Научная статья на тему 'Мотивационные характеристики личности обучающегося как фактор, обуславливающий специфику протекания процесса вузовской адаптации'

Мотивационные характеристики личности обучающегося как фактор, обуславливающий специфику протекания процесса вузовской адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / студенты / университет / мотивация / направленность личности / adaptation / students / university / motivation / orientation of the personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юркина Мария Сергеевна

В статье рассматривается влияние доминирующего типа мотивации обучения (на получение знаний, на овладение профессией и на получение диплома) и превалирующего типа направленности личности (на себя, на взаимодействие, на задачу) на процесс адаптации студентов на начальном этапе обучения. Выделены мотивационные характеристики, обуславливающие положительную динамику вузовской адаптации. Рассмотрены структурные индексы структуры адаптации в зависимости от обозначенного параметра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS OF THE STUDENT’S PERSONALITY AS THE FACTOR DETERMINING SPECIFIC OF THE PROCESS OF ADAPTATION AT THE UNIVERSITY

In this article we examined the problem of the influence of the dominant type of motivation of education (to receive knowledge, to master a profession, to get a diploma) and the predominant type of orientation of the person (for himself, for cooperation, for the problem) on the process of student’s adaptation on the early stage of education. We have distinguished motivational characteristics that influence on the success of the process of adaptation at the university. We examined the structural index of structure adaptation, depending on the motivational characteristics of students.

Текст научной работы на тему «Мотивационные характеристики личности обучающегося как фактор, обуславливающий специфику протекания процесса вузовской адаптации»

УДК 37.015.31

МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

КАК ФАКТОР, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЙ СПЕЦИФИКУ ПРОТЕКАНИЯ

ПРОЦЕССА ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ

М.С. Юркина1

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта № 25.2356.2014К в рамках проектной части государственного задания на НИР вузу.

Аннотация. В статье рассматривается влияние доминирующего типа мотивации обучения (на получение знаний, на овладение профессией и на получение диплома) и превалирующего типа направленности личности (на себя, на взаимодействие, на задачу) на процесс адаптации студентов на начальном этапе обучения. Выделены мотивационные характеристики, обуславливающие положительную динамику вузовской адаптации. Рассмотрены структурные индексы структуры адаптации в зависимости от обозначенного параметра.

Ключевые слова: адаптация, студенты, университет, мотивация, направленность личности.

MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS OF THE STUDENT’S

PERSONALITY AS THE FACTOR DETERMINING SPECIFIC OF THE

PROCESS OF ADAPTATION AT THE UNIVERSITY

M. Yurkina

Abstract. In this article we examined the problem of the influence of the dominant type of motivation of education (to receive knowledge, to master a profession, to get a diploma) and the predominant type of orientation of the person (for himself, for cooperation, for the problem) on the process of student’s adaptation on the early stage of education. We have distinguished motivational characteristics that influence on the success of the process of adaptation at the university. We examined the structural index of structure adaptation, depending on the motivational characteristics of students.

Keywords: adaptation, students, university, motivation, orientation of the personality.

Процесс вузовской адаптации является обязательным условием успешного обучения в вузе. Обозначенное понятие можно определить как процесс вхождения личности в совокупность ролей и форм деятельности в вузе [1]. Общей чертой всех исследований по данной проблематике является невозможность сведения процесса лишь к приспособлению к новым условиям, неотъемлемым является развитие личности студента [7]. Также едино мнение о динамичности процесса [2, 4]. Ряд

исследователей указывают на повышение напряжения психоэмоциональной сферы на начальном этапе обучения [7]. Наибольшая нагрузка приходится на 1 год обучения [4]. Мы придерживаемся следующей классификации составляющих данного процесса:

приспособление индивида к новым социальным условиям; развитие в ходе профессионализации личности; приспособление к условиям учебной деятельности [3].

Одним из факторов, определяющих специфику вузовской адаптации, являются мотивационные характеристики личности [6, 7]. Исследования мотивационной сферы студентов затрагивают, в основном, учебные мотивы,

оказывающие влияние на успешность обучения, формирование профессионально значимых качеств и навыков [5]. В тоже время влияние данного показателя на специфику динамики вузовской адаптации остается мало изученной проблемой.

