Таким образом, студенты СМГ стали обладать более высокой работоспособностью, умением четко определять цели тренировки, создавать индивидуальные комплексы использования физических упражнений и проекты здорового образа жизни, на основе знаний собственного диагноза заболевания и в интересах укрепления собственного здоровья.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования показали, что основным направлением практической реализации разработанной модели является практическое обучение студентов СМГ самостоятельному углубленному получению знаний, приобретению индивидуального опыта физкультурной и оздоровительной деятельности в интересах укрепления собственного здоровья, а также формирование необходимых для этого навыков на основе знаний собственного диагноза заболевания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 58.
2. Волков, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.В. Волков, И.А. Панчен-ко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 35-37.
3. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.
REFERENCES
1. Bolotin A.E. and Yakovlev Yu.V. (2014), "The factors defining inclusiveness of students of mountain specialties in sports activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, p. 58.
2. Volkov A.V., Panchenko I.A. and Bolotin A. E. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-37.
3. Tokareva A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S., Bolotin A.E. and Yarchikovskaya L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.04.2021
УДК 378.17
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, КАК МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Татьяна Вячеславовна Никольская, кандидат педагогических наук доцент, Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта, г. Москва; Лариса Викторовна Виноградова, кандидат медицинских наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматривается проблема понятий «здоровье» и «здорового образа жизни», оптимизация учебного процесса по организации занятий в высших учебных заведениях со студентами заочной формы обучения. Целью исследования являлось изучить отношение к современным представлениям сущности понятий «здоровья», «здорового образа жизни» и формирование мотиваци-онных подходов к привлечению студентов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Исследовательский материал был получен на основании социологического исследования в
форме письменного анкетного опроса студентов Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (РОАТ). Представлены результаты социологического опроса, которые позволили составить общее представление об отношении к современным представлениям сущности понятий «здоровья», «здорового образа жизни» и формирование мотивационных подходов к привлечению студентов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Установ -лены мотивационные подходы на здоровый образ жизни. Для сформированности мотивационных подходов на здоровый образ жизни требуются совместные усилия, желание со стороны студента, и педагогов, работающих в сфере системы воспитания и образования на формирование у обучающихся культуры здоровья.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, мотивация, социологический опрос, практические занятия, физическая культура и спорт.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p333-338
HEALTHY LIFESTYLE AS MOTIVATION IN TEACHING STUDENTS IN THE CLASSROOM PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
Tatiana Vyacheslavovna Nikolskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Open Transport Academy of Russian Transport University, Moscow; Larisa Viktorovna Vinogradova, the candidate medical sciences, Senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Tourism
Abstract
The article deals with the problem of the concepts of "health" and "healthy lifestyle", the optimization of the educational process for the organization of classes in higher educational institutions with students of correspondence education. The purpose of the study was to study the attitude to modern concepts of the essence of the concepts of "health", "healthy lifestyle" and the formation of motivational approaches to attracting students to physical culture and sports activities. The research material was obtained on the basis of a sociological study in the form of a written questionnaire survey of students of the Russian Open Academy of Transport of the Russian University of Transport (ROAT). The article presents the results of a sociological survey, which allowed us to form a general idea of the attitude to modern concepts of the essence of the concepts of "health", "healthy lifestyle" and the formation of motivational approaches to attracting students to physical culture and sports activities. Motivational approaches to a healthy lifestyle are established. The formation of motivational approaches to a healthy lifestyle requires joint efforts, the desire on the part of the student, and teachers working in the field of education and upbringing to form a health culture among students.
Keywords: health, healthy lifestyle, motivation, sociological survey, practical exercises, physical culture and sports.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема полноценного здоровья и здорового образа жизни приобретает особую актуальность, так как в нашей стране по разным причинам повышается заболеваемость и смертность, снижается рождаемость, уменьшается продолжительность жизни населения. Здоровье является ключевой ценностью для каждой отдельно взятой личности, общества и государства, в целом. Уровень здоровья населения напрямую сказывается на демографической безопасности страны, особую угрозу представляет уровень здоровья подрастающего поколения и молодежи [1].
В подобной демографической ситуации возрастает значение первичной профилактики, в частности, экологически благоприятных условий среды обитания, здорового образа жизни, традиционных и нетрадиционных систем сохранения и укрепление здоровья.
Специалистами Всемирной организации здравоохранения определено, здоровье -это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Закладки фундамента здорового образа жизни проявляются в духовно-нравственных и национальных традициях, которые обеспечивают душевное, духовное,
физическое и социальное благополучие.
