Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 3
Ю.В. Мут, Г.Н. Блинов, Н.Г. Горяева, А.А. Никифорова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
В статье рассмотрены требования и нормы Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», предписанные для исполнения органами местного самоуправления. Для создания сбалансированной системы стратегического планирования на муниципальном уровне в работе предложен механизм взаимосвязи муниципальных стратегических документов с региональными документами. Описаны этапы подготовки документов стратегического планирования на муниципальном уровне.
Ключевые слова: стратегическое планирование, документ стратегического планирования, стратегия, социально-экономическое развитие, муниципальное образование, муниципальное управление, этапы подготовки документов стратегического планирования на муниципальном уровне.
The article considers the requirements and standards set by the federal law No 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation" (passed June, 28, 2014), for the local authorities. The authors offer a mechanism of connecting municipal and regional strategic documents to create a balanced system of strategic planning on the municipal level. The stages of preparation of strategic planning documents at the municipal level are also described.
Key words: strategic planning, strategy, socio-economic development, municipal strategy, municipality, municipal board, preparation of strategic planning documents at the municipal level.
Мут Юлия Викторовна — начальник планово-экономического отдела, краевое государственное бюджетное учреждение «Центр социально-экономического мониторинга»; e-mail: [email protected]
Блинов Геннадий Николаевич — заместитель директора по научной работе, краевое государственное бюджетное учреждение «Центр социально-экономического мониторинга»; e-mail: [email protected]
Горяева Наталья Геннадьевна — начальник отдела анализа информации, краевое государственное бюджетное учреждение «Центр социально-экономического мониторинга»; e-mail: [email protected]
Никифорова Алина Александровна — ведущий аналитик отдела анализа информации, краевое государственное бюджетное учреждение «Центр социально-экономического мониторинга»; e-mail: [email protected].
Введение
Принятый 28 июня 2014 г. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ) кардинально изменил ситуацию с разработкой документов стратегического планирования (далее — ДСП) как на уровне регионов, так и на уровне муниципальных образований.
Основной целью закона является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития, позволяющей решать задачи, направленные на повышение качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечение безопасности страны.
Федеральный закон № 172-ФЗ «регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования»1.
Анализ статей Федерального закона позволил выделить особенности при разработке и принятии ДСП на уровне муниципального образования (табл. 1).
Таблица 1
Особенности разработки ДСП на муниципальном уровне
№ п/п Наименование документа Статья Федерального закона Особенности документа Срок реализации
1 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования часть 2 статьи 39 разрабатывается по решению органов местного самоуправления; не является общеобязательным документом более 6 лет
1 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2014. Федеральный выпуск № 6418 (146). URL: https://rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 05.07.2016).
Окончание табл. 1
№ п/п Наименование документа Статья Федерального закона Особенности документа Срок реализации
2 План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития часть 2 статьи 39 не обязателен и может разрабатываться по решению органов местного самоуправления; принимается только в том случае, если принято решение о разработке и принятии стратегии более 6 лет
3 Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период часть 1 статьи 39 являются обязательными документами для муниципальных районов и городских округов каждые три года, на срок более 6 лет
4 Прогноз социально-экономического развития муниципального образования статья 3, статья 11 от 3 до 6 лет или более 6 лет
5 Муниципальная программа статья 3, статья 11 сроки не установлены
Как показано в табл. 1, на муниципальном уровне обязательными для разработки являются документы: бюджетный прогноз, прогноз социально-экономического развития, муниципальные программы. В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ бюджетный прогноз на долгосрочный период является обязательным документом только для муниципальных районов и городских округов. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 170.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетный прогноз разрабатывается для всех типов муниципальных образований, если представительный орган местного самоуправления принял соответствующее решение. В данном случае возникает коллизия законов2. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования должен содержать обоснование приоритетных направлений развития и ожидаемых результатов. Муниципальные программы
2 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система]. URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 05.07.2016).
должны включать мероприятия, взаимоувязанные по задачам, срокам, исполнителям и ресурсам. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по ее реализации являются не обязательными документами и могут разрабатываться по решению органов местного самоуправления.
