Научная статья на тему 'Профессионально важные качества и компетенции в структуре профессиональной идентичности психолога'

Профессионально важные качества и компетенции в структуре профессиональной идентичности психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
846
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / КОГНИТИВНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / PROFESSIONAL IDENTITY / PSYCHOLOGIST / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / COMPONENTS OF PROFESSIONAL IDENTITY / COGNITIVE SEMANTIC COMPONENT / EMOTIONAL-VOLITIONAL COMPONENT / BEHAVIORAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается роль профессионально важных качеств для формирования профессиональной идентичности психолога. Методологическим подходом для исследования выступает культурно-исторический подход и теория Л.С. Выготского. Основное содержание эмпирического исследования составляет выявление взаимосвязи профессионально важных качеств и профессиональной идентичности у психологов-практиков с различным стажем и психологов на этапе вузовской подготовки. Статья является частью диссертационного исследования, которое проходило в период 2018-2019 годов и включало два этапа. На основе первого этапа была разработана анкета и выбраны наиболее значимые профессиональные качества и компетенции для второго этапа исследования. На втором этапе проводилось выявление личностных качеств и компетенций у психологов, а также диагностика уровня их профессиональной идентичности. На этом этапе в исследовании приняли участие 282 респондента в возрасте от 19 до 64 лет, находящихся на разных этапах карьеры. Методы сбора данных: опрос (анкетирование, интервьюирование). Были использованы следующие методики: Комбинированный личностный опросник (Г.А. Леевик), «Профессиональная идентичность» (Л.Б. Шнейдер) и авторский опросник для выявления профессиональной идентичности психолога. Обработка полученных данных проводилась с помощью методов математической статистики (ранжирование, корреляционный анализ). Результаты показали, что существует взаимосвязь профессиональной идентичности психолога с личностными особенностями психологов. Для становления их профессиональной идентичности большое значение имеет сформированность личностных качеств и их субъективная оценка с токи зрения эталонного образа. Исследование имеет практическую значимость в сфере подготовки психологов, построения ими успешной карьеры и сохранения их личностного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally important qualities and competencies in the structure of the psychologist's professional identity

The article discusses the role of professionally important qualities for the formation of a psychologist's professional identity. The methodological approach for research is the cultural-historical approach and the theory of L.S. Vygotsky. The main content of the empirical study is the identification of the relationship of professionally important qualities and professional identity among practical psychologists with various experience and psychologists at the stage of university preparation. The article is part of a dissertation study, which took place in the period 2018-2019 and included two stages. Based on the first stage, a questionnaire was developed and the most significant professional qualities and competencies for the second stage of the study were selected. At the second stage, the identification of personal qualities and competencies of psychologists was carried out, as well as the diagnosis of the level of their professional identity. At this stage, the study involved 282 respondents aged 19 to 64 who are at different stages of their careers. Methods of data collection: survey (questioning, interviewing). The following methods were used: Combined personality questionnaire (G.A. Leevik), “Professional Identity” (L.B. Schneider) and the author’s questionnaire to identify the psychologist’s professional identity. Processing of the obtained data was carried out using methods of mathematical statistics (ranking, correlation analysis). The results showed that there is a relationship between the professional identity of the psychologist and the personal characteristics of psychologists. The formation of personal qualities and their subjective assessment from the point of view of the ideal image of a psychologist is of great importance for the formation of professional identity. The study is of practical importance in the field of training psychologists, building a successful career and maintaining personal well-being.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества и компетенции в структуре профессиональной идентичности психолога»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/79PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Тимофеева Т. С. Профессионально важные качества и компетенции в структуре профессиональной идентичности психолога // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/79PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Timofeeva T.S. (2019). Professionally important qualities and competencies in the structure of the psychologist's professional identity. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/79PSMN519.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.29

Тимофеева Татьяна Сергеевна1

ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия Старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики» Психолог лаборатории общей и экспериментальной психологии НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия

Аспирант E-mail: timofeeva@volsu.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2096-1450 РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=637618 Researcher ID: http://www.researcherid.eom/rid/W-3661-2017

Профессионально важные качества и компетенции в структуре профессиональной идентичности психолога