Основной целью физического воспитания является формирование соответствующей мотивации деятельности, осознанной студентами ценности здоровья и физического совершенствования, потребности в занятиях физической культурой [2].
Профессионально-образовательная программа по физической культуре и спорту для студентов высших учебных заведений направлена на освоение знаний научно-биологических и практических основ в этой области, в том числе не исключая формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни.
Целью исследования являлось изучить отношение к современным представлениям сущности понятий «здоровья», «здорового образа жизни» и формирование мотивацион-ных подходов к привлечению студентов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Цель определила следующие задачи: выявить степень осознанного понимания и знаний в формировании «здоровья», «здорового образа жизни» в укладе повседневной жизнедеятельности студентов; определить мотивационные подходы при организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; выявить проблемы и трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения, скорректировать методику проведения практических занятий по физической культуре и спорту, что позволит формировать мотивационные установки на здоровый образ жизни и совмещать их по социальному и профессиональному предназначению.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательский материал был получен на основании социологического исследования в форме письменного анкетного опроса, в котором приняли участие 345 человек. Обследованы студенты 1 курса на 4 факультетах заочной формы обучения Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (РОАТ). Из них 185 человек обучается на специалитете (специальности «Электрический транспорт железных дорог», «Подвижной состав железных дорог», «Магистральный транспорт» и «Технология ремонта и подвижного состава», «Системы обеспечения движения поездов») и 160 человек - по системе бакалавриата (направления «Менеджмент», «Экономика» и «Государственное и муниципальное управление»).
Для выявления степени осознанного понимания знаний в формировании «здоровья», «здорового образа жизни» в укладе повседневной жизнедеятельности студентов и мотивационных подходов к привлечению студентов к физкультурной деятельности было проведено анкетирование. Студентам, обучающимся в РОАТ было предложено ответить на 20 вопросов.
1. Определение пола: а) мужской; б) женский.
2. Укажите Ваш возраст: а) от 18-25; б) от 26-35; в) от 36 и выше.
3. Ваша оценка состоянию здоровья: а) отличное; б) хорошее; в) удовлетворительное; г) слабое.
4. Проходите ли Вы диспансеризацию: а) один раз в три года; б) прохожу ежегодный медосмотр; в) редко; г) не прохожу.
5. Есть ли у Вас проблемы с самодисциплиной и самомотивацией: а) да; б) нет; в) другое (напишите).
6. Ваше понимание выражение «Здоровый образ жизни»: а) образ жизни, направленный на сохранение и укрепление здоровья; б) соблюдение режима дня и правильного питания; в) занятия спортом и закаливание; г) затрудняюсь ответить.
7. Является ли Ваш образ жизни - «Полноценно здоровым»: а) да; б) нет; в) частично.
8. Как вы понимаете суть понятия «Здоровый образ жизни»: а) отказ от вредных привычек; б) правильное питание; в) соблюдение порядка режима дня, правила личной
гигиены; г) умеренное употребление алкоголя; д) отсутствие регулярной половой жизни; е) занятия спортом для поддержания хороших физических кондиций.
9. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни: а) 70-100%; б) 40-60%; в) 10-30%; г) не зависит.
10. Для чего бы Вы стали вести здоровый образ жизни: а) избежать преждевременному процессу старения; б) оставаться внешне и физически красиво; в) предупреждение болезней; г) прожить долгую жизнь.
11. Перечислите случаи, которые бы подтолкнули Вас изменить образ жизни: а) пример, родных людей; б) пример, почтенных людей; в) болезни, передающиеся по наследственной линии; г) убедительная политинформация с доводом достоверных показателей; д) все перечисленное.
12. Злоупотребляете ли Вы нездоровыми привычками (алкоголь, табак, наркотики):
а) да; б) нет; в) пробовал; г) отказался.
13. Делитесь ли Вы личными проблемами с родными людьми: а) да; б) нет; в) не делюсь, стесняюсь; г) пытаюсь, меня не всегда правильно понимают.
14. Как Вы справляетесь со стрессом: а) слушаю музыку; б) занимаюсь физическими упражнениями; в) принимаю контрастный душ; г) использую вредные привычки; д) другое (напишите).
15. Поддерживаете ли Вы здоровый рацион и режим питания: а) да, б) нет, в) иногда, г) никогда.
