Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милашечкина Елена Анатольевна, Дубина Маргарита Николаевна, Эрбутаева Зарина Комиловна

В исследовании представлен анализ мотивов, интересов, ценностей студентов юридических специальностей в области физической культуры. Снижение двигательной активности студенческой молодежи подтверждается многочисленными научными исследованиями, особенно важно выявить отношение к данной проблеме у будущих специалистов, профессия которых связана с длительным поддержанием рабочей позы и низкой физической активностью. В исследовании принимали участие студенты Российского университета дружбы народов юридических специальностей. Выявление склонностей интересов и ценностного отношения к физической культуре определяли по ре зультатам анкетного опроса интерактивно. В результате полученных данных определили, что около трети студентов не занимаются дополнительно никаким видом двигательной активности; основными целями студентов, занимающихся физическими упражнениями, дополнительно является поддержание здоровья и красивой фигуры; у большинства опрошенных желание заниматься определенным видом двигательной активностью на занятиях физической культуры не совпадает с их интересами. Также выявлено, что более половины студентов хотели бы получить дополнительное образование в области физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Милашечкина Елена Анатольевна, Дубина Маргарита Николаевна, Эрбутаева Зарина Комиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF LEGAL SPECIALTIES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE

The study presents the analysis of motives, interests, values of students of legal specialties in the field of physical culture. Reduction of motor activity of students is confirmed by numerous scientific studies, it is especially important to identify the attitude to this problem in future professionals whose profession is associated with long-term maintenance of working posture and low physical activity. The study was attended by students Of the Russian University of friendship of peoples of legal specialties. Identification of propensities interests and value attitude to physical culture was determined by the results of the questionnaire interactively. As a result of the obtained data, it was determined that about a third of students do not engage in any additional type of motor activity; the main goals of students engaged in physical exercises is to maintain health and a beautiful figure; the majority of respondents desire to engage in a certain type of motor activity in physical education does not coincide with their interests. It was also revealed that more than half of the students would like to receive additional education in the field of physical culture.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ги и координационной выносливости в среднем на 13,9% для правой и левой ноги. Данное исследование свидетельствует об эффективности предложенной методики для совершенствования специальных физических качеств юных бадминтонистов в учебно-тренировочном процессе, что улучшает соревновательные перспективы юных бадминтонистов тренирующихся по предлагаемой методике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадминтон: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ / сост. А.П. Горячев, А.А. Ивашин. - Москва : Советский спорт, 2010 - 160 с.

2. Барчукова Г.В. Применение тренажера для совершенствования игровых перемещений бадминтониста / Г.В. Барчукова, В.С. Брусованкин, Т.М. Мигалина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 80-82.

3. Барчукова Г.В. Анализ соревновательной деятельности сильнейших бадминтонистов в зависимости от эффективности игровых перемещений / Г.В. Барчукова, В.С. Брусованкин, Т.М. Мигалина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 40-47.

4. Мигалина Т.М. Физическая подготовка и эффективность игровых действий бадминтониста / Т.М. Мигалина // Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта : материалы Всероссийской научной интернет-конференции 6 февраля - 10 апреля 2017 г. - Москва, 2017. - С. 51-55.

REFERENCES

1. Goryachev, A.P. and Ivashin, A.A. (2010), Badminton: an indicative training program for Junior Sports School, Olympic Reserve Junior Sports School, Olympic Reserve Sports School, Sports School and Advanced Sports Training School, Soviet sport, Moscow.

2. Barchukova, G.V., Brusovankin, V.S. and Migalina, T.M. (2019), "Benefits of court control skills excelling training machine for badminton", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 8082.

3. Barchukova, G.V., Brusovankin, V.S. and Migalina, T.M. (2020), "Analysis of competitive activity of the strongest badminton players depending on the effectiveness of game movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (186), pp. 40-47.

4. Migalina T.M. (2017), "Physical training and effectiveness of playing actions of a badminton player", Actual problems and prospects for the development of individual game sports: materials of the All-Russian scientific Internet conference, Moscow, pp. 51-55.

Контактная информация: brusovankin@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.01.2021

УДК 796.011.3

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ

ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Елена Анатольевна Милашечкина, кандидат биологических наук, доцент, Маргарита Николаевна Дубина, студент, Зарина Комиловна Эрбутаева, студент, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация

В исследовании представлен анализ мотивов, интересов, ценностей студентов юридических специальностей в области физической культуры. Снижение двигательной активности студенческой молодежи подтверждается многочисленными научными исследованиями, особенно важно выявить отношение к данной проблеме у будущих специалистов, профессия которых связана с длительным поддержанием рабочей позы и низкой физической активностью. В исследовании принимали участие студенты Российского университета дружбы народов юридических специальностей. Выявление склонностей интересов и ценностного отношения к физической культуре определяли по ре-

