Научная статья на тему 'Мотивационная сфера в исследованиях личности'

Мотивационная сфера в исследованиях личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3768
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационная сфера в исследованиях личности»

В.А. СОЛОВЬЕВА МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЛИЧНОСТИ

В последнее время среди российских психологов стало популярным исследование мотивационной сферы личности. В,Г. Асеев с позиций обшепсихологической теории, В.Г. Морогин с точки зрения психологии эксперимента, И.А. Журавлева в контексте социальной психологии, Д.А. Леонтьев с экзистенциональных позиций изучения смысла - вот далеко неполный перечень работ, посвященных проблемам мотивационной сферы личности, увидевших свет в последние годы. Популярность данного направления объясняется острой необходимостью перехода от изучения частных процессуальных характеристик личности к поиску феноменов, объясняющих принципиально важное в ее организации: от объяснения «КАК» к объяснению «ПОЧЕМУ» и «ЗАЧЕМ»,

В стенах Костромского государственного университета исследования мотивационной сферы личности начали проводиться в конце 90-х годов в рамках конкретно-психологических исследований па предприятиях города, Стоявшая тогда задача повышения производительности труда рабочих привела к необходимости изучения мотивов трудовой деятельности. Был обнаружен ряд интересных феноменов: например, оказалось, что рабочие реагируют не на абсолютный рост вознаграждения, а на соотношение изменений в затратах труда и его оплаты.

Функционировавшая в 1989-1991 гг. лаборатория профориентации одновременно с практической работой проводила исследования, посвященные мотивам выбора профессии, в первую очередь профессии учителя. Наряду с набором качеств личности, определяющих успешность работы учителя, исследователи выявили, что учителя отличаются от окружающих и характеристиками мотивационной сферы. Так, для студентов-заочников, работающих по специальности, характерно стремление к саморазвитию, самоактуализации в сочетании с мотивом общения. Неоспоримый вклад в развитие данного направления исследований в нашем университете внес В.Г. Асеев, приняв на себя научное руководство подготовкой ряда диссертационных ра-

бот, посвященных различным аспектам проблем мотивации. Кандидатская диссертация В.А. Соловьевой (1997) была посвящена психологическим условиям актуализации мотивов в деятельности, таким как вероятность успешности деятельности, соотношение динамической и содержательной составляющей мотива, личностные особенности. В работе были представлены результаты эмпирических исследований мотивов, имевших место в разных видах деятельности.

Темой работы Голубева В.В. (2002) стали механизмы актуализации позитивных мотивационных ожиданий личности. Проблема мотивационных ожиданий личности в российской психологии до сих пор изучена слабо. Перекликаясь с теорией когнитивного прогноза будущего поведения, эта проблема, тем не менее, имеет самостоятельное значение.

Ручко Л,С. (2006) были изучены факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности на примере временных коллективов подростков.

В 2004-2006 гг. изучение мотивационной сферы как социально-психологического феномена получило поддержку РГНФ.

Главная цель разработки данной проблемы состоит в выявлении закономерностей функционирования мотивации как социально-психологического феномена и разработке психологических механизмов сопровождения ее развития в организации.

Все многообразие существующих трактовок обычно сводят к двум основным направлениям, что отражает наличие двух возможных исходных исследовательских позиций:

- рассмотрение мотивации в статике, со структурных позиций, как совокупности различных факторов, детерминирующих поведение (к ним относят влечения, потребности, мотивы, цели, стремления, намерения и т.д.);

-рассмотрение мотивации в динамике как процесса, обусловливающего поведенческую активность человека.

Исследования мотивации традиционно относятся к области общей психологии, а сама моти-

© В.А. Соловьева, 2008

59

вация трактуется как индивидуально-психологическая характеристика личности, как «общепсихическая особенность структуры личности». Вместе с тем конкретные исследования по проблеме мотивации, осуществляемые с позиций общепсихологического подхода, нередко затрагивают предметные области самых разных отраслей психологической науки, таких, как психофизиология, психология развития, акмеология, педагогическая психология, юридическая психология и ряд других.

