Научная статья на тему 'Особенности профессионально важных качеств психолога как системообразующего компонента профессиональной компетенции у будущих специалистов МЧС России'

Особенности профессионально важных качеств психолога как системообразующего компонента профессиональной компетенции у будущих специалистов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2131
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА МЧС / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGISTS / PROFESSIONAL QUALITIES PSYCHOLOGIST MOE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поцепина И. Ю.

Статья посвящена основным концепциям психологической компетентности в зарубежной и отечественной психологии, определению профессионально важных качеств психологов МЧС России. Особое внимание уделено динамике помощи населению, психологами службы МЧС, потребности в этой помощи, ключевые стратегические цели психологов в соответствии с инновационными запросами общества в рискованных ситуациях в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PSYCHOLOGY AS A BACKBONE COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE AT FUTURE SPECIALISTS MOE RUSSIA

Article is devoted to the concept of psychological competence in foreign and domestic psychology, definition of professionally important qualities psychologists Russian Emergencies Ministry. Particular attention is paid to the dynamics to help the population, its needs and key strategic objectives in line with innovative requests risky situations in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально важных качеств психолога как системообразующего компонента профессиональной компетенции у будущих специалистов МЧС России»

Раздел 3

ПСИХОЛОГИЯ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 159.9

Potsepina I.Y. FEATURES PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PSYCHOLOGY AS A BACKBONE COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE AT FUTURE SPECIALISTS MOE RUSSIA. Article is devoted to the concept of psychological competence in foreign and domestic psychology, definition of professionally important qualities psychologists Russian Emergencies Ministry. Particular attention is paid to the dynamics to help the population, its needs and key strategic objectives in line with innovative requests risky situations in Russia.

Key words: professional competence, professional competence of psychologists, professional qualities psychologist MOE.

И.Ю. Поцепина, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский

гос. архитектурно-строительный университет», г. Кстово, Е-mail: pocepina.irina@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ

Статья посвящена основным концепциям психологической компетентности в зарубежной и отечественной психологии, определению профессионально важных качеств психологов МЧС России. Особое внимание уделено динамике помощи населению, психологами службы МЧС, потребности в этой помощи, ключевые стратегические цели психологов в соответствии с инновационными запросами общества в рискованных ситуациях в России.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная компетентность психологов, профессионально важные качества психолога МЧС.

Последние несколько лет психологическая служба МЧС России активно развивается. Оказание экстренной психологической помощи населению приобретает все большую актуальность. Приводим некоторую статистику за последнее время (рис. 1).

В течение 2012 года психологи Главного управления МЧС России по Нижегородской области 33 раза привлекались для оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению, помощь была оказана в 255 случаях.

За истекший период 2013 года психологи привлекались 28 раз, помощь была оказана в 92 случаях. Нелегким для Нижегородских психологов выдался 2010 год, когда жители Нижегородской области в полной мере испытали на себе последствия ог-

Рис. 1. Статистика оказания экстренной психологической помощи 240

ненной стихии. В сложившейся сложной ситуации нижегородцам как никогда была необходима не только материальная, но и психологическая поддержка.

Анализируя события последних лет, таких, как крушение теплохода «Булгария» в 2011 году, наводнение в Крымске в 2012 году, стихийное бедствие на территории Дальневосточного ФО в 2013-м году и др., свидетельствуют о том, что профессия психолога МЧС становится все более востребованной и необходимой, и как следствие повышаются требования к профессиональной компетенции и профессионально важным качествам специалистов-психологов экстремального профиля.

Актуальность исследования профессиональной компетенции и профессионально важных качеств психологов обусловлена, во-первых, повышенными требованиями к профессиональной подготовке и индивиду-ально-психологичес-ким особенностям специалистов экстремального профиля. Психолог ведом-

населению психологической службой МЧС ства выполняет ра-

боту сразу в нескольких направлениях деятельности, которые регламентируются нормативно-правовой базой системы МЧС. Во-вторых, психологическая служба МЧС активно развивается, происходит модернизация условий служебной деятельности, связанная с внедрением в специфику деятельности инновационных методов психологического сопровождения сотрудников.

Однако уровень подготовки психологов еще не в полной мере соответствует предъявляемым практикой требованиям. Каким должен быть психолог МЧС? Какими компетенциями и профессионально важными качествами он должен обладать для того, чтобы эффективно выполнять задачи по предназначению? Как подготовить специалиста, соответствующего требованиям времени?

Среди исследований, посвященных изучению особенностей профессиональной деятельности психологов и определение их специфики в рискованных профессиях с позиций компетентнос-тного подхода в образовании, следует назвать работы Л.М. Вой-тенко, А.П. Кустовой, В.И. Стеньковой, С.П. Ивановой и др. [1; 2; 3; 4]. В работах исследователей предпринимается попытка найти пути формирования профессиональных компетенций, разработать концепцию профессиональной подготовки специалистов (студентов - будущих психологов, психологов ОВД, МЧС, будущих педагогов и т.д.), идентифицируется набор компетенций, позволяющий формировать профессиональную компетентность, предлагаются программы развития профессиональной компетенции и профессиональной подготовки и др.

