Научная статья на тему 'Разработка и реализация стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований'

Разработка и реализация стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1523
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ / STRATEGIC PLANNING / COMPETITIVE POSITION / STRATEGIC ALTERNATIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терещенко Н. В.

В данной статье рассматриваются отдельные аспекты стратегического планирования в муниципальных образованиях. Рассмотрены основные интересы субъектов при разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития. Определено, что стратегическое планирование должно осуществляться из необходимости повышения привлекательности и конкурентоспособности муниципальных образований по экономическому, социальному, финансово-бюджетному направлению. Предложены и описаны стратегические альтернативы развития муниципальных образований в зависимости от уровней их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терещенко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE STRATEGIC PLANS FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITIES

In this article some aspects of the strategic planning in municipalities are discussed. The basic interests of the actors in the development and implementation of the strategic plans for the social and economic development are considered. Determined that strategic planning should be increase the attractiveness and competitiveness of the municipalities on the economic, social, fiscal directions. The strategic alternatives of the development of the municipalities depending on their levels of competitiveness were proposed and described.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований»

УДК 332

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Н. В. Терещенко, аспирант РЭУ им. Г. В. Плеханова

В данной статье рассматриваются отдельные аспекты стратегического планирования в муниципальных образованиях. Рассмотрены основные интересы субъектов при разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития. Определено, что стратегическое планирование должно осуществляться из необходимости повышения привлекательности и конкурентоспособности муниципальных образований по экономическому, социальному, финансово-бюджетному направлению. Предложены и описаны стратегические альтернативы развития муниципальных образований в зависимости от уровней их конкурентоспособности.

стратегическое планирование, конкурентные позиции, стратегические альтерна-

В современных условиях зачастую основной задачей органов местного самоуправления становится решение текущих вопросов, в том числе нехватки финансовых ресурсов на осуществление базовых функций и исполнение полномочий, вопросы стратегического планирования развития, определения стратегических ориентиров уходят на второй план, что является неверным. При этом именно стратегическое планирование развития территорий является инструментом, позволяющим реализовать конкурентный потенциал муниципального образования и выявить перспективные векторы его развития, позволяющие повысить привлекательность и конкурентоспособность среди иных территорий. В этой связи особую актуальность приобретает разработка стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований на основе оценки конкурентных позиций муниципальных образований и реализации соответствующих стратегических альтернатив.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] не являются обязательными формирование и реализация на уровне городских округов и муниципальных районов стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (решение о разработке, утверждении и реализации которых отдано на откуп органов местного самоуправления), что, на наш взгляд, совершенно не оправданно. Стратегический план развития муниципальных районов и городских округов необходим для указанных муниципальных образований, поскольку:

- он отражает готовность руководства муниципального образования брать и нести ответственность за будущее города и его жителей;

- он выступает инструментом, позволяющим снизить неопределенность внешней среды и сформировать благоприятный инвестиционный климат, способствующий повышению конкурентоспособности, самодостаточности и самостоятельности муниципального образования;

- в процессе его разработки обеспечивается конструктивный диалог всех заинтересованных сторон в целях развития муниципального образования;

тивы

- разработка стратегического плана как документа является основой для привлечения в экономику инвестиций, поскольку его наличие в большинстве случаев при реализации крупных инвестиционных проектов является обязательным требованием;

- формирование стратегического плана укрепляет имидж муниципального образования как города, имеющего перспективное будущее;

- он позволяет лоббировать интересы муниципального образования на вышестоящих уровнях.

Заинтересованные стороны в разработке и последующей реализации стратегического плана (стратегии) социально-экономического развития муниципального образования могут быть объединены в следующие группы: сами органы местного самоуправления, депутаты представительного органа муниципального образования, органы государственной власти, население, представители научного сообщества, бизнес-сообщества, общественные организации, а также другие муниципальные образования.

Особым образом отметим интерес муниципального образования в разработке стратегического плана социально-экономического развития, заключающийся в выявлении отличающих данное муниципальное образование от других факторов конкурентоспособности, а также определении и формировании новых факторов конкурентоспособности. Такими факторами могут быть благоприятные условия для инвестиций, наличие кадров необходимой квалификации, развитая рыночная инфраструктура и многие другие [3].

Наличие стратегического плана развития муниципального образования, в данной ситуации, становится залогом привлечения инвесторов.

