Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ'

МОТИВАЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИОННО - ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ОТДЫХ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апарин Александр Дмитриевич

В статье раскрываются основные аспекты здорового образа жизни студентов. Проанализированы основные мотивы, побуждающие студентов заниматься физической культурой. Необходимость сохранения здоровья студентов вуза и недостаточный уровень их мотивации к здоровому образу жизни обусловили исследование причины выявленного противоречия и разработку соответствующего педагогического обеспечения. Цель моего исследования - выявить особенности формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни. Влияние здорового образа жизни на работоспособность в настоящее время и в будущей профессиональной деятельности. Так же будем проводить исследования, позволяющие определить главные мотивы студентов на поддержание здорового образа жизни. Как внутри учебного заведения, так и в повседневной жизни. В моей статье, на основе изучения отношения молодого поколения к здоровому образу жизни, выявлены основные факторы, способствующие повышению мотивационной ценности здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL VALUE OF STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE

The article reveals the main aspects of a healthy lifestyle of students. The main motives that encourage students to engage in physical culture are analyzed. The need to preserve the health of university students and the insufficient level of their motivation for a healthy lifestyle led to the study of the cause of the identified contradiction and the development of appropriate pedagogical support. The purpose of my research is to identify the features of the formation of the value attitude of students to a healthy lifestyle. Influence of a healthy lifestyle on working capacity now and in the future professional activity. We will also conduct research to determine the main motives of students to maintain a healthy lifestyle. Both inside the school and in everyday life. In my article, based on the study of the attitude of the younger generation to a healthy lifestyle, the main factors contributing to the increase in the motivational value of a healthy lifestyle are identified.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

МОТИВАЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

MOTIVATIONAL VALUE OF STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE

Апарин Александр Дмитриевич

студент

кафедра физического воспитания Самарский государственный университет Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

г. Самара, Россия Aparin Alexander Dmitrievich

student

department of physical education Samara state university Povolzhsky state university of telecommunications and informatics

Samara, Russia

Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты здорового образа жизни студентов. Проанализированы основные мотивы, побуждающие студентов заниматься физической культурой. Необходимость сохранения здоровья студентов вуза и недостаточный уровень их мотивации к здоровому образу жизни обусловили исследование причины выявленного противоречия и разработку соответствующего педагогического обеспечения. Цель моего исследования — выявить особенности формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни. Влияние здорового образа жизни на работоспособность в настоящее время и в будущей профессиональной деятельности. Так же будем проводить исследования, позволяющие определить главные моти-вы студентов на поддержание здорового образа жизни. Как внутри учебного заведения, так и в повседневной жизни. В моей статье, на основе изучения отношения молодого поколения к здоровому образу жизни, выявлены основные факторы, способствующие повышению мотивационной ценности здорового образа жизни.

Abstract. The article reveals the main aspects of a healthy lifestyle of students. The main motives that encourage students to engage in physical culture are analyzed. The need to preserve the health of university students and the insufficient level of their motivation for a healthy lifestyle led to the study of the cause of the identified contradiction and the development of appropriate pedagogical support. The purpose of my research is to identify the features of the formation of the value attitude of students to a healthy lifestyle. Influence of a healthy lifestyle on working capacity now and in the future professional activity. We will also conduct research to determine the main motives of students to maintain a healthy lifestyle. Both inside the school and in everyday life. In my article, based on the study of the attitude of the younger generation to a healthy lifestyle, the main factors contributing to the increase in the motivational value of a healthy lifestyle are identified.

Ключевые слова: физическое воспитание; физическая культура; здоровый образ жизни; студенты; мотивационно-ценностное отношение; отдых; мотивация.

Keywords: physical education; physical culture; healthy lifestyle; students; motivational-value attitude; rest; motivation.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни сту-

дентов, которые оканчивают вышей учебное заведение и становятся специалистами профессиональной подготовки. Физическая культура в высшем и среднем специальном учебном заведении считается обязательной частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Собственные общественные функции физической культуры реализуют в системе физкультурного воспитания как важные способы социального становление студента и будущего специалиста, целенаправленного педагогического процесса по приобщению студенческой молодежи к ценностям физической культуры [1].

Хочется отметить, что мотивационно-ценностные характеристики стимулируют увлекаться спортом и вести здоровый образ жизни у разного поколения. И те инструменты, которые действовали в отношении наших родителей (общественное согласие, вручение грамот и увеличение стипендий), делаются совершенно напрасно либо малоинтересны при работе с современными студентами.

