Научная статья на тему 'Мотивационный аспект профессиональной подготовки дизайнеров мультимедиа'

Мотивационный аспект профессиональной подготовки дизайнеров мультимедиа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COGNITIVE COMMUNICATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МОТИВАТОРЫ / MOTIVATORS / ДЕМОТИВАТОРЫ / DEMOTIVATORS / СЕМИОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ / SEMIOTIC MODEL OF COMMUNICATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ / INFORMATION MODEL OF COMMUNICATION / СТИЛИСТИКА / STYLISTICS / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Дмитрий Феликсович

В современных условиях деятельность преподавателя высшей школы по мотивации обучающихся играет все более значимую роль. Значимость мотивации обусловлена не только возрастающей в современный период сложностью когнитивной коммуникации, но и тенденцией к переносу центра тяжести в учебной работе на самостоятельную работу студентов, при которой адаптивные возможности преподавателя по повышению эффективности обучения крайне ограничены. Важные факторы, усиливающие и ослабляющие уровень мотивации студентов-дизайнеров и эффективность образовательного процесса, рассматриваются с позиций семиотической и информационной теории коммуникации, предлагаются меры для повышения эффективности когнитивной коммуникации за счет повышения уровня мотивации обучающихся. Показываются причины, по которым эффективность мультимедийного учебного материала в современных условиях оказывается выше, чем у традиционных учебных пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Дмитрий Феликсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational aspect of professional training of designers multimedia

The modern state of university educational system makes motivational activity the central part of faculty job. The importance of motivational activity is determined both by increasing difficulty of cognitive communication in the modern period, and the tendency of shifting the mainstream of teaching to self-maintained teaching. The last version leaves not much tools to boost the effectiveness of teaching. Important factors, increasing and decreasing students’ motivational level are analyzed as communicative phenomena through methods of semiotics and information communicational model. Measures to increase the effectiveness of cognitive communication, targeting the motivation level are proposed. The reasons for increased effectiveness of multimedia materials relatively to traditional forms is disclosed.

Текст научной работы на тему «Мотивационный аспект профессиональной подготовки дизайнеров мультимедиа»

УДК [004.9:7.012]:378.016

Д. Ф. Миронов

Мотивационный аспект профессиональной подготовки дизайнеров мультимедиа

В современных условиях деятельность преподавателя высшей школы по мотивации обучающихся играет все более значимую роль. Значимость мотивации обусловлена не только возрастающей в современный период сложностью когнитивной коммуникации, но и тенденцией к переносу центра тяжести в учебной работе на самостоятельную работу студентов, при которой адаптивные возможности преподавателя по повышению эффективности обучения крайне ограничены. Важные факторы, усиливающие и ослабляющие уровень мотивации студентов-дизайнеров и эффективность образовательного процесса, рассматриваются с позиций семиотической и информационной теории коммуникации, предлагаются меры для повышения эффективности когнитивной коммуникации за счет повышения уровня мотивации обучающихся. Показываются причины, по которым эффективность мультимедийного учебного материала в современных условиях оказывается выше, чем у традиционных учебных пособий.

Ключевые слова: когнитивная коммуникация, мотивация, мотиваторы, демотиваторы, семиотическая модель коммуникации, информационная модель коммуникации, стилистика, креативность, профессиональная компетентность, эффективность коммуникации

Dmitrii F. Mironov Motivational aspect of professional training of designers multimedia

The modern state of university educational system makes motivational activity the central part of faculty job. The importance of motivational activity is determined both by increasing difficulty of cognitive communication in the modern period, and the tendency of shifting the mainstream of teaching to self-maintained teaching. The last version leaves not much tools to boost the effectiveness of teaching. Important factors, increasing and decreasing students' motivational level are analyzed as communicative phenomena through methods of semiotics and information communicational model. Measures to increase the effectiveness of cognitive communication, targeting the motivation level are proposed. The reasons for increased effectiveness of multimedia materials relatively to traditional forms is disclosed.

Keywords: cognitive communication, motivation, motivators, demotivators, semiotic model of communication, information model of communication, stylistics, creativity, professional competence, communication effectiveness

Наметившаяся в настоящее время тенденция к снижению эффективности образовательного процесса высшего учебного заведения и, соответственно, к снижению качества подготовки его выпускников представляет одну из важнейших современных социальных угроз. Это обусловливает необходимость исследования причин возникновения этой тенденции и поиска способов противодействия ей.