Вопросы повышения конкурентоспособности особенно актуальны для уровня муниципальных образований и вот почему. Ограниченность ресурсов для развития, вероятность ухода экономических субъектов из данного городского пространства, идентичность миссии и стратегических целей администраций различных муниципальных образований и другие причины являются основными причинами растущей конкуренции между городами [2].

На основе анализа научной литературы по данному вопросу можно сделать вывод, что стратегическое планирование социально-экономического развития является одним из механизмов, способных обеспечить развитие конкурентоспособности муниципального образования с учетом всей совокупности факторов. Кроме того, стратегическое планирование представляет собой механизм управления, направленный на долгосрочное развитие конкурентоспособности муниципального образования, охватывающего все социально-экономические сферы функционирования муниципалитета, а также способный скоординировать интересы его различных субъектов [4].

Отметим, что на стадии реализации стратегии в первую очередь осуществляется практическая реализация интересов, сформированных на стадии разработки. Это относится и к повышению конкурентоспособности муниципального образования, его привлекательности.

Таким образом, разработка (а в последующем и реализация) стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований должна позволить не только проанализировать особенности текущего развития муниципального образования и реализации его конкурентного потенциала, но и определить свое местоположение относительно других муниципальных образований, а также выработать перспективные направления развития, которые позволят повысить привлекательность муниципального образования и его конкурентоспособность.

На наш взгляд, при разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования важно исходить из понимания его конкурентных позиций и уровня конкурентоспособности (не только в контексте одного региона, но и в отношении муниципальных образований федерального округа и Российской Федерации в целом), в основе определения которых должна лежать соответствующая методика. Указанная методика должна позволить:

1) рассчитать интегральный показатель конкурентных позиций муниципального образования относительно региона, округа и Российской Федерации в целом;

2) рассчитать и оценить конкурентные позиции муниципальных образований в разрезе отдельных направлений (автором предлагаются такие направления, как безопасность экономического развития, безопасность социального развития, безопасность финансово-бюджетного развития);

3) построить рейтинг конкурентных позиций муниципальных образований конкретного региона в контексте окружного и общероссийского измерения.

Поскольку, как отмечалось ранее, разработка стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования позволяет анализировать особенности функционирования и развития муниципального образования на текущем этапе, позиционировать территорию относительно других муниципальных образований, а также определять направления развития, способствующие росту привлекательности и конкурентоспособности территории, предложим и рассмотрим стратегические альтернативы для формирования стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в системе координат «Экономическая конкурентоспособность - социальная конкурентоспособность», «Экономическая конкурентоспособность - финансово-бюджетная конкурентоспособность», «Социальная конкурентоспособность - финансово-бюджетная конкурентоспособность» (таблица).

При этом стратегия (стратегический план) социально-экономического развития муниципального образования в качестве документа стратегического планирования играет различные роли в процессе реализации данных стратегических альтернатив, которые продемонстрированы на рисунке.

о =

&

&

в

§

в

Стратегия как условие Стратегия как обоснование

привлечения инвестиций выбора оптимальной модели

и повышения устойчивого развития

экономической муниципального

конкурентоспособности образования, основа

муниципального укрепления конкурентных

образования позиций

Стратегия как основа для поиска возможностей и резервов повышения конкурентоспособности муниципального образования Стратегия как гарант исполнения социальных

обязательств и основа повышения социальной конкурентоспособности муниципального образования -►

Экономическая конкурентоспособность

Рисунок - Роли стратегии (стратегического плана) социально-экономического развития муниципального образования в качестве документа стратегического планирования в процессе реализации стратегических альтернатив

Представленные стратегические альтернативы являются взаимодополняемыми и позволяют обеспечить максимальную реализацию потенциала муниципального образования в целях повышения его конкурентоспособности и укрепления конкурентных позиций.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в разработке и реализации стратегического плана социально-экономического развития заинтересовано большое количество сторон, преследующих свои интересы. При этом одним из интересов является выявление факторов конкурентоспособности и формирование конкурентных преимуществ, что возможно обеспечить в

процессе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований.

Таблица - Стратегические альтернативы по уровню социальной и финансово-бюджетной конкурентоспособности муниципальных образований

-

3

-

и

Уровень социальной конкурентоспособности высок, что говорит о достаточном уровне удовлетворения потребностей граждан, их качестве и уровне жизни, о правильно выбранных приоритетах социального развития. Мри этом учитывая низкий уровень финансово-бюджетной конкурентоспособности эта может привести к замедлению темпов оказан я социальной поддержки населению и невозможности на должном уровне исполнять обязательства перед гражданами,оказывать услуги должного качества, а также содействать росту дальнейшего благосостояния граждан.

