Научная статья на тему 'Мотивационно-ценностные предпосылки и психологическая коррекция деструктивного поведения юношей военнослужащих по призыву'

Мотивационно-ценностные предпосылки и психологическая коррекция деструктивного поведения юношей военнослужащих по призыву Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
550
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО ПРИЗЫВУ / MOTIVES / VALUES / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / MEN CALLED UP FOR MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Андрей Александрович

В статье дается обзор научных подходов к проблеме мотивационноценностных предпосылок деструктивного поведения с учетом возрастно-половых особенностей. Рассматриваются передовые психологические технологии коррекции деструктивных тенденций в поведении юношей-военнослужащих в комплексе организационнопрофилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values and motives of young men called up for military service causing destructive behavior: diagnostics and psychological correction

A review of scientific approaches to the problem of motivational characteristics and values causing destructive behavior is presented with respect to the age and sex of subjects. Advanced psychological techniques of correction of deviating tendencies in behavior of young men called up for military service in a complex of organizational preventive actions are considered.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-ценностные предпосылки и психологическая коррекция деструктивного поведения юношей военнослужащих по призыву»

УДК 159.943-057.36:316.624

А. А. Воробьев

Мотивационно-ценностные предпосылки

и психологическая коррекция деструктивного поведения юношей - военнослужащих по призыву

В статье дается обзор научных подходов к проблеме мотивационноценностных предпосылок деструктивного поведения с учетом возрастно-половых особенностей. Рассматриваются передовые психологические технологии коррекции деструктивных тенденций в поведении юношей-военнослужащих в комплексе организационно- профилактических мероприятий.

A review of scientific approaches to the problem of motivational characteristics and values causing destructive behavior is presented with respect to the age and sex of subjects. Advanced psychological techniques of correction of deviating tendencies in behavior of young men called up for military service in a complex of organizational preventive actions are considered.

Ключевые слова: мотивация, ценностные ориентации, деструктивное поведение, военнослужащие по призыву.

Key words: motives, values, destructive behavior, men called up for military service.

Современная психология рассматривает проблему юношеского возраста в противоречивых отношениях между развившимися содержательными новообразованиями во внутреннем плане личности и требованиями социальной среды (успешного независимого существования в условиях профессиональной деятельности). Главная роль при этом отводится социально-психологической готовности юноши к вступлению в самостоятельную взрослую жизнь [1]. Как известно, эта готовность определяется зрелостью его «личности», которая, в свою очередь, определяется сознательным выбором юношей своих жизненных стратегий или ответом на вопрос: насколько он стал собственно «личностью» в социально-психологическом смысле и в какой степени подвержен риску развития девиантных тенденций на военной службе. Для их преодоления, по нашему убеждению, отклоняющееся поведение юношей-военнослужащих по призыву нуждается в целостном психологическом обосновании, что и является целью данной статьи.

Основные причины и условия развития девиантности у юноши-военнослужащего по призыву современными авторами [2,-5, 7, 9] традиционно связывается с негативными социальнопсихологическими качествами, затрудняющими его адаптацию на военной службе. Полученные результаты и сделанные выводы убеди-

тельно свидетельствуют о наличии множества дифференцированных по различным сферам личности индивидуальных отличий между военнослужащими в зависимости от успешности прохождения ими военной службы, например, по показателям темперамента и характера, уровням тревожности и агрессивности, развитию адаптивных качеств, ценностных ориентаций и пр. Однако эти показатели, взятые по отдельности, не могут рассматриваться как внутренние детерминанты, формирующие негативные тенденции поведения в юношеском возрасте по заданной типологии (аддиктивной, делинквентной, аномальной-психопатической). Данное обстоятельство, по нашему убеждению, сегодня является актуальной проблемой целостного психологического обоснования отклоняющегося поведения у юно-шей-военнослужащих по призыву и повышения общей эффективности психологической практики в войсках. Поэтому нам представляется целесообразным в профилактической и коррекционной работе выделять и опираться на более интегративные мотивационноценностные критерии личности субъекта, характеризующие уровень его социализации - личностной целостности, внутренней функциональной согласованности-аутентичности и качества самоотноше-ния - самоценности.