Соответственно, изучение влияния мотивационных характеристик обучающегося на процесс вузовской адаптации на начальном этапе обучения - цель исследования, конкретизирующаяся в следующих задачах: провести теоретический анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблематике адаптации студентов; выявить закономерности динамики компонентов адаптации студентов в вузе в зависимости от преобладающего типа мотивации на обучение и доминирующего типа направленности личности.

Гипотеза исследования: мотивационные

характеристики личности (тип мотивации на обучение, направленность личности) обуславливают специфику динамики вузовской адаптации.

Выборку составили студенты первого курса Ярославского государственного университета

97

им. П.Г. Демидова факультета психологии, биологии и экологии, физического факультета Возраст испытуемых от 17 до 24 лет. Общее число испытуемых 247 обучающихся первого курса. В работе использовались следующие психодиагностические методики: опросник-

методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина), опросник «Адаптация студентов к ВУЗу» (М.С. Юркина), опросник

«Направленность личности» (В. Смекала, М. Кучера).

Исследование проводилось в течение

первого года обучения (мониторинг осуществлялся в следующие временные интервалы: начало сентября, конец ноября, начало марта, конец мая). Выборку разделили по преобладающему типу мотивации,

соответствующим шкалам методики

«Мотивация обучения в вузе» (мотивация на получение знаний (ПЗ), мотивация на получение диплома (ПД), мотивация на овладение профессией (ОП)) и доминирующему типу направленности личности, диагностируемому опросником «Направленность личности» (направленность на себя (Я), направленность на взаимодействие (Вз), направленность на задачу (З)). Уровень адаптированности оценивался методикой «Адаптация студентов к ВУЗу», включающей три шкалы, соответствующие компонентам данного процесса. Для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака использовался Т-критерий Вилкоксона.

Таблица 1.- Сдвиг показателей дидактического (ДА), социального (СА) и профессионального (ПА) компонентов вузовской адаптации в зависимости от мотивационных характеристик в течение первого года обучения________________________________________________________________________

Преобладающий параметр ДА СА ПА

1-2 2-3 3-4 1-2 2-3 3-4 1-2 2-3 3-4

ПЗ -->0 ,05 -->0 ,05 <--0 ,001 <--0 ,05 -->0 ,001 -->0 ,05 <--0 ,01

ОП --> 0 ,05 --> 0 ,01 --> 0 ,05 --> 0 ,05 --> 0 ,01

ПД <-- 0 ,01 <-- 0 ,05 --> 0 ,01 <-- 0 ,01 <-- 0 ,05

Я --> 0 ,05 --> 0 ,05 --> 0 ,05 --> 0 ,05 --> 0 ,01

Вз <-- 0 ,05 <-- 0 ,05 --> 0 ,05 --> 0 ,01 <-- 0 ,05

З --> 0 ,05 <-- 0 ,01 --> 0 ,05 --> 0 ,05

Рассмотрение влияния типа мотивации обучения на динамику вузовской адаптации выявило следующую закономерность: положительная динамика дидактического, социального и профессионального компонента наблюдается в группе обучающихся с преобладающим типом мотивации на овладение профессией. В группе студентов с доминирующим типом мотивации на получение знаний выявлено повышение уровня дидактического и профессионального компонентов и снижение социального

Таблица 2.- Структурные индексы структуры

компонента вузовской адаптации в течение исследуемого периода. Инверсионная динамика компонентов исследуемого процесса наблюдается в группе обучающихся с преобладающим типом мотивации на получение диплома. Исследуя влияние доминирующего типа направленности личности на динамику компонентов вузовской адаптации, мы пришли к выводу: оптимальным для положительной динамики всех трех компонентов исследуемого процесса является преобладающий тип направленности личности на себя. адаптации студентов в зависимости от

мотивационных характеристик в течение первого года обучения

Преобладающий параметр ИКС ИДС ИОС

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

ПЗ 268 282 254 236 102 95 98 108 166 187 156 128

ОП 286 293 295 304 124 119 111 105 162 174 184 199

ПД 293 287 291 285 132 135 130 136 161 152 161 149

Я 302 308 311 316 106 102 100 95 196 206 211 221

Вз 254 263 259 260 93 101 105 107 161 162 154 153

З 276 268 265 272 121 129 118 115 155 139 147 157

98

Доминирование направленности личности на взаимодействие ведет к повышению уровня социальной адаптированности и снижению уровня дидактического и профессионального компонента. Противоположная динамика наблюдается в группе студентов с преобладающим типом направленности личности на задачу.