Любая педагогическая система, в том числе физическая культура студентов, имеет основы, которые регламентируют ее функционирование как сложной системы с большим количеством взаимосвязей между ее структурными компонентами, к которым относят физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и физическую реабилитацию [2].

На нынешний день отлично видно то, что наше поколение - это другое уникальное поколение. К которому необходимы другие инструменты, чтобы стимулировать студентов. Студенчество отыскивает в культуре не только эмоционально-нравственное, но и развлекательное содержание. Поиск эмоционально-нравственного и развлекательного содержания в процессе самореализации сопрягается с появлениями массового стандарта и поведения. Многочисленные исследования ученых, говорят о том, что на формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни воздействуют как психические, так и социальные факторы.

В настоящее время молодежь испытывает ряд трудностей, связанных с определенными социальными факторами и с негативным воздействием окружающей обстановки и среды. Все это происходит, потому что студенты особенно первых курсов, испытывают вынужденную адаптацию к новому месту учебы и новым друзьям. В это время организм испытывает глубочайший стресс, связанный как раз с адаптацией студентов к новым, более насыщенным этапам его жизни. Годы пребывания в вузе являются важным этапом формирования личности будущего специалиста, гражданина. Большая роль в комплексной системе учебно-воспитательного процесса принадлежит физическому воспитанию. Целью физиологического воспитания в институтах считается помощь подготовке гармонически развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе изучения в институте по дисциплине «Телесная культура» учитывается заключение надлежащих задач:

- образование у учащихся больших нравственных, волевых и телесных свойств, готовность к высокопроизводительному труду;

- сбережение и закрепление самочувствия учащихся, помощь верному формированию и всестороннему развитию организма, поддерживание высочайшей работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- профессионально-прикладная телесная подготовка учащихся с учетом инди-

видуальностей их грядущей трудящийся деятельности;

- покупка студентами важных познаний по почвам доктрине, способа и организации физиологического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве социальных инструкторов, тренеров и арбитров по спорту;

- улучшение спортивного профессионализма учащихся спортсменов;

- образование у учащихся необходимости в регулярных упражнениях физической культурой и спортом.

Практическая актуальность исследования заключается еще и в особенности нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика студенческой молодежи [3].

Процесс изучения по дисциплине «Физическая культура» организуется в зависимости от состояния самочувствия, значения физиологического становления и подготовленности учащихся, их спортивной квалификации, а еще с учетом критерий и нрава труда их грядущей профессиональной работе. Для практических занятий учащихся распределяют по учебным филиалам: главному, особому.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Цель моего изучения — выявить особенности формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни.

В собственной работе происходит попытка доказать положение о превалирующим воздействии психологических моментов над социальными при воздействии на мотивационно-ценностное отношение современных студентов к здоровому образу жизни.

Говоря о самочувствие учащегося, стоит припоминать, собственно, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает не только отказ от вредоносных привычек, но и умение осуществить собственную работу таким образом, чтобы организм получал как можно больше нужных свойств, которые в последующем воздействую на телесное, духовное и общественное благоденствие. Пропагандируя ЗОЖ, необходимо выделить еще раз из наиболее значительный моментов для формирования мотива-ционного-ценностного дела учащихся к здоровому виду жизни - это внедрение самочувствия сберегающих технологий в образовательный процессах. Это, не только лишь уроки физкультуры, идущие раз в неделю по программе курса, но и запасные кружки, секции, турпоходы, которые заставляют студента погружатся в ряд незабываемых мемуаров и полюбить спорт [4].

В общем и целом, формирование здорового облика жизни у студентов происходит в зависимости не только лишь от «политики», проводимой в определенном учебном заведении. А еще здоровый образ жизни включает в себя определенное количество составляющих: надежный режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, нужную длительную активность, личную гигиену, закаливание, рациональное питание, психоэмоциональное состояние и практически все другое.

Ученые говорят об уникальной роли педагогов о привитии к здоровому образу жизни у учащихся. Стоит заметить, что в базе всякого здорового вида жизни лежат биологические (он обязан быть возрастным, укрепляющим, ритмичным и так далее), и общественные (должен быть волевым, моральным и так далее) основы. Как раз

соблюдение обоих групп основ приводит к важному для человека итогу. В нашем случае - поддержанию здорового вида жизни. Еще одним необходимым фактором считается соблюдение распорядка дня. Говоря о студентах, то специалисты по психологии рекомендуют ставить им распорядок дня, чтобы выработать у себя динамический стандарт. Динамический стандарт - трудная условно-рефлекторная реакция, произведенная путем неоднократных повторений. Это согласованная система условно-рефлекторных процессов, создающая устойчивые привязанности и способности, а еще адаптацию к меняющимся условиям среды. Надо приспособить личный распорядок дня под расписание учебного заведения и собственные личные особенности организма.