Главной целью стратегического планирования на муниципальном уровне является выход на самодостаточный уровень развития — выбор приоритетов развития на основе использования резервов. Исследователи большую роль всегда отводили определению типа стратегии в реализации процедуры планирования. При этом стратегия традиционно понималась лишь как результат планирования. В последнее время среди специалистов по стратегическому планированию стало преобладать новое понимание стратегии «как соединения рационально выработанной стратегии и случайной, так называемой чрезвычайной стратегии»3.
Сейчас под стратегией, согласно Федеральному закону № 172-ФЗ, понимается «документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период»4. «Это новое понимание стратегии обусловлено изменяющимися внешними условиями: чем выше неопределенность и динамика изменения внешней среды, тем актуальней разработка стратегии развития, а следовательно, и стратегическое планирование. Важно не только иметь стратегию, а и последовательно ее реализовать»5.
Для создания гармоничной системы стратегического планирования на муниципальном уровне необходимо разработать не только стратегию социально-экономического развития, но и систему документов конкретизирующих ее реализацию (рис. 1).
Стратегический план развития выступает индикатором достижения целей стратегии, а также служит оценкой эффективности деятельности администрации муниципальных образований. Муниципальные программы являются механизмом реализации обозначенных стратегических целей социально-экономического развития. Прогноз социально-экономического развития позволяет
3 Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М., 2011.
4 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
5 Галустов В.У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 388-392.
Рис. 1. Взаимосвязь документов целеполагания, планирования и программирования на муниципальном уровне6
определить правильность выбора стратегических направлений, приоритетов развития и вовремя скорректировать план действий. Одной из главных задач при формировании системы стратегического планирования на муниципальном уровне является грамотное и качественное распределение собственных и привлеченных финансовых ресурсов.
Последовательность, порядок разработки и утверждения документов стратегического планирования, а также их содержание на муниципальном уровне определяются органами местного самоуправления в муниципальных нормативных правовых актах7. Таким образом, в каждом муниципальном образовании необходимо определить органы, которые будут отвечать за стратегическое планирование, и закрепить их полномочия в нормативном правовом акте. Если определенные полномочия установлены Федеральным законом для региона, это следует продублировать и на муниципальном уровне. Если же муниципальному образованию законодательство предоставляет право выбора, следует исходить из целесообразности закрепления таких полномочий за конкретным органом местного самоуправления8.
6 Разработано авторами.
7 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
8 Яговкина В.А. О применении норм Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ» // Практика муниципального управления. 2014. № 9. С. 32-34.
При подготовке ДСП на муниципальном уровне следует обратить внимание на то, что в Федеральном законе № 172-ФЗ не закреплено четко выстроенной иерархии понятий в сфере целе-полагания — соотношения целей, направлений, приоритетов и задач, а содержится только их перечисление применительно к конкретному документу стратегического планирования. Это может быть обусловлено тем, что законодатель не счел необходимым жестко регулировать этот вопрос на федеральном уровне, установив только, какие именно из этих понятий необходимо закреплять в тех или иных ДСП. Таким образом предоставлена определенная самостоятельность органам, ответственным за его разработку в определении соотношений этих понятий и выстраивании их структуры в каждом конкретном документе в зависимости от цели принятия документа.
Во избежание недоразумений при определении соотношений данных понятий можно рекомендовать обратить внимание на ст. 7 гл. 3 Федерального закона № 172-ФЗ, которая закрепляет такой принцип стратегического планирования, как сбалансированность, под которой подразумевается согласованность всех ДСП по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации9.
Следовательно, при разработке стратегических документов перед органами местного самоуправления стоит задача взаимной увязки системы приоритетных направлений, целей и задач социально-экономического развития муниципального образования с целевыми сценариями, приоритетными направлениями развития в системе межрегиональных связей, концепциями развития отраслей экономики и основными положениями политики социально-экономического развития субъекта РФ и Российской Федерации в целом. Для этого необходимо разработать механизм, позволяющий обеспечить понимание определения стратегических целей и мер по их реализации всеми участниками процесса стратегического управления.
В период действия Федерального закона от 20.07.1995 № 115-ФЗ «Федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Феде-рации»10 система стратегического планирования включала в себя
9 Клименко А.В. О гармонизации документов стратегического планирования. М., 2015.
10 Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Гарант [Информационно-правовая система]. URL: http://base.garant. ru/1518908/ (дата обращения: 05.07.2016).