В целях выделения сущности девиантного поведения и определения данного понятия специалистами проводились экспертные опросы различных категорий военнослужащих по призыву. В широком понимании, которое сложилось к настоящему времени, девиантным поведением является любое правонарушение или поведенческое явление (факт), отклоняющееся в отрицательную деструктивную сторону от социальной нормы воинского коллектива или нормы психического здоровья [3].

Для психологической практики, на наш взгляд, более других подходит типология девиантного поведения у военнослужащих по призыву А.В. Булгакова [2]. Автор предлагает строить профилактику отклоняющего поведения среди военнослужащих по призыву на основе социально-психологической регуляции конфликтов, которые типичны для воинских коллективов и личности отдельного военнослужащего на начальных этапах адаптации к военной службе: «внутриличност-ного», «межличностного», «асоциального», «объективного». Последний вызван трудностями привыкания к воинскому распорядку дня, физическим и психическим нагрузкам, проблемами с освоением военной специальности. Анализ неконструктивных стратегий поведения, применяемых военнослужащими по их разрешению, выявляет психологическую типологию девиантного поведения, соответствующую шести основным типам: «тормозимый», «мнительный», «ограниченный», «конфликтно-возбудимый», «эгоцентрический», «неустойчивый».

Период начальной адаптации к военной службе для юноши создает социальную ситуацию развития, которая разворачивается на фоне интрапсихического конфликта в непривычных для него условиях жизни по новым регламентирующим военную службу Федеральным законам. Они вызывают необходимость принятия им новой самоидентичности - «Я»-военнослужащий. Под воздействием этих обстоятельств и по мере осознания юношей открывающихся перед ним перспектив происходят качественные преобразования в его мотивационной сфере, ценностных ориентациях, характере самоотношения, уровне притязаний и планах на будущее. Типовая схема психологической адаптации военнослужащего по призыву на начальном этапе военной службе в условиях интрапсихического конфликта показана на рис. 1.

Рис. 1. Типовая схема психологической адаптации военнослужащего по призыву на начальном этапе военной службе в условиях интрапсихического конфликта

На данной схеме интрапсихический конфликт в личности военнослужащего изображен в виде столкновения (противоборства) двух субъективных реальностей ситуации «Я»-хочу и ситуации «Я»-должен на оси конфликта, что выражается противоположно направленными стрелками. На временной - горизонтальной шкале ось конфликта размещена в «настоящем». Она символизирует субъективное восприятие воинского бытия, где главенствуют уставные требования и определенные ими правила военно-социальной нормативности. С ними молодому воину придется мириться и руководствоваться в повседневной службе. Столкновение ситуаций «Я»-хочу и «Я»-должен формирует во внутреннем плане личности

воина новый образ самоидентичности - «Я»-военнослужащий, который во временной перспективе сдвинут в ближайшее будущее. Для ее принятия ему необходимо приложить усилие и мобилизовать свои физические и психические ресурсы желанием соответствовать требованиям военно-социальной нормативности. Психофизическая мобилизация внутренних ресурсов военнослужащего на схеме обозначена направленной вверх стрелкой, пересекающей по оси конфликта ось военно-социальной нормативности, что символизирует его волевое устремление с доминантным наполнением внутреннего плана личности ценностно-смысловым содержанием. Смысл процесса психологической адаптации юноши-военнослужащего по призыву сводится к преодолению им «пути» от старой самоидентичности «Я»-гражданский к новой «Я»-военнослужащий, обозначенного на схеме извилистой линией, через принятие и освоение правил военносоциальной нормативности. Непринятие молодым военнослужащим новой самоидентичности- «Я» военнослужащий ведет к нарушению его адаптации - дезадаптации, что на схеме обозначено отклонением линии адаптации и образованием угла девиации, который символизирует различные поведенческие отклонения от социальной нормы. Таким образом, поделанный анализ указывает на то, что для юноши, достигшего 18-ти лет, военную службу по призыву, особенно ее начальный этап, можно по праву считать сенситивным периодом личностного роста, а успешность процесса психологической адаптации определяется качественными мотивационно-ценностными характеристиками его личности.

Выделенные типы девиантного поведения: «тормозимый», «мнительный», «ограниченный», «конфликтно-возбудимый», «эгоцентрический» и «неустойчивый» у юношей-военнослужащих по призыву являются основой для различных нарушений, которые в сфере общественного проявления можно разделить на два основных вида.

