УДК 612.821:796
И. С. Беленко
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА РАЗНОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ И ТРЕНИРОВАННОСТИ
Обсуждаются вопросы влияния расширенного двигательного режима на психофизиологический статус организма юных спортсменов 10-15 лет. На основании психофизиологических показателей, характеризующих поведенческие механизмы адаптации индивида, определялся уровень функциональной и психологической подготовленности юных спортсменов к тренировочно-соревновательной деятельности.
Ключевые слова: юные футболисты и баскетболисты, психофизиологический статус, нервная система, психоэмоциональное напряжение, адаптация.
Функциональное состояние нервной системы и ее параметры представляют собой основной фон для двигательной деятельности [1, 2]. Известно, что в игровых видах спорта, которым присущи моторная и психологическая сложность в тренировочно-соревновательной деятельности, высокий уровень психоэмоционального напряжения и концентрации внимания, большую роль в организации адаптивного ответа играет психофизиологический статус спортсмена [2].
В литературе имеются данные о психофизиологических особенностях и личностных различиях спортсменов разной квалификации [1, 3, 4-6]. Однако они носят фрагментарный характер, в ряде работ показатели приводятся без указания возраста и спортивной специализации, большинство работ выполнено на взрослых высококвалифицированных спортсменах с помощью однократного определения психофизиологических показателей. Практически отсутствуют специальные комплексные исследования психофизиологических характеристик юных футболистов и баскетболистов в широком онтогенетическом плане. Все это значительно сужает постановку данной проблемы и не позволяет в достаточно полной мере охарактеризовать различные стороны психофизиологической детерминации деятельности юных спортсменов, решать ряд практических задач в плане оптимизации тренировочного процесса.
Представлялось актуальным изучить в многолетней динамике особенности психофизиологического статуса детей и подростков, занимавшихся и не занимавшихся спортом; выяснить, какие сочетания индивидуальных свойств нервной системы обеспечивают благоприятную адаптацию к занятиям футболом и баскетболом.
Основной контингент обследования составляли 60 мальчиков-футболистов и 60 мальчиков-баскетболи-стов в возрасте 10-15 лет, регулярно занимавшихся спортом в режиме детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва (ДЮСШОР) г. Майкопа. Контрольную группу составляли 60 школьников 10-15 лет с традиционным двигательным режимом. Обследование проводилось на одних и тех же детях в течение нескольких тренировочных макроциклов.
Лонгитюдинальный подход в большей мере отражает сущностную характеристику возрастных преобразований психофизиологического статуса и поможет избежать ошибок при интерпретации результатов исследований.
Изучение особенностей нейродинамических процессов юных спортсменов осуществлялось два раза в год (осень, весна) с помощью автоматизированного программно-технического компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест», фирма «НейроСофт» г. Иваново.
Исследовались показатели простой зрительномоторной реакции (ПЗМР), теппинг-теста, которые характеризуют общий тонус, лабильность, подвижность, силу ЦНС и являются одними из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты [1, 2, 7, 8].
Определялись показатели реакции на движущийся объект (РДО), отражающие баланс нервных процессов. Для оценки психоэмоционального состояния, волнения и напряжения применялись тест Люшера и метод статической тремометрии.
Логика соматического и полового развития детей и подростков предполагала выделить отдельно подростковый период с учетом общеизвестной его специфики. В соответствии с возрастной периодизацией, рекомендованной Институтом возрастной физиологии РАО (1965), обследуемый контингент был разделен на два возрастных периода развития: второе детство (10-12 лет) и подростковый возраст (13-15 лет), в границах которых был проведен дифференцированный анализ психофизиологических показателей.
Установлено, что у юных футболистов и баскетболистов в процессе тренировочных макроциклов латентное время ПЗМР достоверно укорачивалось (табл. 1). Особенно четко это проявилось к концу третьего года тренировок (14-15 лет). Известно, что в возрасте 14-15 лет происходит интенсивное созревание зрительной сенсорной системы, наблюдается резкое усиление синаптогенеза, завершение миелинизации зрительных путей, прогрессивные преобразования нейронного аппарата проекционной коры, завершение созревания ассоциативных и двигательной зон коры, которые также вовлекаются в прием и обработку зри-
тельных стимулов [9]. Все это переводит систему зрительных нейронных сетей на качественно новый уровень функционирования, обеспечивает существенное расширение функциональных возможностей зрительной воспринимающей системы и положительно сказывается на реактивности поведения на игровом поле.
Сравнительный анализ показателей ПЗМР между мальчиками-футболистами и баскетболистами выявил тенденцию к укорочению латентного времени ПЗМР у юных баскетболистов. В большей степени эти различия в быстроте реакции ЦНС проявились у них к третьему году тренировок (р <0.05) (табл. 1).