перечень документов и нормативную конструкцию для их разработки. Методические рекомендации и общие требования давали представление о норме составления документа, но не являлись обязательными для выполнения, тогда как регламентированные требования должны быть формальной нормой и задавать четкие критерии качества документа. Регламентация требований к документам стратегического планирования не содержала нормативного закрепления требований к порядку разработки и содержанию документов, а это в свою очередь приводило к серии негативных последствий. На федеральном уровне в области прогнозирования отсутствие жесткого закрепления требований к документам являлось причиной снижения их качества и информативности, что в дальнейшем, при включении их результатов в цепь целеполага-ния и программирования, приводило к «оторванности» ожиданий от реального контекста стратегического горизонта. Отсутствие требований к стратегии лишало государство реального инструмента формализации государственной политики и сдвигало горизонт стратегического планирования на среднесрочный уровень.
В текущий момент времени во избежание риска формального подхода к разработке ДСП и формированию эффективных стратегий развития на муниципальном уровне, процесс стратегического планирования должен быть обеспечен системой инструментов разработки и механизмов мониторинга, которые позволят повысить качество подготовки и реализации ДСП на всех фазах их жизненного цикла.
Основная часть
До выхода Федерального закона № 172-ФЗ разработке методического инструментария стратегического планирования муниципальных образований были посвящены работы ряда авторов, например, таких как Г.Ю. Ветрова, В.А. Гневко, Б.С. Жихаревич, А.В. Пенюгалова, В.Е. Рохчин, А.Н. Широков, С.Н. Юркова11.
11 См.: Управление муниципальным экономическим развитием / Под ред. Г.Ю. Ветрова. М., 2009; Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб., 2001; Жихаревич Б.С, Прибышин Т.К. Апробация подходов к изучению содержания муниципальных стратегий // Регион: экономика и социология. 2014. № 2 (82). С. 216—234; Пенюгалова А.В. Анализ и оценка социально-экономического развития муниципального района // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 7. С. 21—25; Ротенберг Р.Б. Развитие экономики административно-территориальных образований России (теоретико-методологические аспекты). СПб., 2014; Широков А.Н., Юркова С.Н. Методические рекомендации по стратегическому планированию в муниципаль-
В этих работах представлены различные подходы к организации муниципального управления, обоснована необходимость создания системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
После выхода Федерального закона № 172-ФЗ ситуация с подготовкой ДСП хоть кардинально и изменилась, но унифицированного подхода по организации работ по подготовке и реализации ДСП на муниципальном уровне так и не появилось.
Проведя анализ, представленных выше работ, норм и положений Федерального закона № 172-ФЗ, предлагаем осуществить следующие мероприятия, направленные на подготовку и реализацию ДСП на муниципальном уровне. Объединить данные мероприятия можно в четыре этапа:
— анализ социально-экономического развития муниципального образования;
— стратегическое целеполагание и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования;
— разработка и общественные обсуждения проектов ДСП;
— реализация ДСП.
На рис. 2 представлены четыре этапа организации работ по подготовке и реализации ДСП на муниципальном уровне. Далее рассмотрим каждый этап подробнее.
Этап 1. Анализ социально-экономического развития
муниципального образования
Анализ социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период является ключевой процедурой в логике работ по стратегическому планированию. На этом этапе осуществляется разработка комплекса аналитических работ, направленных на определение внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие муниципального образования.
К внутренним условиям развития муниципального образования относятся: качество жизни населения, величина и эффективность использования человеческого потенциала, состояние экономики и управления и т.п. Под внешними факторами развития понимается выявление и учет потребностей различных субъектов
ных образованиях / ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления». URL: http://municipal-sd.ru/?q=node/36 (дата обращения: 05.07.2016).
Этап 7. Анализ социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период
• определение внутренних закономерностей развития муниципального образования
в предплановый период и анализ влияния внутренних факторов: качество жизни населения, величина и эффективность использования местного социально-экономического потенциала, состояние экономики и управления, экологическая обстановка и др.;
• определение внешних факторов на перспективу его комплексного социально-экономического развития;
• проведение интегральной оценки социально-экономической ситуации.
,
Этап 2. Стратегическое целеполагание и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
• определение целей, задач и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования;
■ определение механизмов реализации целей и приоритетов социально-экономического развития.
