В.В. КОВАЛЬ, Е.С. САДОВНИКОВ (Волгоград)
МОТИВАЦИОННОЕ ПОЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается роль физической культуры в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах России на основе конкретных социальнопедагогических исследований, проведенных в ряде образовательных учреждений г. Волгограда в середине 2007 г.
Реформирование Вооруженных Сил России имеет одной из тенденций сокращение срока службы призывников при обеспечении полноценной военно-профессиональной подготовки военнослужащих. В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование системы подготовки молодежи к выполнению своего конституционного долга - службы в армии, направленной на наиболее благоприятное вхождение молодого человека в особый, не известный еще ему мир воинских отношений и скорейшую его адаптацию к реалиям воинской службы в современных условиях.
В педагогической теории накоплен значительный массив исследований по широкому спектру проблем подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР. Особый интерес к этой проблеме проявляется и в настоящее время. Рядом исследователей (Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин, 1999; Л.П. Матвеев, 1997 и др.) рассматриваются возможности физической культуры и спортивной тренировки как средства совершенствования подготовки старшеклассников и студентов к выполнению конституционного долга. Вопрос о формировании личностных качеств защитника Отечества в психолого-педагогиче-ской теории поднимался в исследованиях А.Н. Вырщикова (2006), М.Б. Кусмарцева (2006), А.Г. Комкова (2002), В.А. Пономар-чука (1991) и др. Исследователи изучали пути, средства, алгоритмы и механизмы решения задач по развитию ряда личностных качеств с помощью средств физической подготовки. Психолого-педагогические проблемы преодоления тягот воинской службы в адаптационном периоде из-за непривычных физических и эмоциональных нагрузок исследовали О.А. Аяшев (1991), А.Г. Комков
(2002), Л.И. Лубышева и др., проблемы мотивации физической закалки и динамики освоения военно-профессиональных умений представлены в работах В.К. Бальсевича (2002), Л.К. Завьялова (1999), Л.И. Лубы-шевой (2001) и др. В.А. Пономарчук (1991) предложил оригинальную систему оценки устойчивости к военно-физическим нагрузкам через комплекс мотивов предстоящей воинской деятельности.
Однако специально вопрос о формировании потребности в физическом совершенствовании у молодежи допризывного возраста в исследовательской литературе последнего двадцатилетия рассматривался недостаточно. Нам представляется, что есть основания для более глубокого исследования проблем мотивации личности призывного возраста, направленной на формирование средствами физической культуры механизмов адаптации к предстоящей воинской деятельности с учетом реалий современной ситуации.
Речь идет о целостности результатов психолого-педагогических исследований проблемы воспитания у молодежи готовности к защите Родины, направленных на поиск механизмов и технологий развития целого ряда необходимых будущему воину физических и психических качеств, выработки способностей преодоления трудностей и лишений воинской службы, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Функции физической подготовки в развитии положительной мотивации службы в Вооруженных Силах следующие: а) формирование у молодежи готовности к защите Родины как мотивационного компонента жизненной стратегии, б) сохранение и укрепление здоровья в рамках мотивации служения Отечеству.
Конкретными задачами физического воспитания в процессе допризывной подготовки являются формирование мотивации предстоящей службы и психосоциальная корректировка ее в позитивном ракурсе, индивидуализация спортивно-оздоровительной деятельности и занятий спортом в соответствии с требованиями военно-спортивного комплекса, превенти-зация, направленная на блокировку вредных привычек, преодоление возможных причин групповых и межличностных конфликтов в армейской среде.
© Коваль В.В., Садовников Е.С., 2008
Слагаемыми мотивационного поля
предстоящей воинской деятельности юноши допризывного возраста, на наш взгляд, являются мотивы побуждения (ситуативные и инвариантные интересы, потребности, ценности), мотивы активации деятельности (образы, смыслы, притязания), мотивы регуляции деятельности (потребности в творчестве, самовыражении, самоактуализации и др.).
Ряд конкретных психолого-педагоги-ческих исследований в таком плане проведен нами в 2002 - 2007 гг. в гимназиях №2, 6, школах №54, 121, 140. Вначале были проведены диагностика исходного уровня развития мотивации предстоящей службы в армии у школьников путем социологического опроса, изучение мотивов посещения уроков физической культуры и спортивных секций в учреждениях дополнительного образования с помощью президентских тестов физической подготовленности.
На основании данных анкетирования установлено, что при организации практической работы по физическому воспитанию интересы допризывников практически не учитывались. Только 13,6% допризывников ответили, что знают требования, которые предъявляются к физической подготовленности военнослужащих. Вклад различных организаций в физическую подготовку молодежи к службе в армии оценен допризывниками по 5-балльной системе: общеобразовательная школа -3,2; техникум - 3,0; военкомат - 2,8; районный спорткомитет - 2,6. Полный курс допризывной физической подготовки прошли только 18,2% из числа опрошенных, 40,3% частично и 41,8% - совсем не проходили. Это и привело к тому, что только 25,6 % допризывников готовы к службе в армии; 14,8 % - скорее готовы, чем нет; 22,2 % - скорее не готовы, чем готовы; 37,4 % - не готовы.