Сравнительный анализ времени ПЗМР у спортсме-нов-игровиков и их сверстников, не занимавшихся спортом, выявил сопряженность в возрастной динамике показателей ПЗМР. Вместе с тем у юных футбо-
листов и баскетболистов в отличие от мальчиков не-спортсменов с возрастом, ростом тренированности и увеличением стажа спортивных занятий время ПЗМР становилось достоверно короче в возрасте 14-15 лет (191.9±1.2 и 188.5±1.3 мс у футболистов и баскетболистов соответственно против 225.3±1.7 мс у не занимавшихся спортом, р <0.05). Очевидно, что ведущими факторами выявленных изменений являются, с одной стороны, естественные процессы роста и развития, усовершенствования нейродинамических функций с возрастом, а с другой, кумулятивный эффект тренировочных занятий.
Анализ распределения юных спортсменов по частотным характеристикам теппинг-теста выявил ряд отличий между юными футболистами разного периода обследования (табл. 2).
Т аблица 1
Показатели (М±т) времени латентных периодов простой зрительно-моторной реакции у юных
футболистов и баскетболистов 10-15 лет
Исследуемый показатель Футболисты
Возраст (лет) / период обследования
1 весна (10-11) 1 осень (11-12) 2 весна (12-13) 2 осень (13-14) 3 весна (14-15)
Латентное время ПЗМР, мс 280.1 ± 2.7 257.2 ± 2.2* 231.1 ± 2.1* 202.3 ± 0.5* 176.3 ± 1.2*
п - число обследованных п=12 п=12 п=12 п=12 п=12
Баскетболисты
Латентное время ПЗМР, мс 277.5 ± 2.6 252.4 ± 2.1* 226.4 ± 1.9* *197.2 ± 1.3* *170.6 ± 0.9*
п - число обследованных п=12 п=12 п=12 п=12 п=12
Примечание: (справа) - достоверность различий (р<0.05)* между периодами обследования в пределах одного вида спорта, (слева) - достоверность различий (р<0.05)* между спортсменами разных видов спорта в пределах одного периода тренировки.
Т аблица 2
Показатели (М±т) теппинг-теста у юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет
Исследуемый показатель Возраст (лет) / период обследования
1 весна (10-11) 1 осень (11-12) 2 весна (12-13) 2 осень (13-14) 3 весна (14-15)
Футболисты
Частота нажатий, Г ц 4.5 ± 0.5 6.0 ± 0.6 7.0 ± 0.7 8.1 ± 0.9 9.0 ± 1.0
Количество нажатий 161.7 ± 1.0 179.7 ± 1.2* 207.2 ± 1.4* 234.7 ± 1.8* 249.6 ± 1.9*
Баскетболисты
Частота нажатий, Г ц 4.0 ± 0.5 6.0 ± 0.6 5.0 ± 0.6 6.0 ± 0.7 6.0 ± 0.7
Количество нажатий 154.2 + 0.8 164.4 ± 0.7* 168.3 ± 0.7* 180.6 ± 0.9* 205.0 ± 1.2*
п - число обследованных п=12 п=12 п=12 п=12 п=12
Примечание: (справа) - достоверность различий (р<0.05)* периодами обследования в пределах одного вида спорта, (слева) - достоверность различий (р<0.05)* между спортсменами разных видов спорта в пределах одного периода тренировочного макроцикла.
Показатели теппинг-теста у юных футболистов достоверно увеличивались с ростом тренированности, достигая максимального значения к концу 5-го тренировочного макроцикла (табл. 2), что характеризует положительное влияние футбольного тренинга на общий тонус ЦНС, ее лабильность, силу нервных процессов и общую работоспособность организма [1].
У юных баскетболистов наблюдалась аналогичная с юными футболистами динамика изменений показателей теппинг-теста в процессе тренировочных макроциклов (табл. 2). Однако у юных футболистов увеличение частоты движений происходило в диапазоне от 4.5±0.5 Гц в возрасте 10-11 лет до 9.0±1.0 Гц в возрасте 14-15 лет. Используя разработанную Е. П. Ильиным (1972) методику для диагностики силы нервных процессов путем измерения динамики темпа движений кисти, можно констатировать, что для возраста 10-11 лет характерен слабый тип нервной системы, 11-12 лет - средний и 12-15 лет - сильный тип нервной системы, когда организм способен выдерживать более интенсивную и длительную нагрузку, особенно в возрасте 14-15 лет. У юных баскетболистов в возрасте 10-11 и 12-13 лет был зарегистрирован слабый тип нервной системы, при котором быстрее развивается утомление вследствие психического или физического перенапряжения. Во все последующие периоды обследования баскетболисты были отнесены лишь к среднему типу нервной системы.
