Научная статья на тему 'Мотивационно-ценностное отношение педагога-музыканта к избранной профессии'

Мотивационно-ценностное отношение педагога-музыканта к избранной профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / VALUABLE RELATION / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ. / TEACHER-MUSICIAN.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джердималиева Р.Р.

Мотивационно-ценностное отношение педагога-музыканта к избранной профессии – важнейший фактор в становлении профессионально-значимых качеств личности. Знание ценностных основ музыкального искусства, прививаемое в опоре на чётко сбалансированное и внутренне организованное «двоемирие», способствует развитию потребностей, интересов, вкусов, их реализации в социально значимой деятельности. Глубоко прочувствованное осмысление своей специальности способствует оценке собственной индивидуальности, вселяет уверенность в творческие силы.Motivational-valuable relation of teacher-musician to the chosen profession is the important indicator in formation of professional-important qualities of a person. Deep understanding of necessity of chosen specialty helps in assessment of own individuality and inspire confidence in creative forces.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-ценностное отношение педагога-музыканта к избранной профессии»

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИИ

Р. Р. Джердималиева,

Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова (г. Алматы, Казахстан)

Аннотация. Мотивационно-ценностное отношение педагога-музыканта к избранной профессии - важнейший фактор в становлении профессионально-значимых качеств личности. Знание ценностных основ музыкального искусства, прививаемое в опоре на чётко сбалансированное и внутренне организованное «двое-мирие», способствует развитию потребностей, интересов, вкусов, их реализации в социально значимой деятельности. Глубоко прочувствованное осмысление своей специальности способствует оценке собственной индивидуальности, вселяет уверенность в творческие силы.

Ключевые слова: мотивация, ценностное отношение, профессия, педагог-музыкант.

34

Summary. Motivational-valuable relation of teacher-musician to the chosen profession is the important indicator in formation of professional-important qualities of a person. Deep understanding of necessity of chosen specialty helps in assessment of own individuality and inspire confidence in creative forces.

Keywords: motivation, valuable relation, profession, teacher-musician.

Феномену мотивационно-ценно-стного отношения субъекта к избранному роду деятельности всегда уделялось особое внимание в различных отраслях научного знания, где индивидуальное тесно переплетается с общественным посредством многообразных взаимосвязей специалиста с объективной средой, образуя некое органическое единство цели и результата. Ещё в античные времена индивиду приписывались разносторонние потребности, интересы, стремления и т. п., имеющие широкий спектр ду-

ховного преломления и исходящие из тех или иных детерминантов его поведения. На протяжении веков мотивация была и остаётся важнейшей движущей силой деятельности, влияющей на все структурные образования личности и определяющей динамику их побуждения, где любой осознанный стимул неразрывно связан с конкретной потребностью или мотивом. С тех далёких времён в природе мотивации мало что изменилось.

Как известно, процесс овладения избранной профессией, в том числе

профессией педагога-музыканта, сопровождается одновременным функционированием целой группы мотивов, побуждающих и направляющих его познавательную деятельность на реализацию достижимых результатов. Вместе с тем бывает и так, что первоначальные мотивационные импульсы со временем претерпевают некоторые изменения вследствие того, что интерес специалиста к педагогической работе не получает достаточной поддержки из-за ограниченного объёма профессиональных знаний и умений. И наоборот: в процессе глубокого осмысления всех компонентов, составляющих сферу музыкально-педа го гической деятельности, отдельные мотивы постепенно утрачивают своё ведущее положение в общей иерархии потребностей и интересов, уступая место, в частности, прогрессирующим стремлениям к овладению как можно большей суммой профессионально значимых элементов педагогического мастерства.

Поэтому исключительно важным в формировании подлинно мотива-ционного отношения ко всем значимым аспектам, лежащим в основе профессии педагога-музыканта, несмотря на все тернии, встающие на пути к её обретению, является обеспечение максимальных условий для наиболее естественного вхождения в свою специальность. Так, расширение спектра всех возможных видов познавательной деятельности может оказать существенное воздействие на становление мотивационных проявлений специалиста с последующим перерастанием ещё не вполне оформившихся наклонностей и интересов в устойчиво-стимулируемую мотивацию к тем видимым перспективам,

открывающимся в музыкально-педагогической деятельности и изначально запрограммированным на достижение успеха.

В целом, принимая во внимание ориентацию индивида на достижение необходимого уровня профессиональной оснащённости в деле, ставшем его истинным призванием, уместно присоединиться к высказыванию о том, что «под мотивацией овладения профессией учителя понимается иерархическая взаимосвязанная совокупность потребностей, мотивов, целей личности, которая побуждает, направляет и регулирует деятельность для достижения профессиональной компетентности, на базе чего складываются устойчивые предпосылки к совершенствованию знаний, способов учебно-профессиональных и предметных действий...» [1, с. 19-20].

Выделение ценностного фактора в качестве приоритетного в зарождении и последующем становлении профессионально-личностных ориен-таций педагога-музыканта позволило наметить две ведущие тенденции к истолкованию сущности оценочно-познавательных явлений, динамики их многоступенчатого функционирования применительно к специфике избранной профессии. Одна из них исходит из понимания взаимообусловленного сосуществования ценностных категорий и деятельностных операций в ходе последовательной реализации творческого потенциала специалиста, возможностей самоактуализации в процессе приобретения им соответствующей профессиональной подготовки. Другая же диктует давно назревшую необходимость целостной разработки типологических и структурных особенностей самого ценност-

35

36

ного отношения к профессионально-педагогической музыкальной деятельности в целях качественного и продуктивного выполнения познавательных задач, пронизанных оценкой осуществляемых действий с учётом всех сопутствующих факторов внешнего и внутреннего воздействия.