Для формирования здорового образа жизни нужно соблюдать следующий распорядок дня: соблюдать определенное время сна и бодрствования; по возможности заниматься гимнастикой с утра; отрегулировать режим питания; чередовать физические и интеллектуальные нагрузки; соблюдать стандартные правила личной гигиены [5].

Современные представления о физической культуре личности не ограничиваются понятиями здоровья, развития физических качеств, морфофункциональными вероятностями организма и двигательными способностями. В одном ряду с ними важными компонентами формирования физиологической культуры студента становятся мировоззрение, появляется потребность в мотивационной сфере личности, широта и глубина познаний в области физиологической культуры и спорта. Обучение в образовательном учреждении - тот период жизни студента, который должен предоставить ему реальную возможность получения необходимого и достаточно объема знаний, умений и навыков по физической культуре и рамках государственной программы обучения.

Из вышесказанного следует, что нужно создать условия и сформировать у студентов навыки самосовершенствования на фоне воспитания мотивации, интереса к физической культуре и состоянию собственного здоровья. Одной из приоритетных задач увеличения внимания к воспитанию физической культуры считается подключение учащегося в место физиологической культуры не лишь только в качестве юзера, но и как субъекта, способного созидать в данной сфере работы. Анализ теоретических качеств физиологической культуры разрешает квалифицировать главные пути формирования необходимости потребностей, целей, мотивов прогрессивной молодежи в выборе всевозможных обликов физиологической культуры. Физическая культура -один из важных видов общей культуры человека.

Таким образом, хочется сказать, что формирование ценностного образа жизни у студента является самой главной задачей не только общества, но и, прежде всего, лично самого студента, так как мотивация к образу жизни является важным, необходимым и достаточно сложным аспектом жизни.

Литература

1. Иванова С. Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 (58). С. 91-95.

2. Алдошина Е. А., Гуняев Е. В. Проблемы мотивации физкультурной активности

обучающихся в вузе // Наука-2020. 2019. № 6 (31). С. 162-167.

3. Семенченко В. В., Пономарева Е. В., Луценко Е. Ю. Формирование здорового образа жизни студентов ДонГАУ посредством занятий физкультурой и спортом [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т 15. С. 61-65. URL: http://e-koncept.ru/2016/86912.htm (дата обращения 02.06.2022).

4. Бахнова Т. В. Формирование осознанной потребности будущего учителя в здоровом образе жизни в процессе физического воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 1 (35). С. 55-59.

5. Гуняев Е. В., Висягина В. А. Значение инноваций в области физической культуры и спорта для мотивации к самосовершенствованию физического развития человека [Электронный ресурс] // Наука-2020. 2021. № 4 (49). С. 30-35. URL: https://elibrary.ru/ item.asp ?id=45838184 (дата обращения 19.05.2022).

References

1. Ivanova S. Yu. Formirovanie potrebnosti studentov vuza v zdorovom obraze zhizni [Formation of the needs of university students in a healthy lifestyle]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, 2014, no. 2 (58), pp. 9195.

2. Aldoshina E. A., Gunyaev E. V. Problemy motivatsii fizkul'turnoy aktivnosti obuchayushchikhsya v vuze [Problems of motivation of physical activity of students at the university]. Nauka-2020, 2019, no. 6 (31), pp. 162-167.

3. Semenchenko V. V., Ponomareva E. V., Lutsenko E. Yu. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov DonGAU posredstvom zanyatiy fizkul'turoy i sportom [Formation of a healthy lifestyle of DonGAU students through physical education and sports]. Kontsept - Concept, 2016, vol. 15, pp. 61-65. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86912 htm (accessed 02.06.2022).

4. Bakhnova T. V. Formirovanie osoznannoy potrebnosti budushchego uchitelya v zdorovom obraze zhizni v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Formation of a conscious need for a future teacher in a healthy lifestyle in the process of physical education]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, 2009, no. 1 (35), pp. 55-59.

5. Gulyaev E. V., Visyagina V. A. Znachenie innovatsiy v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta dlya motivatsii k samosovershenstvovaniyu fizicheskogo razvitiya cheloveka [The importance of innovations in the field of physical culture and sports for motivation to self-improvement of human physical development]. Nauka-2020, 2021, no. 4 (49), pp. 30-35. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=45838184 (accessed: 19.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.