зультатам анкетного опроса интерактивно. В результате полученных данных определили, что около трети студентов не занимаются дополнительно никаким видом двигательной активности; основными целями студентов, занимающихся физическими упражнениями, дополнительно является поддержание здоровья и красивой фигуры; у большинства опрошенных желание заниматься определенным видом двигательной активностью на занятиях физической культуры не совпадает с их интересами. Также выявлено, что более половины студентов хотели бы получить дополнительное образование в области физической культуры.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, здоровье, мотивационно-ценностные ориентации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p237-242

MOTIVATIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF LEGAL SPECIALTIES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE

Elena Anatolyevna Milashechkina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Margarita Nikolaevna Dubina, the student, Zarina Komilovna Erbutaeva, the student, RUDN University, Moscow

Abstract

The study presents the analysis of motives, interests, values of students of legal specialties in the field of physical culture. Reduction of motor activity of students is confirmed by numerous scientific studies, it is especially important to identify the attitude to this problem in future professionals whose profession is associated with long-term maintenance of working posture and low physical activity. The study was attended by students Of the Russian University of friendship of peoples of legal specialties. Identification of propensities interests and value attitude to physical culture was determined by the results of the questionnaire interactively. As a result of the obtained data, it was determined that about a third of students do not engage in any additional type of motor activity; the main goals of students engaged in physical exercises is to maintain health and a beautiful figure; the majority of respondents desire to engage in a certain type of motor activity in physical education does not coincide with their interests. It was also revealed that more than half of the students would like to receive additional education in the field of physical culture.

Keywords: physical culture, motor activity, health, motivational and value orientations.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего общества, характеризующегося сложными социально-экономическими изменениями, остро встает проблема здоровья населения. Наиболее подверженным негативному влиянию социальной среды контингентом считается учащаяся молодежь, так как является еще не до конца сформировавшимся в физическом отношении индивидуумами [11].

По мнению многих ученых [1, 2, 3] одним из наиболее доступных средств для поддержания уровня здоровья являются занятия физической культурой. Особенно важно поддерживать хорошую физическую форму не только людям, связанным с данным видом деятельности [2], но и другим специалистам, в частности будущим юристам, так как эта профессия связана с малоподвижным образом жизни при максимальных нагрузках в сфере интеллектуальной деятельности, что в сочетании с минимальным объемом двигательной активности может привести к снижению адаптационных возможностей организма и появлению нервно-эмоционального напряжения [5, 6,7, 8].

Интересы в сфере физической культуры, входящие в мотивационно-ценностные ориентации физической культуры личности, определяют склонность студента к конкретным видам физической активности [9]. По данным литературных источников сегодня к предмету «Физическая культура» у студентов неоднозначно, некоторые считают его необязательным, некоторые не придают значения, полученным знаниям в данной дисциплине, которые как им кажется, не важны для будущей жизни[10]. В связи с этим целью нашего исследования было выявление мотивационно-ценностных ориентаций студентов

юридических специальностей, в области физической культуры.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

В исследовании принимали участие студенты 1-2 курса юридического института Российского университета дружбы народов в количестве 146 человек. Мотивационно-ценностные ориентации в области физической культуры выявляли при помощи анкетного опроса, предложенного профессором Соловьевым Г.М. для студентов нефизкультурных специальностей в виде интерактивной формы размещенной на платформе Googleформы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По итогам проведенного исследования получили следующие результаты. Среди студентов юридического факультета 35% опрошенных занимаются в спортивной секции, при этом достаточно большое количество респондентов совсем не занимаются физическими упражнениями - 29%, что говорит о низкой двигательной активности почти у трети опрошенных (рисунок 1). Причем всего 15% студентов занимаются физкультурой и спортом более 10 лет, то есть у остальных занятия физической культурой и спортом имеют ситуативный характер. Более 40% занимаются не реже 3-х раз в неделю.

Занимаетесь ли физической культурой или спортом?

4%

12,5%

35%

29,8%

0,7%

оздоровительным бегом ■ не знаимаюсь ■ в группе здоровья

утренней гимнастикой ■ оздоровительным плаваньем ■ спортзал

Рисунок 1 - Распределение студентов в соответствии с формой организации двигательной активности, в %.

Среди не занимающихся на первом месте стоит причина нехватки времени (39%), на втором - лень (26%), отрицательное отношение к физической культуре высказали 6% респондентов. На занятиях физической культурой преобладала направленность по общей физической подготовке 42%. Хотели бы заниматься спортивными играми (волейболом, футболом, баскетболом) и единоборствами (боксом). Более 50% опрошенных выбрали несколько видов двигательной активности (рисунок 2).

Каким видом спорта вы хотели бы заниматься на обязательных занятиях по физической культуре?