Таким образом, полученные показатели свидетельствуют о развитии более высокой силы нервных процессов, общей работоспособности в условиях футбольного тренинга, неотъемлемым компонентом которого является большая моторная плотность, широкое использование скоростно-силовых и собственно-силовых нагрузок высокой интенсивности.
При изучении реакций на движущийся объект и стратегий реагирования выявлено, что на ранних этапах спортивной специализации у юных спортсменов складывались следующие соотношения в балансе процессов возбуждения и торможения: 37 % из числа обследуемых используют стратегию опережения, а 32 % - запаздывания, у 31 % выявлены точные реакции. К концу 5-го тренировочного макроцикла повышалось число юных футболистов с количеством точных реакций (до 38 %) и снижался контингент с количеством реакций запаздывания (до 23 %). У юных баскетболистов выявлена аналогичная динамика реакций на движущийся объект в процессе регулярных занятий баскетболом. Это указывает на оптимизацию баланса и консолидацию нейромоторных процессов у юных спортсменов-игровиков с ростом тренированности.
Оптимальный баланс активационно-тормозных процессов улучшает возможность произвольной регуляции проявления сенсорной и двигательной функций, повышает способность к экстраполяции, позволяет предвидеть возможные перемещения соперников на
игровом поле, что является непременным условием успешности игровых действий спортсмена [10].
У не занимавшихся спортом, напротив, с возрастом увеличивался контингент с реакцией запаздывания (до 57 %). Это означает, что юные футболисты и баскетболисты обладают более высоким функциональным резервом ЦНС, при этом футболисты более устойчивы к развитию утомления.
Одним из важных периодов онтогенеза является подростковый возраст, который характеризуется серьезными нейроэндокринными перестройками организма в связи с половым созреванием [11].
Установлено, что у юных футболистов и баскетболистов в возрасте второго детства время ПЗМР составляло 266.7±2,7 и 263.6±2,6 мс соответственно (р>0.05). К подростковому возрасту выявлено достоверное снижение времени простой зрительно-моторной реакции (до 191.9±1.2 мс у футболистов, р<0.05 и до 188.9±1.2 мс у баскетболистов, р<0.05). Известно, что в подростковом возрасте происходит совершенствование нейронного аппарата коры, отмечаются дальнейшие прогрессивные преобразования функциональной организации зрительной воспринимающей системы, морфофункциональное созревание лобных отделов КБП (ассоциативных зон), усложнение структуры их ансамблевой организации, что приводит к усилению их контролирующей и интегрирующей роли в организации системы восприятия зрительного стимула и ответа на него [12]. Когда морфофункциональные преобразования накладываются на регулярные занятия спортом, то это обеспечивает успешность осуществления зрительно-моторных реакций и является необходимым фоном для роста спортивного мастерства, умения быстро оценивать и прогнозировать игровые ситуации, принимать быстрые решения в жестко регламентированных условиях и эмоционально-стрессовых ситуациях соревновательной деятельности [4, 8].
Распределение испытуемых по частотным характеристикам теппинг-теста показало, что у юных футболистов в возрасте второго детства максимальная частота нажатий составила 6.23±0.74 Гц, а к подростковому возрасту увеличилась до 8.07±0.87 Гц (р>0.05). У юных баскетболистов максимальная частота нажатий увеличивалась с 5.2±0.54 Гц в возрасте второго детства до 6.1±0.62 Гц к подростковому периоду. Увеличение максимальной частоты движений отражает повышение лабильности управляющих нервных центров и исполнительных органов [1].
Сравнительный анализ показателей теппинг-теста у спортсменов-игровиков и их сверстников, не занимавшихся спортом, выявил, что максимальная частота движений в теппинг-тесте к подростковому возрасту составила у неспортсменов 6.1±0.6 Гц и была ниже в сравнении с футболистами, но не имела при этом принципиальных различий с баскетболистами. При этом кривая работоспособности обследуемых
баскетболистов и подростков неспортсменов относится, по Е. П. Ильину (1972), к нисходящему типу, свидетельствуя о слабости нервных процессов.
Исследование реакций на движущийся объект в зависимости от возрастного периода развития показало, что у юных футболистов в возрасте второго детства 31 % использовали стратегию запаздывания, а 38 % - стратегию опережения, а у 31 % отмечены точные реакции. Среди футболистов подросткового возраста реакции запаздывания зарегистрированы лишь у 23 %, тогда как количество точных реакций увеличилось до 38 %. Аналогичная возрастная динамика реакций на движущийся объект выявлена у юных баскетболистов. Это означает, что в подростковом возрасте у спортсменов-игровиков занятия спортом в большей мере способствуют оптимизации баланса активационно-тормозных процессов в сравнении с их сверстниками неспортсменами, у которых наблюдался довольно высокий процент учащихся (57%) с преобладанием процессов торможения.