В отсутствие возможности повысить бюджетную и налоговую обеспеченность в текущем периоде исполнение обязательств перед гражданами в полном объеме остается одним из основных направлен и и и задач бюджетной политики. Кроме того, особый приоритет отводится осуществлению социально необходимых расходов капитального характера как основы выполнения социальных обязательств в будущем.

11ри этом для долгосрочной перспективы необходима реализация мер по укреплению финансового потенциала территории.

Стратегия наращивания финансового потенциала и сохранении социальных орден тиров_

Уровень социальной конкурентоспособностн и уровень финансово-бюджетной конкурентоспособностн высоки, что свидетельствует о грамотно выстроенной социально ориентирован ной политике. 11пвышение качества и уровня жизни населения остается главной целью деятельности, которая достигается Эгр во многом обусловлено правильностью целен и задач, а также приоритетных направлении развития муниципальных образований, в т.ч. обеспечивается и благодаря осуществляемым экономическим преобразованиям.

Сочетание высоких уровней конкурентоспособности приводит к повышению удовлетворенности населенна качеством работы органов власти и местного самоуправления, повышению их имиджа и имиджа самого муниципального образования как интересного места для жительства и ведения деятельности, реализации своих возможностей и потенциалов.

Предполагает сохранение осуществляемой в предыдущих периодах политики, ее подходов и принципов.

Стразе! и я комплексной реализации финансового и социального потенциала

Социальная и финансово-бюджетная конкурентоспособность на низком уровне, что свидетельствует о неэффективности реализации социальной политики в муниципальном образовании, а также низком уровне самообеспеченности территории. 'Зло, в свою очередь, может являться следствием неэффективности экономической политики.

Поскольку проводимая политика должна быть направлена на повышение качества и уровня жизни местного сообщества, а возможности финансового обеспечения сильно ограничены, представляется необходимым: оптимизировать бюджетные расходы и обеспечить финансирование социально значимых обязательств, повысить эффективность налогово-бюджетного контроля, осуществлять у правление бюджетными рисками, повысить эффективность бюджетных расходов, в частности, на основе программно-целевого финансирования и др., а также реализовать меры, направленные на рост самодостаточности территории. Необходим контроль за уровнем дефицита и объемом долга муниципального образования.

Стратегия управления бюджетным и расходами и рисками_

Высокий уровень финансово-бюджетной конкурентоспособности и низкой социальной конкурентоспособности свидетельствует, в первую очередь, о низком качестве управления в муниципальном образовании, неиспользовании его финансовых возможностей для достижения главной цели - повышения качества и уровня жизни населения, о низкой эффективности и результативности проводимой социальной политики. !}то, в свою очередь, приводит к росту- социальной напряженности среди населения и его неудовлетворен ности.

Необходим анализ поставленных целей и задач социального развития, выбранных приоритетов, их корректировка по необходимости. Предполагает внедрение новых управленческих технологий, повышение кадрового потенциала муниципального управления, активное использование инструментов бюджетирования, ориенти рован ного на резул ьтат

Страте!ин пересмотра ориентиров и повышения эффективности управления

Низкая

Высокая

Фи н анешо-б ю лже I и ая коп ку реп I осп особи о с тъ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Вальвашов, А. Н. Оценка и развитие конкурентных преимуществ города: На примере городов Краснодарского края : дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05. - Краснодар, 2005. - 248 с.

3. Галустов, В. У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования [Текст] / В. У. Галустов // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 388-392.

4. Копыченко, Г.С. Основы повышения конкурентоспособности муниципальных образований// УЭкС. - 2014. - № 6.

5. Мерзлов, И. Ю. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность»// ARS ADMINISTRANDI. - 2012. - № 3. - С.5-13.

6. Николаева, Н. А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 6.

7. Юмаев, Е. А. Конкурентоспособность и управление устойчивым развитием муниципального образования // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 317-320.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE STRATEGIC PLANS FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITIES

N._Tereshchenko, Postgraduate student, Plekhanov Russian University of Economics

In this article some aspects of the strategic planning in municipalities are discussed. The basic interests of the actors in the development and implementation of the strategic plans for the social and economic development are considered. Determined that strategic planning should be increase the attractiveness and competitiveness of the municipalities on the economic, social, fiscal directions. The strategic alternatives of the development of the municipalities depending on their levels of competitiveness were proposed and described.

strategic planning, competitive position, strategic alternatives

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.