Аннотация. В статье рассматривается роль профессионально важных качеств для формирования профессиональной идентичности психолога. Методологическим подходом для исследования выступает культурно-исторический подход и теория Л.С. Выготского. Основное содержание эмпирического исследования составляет выявление взаимосвязи профессионально важных качеств и профессиональной идентичности у психологов-практиков с различным стажем и психологов на этапе вузовской подготовки. Статья является частью диссертационного исследования, которое проходило в период 2018-2019 годов и включало два этапа. На основе первого этапа была разработана анкета и выбраны наиболее значимые профессиональные качества и компетенции для второго этапа исследования. На втором этапе проводилось выявление личностных качеств и компетенций у психологов, а также диагностика уровня их профессиональной идентичности. На этом этапе в исследовании приняли участие 282 респондента в возрасте от 19 до 64 лет, находящихся на разных этапах карьеры.

Методы сбора данных: опрос (анкетирование, интервьюирование). Были использованы следующие методики: Комбинированный личностный опросник (Г.А. Леевик), «Профессиональная идентичность» (Л.Б. Шнейдер) и авторский опросник для выявления профессиональной идентичности психолога. Обработка полученных данных проводилась с помощью методов математической статистики (ранжирование, корреляционный анализ). Результаты показали, что существует взаимосвязь профессиональной идентичности психолога с личностными особенностями психологов. Для становления их профессиональной

1 https://scholar.google.ru/citations?user=d0gRcK8AAAAJ&hl=ru&oi=sra.

https:// mir-nauki. com

идентичности большое значение имеет сформированность личностных качеств и их субъективная оценка с токи зрения эталонного образа. Исследование имеет практическую значимость в сфере подготовки психологов, построения ими успешной карьеры и сохранения их личностного благополучия.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; психолог; профессионально важные качества; компоненты профессиональной идентичности; когнитивно-смысловой компонент; эмоционально-волевой компонент; поведенческий компонент

Потребность общества и рынка труда в эффективных специалистах отражается на государственном уровне в виде перестройки системы образования, с ориентацией на профессиональные стандарты. Однако подготовка специалистов и построение их карьеры происходит в ситуации неопределенности и кризиса профессиональной идентичности, что отмечают многие авторы (J. Donovan, D. Rose, S.A. Webb [1], J. Sides, M. Tesler, L. Vavreck [2], Е.Ю. Мазур, В.В. Козлов [з]).

Профессиональная деятельность психологов относится к группе риска в связи разнообразием возможностей трудовой занятости (в сфере управления, социального обслуживания, преподавания, воспитания, самозянятости), а также отсутствием четко определенных требований к профессионалу, его профессионально важным качествам и компетенциям, к оценке эффективности выполнения деятельности. В том числе это подтверждается наличием большого разнообразия психологических ассоциаций (Общероссийская Профессиональная психотерапевтическая Лига, The American Psychological Association, Российское психологическое общество, Society for Counseling Psychology, Профессиональное Сообщество Клиент-центрированных Психотерапевтов, Ассоциации детских психиатров и психологов и другие). Данная ситуация делает актуальным исследование профессионально-важных качеств как факторов становления и поддержания профессиональной идентичности психолога.

Новизна заключается в рассмотрении профессиональной идентичности (ПИ) психолога как структурно-личностного новообразования, где важное значение имеет процесс формирования профессионально важных качеств и компетенций, а также оценка соответствиям им [4, с. 90]. В структуре профессиональной идентичности психолога мы можем выделить три основных компонента: когнитивно-смысловой (знания о своих личностных особенностях и профессионально важных качествах, включая мотивы деятельности), эмоционально-волевой (саморегуляция психических состояний в процессе деятельности, принятие себя как профессионала), поведенческий (доверие к себе в выборе методов и этапов деятельности, наличие сформированного стиля деятельности) [5, с. 154].

Данная работа представляет результаты диссертационного исследования и имеет теоретическую и практическую значимость. Понимание взаимосвязи личностных качеств с идентичностью позволит оказывать психологам по построению успешной карьеры и сохранению личностного благополучия. Результаты могут способствовать внесению корректив в программы подготовки психологов в вузе и в процессе их супервизии на начальных этапах практической деятельности.