Первые: нарушения, связанные со сферой уклонения от военной службы или досрочном ее прекращением, возникшие на основе неразрешенного «объективного» конфликта. Они в большей степени свойственны тормозимому, мнительному, неустойчивому типам.

Вторые: нарушения в сфере социальных отношений на основе «асоциального» конфликта, как правило, связанные с «нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими». В них задействованы субъекты и объекты нарушений: а) субъекты нарушений - активные нарушители антисоциальной направленности: конфликтно-возбудимый, эгоцентрический типы; б) объекты нарушений - пассивные нарушители асоциальной направленности: тормозимый, мнительный, ограниченный типы.

Типология девиантного поведения по видам нарушений среди юношей- военнослужащих по призыву представлена в табл. 1.

Таблица 1

Типология девиантного поведения по видам нарушения среди юношей-военнослужащих по призыву

Основные виды нарушений, совершаемые военнослужащими по призыву

В сфере уклонений от военной службы

В сфере социальных отношений

Категории военнослужащих-нарушителей

Военнослужащие-уклонисты от военной службы

Военнослужащие -активные нарушители - субъекты правонарушений

Военнослужащие -пассивные нарушители - объекты правонарушений

Виды нарушений

Симуляция болезней, демонстративно-шантажное поведение (суициды, самопорезы, членовредительство); самовольное оставление места службы; нежелание осваивать специальность, соблюдать распорядок дня, исполнять приказания командования; игнорирование дисциплинарных норм и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими

Организация и осуществление различных форм насилия над сослуживцами, инициирование отрицательного лидерства, направленного на дискредитацию принципов единоначалия, подрыв воинской организации

Уклонение от исполнения служебных обязанностей, аморальное, конформное поведение, неопрятный внешний вид, непротивление моральному и физическому насилию

Типы девиантного поведения

тормози- мните- неус- конфликтно- эгоцентри- тормози- мните-

мый льныи той- возбудимый ческий мый льный

чивый

ограни-

ченный

Система предупреждения девиантного поведения среди юношей военнослужащих по призыву в рамках психологической работы включает организационные психопрофилактические и психокоррекцонные мероприятия. Их начальным и во многом определяющим этапом является установочная беседа.

Установочная беседа проводится с целью формирования у юноши-военнослужащего по призыву адекватных представлений о воинской действительности и о своем месте в ней. В дальнейшем на их основе организовываются и проводятся психокоррекционные мероприятия, направленные на обеспечение позитивного прогноза социально-психологического развития личности юноши-военнослужащего и поддержание его психического благополучия в существующих условиях военной службы. Успешность установочной беседы обеспечивается: нравственным посылом (мотивацией) руководителя мероприятия в сочетании с интересным и правдивым изложением существующих фактов службы и быта в конкретном воин-

100

ском коллективе с четкой постановкой (понятными для всех формулировками) общих и персональных задач для успешного прохождения службы. Она проводится в первый день поступления в воинскую часть и далее по мере необходимости. Ее продолжительность нормативно не определена и задается обстоятельствами (в среднем колеблется от 30 минут до нескольких часов).

Установочная беседа проводится в двух основных формах: групповой общей (с группой - воинским коллективом) и индивидуальной -частной (с одним юношей-военнослужащим) и включает в себя:

• философско-нравственный аспект о смысле жизни человека и необходимости прохождения военной службы;

• описание реального состояния дел в воинской части (успешность выполнения поставленных задач воинской частью (коллективом), социально-бытовые условия, состояние правопорядка и воинской дисциплины);

• уяснение требований воинской действительности (военной среды) к личности военнослужащего по призыву;

• процесс самооценивания военнослужащими личной готовности к военной службе в конкретном воинском коллективе (по пятибалльной шкале);

• постановку целей и задач для успешного прохождения службы.