Этап 3. Разработка и обсуждение ДСП
Концепция СЭР
Стратегия СЭР
План по реализации стратегии СЭР
Муниципальные программы
Этап 4. Реализация ДСП
• мониторинг реализации документов стратегического планирования;
• формирование ежегодного отчета главы муниципального образования по результатам мониторинга;
• корректировка документов стратегического планирования по результатам мониторинга.
Рис. 2. Этапы подготовки ДСП на муниципальном уровне12
управления и хозяйствования, имеющих интересы в стратегическом развитии муниципального образования.
Далее производится интегральная оценка сложившейся в нем исходной социально-экономической ситуации, способствующей в дальнейшем определению стратегических целей, задач и приоритетных направлений муниципального образования, а также разработки управленческих решений, направленных на достижение намеченных целей.
Прогноз СЭР на долгосрочный или среднесрочный период
Бюджетный прогноз
Этап 2. Стратегическое целеполагание и прогнозирование
социально-экономического развития муниципального
образования
Второй этап включает в себя определение стратегических целей и задач развития, которые муниципальное образование намерено достичь в стратегической перспективе, а также составление прогноза социально-экономического развития муниципального образования, содержащего обоснование определения приоритетных направлений и ожидаемых результатов.
От результатов проведенного анализа и прогноза социально-экономического развития муниципального образования на первых двух этапах во многом зависят будущие управленческие решения органов местного самоуправления.
Этап 3. Разработка и общественные обсуждения проектов ДСП
Значение третьего этапа заключается в определении механизма практического воплощения принятого стратегического замысла социально-экономического развития муниципального образования.
Третий этап работ связан с подготовкой таких документов, как концепция социально-экономического развития, стратегия социально-экономического развития, план мероприятий по реализации стратегии, муниципальных программ, проектов. В логике Федерального закона № 172—ФЗ концепция социально-экономического развития не входит в перечень ДСП, однако на сегодняшний день она имеет ключевое значение для запуска стратегического процесса на муниципальном уровне. Структуре концепции социально-экономического развития посвящены работы А.Л. Дашиева, С.И. Григашкиной, И.С. Головко, Т.В. Пса-ревой, Е.В. Репиной-Гавриковой, И.А. Назаренко13 и др.
Основываясь на этих работах, авторы статьи предлагают структуру концепции социально-экономического развития муниципального образования, состоящую из следующих разделов:
— качество жизни населения муниципального образования;
— уровень человеческого потенциала на территории;
13 См.: Дашиева А.Л. Стратегическое планирование в муниципальном образовании // Молодой ученый. 2010. № 4. С. 147—150; Григашкина С.И. Концепция развития муниципального образования как инструмент стратегического планирования // Регионология. 2008. № 3. URL: http://regionsar.ru/node/136 (дата обращения: 05.07.2016); Головко И.С., Псарева Т.В., Репина-Гаврикова Е.В., Наза-ренко И.А. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / Под общ. ред. Т.В. Псаревой. Новосибирск, 2006.
— стратегическое целеполагание (цели, задачи, приоритеты, направления) муниципального образования;
— стратегические цели территориального развития;
— ресурсы и механизмы для реализации целей и задач социально-экономического развития муниципального образования.
Структура концепции социально-экономического развития муниципального образования должна быть разработана органами исполнительной власти субъекта РФ и рекомендована органам местного самоуправления в виде методических рекомендаций.
Формирование концепции социально-экономического развития муниципального образования можно разделить на четыре основных этапа, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Этапы формирования концепции социально-экономического развития муниципальных образований14
№ п/п
Этапы формирования/мероприятия
1
Подготовительный этап
— разработка и утверждение структуры концепции;
— создание рабочей группы по разработке концепции;
— определение плана работ рабочей группы;
— проведение обучения участников процесса стратегического планирования на муниципальном уровне;
— привлечение, при необходимости, специалистов в области стратегического планирования к разработке концепции и др. документов;
— формирование методических материалов для подготовки и реализации ДСП;
— составление календарного графика работ по формированию концепции.
2
Аналитический этап
— сбор, систематизация и анализ материалов от всех участников стратегического планирования на муниципальном уровне, составляющих единую информационную базу для формирования концепции.
3
Этап разработки концепции
— подготовка проекта концепции;
— проведение общественных обсуждений проекта концепции;
— учет замечаний, выявленных на общественных обсуждениях;
— доработка проекта концепции.
