Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL MOTIVATION / MOTIVATIONAL SPHERE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Зубкова Светлана Николаевна

В связи с широким распространением профессии психолога и растущей потребностью в квалифицированных специалистах проблема развития их личностных и профессиональных качеств на этапе университетского образования приобретает особую актуальность. Недостаточное изучение этой проблемы в современной психологии определяет спонтанность и плохую управляемость профессионального становления будущих психологов. Исследование профессиональной мотивации связано с необходимостью объяснения характеристик движущих сил, вызывающих и формирующих эффективную деятельность, а также позволит рассматривать особенности формирования профессионально значимых качеств студентов как структурный компонент их самореализации. Актуальность проблемы профессиональной подготовки студентов психологов обусловлена тем, что в период обучения в университете закладываются основы профессионализма, формируются необходимость и готовность к непрерывному самообразованию в меняющихся условиях. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение влияния профессиональной мотивации студентов-психологов на формирование профессионально важных качеств. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В исследовании использовались «Опросник профессиональной мотивации психологов», «Многофакторный опросник Кеттелла». В представленном исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология образования», в количестве 100 человек. На основании проведенного исследования было выявлено, что наличие у студентов-психологов профессионально важных качеств зависит от конструктивности их профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Зубкова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS

Due to the wide spread of the psychology profession and the growing need for qualified specialists, the problem of developing their personal and professional qualities at the stage of University education becomes particularly relevant. Insufficient study of this problem in modern psychology determines the spontaneity and poor management of professional development of future psychologists. The study of professional motivation is connected with the need to explain the characteristics of the driving forces that cause and form effective activities, and also allows us to consider the features of the formation of professionally significant qualities of students as a structural component of their self-realization. The relevance of the problem of professional training of psychology students is due to the fact that during the period of study at the University, the foundations of professionalism are laid, the need and readiness for continuous self-education in changing conditions are formed. This article presents the results of a study aimed at studying the influence of professional motivation of psychology students on the formation of professionally important qualities. The work was carried out on the basis of the Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. The study used the "questionnaire of professional motivation of psychologists", "multi-Factor Kettell questionnaire". The presented study was attended by students studying in the field of "Psychology of education", in the number of 100 people. Based on the study, it was found that the presence of professionally important qualities in psychology students depends on the constructiveness of their professional motivation.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

психологические науки

Андриенко Оксана Александровна, Зубкова Светлана Николаевна К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ...

УДК 159.99

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0072

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

© 2020

SPIN: 3820-8444

AuthorlD: 516485

ORCID: 0000-0002-3490-1849

ScopusID: 57205333311

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Зубкова Светлана Николаевна, студент Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: svetlana.zub1998@mail.ru)

Аннотация. В связи с широким распространением профессии психолога и растущей потребностью в квалифицированных специалистах проблема развития их личностных и профессиональных качеств на этапе университетского образования приобретает особую актуальность. Недостаточное изучение этой проблемы в современной психологии определяет спонтанность и плохую управляемость профессионального становления будущих психологов. Исследование профессиональной мотивации связано с необходимостью объяснения характеристик движущих сил, вызывающих и формирующих эффективную деятельность, а также позволит рассматривать особенности формирования профессионально значимых качеств студентов как структурный компонент их самореализации. Актуальность проблемы профессиональной подготовки студентов психологов обусловлена тем, что в период обучения в университете закладываются основы профессионализма, формируются необходимость и готовность к непрерывному самообразованию в меняющихся условиях. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение влияния профессиональной мотивации студентов-психологов на формирование профессионально важных качеств. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В исследовании использовались «Опросник профессиональной мотивации психологов», «Многофакторный опросник Кеттелла». В представленном исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология образования», в количестве 100 человек. На основании проведенного исследования было выявлено, что наличие у студентов-психологов профессионально важных качеств зависит от конструктивности их профессиональной мотивации.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, мотивационная сфера, профессиональные компетенции, профессиональное развитие, личностные качества, профессионализация, профессионально важные качества.

ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS

© 2020

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Zubkova Svetlana Nikolaevna, student

Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: svetlana.zub1998@mail.ru)

Abstract. Due to the wide spread of the psychology profession and the growing need for qualified specialists, the problem of developing their personal and professional qualities at the stage of University education becomes particularly relevant. Insufficient study of this problem in modern psychology determines the spontaneity and poor management of professional development of future psychologists. The study of professional motivation is connected with the need to explain the characteristics of the driving forces that cause and form effective activities, and also allows us to consider the features of the formation of professionally significant qualities of students as a structural component of their self-realization. The relevance of the problem of professional training of psychology students is due to the fact that during the period of study at the University, the foundations of professionalism are laid, the need and readiness for continuous self-education in changing conditions are formed. This article presents the results of a study aimed at studying the influence of professional motivation of psychology students on the formation of professionally important qualities. The work was carried out on the basis of the Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. The study used the "questionnaire of professional motivation of psychologists", "multi-Factor Kettell questionnaire". The presented study was attended by students studying in the field of "Psychology of education", in the number of 100 people. Based on the study, it was found that the presence of professionally important qualities in psychology students depends on the constructiveness of their professional motivation.

Keywords: professional motivation, motivational sphere, professional competence, professional development, personal qualities, professionalization, professionally important qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является изучение профессиональной мотивации как фактора формирования личностно-профессиональных качеств, приоритет которой вписывается в современную стратегию развития субъективных способностей и способностей человека.

Сложность и многомерность проблемы профессиональной мотивации определяет множественность понимания ее сущности, характера, структуры, а также функций мотивов.

Многие исследователи уделяют значительное внимание выявлению мотивов выбора профессии психолога.

Однако психология мотивации как фактора формирования личностно-профессиональных качеств у студентов-психологов в их учебной и профессиональной деятельности оказалась недостаточно разработанной и вызывает интерес для экспериментального исследования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам изучения профессиональной мотивации, как фактора формирования личностно-про-фессиональных качеств, посвящены исследования Э.Ф. Зеера [1], Н.С. Пряжникова [2; 3], Е.В. Малеко [4], Г.А. Пичугиной [5; 6], С.Н. Чистяковой [7] и др.

Andrienko Oksana Aleksandrovna, Zubkova Svetlana Nikolaevna psychological

ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL MOTIVATION ... science

Особенностью современности является растущая необходимость повышения качества результатов труда во всех сферах деятельности. Профессиональные компетенции специалиста, в том числе профессиональные знания, навыки, приобретенные в ходе всей профессиональной деятельности, начиная с периода обучения в университете, определяют достижение высоких профессиональных целей. Внутренним ресурсом является интенсивный потребностно-мотивационный тон специалиста [8].

Профессиональная мотивация определяется рядом специфических факторов, влияющих на успешность образовательной деятельности. Мотивационная основа учебно-профессиональной подготовки учащегося во многом состоит из познавательных и социальных мотивов [9].

Профессиональные мотивы побуждают личность совершенствовать свою деятельность в рамках профессиональной подготовки в системе высшего образования. Необходимо отметить, что профессиональное развитие студентов связано: во-первых, с изучением различных аспектов будущей профессии; во-вторых, формированием у обучающегося представлений о личности профессионала, о качествах, обеспечивающих успех профессиональной деятельности. Именно формирование представлений о личности профессионала - это условие успешного овладения профессией [10].

Многие исследователи писали о важных профессиональных качествах. Так, В.Д. Шадриков под профессионально значимыми качествами понимает индивидуальные качества субъекта, включающиеся в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее осуществления по основным параметрам, которые влияют на эффективность и успех ее освоения [11]. Личное становление профессионала является неотъемлемой частью профессионализации, которая развивается в процессе получения высшего образования [12].

Таким образом, включение компонентов, связанных с профессиональным развитием, в процесс личностного развития студента-психолога обеспечит его полноценное развитие как профессионала. Задача преподавателей любого вуза - мотивировать студентов на приобретение знаний и дальнейшее профессиональное развитие, грамотно и правильно влиять на мировоззрение студента и его представления о профессии.

По мнению Э.Ф. Зеер, профессионально важные качества представляют собой психологические качества личности, определяющие продуктивность ее деятельности [13].

Профессионально важными качествами для психолога являются: высокие умственные способности [14], эмпатия, коммуникабельность, тактичность, ответственность [15], эмоциональная устойчивость, спокойствие, терпимость [16], доброжелательность, гуманность, социальный интеллект, организованность и другие [17].