Психологическая коррекция девиантных тенденций в личности

юноши-военнослужащего по призыву основывается на принципах ценнностно-адаптивного подхода [6; 8]. В результате ее проведения достигается сознавание и рационализация юношей-военнослужащим своих латентных (скрытых) девиантных отношений, установок, реакций и стереотипов, связанных с предикатами его прошлого опыта, посредством дифференциации (анализа-пересмотра-реконструкции) и интеграции (конструирования новой) системы ценностей и отношений. Предикаты прошлого опыта (жизни) - это субъективно важные события, включенные в сознание субъекта и переживаемые с определенным постоянством на различных уровнях эмоционального реагирования и сознавания по мере участия в новых схожих (ассоциативно - аналогично) событиях. Они составляют постоянное содержание внутреннего мира, задают общий эмоциональный фон и формируют общий вектор самоотношения. Процесс психологической коррекции осуществляется в системе предикатов прошлого опыта девиантного юноши-военнослужащего. Как правило, она складывается из череды личных неудач-неуспехов в субъективно значимых событиях и отношениях, детерминированных особенностями взросления и воспитания в условиях неполноценной семьи: родительское отчуждение, бытовое насилие, аморальное поведение. Сочинения военно-служащих-правонарушителей на свободную тему, например «О службе и о себе», изобилуют предикатами негативного прошлого

101

опыта: «отец сильно пил, нам не помогал, было трудно, его не помню», «мать гуляла, пила, лечилась в наркологии, от меня отказалась, воспитывался у бабушки»; «понимаю, что служить надо, но у меня не получится, переведите поближе к дому»; «если любимая бросит не знаю что тогда будет...»; «насчет будущего пока не определился мне не везет.отслужу, вернусь домой, там видно будет.», «мир жесток. в нем трудно жить», «если сослуживец слабый и "мутный" то будет "получать" - сам виноват, пусть знает свое место среди таких же, как он.»; «мне быстрей бы отслужить, а там - будет как будет. жизнь-жестянка» и т. п.

В табл. 2 показано влияние неблагоприятных социальных факторов на формирование негативных мотивационно-ценностных характеристик личности. Последние были выделены в результате психологического обследования военнослужащих-правонарушителей (представленных в табл. 1) по показателям самоотношения, осмысленности жизни, уровню интегрированности смысловых систем и организации системы ценностных ориентаций, а также по показателям интернальности локус-контроля, поведенческих установок, ролевых позиций в группе.

Таблица 2

Влияние неблагоприятных социальных факторов на негативные мотивационно-ценностные характеристики личности

Неблагоприятные социальные факторы

Низкий уровень образования и познавательных способностей Социальная пассивность, инертность -лень Социальнопедагогическая запущенность Личные неприятности и неудачи Праздное времяпровождение - беспечность Отсутствие родительского тепла, бытовое насилие (нелюбовь)

Негативные мотивационно-ценностные характеристики личности

Низкий уровень интегрированности ценностей и смыслов - безнравственность Экстерна-льный ло-кус- контроля - безот-ветствен-ность Нарушение социализации личностной целостности (недоразвитие ценностносмысловой сферы до социальной нормы) социальная незрелость Нарушение аутентично- сти- непродуктивная тревожность-непоследо-ватель-ность, им-пульсив-ность Нарушение самоценности

Несфор-мирован-ное само-отношение-самоотчу-ждение Отрицательное самоотношение- самоуничижение

Анализ психологической практики указывает на наличие в психологических механизмах формирования девиантных тенденций наи-

более общих - интегративных мотивационно-ценностных активаторов, действующих в системе предикатов внутреннего мира личности субъекта. В результате психологического исследования вышеуказанных категорий юношей-военнослужащих правонарушителей (табл. 1), в качестве таковых были выделены три основных признака мотивационно-ценностных нарушений личности по ее качественным критериям: нарушения ее социализации- целостности, аутентичности и самоценности. Основные психологические механизмы и соответствующие им мотивационно-ценностные активаторы развития девиантного поведения у юношей-военнослужащих по призыву представлены в табл. 3.