16. Выберите продукты питания, используемые в вашем меню: а) рыбные блюда, каши, молочные продукты; б) хлеб, картошка, макароны, колбаса; в) салаты, овощные супы, соки; г) все перечисленные.
17. Приемлемый для Вас распорядок приема пищи: а) употребляю много калорий за один прием; б) кушаю 1 раз в течение дня; в) предпочитаю легкие неоднократные «перекусы»; г) придерживаюсь постоянного времени завтрака, обеда, ужина.
18. Присутствуют ли в Вашем рационе диетические продукты: а) да, каждый день;
б) от 1 до 3 раз в неделю; в) однажды в месяц; г) совсем не ем.
19. Как часто Вы уделяете время на занятия двигательной активностью для поддержания оптимальной физической формы: а) 1 раз в неделю; б) 2-3 раза в неделю; в) 4-5 раз в неделю; г) не уделяю время.
20. Как часто Вы уделяете время процедурам закаливания: а) практически каждый день; б) от 3 раз в неделю; в) не принимаю процедуры закаливания.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты социологического опроса позволили составить общее представление об отношении к современным представлениям сущности понятий «здоровья», «здорового образа жизни» и формирование мотивационных подходов к привлечению студентов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Анализ анкетирования показал, что возраст опрошенных был достаточно разным. Это объясняется тем, что формой проведения занятий связано с заочной формой обучения студентов.
Возрастная группа студентов от 18 до 25 лет составила 73% опрошенных на бакалавриате, 50% на специалитете, 26-35 лет - 19% и 32%, 36 лет и старше - 8% и 18% соответственно. 48% обучающихся на бакалавриате и 74% опрошенных на специалитете мужского пола, 52% и 45% женского пола.
Подавляющее число студентов бакалавриата и специалитета 66% и 69%, участвующих в опросе и анкетировании, дали оценку своему здоровью - как хорошее, 21% и 19% - отличное, 11% и 10% - удовлетворительное, 2% - слабое.
Анализ диспансерного наблюдения показал, что 75% опрошенных на специалитете проходят ежегодный медосмотр, 45% на бакалавриате, «один раз в три года» - 11% и
19%, «редко» - 12% и 28%, «никогда» - 2% и 8%.
Анализируя результаты вопроса о проблеме самодисциплины и самомотивации, полученные данные не утешительные. Проблему подтверждают 47% студентов, обучающихся на бакалавриате, 44% на специалитете. В ходе опроса выяснилось, что не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к здоровому образу жизни. Это осложняется тем, что обучающие имеют большие соблазны в иерархии потребностей человека. Они попадают в привычную, комфортную домашнюю атмосферу с заниженным уровнем контроля и ответственности, разнообразием отвлекающих соблазнов, а также ссылаются на нехватку времени в связи с занятостью на работе. В повседневной жизнедеятельности студентов начинает доминировать качество «лени», это приводит к расслабленности организма и нарушению внутренней согласованности и организации психического и соматического состояние здоровья.
Большинство студентов специалитета и бакалавриата 68% и 53% считают, что образ жизни направлен на сохранение и укрепление здоровья, 22% и 30% - акцентируют соблюдение рационального режима дня и правильного питания, 9% и 14 % - на занятиях спортом и закаливанием, 3% и 1% - не знают.
В вопросе «Является ли Ваш образ жизни - «Здоровым»?» многие студенты (48-60)% выбирают ответ «частично», (30-38)% - «да», (10-14)% - «нет».
Осознанное понимание выражения «Здоровый образ жизни» выстроилась по следующим факторам: отказ от курения, алкоголя, наркотиков (56-70)%, правильное питание (78-80)%, соблюдение правил гигиены, распорядка дня, (59-70)%, среднее поглощение спиртосодержащих напитков (8-21)%, воздержание половой жизни (17-40)%, занятия спортом для поддержания оптимальной физической формы (64-74)% опрошенных.
Анализируя, результаты успеха человека от правильного образа жизни, зависит, от (70-100)% отметили 44% студентов специалитета, 32% - бакалавриата, от (40-60)% до (43-45)% , от (10-30)% до (9-20)%, не зависит -7% .
Данные исследования выражения «Для чего бы Вы стали вести здоровый образ жизни?» свидетельствуют, что (31-26)% респондентов бакалавриата и специалитета, чтобы избежать ранних процессов старения, (47-17)% чтобы выглядеть физически красиво, (35-60)% для профилактики болезней, (26-17)% - жить долго, (74-78)% все перечисленное.
