Научная статья на тему 'Условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза на основе профессионально-ориентированных блогов'

Условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза на основе профессионально-ориентированных блогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареев Андрей Александрович,

Цель исследования выявить условия организации самостоятельной работы студентов, основанной на профессионально-ориентированных блогах и обосновать эффективность их использования. Методы исследования теоретический анализ научно-педагогической литературы, обобщение научных фактов, анкетирование, беседа. Результаты. Сформулированы педагогические условия организации самостоятельной работы студентов-блогеров. Обоснована активизация внутренней мотивации обучающихся. Предложено устанавливать взаимодействие преподавателя со студентами при помощи мотивационного интервьюирования. Выводы. Ведение профессионально-ориентированного блога на английском языке будет эффективным, если рассматривать его как одну из возможных, но необязательных форм работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза на основе профессионально-ориентированных блогов»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 2. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 2. 2018

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147.227

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-37-42

Условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза на основе профессионально-ориентированных блогов

© 2018 Гареев А. А.

Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова,

Ижевск, Россия, e-mail: andrei.gareeff@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - выявить условия организации самостоятельной работы студентов, основанной на профессионально-ориентированных блогах и обосновать эффективность их использования. Методы исследования - теоретический анализ научно-педагогической литературы, обобщение научных фактов, анкетирование, беседа. Результаты. Сформулированы педагогические условия организации самостоятельной работы студентов-блогеров. Обоснована активизация внутренней мотивации обучающихся. Предложено устанавливать взаимодействие преподавателя со студентами при помощи мотивационного интервьюирования. Выводы. Ведение профессионально-ориентированного блога на английском языке будет эффективным, если рассматривать его как одну из возможных, но необязательных форм работы.

Ключевые слова: блог, самостоятельная работа студентов, профессиональная иноязычная компетенция, педагогические условия.

Формат цитирования: Гареев А. А. Условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза на основе профессионально-ориентированных блогов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 37-42. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-37-42_

Conditions of Organizing the Students' Individual Work

in Technical University Basing on Vocationally-Oriented Blog

© 2018 Andrey A. Gareev

M. T. Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Russia, e-mail: andrei.gareeff@yandex.ru

ABSTRACT. Aim. Identifying the conditions for organizing the individual students' work basing on their vocationally-oriented blogs and to prove the efficiency of their use. Methods. Theoretical analysis of scientific and pedagogical literature, synthesis of scientific facts, questionnaire, discussion. Results. Pedagogical conditions for organizing the individual students-bloggers' work are formulated. The stimulation of students' intrinsic motivation is justified. It is suggested to organize the lecturer - student communication through the motivational interviewing. Conclusions. Vocationally-oriented blogging in English will be effective only if it is viewed as a possible, not obligatory form of work.

Keywords: blog, individual students' work, professional language competence, pedagogical conditions.

For citation: Gareev A. A. Conditions of Organizing the Students' Individual Work in Technical University Basing on Vocationally-Oriented Blog. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 37-42. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-37-42 (In Russian)

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем современного отечественного образования является проблема организации

самостоятельной работы студентов. С одной стороны, очевидна необходимость в увеличении ее объема, с другой -преподаватели и тем более студенты оказались не готовы к таким запросам общества и государства [1]. В связи с этим в педагогике предлагаются различные методики, модели и технологии, ориентированные на решение отдельных аспектов в организации самостоятельной работы обучающихся.

Особенно остро эта проблема проявляется в преподавании иностранных языков в техническом вузе. Н. А. Бармина в своей статье [2] указывает на специфику работы преподавателя английского языка, сложность которой заключается в соблюдении принципа интегративности. Так, в технических вузах английский язык зачастую преподается один раз в неделю в течение первых двух лет обучения. Помимо того, что такого объема аудиторной работы явно недостаточно, у большинства студентов к окончанию программы бакалавриата отсутствует языковая практика, что в конечном счете сводит на нет усилия преподавателей.

Кроме того, при работе с техническими текстами и у преподавателей, и у студентов обнаруживается низкий уровень владения профессиональной лексикой: компетенция первых не предполагает понимание технической терминологии и тонкостей инженерных профессий, тогда как студенты 1-2 курсов еще не овладели профессиональными знаниями и навыками в достаточной мере. Эта сложность усугубляется тем, что выпускники бакалавриата стоят перед выбором из широкого спектра профессий. Например, в Федеральный государственный

образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) (3++) по направлению подготовки 11.03.03 «Конструирование и технология

электронных средств» включено 15 соответствующих ему профессиональных

стандартов [5]. Это значит, что выпускнику предстоит выбрать одну из по меньшей мере 15 профессий, каждая из которых обладает своей спецификой, с различными требованиями работодателей.