Таблица 3

Основные психологические механизмы и мотивационно-ценностные активаторы развития девиантного поведения у юношей-военнослужащих по призыву

Категория военно- служащих- правона- рушителей Мотивационно- ценностные активаторы девиантного поведения Психологические механизмы развития девиантных тенденций

Уклонисты от военной службы Нарушения аутентичности (функциональное рассогласование ценностно-смысловой и аффективной сфер личности: между «хочу -должен», «знаю -делаю» и т. п.) сопровождается непродуктивной напряженностью, немотивированным чувством тревоги со снижением самоконтроля и ориентировочной деятельности) активатор крайних форм проявления девиантного поведения с признаками дезадаптации Неудачи личной жизни в отношениях со значимыми людьми (сверстниками, любимым человеком, учителями, преподавателями профессионально-учебных заведений) формируют комплекс «неудачника» - потерявшего уверенность в собственных силах и способность, что-либо изменить к лучшему. Все новое непривычное воспринимается как неприятности, влекущие неминуемые страдания и нагнетает чувство страха, что в целом омрачает общий эмоциональный фон настроения и порождает непродуктивную напряженность - тревожность. Она выступает в качестве источника внутренней деструкции функционального рассогласования личности, нарушение ее аутентичности с элементами поведенческой дезадаптации

Продолжение табл. 3

Активные право-нарушители - субъекты пра-вонаруше-ний Отрицательная самоценность (отрицательное (неприязненное) самоот-ношение) активатор антисоциального типа девиантного поведения Недовольство собой из-за неуспехов в личной жизни, вызванных внешними обстоятельствами или другими людьми. Недовольство собой сопровождается чувством обиды и порождаемой ею агрессией, аккумулируемой сначала на значимых людей (члены семьи, родственники, любимый человек, сверстники) ближнего окружения, затем, по мере встречаемости схожих событий (ассоциативно - аналогично) иррадииру-ется (распространяется) на людей, к ним сопричастных - дальнего круга (на трудовой коллектив, на власть, общество, человечество и т. п.). По мере нагнетания чувства обиды, сопровождающейся усилением страдания нарастает потребность ее высвобождения через субъективный акт мести - антисоциальную деструкцию, которая приносит временное облегчение. Следующая за ним осуждающая социальная реакция порождает или возобновляет очередной виток агрессии по механизму: недовольство собой - обида на социальное окруже-ние-страдание-месть (деструкция-облегчение). Таким образом, деструкция принимает замкнутую циклическую форму движения в субъективной системе «обида-месть». Постепенно, через негативное и ненавистное отношение к другим формируется циничное и ненавистное отношение к самому себе-отрицательная самоценность. Это чувство, являясь эмоционально неприятным, всячески вытесняется из сознания различными схемами рационализации или поиском поводов и ситуаций для нового выхода агрессии. Отрицательная самоценность в сочетании с нарушенной социализацией личности выступает в качестве активатора внутренней деструкции, проявляющейся в антисоциальных формах девиантного поведения

Пассивные право-нарушители - объекты правонарушений Нарушение социализации личностной целостности (недоразвитие ценностносмысловой сферы до уровня общественной нормы в процессе социализации) активатор аддиктивного и асоциального типов девиантного поведения Беспечное - праздное времяпровождение, регулируемо текущими обстоятельствами (ситуацией) для удовлетворения витальных потребностей и получения удовольствия (пьянство, секс, употребление наркотических и токсических веществ), в условиях отсутствия социального контроля-безнадзорности. Содержание самосознания не выражено (система ценностей, осмысленность жизни, планы на будущее, качество самоотношения, интернальность). Его составляет набор наиболее значимых и приятных воспоминаний-событий прошлого, вытесняющих представления о «самости» и порождающих психологическое самоотчуждение. Оно

вы ступает в качестве источника внутренней деструкции-нарушения социализации и самоценности личности, проявляющихся в игнорировании социальных норм и правил, нежелании становится полноценным членом общества (учиться, трудиться и т. п.) и порождает такие качества как лень, беспечность, безответственность, лживость и пр., усиливающих зависимость (аддикцию) от телесных удовольствий с ____________________________асоциальными поведенческими проявлениями

Основные этапы и содержание психокоррекцонных мероприятий девиантных тенденций в личности и поведении юноши- военнослужащего по призыву (далее клиента):

1. Поиск проблемы:

• в случае, если она скрыта от понимания клиента, психолог, рассуждая вслух о наиболее распространенных проблемах и случаях из практики, характерных для данного типа клиента, самостоятельно находит ее в системе предикатов его прошлого опыта по поступающим от него невербальным сигналам (как правило, это переживания связанные с проблемами в семье, любовными отношениями и отношениями со сверстниками).

