Научная статья на тему 'Мотивационные и организационные аспекты формирования и реализации стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований'

Мотивационные и организационные аспекты формирования и реализации стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / САМОДОСТАТОЧНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терещенко Наталия Вячеславовна

Целью настоящей статьи является рассмотрение мотивационных и организационных аспектов формирования и реализации стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований.В статье представлен анализ мотивирующих факторов, побуждающих к разработке и реализации стратегических планов, уточняются основные этапы разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования с позиций планирования роста самодостаточности территории, а также рассмотрена модель разработки, анализа и обоснования эффективности реализации документа стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терещенко Наталия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационные и организационные аспекты формирования и реализации стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований»

УДК 332

Мотивационные и организационные аспекты формирования и реализации стратегических планов социально-экономического развития

муниципальных образований Motivational and organizational aspects of the formation and implementation of the strategic plans of social and economic development of the municipalities

Терещенко Наталия Вячеславовна, асп.

РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Москва, Стремянный пер., 36, 117997; e-mail:

perkominfin@mail.ru

Tereshchenko Nataliia Vyacheslavovna, graduate student

Plekhanov Russian University of Economics, Stremyanny lane, 36, Moscow,

117997; e-mail: perkominfin@mail.ru

Целью настоящей статьи является рассмотрение мотивационных и организационных аспектов формирования и реализации стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований. В статье представлен анализ мотивирующих факторов, побуждающих к разработке и реализации стратегических планов, уточняются основные этапы разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования с позиций планирования роста самодостаточности территории, а также рассмотрена модель разработки, анализа и обоснования эффективности реализации документа стратегического планирования.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегический план, самодостаточность территории, мотивирующие факторы

The purpose of this article is to study the motivational and organizational aspects of the formation and implementation of the strategic plans of social and economic development of the municipalities. The analysis of the motivating factors inducing to development and implementation of the strategic plans, the main development stages and implementation of the strategic plan of social and economic development of municipality from positions of planning of growth of self-sufficiency of the territory, the model of development, the analysis and justification of efficiency of implementation of the document of strategic planning were presented in article.

Keywords: the strategic planning, the strategic plan, self-sufficiency of the territory motivating factors

Основной задачей органов местного самоуправления сегодня становится решение текущих проблем, проблем «выживаемости», связанных с нехваткой финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения и реализации своих полномочий. В этой связи вопросы долгосрочного, стратегического планирования не получают должного внимания, уходя на второй план, что, в свою очередь, отражается и на качестве и уровне жизни в муниципалитете, развитии его экономической сферы. Это обусловлено тем, что без стратегического планирования социально-экономического развития невозможно в полной мере проанализировать особенности развития муниципального образования, определить его конкурентные преимущества и реализовать потенциал муниципального образования, определить наиболее перспективные направления его развития. В этих условиях стратегические планы социально-экономического развития, в частности, мотивационные и организационные аспекты их формирования и реализации, приобретают особую актуальность.

В соответствии с основным документом, регламентирующим вопросы стратегического планирования в Российской Федерации - Федеральным

законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3] формирование и реализация на уровне городских округов и муниципальных районов стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования не являются обязательными (решение о разработке, утверждении и реализации которых отдано на откуп органов местного самоуправления), что на наш взгляд совершенно не оправданно. Необходимость разработки стратегического плана развития муниципальных районов и городских округов обусловлена тем, что он является своего рода подтверждением ответственности руководства муниципального образования за будущее конкретной территории и ее жителей, позволяющим уменьшить степень неопределенности внешней среды, инструментом привлечения инвестиций, лоббирования интересов на вышестоящих уровнях, а также создания имиджа благоприятной для проживания людей территории. Кроме того, при его разработке должен быть обеспечен конструктивный диалог всех заинтересованных сторон в целях развития муниципального образования.

В этой связи представляется необходимым выявить основные заинтересованные стороны в разработке и последующей реализации стратегического плана (стратегии) социально-экономического развития муниципального образования, а также их основные мотивирующие факторы.

Проведение данного анализа позволило определить структуру мотивирующих факторов для сторон, заинтересованных в разработке и реализации стратегического плана: органов муниципальной и государственной власти, населения, представителей бизнес- и научного сообщества, общественных организаций и иных муниципальных образований (Таблица 1).

Представленные данные помогли выделить общие для всех заинтересованных сторон мотивирующие факторы: рост самодостаточности территории и повышение доходности местного бюджета; учет мнения по

принципиальным вопросам развития муниципального образования, а также контроль, мониторинг и оценка результатов реализации стратегии.

