Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ С РАЗНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РЕЖИМАМИ'

ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ С РАЗНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РЕЖИМАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ЗДОРОВЬЕ / СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / MOTOR MODE / HEALTH / SENSORIMOTOR RESPONSE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакшева Т.В., Милашечкин В.С., Иванов В.В., Логачев Н.В.

Цель исследования - провести оценку психофизиологических параметров организма студентов, имеющих различный объем двигательной активности и выявить изменения наиболее значимых показателей здоровья. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 16-18 лет, имеющие различный режим двигательной активности. У юношей исследовали следующие психофизиологические параметры: жизненную емкость легких (ЖЕЛ), выраженную в литрах, измеряли при помощи воздушного спирометра; частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное (АД) и пульсовое давление (ПД), измеряли полуавтоматическим тонометром OMRONM1 Compact в состоянии покоя; простую и сложную зрительно-моторную реакцию, простую аудиомоторную реакцию, теппинг-тест исследовали при помощи Аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог». Все измерения проводили с учётом циркадианных и циркасептальных биоритмов. Результаты экспериментов подвергались вариационно-статистической обработке в соответствии с принципами, изложенными в руководстве В.Б. Коренберга (2008). Результаты исследования и выводы. По результатам исследования определили, что дополнительная физическая нагрузка, положительно влияет на большинство параметров, отражающих деятельность основных функциональных систем организма студентов. Причем наибольшие различия были обнаружены в показателях ЖЕЛ и сенсомоторной реакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бакшева Т.В., Милашечкин В.С., Иванов В.В., Логачев Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF COLLEGE STUDENTS WITH DIFFERENT MOTOR MODES

Objective of the present study was to assess the psychophysiological characteristics of students with different levels of motor activity and identify changes in the most important health indicators. Methods and structure of the study. The study involved the 16-18 year-old students with different motor activity modes. The following psychophysiological characteristics were assessed: vital capacity measured in liters by an air spirometer; heart rate, arterial blood and pulse pressure measured at rest using a semi-automatic OMRONM1 Compact tonometer; simple and complex visual-motor reaction, simple auditory-motor reaction; the tapping test was run using the hardware-software complex "Sports Psychophysiologist". All measurements were taken in view of the circadian and circaseptan biorhythms. The outcome test data were processed using the variation statistics method in accordance with the principles set out in V.B. Korenberg’s manual (2008). Results of the study and conclusions. The findings showed that additional physical loads have a positive effect on most parameters reflecting the activity of the main functional systems of the student’s body. Moreover, the greatest differences were observed in the vital capacity and sensorimotor response rates.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ С РАЗНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РЕЖИМАМИ»

ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ С РАЗНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РЕЖИМАМИ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 18.05.2020 г.

Информация для связи с автором: ea.milash@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Бакшева1 В.С. Милашечкин2

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Иванов2 Н.В. Логачев3

1 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

2 Российский университет дружбы народов, Москва

3 Государственный университет управления, Москва

PSYCHOPHYSiOLOGiCAL CHARACTERiSTiCS OF COLLEGE STUDENTS WiTH DiFFERENT MOTOR MODES

PhD, Associate Professor T.V. Baksheva1 V.S. Milashechkin2

PhD, Associate Professor V.V. Ivanov2 N.V. Logachev3

1 North Caucasian Federal University, Stavropol

2 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

3 State University of Management, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - провести оценку психофизиологических параметров организма студентов, имеющих различный объем двигательной активности и выявить изменения наиболее значимых показателей здоровья. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 16-18 лет, имеющие различный режим двигательной активности. У юношей исследовали следующие психофизиологические параметры: жизненную емкость легких (ЖЕЛ), выраженную в литрах, измеряли при помощи воздушного спирометра; частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное (АД) и пульсовое давление (ПД), измеряли полуавтоматическим тонометром OMRONM1 Compact в состоянии покоя; простую и сложную зрительно-моторную реакцию, простую аудиомоторную реакцию, теппинг-тест исследовали при помощи Аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог». Все измерения проводили с учётом циркадианных и циркасептальных биоритмов. Результаты экспериментов подвергались вариационно-статистической обработке в соответствии с принципами, изложенными в руководстве В.Б. Коренберга (2008). Результаты исследования и выводы. По результатам исследования определили, что дополнительная физическая нагрузка, положительно влияет на большинство параметров, отражающих деятельность основных функциональных систем организма студентов. Причем наибольшие различия были обнаружены в показателях ЖЕЛ и сенсомоторной реакции.

Ключевые слова: психофизиологические параметры, двигательный режим, здоровье, сенсомоторная реакция.

