Научная статья на тему 'Мотивационные ожидания личности'

Мотивационные ожидания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
626
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационные ожидания личности»

ретные действия - объясняет возможные способы влияния на личность в процессе деятельности. Особенно ярко это проявляется в ситуации отсутствия внешней заданттости. Этим объясняются и различия в мотивационной сфере разных социальных и профессиональных групп.

Обнаружено и обратное влияние: личностные особенности оказывают влияние на наличие или же отсутствие ряда ценностей и мотивов поведения. Особое место среди воздействующих факторов занимает возраст как условие сформиро-ванности мотивационной сферы личности.

Мотивационная сфера оказывает системооб-

разующее воздействие на личность, тем самым, изменяя характер взаимодействия личности с ближайшим окружением. Было обнаружено явление формирования лидерского ядра группы как представителей актуальных мотивов ее членов. Совпадение ценностных ориентаций и мотивов членов группы способствует развитию внутригрупповой сплоченности и улучшению психологического климата,

В результате проведенных исследований обнаружилась необходимость изучения соотношения процесса формирования личности и развития ее мотивационной сферы.

В. В. ГОЛУБЕВ

МОТИВАЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Одной из важнейших проблем современной психологической практики является проблема эффективности воздействий на личность, с целью формирования у нее желательного поведения, будь то управление, реклама, или политическая пропаганда. Изучение этой проблемы будет неполной без изучения мотивационных ожиданий и психологических особенностей их актуализации, так как поведение личности во многом предопределяется системой мотивационных ожиданий. В управленческой практике и практике воспитательной работы непосредственным регулятором поведения человека являются именно мотивационные ожидания соответствующих поощрений или наказаний.

Знание психологической структуры и содержание ближайшей (актуальной) и отдаленной (потенциальной) временной перспективы мотивационных ожиданий личности, механизмов их актуализации у разных по возрасту, уровню образования и личностно-психологическим особенностям людей позволит самой личности избежать нереализованно сти, неэффективного использования времени, чрезмерных функциональных затрат, низкой продуктивное ги и неудовлетворенности процессом и результатом как в профессиональной деятельности, так и в жизнедеятельности в целом, позволит оптимально планировать и организовывать деятельность во времени. «Ожидание - внутреннее состояние, от-

ношение или установка организма, которые приводят его к предвосхищению определенного события; предвосхищаемый результат вероятностной ситуации» (Большой толковый психологический словарь Т, 1 / Ребер Артур. — М., 2003).

Ожидания имеют свою типологию. С одной стороны ожидания могут носить мотивациошшй характер, с другой, - пассивный, то есть переживаться в основном как когнитивные. В первом случае ожидания сопровождаются эмоцио-нально-значимостными переживаниями и функционально-деятельностной готовностью к их реализации. Во втором случае ожидания могу только эмоционально переживаться без какого-либо деятельностного вмешательства человека. Кроме того, ожидания могут быть связаны как с позитивными, так и с негативными событиями в жизни личности.

Поведение личности детерминируется системой мотивационных ожиданий. Система ожиданий имеет сложное структурное строение: позитивные, негативные, важные, малозначимые события. Объективная важность и субъективная значимость совпадают только частично. Когда объективно важное обходится дешево, то оно девальвируется в субъективной значимости. Либо наоборот. Мечта, идеал - это тоже объективно важно, но не значимо по прямо противоположному принципу - настолько недоступно, что человек объективно не готов для реализации и

© В.В. Голубев, 2008

63

субъективно это тоже становится малозначимым. Можно сказать, что система ожиданий фиксирует содержательную (объективно-результативную) и динамическую (субъективно-вероятностную) характеристики событий, причем последняя существенно влияет на восприятие событий. Например, если затраты слишком велики, то мотив может не актуализироваться до тех пор, пока не произойдет снижение этих затрат, следовательно мотивационные ожидания будут также находиться в потенциальном состоянии.