Методологическую основу исследования составляет культурно-историческая теория и понимание профессиональной идентичности как структурно-личностного новообразования [4, с. 90]. Усвоение требований к профессионалу происходит в условии непосредственной деятельности и во взаимодействии с профессиональным сообществом как носителями «неявного знания», символов и смыслов. Соответственно большое значение для становления психолога в профессии приобретает поддержка процессов самопознания [6].

https:// mir-nauki. com

Построение образа Я в профессии и профессиональной идентичности, на наш взгляд, происходит за счет соотнесения (интериоризации) своих личностных особенностей с профессионально важными качествами (ПВК). В полной мере этот процесс может реализоваться только случае получения непосредственного опыта профессиональной деятельности (начиная этапа прохождения начинающим специалистом учебной и производственной практики). ПВК, с одной стороны, представляют собой некий ориентир, шаблон для представителей конкретной профессии, служат оценкой вероятности успеха деятельности, с другой - необходимое условие для эффективной деятельности конкретного сотрудника в реальных условиях рабочего места. Изучению профессионально важных качеств психологов просвещены работы многих отечественных (Е.А. Быкова [7], Ю.В. Сорокопуд [8], И.В. Лаврентьева [9]) и зарубежных (Дж. Келли [10], Ш. Чендлер [11], К. Фредерик [12]) авторов.

Многие исследователи стремятся выявить профессиональные качества для психологов различных сфер деятельности, например, в работах [9-12; 17]. Так Дж. Келли выявил семь качеств, которые необходимых психологу, работающего с большими социальными группами. Эти качества предполагают: компетентность, создание экологической (логической) идентичности, толерантность, умение эффективно использовать ресурсы, готовность к принятию риска, баланс между терпением и рвением, а также отказ от побочной деятельности [10]. И.В. Лаврентьева рассматривает особенности психолога уголовно-исполнительной системы [9], Шарлотта Чендлер Мартин Юбанк с коллегами - эффективных спортивных психологов [11], Э. Ван и К. Фредерик - психологов-менеджеров [12].

Условия формирования ПВК, их связь с психологической готовностью к переходу от учебной к профессиональной деятельности отражают работы Ф.М. Рекешевой [13], Е.В. Пятницкой [14]. Для В.Н. Семеновой, В.М. Смирнова личностные качества психологов выступают условием оценки их профессиональной пригодности [15]. Однако Ю.М. Забродиным, В.Э. Пахальяном и О.И. Леоновой поднимается вопрос о разработке универсальных компетенций для психологов различных сфер деятельности и необходимости психологической экспертизы их сформированности [16; 17]. Это требует рассмотреть роль профессионально важных качеств в структуре профессиональной идентичности психолога.

Эмпирическое исследование проходило в 2 этапа в период 2018-2019 годов. На первом этапе был проведен опрос 44 респондентов (психологи-практики с различным стажем из г. Волгоград, г. Москва, г. Санкт-Петербург, а также обучающиеся вузов г. Волгограда по направлению подготовки «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология»). Им предлагалось ответить в свободной форме на несколько вопросов относительно профессиональной деятельности психолога. В частности, ранжировать ПВК с точки зрения их необходимости психологу в реальной профессиональной деятельности. На основе этого этапа была разработана анкета и выбраны наиболее значимые ПВК для второго этапа исследования. Выборка этого этапа составила 282 респондента в возрасте от 19 до 64 лет, находящихся на разных этапах карьеры.

Методы сбора данных включали анкетирование (в том числе субъективную оценку собственных ПВК и ПВК идеального психолога), комбинированный личностный опросник в модификации Г.А. Леевика (выявление ПВК) и методики оценки сформированности профессиональной идентичности («Профессиональная идентичность» Л.Б. Шнейдер и авторский опросник).

Методы

79PSMN519

Опросник для выявления профессиональной идентичности психолога состоит из 48 вопросов, которые позволяют выявить когнитивно-смысловой, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты профессиональной идентичности. Опросник был валидизирован на основе методик «Профессиональная идентичность» Л.Б. Шнейдер и Опросника профессиональной идентичности студента У.С. Родыгиной.