«Профессионально важные качества выступают в роли призмы, для трансформации внешних требований реальности, в том числе стандартов профессиональной деятельности под свои способности» [18, с. 41].

Студенту-психологу важно сформировать у себя профессионально важные качества, так как это необходимо для работы и поможет ему в дальнейшем в его профессиональной деятельности. Однако не все студенты обладают необходимыми профессионально важными качествами. Причина этого заключается в низкой мотивации студентов к обучению или не достаточно высокой осознанностью выбора.

Изучению профессионально важных качеств студентов-психологов посвящены работы А.А. Деркач [19], Т.В. Кот, Л.В. Абдалиной [20], В.В. Семеновой, Е.А. Винарчик [21], И.А. Панкратовой, Е.Е. Роговой [22] и др. [23, 24]. Их объединяет мнение о том, что у студентов-психологов преобладают такие качества, как эмпа-тия, коммуникабельность, альтруизм, активность, эмо-304

циональная устойчивость. Для успешности дальнейшей профессиональной деятельности все вышеперечисленные качества личности должны быть сформированы у студентов-психологов в процессе обучения в вузе [25].

Таким образом, для того чтобы студент-психолог мог обладать профессионально важными качествами, он должен иметь профессиональную мотивацию и развивать себя как личность. Профессиональная мотивация является достаточно важным компонентом компетентности выпускника высшего учебного заведения, которая представляет собой конечный результат всего образовательного процесса и приобретения профессиональных умений и навыков, необходимый в работе [26].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Исследование влияния профессиональной мотивации студентов-психологов на формирование их профессионально значимых качеств.

Постановка задания. Изучить особенности профессиональной мотивации студентов-психологов и ее влияние на формирование профессионально значимых качеств, проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались методики: «Опросник профессиональной мотивации психологов», «Многофакторный опросник Кеттелла» (автор Р.Б. Кеттелл).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В представленном исследовании принимали участие студенты очной и очно-заочной форм обучения, обучающиеся по направлению подготовки «Психология образования», в количестве 100 человек.

Диагностика профессиональной мотивации студентов-психологов по методике «Опросник профессиональной мотивации психологов» показала следующие результаты:

1) у 29% испытуемых наиболее выражена мотивация профессиональной помощи с ориентацией на саморазвитие, здесь наблюдается внутренняя потребность к осуществлению деятельности, направленной на оказание профессиональной психологической помощи людям;

2) у 67% испытуемых наиболее выражена мотивация решения собственных проблем, приводящая к нарушению процесса профессиональной самоидентификации;

3) у 43% испытуемых наиболее выражена «внешняя мотивация» профессиональной деятельности, которая обусловлена доминированием ценности материального вознаграждения;

4) у 52% испытуемых наиболее выражена мотивация общения, характеризующаяся высокой потребностью в аффилиации.

Отметим, что в данном опроснике первая и четвертая шкалы диагностируют конструктивную профессиональную мотивацию, в то время как вторая и третья - неконструктивную.

Можно констатировать, что у студентов-психологов наиболее выраженными являются мотивация решения собственных проблем и мотивация общения.

Далее нами была проведена методика «Многофакторный опросник Кеттелла», направленная на выявление таких профессионально важных качеств психолога, как общительность, высокий интеллект, эмоциональная стабильность, высокая нормативность, смелость, дипломатичность, высокий самоконтроль, экстраверсия, уравновешенность, независимость. Результаты диагностики личностных качеств отражены в таблице 1.

Анализ полученных данных позволяет заключить, что у испытуемых, с выраженной мотивацией профессиональной помощи с ориентацией на саморазвитие, преобладают такие личностные качества, как общитель-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

психологические науки

Андриенко Оксана Александровна, Зубкова Светлана Николаевна К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ...

ность, высокий интеллект, эмоциональная стабильность, самоутверждение, высокая нормативность, смелость, дипломатичность, экстраверсия и уравновешенность.