20 16 12 8 4 0

19

1 13

8

99

3 1 3 2 2 2 2 3

*// " **

Рисунок 2 - Распределение интересов студентов по видам физической активности, в %.

Большинство респондентов основной целью считают укрепление здоровья (53%) и улучшение фигуры (48%), другие цели у студентов были актуальны не более чем у 20% опрошенных и не стояли в приоритете. Подавляющее большинство студентов считают физическую культуру неотъемлемой частью человечества (79%), и хотели бы получить дополнительное образование по физической культуре (65%).

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

При выявлении некоторых проблем, связанных с организацией физической активности студенческой молодежи примечательно то, что большинство студентов положительно отзываются о ценностях физической культуры и спорта и хотели бы получить дополнительное образование в этой области. Студенты считают поддержание и улучшение состояния здоровья, а также красоту тела главными целями занятий физическими упражнениями, что является одними из самых важных мотивов к занятиям физической культурой и спортом. При этом большинство студентов хотели бы заниматься игровыми видами спорта, что отмечают и другие авторы [4]. Тем не менее, настораживает тот факт, что около трети опрошенных не занимаются физкультурой и спортом и не считают это необходимой сферой деятельности в своей жизни. Снижение двигательной активности уже в молодом образе создает предпосылки для изменения функционирования основных систем организма сначала на функциональном уровне, а потом приведет к появлению органических поражений, то есть ухудшению состояния здоровья индивидуума. Особенно необходимо это понимать будущим специалистам, в том числе юристам, которые основное рабочее время находятся почти без движений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По нашему мнению, необходимо учитывать мнение студентов при выборе вида двигательной активности. Разработать и внедрять новые технологии для формирования компетенций, связанных с организацией личного времени студенческой молодежи, оптимального распределения труда и отдыха, для того чтобы хватало времени на занятия физической активностью, как неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Причем эти мероприятия должны внедряться на всех уровнях образования и иметь преемственность, тогда будут формироваться ценностное отношение к собственному здоровью и положительное отношение к предмету «Физическая культура» среди учащейся молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н. А. Проблема здоровья студентов и перспективы развития / Н.А. Агаджанян, В.В. Пономарева, Н.В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов : материалы первой Всероссийской конференции (Москва, 21-23 ноября, 1995 г.).- Москва: Издательство РУДН, 1995. -С. 5-9.

2. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 27-32.

3. Горбатов В.Ф. Сравнительный анализ физического состояния студентов ставропольского государственного университета / В. Ф. Горбатов, А. В. Горбатов // Физическая культура и спорт в системе инновационного потенциала образования студентов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физической культуры Ставропольского государственного университета. - Ставрополь : Сер-висшкола, 2009. - С. 131-134.

4. Капустин А.А. Игровая деятельность как условие повышения активности студентов сузов на занятиях по предмету «Физическая культура» / А.А. Капустин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - № 3-3. - С. 127-130.

5. Милашечкина Е.А. Мотивационно-ценностные ориентации студенток, отнесенных к специальной медицинской группе в области физической культуры / Е. А. Милашечкина // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической

культуре, спорту и туризму : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Минск, 2010. -Т. 2.- С. 300-305.

6. Милашечкина Е.А. Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности / Е.А. Милашечкина, Г.В. Бичева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019.- № 3 (169).-С. 433-437.

7. Милашечкина, Е.А. Психофизиологический аспект адаптации иностранных студентов с ослабленным здоровьем / Е.А. Милашечкина, И.Н. Гернет, В.С. Милашечкин // Психология. Психофизиология. - 2020. - Т. 13.- № 1. - С. 95-101.

8. Соловьев Г.М. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы) / Г.М. Соловьев, Н.И. Соловьева. - Москва : Илекса, 2008. - 432 с.

9. Соловьев Г.М. Здоровьесберегающая система в обеспечении качества образования, здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащейся молодежи : монография / Г. М Соловьев - Москва : Илекса, - 2009. - 264 с.

10. Церковная Е.В. Интересы и мотивы студентов как основа построения учебного процесса по физическому воспитанию в вузах / Е.В. Церковная, Л.Н. Барыбина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 10. - С. 135-139.

11. Comparative characteristic of life quality among the students referred to a special medical group according to their health state / I.N. Gernet, V.N. Pushkina, S.Y. Razmakhova, E.A. Milashechkina, [et al.]. - DOI 10.5281/zenodo.1218229// Indo American journal of pharmaceutical sciences. - 2018. - № 05 (04). -Р. 2353-2359.- URL: Indo American journal of pharmaceutical sciences:: (iajps.com). (дата обращения: 19.01.2021).

REFERENCES

1. Aghajanian, N.A. (1995), "The problem of students' health and development perspectives", Materials of the 1st all-Russian scientific conference "Lifestyle and health of students", Moscow, pp. 5-9.

