Научная статья на тему 'Анализ предпочтений абитуриентов в контексте формирования учебно-профессиональной мотивации к обучению в вузе'

Анализ предпочтений абитуриентов в контексте формирования учебно-профессиональной мотивации к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL-PROFESSIONAL MOTIVATION / MOTIVATIONAL PREFERENCES / INTERNAL AND EXTERNAL MOTIVATION / COMPETENCE-ORIENTED TEACHING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстова С. Ю.

Статья посвящена анализу мотивационных предпочтений потенциальных студентов при выборе учебной организации высшего профессионального образования. Представлены результаты анкетирования абитуриентов с точки зрения определения мотиваторов выбора вуза и будущей профессиональной деятельности. Показана роль данного исследования для организации приемной кампании и разработки методов формирования учебно-профессиональной мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZE OF PREFERENCES OF ENTRANTS IN CONTEXT OF FORMING OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION TO HIGH SCHOOL EDUCATION

The article is devoted to analyze of motivational preferences of potential students during choice of educational organization of higher education. There are results of survey of entrants with motivators of choice of university and professional activity. The results of this research could be used in organizing of admissions campaign and developing methods of professional motivation.

Текст научной работы на тему «Анализ предпочтений абитуриентов в контексте формирования учебно-профессиональной мотивации к обучению в вузе»

ность, независимость и креативность, с другой - должность сотрудника МЧС России предполагает высокую нормативность, подчинение приказам, жесткую иерархию и субординацию во взаимоотношениях, а также наличие таких качеств личности, как авторитарность, доминантность, ответственность, исполнительность, организаторские способности.

С.П. Иванова наряду обычных профессионально важных качеств психологов, включает и профессионально важные качества (знания, умения, навыки), адекватные особенностям его профессиональной деятельности с учетом специфики системы МЧС, в частности, оптимальная работоспособность в чрезвычайных ситуациях, способность к многовариантным быстрым действиям, адекватным экстремальным условиям [4].

Следует предположить, что для качественного и эффективного исполнения служебных обязанностей психолог МЧС дол-

Библиографический список

жен обладать такими профессионально важными качествами, как: стрессоустойчивость, коммуникативность, гуманистическая направленность, эмпатия, рефлексивность, ответственность, исполнительность, оптимальная работоспособность, интеллектуальная лабильность и др.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что компетентность будущего специалиста -психолога системы МЧС зависит от ряда факторов: сформиро-ванности профессионально важных качеств, достаточной осведомленности о выбранной профессии, высокой теоретической и практической подготовке в области психологии экстремальных ситуаций, готовности к работе в полевых условиях обстановки, и самое главное - убежденности будущего психолога в уникальности и практической ценности выполняемой им и так необходимой социально-значимой деятельности.

1.

9.

10

Войтенко, Л.М. Коммуникативная компетентность как детерминанта профессионального становления будущего психолога: автореф. ... канд. психолог, наук. - Сочи, 2011.

Кустова, А.П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011.

Стенькова, В.И. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподава-

телей психологии: дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2007.

Иванова, С.П. Концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России: дис. ... д-ра. психол. наук. СПб. - 2011.

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: в 4 т. - М.; Минск, 2007. - Т. 2. И-О.

Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие. - М., 2004.

Соловьева, А.В. Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных вузах: автореф. ...

канд. пед. наук. - М., 2010.

Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

Руководящие документы МЧС России: Положение о психологической службе МЧС России / Приказ МЧС России от 25.04.2003 г. № 218.

2

3

4

Bibliography

1. Voyjtenko, L.M. Kommunikativnaya kompetentnostj kak determinanta professionaljnogo stanovleniya buduthego psikhologa: avtoref. ... kand. psikholog. nauk. - Sochi, 2011.

2. Kustova, A.P. Professionaljnaya kompetentnostj psikhologa organov vnutrennikh del: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2011.

3. Stenjkova, V.I. Pedagogicheskaya praktika kak faktor razvitiya professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh psikhologov, prepodavateleyj psikhologii: dis. ... kand. ped. nauk. - Ulan-Udeh, 2007.

4. Ivanova, S.P. Koncepciya i organizacionno-metodicheskoe obespechenie professionaljnoyj podgotovki psikhologov MChS Rossii: dis. ... d-ra.

psikhol. nauk. SPb. - 2011.

5. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo velikorusskogo yazihka. Sovremennoe napisanie: v 4 t. - M.; Minsk, 2007. - T. 2. I-O.

6. Lukjyanova, M.I. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnostj uchitelya. Diagnostika i razvitie. - M., 2004.

7. Solovjeva, A.V. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh dizayjnerov v negosudarstvennihkh vuzakh: avtoref. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.

8. Raven, Dzh. Kompetentnostj v sovremennom obthestve: vihyavlenie, razvitie i realizaciya. - M., 2002.

9. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.

10. Rukovodyathie dokumentih MChS Rossii: Polozhenie o psikhologicheskoyj sluzhbe MChS Rossii / Prikaz MChS Rossii ot 25.04.2003 g.

№ 218.

Статья поступила в редакцию 24.11.13

УДК 159.9.075

Seliverstova S. U. ANALYZE OF PREFERENCES OF ENTRANTS IN CONTEXT OF FORMING OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION TO HIGH SCHOOL EDUCATION. The article is devoted to analyze of motivational preferences of potential students during choice of educational organization of higher education. There are results of survey of entrants with motivators of choice of university and professional activity. The results of this research could be used in organizing of admissions campaign and developing methods of professional motivation.

Key words: educational-professional motivation; motivational preferences, internal and external motivation, competence-oriented teaching technologies.

С.Ю. Селиверстова, зам. директора Калужского филиала федерального гос. бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации» (Калужский филиал РАНХиГС), г. Калуга, E-mail: selive-svetlana@yandex.ru

АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Статья посвящена анализу мотивационных предпочтений потенциальных студентов при выборе учебной организации высшего профессионального образования. Представлены результаты анкетирования абитуриентов с точки зрения определения мотиваторов выбора вуза и будущей профессиональной деятельности. Показана роль данного исследования для организации приемной кампании и разработки методов формирования учебно-профессиональной мотивации студентов.

Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация, мотивационные предпочтения, внутренние и внешние факторы мотивации, компетентностно-ориентированные технологии обучения.

Выбор учебного заведения, в котором выпускники школ смогут получить высшее образование, - сложная и важная задача, от успешного решения которой во многом зависит их профессиональное будущее.

Выявление мотивов поступления в вуз абитуриентов представляется важным для образовательной организации с точки зрения проектирования учебного процесса, создания механизмов гарантии качества обучения, формирования учебно-профессиональной мотивации студентов. С целью определения мотивационных предпочтений выпускников школ было проведено анкетирование в Калужском филиале РАНХиГС. Исследование проводилось в приемной комиссии в период с 20 июня по 25 июля 2013 года с помощью программного комплекса, предназначенного для автоматизированного анонимного опроса и анализа результатов.

Результаты исследования. На вопросы предложенной анкеты ответили 517 респондентов, среди них 41% - юноши и 59% - девушки в возрасте 17-18 лет, поступающие на очную форму обучения на 5 направлений подготовки и специальностей филиала, укрупненной группы «Экономика и управление». По демографическому признаку распределение опрошенных было следующим: 71% проживают в Калужской области, 12% -в Тульской области, в г. Москве и Московской области - 8%, в других регионах - 9% (Астраханская, Ивановская, Липецкая, Свердловская, Смоленская, Костромская, Волгоградская области, Камчатский, Краснодарский, Красноярский край, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.)

При выборе вуза очень важно, чтобы абитуриент имел о нем полную достоверную информацию, помогающую принять правильное решение (рис. 1).

Несмотря на большое количество источников информации о филиале, наиболее значимыми для поступающих являются информация от друзей, знакомых, родителей - 47%; официальному сайту филиала отдали предпочтение 24% абитуриентов; рекламе в средствах массовой информации - 11%; социальным сетям - 8%. Любопытнло, что информация в социальных сетях более значима для девушек (70%), чем юношей (30%). Реклама в транспорте, ярмарки учебных заведений оказались непопулярными среди абитуриентов. Не знакомы студенты и с газетой, издаваемой филиалам, где содержится немало сведений о реализуемых специальностях и направлений подготовки, и которая

является популярной среди студентов вуза. Анализ источников каналов получения информации об учебной организации позволяет сделать вывод о необходимости укреплять репутацию филиала в социуме, использовать эффективные средства распространения информации об образовательном учреждении, уделять особое внимание продвижению сайта, который должен стать его визитной карточкой, инструментом позиционирования, показателем качества деятельности. Сайт должен помогать образовательной организации проводить глобальные опросы работодателей, выпускников и студентов, что помогает принять решение о дальнейших направлениях развития вуза. Поступающие могут ознакомиться с особенностями приема в вуз, со спецификой образовательной и научной деятельности и т.д.