Допризывники в качестве главных мотивов занятий физической культурой выделяли четыре: «люблю, нравится», «стать сильным, ловким» (64,8%), «для здоровья полезно» (14,8%), «для самообороны» (5,1%), на второй план отошли социально ценные мотивы, связанные с осознанием своего долга, ответственности перед Отечеством.
По субъективным оценкам опрошенных, состояние здоровья хорошее у 27,3%, удовлетворительное - у 36,9%, не-
удовлетворительное - у 71%, они не верят в оздоровительный эффект физической культуры.
По собственным оценкам, лишь 12,5% допризывников ведут здоровый образ жизни; 16,5% - скорее да; 10,8% - скорее нет; 60,2% характеризуют свой образ жизни как нездоровый. Более трети опрошенных твердо уверены, что необходимо культивировать здоровый образ жизни, усиливать защитные свойства организма. Всего шестая часть опрошенных считают, что физическая культура важна в формировании социальной активности, повышении умственной работоспособности, укреплении собственного здоровья как социальной ценности.
По нашим данным, в среднем только 12 минут в день допризывники занимаются спортом. Анализ двигательного режима показывает, что у юношей допризывного возраста отчетливо выражена гиподинамия. Анализ мнений допризывной молодежи о целесообразности занятий тем или иным видом спорта показал следующее. Самые популярные виды занятий у данной категории обследуемых - спортивные игры (33,9%) и восточные единоборства (22,2%). Занятия плаванием предпочитают 12,5% допризывников, доля желающих заниматься легкой атлетикой составляет 10,8%, гимнастикой - 9,1%, велоспортом -8,5%. Среди спортивных игр наибольшей популярностью у допризывной молодежи пользуется футбол.
С позиции подготовки молодежи к службе в армии важно и то, какое место в структуре свободного времени допризывника занимают физическая культура и спорт. Результаты опроса: бесцельное времяпровождение - 43%, участие в азартных играх - 18,2%, общественно полезная работа - 11%, посещение театров, концертных залов, музеев, выставок, художественной самодеятельности - 8,5%; занятия спортом и туризмом, посещение спортивных зрелищ - 6,8%; другие занятия - 5,8%.
В меньшей степени допризывники нацелены на активные формы проведения досуга: занятия физической культурой и спортом, наукой, изучение техники и конструирование. Безусловно, все это отрицательно сказывается на подготовке молодежи к службе в армии. Именно в этот период и происходят многие негативные явления, проступки и даже преступления.
Нельзя не отметить тот факт, что лишь 18,8% из числа опрошенных респондентов считают службу в рядах Российской Армии своим гражданским долгом, а 58,0% указали, что при возможности они не стали бы служить совсем.
Большинство (72,2%) допризывников считают, что они не имеют достаточно знаний для самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Только 16,5% респондентов полагают, что таких знаний у них достаточно, и 14,2% ответили, что таких знаний скорее достаточно, чем нет.
Анализ результатов анкетирования допризывников вскрывает негативные тенденции в формировании физической готовности к службе в армии: снижается двигательная активность; увеличивается количество юношей, не желающих служить в армии; снижается уровень здоровья и пси-хострессорная устойчивость; повышается страх перед службой в армии; проявляется неуверенность в экстремальных условиях.
Выявленные данные свидетельствуют об имеющихся резервах как непосредственно в организации физкультурноспортивной работы с допризывниками, так и в проведении воспитательной работы по вопросам повышения роли физической культуры в формировании социально ценного мотивационного поля подготовки молодежи к службе в армии в пространстве физической культуры и спорта.
Безусловно, формирование потребности в занятиях физической культурой, укрепление здоровья и повышение физической подготовки юношей допризывного возраста зависят от уровня социальноэкономического развития общества, наличия физкультурно-спортивной базы, уровня подготовки специалистов и степени готовности их к практическому внедрению здорового образа жизни, позиции семьи, школы и учреждений дополнительного образования.
Таким образом, основная задача формирования мотивационного поля допризывной подготовки в пространстве физической культуры и спорта, на наш взгляд, состоит в том, чтобы вывести учащихся из состояния пассивных исполнителей учебной программы, сформировать у них позицию активных участников учебного процесса, спортивной деятельности. Буду-
щий защитник Родины должен понять, что он сам, прежде всего, заинтересован в своем хорошем физическом состоянии как непременном условии его эффективного служения Отечеству.
Литература
Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры/ Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 1999. 353 с.
Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. М.: Мир, 1997. 368 с.
Бальсевич, В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры / В.К. Бальсевич. М.: РГАФК, 2002. 30 с.
Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе/ А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Волгоград: ООО «Колибрис плюс», 2006. 230 с.
Комков, А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей-школьников/ А.Г. Комков. СПб.: Нева, 2002. 228 с.
Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. М.: Воениздат, 1997. 305 с.
Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта/ Л.И. Лубышева. М.: Академия, 2001. 240 с.
Пономарчук, В.А. Физическая культура и становление личности / В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев. М., 1991. 123 с.
Г.Е. ЗЛУНИКИН (Борисоглебск)
МЕТОДИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО ПРЕДМЕТУ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ПРОГРАММИРОВАНИЕ»)
Предлагается подход к применению таксономии Блума для конструирования содержания курса «Программирование».
Конструирование содержания курса, распределение учебной нагрузки по темам остаются одной из важных задач профессионального образования. Требования к уровню знаний, умений и навыков выпускника определяет государственный об-
© Злуникин Г.Е., 2008