Таблица 1 - Результаты исследования личностных качеств студентов-психологов

Личностные качества Среднее значение

Мотивация помощи с ориентацией на саморазвитие Мо т ивация р е шения собственных проблем Внешняя мотивация Мотивация общения

Общительность 5.4 3,6 5,7 9.6

Высокий интеллект 9,2 2,8 4.5 7,5

Эм оцнональная стабильность 8,7 3,1 3,8 5,4

Самоутверждение 5.6 8,9 2,9 4

Экспр е ссивно сть 4.7 9,5 6.3 7,2

Высокая нормативность 8.4 3.7 4.9 4.6

Смелость 7.9 2,4 1.5 8.6

Чувствительность 4.4 6.8 8.1 3,7

Подозрительность 3,2 6.4 4.2 1.7

Мечтательность 2.9 4,9 6.5 3.8

Дипломатичность 7.6 2,3 3.3 3,5

Тревожность 2 8,3 7,2 1.2

Радикализм 2.2 7,5 5.6 1.9

Нонконформизм 1,3 4,8 4.1 2,5

Высокий самоконтроль 3.8 4,2 1.9 6

Напряженно сть 3.0 5.9 9.6 3,7

Высокая тревожность 4.3 7 8.8 4.8

Экстраверсня 6 1,5 2,4 8.4

Уравновешенно сть 8.6 3,2 3.9 6,5

Независимость 2.8 4,7 3 6.8

У студентов-психологов с выраженной мотивацией решения собственных проблем, преобладают такие личностные качества, как самоутверждение, экспрессивность, чувствительность, подозрительность, тревожность, радикализм, напряженность, высокая тревожность.

У испытуемых с выраженной «внешней мотивацией» профессиональной деятельности, преобладают такие личностные качества, как общительность, экспрессивность, чувствительность, мечтательность, радикализм, напряженность, высокая тревожность.

У студентов с выраженной мотивацией общения преобладают такие личностные качества, как общительность, высокий интеллект, экспрессивность, смелость, высокий самоконтроль, экстраверсия, эмоциональная стабильность, уравновешенность и независимость.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В ходе нашего исследования было выявлено, что у студентов психологического направления подготовки преобладающей является неконструктивная мотивация - мотивация решения собственных проблем. Следующей по значимости идет мотивация общения, затем «внешняя мотивация» и мотивация профессиональной помощи с ориентацией на саморазвитие. Подобные результаты были получены в исследованиях Е.В. Филатовой и С.Б. Ксенофонтовой при исследовании студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» [27]

Также были выявлены профессионально важные качества психолога. У студентов-психологов они развиты не в полной мере и преимущественно преобладают у обучающихся с выраженной конструктивной профессиональной мотивацией. Не полное совпадение профессионально-важных качеств личности психолога и студентов-психологов было выявлено в исследовании Е.А. Быковой [11] при сопоставлении реальных качеств личности студентов с образом идеального психолога, и в исследовании Т.А. Егоренко [18], при сопоставлении развитости профессионально важных качеств студентов-психологов на разных этапах обучения. Данная тенденция прослеживается и в исследованиях Е.А. Винарчик [15].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В результате проведенного исследования было установлено, что у студентов-психологов с мотивацией профессиональной помощи с ориентацией на саморазвитие и мотивацией общения преобладают такие личностные качества, как общительность, высокий интеллект, смелость, эмоциональная стабильность и уравновешенность, а у студентов-психологов с мотивацией решения собственных проблем и «внешней мотивацией» профессиональной деятельности преобла-

дают такие личностные качества, как экспрессивность, чувствительность, радикализм, напряженность и высокая тревожность.

Таким образом, наличие у студентов-психологов профессионально важных качеств зависит от их профессиональной мотивации. Студенты-психологи с ярко выраженной конструктивной профессиональной мотивацией обладают такими личностными качествами, которые являются профессионально важными качествами психолога, а студенты-психологи с ярко выраженной неконструктивной профессиональной мотивацией обладают такими личностными качествами, которые не только не являются профессионально важными, но и могут во многом препятствовать успешной профессиональной деятельности будущего специалиста.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие перспективы решения представленной проблемы заключаются в изучении построения образовательного процесса студентов, направленного на развитие профессионально значимых качеств, с учетом особенностей их профессиональной мотивации. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями, кураторами при планировании и организации образовательного процесса в высшем учебном заведении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зеер Э.Ф. Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему // Образование и наука. 2014. №8 (117). С. 33-48.

2. Александрова Ю.Ю., Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Статусы идентичности в профессиональном самоопределении: постановка проблемы //Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. №3 (55). С. 64-77.