Annotation

Objective of the present study was to assess the psychophysiological characteristics of students with different levels of motor activity and identify changes in the most important health indicators.

Methods and structure of the study. The study involved the 16-18 year-old students with different motor activity modes. The following psychophysiologi-cal characteristics were assessed: vital capacity measured in liters by an air spirometer; heart rate, arterial blood and pulse pressure measured at rest using a semi-automatic OMRONM1 Compact tonometer; simple and complex visualmotor reaction, simple auditory-motor reaction; the tapping test was run using the hardware-software complex "Sports Psychophysiologist". All measurements were taken in view of the circadian and circaseptan biorhythms. The outcome test data were processed using the variation statistics method in accordance with the principles set out in V.B. Korenberg's manual (2008). Results of the study and conclusions. The findings showed that additional physical loads have a positive effect on most parameters reflecting the activity of the main functional systems of the student's body. Moreover, the greatest differences were observed in the vital capacity and sensorimotor response rates.

Keywords: psychophysiological characteristics, motor mode, health, sensorimotor response.

Введение. В настоящее время наблюдается увеличение количества студентов, страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. Немаловажной причиной неблагополучия здоровья современных детей и юношества является недооценка значения здорового образа жизни в деле формирования физического и духовного здоровья, воспитания личности.

Дополнительные занятия физической активностью могут рассматриваться как способ систематического нивелирова-

ния отрицательных последствий формирования адаптации к новым условиям среды, которое вызвано напряженностью учебной деятельности студентов [3, 4].

Цель исследования - провести оценку психофизиологических параметров организма студентов, имеющих различный объем двигательной активности, и выявить изменения наиболее значимых показателей здоровья.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие практически здоровые студенты коллед-

Функциональные возможности кардиореспираторной системы организма студентов с разным режимом двигательной активности

Параметры Незанимающиеся Занимающиеся оздоровительной физкультурой Занимающиеся спортом Р, Р2 рз

ЧСС, уд/мин 92,28±2,84 81,45±3,43 76,17±1,90 <0,05 >0,05 <0,001

САД, мм рт. ст. 126,69±4,66 118,32±4,01 111,41±2,89 >0,05 <0,01 <0,01

ДАД, мм рт. ст. 84,28±1,87 79,41±2,29 72,71±1,80 >0,05 <0,01 <0,01

ПД, мм рт. ст. 34,28±0,95 40,12±1,24 41,44±1,14 >0,5 >0,5 >0,05

ЖЕЛ, л 3,28±0,10 4,86±0,17 5,47±0,15 <0,01 <0,001 <0,05

Примечание. р1 - достоверность различий средних величин между показателями студентов, не занимающихся дополнительной физической активностью, и занимающихся дополнительной физической культурой; р2 - достоверность различий средних величин между показателями студентов, не занимающихся дополнительной физической активностью, и занимающихся спортом; р3 - достоверность различий средних величин между показателями студентов, занимающихся дополнительной физической культурой, и занимающихся спортом.

жа РМАТ мужского пола 16-18 лет, которые были разделены на три группы: 1-я - студенты, не занимающиеся дополнительно физической активностью, кроме уроков физической культуры, 2 ч в неделю (n=28); 2-я - студенты, занимающиеся дополнительно оздоровительными видами двигательной активности, всего вместе с уроками физической культуры 6 ч в неделю (n=32); 3-я - студенты, занимающиеся профессионально спортом в спортивных школах, всего вместе с уроками физической культуры не менее 8 ч в неделю (n=22).

У юношей 16-17 лет исследовали следующие психофизиологические параметры: жизненную емкость легких (ЖЕЛ), выраженную в литрах, измеряли при помощи воздушного спирометра; частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное (АД) и пульсовое давление (ПД), измеряли полуавтоматическим тонометром OMRONM1 Compact в состоянии покоя; простую и сложную зрительно-моторную реакцию, простую аудиомоторную реакцию, теппинг-тест исследовали при помощи Аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог» [1]. Все измерения проводили с учётом циркадианных и циркасептальных биоритмов

Результаты экспериментов подвергались вариационно-статистической обработке в соответствии с принципами, изложенными в руководстве В. Б. Коренберга (2008).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя данные ЧСС, САД и ДАД, определили, что у студентов с более низкой двигательной активностью эти показатели выше, чем у студентов, имеющих дополнительный объем двигательной активности (см. таблицу). Тем не менее достоверность отличий на уровне значимых величин отмечается при сравнении показателей частоты пульса между незанима-ющимися студентами и двумя другими группами. В показателях артериального давления достоверное снижение показателей (в пределах нормы) наблюдали в группе студентов, занимающихся спортом. В показателе пульсового давления достоверно значимых отличий не выявили.