Обработка данных проводилась с помощью методов параметрической статистики (вычисление коэффициента корреляции Пирсона).

Анализ результатов и их обсуждение

Во-первых, нам важно выявить характеристики личности, которые помогают профессиональному становлению психолога. С этой целью мы определили связь между субъективной оценкой профессионально важных качеств психолога и сформированностью у него профессиональной идентичности (табл. 1).

Результаты показали, что не только оценка профессионально важных качеств имеет значение для формирования идентичности, но и сравнение себя с определенным идеалом. Например, безоценочность, эмпатия, толерантность не показали достоверной взаимосвязи с показателем идентичности (р > 0,05). Однако обнаружена отрицательная умеренная взаимосвязь между оценкой этих качеств у себя и у идеального психолога (г = -0,344, г = -0,480, г = -0,370).

Таблица 1

Взаимосвязь субъективной оценки показателей ПВК с профессиональной идентичностью

Оценка собственных ПВК Профессиональная идентичность (Л.Б. Шнейдер) Показатель разницы между ПВК идеального психолога и оценкой собственных ПВК Профессиональная идентичность (Л.Б. Шнейдер)

эмпатия 0,169 эмпатия (дельта) -0,480**

внимательность 0,306* внимательность (дельта) -0,507**

уровень высокий уровень

интеллектуального развития 0,328* интеллектуального развития (дельта) -0,281*

эмоциональная 0,493** эмоциональная устойчивость -0,559**

устойчивость (дельта)

гуманность 0,281* гуманность (дельта) -0,159

интуиция 0,479** интуиция (дельта) -0,350*

стремление к самопознанию 0,430** стремление к самопознанию (дельта) -0,368**

безоценочность 0,272 безоценочность (дельта) -0,344*

толерантность 0,180 толерантность (дельта) -0,370**

коммуникативная компетентность 0,400** коммуникативная компетентность (дельта) -0,439**

исследовательско- исследовательско-

аналитические 0,493** аналитические способности -0,514**

способности (дельта)

проводить 0,437** проводить психодиагностику -0,456**

психодиагностику (дельта)

оказывать помощь в процессе консультирования 0,416** оказывать помощь в процессе консультирования (дельта) -0,466**

Показатель статистической значимости: ** - на уровне p < 0,01, * - на уровне p < 0,05

Чем сильнее разрыв в представлениях о характеристиках для идеального психолога с собственными возможностями, тем меньше показатель сформированности профессиональной идентичности (табл. 1). Исключение составляет способность проявлять гуманность. Это можно обнаружить в отрицательной связи на уровне тенденции между способностями отбирать методики, подходящие ситуации и контингенту (проводить психодиагностику) и гуманностью (r = -0,128). Наличие гуманности и человеколюбия само по себе не может служить критерием качества деятельности психолога или способности оказать эффективную психологическую помощь.

Во-вторых, субъективная оценка ПВК была дополнена методом психологической диагностики личности (Комбинированный личностный опросник). Были выбраны те профессионально важные качества, которые имеют связь с профессиональной идентичностью не ниже коэффициента по силе r = +-0,3. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь профессиональной идентичности психолога с личностными особенностями (на основе методики КЛО)

Профессиональная Профессиональная

идентичность идентичность (Л.Б. Шнейдер)

общительность 0,389*

интеллект 0,334*

эмоциональная стабильность 0,321* 0,300*

высокая нормативность поведения 0,395* 0,340*

смелость 0,539** 0,340*

чувствительность 0,484** 0,352*

тревожность -0,410*

высокий самоконтроль 0,433** 0,442**

Показатель статистической значимости: ** - на уровне p < 0,01, * - на уровне p < 0,05

Полученные данные в целом согласуются с результатами первого этапа. Для формирования профессиональной идентичности психолога большое значение имеют качества волевой (эмоциональная стабильность (С), высокая нормативность поведения (О), высокий уровень самоконтроля (03)) и эмоциональной (высокая эмоциональная чувствительность (I), отсутствие тревожности и уверенность в себе (О)) сферы. Также с профессиональной идентичностью связаны коммуникативные способности (общительность (А), смелость (Н)) и хороший уровень интеллекта, логических способностей (В).