В целом исследования показали активирующее воздействие занятий игровых видов спорта на ЦНС, особенно у юных футболистов. В результате регулярного футбольного и баскетбольного тренинга расширяются функциональные возможности двигательного аппарата, интенсивно формируются психомоторные функции, что указывает на совершенствование аппарата моторного программирования, создание условий для обеспечения более успешной адаптации юных спортсменов к высокому темпу и скорости движений, необходимых в игровых видах спорта. Вмес-
те с тем поддержание столь высокого уровня функционирования ЦНС сопряжено в подростковом возрасте с высоким психоэмоциональным напряжением. В частности, усиленный тремор у юных спортсменов-игровиков подросткового возраста свидетельствует о возбудимости ЦНС, усилении мышечного тонуса, меньшей устойчивости нервно-мышечного аппарата, что в определенной степени может послужить препятствием в реализации высоких спортивных результатов. При этом данные статической тремометрии согласуются с результатами исследования психоэмоционального состояния с помощью теста Люшера, показавшего также перенапряжение в эмоциональной сфере у юных спортсменов-игровиков в подростковом возрасте. Очевидно, спортсмен в процессе тренировки должен адаптироваться к факторам психической напряженности, так же как он адаптируется к физическим нагрузкам. А для этого психическую напряженность необходимо предусматривать в тренировочных циклах, чтобы реакция на стрессовую ситуацию включалась в стереотип выученных действий.
Учет психофизиологических особенностей юных спортсменов позволит предъявлять нормативные требования в соответствии с возможностями занимающихся, а тренеру осуществлять спортивный отбор и адекватно оценивать соответствие психофизиологического статуса юного спортсмена морфофункциональной модельной характеристике вида спорта. Это необходимо для индивидуально-дифференцированного подхода в спортивной деятельности и оптимизации учебно-тренировочного процесса.
Список литературы
1.
Баландин В. И. Психофизиологические резервы повышения работоспособности фехтовальщиков // Теория и практика спорта в СА и ВМФ. 1987. № 2. С. 75-85.
Верхошанский Ю. В., Виру А. А. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам // Физиол. человека. 1987. № 5. С. 811-818.
Ермаков П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д, 1988. 128 с.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001. 235 с.
Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1973. Т. 1. 476 с.
Сологуб Е. Б. ЭЭГ и психофизиологические показатели у спортсменов с различными стилями соревновательной деятельности // Физиол. человека. 1993. Т. 19. № 1. С. 10-14.
Солодков А. С. Адаптация к мышечной деятельности -механизмы и закономерности // Физиология в высших учебных заведениях России и СНГ. СПб., 1998. С. 75-80.
Фарбер Д. А. и др. Нейрофизиологическая основа формирования когнитивных процессов в онтогенезе: сенситивные и критические периоды // Тез. докл. XVII съезда физиологов России. Ростов н/Д, 1998. С. 16.
Фрис Н. А., Крикуха Ю. А. РСС и психофизиологические особенности спортсменов // Биоуправление в медицине и спорте: сб. науч. ст. Омск, 2000. С. 48-50.
10. Харевская А. Ю. Выявление психологических и психофизиологических особенностей индивида, влияющих на выбор средств и методов занятий оздоровительной физкультурой // Физическая культура индивида: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В. Д. Сонькина. М., 1994. С. 73-80.
11. Хрипкова А. Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990. 319 с.
12. Шадрин В. М., Попов А. Л. Типологические свойства нервной системы человека и индивидуальный стиль деятельности // Проблемы психологии индивидуальных различий. Казань, 1974. С. 211-226.
Беленко И. С., аспирант.
Адыгейский государственный университет.
ул. Университетская, 208, Майкоп, Республика Адыгея, Россия, 385000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.12.2008
I. S. Belenko
PSYCHO-PHYSIOLOGICAL FEATURES IN YOUNG SPORTS GAME ATHLETES OF DIFFERENT AGE PERIODS
OF DEVELOPMENT AND TRAINING SKILLS
The paper discusses the influence of the expanded movement mode on the psycho-physiological status of an organism of young 10-15 year-old athletes. The author determines the level of functional and psychological readiness of young athletes to the training-competitive activity basing on the psycho-physiological parameters describing behavioural mechanisms of adaptation of the individual.
Key words: young football players and basketball players, the psycho-physiological status, nervous system, a psycho-emotional pressure, adaptation.
Belenko I. S.
Adyghe State University.
ul. Universitetskaya, 208, Maykop, Republic of Adygheya, Russia, 385000.
E-mail: [email protected]