Сравнение результатов опроса, «Что может побудить Вас изменить образ жизни» выявил: (27-19)% - пример, близких людей, (22-17)% - пример, уважаемых людей, (32-34)% - болезни, передающиеся по генетической предрасположенности, (9-12)% - представленная наглядная информация с фактами, (10-18)% - все перечисленное у студентов специалитета и бакалавриата.
Анализ результатов по употреблению студентами вредных привычек в повседневной жизни показал, что (23-28)% опрошенных бакалавриата и специалитета употребляют, (36-47)% не употребляют, (25-9)% пробовали, (16-4)% отказались от этих пагубных факторов.
На вопрос «Обсуждаете Вы с близкими людьми свои проблемы?» значительное число опрошенных респондентов (72-50)% отвечали «да», (14-34)% «нет», (10-8)% «не говорю все, стесняюсь», (4-8)% «пытался, но меня не правильно понимают».
Результат опроса «Как вы справляетесь со стрессом?» показал, 13% опрошенных на бакалавриате, 35% на специалитете слушают различную музыку, (24-21)% занимаются физкультурой, (18-21)% хватаются за сигарету, алкоголь и только малый процент (7-4)% принимают водные процедуры (закаляются холодной водой).
Подавляющее число студентов бакалавриата и специалитета 60% и 63% участвующих в опросе «Придерживаетесь ли Вы здорового рациона и режима питания?» ответили «иногда», (24-19)% - «да», (16-18)% - «нет».
На вопрос, «Какие продукты постоянно присутствуют в вашем меню?» в основном ответили рыбные блюда, каши, молочные продукты, хлеб, картошка, макароны, колбаса, салаты, овощные супы, соки.
Анализируя, результаты опроса распорядок приема пищи соблюдают 90% респондентов - время завтрака, обеда, ужина. По употреблению диетических продуктов (41-21)% отвечают, «совсем не ем», (23-17)% употребляют «практически каждый день», (21-43)% - «один раз в месяц», (15-19)% - «от 1 до 5 раз в неделю».
На занятия двигательной активности для поддержания оптимальной физической формы 79% студентов уделяют время 2-3 раза в неделю, 50% - 4-5 раз в неделю, 34% - 1 раз в неделю, 37% не занимаются двигательной активностью.
Печальную картину результатов выявил вопрос «Как часто Вы принимаете процедуры закаливания?» выявлено, что 69% и 71% студентов не принимают процедуры закаливания, 39% закаляются от 3 раз в неделю и только 21% принимает процедуры закаливания практически каждый день.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты понимают выражения «здоровья» и «здорового образа жизни». Однако категория более взрослых студентов редко придерживаются критериев здорового образа жизни в правилах повседневной жизни из-за нехватки свободного времени, обремененных учебой, работой и заботой о семье и близких. Не здоровый образ жизни, в частности употребление вредных факторов: курение, прием большого количества пива и другой алкогольной продукции продолжают культивировать в средствах массовой информации. В нашем случае, опрос показал, что есть категория студентов, которые осознано, отказались от использования в своей жизни вредных привычек.
Для сформированности мотивационных подходов на здоровый образ жизни требуются совместные усилия, желание со стороны студента, и педагогов, работающих в сфере системы воспитания и образования на формирование у обучающихся культуры здоровья. При проведении практических занятий необходимо акцентировать внимание на лекционный материал, углубляя знания студентов о различных методиках двигательной активностью, доступной для разного контингента возрастных групп. В том числе на воспитательную работу в плане привлечения студентов к массовым занятиям спортом, к нетрадиционным видам двигательной активности, которые закаляет характер, делает ее сильной и смелой, воспитывает целеустремленность, упорство, силу духа, умение добиваться поставленной цели и побеждать. Регулярные занятия спортом и двигательной активностью позитивно меняют характер и образ жизни студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федюнин, В.А. Формирование готовности вести здоровый образ жизни у обучающихся / В.А. Федюнин, А.В. Неймышев // Современный ученый. - 2020. - №4. - С. 64-66.
2. Шириева, З.Ш. Ориентация студентов на здоровый образ жизни как основа физического воспитания / З.Ш. Шириева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 18. - С. 22-28.
REFERENCES
1. Fedyunin V.A., and Neymyshev A.V. (2020), "Formation of students readiness to lead a healthy lifestyle", Modern scientist, No. 4, рр. 64-66.
2. Shirieva Z.S. (2015), "Orientation of students on healthy lifestyle as the basis of physical education", Theory and practice of social development, No. 18, pp. 22-28.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2021