В-третьих, необходимо выявить, какую роль профессионально важные качества занимаю в структуре профессиональной идентичности психолога. Бала обнаружена положительная взаимосвязь между субъективной оценкой профессионально важных качеств психолога и компонентами профессиональной идентичности (табл. 3).

Данные показывают, что понимание личностных особенностей и требований профессии психолога способствует формированию каждого из компонентов профессиональной идентичности. Для когнитивно-смыслового компонента ПИ имеет значение понимания взаимосвязи собственных личностных особенностей с успешностью в деятельности. У психологов, находящихся на этапе формирования идентичности, будет наблюдаться разрыв между представлениями о ПВК идеального психолога и оценкой собственных качеств. Для эмоционально-волевого компонента играет роль отношения к себе как к профессионалу за счет принятия этих качеств, чувства и эмоции, связанные с проявлением этих личностных особенностей, в том числе способность ими управлять. Для третьего компонента профессионально идентичности данных характеристики личности должны помогать

формировать определенный профессиональный стиль деятельности и находить применение в реальной ситуации оказания психологической помощи.

Таблица 3

Взаимосвязь качеств и компетенций психолога с компонентами профессиональной идентичности

ПВК Компоненты профессиональной идентичности психолога

Когнитивно-смысловой Эмоционально-волевой Поведенческий Профессиональная идентичность

Субъективная оценка ПВК

эмпатия r = 0,395*

внимательность r = 0,486* r = 0,331* r = 0,391*

уровень интеллектуального развития r = 0,392*

эмоциональная устойчивость r = 0,420* r = 0,527** r = 0,496**

гуманность r = 0,474** r = 0,334*

интуиция r = 0,538** r = 0,493** r = 0,403* r = 0,562**

коммуникативная компетентность r = 0,395* r = 0,347* r = 0,346*

исследовательско-аналитические способности r = 0,394* r = 0,341*

проводить диагностику r = 0,446** r = 0,493** r = 0,349* r = 0,508**

оказывать помощь в процессе консультирования r = 0,490** r = 0,513** r = 0,336* r = 0,530**

Личностные особенности

общительность r = 0,454** r = 0,360* r = 0,389*

интеллект r = 0,381* r = 0,394* r = 0,334*

эмоциональная стабильность r = 0,321*

высокая нормативность поведения r = 0,448** r = 0,395*

смелость r = 0,366* r = 0,550** r = 0,406* r = 0,539**

чувствительность r = 0,446** r = 0,410* r = 0,349* r = 0,484**

тревожность r = -0,489** r = -0,410*

высокий самоконтроль r = 0,433**

Показатель статистической значимости: ** - на уровне p < 0,01, * - на уровне p < 0,05

Таким образом, для принятия роли психолога и восприятия себя как профессионала необходимо сформировать комплекс профессионально важных качеств. Эмоциональная устойчивость психолога объединяет такие характеристики как эмоциональная стабильность и отсутствие тревожности. Чувствительность к восприятию эмоционального состояния человека в процессе консультирования зависит от гуманности и эмпатических способностей. Коммуникативная компетентность для психолога включает способности легко выстраивать общение с разным типом клиентов, безоценочное и толерантное отношение к ним, включая знание и соблюдение культурных норм и ценностей. Исследовательско-аналитические способности, внимательность к деталям в поведении клиента, интуиция и хороший уровень интеллекта, логических способностей позволяют осуществлять побор методов психодиагностики и оказания консультативной помощи. Стремление к самопознанию в целом связано с выстраиванием адекватной самооценки себя как личности и как профессионала.

Результаты исследование показывают, что для профессиональной идентичности психолога большое значение имеет сформированность личностных качеств и их субъективная оценка с токи зрения эталонного образа. Полученные результаты требуют дальнейших исследований в области наиболее эффективных методов, способствующих глубокому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пониманию психологами своих личностных особенностей и выстраиванию реалистичного образа профессионала, включая роль супервизии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Donovan J., Rose D., Connolly M. A crisis of identity: Social work theorising at a time of change // British Journal of Social Work. 2017. Т. 47. №. 8. pp. 2291-2307.