Единственным выходом из сложившейся ситуации видится разработка педагогических технологий, позволяющих эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся. При этом должны решаться описанные проблемы, а также задачи формирования компетенций, прописанных в ФГОС ВО. В ходе анализа научно-педагогической литературы и по итогам проведенного педагогического эксперимента выяснилось, что организация

самостоятельной работы, основанной на ведении обучающимися профессионально-ориентированных блогов, может решить поставленные задачи.

Цель данного исследования - выявить педагогические условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза, основанной на профессионально-ориентированных блогах, и эмпирически обосновать эффективность их использования.

Методы исследования - теоретический анализ научно-педагогической литературы, обобщение научных фактов, анкетирование, беседа.

Результаты

Самостоятельная работа, организованная в рамках проводимого исследования, направлена на развитие у будущих бакалавров-приборостроителей так

называемой профессиональной иноязычной компетенции, которую можно определить как способность использовать иностранный язык для решения профессиональных задач. Подробное рассмотрение структуры этой компетенции, приведенное в работе Е. Б. Михайловой [4], указывает на ее актуальность для студентов технического вуза, так как включает большинство универсальных компетенций из ФГОС ВО: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, межкультурное взаимодействие,

самоорганизация и саморазвитие и т. д.

Данное исследование сосредоточено на развитии профессиональной иноязычной

компетенции будущих бакалавров-приборостроителей, которые так или иначе имеют дело с большим объемом информации на английском языке. Выпускники, устраивающиеся инженерами в этой сфере, должны работать с оригинальной документацией к оборудованию, которая поставляется на английском языке, а также повышать свою компетенцию в основном за счет англоязычных профессионально-ориентированных сайтов; в свою очередь, бакалаврам, решающим продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре, приходится читать и писать научные статьи на английском языке.

С учетом специфики

приборостроительного направления была выявлена структура профессиональной иноязычной компетенции будущего бакалавра, предусматривающая три компонента: коммуникативный (языковые навыки), когнитивный (навыки поиска, анализа и обобщения информации) и предметный (умение работать с профессиональными текстами на

иностранном языке).

В 2016-2017 учебном году со студентами второго курса Ижевского государственного технического университета (ИГТУ) имени М. Т. Калашникова был проведен педагогический эксперимент, в рамках которого каждый из обучающихся вел блог на английском языке по профессиональной теме [3]. Основная сложность, с которой столкнулись студенты в ходе этого эксперимента - недостаток мотивации к регулярной публикации записей в блог. Анализ научно-педагогической литературы по теме позволил сделать вывод о необходимости активизации внутренней мотивации (intrinsic motivation) у обучающихся, подробно рассмотренной в трудах Р. Райана и Э. Деси [6; 8]. Согласно их теории самодетерминации, мотивация обучающегося проявляется в

удовлетворении трех базовых человеческих потребностей: автономии (свободы выбора места, времени, способа и содержания задачи), ориентации на развитие навыков и достижение личных целей. С этой точки зрения блоги являются идеальной платформой: обучающийся может составить личный график ведения блога, выбрать способ публикации (с помощью

персонального компьютера или мобильного устройства), развить широкий спектр навыков (навыки письменной речи, профессиональную компетенцию, языковые навыки) и подбирать актуальные для него тему блога и содержание заданий. Таким образом, наличие внутренней мотивации студентов является необходимым условием для реализации самостоятельной работы на основе профессионально-ориентированных блогов.

Также очевидно, что в процессе ведения блога преподаватель должен давать студенту обратную связь, однако не совсем ясно, как эффективнее это сделать. С. Роллник и У. Р. Миллер в своей работе [7] предлагают способ взаимодействия, который носит название мотивационного интервьюирования

(motivational interviewing). Именно этот стиль общения подходит для решения нашей задачи, так как он направлен на «понимание и разрешение противоречий», мешающих развитию обучающихся. Суть

мотивационного интервьюирования можно свести к следующим положениям:

- подобно методу Сократа, мотивация «выводится» из обучающегося, не навязывается извне;

- определение и разрешение противоречий и барьеров, мешающих развитию - это задача обучающегося, тогда как преподаватель помогает лишь сформулировать конфликтующие позиции в противоречии;

- общение проходит в спокойной и поддерживающей манере, при этом преподавателю не рекомендуется напрямую давать советы и аргументировать возможное решение;

- отношения преподавателя и студента рассматриваются не как эксперт -исполнитель, а, скорее, как совместная работа, уважается автономность и свобода выбора обучающегося.