Очевидно, что одной из главных причин снижения эффективности образовательного процесса является частичное или полное отсутствие интереса как к самому этому процессу, так и к его результатам - получению профессиональной квалификации и официальному статусу профессионала со стороны обучающихся. Ситуацию усугубляет снижение качества преподавания, в некоторых случаях - весьма значительное. Необходимость борьбы с этими тенденциями требует выявления важнейших желательных и

нежелательных факторов, влияющих на мотивацию: мотиваторов и демотиваторов, оказывающих влияние как на обучающихся, так и на преподавателей высшей школы, и поиска мер, усиливающих действие первых и нейтрализующих действие вторых. В настоящей статье мотиваторы и демотиваторы рассматриваются в контексте образовательного процесса подготовки по образовательным программам дизайна, ведущейся в Санкт-Петербургском государственном институте культуры уже более двадцати лет.

Мотивация абитуриента. Важнейшим условием формирования высококвалифицированного выпускника является адекватный подбор обучаемого контингента - набор на первый курс. В идеале этот процесс должен обеспечивать: а) поступление на образовательную программу лиц с основательной профессиональной подготовкой, полученной в учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования; б)

отбор наиболее одаренных в творческом плане лиц; в) экономически целесообразное для вуза количество студентов. Этот контекст определяет оценку структуры мотиваторов и демотиваторов абитуриентов.

К основным мотиваторам абитуриента относятся:

1. Возможность реализации творческих способностей и ранее потраченных на профессиональное или дополнительное художественное образование времени и средств. Действие этого мотиватора обусловлено спецификой подготовки по образовательной программе дизайна, для прохождения которой хотя и не обязательно, но весьма желательно наличие художественного образования.

2. Благоприятный имидж вуза и образовательной программы. Действие этого мотиватора обеспечивается за счет распространения благоприятных отзывов о нем со стороны успешных выпускников и работодателей, профориентацион-ной деятельности вуза, РК-кампаний и рекламы.

3. Благоприятная оценка перспектив будущей профессиональной деятельности. На нее влияют уровень спроса на профессионалов данного профиля, уровень оплаты их труда, сложившееся в обществе мнение о престижности профессии, уровень конкуренции на рынке труда.

4. Возможность получить образование за счет субсидий государственного бюджета. Эффективность этого мотиватора определяется количеством бюджетных мест в контрольных цифрах приема на образовательную программу и отношением этого количества к общему числу мест на первом курсе.

5. Качество образовательной программы. Степень воздействия этого мотиватора зависит от соответствия содержания программы требованиям работодателей и ожиданиям абитуриентов.

К основным демотиваторам абитуриента относятся:

1. Необходимость оплаты обучения. Степень воздействия демотиватора определяется суммой затрат и ее соотношением со стоимостью обучения в конкурирующих вузах.

2. Негативный опыт общения с сотрудниками приемной комиссии. Степень воздействия определяется дискомфортностью процесса участия в приемной кампании, затратами времени, низкой компетентностью консультантов и технических работников, несоответствием рекламных материалов информации, имеющейся у абитуриентов из альтернативных источников.

3. Отсутствие или неудобство имеющейся инфраструктуры. Действие этого демотиватора усиливают нехватка мест в общежитии, удаленность общежитий от мест обучения, необходимость

многократных переездов в процессе обучения, недоступность или неэффективность системы общественного питания.

4. Перспектива достаточно продолжительного периода интенсивного процесса обучения, потенциально препятствующего творческой, а также трудовой деятельности, приносящей более или менее ощутимый доход и сокращающей рекреационные возможности.

Мотивация студента. Мотиваторы:

1. Престиж профессии.

2. Востребованность профессии, условия трудоустройства.

3. Соответствие учебной программы ожиданиям обучающихся.

4. Ранее сделанные вложения.

5. Самоутверждение, внутреннее удовлетворение, достигающееся за счет чувства гордости от преодоления представлявшихся значительными препятствий на пути к общепризнанно достойной цели.

6. Творческий и интеллектуальный личностный рост.

7. Рост профессиональной квалификации, позволяющей решать все более сложные профессиональные задачи, и, следовательно, повышение конкурентоспособности и стоимости на рынке труда.

Демотиваторы:

1. Логическая сложность учебного процесса, обусловленная его неэффективной организацией.

2. Необходимость чрезмерных по объему или непривычных по существу интеллектуальных усилий, требующихся для освоения учебного материала.

3. Несоответствие привычного коммуникативного паттерна традиционной организации учебного процесса и структуре учебно-методических материалов.