Научное изучение мотивации в становлении, развитии и разнообразных проявлениях не может обойтись без учета анализа ее природных предпосылок и механизмов. В го же время очевидно, что под каким бы углом зрения, в каком бы контексте ни рассматривать мотивацию человеческого поведения, в ней, наряду с природной, генотипической обусловленностью, несомненно присутствует и социально-психологическая составляющая. Так, весьма отчетливо она просматривается в мотивационных теориях» разработанных в психологии управления и отражающих различные подходы к пониманию природы мотивации трудовой деятельности, идет ли речь о мотивации исполнительской деятельности работников или о мотивации деятельности руководителя. Мотивация, как базовая индивидуально-психологическая характеристика личности, выступает промежуточным, опосредующим звеном между природной организацией человека и его деятельностной активностью в системе социальных отношений. С позиций системного подхода мотивацию можно рассматривать как систему, в состав которой включены подсистемы более низкого порядка, в частности биологические потребности, и которая, в свою очередь является элементом системы более высокого уровня - системы социальных отношений.

Такой подход позволяет исследовать функции мотивации как психологического феномена в организациях, где происходит взаимодействие личностей в процессе труда. Если при анализе индивидуального поведения исследователями уже выделен целый ряд функций мотивации, среди них - отбор, селекция информации и формирование образа будущего поведения, то вопрос о функциях мотивации в организациях, как социальных образованиях, остается открытым. Между тем поиск ответа на него позволит расширить наши представления о мотивации как

личностном образовании, лучше понять специфику1 ее причастности к различным социальнопсихологическим феноменам. В частности, имеются достаточные основания говорить о реальности групповой мотивации, т.е. мотивации группы как субъекта совместной деятельности

Еще одним перспективным направлением представляется изучение взаимосвязи особенностей мотивации члена организации с его социально-психологическим статусом в ней, позицией, занимаемой в системе межличностных отношений. Первые исследовательские шаги, сделанные в этом направлении (В.А. Соловьева), показывают, что такая связь существует, и есть основания рассматривать индивидуальную мотивацию в качестве предиктора социально-психологического статуса работника в организации.

Отмечаемую многими исследователями неразработанность методического инструментария исследования мотивационной сферы, отчасти компенсируют методические разработки в виде методики исследования позитивных мотивационных ожиданий личности (В.В. Г олубев). Нами также разработаны и апробированы три методики, позволяющие изучать особенности мотивов. «Методика изучения динамической и содержательной составляющей мотивационной сферы человека» предназначена для изучения особенностей мотивов и может быть использована при работе со взрослыми и подростками. Опросник «Что нужно делать в школе» и «Методика проведения экспертной оценки мотивов учебной деятельности» предназначена для изучения особенностей мотивов учебной деятельности. Их применение в комплексе гарантирует достоверность полученных результатов. Методологической основой для их разработки послужила концепция В.Г. Асеева о двумодальностном строении мотивов.

Главная цель разработки данной проблемы состоит в выявлении закономерностей функционирования мотивации как социально-психологического феномена л разработке психологических механизмов сопровождения ее развития в организации.

Есть основания предполагать, что мотивационная сфера личности является той ее частью, которая в наибольшей мере подвержена влияниям извне, в первую очередь со стороны социума. Необходимо перечислить в порядке удаления от социальных явлений такие феномены мо-

60

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

тиваиионной сферы как социальные установки личности, социальные ожидания, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, вероятностный прогноз поведения, социальные стереотипы. Последние, а если быть точным, процесс их формирования, реализует мотивационные ожидания личности.

На уровне отдельной личности очевидно или скрыто проявляется совокупность всех социально- психологических явлений, которые имеют отношение к этой личности: классовая и религиозная принадлежность, национальные особенности, влияние больших и малых групп, воздействие конкретных личностей как партнеров по общению. Одновременно с этим каждая конкретная личность в процессе индивидуального развития вносит свой вклад в социально- психологические явления разного уровня иерархии.

Развитие личности как системы нуждается в гармоничном строении мотивационной сферы: в случае отсутствия или минимального проявления динамической составляющей мотив преобразуется в мечту и его влияние на процесс деятельности уменьшается. В противоположном случае, при отсутствии содержательной составляющей мотивационной сферы, личность будет действовать под влиянием сиюминутных импульсов. Замечено, что личность при прочих равных условиях с большим желанием занимается теми видами деятельности, к которым она более подготовлена. В результате возникает опасность задержки развития личности, «топтания на месте» из-за отсутствия гармоничности строения мотивации.

Одновременно с этим ближайшее окружение часто оказывает мотивирующее влияние на личность, стараясь повернуть ее поведение в необходимое ему направление. Это не всегда удается: изменить поведение сформировавшейся личности посредством внешних воздействий можно лишь в том случае, если мотивирующее влияние актуализирует имеющиеся у личности мотивы.