Важно понимать, что мотивационное интервьюирование - это лишь способ общения, а не инструмент для внешнего воздействия и манипуляций. Больше внимания необходимо уделять не столько подкреплению самомотивированных

решений, способствующих развитию обучающегося, сколько снижению его сопротивления в ходе общения. Именно

такой стиль общения позволит активизировать внутреннюю мотивацию студентов.

Итак, с учетом приведенных выше замечаний сформулируем педагогические условия, необходимые для организации самостоятельной работы студентов, которые ведут профессионально-ориентиро-ванные блоги на английском языке:

- наличие внутренней мотивации обучающихся (направленность самостоятельной работы на поощрение автономности, развитие компетенций и достижение личных целей студента);

- мониторинг самостоятельной работы студентов и организация обратной связи с ними с помощью мотивационного интервьюирования;

- использование аутентичных профессионально-ориентированных источников информации для блога;

- сформированная ИКТ-компетентность преподавателя, который должен уметь дистанционно разрешать возникающие в ходе самостоятельной работы вопросы студентов, а также подбирать при необходимости профессионально-ориентированные материалы.

В феврале-мае 2018 года в ИжГТУ имени М. Т. Калашникова был проведен очередной педагогический эксперимент,

предусматривавший выполнение

вышеперечисленных условий. В этом эксперименте приняло участие 12 студентов второго курса приборостроительного факультета, задачей которых было вести блог

на английском языке по профессиональной теме в течение семестра. Количество студентов-блогеров по сравнению с предыдущим экспериментом сократилось, однако, если в прошлый раз данный вид самостоятельной работы являлся

обязательным, то в текущем эксперименте участие приняли только выразившие желание вести блог. На рисунке представлены результаты оценок уровня развития профессиональной иноязычной компетенции у студентов-

приборостроителей, которые вели блоги в рамках прошлого (2017 г.) и текущего (2018 г.) педагогических экспериментов. Уровни компетенции оценивались как совокупность оценок по каждому из компонентов компетенции

(коммуникативному, когнитивному,

предметному) с учетом количества сделанных в блоге публикаций. Каждому из компонентов соответствовал набор критериев: коммуникативному компоненту соответствовали грамотность лексических и грамматических конструкций; когнитивному - логическая связность и самостоятельность суждений в блоге; предметному -актуальность темы блога и умение использовать профессиональные термины.

Как видно из графика, процент студентов с высоким уровнем развития профессиональной иноязычной компетенции в текущем эксперименте гораздо выше. В связи с этим можно сделать вывод о целесообразности внесенных изменений.

Рис. Сравнение уровней развития профессиональной иноязычной компетенции у студентов-блогеров в прошлом (2017 г.) и текущем (2018 г.) экспериментах

Стоит также акцентировать внимание на мнениях самих студентов о предложенном им варианте самостоятельной работы. Большинство отметили, что благодаря работе с блогами у них пропал страх перед англоязычными текстами, аудио- и видеоматериалами и появилось желание совершенствоваться как специалистам, проходя курсы на зарубежных образовательных сайтах и читая оригинальные статьи на английском языке. Некоторые отметили высокую

эффективность изучения профессиональной темы, ведя блог, по сравнению с традиционными лекциями, на которых «преподаватель может отклониться от темы», а процесс не контролируется самим обучающимся. Однако самое главное состоит в том, что студенты делают выводы о возможности самостоятельного изучения незнакомой им темы, в том числе с использованием англоязычных ресурсов, так как уверены, что сами могут организовать и спланировать свою работу.

Выводы

Самостоятельное ведение студентами блогов по профессиональной теме на английском языке может значительно развить их профессиональную иноязычную компетенцию, если она организована в

соответствии с предложенными автором педагогическими условиями.

Данный вид самостоятельной работы необходимо рассматривать как одну из вариативных возможностей обучения, но необязательную процедуру. Последнее может привести к подавлению внутренней мотивации студентов, что, в свою очередь, снизит качество их самостоятельной работы.