Например, в росте самодостаточности территории и повышении доходности местного бюджета заинтересованы:

- органы местного самоуправления и депутатский корпус - в целях выполнения возложенных полномочий, решения вопросов местного значения;

- органы государственной власти, поскольку рост собираемости налогов на территории конкретного муниципального образования приведет к росту поступлений в региональный и федеральный бюджеты;

- население - поскольку расширяются возможности получения мер поддержки, муниципальных услуг, а также улучшаются условия жизнедеятельности на конкретной территории;

- представители научного сообщества и общественные организации- в первую очередь, с точки зрения поучения мер поддержки (гранты, субсидии);

- бизнес-сообщество - с точки зрения создания благоприятной среды для инвестирования и получения льгот и преференций;

- другие муниципальные образования - в частности, соседние, с точки зрения создания дополнительных возможностей для развития их территорий.

Таким образом, разработка (а в последующем и реализация) стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований должна исходить из максимальной гармонизации интересов действующих на территории муниципального образования субъектов и должна позволить многогранно проанализировать особенности развития муниципального образования, существующие проблемы и потенциальные угрозы, а также выявить те векторы и направления перспективного развития, которые позволят в полной мере реализовать потенциал муниципального образования в целях повышения качества и уровня жизни проживающего населения, повышения привлекательности и конкурентоспособности территории.

Учитывая, что эффективность местного самоуправления во многом определяется наличием и достаточностью ресурсов для развития [1, 2], а также то, что в повышении доходности местного бюджета заинтересованы все действующие на территории муниципального образования субъекты, особое значение приобретают вопросы планирования повышения самодостаточности территории. На этой основе представляется необходимым уточнить основные этапы разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования с позиций планирования роста самодостаточности территории (Рисунок 1), а именно этапы: 1) определения/актуализации потребности в разработке стратегии; 2) стратегического анализа стартовых условий и имеющихся предпосылок социально-экономического развития муниципального образования на перспективу; 3) этапа целеполагания; 4) обоснования и выбора стратегии (этапа стратегического выбора); 5) этапа разработки документа; 6) этапа определения механизма реализации стратегии и непосредственно реализации стратегии; 7) этапа контроля.

Таблица 1. Заинтересованные стороны в разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития и их мотивирующие факторы

Рисунок 1. Уточнение основных этапов разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования с позиций планирования роста самодостаточности территории

Как видно из представленного рисунка, на каждом из этапов осуществляется принятие решений, которые в конечном счете отразятся на росте самодостаточности территории. В этой связи представляется, что при разработке стратегических планов развития должны прогнозироваться, просчитываться последствия тех решений, которые принимаются ответственными лицами.

При этом важно, чтобы в процессе разработки стратегического плана не возникало сложностей и серьезных нарушений. В этой связи представляется, что подход к разработке стратегического плана должен учитывать условия влияния огромного спектра факторов и возникающие в процессе риски.

На наш взгляд, модель разработки, анализа и обоснования эффективности реализации документа стратегического планирования (далее - ДСП) должна выглядеть следующим образом (Рисунок 2).

РРисунок 2 - Модель разработки, анализа и обоснования эффективности реализации документа стратегического планирования [разработано автором]

Отметим, что при разработке стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования этап стратегического планирования предусматривает этапы стратегического анализа, этап целеполагания и этап стратегического выбора.

В представленной модели стоит отметить особую важность ряда звеньев: блока анализа и контроля результативности и эффективности реализации ДСП; блока идентификации и анализа причин, вызвавших сбои в реализации ДСП; блока разработки и реализации мер, направленных на устранение выявленных причин для недопущения их повторного появления, а также анализа эффективности реализованных мер.

Возможность установления причин, вызывающих сбои и несоответствия, а также реализации мер, направленных на их устранение, а не на устранение последствий сбоев, является отличительным признаком указанной модели.

Таким образом, стратегическое планирование социально-экономического развития является инструментом, позволяющим внести значительный вклад в обеспечение стабильного и устойчивого развития муниципального образования на основе гармонизации интересов субъектов, действующих на территории муниципального образования. При этом залогом его успешного внедрения в деятельность является совершенствование организационного обеспечения.

Литература

1. Анимица, Е.Г., Тертышный, А.Т. Основы местного самоуправления/Е.Г. Амница, А.Т. Тертышный. -М.: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.

2. Марварова, С.Р. Финансово-экономическая основа местного самоуправления в России/ С.Р. Марварова, Р.К. Терегулов, Л.Р. Загитова //Бюджет. -2012. - № 3.

3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.