Анализируя литературные источники по данной проблематике, необходимо отметить, что понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно. В.И. Даль под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в юридической сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о чём или кого-либо... судья полноправный» [5]. Компетентность и компетенция составляют у В.И. Даля единое понятие.

В современном понимании компетенция рассматривается в следующих аспектах: обладающий компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо; содержание понятия «компетентный» также выражается в 2-х аспектах: обладающий компетентностью, правомочный; знающий, сведущий в определённой области.

В.С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [6].

Э.Ф. Эсер и О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [7].

В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе» [8] описаны внутренне мотивированные характеристики, связанные с системой личных ценностей, или «виды компетентности». Сюда относятся такие качества человека, как инициатива, лидерство, непосредственный интерес к механизмам работы организации и общества в целом, а также к размышлениям об их возможном влиянии на него самого. Все эти качества зависят от наличия конкретных, специальных знаний -в противовес устаревшему общему, неспециальному знанию, которое предлагается большинством образовательных программ в настоящее время.

Маркова А.К. [9] выделяет следующие виды профессиональной компетентности: специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом; «экстремальная профессиональная компетентность»- выражается в готов-

ности человека к работе во внезапно усложнившихся условиях.

Как отмечает А.К. Маркова, названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую - социальную, личностную [9].

Учитывая специфику службы психолога экстремального профиля, связанную с постоянной готовностью к выезду на ситуации чрезвычайного характера, психологическим сопровождением родственников погибших при процедуре опознания, работой с процессом горевания, острыми стрессовыми реакциями пострадавших, ненормированным графиком несения службы, выполнением служебных задач в рамках дефицита времени и т.д., психолог МЧС должен обладать высоким уровнем развития всех перечисленных «видов компетентности».

В этой связи актуализируется необходимость изучения профессионально важных качеств психологов МЧС, уточнение функциональных обязанностей, необходимых для качественного выполнения профессиональных задач.

Опираясь на приказ МЧС России № 218 от 25.04.2003 г. «О создании психологической службы МЧС России» [10], определяющий основные задачи службы, можно обозначить круг компетенций психологической службы.

Основными задачами службы являются: организация и осуществление психодиагностических мероприятий специалистов МЧС России (профессиональный и психологический отбор, психологическую экспертизу профессиональной пригодности, периодические (мониторинговые) психологические обследования, психологическую диагностику стрессовых расстройств в постэкспедиционный период); психологическую реабилитацию специалистов МЧС России; психологическую подготовку специалистов МЧС России, к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях в общей системе подготовки и обучения; оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций (персоналу, работающему в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, а также специалистам МЧС России); разработка методической базы для решения задач, стоящих перед службой; организация научно-практической деятельности в области психологии экстремальных ситуаций [10].

В соответствии с задачами службы МЧС России специалист по психологическому обеспечению должен обладать следующими профессиональными компетенциями: знать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность специалиста по психологическому обеспечению в МЧС России; знать и соблюдать в профессиональной деятельности этические принципы работы психолога; владеть на высоком уровне психодиагностическим инструментарием, адекватным целям и задачам осуществляемых мероприятий; грамотно составлять психологическое заключение по результатам комплекса психодиагностических процедур, с формированием выводов и рекомендаций, в соответствии с задачами диагностики; знать принципы разработки и реализации программ психологической реабилитации личного состава и практическое осуществление этих программ на практике; знать и применять в практической деятельности психотехники саморегуляции и эмоциональной разгрузки; качественно проводить психологическую подготовку специалистов МЧС России к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях в общей системе подготовки и обучения; иметь представление об основных методах и формах преподавания психологии; свободно и уверенно выступать на публике, ориентироваться в ситуациях профессионального общения; владеть и применять на практике возможности аппаратных методов психофизиологической коррекции, иметь теоретическую и практическую подготовку в области психофизиологии; иметь теоретическую и практическую подготовку в области психологии экстремальных ситуаций и др.

Определив круг профессиональных компетенций специалиста-психолога системы МЧС, мы можем выделить ряд профессионально важных качеств психологов, необходимых для качественного осуществления задач по предназначению.

В свое работе С.П. Иванова [4] проводя анализ специфики профессиональной деятельности психолога МЧС России, выделяет ряд особенностей, обусловливающих амбивалентность роли психолога как специалиста и как должностного лица. С одной стороны, в качестве профессионально важных качеств психолога выделяются такие свойства, как: гуманистическая направленность, эмпатия, рефлексивность, коммуникабель-

ность, независимость и креативность, с другой - должность сотрудника МЧС России предполагает высокую нормативность, подчинение приказам, жесткую иерархию и субординацию во взаимоотношениях, а также наличие таких качеств личности, как авторитарность, доминантность, ответственность, исполнительность, организаторские способности.