2. Vilensky, M.Ya. (1996), "Physical culture in humanitarian educational space of higher education institution", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 1, pp. 27-32.

3. Gorbatov, V.F. and Gorbatov, A.V. (2009), "Comparative analysis of the physical condition of students of Stavropol State University", Materials of the International scientific and methodological conference dedicated to the 70th anniversary of the Department of Physical Culture of Stavropol State University "Physical culture and sport in the system of innovative potential of students 'education ", Stavropol, pp. 131-134.

4. Kapustin, A.A. (2008), "Game activity as a condition for increasing the activity of university students in classes on the subject "Physical Culture", Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, pp. 127-130.

5. Milashechkina, E.A. (2010), "Motivational and value orientations of female students assigned to a special medical group in the field of physical culture", Materials of the International scientific and practical conference "Scientific justification of physical education, sports training and training of personnel in physical culture, sports and tourism", Minsk, vol. 2, pp. 300-305.

6. Milashechkina, E.A. and Bicheva, G.V. (2019), "Features of the manifestation of the level of anxiety in students of a special medical group who have an additional volume of motor activity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (169), рр. 433-437.

7. Milashechkina, E.A., Gernet, I.N. and Milashechkin, V.S. (2020), "Psychophysiological aspect of adaptation of foreign students with poor health", Psikhologiya Psikhofiziologiya, vol. 13, No. 1, pp. 95-101.

8. Solovyev, G.M. and Solovyeva, N.I. (2008), The culture of healthy way of life (theory, methods, systems), Ilexa, Moscow.

9. Solovyev, G.M. (2009), Health-saving system in ensuring the quality of education, health and the formation of a healthy lifestyle culture of students: monograph, Ilexa, Moscow.

10. Cerkovnaya, E.V. and Barybina, L.N. (2008), "Interests and motives of students as a basis for building the educational process in physical education in universities", Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports, No. 3, pp. 135-139.

11. Gernet, I.N., Pushkina, V.N., Razmakhova, S.Y., Milashechkina, E.A., Sergeev, R.P. and Mo-rozov, A.G. (2018), "Comparative Characteristic of Life Quality Among the Students Referred to a Special Medical Group According to Their Health State", Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences, No. 05 (04), pp. 2353-2359.

Контактная информация: ea.milash@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2021

УДК 378

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩЕГО ХИМИКА

Анна Сергеевна Митрохина, старший преподаватель, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Аннотация

В настоящее время одним из основных направлений концепции развития образования является качественное воспитание будущих специалистов и обеспечение их конкурентоспособности. Успех их карьеры зависит от степени развития компетентности будущих выпускников. Современные химики должны обладать значительными знаниями и умениями в области производственно-технологической деятельности. Одним их важнейших компонентов производственно-технологической компетенции будущих химиков является мотивационно-ценностный компонент. В статье определено содержание данного компонента. Наличие мотивационно-ценностного компонента в структуре компетенции обусловлено тем, что у будущих химиков должны быть сформированы ценности, мотивы, цели, потребности, ценностные установки и личностные качества, обеспечивающие готовность применять химические и технологические знания и умения при решении профессиональных задач, готовность занимать позицию исследователя в научной технической и производственной областях. Данный компонент способствует росту интереса к профессиональной деятельности, творческому проявлению личности в профессии; направлен на формирование способностей к самостоятельной деятельности, самообучению и саморазвитию. Диагностика мотива-ционно-ценностного компонента осуществлялась по измерению уровня развития мотивации, определяющего интерес и ценностное отношение к инновационной производственно-технологической деятельности, положительной мотивации к самостоятельной и научно-исследовательской работе, стремления к самоактуализации, самообучению, самодисциплине. Для определения показателей уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента будущих химиков применялись беседы; самоактуализационный тест (САТ), предназначенный для диагностики уровня самоактуализации; опросник мотивации профессиональной деятельности и другое. На основании проведенного эксперимента в заключении сделаны выводы о невысоком уровне мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции у будущих химиков, а также о необходимости развития системы подготовки будущих химиков к производственно-технологической деятельности.

Ключевые слова: студент; химик; мотивация; творчество; личность; саморазвитие; профессиональная деятельность; производственно-технологическая компетенция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p242-248

FORMATION OF THE MOTIVATIONAL-VALUE COMPONENT OF THE PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE FUTURE STUDENTS OF

THE CHEMISTRY DEPARTMENT

Anna Sergeevna Mitrokhina, the senior teacher, Ryazan State University named by S.A. Esenin

Abstract

Currently, one of the main directions of the concept of education development is the quality education of future specialists and ensuring their competitiveness. The success of their career depends on the degree of development of the competence of future graduates. Modern chemists should have significant knowledge and skills in the field of production and technological activities. One of the most important components of the production and technological competence of future chemists is the motivational value

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.