Адекватность отражения обеспечивается не прямым зеркальным отображением объективного в субъективном, а через механизм двухстороннего содержательно-динамического отражения. Поэтому незеркально сть, нелинейность психического отражения, так или иначе, связана с содержательно-динамической двухсторонней структурой психики вообще и мотивационной системы в частности. Содержательная составляющая отражает только одну сторону действительности и только приблизительно, Чем важнее событие, тем оно субъективно значимей. Но эта зависимость сохраняется только на протяжении некоторой зоны, за пределами которой она прекращает свое действие вплоть до обратной зависимости. Например, мечта, чем она объективно важнее, тем сложнее она для реализации и субъективно может казаться менее значимой, потому что не реалистична в связи с ожидаемыми трудностями ее реализации.

Мотивационные ожидания являются неотъемлемой частью мотивационной сферы личности, основываются на потребностях, мотивах, целях, мотивационных установках и связаны с реализацией позитивного (предотвращением негативного) события.

Феномен мотивационного ожидания характеризует любое мотивационное образование, от ситуативных потребностей до жизненных целей и идеалов, но находящихся в актуальном состоянии, го есть характеризующихся достаточно значимым эмоциональным переживанием и деятельностной готовностью к данному событию. Мотивационные ожидания не заменяют понятия «мотив деятельности», а являются его структурным компонентом, ярко выраженным или редуцированным. Они имеют собственное функционально-динамическое обеспечение. Ожидания не обходятся человеку даром. Нередко мотивационное ожидание положительного или отрица-

тельного события обходится человеку дороже, чем реальная встреча с ним.

Активнодействующий момент может отсутствовать в случае нецелесообразности или невозможности реализации мотивационного ожидания, когда человек эмоционально переживает значимость, но в силу неблагоприятных обстоятельств не может приступить к его реализации. Мотивационное ожидание актуально именно потому, что объективно важно, и, следовательно, субъективно значимо для существования человека.

В феноменологию мот ивационного ожидания включается актуальное эмоциональное переживание возможных позитивных и негативных последствий реализации или не реализации побуждения, а также комплекс относительной (полной или неполной) функционально-деятельностной готовности к встрече с событием, способствующей реализации позитивного события и предотвращение негативного.

Психологическими факторами, определяющими эффект мотивационного ожидания события, являются, с одной стороны, достаточно высокая субъективная значимость, а с друтй — необходимость и реальная возможность деятельностного вмешательства личности в реализацию события (предотвращение негативного и реализация позитивного). Феномен сверхвысокой значимости определяет эффект мотивационного ожидания событий, выходящих за пределы деятельностных возможностей личности. Состояние демобилизации, снижения активности характеризуется ориентацией на мотивационное ожидание относительно рутинных, малозначимых, но легко реализуемых событий.

Психологическими факторами, блокирующими эффект мотивационного ожидания, являются, с одной стороны, низкая субъективная значимость как положительных, так и отрицательных последствий соответствующего события; с другой стороны, трудность (невозможность) реализации позитивного события (предотвращение негативного), либо, наоборот, высокие гарантии его реализации, не требующие деятельностного вмешательства человека.

Знание феноменологии мотивационных ожиданий и механизмов их актуализации так же необходимо и для формирования эффективного поведения человека, как в профессиональной деятельности, так и в сфере общения. То, каким

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

образом нам видится предстоящее значимое событие, влияет на наше поведение и в определенной степени на его исход. Поэтому знание психологических особенностей, которые способствуют, актуализации ожиданий личности, может помочь изменить позицию человека в значимой ситуации; избавиться от неконструктивных действий и эмоций через осознание их причины.

Установив причины возникновения негативных ожиданий в жизни человека, возможно оказать ему необходимую психологическую помощь при столкновении с негативными событиями, так как в жизни каждого человека наряду с положительно окрашенными событиями происходят и отрицательные. Восприятие этих событий во многом зависит' о г личностных особенностей человека и способствует формированию позитивных или негативных ожиданий. Следствием актуализации негативных ожиданий будет изменение настроения, работоспособности, изменение в межличностных отношениях.

Мотивационные ожидания личности и их характер влияют на поведение человека во всех сферах его жизнедеятельности, и знание механизмов их актуализации поможет человеку, как повысить свою эффективность в профессиональной деятельности или общении, так и справиться со стрессом, возникающим вследствие ожидания событий, имеющих негативную значимость.