Динамика структурных индексов структуры адаптации студентов в зависимости от мотивационных характеристик в течение первого года обучения отражает, что для прогрессивной динамики изучаемого процесса для данной группы обучающихся является наличие преобладающего типа мотивации на овладение профессией и направленности личности на себя. Поскольку при данных параметрах наблюдается более высокий уровень организованности структуры, что является

Литература:

1. Карпов А.В., Оpел В.Е., Теpнопол В.Я. Психология пpофессионaльной адаптации. Моногpaфия / Институт «Открытое Общество», Российское Психологическое общество. - Ярославль, 2003. - 161с.

2. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков. - Ярославль: Канцлер, 2008. - 400 с.

3. Смирнов A.A. Психология вузовской адаптации: Учеб. пособие / A.A. Смирнов, Н.Г. Живаев. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 115 с.

4. Hertel J.B. College student generational status: Similarities, differences, and factors in college adjustment // The Psychological Record. - 2002. - № 52(1). - P. 3-18.

5. Kashapov M.M., Zhong A.O.H., Leybina A.V. Active or Lazy: what motivates workplace performance? // The Asian Conference on Psychology and the Behavioral Sciences. Osaka, Japan, 2011. - P. 175-193.

6. Nishimura T., Sаkurаi S. The relаtionshiр between аutonomous motivаtion аЫ аcаdemic аdjustment in junior high school students // Shinrignku Kenkyu - 2013. - 84(4). - PP. 365-375.

7. Otis N., Grouzet, F.M.E., Pelletier L.G. Lаtent motivаtionаl chmge in аи аcаdemic setting: А 3-yem longitudiml study // Joumаl of Educаtioиаl Psychology. -2005. - 97(2). - PP. 170-183.

показателем эффективности адаптационного процесса.

Таким образом, обобщая результаты

полученных данных, установлены

закономерности динамики компонентов

вузовской адаптации в зависимости от

мотивационных характеристик личности

обучающегося. Преобладающая мотивация на овладение профессией обеспечивает положительную динамику дидактического, социального и профессионального

компонентов. Прогрессивные изменения вузовской адаптации обучающихся

обусловлены преобладанием направленности личности на себя. Полученные данные являются

основой для разработки программы

психологического сопровождения адаптации

студентов.

References:

1. Kappov A.V., Opel V.E., Tepnopol V.Ja. Psihologija ppofessional'noj adaptacii. Monogpafja / Institut «Otkpytoe Obshhestvo», Possijskoe Psihologicheskoe obshhestvo. Japoslavl', 2003. - 161s.

2. Povapenkov Ju.P. Ppoblemy psihologii

ppofessional'nogo stanovlenija lichnosti / Ju.P. Povapenkov. Japoslavl': Kanclep, 2008. - 400 s.

3. Smipnov A.A. Psihologija vuzovskoj adaptacii: Ucheb. posobie / A.A. Smipnov, N.G. Zhivaev. Japoslavl': JapGU, 2009. - 115 s.

4. Hertel J.B. College student generational status: Similarities, differences, and factors in college adjustment // The Psychological Record. - 2002. - № 52(1). - P. 3-18.

5. Kashapov M.M., Zhong A.O.H., Leybina A.V. Active or Lazy: what motivates workplace performance? // The Asian Conference on Psychology and the Behavioral Sciences. Osaka, Japan, 2011. - P. 175-193.

6. Nishimura T., Sаkurаi S. The relаtionshiр between аutonomous motivаtion аЫ аcаdemic аdjustment in junior high school students // Shiиrigаku Kenkyu. - 2013. - 84(4). - PP. 365-375.

7. Otis N., Grouzet F.M.E., Pelletier L.G. Lаtent motivаtioиаl chmge in аn аcаdemic setting: А 3-yem longitudiml study // Jourml of Educаtioиаl Psychology. -2005. - 97(2). - PP. 170-183.

Сведения об авторе:

Юркина Мария Сергеевна (г. Ярославль, Россия), аспирант кафедры педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, e-mail: msyurkina@mail.ru

Data about the author:

Yurkina M. (Yaroslavl, Russia), postgraduate student of the Chair of Pedagogics and Pedagogical psychology, P.G. Demidov Yaroslavl State University, e-mail: msyurkina@mail.ru

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.