Для того чтобы отделить социальные аспекты мотивации, совокупность мотивирующих воздействий от мотивации личности мы используем термин «мотивационная сфера личности». Это образование отличается относительной устойчивостью по отношению к внешним воздействиям, стабильностью во времени и определенным теоретическим абстрагированием от конк-

ретных проявлений. Можно сказать, что данное понятие сочетается с понятием «личность» как теоретическое абстрагирование

Понятию «индивидуальность», описывающему все разнообразие реальных проявлений личности, будет в нашем представлении соответствовать понятие «персональная мотивация», которое подчеркивает ее принадлежность конкретной личности и неповторимую уникальность изучаемого нами образования.

Мотивационная сфера личности состоит из некоей совокупности мотивов, находящихся в разных отношениях между собой. Это могут быть отношения иерархии, взаимного дополнения, конкуренции, выстраивания во временной перспективе. Д.А. Леонтьев вводит понятие динамической смысловой системы (ДСС) как относительно устойчивой и автономной иерархически организованной системы, включающей в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое. Обычно личность складывается из нескольких ДСС. А.Н. Леонтьев говорит о «многовершинности» мотивационной сферы личности и о борьбе между собой разных систем жизненных отношений. Борьба мотивов часто приводит к бездействию или же к импульсивности, неупорядоченности действий. Исходя из э того, работа по осознанию структуры собственных мотивов поведения приводит к личностному росту.

Мы склонны называть объединение образований внутри личности, отвечающих за целенаправленное поведение, мотивационной сферой личности. В отличие от динамической смысловой системы, в которой априори предполагается наличие смысла, понятие мотивационной сферой личности допускает отсутствие системных свойств и качеств у какой-либо конкретной личности, не достигшей высокого уровня личностного развития. Например, ребенок в процессе своего развития долгое время не имеет системы мотивов, полностью зависит от внешней по отношению к его психике информации. У него проявляется непроизвольное внимание, механическая память, наглядно-образное мышление. Поведение ребенка характеризуется полезависимо-стъю.

В том случае, если мотивационная сфера личности является системой, можно предположить внутри этой системы иерархическое строение. В нашем понимании понятия «Ценностные ори-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеиология. Социокинетика, № 4, 2008

61

ентаиии» и «Ценности» различаются между собой. Под ценностью подразумевается конкретный предмет или явление, который можно иметь или не иметь.

Чаще всего под ценностными ориентациями подразумевается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации не всегда реализуются в деятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя собою опорные критерии принятия личностью жизненно важных решений.

Проявляются ценностные ориентации ярче всею в качестве объяснительных принципов поведения. Изучить ценностные ориентации отдельной личности можно только на основании самоогчетов. Но такой подход не позволяет прогнозировать поведение людей в тех или иных меняющихся ситуациях, не объясняет существующего различия между вербально декларируемыми ценностями и реальным поведением человека.

Ценностные ориентации <|юрмируются в первую очередь социумом. 11одчсркивая важность, привлекательность, общественную значимость отдельных явлений, намерений отдельных личностей, привлекая к ним внимание людей, общественные институты создают или усиливают те или иные ценностные ориентации. И наоборот, оставляя без внимания другие явления общественной или личной жизни, общество уменьшает соответствующие ценностные ориентации. Существенная роль в формировании ценностных ориентаций принадлежит средствам массовой информации, а также ближайшему окружению личности.

Следом за Д.А. Леонтьевым мы понимаем смысложизненные ориентации как вариант осмысления личностью своей жизни, ее значимости. Предельные смыслы представляют собой конечные объяснительные принципы собственного поведения личности. И смысложизненные ориентации, и предельные смыслы субъективны по своей природе, так как представляют собой внутриличностное образование, продукт осмысления личностыо своего жизнешшго пути.

Уровни актуальной мотивации, мотивы деятельности и мотивационные ожидания являют-

ся достаточно стабильными образованьями взрослой (зрелой) личности и подготавливают личность к принятию решений в процессе деятельности.

Выделенные А. Маслоу пять уровней актуальной мотивации имеют аналоги среди ценностных ориентаций личности. Одновременное присутствие ценностной ориентации и актуальной МОТИВаЦИИ СООТВеТСТВуЮЩеГО урОВНЯ 1фИ наличии социальных условий приводит личность к конкретному действию.

Мотивационные ожидания - это одно из проявлений личности, которое является субъективным отражением предстоящих в будущем объективно важных событий и проявляется в эмоционально-значимо стном переживании и функционально-деятельностной готовности к их реализации.