Проанализируем причины выбора конкретного вуза поступающими (рис. 2).

Как видно из рисунка 2 наиболее значимым фактором является «перспективные направления подготовки (специальности)» - 52% . Далее: «престижность филиала, хорошая репутация» - 31 %. Примечательно, что по совету родителей или друзей в филиал поступили только 11% абитуриентов, несмотря на то, что они были главным источником информирования о вузе. Данный факт говорит о том, что абитуриенты достаточно самостоятельны в выборе вуза и будущей профессиональной деятельности и им не «все равно, где учиться, лишь бы получить высшее образование» (1 %) и даже условия обучения не столь важны (3%). Таким образом, фактор престижа учебного заведения становится одним из главных в выборе абитуриентов.

Отвечая на вопрос «Если Вас примут в несколько вузов, что определит Ваш выбор?» - 48% ответили: «Пойду в тот вуз, который считаю престижным»; 38% хотят учиться за счет средств федерального бюджета, которые, в настоящее время могут получить только вузы, доказавшие свою эффективность.

Важно, что такие внешние факторы мотивации, как «близость вуза к дому» составляют - 4%; « пойду туда, где ниже стоимость обучения» - 3%; а ответ «пойду туда, где учиться легче» - всего лишь 1 % (рис. 3).

На вопрос «Какие предметы особенно хорошо давались Вам в школе?» - 38% поступающих назвали обществознание; 23% -русский язык, 15% - математику - т.е. те предметы, результаты ЕГЭ которых необходимы для поступления в филиал. Это свидетельствует об осознанной подготовке к поступлению в данный вуз (рис. 4).

размер оплаты стоимости обучения

престижность филиала, хорошая репутация

интересная студенческая жизнь

совет родителей или друзей

все равно, где учиться, лишь бы получить высшее образование

условия обучения

перспективные направления подготовки (специальное™)

10

20

30 40

50

60

Рис. 2. Что повлияло на Ваш выбор вуза?

Почему абитуриенты выбирают конкретную специальность или направление подготовки? Рассмотрим диаграмму, представленную на рисунке 5.

Среди внутренних факторов мотивации выделяются следующие: «интерес к профессии» - 48%; «профессия соответствует моим способностям» - 9%; «дает возможность приносить пользу людям» - 3%.

Внешние мотиваторы распределились следующим образом: «востребованные специальности (направления)» - 23%; «возможность карьерного роста» - 4,5%; «требует общения с разными людьми» - 3%; «совет других лиц» - 2,5%; «высокооплачиваемая профессия» - 2%. Доминирование внутренних факторов мотивации является важным показателем для дальнейшего развития учебно-профессиональной мотивации студентов. Вы-

сокий уровень внутренней мотивации способствует формированию необходимых компетенций студентов даже при их низких когнитивных способностей. В то время как наличие высокого уровня способностей студентов не является гарантией успеха получения качественного образования. Преобладание факторов внутренней мотивации «характеризуется проявлением высокой познавательной активности обучающих в процессе учебной деятельности» [1]. Низкая мотивация - одна из причин отсева студентов из вузов. По нашим данным, из числа выбывших студентов 50% «не были мотивированы на обучение», им «неинтересна будущая профессиональная деятельность», отсюда и неудовлетворительная успеваемость. Для достижения успеха у студентов должен быть высокий уровень и внутренней мотивации и внешней.

поИду туда, где учиться легче

как решат родители

пойду в тот вуз, который считаю престижным

пойду туда, где лучше условия для обучения (здание, оборудование и т.д.)

пойду туда, где ниже стоимость обучения пойду туда, где зачислят на бюджет близость вуза к дому

І1 І1

_ 43

с?

і

А —л А /

0 10 20 30 40 50

информатика литература биология физика химия история иностранный язык математика обществознание русский язык

10

15

20

25

30

35

40

Рис. 4. Какие предметы особенно хорошо давались в школе?