Для эффективной организации самостоятельной работы студентов технического вуза на основе профессионально-ориентированных блогов необходимо создать образовательную среду, стимулирующую обучение. При этом необходимо соблюдение ряда условий: в самостоятельной работе должна быть задействована внутренняя мотивация обучающихся; ведение блога должно отслеживаться преподавателем, который мог бы предоставить студенту обратную связь с помощью техники мотивационного интервьюирования; обязательно

использование профессионально-

ориентированных аутентичных материалов для блога; у преподавателя должна быть сформирована ИКТ-компетенция.

Стоит добавить, что в дальнейшем для повышения эффективности работы и привлечения большего числа студентов к ведению англоязычного блога на

профессиональную тему планируется разработать методическое обеспечение, которое бы содержало ответы на часто задаваемые вопросы студентов-блогеров, а

1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 81-84.

2. Бармина Н. А. Предпосылки модификации системы обучения иностранному языку в техническом вузе для бакалавров и прикладных бакалавров с учетом их профессиональной направленности // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова. 2015. № 4. С. 109112.

3. Гареев А. А., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Организация самостоятельной работы студентов на основе учебных блогов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 3. С. 117-139.

4. Михайлова Е. Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации образования // Вестник Российского университета дружбы

1. Abasov Z. Designing and organization of students' individual work. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia]. 2007. No. 10. Pp. 81-84. (In Russian)

2. Barmina N. A. Prerequisites of modifying the system of foreign language studying at a technical university for bachelors and applied bachelors with account of their professional major. Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta imeni M. T. Kalashnikova [Bulletin of M. T. Kalashnikov Izhevsk State Technical University]. 2015. No. 4. Pp. 109112. (In Russian)

3. Gareev A. A., Shikhova O. F., Shikhov Yu. A. Organization of Individual Student's Work based on student blogging activity. Obrazovaniye i nauka [Educaiton and Science]. 2018. Vol. 20. No. 3. Pp. 117-139. (In Russian)

4. Mikhailova E. B. Forming the professional foreign language competence of students of engineering specialties under the conditions of informatization of education. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: informatizacija obrazovanija. [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: informatization of education]. 2010. No. 3. Pp. 1320. (In Russian)

5. Federal State Educational Standard of Higher Education - bachelor's program 11.03.03 "Construction and technology of electronics".

также рекомендации по самостоятельному ведению блога после окончания курса английского языка.

народов. Серия: информатизация

образования. 2010. № 3. С. 13-20.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств» / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 928.

6. Deci E., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Springer Science & Business Media, 1985. 371 p.

7. Rollnick S., Miller W. R. What is motivational interviewing? Behavioral and cognitive psychotherapy. 1995. Vol. 23. No. 4. Pp. 325-334.

8. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American psychologist. 2000. Vol. 55. No. 1. Pp. 68-78.

Approved by the order from the Ministry of Education and Science of Russian Federation, October, 12, 2017 No. 928. (In Russian)

6. Deci E., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Springer Science & Business Media, 1985. 371 p.

7. Rollnick S., Miller W. R. What is motivational interviewing? Behavioral and cognitive psychotherapy. 1995. Vol. 23. No. 4. Pp. 325-334.

8. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American psychologist. 2000. Vol. 55. No. 1. Pp. 68-78.

Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гареев Андрей Александрович,

аспирант, кафедра профессиональной педагогики, факультет права и гуманитарных наук, Ижевский государственный

технический университет имени М. Т. Калашникова (ИГТУ им. М. Т.

Калашникова), Ижевск, Россия; e-mail: andrei.gareeff@yandex.ru

Научный руководитель: Шихова Ольга Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра профессиональной педагогики, факультет права и гуманитарных наук, ИГТУ им. М. Т. Калашникова; e-mail: andrei.gareeff@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations

Andrey A. Gareev, postgraduate, the chair of Vocational Pedagogy, the faculty of Law and Humanities, M. T. Kalashnikov Izhevsk State Technical University (M. T. Kalashnikov ISTU), Izhevsk, Russia; e-mail:

andrei.gareeff@yandex.ru

Scientific supervisor: Olga F. Shikhova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Vocational Pedagogy, the faculty of Law and Humanities, M. T. Kalashnikov ISTU, Izhevsk, Russia; e-mail: andrei.gareeff@yandex.ru

Принята в печать 12.03.2018 г.

Received 12.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.