Негативное мотивационное ожидание представляет собой одно из проявлений личности, которое является субъективным отражением предстоящих в будущем объективно важных событий и проявляется в негативном эмоциональ-но-значимостном переживании и функционально-деятельностной готовности к предотвращению этих событий или их нежелательных последствий.

Актуализация негативного мотивационного ожидания происходит тогда, когда, во-первых, человеком переживается негативная значимость события, во-вторых, происходит формирование намерения по предотвращению этого события.

Первостепенная роль в восприятии негативной значимости события принадлежит механизму когнитивно-аффективной оценки.

Формирование намерений в процессе актуализации негативных мотивационных ожиданий происходит тогда, когда возникает противоречие

между желательным состоянием действительности (необходимым для удовлетворения актуальной потребности) и наличным состоянием (которое препятствует удовлетворению этой потребности). Причем о фажение особенностей ситуации происходит субъективно на основе прошлого опыта за счет когнитивно-аффективной опенки: со стороны эмоций - в улавливании деталей ситуации, отвечающих прошлому опыту и оценка их не только как значимых, но и как несущих определенных позитивный или негативный смысл для удовлетворения актуальной потребности и ведущих к определенным значимым последствиям; со стороны когнитивной сферы - анализ и логическое построение вероятного исхода событий, а так же планирование собственных действий и выборе поведенческих альтернатив. Формирование намерений и постановка цели подкрепляются эмоциональным переживанием, которое говорит о значимости предвосхищаемого события для удовлетворения актуальной потребности и служит источником энергетической обеспеченности будущих действии, направленных на предотвращение ситуации, имеющей негативное значение, или преодоление ее нежелательных последствий.

Активность негативного ожидания характеризуется поиском внутренних ресурсов для преодоления негативного оттенка предстоящих нежелательных событий, выбором определенной стратегии поведения, ориентацией поведения на достижение цели.

Возникновение негативных мотивационных ожиданий личности обусловлено рядом причин: индивидуально-психологическими особенностями личности; несовпадение представлений человека о результате явления с реально происходящими событиями; влияние социальных факторов, включающих в себя особенности общества, места личности в обществе, принадлежность к группе, статуса личности, условий жизни; половозрастные особенности личности, наступление возрастных «кризисов», во время которых человек более неуверен в себе, недоверчив к людям, чрезмерно эмоционален и апатичен к жизни, более уязвим, не всегда может прогнозировать и контролировать свое поведение.

Негативные мотивационные ожидания актуализируются при восприятии предстоящего события как негативного. Этот процесс происходит посредством когнитивно-аффективной оцен

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокииетика, № 4, 2008

65

ки, где эмощш предшествуя во времени когнитивному компоненту, придают воспринимаемому событию личностную значимость, на основе того способствует или препятствует оно удовлетворению актуальной потребности. Эмоции же предвосхищают возможные позитивные или негативные последствия события на основе сличения отдельных деталей ситуации с прошлым опытом (когда знакомые детали ситуации, которые в прошлом привели к возникновению определенных эмоций, воспринимаясь в настоящем, немедленно приводят к повторному переживанию этих же эмоций, как несущие определенные значимые последствия для личности). Формирование намерений происходит, если у человека есть субъективная вероятность того, что он сможет избежать события или его негативных последствий, этот процесс подкрепляется эмоциональным переживанием, которое говорит о значимости предвосхищаемого события для удовлетворения актуальной потребности и служит источником энергетической обеспеченности будущих действий, направленных на пре-

дотвращение ситуации, имеющей негативное значение, или преодоление ее нежелательных последствий.

Негативное мотивационное ожидание - это целостное явление и его актуализация представляет собой процесс, начинающийся с момента восприятия условий ситуации как негагивно-зна-чимых, то есть как препятствующих удовлетворению актуальной потребнос ти до момента формирования намерений но предотвращению негативного события или его нежелательных последствий и осуществления этих намерений во внешнем плане.

Проблема детерминации поведения человека остается одной из важных проблем психологической науки. Для фундаментальной науки и одновременно для практики управления, воспитания и самоорганизации личностью своей деятельности, прежде всего, важна сама постановка проблемы актуализации мотивационных ожиданий. Это тем более существенно, что данная проблема не достаточно разработана в отечественной психологии.

66

Вестник КГ У им. II. А. Некрасова ♦ 2008, том 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.