С.П. Иванова наряду обычных профессионально важных качеств психологов, включает и профессионально важные качества (знания, умения, навыки), адекватные особенностям его профессиональной деятельности с учетом специфики системы МЧС, в частности, оптимальная работоспособность в чрезвычайных ситуациях, способность к многовариантным быстрым действиям, адекватным экстремальным условиям [4].

Следует предположить, что для качественного и эффективного исполнения служебных обязанностей психолог МЧС дол-

Библиографический список

жен обладать такими профессионально важными качествами, как: стрессоустойчивость, коммуникативность, гуманистическая направленность, эмпатия, рефлексивность, ответственность, исполнительность, оптимальная работоспособность, интеллектуальная лабильность и др.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что компетентность будущего специалиста -психолога системы МЧС зависит от ряда факторов: сформиро-ванности профессионально важных качеств, достаточной осведомленности о выбранной профессии, высокой теоретической и практической подготовке в области психологии экстремальных ситуаций, готовности к работе в полевых условиях обстановки, и самое главное - убежденности будущего психолога в уникальности и практической ценности выполняемой им и так необходимой социально-значимой деятельности.

1. Войтенко, Л.М. Коммуникативная компетентность как детерминанта профессионального становления будущего психолога: автореф. ... канд. психолог. наук. - Сочи, 2011.

2. Кустова, А.П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011.

3. Стенькова, В.И. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподавателей психологии: дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2007.

4. Иванова, С.П. Концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России: дис. ... д-ра. психол. наук. СПб. - 2011.

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: в 4 т. - М.; Минск, 2007. - Т. 2. И-О.

6. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие. - М., 2004.

7. Соловьева, А.В. Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных вузах: автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2010.

8. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М., 2002.

9. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

10. Руководящие документы МЧС России: Положение о психологической службе МЧС России I Приказ МЧС России от 25.04.2003 г. № 218.

Bibliography

1. Voyjtenko, L.M. Kommunikativnaya kompetentnostj kak determinanta professionaljnogo stanovleniya buduthego psikhologa: avtoref. ... kand. psikholog. nauk. - Sochi, 2011.

2. Kustova, A.P. Professionaljnaya kompetentnostj psikhologa organov vnutrennikh del: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2011.

3. Stenjkova, V.I. Pedagogicheskaya praktika kak faktor razvitiya professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh psikhologov, prepodavateleyj psikhologii: dis. ... kand. ped. nauk. - Ulan-Udeh, 2007.

4. Ivanova, S.P. Koncepciya i organizacionno-metodicheskoe obespechenie professionaljnoyj podgotovki psikhologov MChS Rossii: dis. ... d-ra. psikhol. nauk. SPb. - 2011.

5. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo velikorusskogo yazihka. Sovremennoe napisanie: v 4 t. - M.; Minsk, 2007. - T. 2. I-O.

6. Lukjyanova, M.I. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnostj uchitelya. Diagnostika i razvitie. - M., 2004.

7. Solovjeva, A.V. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh dizayjnerov v negosudarstvennihkh vuzakh: avtoref. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.

8. Raven, Dzh. Kompetentnostj v sovremennom obthestve: vihyavlenie, razvitie i realizaciya. - M., 2002.

9. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.

10. Rukovodyathie dokumentih MChS Rossii: Polozhenie o psikhologicheskoyj sluzhbe MChS Rossii I Prikaz MChS Rossii ot 25.04.2003 g. № 218.

Статья поступила в редакцию 24.11.13

УДК 159.9.075

Seliverstova S. U. ANALYZE OF PREFERENCES OF ENTRANTS IN CONTEXT OF FORMING OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION TO HIGH SCHOOL EDUCATION. The article is devoted to analyze of motivational preferences of potential students during choice of educational organization of higher education. There are results of survey of entrants with motivators of choice of university and professional activity. The results of this research could be used in organizing of admissions campaign and developing methods of professional motivation.

Key words: educational-professional motivation; motivational preferences, internal and external motivation, competence-oriented teaching technologies.

С.Ю. Селиверстова, зам. директора Калужского филиала федерального гос. бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «(Российская академия народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации» (Калужский филиал РАНХиГС), г. Калуга, E-mail: selive-svetlana@yandex.ru

АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Статья посвящена анализу мотивационных предпочтений потенциальных студентов при выборе учебной организации высшего профессионального образования. Представлены результаты анкетирования абитуриентов с точки зрения определения мотиваторов выбора вуза и будущей профессиональной деятельности. Показана роль данного исследования для организации приемной кампании и разработки методов формирования учебно-профессиональной мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.