Необходимо обратить внимание на принципиальные различия в содержании понятий «Мотивы деятельности» и «Мотивы действия». Мотивы деятельности многовариантны. Одча и та же деятельность в одно и то же время может быть обусловлена несколькими личностными мотивами, причем принадлежащими разным уровням актуальной мотивации. Мотив действия носит более конкретный характер и является составляющей принятия решения. Реализация одинаковых мотивов действия у разных людей приводит к одинаковому результату.

Следует заметить, что образования внутри мот ивационной сферы личности взаимодействуют между собой. В результате проведенных нами исследований было установлено, что как ценностные ориентации оказывают влияние на актуальный уровень мотивации, так и актуальный уровень мотивации оказывает влияние на ценностные ориентации. Предложенная схема иерархии мотивационной сферы личности опирается в основном на логический анализ содержания перечисленных понятий, а не на результаты эмпирических исследований.

В результате проведенной работы были получены новые научные факты и практические данные. К разряду научных фактов можно отнести существенное влияние ближайшего социального окружения на личность посредством формирования ценностных ориентаций и, как следствие, мотивов поведения. Описанная нами последовательность феноменов: ценностные ориентации — мотивы - социальные условия — кон к

62

Вестник К[ У им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

ретные действия - объясняет возможные способы влияния на личность в процессе деятельности. Особенно ярко это проявляется в ситуации отсутствия внешней заданттости. Этим объясняются и различия в мотивационной сфере разных социальных и профессиональных групп.

Обнаружено и обратное влияние: личностные особенности оказывают влияние на наличие или же отсутствие ряда ценностей и мотивов поведения. Особое место среди воздействующих факторов занимает возраст как условие сформиро-ванности мотивационной сферы личности.

Мотивационная сфера оказывает системооб-

разующее воздействие на личность, тем самым, изменяя характер взаимодействия личности с ближайшим окружением. Было обнаружено явление формирования лидерского ядра группы как представителей актуальных мотивов ее членов. Совпадение ценностных ориентаций и мотивов членов группы способствует развитию внутригрупповой сплоченности и улучшению психологического климата,

В результате проведенных исследований обнаружилась необходимость изучения соотношения процесса формирования личности и развития ее мотивационной сферы.

В. В. ГОЛУБЕВ МОТИВАЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Одной из важнейших проблем современной психологической практики является проблема эффективности воздействий на личность, с целью формирования у нее желательного поведения, будь то управление, реклама, или политическая пропаганда. Изучение этой проблемы будет неполной без изучения мотивационных ожиданий и психологических особенностей их актуализации, так как поведение личности во многом предопределяется системой мотивационных ожиданий. В управленческой практике и практике воспитательной работы непосредственным регулятором поведения человека являются именно мотивационные ожидания соответствующих поощрений или наказаний.

Знание психологической структуры и содержание ближайшей (актуальной) и отдаленной (потенциальной) временной перспективы мотивационных ожиданий личности, механизмов их актуализации у разных но возрасту, уровню образования и личностно-психологическим особенностям людей позволит самой личности избежать нереализованно сти, неэффективного использования времени, чрезмерных функциональных затрат, низкой продуктивное ги и неудовлетворенности процессом и результатом как в профессиональной деятельности, так и в жизнедеятельности в целом, позволит оптимально планировать и организовывать деятельность во времени. «Ожидание - внутреннее состояние, от-

ношение или установка организма, которые приводят его к предвосхищению определенного события; предвосхищаемый результат вероятностной ситуации» (Большой толковый психологический словарь Т, 1 / Ребер Артур. — М., 2003).

Ожидания имеют свою типологию. С одной стороны ожидания могут носить мотивациошшй характер, с другой, - пассивный, то есть переживаться в основном как когнитивные. В первом случае ожидания сопровождаются эмоцио-нально-значимостными переживаниями и функционально-деятельностной готовностью к их реализации. Во втором случае ожидания могу только эмоционально переживаться без какого-либо деятельностного вмешательства человека. Кроме того, ожидания могут быть связаны как с позитивными, так и с негативными событиями в жизни личности.

Поведение личности детерминируется системой мотивационных ожиданий. Система ожиданий имеет сложное структурное строение: позитивные, негативные, важные, малозначимые события. Объективная важность и субъективная значимость совпадают только частично. Когда объективно важное обходится дешево, то оно девальвируется в субъективной значимости. Либо наоборот. Мечта, идеал - это тоже объективно важно, но не значимо по прямо противоположному принципу - настолько недоступно, что человек объективно не готов для реализации и

© В.В. Голубев, 2008

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.