УДК 1
Медведева О.С.
слушатель федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Академия управления МВД России
МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕЕ УКРЕПЛЕНИЕ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы дальнейшего укрепления профессионально-значимой мотивации сотрудников органов внутренних дел, анализируются различные аспекты морально-психологической работы по стимулированию и повышению мотивации сотрудников в рамках служебного коллектива, подразделения как общей мотивационной среды, проблемы и противоречия возникающие в указанной области профессиональной деятельности. Дается оценка состоянию правового и организационного уровня взаимодействия руководства, кадрового аппарата, психологической службы по указанным направлениям деятельности.
Ключевые слова: мотив, мотивация, профессиональная деятельность, психологическое обеспечение, морально-психологическая подготовка.
Профессиональная активность сотрудников ОВД при решении служебных задач может реализовываться в различных условиях. Обычные условия деятельности характеризуются отсутствием каких-либо экстремальных факторов (причин, каких-либо изменений, явлений), состоянием адекватной мобилизации субъекта труда, не задействованием резервных психологических и физиологических возможностей организма. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД в обычных условиях связана с выполнением повседневных задач конкретной службы, например, сотрудника
дежурной части, уголовного розыска, патрульно-постовой службы, участкового уполномоченного, эксперта-криминалиста и др.
Деятельность в особых условиях сопряжена с эпизодическим воздействием психологических экстремальных факторов разной мощности и интенсивности на функциональное состояние субъекта труда, вызывающее мобилизацию резервных возможностей компенсаторного типа. Деятельность в особых экстремальных условиях подразумевает выполнение оперативно-служебных (комплекс практически осуществляющейся служебной деятельности, ядром которой выступает оперативная деятельность) и служебно-боевых (реализация оперативно-розыскных мероприятий и действий в осуществляемых органами внутренних дел специальных операциях) задач в усложненной оперативной обстановке, характеризующейся повышенной общественной опасностью, сложившейся на определенной территории в результате чрезвычайных обстоятельств, происшествий и ситуаций криминального характера.
Успешная реализация оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности связана с высокой степенью опасности для жизни и здоровья, сложностью поставленных задач, их реализация существенно зависит от высокого уровня специфической подготовки личного состава ОВД, готовности и умения сотрудников работать на пределе своих умственных, психических и физических возможностей, будучи высоко мотивированными как на выполнение конкретных определенных профессиональных должностных обязанностей, так и служебного долга в целом.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности в данном контексте представляет собой психологическую предпосылку, потребность, устремленность, взаимосвязанную с важнейшими составляющими выполняемой деятельности, а именно качество личности и ситуативные факторы трудовой задачи. Кроме того, следует отметить, что единство аффективного, эмоционального начала, когнитивных образований, убеждений и поведенческих актов в виде навыков, устойчивых реакций являются выражением сформированности психологической готовности сотрудника к определенной деятельности, его мотивированность на нее.
В структуре индивидуальной готовности сотрудника к правоохранительной
деятельности ведущее место также занимает потебность и мотивация, которая
55
рассматривается как наличие ценностно-смысловых элементов, соответствующего уровня развития волевых функций, способствующих эффективности целевой деятельности, на которую ориентирована мотивация. Однако, по мнению специалистов, высокий уровень подготовленности сотрудника ОВД в целом еще не означает, что он готов в определенный момент времени совершить необходимые эффективные действия. Готовность к успешному выполнению профессиональных задач в экстремальных условиях зависит от мотивации, внутренней собранности, настроенности, эмоционально-волевой устойчивости и др.
Вопросы мотивации не должны рассматриваться сугубо утилитарно лишь применительно в рамках конкретной деятельности или выполнения конкретной задачи в процессе профессиональной деятельности в целом. Справедливым является утверждение о том, что мотивация является необходимым элементом требующим анализирования в рамках кадровой работы. Качественное кадровое обеспечение начинается с ясного представления о том, какие сотрудники необходимы организации на конкретные должности, т.е. с разработки профессионально-квалификационных моделей, важнейшим компонентом которых являются профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Научно обоснованные квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел должна быть конкретизированы с точки зрения мотивационной составляющей применительно к должностным категориям не только по иерархической вертикали (должности рядового и младшего, среднего, старшего, высшего начальствующего состава), но и с учетом задач и специфики деятельности различных подразделений органов внутренних дел (следственные, оперативные, штабные и т.д.).