4
Этап согласования и утверждения концепции
— направление проекта концепции на согласование органам исполнительной власти субъекта РФ;
— получение заключения к проекту концепции муниципального образования;
— доработка и утверждение проекта концепции органами местного самоуправления.
Разработка концепции социально-экономического развития муниципального образования является одной из форм стратегического управления. Это системный процесс, посредством которого муниципальные сообщества анализируют текущее состояние, прогнозируют свое будущее и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов.
Руководство муниципальным образованием, как правило, считает необходимым привлекать к исполнению своих задач предприятия различных форм собственности для повышения качества услуг (при одновременном уменьшении их стоимости и снижении собственных накладных расходов). Для этого муниципальные власти задействуют апробированное средство — муниципальный заказ. Однако считаем целесообразным также вовлечение в стратегический процесс непосредственно органов местного самоуправления, так как именно они обладают сведениями о возможностях развития муниципальных образований.
При этом необходимо проводить обучение участников процесса стратегического планирования на муниципальном уровне, что является задачей органов исполнительной власти субъекта РФ.
После разработки, согласования и утверждения концепции социально-экономического развития муниципального образования необходимо осуществить подготовку проектов ДСП, обозначенных в Федеральном законе № 172-ФЗ: прогноз социально-экономического развития на долгосрочный или среднесрочный период, бюджетный прогноз на долгосрочный период, муниципальные программы. Стратегия социально-экономического развития и план мероприятий по ее реализации разрабатываются по решению органов местного самоуправления муниципального образования.
По совокупности все документы: концепция, стратегия, прогноз, муниципальные программы, планы и проекты составляют целостную систему стратегического планирования, обеспечивающую целенаправленное, прогнозируемое и устойчивое функционирование муниципального образования.
Проекты документов стратегического планирования муниципального уровня, согласно требованиям Федерального закона № 172-ФЗ, должны выноситься на общественное обсуждение.
Можно выделить следующие этапы организации процедуры общественного обсуждения:
— определение формы, порядка и сроков общественного обсуждения проекта ДСП;
— размещение проектов документов для обсуждения на официальном сайте органа местного самоуправления, ответственного за разработку ДСП, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
— обеспечение соблюдения в процессе размещения информации для обсуждения требований законодательства РФ, в том числе законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне;
— рассмотрение замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения проекта документа, органам местного самоуправления, ответственным за разработку документа стратегического планирования15.
Обсуждение проектов ДСП и согласование действий заинтересованных участников позволяет решить одну из главных задач стратегического планирования — снижение неопределенности развития территории16. Именно поэтому стратегические документы должны разрабатываться при взаимном диалоге власти, бизнеса и общества. Обсуждение документов обеспечивает не только согласованность мероприятий, заложенных в разрабатываемых ДСП, но и синхронизирует стратегию с планами развития представителей бизнеса и общественных организаций. Взаимная договоренность между участниками стратегического планирования позволит успешно разработать и реализовать стратегию социально-экономического развития как на региональном, так и муниципальном уровне17.
Для обеспечения согласованности муниципальных ДСП с региональными, авторы предлагают один из вариантов общей схемы их взаимосвязи (рис. 3).
Основой работы с ДСП должен являться регулярный мониторинг законодательной и нормативно-методической базы процесса стратегического планирования. Для адаптации системы управления муниципального образования к новым, более совершенным
15 Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
16 Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестн. Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. 2009. № 3. С 10—13.
17 Ладыгин В.В. Модель общественного участия в процессе стратегического планирования. М., 2007.
Рис. 3. Взаимосвязь документов стратегического и бюджетного планирования субъекта РФ и муниципального образования18
инструментам программно-целевого управления в виде ДСП, необходимо особое внимание уделить соответствию организационной структуры управления и системы документооборота.
Обе вышеописанные задачи решаются эффективно только в случае грамотно и четко прописанных процедур стратегического планирования, где должны быть определены субъекты ответственности за разработку и реализацию соответствующих документов стратегического планирования.
Этап 4. Реализация документов стратегического планирования
Данный этап предусматривает выполнение следующих работ: — предоставление информации о ДСП муниципального образования для государственной регистрации в федеральном государственном реестре ДСП. ДСП после их утверждения подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре ДСП в порядке и сроки, установленные Правительством РФ; руководители органов местного самоуправления несут ответственность за достоверность и своевременность
представления информации для государственной регистрации ДСП19;
— организация мониторинга и контроля реализации муниципальных ДСП, которая включает разработку порядка осуществления мониторинга и контроля реализации ДСП, а также подготовку документов, в которых отражаются результаты мониторинга и контроля их реализации20.