2. Sides J., Tesler M., Vavreck L. Identity crisis: The 2016 presidential campaign and the battle for the meaning of America. Princeton University Press, 2019. 343 p.

3. Мазур Е.Ю., Козлов В.В. Рефлексивность и её влияние на кризис идентичности личности // Международный научно-образовательный форум Хэйлунцзян-Приамурье. 2013. С. 66.

4. Тимофеева Т.С. Профессиональная идентичность психолога как структурно-личностное новообразование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 88-94.

5. Солянкина Л.Е., Тимофеева Т.С. Формирование профессиональной идентичности психолога в условии неопределенности // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999-2019 годы. 2019. С. 154-159.

6. Крицкий А.Г., Сигачева Н.П. Психодиагностика в поддержке юношеского самоопределения: культурно-историческая перспектива // Грани познания. 2018. № 4 (57). С. 20-25.

7. Быкова Е.А. Особенности профессионально важных качеств психолога // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №. 3 (27). С.112-119.

8. Сорокопуд Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы "человек-человек" // Мир науки, культуры, образования. 2019. №. 1 (74).

9. Лаврентьева И.В., Рекша Ю.М. Профессионально важные свойства личности психологов уголовно-исполнительной системы // Теория и практика общественного развития. 2015. №. 9. С. 243-245.

10. Kelly J.G. Qualities for the community psychologist // American Psychologist. - 1971. - Т. 26. №. 10. С. 897. http://dx.doi.org/10.1037/h0032231.

11. Chandler C. et. al. Personal qualities of effective Sport Psychologists: Coping with organisational demands in high performance sport. International Journal of Sport Psychology, 2016. 47 (4). 31 p. http://hdl.handle.net/10545/618807.

12. Wang A.Y., Frederick C.M. Лидерство в высшем образовании: возможности и вызовы для психологов-менеджеров. Журнал "Психолог-Менеджер", 2018. 21 (3), 197. http://dx.doi.org/10.1037/mgr0000072.

13. Рекешева Ф.М. Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. №. 45. С. 13-16.

14. Пятницкая Е.В. Развитие профессионально важных качеств будущих психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. №. 2. С. 76-79.

15. Семенова В.Н., Смирнов В.М. Исследование профессиональной пригодности студентов-психологов // Прикладная психология на службе развивающейся личности. 2019. С. 164-167.

16. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. №. 2. С. 2142.

17. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 19-29. БОТ: 10.17759/р8уеёи.2017090303.

Timofeeva Tatiana Sergeevna

Volgograd state university, Volgograd, Russia Institute of world civilizations, Moscow, Russia E-mail: timofeeva@volsu.ru

Professionally important qualities and competencies in the structure of the psychologist's professional identity

Abstract. The article discusses the role of professionally important qualities for the formation of a psychologist's professional identity. The methodological approach for research is the cultural-historical approach and the theory of L.S. Vygotsky. The main content of the empirical study is the identification of the relationship of professionally important qualities and professional identity among practical psychologists with various experience and psychologists at the stage of university preparation. The article is part of a dissertation study, which took place in the period 2018-2019 and included two stages. Based on the first stage, a questionnaire was developed and the most significant professional qualities and competencies for the second stage of the study were selected. At the second stage, the identification of personal qualities and competencies of psychologists was carried out, as well as the diagnosis of the level of their professional identity. At this stage, the study involved 282 respondents aged 19 to 64 who are at different stages of their careers.

Methods of data collection: survey (questioning, interviewing). The following methods were used: Combined personality questionnaire (G.A. Leevik), "Professional Identity" (L.B. Schneider) and the author's questionnaire to identify the psychologist's professional identity. Processing of the obtained data was carried out using methods of mathematical statistics (ranking, correlation analysis).

The results showed that there is a relationship between the professional identity of the psychologist and the personal characteristics of psychologists. The formation of personal qualities and their subjective assessment from the point of view of the ideal image of a psychologist is of great importance for the formation of professional identity. The study is of practical importance in the field of training psychologists, building a successful career and maintaining personal well-being.

Keywords: professional identity; psychologist; professionally important qualities; components of professional identity; cognitive semantic component; emotional-volitional component; behavioral component

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.