Анализ ожиданий абитуриентов по поводу обучения в филиале важен с точки зрения дальнейшего развития учебно-профессиональной мотивации студентов (рис. 6).

Большинство респондентов (34%) хотят получить «хорошую подготовку к будущей профессиональной деятельности»; 29% -«востребованную специальность»; 13% - «диплом о высшем образовании»; 12% - «новые знания». Полученные результаты настраивают вузы на организацию образовательного процесса таким образом, чтобы способствовать развитию мотивации студентов к обучению. Факторы, способствующие формированию учебно-профессиональной мотивации студентов, можно условно разделить на две группы: объективные, связанные с особенностью учебного заведения (организации образовательного процесса, привлекательность вуза), и субъективные, отражающие

индивидуально-психологические особенности личности преподавателя и студента. Таким образом, развитие учебно-профессиональной мотивации во многом зависит от субъективных характеристик студента и преподавателя и от эффективности применения педагогических компетентностно-ориентированных технологий обучения, к которым относятся знаково-контекстное, дистанционное, технология проектного обучения и др. Знаковоконтекстное обучение, основанное на интеграции различных видов деятельности студента (учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная деятельность, учебнопрофессиональная деятельность), приближающихся к формам профессиональной деятельности, позволяет моделировать содержание трудового процесса. Огромное значение в развитии учебно-профессиональной мотивации студентов играет дистан-

возможность карьерного роста дает возможность приносить пользу людям требует общения с разными людьми соответствует моим способностям высокооплачиваемая профессия

совет других лиц

с этой профессией можно хорошо устроиться на работу

перспективные востребованные специальное™(направления)

интерес к профессии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 10 20 30 40 50

хорошую подготовку к будущей профессиональной деятельности

заниматься научно-исследовательской работой

возможность прохождения практики на престижных предприятиях

активную студенческую жизнь получить востребованную специальность возможность приобрести новых друзей получить диплом о высшем образовании расширить кругозор получить новые знания

0 5 10 15 20 25 30 35

Рис. 6. Что Вы ожидаете от обучения в Вашем филиале?

ционная технология, особенностью которой является гибкость обучения, экономичность, новизна информации, оперативный контроль знаний, четкая организация самостоятельной работы студентов, моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности. Технология проектного обучения развивает умение работать в коллективе, принимать скоординированные решения, способствует выявлению индивидуальных способностей; развиваются практические навыки, творческое мышление и интуиция, повышается учебно-профессиональная мотивация студентов [2, с. 158]. Представляется важным проведение специальных занятий с преподавателями и студента-

ми с целью повышения учебно-профессиональной мотивации: методические семинары-тренинги для преподавателей, факультативные занятия, особенно для студентов первого года обучения, направленные на развитие учебно-профессиональной мотивации студентов.

Вести активную студенческую жизнь намерены всего 2% абитуриентов; заниматься научно-исследовательской работой

- 1%. Следует ответить, что роль хорошо организованного воспитательного процесса, научно-исследовательской деятельности значительна с точки зрения формирования креативного, нравственно-эстетического отношения к будущей профессии, разви-

свободный график работы сохранение здоровья социальные льготы гарантия занятости благоприятные условия работы саморазвитие удовлетворение от процесса труда карьерный рост высокий заработок

0 5 10 15 20 25 30

тия необходимых общекультурных, социальных и профессиональных компетенций студентов. Поэтому вовлечение студентов в проводимую в филиале внеурочную деятельность - задача важная и необходимая.

Интересно проследить, как выпускники школ представляют себе профессиональное будущее, и каковы реальные, с их точки зрения, пути достижения успеха. По мнению абитуриентов, будущая профессия должна предоставлять им «возможность карьерного роста», так считают - 30% респондентов; «высокий заработок» - 19%; «гарантию занятости» - 11%. Значимым для дальнейшего формирования профессиональной мотивации является то, что 20% поступающих считают необходимым получение удовлетворения от процесса труда, а 12% считают, что будущая профессия должна способствовать саморазвитию личности. Не заслуживают внимания абитуриентов такие факторы, как «сохранение здоровья» (0,5%), «свободный график работы» (0,5%), «социальные льготы» (0%), что объясняется их возрастными особенностями (рис. 7).

