Научная статья на тему 'Мотивационное поле физической культуры молодежи призывного возраста'

Мотивационное поле физической культуры молодежи призывного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль В. В., Садовников Е. С.

Рассматривается роль физической культуры в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах России на основе конкретных социально-педагогических исследований, проведенных в ряде образовательных учреждений г. Волгограда в середине 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль В. В., Садовников Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационное поле физической культуры молодежи призывного возраста»

В.В. КОВАЛЬ, Е.С. САДОВНИКОВ (Волгоград)

МОТИВАЦИОННОЕ ПОЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

Рассматривается роль физической культуры в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах России на основе конкретных социальнопедагогических исследований, проведенных в ряде образовательных учреждений г. Волгограда в середине 2007 г.

Реформирование Вооруженных Сил России имеет одной из тенденций сокращение срока службы призывников при обеспечении полноценной военно-профессиональной подготовки военнослужащих. В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование системы подготовки молодежи к выполнению своего конституционного долга - службы в армии, направленной на наиболее благоприятное вхождение молодого человека в особый, не известный еще ему мир воинских отношений и скорейшую его адаптацию к реалиям воинской службы в современных условиях.

В педагогической теории накоплен значительный массив исследований по широкому спектру проблем подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР. Особый интерес к этой проблеме проявляется и в настоящее время. Рядом исследователей (Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин, 1999; Л.П. Матвеев, 1997 и др.) рассматриваются возможности физической культуры и спортивной тренировки как средства совершенствования подготовки старшеклассников и студентов к выполнению конституционного долга. Вопрос о формировании личностных качеств защитника Отечества в психолого-педагогиче-ской теории поднимался в исследованиях А.Н. Вырщикова (2006), М.Б. Кусмарцева (2006), А.Г. Комкова (2002), В.А. Пономар-чука (1991) и др. Исследователи изучали пути, средства, алгоритмы и механизмы решения задач по развитию ряда личностных качеств с помощью средств физической подготовки. Психолого-педагогические проблемы преодоления тягот воинской службы в адаптационном периоде из-за непривычных физических и эмоциональных нагрузок исследовали О.А. Аяшев (1991), А.Г. Комков

(2002), Л.И. Лубышева и др., проблемы мотивации физической закалки и динамики освоения военно-профессиональных умений представлены в работах В.К. Бальсевича (2002), Л.К. Завьялова (1999), Л.И. Лубы-шевой (2001) и др. В.А. Пономарчук (1991) предложил оригинальную систему оценки устойчивости к военно-физическим нагрузкам через комплекс мотивов предстоящей воинской деятельности.

Однако специально вопрос о формировании потребности в физическом совершенствовании у молодежи допризывного возраста в исследовательской литературе последнего двадцатилетия рассматривался недостаточно. Нам представляется, что есть основания для более глубокого исследования проблем мотивации личности призывного возраста, направленной на формирование средствами физической культуры механизмов адаптации к предстоящей воинской деятельности с учетом реалий современной ситуации.

Речь идет о целостности результатов психолого-педагогических исследований проблемы воспитания у молодежи готовности к защите Родины, направленных на поиск механизмов и технологий развития целого ряда необходимых будущему воину физических и психических качеств, выработки способностей преодоления трудностей и лишений воинской службы, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Функции физической подготовки в развитии положительной мотивации службы в Вооруженных Силах следующие: а) формирование у молодежи готовности к защите Родины как мотивационного компонента жизненной стратегии, б) сохранение и укрепление здоровья в рамках мотивации служения Отечеству.

Конкретными задачами физического воспитания в процессе допризывной подготовки являются формирование мотивации предстоящей службы и психосоциальная корректировка ее в позитивном ракурсе, индивидуализация спортивно-оздоровительной деятельности и занятий спортом в соответствии с требованиями военно-спортивного комплекса, превенти-зация, направленная на блокировку вредных привычек, преодоление возможных причин групповых и межличностных конфликтов в армейской среде.

© Коваль В.В., Садовников Е.С., 2008

Слагаемыми мотивационного поля

предстоящей воинской деятельности юноши допризывного возраста, на наш взгляд, являются мотивы побуждения (ситуативные и инвариантные интересы, потребности, ценности), мотивы активации деятельности (образы, смыслы, притязания), мотивы регуляции деятельности (потребности в творчестве, самовыражении, самоактуализации и др.).

Ряд конкретных психолого-педагоги-ческих исследований в таком плане проведен нами в 2002 - 2007 гг. в гимназиях №2, 6, школах №54, 121, 140. Вначале были проведены диагностика исходного уровня развития мотивации предстоящей службы в армии у школьников путем социологического опроса, изучение мотивов посещения уроков физической культуры и спортивных секций в учреждениях дополнительного образования с помощью президентских тестов физической подготовленности.

На основании данных анкетирования установлено, что при организации практической работы по физическому воспитанию интересы допризывников практически не учитывались. Только 13,6% допризывников ответили, что знают требования, которые предъявляются к физической подготовленности военнослужащих. Вклад различных организаций в физическую подготовку молодежи к службе в армии оценен допризывниками по 5-балльной системе: общеобразовательная школа -3,2; техникум - 3,0; военкомат - 2,8; районный спорткомитет - 2,6. Полный курс допризывной физической подготовки прошли только 18,2% из числа опрошенных, 40,3% частично и 41,8% - совсем не проходили. Это и привело к тому, что только 25,6 % допризывников готовы к службе в армии; 14,8 % - скорее готовы, чем нет; 22,2 % - скорее не готовы, чем готовы; 37,4 % - не готовы.

