готовности к профессиональной деятельности по Е.В. Шипиловой [13]. Студенты второго курса уже владеют некоторыми практическими навыками, не объединяемыми пока в целостные деятельностные циклы (формирование профессиональных функций осуществляется на последующих этапах обучения). Для студентов, овладевших этими первичными профессиональными навыками, мир переживаний других людей предстает постигаемым, и потенциально управляемым. Это усиливает интерес к людям, пока что в большей мере субъектно-объектный, далекий от зрелой профессиональной позиции. Подтверждением могут служить приводимые Д.Ю. Грищенко данные о системе мотивации выбора профессии психолога. Преобладающей осознаваемой мотивацией является решение собственных проблем за счет возможностей психологии. Не менее значимыми, особенно на ранних этапах обучения, являются неосознаваемые мотивы приобщения к психологической деятельности: компенсация депривированных потребностей, коррекции собственной психоэмоциональной сферы, удовлетворение потребности выработки более эффективных и безопасных механизмов межличностных взаимодействий [1]. Другими словами, студентам, выбравшим обучение по направлению подготовки «Психология», в значительной мере свойственно неосознаваемое стремление улучшить свое психологическое самочувствие, в т. ч. посредством обретения контролирующих возможностей. Немаловажным также представляется отмечаемое многими исследователями представление о психологе, основанное на мифах обыденного сознания, которое свойственно обучающимся 1-го и 2-го курсов [5; 13]. Атрибутирование личности психолога особой эмоциональной отзывчивости, готовности помогать людям, испытывающим психологические проблемы, всегда и везде («феномен спасательства» [10]), оказывает влияние на процессы идентификации с профессией. Вполне обоснованно и заслуживает специального исследования предположение о том, что система практико-ориентированного обучения с привязкой образовательных результатов к трудовым функциям психологов-практиков, позволяет сформировать у старшекурсников (хотя бы в частичной мере) готовность к профессиональной деятельности, соответствующую уровню готовности к деятельности молодых специалистов (рефлексивно-творческий уровень готовности к профессиональной деятельности по Е.В. Шипиловой) [13, с. 11].

Результаты проведенного исследования, обозначили значимость изучения проблемы становления профессионально-важных качеств психолога, а также, определили ряд дальнейших вопросов для рассмотрения профессионального становления психолога на этапе профессионального обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грищенко Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Дмитрий Юрьевич Грищенко. - Краснодар, 2003. - 24 с.

2. Дубровина И.В. Как не упустить главного в подготовке психолога // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1. С. 3-4.

3. Егоренко Т.А. Детерминанты профессионального становления субъекта труда -будущего психолога // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2. С. 36-43.

4. Забродин Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии, 1989. №6. -С.100-108.

5. Казанцева Т.А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Татьяна Александровна Казанцева. - М., 2000. - 24 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. ю. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. - 2-е изд., испр. - М.: издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

7. Кунц Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности (на примере студентов-психологов). -Дис. канд. психол. наук. - Новосибирск, 2005. - 243 с.

8. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Т.Ю. Прокофьева, О.А. Кравцова. - Смысл Москва, 2008. - 172 с.

9. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Психолого-педагогические модели профессионального становления: кросс-культурный анализ // Человек и образование. 2015 №1(42). С. 123-128.

10. Сидорова Т. «Спасательство»: внутренний мир снаружи // Сборник материалов Общества практикующих психологов «Гештальт-подход», М.: МГИ, 2005. - С. 20.

11. Сизикова, М.В. Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности: дис. ... канд. психол. наук (PhD HSE). - М., 2018. - 165 с.

12. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.

13. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Евгения Валерьевна Шипилова. - М., 2007. - 15 с.

14. Ryff C. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well - being / C. Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 6 (Dec). P. 1069-1081.

Egorenko Tatiana Anatolyevna

Moscow state university of psychology & education, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Formation of the emotional component of professionally important qualities of psychology students

Abstract. The article presents the data of empirical research of the formation of the emotional component of professionally important qualities of students-psychologists. In the introduction, the author defines the concept of professionally important qualities, characterizes the emotional component of professionally important qualities of a psychologist. In an empirical study. The empirical study involved 817 students of 1-4 courses of psychological and psychological-pedagogical directions, studying in leading Russian universities. For research methods were applied: "scale of measurement of empathic tendencies" A. Mehrabian in the modification of N. Epstein, "the Scale of psychological well-being", K. Riff (adaptation Etc. Shevelenkov, p. P. Fesenko). On the basis of the results it is concluded that the dynamics of the emotional component of professionally important qualities of the personality of psychology students in the process of professional development is uneven, nonlinear. The ability to build and maintain positive relationships with other people is maximally expressed in the first year and decreases to the third, in the fourth year again begins to increase. readiness and ability to cope with life circumstances and implement social functions, including professional is not pronounced in students of the first and second year, but gradually increases to the third-fourth year. Empathic abilities are most developed in 2nd year students. Students who choose to study in the field of training "Psychology", largely characterized by unconscious desire to improve their psychological well-being, including through the acquisition of controlling opportunities, it is suggested that the second and especially the third course of study for psychology students is the most sensitive period for the professionalization of the emotional component of professionally important qualities.

Keywords: professional development; professionally important personality traits; empathy; self-determination; becoming a professional; professional education; professionalism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.