Для формирования методов развития учебно-профессиональной мотивации студентов важно понять, каковы, по мнению абитуриентов, реальные пути достижения успеха (рис. 8).

Доминируют факторы внутренней мотивации, это: «выбрать профессию в соответствии со способностями» - 35,5%; «хорошие знания, компетентность» - 25%; среди значимых внешних мотиваторов выделяются такие, как «умение добиваться цели»

- 15%; «постоянно повышать квалификацию» - 8%; «получить диплом престижного вуза» - 7%.

Библиографический список

В то же время поступающие считают, что ни «привлекательная внешность» (0,5%) ни «полезные связи» (3%) не гарантируют карьерного роста в профессиональной деятельности.

Заключение. Проведенное нами научное исследование мотивационных предпочтений абитуриентов позволяет сделать следующие выводы.

1. Среди каналов информационного обеспечения поступающих в вуз выделяются такие, как «информация от друзей, знакомых, родителей» - 47% и «официальный сайт филиала» -24%, что ставит вуз перед необходимостью дальнейшего продвижения сайта и разработки новых способов позиционирования себя в регионе.

2. Значимым фактором получения высшего образования в конкретном вузе являются «перспективные направления подготовки (специальности)» - 52% и «престижность филиала, его хорошая репутация» - 31%. Проблема открытия новых образовательных программ на основе маркетинговых исследований рынка труда становится первоочередной для вуза.

3. Полученные результаты ожиданий абитуриентов по поводу их дальнейшего обучения, их представления своего профессионального будущего и реальных путей достижения успеха значимы для организации учебно-воспитательного процесса в конкретном вузе.

4. Анализ мотивационных предпочтений абитуриентов важен не только с точки зрения изменения формы организации приемной компании, но и является эффективным инструментом разработки методов формирования их учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе.

1. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.

2. Самылов, П.В. Новые подходы к формированию профессионального потенциала менеджеров в области публичного администрирования // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2008. - № 2.

3. Батоцыренов, В.Б. Соотношение влияния мотивации потока, личностных ценностей и волевого контроля на академические достижения студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5(42).

4. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М., 2004.

5. Ефимова, И.Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области) //Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 6.

6. Seliverstova, S.Y. Methods of Forming Educational and Professional Motivation of University Students// World Applied Sciences Journal. -2013. - V25. - № 9.

Bibliography

1. Dubovickaya, T.D. K probleme diagnostiki uchebnoyj motivacii // Voprosih psikhologii. - 2005. - № 1.

2. Samihlov, P.V. Novihe podkhodih k formirovaniyu professionaljnogo potenciala menedzherov v oblasti publichnogo administrirovaniya // Vestnik Rossiyjskogo universiteta druzhbih narodov. - 2008. - № 2.

3. Batocihrenov, V.B. Sootnoshenie vliyaniya motivacii potoka, lichnostnihkh cennosteyj i volevogo kontrolya na akademicheskie dostizheniya studentov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5(42).

4. Verbickiyj, A.A. Kompetentnostnihyj podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. - M., 2004.

5. Efimova, I.N. Analiz motivacii abiturientov pri vihbore vuza (na primere Nizhegorodskoyj oblasti) //Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2011. - № 6.

6. Seliverstova, S.Y. Methods of Forming Educational and Professional Motivation of University Students// World Applied Sciences Journal. -2013. - V25. - № 9.

Статья поступила в редакцию 16.12.13

УДК 577.4. (075.8)

Shalimova L.A., Zaytseva G.A. THE MODALITY OF ENVIRONMENTAL ENERGY COLOR. In this article the author examines the impact of colors on the person, considered not only as a matter of psihoemotsilonalnoy modality, but also related to him by various conditions of life of the individual.

Key words: modality, environment, energy, context, altruism, evolution, form, ritual, crystal vibrations.

Л.А. Шалимова, канд. филос. наук доц., каф. Гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск; Г.А. Зайцева, канд. биолог. наук, Российский гуманитарный университет, г. Москва, E-mail: Shalimova-Istra@mail.ru

МОДАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ЦВЕТА

В данной статье автором исследуется воздействие красок на человека. Цвет рассматривается не только как предмет психоэмоцилональной модальности, но и в связи с различными условиями жизни индивида.

Ключевые слова: модальность, экология, энергия, контекст, альтруизм, эволюция, формы, ритуал, кристалл, вибрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.