Допризывники в качестве главных мотивов занятий физической культурой выделяли четыре: «люблю, нравится», «стать сильным, ловким» (64,8%), «для здоровья полезно» (14,8%), «для самообороны» (5,1%), на второй план отошли социально ценные мотивы, связанные с осознанием своего долга, ответственности перед Отечеством.

По субъективным оценкам опрошенных, состояние здоровья хорошее у 27,3%, удовлетворительное - у 36,9%, не-

удовлетворительное - у 71%, они не верят в оздоровительный эффект физической культуры.

По собственным оценкам, лишь 12,5% допризывников ведут здоровый образ жизни; 16,5% - скорее да; 10,8% - скорее нет; 60,2% характеризуют свой образ жизни как нездоровый. Более трети опрошенных твердо уверены, что необходимо культивировать здоровый образ жизни, усиливать защитные свойства организма. Всего шестая часть опрошенных считают, что физическая культура важна в формировании социальной активности, повышении умственной работоспособности, укреплении собственного здоровья как социальной ценности.

По нашим данным, в среднем только 12 минут в день допризывники занимаются спортом. Анализ двигательного режима показывает, что у юношей допризывного возраста отчетливо выражена гиподинамия. Анализ мнений допризывной молодежи о целесообразности занятий тем или иным видом спорта показал следующее. Самые популярные виды занятий у данной категории обследуемых - спортивные игры (33,9%) и восточные единоборства (22,2%). Занятия плаванием предпочитают 12,5% допризывников, доля желающих заниматься легкой атлетикой составляет 10,8%, гимнастикой - 9,1%, велоспортом -8,5%. Среди спортивных игр наибольшей популярностью у допризывной молодежи пользуется футбол.

С позиции подготовки молодежи к службе в армии важно и то, какое место в структуре свободного времени допризывника занимают физическая культура и спорт. Результаты опроса: бесцельное времяпровождение - 43%, участие в азартных играх - 18,2%, общественно полезная работа - 11%, посещение театров, концертных залов, музеев, выставок, художественной самодеятельности - 8,5%; занятия спортом и туризмом, посещение спортивных зрелищ - 6,8%; другие занятия - 5,8%.

В меньшей степени допризывники нацелены на активные формы проведения досуга: занятия физической культурой и спортом, наукой, изучение техники и конструирование. Безусловно, все это отрицательно сказывается на подготовке молодежи к службе в армии. Именно в этот период и происходят многие негативные явления, проступки и даже преступления.

Нельзя не отметить тот факт, что лишь 18,8% из числа опрошенных респондентов считают службу в рядах Российской Армии своим гражданским долгом, а 58,0% указали, что при возможности они не стали бы служить совсем.

Большинство (72,2%) допризывников считают, что они не имеют достаточно знаний для самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Только 16,5% респондентов полагают, что таких знаний у них достаточно, и 14,2% ответили, что таких знаний скорее достаточно, чем нет.

Анализ результатов анкетирования допризывников вскрывает негативные тенденции в формировании физической готовности к службе в армии: снижается двигательная активность; увеличивается количество юношей, не желающих служить в армии; снижается уровень здоровья и пси-хострессорная устойчивость; повышается страх перед службой в армии; проявляется неуверенность в экстремальных условиях.

Выявленные данные свидетельствуют об имеющихся резервах как непосредственно в организации физкультурноспортивной работы с допризывниками, так и в проведении воспитательной работы по вопросам повышения роли физической культуры в формировании социально ценного мотивационного поля подготовки молодежи к службе в армии в пространстве физической культуры и спорта.

Безусловно, формирование потребности в занятиях физической культурой, укрепление здоровья и повышение физической подготовки юношей допризывного возраста зависят от уровня социальноэкономического развития общества, наличия физкультурно-спортивной базы, уровня подготовки специалистов и степени готовности их к практическому внедрению здорового образа жизни, позиции семьи, школы и учреждений дополнительного образования.

Таким образом, основная задача формирования мотивационного поля допризывной подготовки в пространстве физической культуры и спорта, на наш взгляд, состоит в том, чтобы вывести учащихся из состояния пассивных исполнителей учебной программы, сформировать у них позицию активных участников учебного процесса, спортивной деятельности. Буду-

щий защитник Родины должен понять, что он сам, прежде всего, заинтересован в своем хорошем физическом состоянии как непременном условии его эффективного служения Отечеству.

Литература

Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры/ Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 1999. 353 с.

Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. М.: Мир, 1997. 368 с.

Бальсевич, В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры / В.К. Бальсевич. М.: РГАФК, 2002. 30 с.

Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе/ А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Волгоград: ООО «Колибрис плюс», 2006. 230 с.

Комков, А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей-школьников/ А.Г. Комков. СПб.: Нева, 2002. 228 с.

Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. М.: Воениздат, 1997. 305 с.

Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта/ Л.И. Лубышева. М.: Академия, 2001. 240 с.

Пономарчук, В.А. Физическая культура и становление личности / В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев. М., 1991. 123 с.

Г.Е. ЗЛУНИКИН (Борисоглебск)

МЕТОДИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО ПРЕДМЕТУ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ПРОГРАММИРОВАНИЕ»)

Предлагается подход к применению таксономии Блума для конструирования содержания курса «Программирование».

Конструирование содержания курса, распределение учебной нагрузки по темам остаются одной из важных задач профессионального образования. Требования к уровню знаний, умений и навыков выпускника определяет государственный об-

© Злуникин Г.Е., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.