По результатам мониторинга вносятся коррективы в ДСП муниципального образования.
В современных условиях социально-экономического развития муниципального образования отдельного внимания заслуживает оценка эффективности реализации ДСП21. Такая работа предусматривает решение сложной и многомерной задачи, охватывающей практически все сегменты социально-экономической сферы. В связи с этим для органов местного самоуправления должны быть разработаны методические рекомендации для осуществления мониторинга и контроля каждого стратегического документа22.
Заключение
Традиционная практика планирования социально-экономического развития муниципальных образований в условиях дефицита местных бюджетов, конкуренции территорий за инвестиционные ресурсы стала малоэффективной. Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне показывает, что лидерство захватывают те муниципальные образования, которые развиваются на основе творчества, инициативы, предприимчивости, ориентации на эффективное использование своего социально-экономического потенциала. Они используют технологии планирования, позволяющие при определении перспектив своего развития учитывать не только местные условия и сложившиеся закономерности, но и возможные изменения внешнего окружения. На сегодняшний день перед органами местного
19 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172—ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
20 Кондратьев В.В. Роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе // Экономические науки. 2012. № 2. С. 168 -171.
21 Хатри Г.П. Мониторинг результативности в общественном секторе. М., 2005.
22 Рождественская И.А. К вопросу об оценке комплексной эффективности и результативности реализации региональных программных документов // Вестн. РАЕН. 2015. № 2. С. 14-17.
самоуправления при разработке стратегических документов стоит серьезная задача по разработке различных механизмов для организации работ, направленных на подготовку и реализацию ДСП.
В статье предложены методологические подходы, позволяющие обеспечить сбалансированность системы стратегического планирования на муниципальном уровне. Их применение позволит обеспечить демократизацию процесса стратегического планирования, что подразумевает вовлечение в данный процесс всех заинтересованных участников, взаимодействующих в границах муниципального образования.
Список литературы
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Гарант [Информационно-правовая система]. URL: http://base.garant.ru/1518908/
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2014. Федеральный выпуск № 6418 (146). URL: https://rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html
Дашиева А.Л. Стратегическое планирование в муниципальном образовании // Молодой ученый. 2010. № 4. С. 147-150.
Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М., 2011.
Галустов В.У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 388-392.
Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб., 2001.
Головко И.С., Псарева Т.В., Репина-Гаврикова Е.В., Назаренко И.А. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / Под общ. ред. Т.В. Псаревой. Новосибирск, 2006.
Григашкина С.И. Концепция развития муниципального образования как инструмент стратегического планирования // Регионология. 2008. № 3. URL: http://regionsar.ru/node/136
Жихаревич Б.С., Прибышин Т.К. Апробация подходов к изучению содержания муниципальных стратегий // Регион: экономика и социология. 2014. № 2 (82). С. 216-234.
Клименко А.В. О гармонизации документов стратегического планирования. М., 2015.
Кондратьев В.В. Роль мониторинга в обеспечении устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе // Экономические науки. 2012. № 2. С. 168 -171.
Ладыгин В.В. Модель общественного участия в процессе стратегического планирования. М., 2007.
Пенюгалова А.В. Анализ и оценка социально-экономического развития муниципального района // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 7. С. 21-25.
Рождественская И.А. К вопросу об оценке комплексной эффективности и результативности реализации региональных программных документов // Вестн. РАЕН. 2015. № 2. С. 14-17.
Ротенберг Р.Б. Развитие экономики административно-территориальных образований России (теоретико-методологические аспекты). СПб., 2014.
Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестн. Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. 2009. № 3. С 10-13.
Управление муниципальным экономическим развитием / Под ред. Г.Ю. Ветрова. М., 2009.
Хатри Г.П. Мониторинг результативности в общественном секторе. М., 2005.
Широков А.Н., Юркова С.Н. Методические рекомендации по стратегическому планированию в муниципальных образованиях / ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления». URL: http://municipal-sd.ru/?q=node/36
Яговкина В.А. О применении норм Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ» // Практика муниципального управления. 2014. № 9. С. 32-34.