3. Пряжников Н.С. Проблема профессиональной подготовки специалистов к «социально сомнительным» аспектам будущей трудовой деятельности / В сборнике: Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 305-307.

4. Волкова В.Б., Кривошлыкова М.В., Малеко Е.В. Стереотип в процессах социального восприятия //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (75). С. 67-70.

5. Пичугина Г.А. Инновационные подходы к развитию опыта профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 374-378.

6. Пичугина Г.А. Личностно-профессиональное развитие студента в формировании педагогического опыта // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 260-263.

7. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. №3. С. 45-50.

8. Сиденков М.К., Литвиненко В.В., Сиденкова А.П. Сравнительное исследование структуры профессиональной мотивации врачей и учебной мотивации студентов медицинского вуза/ Уральский медицинский журнал. 2018. №12(167). С.93-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Никульченкова Е.В. Профессиональная мотивация как важная компонента профессиональной компетенции обучающихся // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2017. Т.1. №6. С.44-48.

10. Чепайкина А.Е. Связь мотивации достижения и профессиональной мотивации у студентов ВИЭСУ специальностей «Менеджмент» и «ГМУ» // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. №1-2(6). С. 141-147.

11. Быкова Е.А. Формирование представлений о профессионально-важных качествах психолога у студентов психологического факультета //Вестник Костромского Государственного Университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т.21. №1. С. 122-125.

12. Спирина В.И., Спирина О.Н. Психолого-педагогическое содержание становления личности профессионала в вузе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. №5. С. 23-29.

13. Зеер Э.Ф. Профессиональное развитие человека в системе непрерывного образования // Профессиональное образование. Столица. 2013. №9. С. 10-14.

14. Кожемякин М.В. К вопросу о формировании профессионально важных качеств студента-психолога средствами искусства // Вестник Балтийского Федерального университета им. И.Канта. Серия: философия, педагогика, психология. 2018. №4. С. 96-101.

15. Винарчик Е.А. Особенности развития профессионально-важных качеств студентов-психологов первого курса обучения / Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3. С. 431-434.

16. Домрачева С.А., БирюковаН.А. Формирование толерантности и профессионально-значимых качеств личности у студентов-психоло-

Andrienko Oksana Aleksandrovna, Zubkova Svetlana Nikolaevna ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL MOTIVATION ...

psychological science

гов //Восточно-Европейский научный вестник. 2015. №1(1). С.17-20.

17. Егоренко Т.А. Детерминанты профессионального становления субъекта труда — будущего психолога // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2. С. 36-43.

18. Егоренко Т.А. Становление эмоционального компонента профессионально важных качеств студентов-психологов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т.7. №4. С.41.

19. Деркач А.А. Профессиональное образование психолога: высокий уровень и лучшие элементы фундаментальной подготовки специалиста. О программе «Психология служебной деятельности» // Акмеология. 2015. №2 (54). С. 276-279.

20. Кот Т.В., Абдалина Л.В. Особенности и содержание диагностической компетенции психолога //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12. С. 156-159.

21. Семенова В.В., Винарчик Е.А. Социальная фрустрация студентов первого курса // Наука. Технологии. Инновации: сборник научных трудов: в 9 частях. Новосибирск: Изд-во Новосибирский государственный технический университет, 2016. С. 104-106.

22. Панкратова И.А., Рогова Е.Е. Измерение сформированности профессиональных представлений как показатель компетентности выпускника // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. 2014. №6. С. 259-262.

23. Bezliudnyi O.I., Kobulianska T.V. Модель формування готовностi майбутнiх психологiв до роботи ij ам'ями тдлтюв у процес профеайно! тдготовки // Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 9-14.

24. Kalinovska I.S. Model forming the future of psychology to work in inclusive educational institutions in professional training conditions // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 48-50.

25. Полухина О.П. Профессионально-личностная позиция студента-психолога как профессионально важное качество будущего профессионала // Территория науки. 2015. №3. С. 33-36.

26. Курманова Э.А. Учебно-профессиональная мотивация как показатель профессиональной социализации будущего специалиста // Профессиональное образование и общество. 2016. №3(19). С.193-197.

27. ФилатоваЕ.В., Ксенофонтова С.Б. Учебно-профессиональная мотивация студентов разных направлений подготовки // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т.11. №1. С.57-65.

Статья поступила в редакцию 27.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

306

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.