4. Недостаточность возможностей для приложения творческих способностей к самовыражению, приводящая к дезавуированию первого и важнейшего мотиватора абитуриента (возможности творческой самореализации), и нежелательным фрустрационным явлениям, резко снижающим эффективность образовательного процесса.

При максимально упрощенном подходе можно считать основой мотивационной активности создание оптимальных условий для действия мотиваторов и всемерное противодействие демотиваторам. Как мотиваторы, так и демотиваторы, перечисленные выше, могут подразделяться на нерелевантные и релевантные по отношению к образовательному процессу. К нерелевантным мотиваторам абитуриента можно отнести 2, 3 и 4, к нерелевантным демотиваторам - 1, 2 и 3.

Соответственно, для студентов это мотиваторы 1, 2 и 4, а также демотиваторы 1 и 3 из списка демотиваторов абитуриента, перешедшие из потенциального состояния в реальное. Не умаляя важность этих демотиваторов и мотиваторов, следует отметить, что организация и содержание образовательного процесса в вузе не оказывает на них решающего влияния, поэтому они не рассматриваются далее в настоящей статье. Рассмотрение списка оставшихся мотиваторов и демотиваторов позволяет сделать вывод о том, что все они в той или иной степени связаны с коммуникативной эффективностью образовательного процесса и с информационными потоками, задействованными в этом процессе.

В частности, соответствие учебной программы ожиданиям обучающихся (мотиватор 3) легко оценивается количественно путем сравнительного семантического анализа контента информационного потока, образованного данными учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, и социологического исследования ожиданий абитуриентов и студентов начальных курсов. Темпы творческого и интеллектуального личностного роста студентов очевидно зависят от эффективности усвоения ими информации, содержащейся в передаваемых им в ходе образовательного процесса объектов когнитивной коммуникации (мотиватор 6). То же можно сказать и про рост профессиональной квалификации (мотиватор 7). Несложно показать также и прямую зависимость действия демотиваторов студента от контента и способов представления информационных потоков, задействованных в образовательном процессе. Поэтому для исследования природы действия мотиваторов и демотиваторов наиболее эффективными представляются методы, концепции и модели, разработанные в рамках семиотики и информатики.

Коммуникативная эффективность образовательного процесса. С большой степенью упрощения, целью образовательного процесса является построение обучающимися семантической сети, узлами которой являются основные понятия изучаемой предметной области - концепты. При этом концепты должны соединяться друг с другом семантически нагруженными связями, релевантными специфике изучаемой предметной области. Построение такой семантической сети является результатом когнитивного коммуникационного процесса - обучения. В первом приближении этот процесс представляет собой последовательное получение обучающимся объектов коммуникации (сообщений), в которых с помощью некоторого кода, принятого в изучаемой профессиональной области (например, тезауруса), закодирована семантическая информация - исходный материал

для построения узлов и связей семантической сети. Каждое полученное сообщение должно быть раскодировано, из него должна быть извлечена семантическая информация, в ней опознаны концепты и связи, отсутствующие в имеющейся у обучающегося версии семантической сети, и в эту сеть должны быть внесены дополнения и, возможно, изменения.

Специфика обучения дизайнеров различных специализаций заключается в том, что в число концептов семантической сети, соответствующей обширной предметной области их деятельности, входят понятия как гуманитарных областей знания, так и прикладной информатики, относящейся более к техническим наукам. В силу этого тезаурус изучаемых ими дисциплин является обширным и сложно организованным. Пользуясь терминологией семиотики, в когнитивной коммуникации оказывается задействованным код, в соответствии с которым обучающимися интерпретируются сообщения коммуникатора - преподавателя. Для предметной области графического дизайна и, особенно, мультимедийного дизайна этот код должен охватывать понятия и семантически нагруженные связи из предметных областей столь разнородных дисциплин, как эстетика, психология, композиция, цветоведение, информационное моделирование, скульптура, рисование, живопись, анимация, композиция, компьютерная графика, трехмерное моделирование, музыка, стилистика и многих других. Даже абстрагируясь от сложнейшей задачи фиксации этого кода путем его описания с помощью знаковой системы (метаязыка), приходится признать, что образовательный процесс в прикладной области мультимедийного дизайна сталкивается с двумя сложноразрешимыми задачами.