Наличие благоприятных условий для развития оценочных способностей педагога-музыканта, существенно обогащающих его мотивационную сферу, положительно сказывается на внутренней согласованности ценностных критериев, наиболее значимым среди которых является соответствие его индивидуально-психологических признаков требованиям, предъявляемым к работникам данной профессии. Достаточно, например, попасть в творческую среду, где особое место принадлежит музыкальным интересам, стимулам и потребностям, чтобы понять, что ценностные параметры в ней напрямую зависят от стремления специалиста достичь определённых успехов в избранной деятельности.

Бесспорно одно: мотивационные устремления, которыми руководствуется педагог-музыкант в своей изначальной предрасположенности посвятить себя избранной профессии и которые управляют соответствующими ценностными ориентациями, могут стать серьёзным подспорьем для последующей готовности к полной самоотдаче в излюбленной сфере деятельности.

Между тем немало вопросов, касающихся мотивационно-ценностного отношения субъекта к своей специальности, нуждаются в дальнейшей разработке, поиске средств формирования профессионально значимых качеств личности. И здесь нельзя не признать

правоту убеждений П. М. Якобсона, признающего, что «...нет ни у нас, ни за рубежом всеобъемлющей теории мотивации поведения человека, нет теории, которая бы достаточно обоснованно и убедительно охватила круг основных проблем в этой сфере, значение изучения которых для раскрытия важных закономерностей психики личности становится всё более очевидным» [2, с. 4].

Педагог-музыкант должен чётко представлять себе и даже в какой-то степени предвидеть перспективы своего развития, личностного и профессионального роста в мысленно отражаемых им явлениях относительно будущей самореализации. Это поможет ему избежать таких негативных проявлений, как смутное и фактически не подкрепляемое никакими мотивами неопределённое понимание предназначения педагогического искусства, его высокой и ответственной миссии в современном мире. Глубоко прочувствованное осмысление востребованности своей специальности поможет, в свою очередь, избежать возможных просчётов, которыми чревата любая познавательная деятельность, будет способствовать оценке собственной индивидуальности, вселит уверенность в творческие силы.

Так, с момента вступления в процесс профессионального самоопределения «аффективный центр» притяжения личностно-значимых смыслов и ценностных отношений специалиста-музыканта начинает обрастать новыми образованиями, претерпевая определённую эволюцию от первоначальных симптомов интереса к избранной деятельности до наивысшей формы его развития - педагогического призвания. Актуализация столь показа-

тельного с точки зрения феномена становления профессионально-личностного облика молодого специалиста сквозной линией проходит через все этапы формирования его мотивацион-но-ценностного отношения ко всем ведущим аспектам педагогической деятельности, где, как и в любой другой образовательной сфере, прослеживаются свои закономерности, указывающие на необходимость:

• профессионального отбора абитуриентов на музыкально-педагогические специальности с учётом гармонического сочетания в их устремлениях мотивов доминирования и сотрудничества;

• создания благоприятных условий и ситуаций, побуждающих к познавательной активности посредством стимулирования устойчивой положительной мотивации к педагогической профессии музыканта;

• комплексной ориентации обучаемых на результативность и высокую продуктивность приобретаемых музыкальных знаний, умений и навыков;

• развития коммуникативной культуры педагога-музыканта с гуманистически-направленных позиций, установок, ориентаций;

• целостного подхода к самой системе обучения, в основу которой положена личностная и ценностно-значимая учебная деятельность, ориентированная на профессию педагога-музыканта.

Следовательно, мотивационно-ценностное отношение субъекта к смыслообразующим аспектам его последующей профессиональной деятельности, выступающее в качестве одного из наиболее дифференцированных способов взаимодействия

с окружающей музыкальной действительностью, отражает одно из главных требований к подготовке специалиста в области музыкального образования - быть не только профессионально подготовленным, обладая соответствующими знаниями, умениями, но и представлять духовно-развитую личность со сложившимся индивидуально-творческим потенциалом в совокупности интеллектуальных, эмоционально-волевых и нравственно-эстетических ценностей.

В целом знание ценностных основ музыкального искусства, прививаемое в опоре на чётко сбалансированное и внутренне организованное «двоеми-рие» объективно-нормативных и субъективно-обобществляемых смыслов, приводящих в конечном счёте к общему знаменателю в процессе поэтапного формирования мотива ци он но-цен-ностного отношения к профессии педагога-музыканта, способствует становлению ценностно-ориенти ру ю щих стержневых элементов эстетического сознания - потребностей, интересов, вкусов, их реализации в социально значимой деятельности. Особенностью мотивационно-ценностного отношения к музыкально-педа го ги ческой деятельности является то, что в своей направленности на сферу музыкального искусства с его неограниченными возможностями в раскрытии творческого потенциала специалиста оно не замыкается на какой-либо одной проблеме, вторгаясь практически во все сферы его познавательной активности.

Мотивационная область педагога-музыканта должна быть нацелена на овладение секретами избранной профессии, повышение психологической готовности к постижению её основ

37

с включением всей совокупности элементов самоорганизации на фоне положительного, эмоционально-осо- 1. знанного отношения к предстоящей самостоятельной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Петрова, М. А. Формирование мотивов учебно-профессиональной деятельности в процессе подготовки учителей начальных классов [Текст] / М. А. Петрова : дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 1998. -166 с.

Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Просвещение, 1969. - 316 с.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.