Тем не менее студенты, дополнительно занимающиеся физической культурой оздоровительной направленности, имеют высокие показатели ЖЕЛ и показатели ЧСС и АД в пределах нормативных показателей. Снижение в показателях частоты сердцебиений и артериального давления в группе студентов, занимающихся спортом, свидетельствует об экономизации работы системы кровообращения. При этом у студентов-спортсменов определены высокие показатели внешнего дыхания. Все это вместе указывает на совершенствование функции дыхания у студентов, имеющих дополнительный объем двигательной активности в виде оздоровительной физической культуры и занятий спортом.

Центральная нервная система (ЦНС) играет одну из ведущих ролей в процессах адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды.У студентов всех исследуемых групп время сложной реакции на свет длиннее, чем время простой зрительно-моторной реакции. Это

происходит в связи с дифференцированием сигнала, т. е. увеличением времени реагирования, уходящего на припоминание того, как именно следует реагировать на тот или иной сигнал. Дифференцировка сигнала - это есть разница между временем реакции сложной и простой сенсомотор-ных реакций, и время её тем больше, чем слабее сила нервной системы. В нашем исследовании время, уходящее на дифференцировку сигнала у студентов, не занимающихся дополнительно физическими упражнениями, составило 191,43 мс, занимающихся оздоровительной физической культурой - 88,39 мс, занимающихся спортом - 26,85 мс. То есть чем интенсивнее нагрузка и больше объем двигательной активности, тем совершеннее и сильнее становится нервная система индивидуума. Также наблюдается достоверно значимое увеличение простой сенсомоторной реакции на звуковой и световой раздражитель у студентов, имеющих самый низкий объем двигательной активности по сравнению со студентами двух других исследуемых групп.

Теппинг-тест, определяющий динамику максимального темпа движения рук позволяет выявить не только частоту движений в единицу времени, но и свойство нервной системы. По динамике движений в течение 1 мин, представленных на рисунке данных у студентов-спортсменов график имеет выпуклую форму, что определяется как сильный тип нервной системы [2]. У студентов, занимающихся дополнительно оздоровительными видами двигательной активности в течение всего времени проведения теста, результаты имеют примерно один уровень и лишь к концу наблюдается некоторое снижение частоты движений, то есть установлен как ровный тип нервной системы или средней силы. А у студентов, не имеющих дополнительного объема двигательной активности, - нисходящий или слабый тип нервной системы. Общее количество движений у студентов, занимающихся спортивной деятельностью, достоверно выше, чем у студентов двух

85 80 75 70 65 60 55 50

80—- ■""83 — 81

------*

70

7» -

69~ - 67 - -ш - 69 ""

64*— . - 62

'5*8 53^

>чА51

1

—♦—Занимающиеся спортом

—Занимающиеся оздоровительной физкультурой

—А • Незанимающиеся

Динамика теппинг-теста в шести десятисекундных интервалах студентов с различными режимами двигательной активности, кол-во раз

№ 11 • 2020 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

других исследуемых групп (р<0,01). При этом самый низкий показатель частоты движений в единицу времени у студентов, не занимающихся дополнительно физическими упражнениями, по сравнению со средними значениями частоты движений за 1 мин у студентов, занимающихся физическими упражнениями оздоровительной направленности.

Вывод. Дополнительная физическая нагрузка, положительно влияет на большинство параметров, отражающих деятельность основных функциональных систем организма студентов. Причем наибольшие различия были обнаружены в показателях ЖЕЛ и сенсомоторной реакции.

Литература

1. Корягина Ю.В. Аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» (АПК «Спортивный психофизиолог») № 2010617789 / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем. - 2011. - № 1, ч. 2. - С. 308.

2. Корягина Ю.В. Аппаратно-программные комплексы исследования психофизиологических особенностей спортсменов / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 70-78.

3. Милашечкина Е.А. Оценка уровня физического развития и функции дыхания студенток специальной медицинской группы с разным объемом двигательной активности / Е.А. Милашечкина, Т.И. Джандарова // Теория и практика физ. культуры. - 2018. -№ 4. - С. 17-19.

Милашечкина Е.А. Влияние дополнительных занятий оздоровительной физической культурой на адаптационные возможности студенток, имеющих заболевания суставов воспалительного характера / Е.А. Милашечкина, Т.И. дЖандарова, О.В. Погорелова // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 1. - С. 63-65.