Первая из них - формирование у обучающихся фактографического багажа, обеспечивающего необходимый минимальный уровень понимания, способность к адекватной интерпретации сообщений когнитивного коммуникационного процесса (понимания учебного материала). Вторая -формирование у обучающихся способности к креативному использованию уже имеющейся в их распоряжении семантической сети не только для практической деятельности в выбранной ими профессиональной сфере, но и для дальнейшего наращивания этой сети, продолжения обучения (или, семиологически, расширения кода предметной области). Решение обеих задач неразрывно связано с когнитивной коммуникацией, эффективность которой в современных условиях определяется, в первую очередь, успешностью преодоления коммуникативных барьеров [1]. При этом даже максимальная степень снятия коммуникативных барьеров усилиями преподавателя,

предпринятыми в процессе подготовки учебных и учебно-методических материалов, а также в ходе проведения учебных занятий, не позволяет гарантировать эффективность когнитивной коммуникации. Основная причина этого нежелательного явления - объективная сложность коммуникации такого рода для коммуниканта. Как указывает Ю. М. Лотман [2, с. 56], для коммуникации часто характерна ситуация, в которой отправитель и получатель информации (коммуникатор и коммуникант) неидентичны в том смысле, что они используют для фиксации структуры предметной области не одинаковые, а всего лишь обладающие определенными чертами общности коды. Для образовательного процесса - это практически стандартная ситуация. В ней коммуникативный акт превращается из стандартной передачи однозначно интерпретируемого сообщения в перевод, т. е. во многом творческий процесс, обязательно сопряженный с преодолением трудностей, часто - значительных трудностей, и требующий серьезной умственной работы. Эффективность этой работы и определяет эффективность педагогической коммуникации в целом, но возможности прямого влияния преподавателя на этот аспект деятельности обучающихся крайне ограничены, и ее интенсификация возможна лишь за счет мотивирования обучающихся.

Мотивационная функция преподавателя. Мотивационная функция в современных условиях приобретает важнейшее значение в деятельности преподавателя. Дело в том, что современные информационные ресурсы развиваются со скоростью, не дающей ему возможности оставаться не только единственным, но даже и основным источником сведений, составляющих основу профессиональной компетенции обучающегося. Объективные процессы, меняющие роль преподавателя в образовательном процессе [3], приводят к необходимости сосредоточить усилия преподавателя не столько на процессах передачи сообщений, содержащих информацию, необходимую для построения семантической сети профессиональной сферы деятельности обучающегося, сколько на организации психологической (на личностном уровне) и социальной (на уровне коллектива обучающихся) обстановки, стимулирующей когнитивную деятельность и создающей условия для повышения эффективности этой деятельности. Иными словами, во многих случаях студент может самостоятельно получить необходимые ему сведения из информационных источников, но преподаватель должен указать ему на такие источники, если они существуют, сформировать их, если они не существуют, в ходе педагогического общения сформировать у студента убежденность в полезности сведений, содержащихся в инфор-

мационных источниках, для его будущей профессиональной деятельности, в целесообразности интеллектуальных, материальных и временных затрат, необходимых для освоения этих сведений. Немаловажным компонентом мотивации становятся возможность профессиональной самореализации и самоутверждения не только по окончании образовательного процесса, но и на отдельных его этапах. «Высшим пилотажем» мотивационной деятельности преподавателя можно считать формирование у обучающихся способности получать интеллектуальное удовольствие от освоения новых знаний и умений и освоения ранее не известных ему областей знания (мотиватор 5).

Мотивационная деятельность осуществляется преподавателем в процессе педагогического общения, осуществляемого одним из двух способов: а) непосредственно, т. е. в ходе учебных занятий; б) опосредованно, путем подготовки учебно-методических материалов. Из-за действия объективных факторов, сокращающих объем непосредственного педагогического общения, в современных условиях все более важную роль начинает играть мотивация через предмет, органически встроенная в учебные материалы.

Приведенные выше соображения о мотивации в ходе учебного процесса представляются адекватными инвариантно к изучаемой предметной области. Специфической особенностью мотивации будущих дизайнеров является ее нацеленность на творческий склад личности, ее повышенную потребность к самовыражению через процессы визуальной и мультимедийной коммуникации, через креативное создание объектов, обеспечивающих эту коммуникацию. Следует также учитывать и особенности восприятия объектов коммуникации студентами-дизайнерами: в первую очередь, обусловленные предпочтительностью коммуникации посредством иконической знаковой системы, которой коммуникатором кодируются невербальные сообщения, формирующие информационный поток когнитивной коммуникации.