2. Совместное обсуждение сути проблемы:

• наиболее полное восстановление внешних обстоятельств и содержания значимых событий;

• восстановление психологической составляющей с субъективным переживанием значимого события.

3. Первичное формулирование - рационализация психологом механизма развития проблемы во внешнем - событийном и внутреннем - психологическом плане клиента (опираясь на типовую структуру, представленную в табл. 3).

4. Уточнение и обсуждение с клиентом существа психологического содержания его личности по мере рассмотрения основных этапов развития проблемы по схеме: ценностные ориентации (хочу, желаю, стремлюсь, умею), вызванные ими ожидания и надежды, основная сфера жизненных отношений (родители, сверстники, профессия, любимые люди), стереотипы реагирования и поведения на неудачи и случаи несоответствия «желаемого» и «действительного», содержание психологических переживаний с оценкой психического самочувствия, предпринятые действия и их результаты, сделанные выводы из случившегося и сформировавшееся к нему отношение, оценка клиентом настоящего жизненного потенциала и самочувствия.

5. Выделение психологом положительного (конструктивного) и отрицательного (девиантного) в психологическом содержании личности клиента по мере рассмотрения основных этапов развития его проблемы.

6. Демонстрация психологом преимуществ конструктивного психологического содержания личности и отношения к действительности над девиантным (деструктивным).

7. Формулирование совместно с клиентом его конструктивной индивидуальной нормы психологического содержания личности, необходимой для полноценного существования и преодоления существующей проблемы по схеме, аналогичной пункту 4.

8. Предложение и совместная разработка психокоррекционного плана-обязательства, включающего: поведенческий раздел - участие в определенных мероприятиях, порядок исполнения служебных обязанностей, выполнение полезных действий (физкультура, смена рода деятельности, избавление от вредных привычек), организация сферы общения и восстановления контактов со значимыми людьми; психологический раздел - организация и методы самонаблюдения; овладение навыками самовнушения, медитации и психофизической регуляции, наработка правильных стереотипов реагирования на стрессогенные факторы и пр.

9. Документальное оформление психокоррекционного плана-обязательства.

Организационные психопрофилактические мероприятия включают:

• психологическое просвещение командного состава и должностных лиц;

• организацию системы изучения и управления социальнопсихологическими процессами в воинских коллективах;

• организацию системы изучения индивидуальнопсихологических особенностей начальниками своих подчиненных и построение на ее основе индивидуально-воспитательной работы;

• разработку рекомендаций командирам начальникам по динамическому сопровождению военнослужащих с отклоняющимся поведением;

• установление тесного взаимодействия с родителями и значимыми людьми военнослужащих с целью использования их влияния в воспитательных целях;

• мероприятия по сплочению воинских коллективов и профилактике конфликтов;

• основные превентивные меры воздействия и взаимодействия по искоренению негативных качеств личности военнослужащих по призыву.

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 400 с.

2. Булгаков А.В. Профилактика социально-психологической дезадаптации и отклоняющегося поведения у военнослужащих Военно-Морского флота: метод. пособие. Направление воспитательной работы Военно-Морского флота. - М.: ВУ МО РФ, 1996. - 58 с.

3. Буранов С.Н. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения сержантов и солдат частей Сухопутных войск: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М.: Военный университет, 1999. - 25 с.

4. Васильев В. Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебнопсихологической экспертизы несовершеннолетних // Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР. - М.,1989. - С. 8-9.

5. Ворошилов С.В. Социальные проблемы минимизации отклоняющегося поведения военнослужащих срочной службы: дис. ... канд. социол. наук. - Кишинев, 1993. - 27 с.

6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов; 2-е изд., перераб. -СПб.: Питер, 2002. -672 с.

7. Кудрявцева В.Н. Криминальная мотивация. - М.: Наука, 1986. - 303 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Леонтьев ДА. О диспозиционно-смысловом механизме отношений личности // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии / под ред. Л.И. Вассермана, Б.Д. Карвасарского, В.К. Мягер. - СПб.: Изд. Психоневрологического ин-та им. В.М.Бехтерева, 1994. - С. 55-62.

9. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. - М.: Главное управление РФ по работе с личным составом, 1993. 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.