References

Koryagina Yu.V., Nopin S.V. Apparatno-programmnyiy kompleks «Sportivny psikhofiziolog» (APK «Sportivny psikhofiziolog») # 2010617789 [Hardware and software complex "Sports psychophysi-ologist" (APK "Sports psychophysiologist") No. 2010617789]. Pro-grammy dlya EVM. Bazy dannykh. Topologii integralnykh mikroshem. 2011. No. 1, v. 2. p. 308.

Koryagina Yu.V., Nopin S.V. Apparatno-programmnye kompleksy issledovaniya psikhofiziologicheskikh osobennostey sportsmenov [Hardware and software complexes for the study of psychophysiological characteristics of athletes]. Voprosy funktsionalnoy podgotovki v sporte vysshikh dostizheniy. 2013. v. 1. No. 1. pp. 70-78. Milashechkina E.A., Jandarova T.I. Otsenka urovnya fizicheskogo raz-vitiya i funktsii dykhaniya studentok spetsialnoy meditsinskoy gruppy s raznym ob'emom dvigatelnoy aktivnosti [Physical progress rates of special health group students diagnosed with cardiovascular system disorders versus their physical activity rates]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no.4. pp. 17-19.

Milashechkina E.A., Jandarova T.I., Pogorelova O.V. Vliyanie dopol-nitelnykh zanyatiy ozdorovitelnoy fizicheskoy kulturoy na adaptatsion-nye vozmozhnosti studentok, imeyushchikh zabolevaniya sustavov vospalitelnogo kharaktera [Effects of Additional Recreational Physical Education Lessons on Adaptive Capabilities of Female Students Diagnosed with Inflammatory Joint Diseases]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. no. 1. pp. 63-65.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ХРОНИЧЕСКАЯ МИКРОТРАВМА КАК ПРЕДИКТОР ОСТРЫХ, ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СПОРТСМЕНОВ

Кандидат медицинских наук, доцент И.С. Таможникова1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Таможников1 С.А. Давыдов2 А.С. Гладких2

1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

2Волгоградский государственный технический университет, Волгоград

УДК/ШС 796.012

Ключевые слова: травматизм в спорте, заболевания опорно-двигательного аппарата, микротравмы.

Введение.Современные исследования в области спортивной травматологии выявили прямую взаимосвязь между хроническими микротравмами и целым рядом повреждений и заболеваний мышц и миоэнтезического аппарата, среди которых наиболее часто встречаются: подкожные повреждения мышц; болезни мышц, болезни мноэнтезического аппарата [1]. В данном контексте определенный интерес представляют исследования о процентном соотношении различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, ассоциированных с хроническими микротравмами, требующими впоследствии длительного стационарного или амбулаторного лечения.

Цель исследования - провести анализ частоты встречаемости травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые могут быть ассоциированы с хроническими микротравмами.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе академии «Ротор» г. Волгограда. Нами была изучена медицинская документация игроков футбольной школы академии «Ротор» 2003-2004 г рождения с целью выявить наиболее часто встречающиеся травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, которые могли быть

CHRONiC MiCROTRAUMA AS PREDiCTOR OF ACUTE, CHRONiC DiSEASES AND iNJURiES OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM iN ATHLETES

PhD, Associate Professor I.S. Tamozhnikova1 PhD, Associate Professor D.V. Tamozhnikov1 S.A. Davydov2 A.S. Gladkikh2

Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd 2Volgograd State Technical University, Volgograd

Поступила в редакцию 22.09.2020 г. спровоцированы хроническими микротравмами. В исследовании приняли участие 50 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что среди острых травм наибольший процент составляют повреждения менисков коленного сустава и капсульно-свя-зочного аппарата суставов, среди хронических заболеваний на первом месте стоят болезни суставов (хроническая микро-травматизация связок, менископатии, бурситы). Хронические заболевания мышц, сухожилий (на их протяжении и в месте прикрепления к кости), заболевания надкостницы, позвоночника, включая остеохондрозы, спондилезы и спондилоартро-зы, также нередко встречаются у спортсменов.

Вывод. Хронические микротравмы могут быть причинами тяжелых травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата спортсменов. Соответственно, необходимо более тщательно изучить механизмы получения, причины и последствия хронических микротравм, а также разработать эффективную систему диагностики, лечения и предупреждения спортивных микротравм, что позволит в будущем избежать серьезных патологий опорно-двигательного аппарата у спортсменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Арьков В.В. Спортивные травмы / В.В. Арьков // Физическая и реабилитационная медицина. - М., 2017. - С. 296-303.

Информация для связи с автором: d2264@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.