Для иконической знаковой системы характерно, что построенные на ее основе коды обладают полисемичностью, т. е. могут интерпретироваться не единственным образом. Поэтому акт визуальной коммуникации превращается из передачи не допускающего различных интерпретаций сообщения в подобие перевода, который, во-первых, всегда представляет собой слабо формализованный творческий процесс, во-вторых, связан с преодолением некоторых, порой - значительных, трудностей, в-третьих, как любой творческий процесс, позволяет обогатить семантическую сеть фрагментами, соот-

ветствующими альтернативным точкам зрения. Если полисемичность возникает не в результате случайностей, а целенаправленно и дидактически оправданно встроена в методический материал, послуживший основой для создания невербального объекта когнитивной коммуникации, эффективность последней возрастает (совпадает с выводом 5. 1 Лотмана, приведенным в упомянутой выше статье). В художественном произведении об этом заботится автор, в методическом материале эту функцию должен взять на себя преподаватель.

Следовательно, при обучении дизайнеров мультимедийное учебное пособие с большим объемом изображений, видео и звука оказывается в образовательном процессе подготовки дизайнеров эффективнее в коммуникативном аспекте (и, следовательно, в дидактическом аспекте - тоже), чем традиционное печатное пособие с немногими иллюстрациями. Кроме того, такой выбор позволяет усилить действие мотиватора 6 и подавить действие демотивато-ров 3 и 4.

Для практикующего дизайнера важной частью его профессиональной компетенции является овладение стилистическим разнообразием визуальных искусств, умение идентифицировать стили, вырабатывать собственную стилистику. Поэтому важнейшим направлением работы по мотивации студентов-дизайнеров является поощрение выработки ими собственного творческого стиля, даже более того - привычки к созданию в рамках каждого из дизайнерских проектов нового специфического стиля, наиболее адекватно соответствующего возникающим в ходе проектирования выразительным задачам. В рамках семиотической модели стилю объекта визуальной коммуникации соответствует подмножество иконического языка, которому, в свою очередь, соответствует фрагмент кода и описываемая им часть семантической сети предметной области - денотат. При этом важную роль играют коннотации - семантически нагруженные фрагменты семантической сети, связанные с денотатом ассоциативно. По высказанной Умберто Эко гипотезе [4, с. 22], код, соответствующий стилю художественного произведения (в частности - произведения визуального искусства) формируется по результатам осознанного или подсознательного информационного анализа более или менее репрезентативной совокупности коммуникативных объектов, т. е. вырабатывается постепенно, в процессе творческой практики.

Поэтому целесообразным, с точки зрения мотивации, представляется поощрение

самостоятельной деятельности студентов по стилистическому анализу и синтезу. Этого можно достигнуть посредством методически организованного согласования творческих заданий по различным изучаемым дисциплинам, дающего возможность студенту получить практический навык не только в формировании собственного творческого стиля, но и в креативной разработке специфического стиля, наиболее адекватного той или иной поставленной перед ним задаче проектирования объекта мультимедийной коммуникации. К сожалению, исследования, в которых авторы пытаются оценить степень адекватности стилистики поставленной задаче (соответствие выразительного плана содержательному плану и входящим в него задачам и сверхзадачам), к настоящему моменту еще не достигли уровня создания практически применимых методик. Вследствие этого и моти-вационная работа преподавателей, занятых в образовательном процессе дизайнеров, остается неформальной и креативной во многих своих аспектах.

Список литературы

1. Миронов Д. Ф. Информационный шум и образовательный процесс // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 4 (25). С. 24-30.

2. Лотман Ю. М. Динамическая модель семиотической системы // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / предисл. С. М. Даниэля; сост. Р. Г. Григорьева. Санкт-Петербург: Акад. проект, 2002. 543 с.

3. Миронов Д. Ф. Изменение функций преподавателя в современный период // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 4 (13). С. 152-156.

4. Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. Санкт-Петербург: Петрополис, 1998. 432 с.

References

1. Mironov D. F. Information noise and educational process. Bul. of Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts. 2014. 4 (25), 24-30 (in Russ.).

2. Lotman Yu. M. Dynamic model of semiotic system. Lotman Yu. M.; Daniel'S. M. (pref.); Grigor'eva R. G. (comp.) Articles about semiotics of culture and art. Saint Petersburg: Acad. project, 2002. 543 (in Russ.).

3. Mironov D. F. Changing roles of teacher in modern period. Bul. of Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts. 2012. 4 (13), 152-156 (in Russ.).

4. Eko U. Absent structure: introduction to semiology. Saint Petersburg: Petropolis, 1998. 432 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.