Результатом этой работы должны стать тщательно проработанные
профессиональные стандарты, т.е. нормативно закрепленные характеристики
квалификации, необходимые сотруднику для осуществления определенного вида
деятельности в органах внутренних дел. Данные требования к квалификации
сотрудников должны являться основой для разработки образовательных стандартов и
программ подготовки специалистов для органов внутренних дел. При этом нужно быть
готовым к тому, что эта комплексная работа потребует существенных временных
59
затрат, взаимодействия руководящего состава, подразделений кадровой и воспитательной работы, скрупулезного и внимательного отношения, детальной проработки каждого квалификационного требования.
Профессиональная подготовка по повышению профессионально-значимой мотивации выступает одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел и является неотъемлемой частью профессиональной компетентности. В настоящее время проблемам психологической подготовки уделяется большое значение в связи с их огромной ролью в повышении эффективно оперативно-служебной деятельности. Психологическая подготовка в органах внутренних дел, представляющая собой особый вид психологического обеспечения деятельности сотрудников. Она выступает составляющей профессиональной подготовки и входит в структуру первоначальной подготовки, систему боевой и служебной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. На практике зачастую используется термин профессионально-психологическая подготовка, морально-психологическая подготовка, морально психологическое обеспечение служебной деятельности в связи с профессиональной направленностью психологической подготовки, направленной, по определению В.М. Позднякова на повышение уровня профессиональной развитости следующих психологических компонентов сотрудника: мотивационного, познавательно-прогностического, эмоционально-волевого и психодинамического. Психологическая подготовка и повышение мотивации сотрудников органов внутренних дел - это специализированный комплекс мер по формированию, развитию и активизации соответствующих качеств сотрудников, направленный на эффективное решение оперативно-служебных задач. Так в целом в результате освоения ее необходимых компонентов (прохождения соответствующих этапов) и составляющих сотрудник должен отличаться следующими качествами:
- высоким уровнем познавательных качеств (гибкость мышления, профессиональная наблюдательность, способностью к прогнозированию, развитой интуицией и памятью, умением оценивать оперативную информацию, отличать
значимую информацию от несущественной);
60
- способностью грамотного применения приемов общения для установления и поддержания психологических контактов, учета состояния собеседника в ходе общения;
- способностью к реагированию и импровизации согласно ситуации в процессе общения;
- способностью действовать целенаправленно и уверенно в повседневных и экстремальных условиях служебной деятельности;
- стремлением к достижению высокого качества решения служебных задач;
- способностью точно и ясно выражать свои мысли в письменной и устной форме;
- самостоятельностью и независимостью.
- интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии;
- уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителя правопорядка;
- хорошие физические качества; наблюдательность;
- развитой мотивация достижений; умение интегрироваться в коллектив, готовность поступиться своими интересами ради подразделения;
- способность к реагированию и импровизации согласно ситуации в процессе общения, учитывать состояние собеседника;
- оперативность и осознанность в принятии решения;
- способность действовать целенаправленно и достигать высокого качества решения служебных задач.
Психологическая подготовка является ключевым составляющим
профессионального мастерства сотрудников. Она представляет собой комплекс
сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих
требованиям специфических психологических особенностей оперативно-служебной
деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления.
Элементами психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел
являются: профессионально-психологическая ориентированность и чувствительность
сотрудника; подготовленность сотрудника по психологическим аспектам
эффективности профессиональных действий и тактики; развитая профессиональная
61
наблюдательность и память сотрудника; психологическая устойчивость. Подготовка позволяет в рамках исследований и анализа, выявить не только общий уровень сформированности профессионально-психологической устойчивости сотрудников, но и охарактеризовать системообразующие составляющие ее структурных компонентов: активационный, мотивационный, эмоциональный, когнитивный и волевой.
Таким образом, специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляет особые требования к личности сотрудника и его мотивационной сферы. Эффективность выполнения сотрудником служебных обязанностей определяется уровнем развития профессиональных качеств личности, ее мотивированости на успешное достижение текущих и общих задач службы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Каранкевич А.И., Михута И.Ю. Особенности правоохранительной деятельности ОВД и профессиональная готовность сотрудников к ее эффективному выполнению // Академическая мысль. - № 1. - декабрь 2017 г. - С. 91.
Бавсун И.Г. Перспективы формирования профессионального стандарта сотрудника органов внутренних дел // Вестник Омской юридической академии. - № 2 - апрель-июнь 2016 г. - С. 76.
Печенкова Е.А. Основные компоненты психологической подготовки в процессе профессиональной деятельности органов внутренних дел // Академическая мысль. - № 2 - июнь 2018 г. - С. 127.